Какие привилегии имел духовно рыцарский орден госпитальеры. История появления ордена госпитальеров

монашеский орден

Первоначальный центр, от которого госпитальеры получили своё наименование - госпиталь (лат. "гостеприимство") св. Иоанна при доме паломников в Иерусалиме , созданный в году монахом-бенедиктинцем Жераром. Первоначальной целью братства была забота о неимущих, больных или раненых паломниках в Святой Земле . После вступления римо-католиков в Иерусалим в ходе I Крестового похода в году орден оформился как религиозно-военный, был утвержден его устав.

После изгнания из Иерусалима орден обосновался на Родосе . После его падения в году орден переместился на Мальту и госпитальеры стали известны также под названием рыцарей Мальтийского ордена .

Современное состояние

На начало 2010-х годов владения госпитальеров (около 2 кв.км) пользуются правом экстерриториальности. По международному праву Орден является государствоподобным образованием и имеет дипломатические отношения на уровне послов с около 50 странами, свою конституцию, правительство, национальный гимн, гражданство и даже чеканит монету. Орден обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн. долларов. Ордену также принадлежит около 200 больниц в различных странах мира. Орден объединяет крупных политических и общественных деятелей, представителей большого бизнеса и аристократии.

Устройство

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса:

  • члены I класса – рыцари справедливости, признанные монастырские капелланы – дают обеты бедности, целомудрия и послушания и являются монахами ;
  • члены II класса – рыцари послушания и донаты справедливости – дают обет послушания. Они обязаны соблюдать предписания для рыцарей послушания касательно совершения молитв и обязанностей по отношению к ордену и его членам;
  • члены III класса - не принимают обетов, но берут на себя обязательство вести христианский образ жизни и принимать активное участие в уходе за больными и социальной работе, проводимой орденом.

Рыцарские Ордена в истории довольно интересное явление. С одной стороны истории о них окутаны романтизмом и мистикой, а с другой – различного рода бесчинствами и варварством. Известно, что с 1100 по 1300 годы в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов, однако наиболее жизнеспособными и известными оказались три ордена. Это орден тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский орден. В данной статье рассмотрим их подробнее и постараемся восполнить пробелы в данной тематике.

Орден Тамлиеров

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во-преки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.
Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.
В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамп-лиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было не-обходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили хра-мовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, бы-лое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал вось-миконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было сим-волизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное проис-хождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рож-дения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались мо-нархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иеруса-лимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался крестом Св. Иоанна Иерусалимского.

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.
Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Па-лестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г.
та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пы-тались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское го-сударство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они ис-пользовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.

Паломничество в Святую Землю. Госпиталь в Иерусалиме.

С начала IV века Палестина и Иерусалим стали местом паломничества. Потоки благочестивых христиан со всей Европы устремлялись в Святую Землю, чтобы поклониться святым местам - местам, где по Евангелию провел свои последние дни Иисус Христос.

Для кого-то такое путешествие являлось результатом его благочестивого духовного порыва, для кого-то актом покаяния, очищения от грехов. В любом случае дорога была дальней и трудной: передвигаться помимо морсокго плавания от европейских портов до палестинских приходилось на повозках или пешком, часто под палящим солнцем, по извилстым каменистым дорогам, подчас без всякой возможности пополнить свои запасы воды и еды. Дальность и трудность путешествия приводила к тому, что многие пилигримы прибывали в Иерусалим тяжело больными. Заботу о них брали на себя небольшие гостеприимные дома и монастыри.

В середине VI в. римский папа Григорий Великий послал в Святую Землю аббата Проба с целью восстановления старых и постройки новых странноприимных домов для паломников, поток которых в Иерусалим значительно увеличился.
Паломничество не прекращалось и в период арабского завоевания Ближнего Востока. Арабы поначалу терпимо относились к религиозным проявлениям пилигримов из Европы, что нельзя сказать о турках-сельджуках.

Во второй половине XI в. (по одним источникам в 1070 г.) купец по имени Мауро родом из итальянского города-республики Амальфи, торговавший с малоазиатскими портовыми городами, получил от египетского халифа Боменсора, владетеля Палестины, недалеко от Гроба Господня - храма, который был построен на месте, где принял мученическую смерть на кресте Иисус Христос - разрешение на открытие в Иерусалиме госпиталя (лат. gospitalis - гость) - странноприимного дома для паломников, путешествующих к Святым местам. Первоначально, в период своего раннего становления, странноприимный дом был посвящен патриарху Александрийскому, св. Иоанну Элеймону, жившему в VII в. Паломники из Европы называли это госпиталь "госпиталем Иоанна Милостивого". Позже покровителем иоаннитов стал св. Иоанн Иерусалимский (Креститель). Отсюда произошло название братства, ухаживающего за бедными и больными паломниками и проявлящим милосердие и сострадание к нуждающимся - иоанниты или госпитальеры.

Братство госпиталя св. Иоанна. Фра Герард.

Через некоторое время (по косвенным оценкам - до 1080 г.) совместно с бенедиктинскими монахами во вновь созданном гостеприимном доме было создано небольшое братство, которое помогало нуждающимся полоникам, приезжавшим из Европы поклониться Гробу Господню, а сам госпиталь превратился в небольшой монастырь с больницами, церковью святой Марии Латинской и часовней святой Марии Магдалины. И все это - на расстоянии всего лишь "полета камня от гроба Господняя".

Первым настоятелем странноприимного дома был избран фра Жерар (Герард) де Торн. Под его руководством были выстроены церковь во имя святого Иоанна Крестителя и новый большой госпиталь, состоящий из двух отдельных зданий: для мужчин и для женщин. В церкви святого Иоанна служили монахи-бенедиктинцы. День рождества Иоанна Крестителя у членов нового братства становится особо почитаемым праздником.

Первых братьев-монахов стали называть госпитальерами-гостеприимцами святого Иоанна Иерусалимского. Пример Жерара и его товарищей вдохновил многих современников, которые с радостью приняли на себя монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, и дали клятву "бедных братьев госпиталя святого Иоанна": "Служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные".

Влияние крестовых походов на братство св. Иоанна

В октябре 1096 года в небольшом французском городке Клермон произошло воззвание Папы Римского ко всем верующим христианам Европы выступить в поход против сарацинов с целью освободить Гроб Господень из рук неверных. Когда начались крестовые походы, значение братства госпиталя святого Иоанна было трудно переоценить. Больные, раненые прибывали в огромных количествах, многим требовалось лечение, уход, и нередко христианское погребение.


Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского.


После первого крестового похода братство естественным образом нуждалось в защите и покровительстве христианских правителей, завоевавших Иерусалим, от врагов-сарацин. При посещении иоаннитского странноприимного дома первый иерусалимский король (также герцог Нижней Лотарингии) Годфрид Бульонский подарил для содержания госпиталя деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Четверо рьщарей-крестоносцсв из свиты короля - Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю, Гастус - добровольно остались у Жерара де Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев. В 1099 г. после первого крестового похода и основания Иерусалимского королевства паломникам потребовались не только лечение и уход, но и защита и поэтому братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал Жерар де Торн. Тогда же вошла в обиход для членов Ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконечным белым крестом, символизирующим восемь блаженств Христовых. Сначала члены Ордена ухаживали за больными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войне с сарацинами и охранять паломников, прибывавших в Палестину двумя путями - по суше через Малую Азию и Византию или по Средиземному морю. Братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. Исследователь средневекового монашества Л.П.Карсавин отмечал: "Аскетический идеал оказывал влияние не только на духовные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аскетским, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, (1119г) в ней нуждались, защита Гроба Господня от неверных вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские орден а".

Почти тогда же, в 1118г., девятью рыцарями во главе с Гуго де Пейеном (вассалом графа Шампаньского) был основан орден тамплиеров или храмовников , а позднее (1198г.) был создан и тевтонский рыцарский орден.

Первые рыцарские ордена - три наиболее известных ордена Святой Земли и три испанских ордена - возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась реальаностью.

Дух крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство, которое является лучшим выражением настроения и интересов эпохи, когда хрнстианство вынуждено было силою оружия отражать вооруженную пропаганду ислама.

Почти в одно и то же время некоторые монахи стали опоясываться мечом по рясе и некоторые рыцари надели монашескую рясу поверх кольчуги. В 1104 г. король Иерусалима Балдуин I, наследник и брат Годфрида Бульонского, еще раз признал и подтвердил привилегии братства госпитальеров как военно-духовного Ордена. А в 1107 г. выделил Ордену участок земли (с этого времени рыцари-госпитальеры стали приобретать земли в других европейских странах). В 1113г. папа Пасхалий II своей Буллой утвердил братство Госпиталя св. Иоанна, взял их под свое покровительство и обеспечил право свободно избирать своих настоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал право обра-щаться по вопросам, касающимся Ордена, непосредственно к нему. Таким образом, с 1070г. небольшое братство, ухаживающее за больными и ранеными паломниками, приезжавшими из Европы поклониться Гробу Господню, к 1113г сформировалось уже настоящий духовно-рыцарский Орден.


Великий Магистр Раймонд де Пюи.


В 1120 г. Первый настоятель иерусалимского госпиталя, Жерар де Торн, умер и на его место был избран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи из дворянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться Великим Магистром.
Сохраняя знаменитый госпиталь, не менее важной задачей для себя иоанниты считали военную защиту паломников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму.

Дпя этой цели члены Ордена были разделены на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов (братьев-священников), которые отвечали за религиозную деятельность Ордена, и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать представителей первых двух групп).
Для выполнения орденских задач Великим Магистром Раймондом де Пюи был составлен первый Устав Ордена - Правила Ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1120 г. римский папа Калист II римский папа утвердил этот Устав.

Как уже говорилось, члены Ордена были разделены на 3 группы: рыцарей, капелланов и оруженосцев. Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Также поощрялось включение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить религиозным и духовным идеалам. Не принимали в орден тех людей, родители которых занимались торговлей или банковской деятельностью.
Во время обряда принятия в Орден, новые члены давали присягу на верность Великому Магистру, обеты целомудрия, бедности и послушания.

На знамени Ордена, утвержденном в 1130 г. римским папой Инокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на черном фоне. На Орденской Печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный белый восьмиконечный крест на груди - их целомудрие. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях - благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь блаженств, которые были обещаны Христом всем праведникам в раю в Нагорной проповеди*.

Превратившись в мощный военный союз, Орден стал именоваться: "Рыцари Госпитальеры Ордена святого Иоанна Иерусалимского". По мере роста славы и заслуг Ордена в него вступало все больше аристократов и рыцарей со всей Европы. За 30-летнее управление Орденом Великим Магистром Раймондом де Пюи задачи этого братства намного переросли местные масштабы деятельности. Самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов, которые уже на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземноморье. Отметим также независимость Ордена, с самого начала отделенного от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия. Римские папы постоянно давали привилегии иоаннитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники Ордена отчитывались только перед Капитулом и Великим Магистром. В 1143 г. папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни духовым ни светским властям - только непосрсдственно самому римскому папе. В 1153г. папа Анастасий IV буллой "Сhristianae Fidei Religio" разделил членов Ордена на рыцарей, одевавшихся в красную полумонашескую-полувоенную одежду c черным плащем-накидкой, и оруженосцев. Иерархия Ордена иоаннитов - рыцари, священники и братья-госпитальеры - была утверждена римским папой позднее, в 1259 г. Дальнейшие привилегии предоставили Ордену папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III, а папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: "Великого Магистра святого Госпиталя Иерусалимского и Настоятеля Рати Христовой".


Крепости госпитальеров

Паломники из Европы обеспечивались охраной, лечением, жильем и едой в многочисленных гостеприимных домах и госпиталях. Вторая главная задача рыцарей-иоаннитов - борьба с неверными - предполагала также участие Ордена во всех военных походах и оборону государств крестоносцев, образованных на Востоке. Легендарными стали замки иоаннитов в Палестине и их беспримерная оборона.

В 1136г. граф Раймунд Триполийский поручил рыцарям-иоаннитам оборону крепости Бет Джибелин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испытание и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей.

Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороняли только в Леванте более пятидесяти крепостей. Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприимные дома-госпитали. Иоаннитские крепости располагались почти на всех дорогах паломников - в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии - от Эдессы до Синая. Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак де Шевалье и Маргат, на юге - замки Бельвер (Belvoir) и Бет Джибелин.

Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать всю территорию в радиусе нескольких километров. Арабский автор, описывая крепосгь Бельвер, сравнивал ее с орлиным гнездом. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.

Крепость Крак де Шевалье, находившаяся на склоне ливанских гор, в 1144 г. была передана иоаннитам графом Раймундом Триполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башнями и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей плошадью около трех гектаров) находились жилые здания: казармы, палата Великого Магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода, достаточная для двухтысячного гарнизона. Но как не была надежна защита крепости и мужество иоаннитов, силы врага были настолько значительны, что иногда их численность превосходила численность иоаннитов в десятки раз. Но ни одна из крепостей не была сдана без боя! Замок Бет Джибелин пал в 1187 г., замок Бельвер в 1189 г. после осады войсками Салах-ад-Дина(который, кстати, незадолго до этого(2.10.1187г.) захватил захваченный прежде крестоносцами(1099г.) уже христианский Иерусалим). Крак де Шевалье с 1110 по 1271 гг. выдержал двенадцать осад, и только в 1271 г. был взят войсками мамелюкского султана Египта Бейбарса.

Крепость Маргат была передана госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 г. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двойными стенами и большими башнями. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы крепости позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией Ордена. Известны принятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые рыцари стали подразделяться по национальному признаку на "Языки" или "Нациии"). Маргат пал после жесточайшей осады мамелюками преемника Бейбарса - Келауна в 1285 г.


Крестовые походы от II до VIII


Уже в 1124 г. с помощью иоаннитских рыцарей была снята осада арабов с главного порта Иерусалимского королевства - Яффы, и взят Тир - один из богатейших городов в Восточном Средиземноморье.

В 1137 г. войска византийского императора Иоанна Комнина ненадолго захватили Антиохию, а в декабре 1144 г. отряды сельджукского эмира Имада-ад-дина разгромили Эдесское княжество - после обращения послов христианских государств на Востоке к римскому папе, Евгению III, летом 1147 г. начался II Крестовый поход, в котором принимали участие и иоанниты. Семидесятитысячная армия крестоносцев во главе с французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III Гогенштауфеном после неудачной осады Дамаска ни с чем вернулась домой в Европу - II Крестовый поход закончился неудачно.
В 1153 г. иоанниты участвовали в захвате Аскалона -важного египетского города, в 1168 г. - в неудачной осаде Каира. К концу XII века в Ордене иоаннитов на-считывалось более 600 рыцарей.

В 1171 г. власть в Египте захватил египетский визирь Юсуф Салах-ад-дин, названный в Европе Саладином, в течении нескольких лет объединявший под своим управлением Сирию и Мессопотамию. Началась ожесточенная борьба мамелюков с крестоносцами. В 1185 г. король Иерусалима и Салах-ад-Дин подписали договор о мире на четыре года. Но в начале 1187 г. владелец двух крепостей - Керак и Крак де Монреал - барон Рене Шатильонский напал на караван Салах-ад-Дина, щедший из Каира в Дамаск. Среди захваченных была сестра правителя Египта. Султан потребовал объяснений, но Рене ответил, что договор не подписывал, и его не соблюдает. Салах-ад-Дин объявил крестоносцам священную войну - Джихад.

Шетидесятитысячное войско мамелюков во главе с Салах-ад-Дином вторглось на землю Иерусалимского Королевства и 1 июля 1187 г. взяло Тивериаду. 5 июля под той же Тивериадой, расположенным между Тивериадским озером и Назаретом, крестоносцы бьли наголову разбиты армией Салах-ад-Дина - в плен попали иерусалимский король Ги де Лузиньян, великий магистр тамплиеров и множество рыцарей. После разгрома армии крестоносцев под Хиттином были казнены более 30 рыцарей, Рене Шатильонскому Салах-ад-Дин отрубил голову лично. Разгром крестоносцев при Тивериаде, имел катастрофические последствия для Иерусалимского королевства. Королевство лишилось самой боеспособной части своей армии, если не всей армии. Одновременно были открыты дороги на все замки, крепости, города, горда-порты и сам Иерусалим! Существование Иерусалимского королевства оказалось под угрозой.

После Тивериады отряды Салах-ад-Дина взяли порты Акру, Торон, Сидон, Бейрут, Назарет, Яффу и Аскалон - иерусалимское королевство было отрезано от Европы. В середине сентября 1187 г. армия Салах-ад-Дина осадила Иерусалим. Оборонять Иерусалим было бесполезно и 2 октября после нескольких переговоров город сдался: Иерусалим открыл ворота. Жители Иерусалима могли уйти из города, только заплатив выкуп - 10 золотых динаров за мужчину, 5 - за женщину и 1 - за ребенка; тот, кто не смог этого сделать - становился рабом. 3000 бедняков отпустили просто так.

У Крестоносцев еще оставались Бельфор, Тир, Триполи, Крак де Шевалье, Маргат и Антиохия.
В мае 1189 г. начался III Крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. В походе участвовали и иоаннитские рыцари. По дороге король Ричард взял отложившийся от Византии остров Кипр, королем которого стал бывший глава Иерусалимского королевства Гвидо де Лузиньян. 11 июля 1191 г. крестоносцы штурмом взяли Акру, где и расположилась главная резиденция Ордена иоаннитов. Резиденции иоаннитов находились также в Тире и Маргате. Ричард Львиное Сердце хотел взять Иерусалим, но осадить город не смог - 2 сентября 1192 г. с Салах-ад-Дином был заключен мир, по которому Иерусалим оставался у мамелюков, а за крестоносцами сохранилась только узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы. Плюс еще у Ричарда были неотложные дела в своем королевстве, в Англии и он хотел скорее туда отплыть. Столица Иерусалимского королевсгва была пересена в Акру.

Иоанниты участвовали и в IV Крестовом походе, начавшемся в 1199 г. Войска под руководством итальянского маркграфа Бонифация Монфераттского и Балдуина Фландрского на венецианских судах Энрико Дандоло вместо воины с Египтом по просьбе претендента на императорский престол византийского принца Алексея Ангела, сына императора Исаака Ангела, только что свергнутого с престола своим братом, были соблазнены огромными деньгами, который Алексей обещал им заплатить, если с их помощью его отец снова будет воцарен на трон, и подошли к Константинополю. Исаак был был обратно посажен на трон, но у него не было достатточно денег, чтобы заплатить долг. Начались затяжные переговоры, в которых Исаак просил отсрочить выплату долга. Крестоносцы ждать не хотели: их ждала Святая земля. Между тем в Константинополе объявился один принц из рода Дуков, который стал проповедовать ненависть греков к крестоносцам и в довершение же всего этого он сделал еще и вылазку притив крестоносцев, которая и решила судьбу империи. Народ единогласно поддержал этого принца (его звали Мурзуфл) и он в соборе святой Софии был провозглашен императором. Помимо этого он заточил наследника престола Алексея Ангела в темницу и там его убил. Он еще хотел избавиться от вождей крестоносцев: заманить их в ловушку, пригласив их на «пир», но ему это не удалось. На следующий день сама византийская армия предприняла враждебные действия против крестоносцев, попытавшись поджечь их корабли. Началась война. Константинополь был осажден почти со всех сторон. После немногодневной осады крестоносцы со 2ой попытки штурмом взяли Константинополь. Мурзуфл бежал. Огромнейшие по тем временам богатства Константинополя были разграблены! По приблизительным оценкам их стоимость тогда оценивали в 1 100 000 серебряных марок. Жителей города пощадили. Императором новой Латинской империи 9 мая был выбран граф Балдуин IX Фландрский. Крестоносцы захватили и поделили между собой земли Фракии, Македонии, Фессалии, Аттики, Беотии, Пелопонесса и острова Эгейского моря. Тогда же с участием иоаннитов на Пелопонесском полуострове было образовано Морейское княжество.

Орден постепенно становился крупным земельным собственником. Во-первых, он получал владения как в Палестине (на завоеванных землях), так и в Европе в награду за военные подвиги и услуги, оказанные монахам. Во-вторых, рыцари чести (или “рыцари по спраливости”), принимавшие все обеты (в том числе обет бедности), жертвовали свое имущество и недвижимость ордену. В-третьих, Орден наследовал земли своих погибших рыцарей (в Правилах Раймонда де Пюи предписывалось, отправляющемуся в путь рыцарю "сделать духовное завещание или другое распоряжение", и очень часто рыцари объявляли своим наследником Орден). Каждое отдельное владение Ордена называлось командорством, и, по своему обыкновению, в каждом таком владении (как в Палестине, так и в Европе) Орден устраивал госпиталь в честь св. Иоанна Иерусалимского. За время Крестовых походов существовало несколько государств иоаннитов (государство иоаннитов в Акконе со столицей в Акре было последним государством крестоносцев в Палестине после падения Иерусалима).

Во время Пятого крестового похода 1217-и 21 гг. иоанниты участвовали в неудачной осаде крепости Тавор (77 башен), а во время похода на мамелюкский Египет - принимали участие в долгой осаде и взятии крепости Дамисты (Дамиетты). В 1230 г. иоанниты завязали контакты с ассасинами - тайной мусульманской организацией-государством, образованной в конце XI века в Иране и имевшей крепости и замки в Сирии и Ливане.

В августе 1244 г. Иерусалим был взят войсками египетского султана ас-Салиха. 17 октября 1244 г. объединенное войско Иерусалимского королевства было разбито при Харбшахе войсками египетского султана Бейбарса (Бибарса). Из 7000 рыцарей в живых осталось только 33 тамплиера, 3 тевтонца и 27 иоаннитов; около 800 рыцарей были взяты в плен. В 1247 г. египтяне захватили также часть Галилеи и город Аскалон, который защищали иоаннитские рыцари.

В 1265 г. султан Бейбарс (Бибарс) взял Кесарию и Арсуф, в 1268 г. – Яффу, и что самое страшное – Антиохию, одну из самых мощнейших крепостей на ближнем востоке, крепость, которую крестоносцы осаждали 7 месяцев и потеряли под ней половину своей армии! Вот как описывают летописи несчастье Антиохии, которую взял Бибарс: «Так как граф Триполийский, владетель Антиохии, бежал бежал из нее, то султан письменно уведомил его о своей победе. «Смерть – писал он, - пришла со всех сторон и по всем путям; мы умертвили всех тех, кого ты избрал для охраны Антиохии; если бы ты видел рыцарей своих, попираемых ногами коней, жен подданных твоих, продаваемых с молотка, опрокинутые кресты и кафедры церковные, рассеенные и разлетающиеся по ветру листы из Евангеля, дворцы твои, объятые пламенем, мертвецов, горящем в огне мира сего, то, наверное, ты воскликнул бы: «Господи! Пусть и я превращусь в прах! »» Также Бейбарс взял мощную крепость тевтонского ордена Монфор. В 1271 г. была взята крепость Крак де Шевалье в Сирии, принадлежавшая госпитальерам.

В 1270 г. состоялся последний Крестовый поход - восьмой. 17 июля войска крестоносцев, возглавляемые французским королем Людовиком IX высадились в Тунисе, где король умер от лихорадки. Поход завершился безрезультатно, был подписан мир - крестоносцы не смогли переломить ситуацию в свою пользу. В 1285 г. войска султана Бейбарса взяли Маргат, в 1287 - Латакию, в апреле 1289 г. - Триполи.

В 1291 г., несмотря на всю доблесть и героизм рыцарей Креста Красного (тамплиеров) и рыцарей Креста Белого (госпитальеров), сражавшихся бок о бок, на 1 христианина приходилось 7 мусульман, битвы продолжались каждый день и Акра (Птолемаида) была потеряна перед лицом подавляющего численного превосходства мусульманских войск, продержавшись около двух недель. Падение Акры имело огромное политическое и военное значение – это означало уничтожение последнего оплота христиан, и изгнание их со Святой земли. С падением Акры Иерусалимское королевство прекратило свое существование. С падением Акры также заканчивается история крестовых походов.

Уход из Святой Земли. Кипр


В конце XIII в. иоанниты перебрались на Кипр, захваченный еще в 1191г. отрядами английского короля Ричарда Львиное Сердце и проданный тамплиерам, которые потом уступили остров королю Иерусалимского королевства Ги де Лузиньяну (эта династия удерживала за собой остров до 1489 г.), Стараниями Великого Магистра госпитальеров Жана де Вилье у госпитальеров на Кипре уже были замки в Никосии, Колосси и других местах. Отход на Кипр был достаточно боевым: "Великий Магистр Жан де Вилье и его рыцари прорубили себе дорогу на орденскую галеру, в то время как с палубы прикрывавшие их доблестный отход лучники обрушивали грады стрел на врага, стремившегося уничтожить последних из оставшихся в живых героев Великой Христианской Армии. Разбитые и раненные, но не покоренные и не сломленные, рыцари высадились на Кипре, где король Ги де Лузиньян дружески встретил их. Орден стал вассалом короля Кипра и получил от него феодальное владение Лимассол (Лимиссо) в качестве лена (феода).

Изгнанный из Иерусалима Орден святого Самсона слился с Орденом госпитальеров, и этот союз стал именоваться "рыцари Кипра". В 1291г. король Кипра Анри II Лузиньян подарил рыцарям город Лимиссо, (что было утверждено римским папой Климентом V), где затем в течение восемнадцати лет была резиденция Ордена.

В Лимиссе был держан Генеральный Капитул, так что со времени основания Ордена не было такого многолюдного собрания. Некоторые из кавалеров советовали Великому Магистру переселиться в Италию, но он и прочие старшие кавалеры, имея в предмете возвратить когда либо Обетованную землю, отвергнули предложение первых, а решились на время остаться в Лимиссе. Здесь Великий Магистр для бедных и страннопришельцев основал гостинницу, повелел кавалерам вооружить суда, на которых прибыли они в Кипр, и употреблять их на защиту поломников, кои и по окончательной потери христианами

Иерусалима не преставали посещать Святые места. Вскоре после сего кавалеры отправились в море, где собирая страннопришельцев, провожали их в свое отечество и сражаясь за оных с корсарами, получали великие добычи, чем увеличили вооружения Ордена так, что в короткое время вышло из гавани множество судов, и флаг Ордена святого Иоанна на всех морях был в великом уважении. По причине непостоянства короля кипрского, продолжались беспрестанные у него с кавалерами несогласия, почему Великий Магистр решился переменить место. Он обратил взор свой на остров, которым владел тогда Леон Галл, отпадший от греческого императора. Галл, собрав турок и сарацын, вооружился и кавалерам в совершенном покорении острова сопротивлялся более двух лет. Острова Ниссаро, Епископия, Колхис, Симия, Тило, Лерос, Калалю и Кос дали также верности присягу Великому Магистру.

В соответствии со средневековым ленным правом Орден, хотя и сохранял определенную свободу в решении своих собственных дел, но вынужден был находиться в определенной зависимости у своего сеньора, что выражалось, в частности, в уплате дани и несении воинской повинности. Но у Великого Магистра Гийома де Вилларе отношения с сеньором де Лузиньяном не сложились, и гордый рыцарь стал подыскивать себе другое место.


Переселение на Родос


Двадцать лет на Кипре позволили Ордену восстановить силы. Казна наполнилась многочисленными поступлениями из Европы, а также добычей от морских побед над корсарами и турками. Увеличился приток новых рыцарей из Европы. Орден вновь обрел былое могущество. В то время как ордена тамплиеров и тевтонцев после утраты Святой Земли переместились в родные страны своих рыцарей и, несмотря на свое значение, в конце концов, оказались в зависимости от своих сеньоров, рыцари Ордена святого Иоанна не хотели иметь сеньора и решились на завоевание острова Родос. В 1307-1309 годах госпитальеры завоевали остров Родос и впоследствии основали там мощную крепость и госпиталь. А в 1310г. на Родос была официально перенесена штаб-квартира Ордена. Первой заботой рыцарей стало укрепление старых византийских фортификаций острова и строительство госпиталя.

Обновление оборонительных укреплений явилось вовсе не пустой предосторожностью. Уже через два года после того, как рыцари обосновались на Родосе, турки предприняли попытку завладеть островом Аморгос, лежавшим в ста милях к северо-западу от Родоса. Великий магистр Фулк де Вилларе бросил на разгром турок все наличные силы Ордена. В морском сражении у берегов Аморгоса турки потеряли весь свой флот.

Военные операции против турок, которые велись практически непрерывно до последней четверти XV века, рождали своих героев. Один из них был Дьедонне де Гозон, избранный великим магистром в 1346 году. Под предводительством де Гозона рыцари одержали внушительную победу над турецким флотом у берегов Смирны. Этот город оставался их форпостом в Малой Азии до тех пор, пока в 1402 году не пал под ударами армий Тимура.

Вторая половина XIV века отмечена последними попытками Европы взять реванш за разгром крестоносцев. В 1365 году папа Урбан V призвал к новому крестовому походу против неверных. Подготовку к нему возглавил король Кипра Петр I. Летом 1365 года у берегов Кипра собралась армада парусников, галер и транспортных судов, на борту которых находились рыцари и воины из разных стран Европы. Были там и галеры Ордена Св. Иоанна. Турки не сомневались, что главный удар будет нанесен по Сирии. Однако корабли крестоносцев направились в сторону Александрии, остававшейся одним из красивейших и богатейших городов Северной Африки. Город был взят приступом, разграблен, предан огню и мечу. Крестоносцы с беспощадным варварством истребляли мирное население, не делая различия между мусульманами, христианами и евреями. Когда перегруженные богатой добычей корабли крестоносцев вернулись на Кипр, стало ясно, что любая попытка развить первый успех была обречена на неудачу. Большая часть крестоносного воинства дезертировала. Однако арабы и турки надолго запомнили безжалостную резню, устроенную крестоносцами в Александрии. Через 60 лет они захватили и опустошили Кипр. С падением Кипра с карты восточного Средиземноморья исчезло последнее латинское королевство. Орден Св. Иоанна остался один на один с набиравшей силу державой турок-османов.

Через два года после разграбления Александрии госпитальеры предприняли успешную морскую экспедицию к берегам Сирии. Десант, высаженный с орденских галер, вернулся с богатой добычей. С этих пор морские набеги на города Леванта, Египта и Малой Азии стали совершаться регулярно. Рыцари поняли, что лучший способ борьбы с превосходящим по численности противником - внезапное нападение.

В конце XIV века Орден Св. Иоанна принял участие в последней попытке средневековой Европы возродить дух крестовых походов. Стотысячная армия, под командованием старшего сына герцога Бургундского, выступила в поход, намереваясь вытеснить турок с территорий, занятых ими за Дунаем. Крестоносцы лелеяли надежду повторить успех первого крестового похода, пройдя через Анатолию до Иерусалима. Совместно с генуэзцами и венецианцами госпитальеры должны были обеспечить поддержку с моря. Орденский флот под командованием великого магистра Филибера де Найяка вошел в Черное море через Дарданеллы и Босфор и встал на якорь у устья Дуная. Однако в боевых действиях участвовать ему не пришлось. Огромная, но плохо организованная и крайне недисциплинированная армия крестоносцев была наголову разбита легкой кавалерией турок у города Никополиса. "Поход на Никополис был крупнейшим и последним из крестовых походов. Его печальный исход с удручающей точностью повторил крайне неблагоприятную для Европы историю предыдущих крестовых походов ", - писал известный английский историк Стивен Рэнсимен.

Захват Багдада войсками Тимура в 1392 году до предела осложнил обстановку в Леванте. В 1403 году госпитальеры, никогда не колебавшиеся перед заключением временных союзов со своими вчерашними врагами против нового могущественного противника, договариваются о совместных действиях с египетскими мамлюками. Согласно условиям соглашения, Орден получает право открыть свои представительства в Дамьетте и Рамле и восстановить свой старый Госпиталь в Иерусалиме. Договоренность с мамлюками приносит Ордену почти четыре десятилетия мирной передышки. Тем не менее работы по сооружению новых фортификаций на Родосе продолжаются, а галеры регулярно выходят в море из порта Мандраччио.

К середине XV века соотношение сил в восточном Средиземноморье изменилось не в пользу госпитальеров. Взятие Константинополя в 1453 году победоносными войсками султана Мехмета II прозвучало для Ордена сигналом смертельной опасности. Мехмет II был искусный полководец, образованный человек, знал несколько языков, и завоевание Родоса было для него лишь вопросом времени. Над Госпитальерами нависла смертельная опасность…

Мехмет II бросил на завоевание цитадели госпитальеров 70-тысячное войско. Великим Магистром Ордена был тогда Пьер Д"Обюссон. Мощи турецкой армии он мог противопоставить только 600 рыцарей, включая оруженосцев, и от 1,5 до 2 тыс. человек наемных иностранных войск. На стороне рыцарей сражалось и местное население, которому было роздано оружие. Количество рабов, также участвовавших в военных действиях, в те времена никто не учитывал.

В середине июля огромное численное превосходство турок и мощь их артиллерии начали сказываться на ходе осады. Южные стены города, окружавшие так называемый еврейский квартал, были практически разрушены. Защитники Родоса оказались на грани поражения. 27 июля, когда башибузуки - передовой отряд турецкого войска - пошли в атаку, казалось, что ничто уже не сможет спасти госпитальеров. Немногочисленные оставшиеся в строю рыцари отчаянно сражались в проемах полуразрушенных стен. Д"Обюссон лично возглавил оборонявшихся на самом опасном направлении. В жестокой схватке он был четырежды ранен, но продолжал сражаться, пока не упал, пронзенный копьем янычара.

Беспримерное мужество госпитальеров решило исход боя. Деморализованные башибузуки в панике откатились назад, сминая подходившее подкрепление. Началась невообразимая свалка, в которой турки потеряли не менее 5 тыс. человек. Опасаясь полного разгрома, главнокомандующий турецкими войсками Мисак-паша был вынужден дать сигнал к отступлению. На следующее утро турки погрузились на ожидавшие их суда и отбыли восвояси. По дороге Мисак-паша умер от дизентерии.

Великий магистр д"Обюссон остался в живых. Искусные хирурги орденского Госпиталя сумели залечить его раны, в том числе сквозное ранение в грудь, задевшее правое легкое.

Когда весть о победе Ордена достигла королевских домов Европы, на Родос хлынул поток финансовой и военной помощи. Пьер д"Обюссон немедленно развернул широкие работы по восстановлению разрушенных фортификаций Родоса. Он понимал, что рано или поздно Ордену предстояло еще сойтись в решающей схватке с турками.

После смерти Мехмета II , у него осталось 2 сына – Джем и Баязид, каждый из которых претендовал на власть. Победу одержал Баязид. Баязид намеревался сделать много походов на различных направлениях против Европы, но из-за ленивого и бездеятельного его характера успеха в войне с Европой не последовало. «Он был ничтожный человек, который пренебрегал заботами о войне для удовольствий сераля. » - Так писал о нем Филипп де Комин.

Настоящая же угроза последовала за воцарением Селима, сына Баязида. Поколебав могущество мамлюков, Селим овладел Палестиной, на стенах Иерусалима было водружено знамя полумесяца. И Селим, по примеру Омара, осквернил своим присутствием святыню Гроба Господня. Селим, победитель Персии, властелин Египта, готовился направить все свои силы против христиан. Когда Европа узнала, что Иерусалим во власти турок, ей казалось, что святая земля впервые попала под иго неверных и совсем немного тогда оставалось для возбуждения в Европе духа старинных крестовых походов.

На 5 латеранском соборе папа Лев Х, стал проповедовать крестовый поход против турок и выслал легатов во все европейские страны, способные дать отпор. Также он провозгласил перемирие между всеми европейскими государствами на 5 лет, т.к. ситуация в это время в Европе была нестабильная. И тех государей, кто не будет соблюдать перемирие, папа грозил отлучить от церкви. Европейские монархи не сопротивлялись такому жесткому поведению папы и дали ему согласие. По всей Европе проповедовался крестовый поход, усиленно собирались налоги, пожертвования, совершались духовные процессии. Наконец был составлен план войны. Но все эти приготовления оказались напрасными – мир между христианскими монархами в скором времени был нарушен и каждый употребил те армии, которые были направлены против турок на свои цели. Наконец соперничество Карла V и Франциска I перенесло войну в Европу и все перестали думать о крестовом походе. «Крестовый поход» Льва Х возбудил только воинственный фанатизм турок против христиан. Преемник Селима, Сулейман, овладел Белградом и снова направил силы османов на Родос.

В июне 1522 года турецкий флот в составе 700 кораблей, на борту которых находилось 200-тысячное войско, направился к берегам Родоса. Султан лично возглавил огромную армию, которая должна была покончить с возмутителями спокойствия Османской империи. Одни они выдержать осаду не могли и обратились за помощью к Западу. Помощи не последовало. Им оставалось противопоставить врагу свое немногочисленное войско и храбрость. 6 месяцев они героически удерживали остров, осажденный полчащами войск Османской империи! Рыцари проявляли чудеса героизма, но армия Сулеймана Великолепного была слишком многочисленна. Стремясь избежать поголовного истребления рыцарей, великий магистр Филипп Вилье де Лиль Адам решил вступить в переговоры с султаном, предложившим госпитальерам заключить мир на почетных условиях. 1 января 1523 г. госпитальеры навсегда покинули Родос. Госпитальеры удерживали Родос более 200 лет, отражая различные натиски и ведя активную борьбу с пиратами и турками.

А когда эти остатки христианского рыцарства были выбиты с острова, и искали убежища в Италии, то слезы лились из глаз папы и епископов, когда Госпитальеры им рассказывали о своих бедствиях, вынесенных на Родосе. Но этого сострадания пастырей христианской церкви было недостаточно, чтобы доставить рыцарям то, что они просили у государей европейских, а именно: уголок земли, какой-нибудь пустынный остров в средиземном море, где они могли бы продолжать бороться с турками.

Триполи и Мальта

П уть госпитальеров от Родоса к берегам Европы был долог и труден. Их флот насчитывал 50 судов всех форм и размеров, включая 17 транспортных, арендованных у родосцев. На борту находилось около 5 тысяч человек, включая больных и раненых. На острове Кандия госпитальерам был устроен торжественный прием. Однако рыцари вели себя сдержанно. Они помнили, что венецианцы, владевшие островом, отказались помочь им во время осады Родоса. Д ва месяца прошли за ремонтом судов. Лишь в марте 1523 года госпитальеры продолжили свой путь. Через два месяца они были в Мессине. Однако и здесь рыцарей ждала неудача. На побережье южной Италии свирепствовала чума. Шесть месяцев госпитальеры, спасаясь от эпидемии, переезжали из Неаполя в Виттербо, из Виттербо в Вилла Франке, пока наконец не обосновались в Ницце, находившейся в то время во владениях герцога Савойского.

Е вропейские монархи отдавали должное мужеству, проявленному госпитальерами при обороне Родоса. Однако прийти на помощь странствующим рыцарям никто не спешил. Франция и Испания, к примеру, находились в состоянии войны. "Христианнейший" король Франции Франциск I, побывавший в плену в Мадриде, искал пути примирения с Великолепной Портой. В этой обстановке госпитальеры, носители давно угасшего духа крестовых походов, выглядели средневековым анахронизмом.

Т рудно сказать, как дальше сложилась бы судьба Ордена, если бы не выдающийся дипломатический талант великого магистра де Лиль Адама. Вице-король Сицилии дал понять великому магистру, что Орден мог рассчитывать на его покровительство, если бы согласился избрать в качестве места своего пребывания Триполи, новое североафриканское владение испанской короны. Вице-король дал понять, что захват Триполи в Мадриде рассматривали в качестве первого шага на пути завоевания Египта.

И дея отправиться в Северную Африку была встречена госпитальерами без энтузиазма. Триполи, известный суровыми условиями жизни, конечно, не мог идти ни в какое сравнение с Родосом. Однако в октябре 1523 года поступило другое предложение. На сей раз оно исходило лично от Карла V. В качестве компенсации король предложил рыцарям острова Мальтийского архипелага. В конце июня 1524 года восемь рыцарей, представлявших каждый из входивших в Орден языков, посетили Мальту и Триполи, чтобы на месте ознакомиться с тамошними условиями. Суровый каменистый остров не понравился госпитальерам с первого взгляда, но вид Триполи поверг их в еще большее разочарование. В представленном ими докладе говорилось, что Триполи с его слабыми крепостными сооружениями было немыслимо оборонять в течение длительного времени силами Ордена. Орденский капитул отверг предложение испанского короля.

Продолжение будет готово в ближайшее время

примечания 1

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.

Блаженные плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

прим. Информация взята из разных источников

Древний хронист Тирский отмечал, что "Греческое имя святого Иоанна латиняне переиначили на Иоанн Лемонье ("Милостивый"); от него будто бы и пошло название иоаннитов.

Так иоанниты получили более весомого небесного покровителя, не изменив своего наименования.

Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные направления деятельности Ордена:
  1. Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.
  2. Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует, как начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.
  3. Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет работой госпиталей и больниц.
  4. Драпиер (Drapier), с 1539 года Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение вооруженных сил Ордена и ответствечает за техническое обслуживание некоторых формирований.
  5. Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral), должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.
  6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles), т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.
  7. Главный Канцлер (Grand Chancellor), который подписывает все распоряжения правительства, ставит официальные печати и контролирует выполнение всех указов и декретов.
  8. Главный Бейлиф (Grand Bailiff) с 1428 года, ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра (Castle of Saint Peter) и позже острова Гоцо (Gozo).
Кроме главной резиденции на острове Родос Орден располагал обширными земельными владениями в разных странах. Эти владения объединялись по территориальному признаку в Ланжисы (Langues), т.е. отделения. Иногда это слово переводится как "Языки", т.к. деление осуществлялось по национальному признаку. Позднее термин Kанжис был заменен на Главное Приорство (Grand Priories). Таких ланжисов первоначально было четыре (французское, испанское, германское и итальянское). Позднее, а по некоторым данным одновремено с первыми появилось еще три -Прованс(Provence), Авиньон (Auvergne) и Англия. Еще позднее испанский ланжис был разделен на два -Арагон (Aragon) и Кастилию (Castile). Всего получилось восемь ланжисов. Тогда же родилась легенда о происхождении восьмиконечного креста, как символа Ордена - восемь концов говорят о восьми ланжисах.

Каждый из ланжисов контролировал один из восьми высших руководителей ордена:

  • Прованс (Provence) - Главный Командор (Grand Commander),
  • Авиньон (Auvergne) - Маршал (Marshal),
  • Франция - Госпитальер (Hospitaller),
  • Италия - Адмирал (Admiral),
  • Арагон (Aragon) - Драпиер (Drapier) (позже Главный Опекун(Grand Conservator)),
  • Англия - Туркопольер (Turcopilier),
  • Германия - Главный бейлиф (Grand Bailiff) (пост, изобретенный, чтобы удовлетворить Немцев),
  • Кастилия (Castille)-Португалия - Главный Канцлер (Grand Chancellor).
Каждое из восьми ланжисов имело свое представительство на острове (как они позже делали это и на Мальте), называемое Ауберг (Auberge), в котором размещался руководитель ланжиса, именуемый Конвентальный Байлиф (Conventual Bailiff).