Каково положение человека в системе животного мира.

Тесты по биологии 8 класс Учитель Казакова Н.И.

Вариант 1

    Человек – это название:

а) отряда; в) рода;

б) семейства; г) вида.

    Ныне живущие представители гоминид, в отличие от других приматов, имеют:

а) большие полушария головного мозга с извилинами и бороздами;

б) большой палец на передней конечности, противопоставленный остальным;

в) ногти на пальцах;

г) способность к изготовлению орудий труда.

    В связи с прямохождением у человека:

а) строение гортани обеспечивает возможность производить звуки;

б) увеличен лицевой отдел черепа;

в) выражен свод стопы;

г) всё верно.

    Рудиментом у человека считают:

а) хвост; в) ушные мышцы;

    Атавизмом у человека считают:

а) сильно развитый волосяной покров; в) хвостатость;

б) многососковость; г) всё верно.

    У человека, как и у других представителей отряда приматов:

а) передняя конечность хватательного типа; в) на пальцах имеются ногти;

б) развита мимическая мускулатура; г) всё верно.

    Принадлежность человека к типу хордовых определяется наличием у эмбриона:

а) хорды; г) полой нервной трубки;

б) жаберных лепестков; д) жаберных щелей в глотке.

в) ассиметрии тела;

    Законное место человека в классе млекопитающих определено следующими свойственными ему особенностями:

а) наличием молочных желез; г) наличием волос;

б) наличием двух пар конечностей; д) наличием хвоста.

в) выкармливанием ребёнка молоком;

    Признаки человека, позволившие отнести его к гоминидам (людям):

а) глазницы и глаза направлены вперёд;

б) на пальцах имеются ногти;

в) широкий таз;

г) волосяной покров на теле в значительной степени редуцирован;

д) опора тела на задние конечности.

    У человека, как представителя класса млекопитающих, развито наружное ухо.

    У человека гибкие и чувствительные пальцы.

    Человека относят к полуобезьянам (низшим обезьянам).

    Человек принадлежит к типу хордовых, подтипу бесчерепных.

    Человек принадлежит к классу млекопитающих, подклассу плацентарных.

    На ранних стадиях внутриутробного развития у человека формируется осевой скелет, представленный … .

    Человека относят к семейству … .

    Центральная нервная система у человека представлена … и … мозгом.

Часть 5. Приведите в соответствие.*

Систематические единицы (таксоны): Признаки организма человека, позволяющие

отнести его к определённой систематической

единице:

1) подтип Черепные; а) две пары конечностей;

2) подкласс Плацентарные; б) развитие детёныша внутри тела матери; наличие плаценты;

3) отряд Приматы; в) изгибы позвоночника и хорошо развитый свод стопы;

4) род Человек. г) хорошо развитая мимическая мускулатура.

Часть 6. Ответьте на вопрос.

Какие недомогания могут возникнуть у человека при ослаблении клапанов в венах нижних конечностей?

Место человека в системе органического мира

Вариант 2

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

    В системе животного мира человек отнесён:

а) к типу хордовых; в) к классу млекопитающих;

б) к подтипу черепных; г) всё верно.

    В пределах класса млекопитающих человек отнесён к отряду:

а) насекомоядных; в) хищников;

б) грызунов; г) приматов.

    Семейство в отряде приматов, к которому относят человека, - это:

а) Мартышкообразные; в) Человекообразные обезьяны;

б) Гиббоны; г) всё верно.

    Число живущих ныне видов, принадлежащих к гоминидам

а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.

    У человека, как и у других млекопитающих, основным конечным продуктом белкового обмена являются:

а) молочная кислота; в) мочевина;

б) аммиак; г) иное вещество.

    Доказательством принадлежности человека к классу млекопитающих является наличие у него:

а) двух пар конечностей; в) губ и мускулистых щёк;

б) селезёнки; г) печени.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

    Человека отнесён к хордовым, так как у него, как и большинства представителей типа:

а) однослойный эпителий на поверхности тела; г) есть головной мозг.

б) есть сердце; д) есть позвоночник.

в) в течение всей жизни сохраняется хорда;

    Признаки человека, подтверждающие правильность отнесения его к классу млекопитающих:

а) наличие диафрагмы;

б) полное разделение венозного и артериального кровотока;

в) теплокровность;

г) наличие волос;

д) наличие молочных желез.

    У человека, в отличие от других приматов:

а) задние конечности потеряли хватательную функцию;

б) хорошо выражен подбородочный выступ;

в) на пальцах передних конечностей имеются ногти;

г) значительно редуцирован волосяной покров на большей части тела;

д) большой палец на верхней конечности противопоставлен остальным.

Часть 3. Выберите правильные утверждения.

    Копчиковые позвонки у человека – пример атавизма.

    У человека клыки небольших размеров.

    Третье веко у человека – это пример рудимента.

    Ногти обычны для всех представителей семейства гоминид.

    В семействе гоминид есть представители с ногтями и когтями

Часть 4. Вместо точек напишите нужное слово (или слова).

    Способность к осмысленной трудовой деятельности и к изготовлению орудий труда свойственна … .

    Основная особенность нервной системы человека – наличие у него высокоразвитого … .

    Человек обладает … зрением.

Часть 5. Приведите в соответствие.

Доказательства родства человека с животными: Примеры:

1) рудименты; а) многососковость;

б) копчиковые позвонки;

3) атавизмы. в) повышенная волосатость тела;

г) мышцы ушных раковин.

Часть 6. Ответьте на вопрос.

По какому признаку человека относят к подклассу плацентарных?

Ответы на тесты по теме «Место человека в системе органического мира»

Вариант 1

Часть 1: 1 – в 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – г.

Часть 2: 1 – а, г, д. 2 – а, в, г. 3 – в, г, д.

Часть 3: 1, 2, 5.

Часть 4: 1 – хордой; 2 – гоминиды; 3 – головным, спинным.

Часть 5: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – в.

Часть 6: Варикозное расширение вен, что ведет, в частности к нарушению кровотока.

Вариант 2

Часть 1: 1 – г 2 – г 3 – г 4 – а 5 – в 6 – в.

Часть 2: 1 – б, г, д. 2 – а, г, д. 3 – а, б, г.

Часть 3: 2, 3, 4.

Часть 4: 1 – человеку; 2 – головного мозга; 3 – бинокулярным.

Часть 5: 1 – б, в, г; 2 – а.

Часть 6: По наличию в матке плаценты.

Тест № 1 «Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека»

1. 1.Антропогенез – это:

А) учение о развитии человека в эмбриональном периоде;

Б) совокупность жизненных процессов от рождения до смерти человека;

В) наука о систематическом положении человека в живой природе;

Г) научно обоснованное представление об историческом происхождении человека.

2. Рудиментарным образованием у человека может быть:

А) трехкамерное сердце;

Б) шестипалость;

В) копчиковая кость;

Г) многососковость.

3. Предполагается, что общим предком современных человекообразных обезьян и человека, был:

А) питекантроп;

Б) австралопитек;

В) синантроп;

Г) дриопитек.

4. Предполагается, что связующим звеном между животными и первыми людьми, были:

А) дриопитеки;

Б) австралопитеки;

В) питекантропы;

Г) кроманьенцы.

5. Человека современного типа по основным морфофизиологическим признакам относят к:

А) синантропу;

Б) человеку умелому;

В) человеку прямоходящему;

Г) человеку разумному.

6. Социальная сущность человека проявляется в:

А) подразделении людей на расы;

Г) наличие пятипалой конечности.

24. Развитие на теле отдельных людей большого числа сосков – пример:

А) усложнения организации;

Б) регенерации;

В) атавизма;

Г) приспособления к среде обитания.

25. В отличие от человекообразных обезьян у человека:

А) имеется резус – фактор;

Б) появилась рассудочная деятельность;


В) имеется четырехкамерное сердце;

Г) развито абстрактное мышление.

26. Череп человека отличается от черепа приматов:

А) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти;

Б) наличием швов между костями мозговой части;

В) более развитой мозговой частью;

Г) строением костной ткани.

27. Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления и трудовой деятельности у человека, на раннем этапе эволюции считают:

А) прогрессивное развитие мозга;

Б) заботу о потомстве;

В) появление четырехкамерного сердца;

Г) увеличение дыхательной поверхности легких.

28. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые среди:

А) дриопитеков;

Б) рамапитеков;

В) австралопитеков;

Г) гиббонов.

29. К движущим силам антропогенеза не относят:

А) борьбу за существование;

Б) общественный образ жизни;

В) наследственную изменчивость;

Г) модификационную изменчивость.

30. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об:

А) их родстве и общем плане строения;

Б) одинаковом уровне их организации;

В) их конвергентном сходстве;

Г) их происхождении от разных предков.

2. Сходство человекообразных обезьян с человеком проявляется в общности:

А) образа жизни

Б) вертикального положения тела

В) многих заболеваний

Г) хромосомного набора

Д) строения черепа и мозга

Е) основных групп крови

3. Установите последовательность стадий эволюции человека:

А) кроманьонец

Б) неандерталец

В) австралопитек

Г) дриопитек

Д) питекантроп

4. В связи с прямохождением у человека

А) освобождаются верхние конечности

Б) стопа приобретает сводчатую форму

В) большой палец руки противостоит остальным

Г) таз расширяется, его кости срастаются

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого

Е) уменьшается волосяной покров

Ответы:

Тест № 1 «Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека»

1Г; 2В; 3Г; 4Б; 5Г; 6Б; 7Б; 8В; 9Г; 10Б; 11Г; 12Б; 13В; 14В; 15Г; 16А; 17А; 18А; 19Г; 20Б; 21В; 22А; 23А; 24В; 25Б; 26В; 27А; 28В; 29А; 30А.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера гласит, что в эмбриональном развитии организма происходит краткое и быстрое повторение филогенетических стадий формирования вида, к которому данная особь относится. Таким образом, изучение стадий эмбриогенеза позволяет нам проследить историю возникновения и определить систематическое положение нашего вида.

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые : это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные шели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу Позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильноразвитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса Плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде Приматов.

Более частные признаки - редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В , 0, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других - позволяют отнести человека к подотряду Человекообразных обезьян. Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до пяти лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих , отряде Приматов , подотряде Человекоподобных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильноразвитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180°, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Опорные точки

  • Наблюдения за эмбриональным развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми животными, рыбами, амфибиями.
  • Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт у человека с другими представителями класса Млекопитающих.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.
  • 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.
  • 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  • 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Из этого урока вы узнаете о родстве человека с другими видами животных. Выясните систематическое положение вида Человек разумный в современной классификации живых существ, познакомитесь с чертами, которые объединяют нас с другими млекопитающими. Также будут рассмотрены особенности строения нашего организма, которые отличают человека от других животных и делают наш биологический вид уникальным и неповторимым среди других неповторимых видов.

Человек, как живое существо, является частью мира животных. Наш вид относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный (схема 1).

Схема 1. Место человека в системе живых организмов

То, что наш вид относится к царству Животные, убедительно доказывает наша морфология, цитология и физиология.

Принадлежность к типу Хордовых видна на этапе внутриутробного развития. Эмбрион человека имеет хорду, нервную трубку, находящуюся над хордой, сердце, расположенное на брюшной стороне под пищеварительным трактом.

Принадлежность человека к подтипу Позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, а также двумя парами конечностей (рис. 1) и головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Рис. 1. Скелеты человека и лягушки имеют сходные черты, характерные для всех позвоночных животных

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, четырехкамерного сердца, сильно развитого головного мозга, потовых, сальных, млечных желез, а также теплокровность позволяют отнести человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода внутри организма матери в матке и питание его через плаценту - к подклассу Плацентарных млекопитающих.

Наличие передних конечностей хватательного типа, у которых первый палец противоположно поставлен остальным пальцам, ногтей, хорошо развитых ключиц, а также смена молочных зубов в процессе онтогенеза и вынашивание, преимущественно, одного детеныша позволяет отнести человека к отряду Приматов. На уровне отряда сходство человека с другими животными заканчивается.

Признаки позволяющие отделить семейство Люди от других приматов, являются уникальными для человека. В семействе Люди есть только один род Человек, в котором только один современный вид Человек разумный.

Рассмотрим признаки, отличающие человека от других животных.

В первую очередь - это высшая нервная деятельность. У человека развита вторая сигнальная система (см. урок 8 класса Высшая нервная деятельность), отвечающая за восприятие речи, а также прекрасно развиты логическое мышление, память, абстрактное мышление. Эти способности возникают благодаря развитой коре головного мозга. У человека самое большое среди всех животных отношение массы мозга к массе тела.

Второе отличие - это особенности скелета, отвечающие за истинное прямохождение. Наш позвоночник имеет 4 изгиба, которые оптимально передают вес нашего вертикально расположенного тела на ноги (рис. 2).

Рис. 2. Позвоночник человека приспособлен к истинному прямохождению

А ноги имеют сводчатые стопы, которые выдерживают нагрузку при беге и прыжках (см. видео).

Гибкая кисть, в принципе, свойственна многим приматам, но только у человека она достигла такой гибкости, которая позволяет легко манипулировать как мелкими, так и тяжелыми предметами.

Причем движения могут быть как мощными, так и очень тонкими, позволяющими, например, вышивать или писать (см. видео).

Прямохождение, развитые кисти рук и мощный головной мозг позволили человеку производить орудия труда - от заостренной палки до космического спутника (рис. 3).

Рис. 3. Артефакты древнего (копья - слева) и современного (космический спутник - справа) человека

Некоторые птицы и другие приматы способны использовать найденное орудие труда, например камни и палки. Но никто из них не способен сделать себе специальное орудие.

Вторая сигнальная система позволила создать очень высокоорганизованный социум. Никакая стая зверей не способна на такое тонкое и эффективное взаимодействие, как человеческое общество (см. видео).

Таким образом, с биологической позиций систематики, человек - это животное из отряда Приматы. Он имеет все ткани и системы органов, характерные для прочих приматов.

Генотип человека отличается от генотипа ближайших человекообразных обезьян, например карликовых шимпанзе бонобо, на один процент. В то же время, человек, в отличие от животных, обладает развитым абстрактным мышлением, способен производить и использовать орудия труда. Он существует в обществе, в котором есть разделение труда и которое управляется при помощи речи.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
  2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. (

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что изучают эти науки? Ответ напишите в виде кода (цифра-буква) Анатомия Физиология Эмбриология Гигиена Генетика Эволюционное учение А Б В Г Д Е 1Б2Г3Е4А5Д6В

Тема урока: Место человека в системе органического мира.

Актуализация знаний ЧЕЛОВЕК

Проблемный вопрос: Человек- это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?

Расположите систематические единицы в нужном порядке, начиная с наибольшего Подтип Подотряд Род Вид Тип Царство Класс Отряд Семейство

«Паспортные» данные человека Царство - животные Тип- хордовые Подтип- позвоночные Класс Млекопитающие Отряд- приматы Подотряд –гоминиды Семейство- люди Род- человек Вид- человек разумный (Homo sapiens)

Докажите родство человека с животными, пользуясь учебником Систематическая категория Общие признаки Методы Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны

Определите методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

Доказательства происхождения человека от животных: 1. Сравнительно- анатомические- а) клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.

Доказательства происхождения человека от животных: б) наличие рудиментов- остаточных органов у человека.

Доказательства происхождения человека от животных: в) наличие атавизмов- признаков, характерных далеким предкам.

Доказательства происхождения человека от животных: 2. Эмбриологические- сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития(закон К.Бэра)

Доказательства происхождения человека от животных: 3. Физиологические- сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Доказательства происхождения человека от животных: 4. Генетические- сходство в строении хромосомного аппарата.

Специфические особенности человека: Прямохождение Развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатость стопы Подвижная кисть руки S - образный позвоночник с 4 изгибами Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, речи Бинокулярное зрение Ограниченная плодовитость

Закрепление материала Работа в группах в поисках ответа на вопросы: 1. Почему человека не выделяют в особое царство? 2.Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека? 3. Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми? 4.Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека? 5.Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?

Домашнее задание: Стр. 5- 11

Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Место человека в системе органического мира.

Цель работы: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом, формировать исследовательских умений учащихся.

Основные задачи:

  • Образовательная : сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными;
  • Развивающая : продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Воспитательная : развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

  • Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы и техники

Формируемые умения (личностные, общепредметные, предметные)

  1. Мотивация

Приветствие

Эмоциональ-ный настрой

Побуждение интереса к получению новой информации

Коммуникотив-ные, личностные

  1. Актуализация

Постановка познавательной задачи.

Написание определений, самопровер-ка

Развитие критического мышление

Личностные, регулятивные

  1. Целеполагание

Постановка проблемного вопроса. Вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

Решение проблемных задач

Формулирова-ние цели и задачи

  1. Учебно-познавательная деятельность

Организация познавательной деятельности (инструкция по работе с учебником), выступления представите-ля

Обработка и систематизация информации, перевод информации в табличную форму, представление итогового продукта

Погружение в проблему, поисковый метод, работа с текстом в группе, публичное выступление

Синтез и анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умение представлять результат своей работы, монологическая речь, умение доказывать свою точку зрения

  1. Коррекция

Заслушивание ответов обучающихся. обобщение, корректировка выводов, нацелить учащихся на решение кроссворда

Заслушивание ответов выступаю-щих, формулирова-ние выводов, корректиров-ка

Публичное выступление, подведение итогов

Формирование логического мышления, синтеза, анализа информации, монологической речи, умение доказывать свою точку зрения, умение использовать грамотно речевые средства и символы для предоставления результата

  1. Рефлексия

Оценивание результатов деятельности учащихся

Самоанализ, самооценка

Самоанализ, умение оценивать свой результат работы

  1. Домашнее задание

С. 3-5