Карта смены дня и ночи. Предложение система смены дня и ночи в игре

Причины смены дня и ночи заключаются в постоянном и циклическом вращении Земли вокруг своей оси. Этот процесс довольно стремительный по Но мы успеваем его заметить темными вечерами или наблюдая утренний рассвет. Благодаря лучам Солнца прогревается поверхность планеты, а мы можем видеть меняющиеся темноту и свет.

Лучи Солнца и свет Луны

Причины смены дня и ночи заключаются в том, что Земля вращается вокруг оси, которую мы можем мысленно представить. Но она одновременно поворачивается относительно Солнца. Это происходит во время движения ее по орбите вокруг светила.

Причины смены дня и ночи заключаются в движении Земли по оси, проходящей сквозь полюса планеты. Она успевает обернуться за 24 часа. А вот вокруг Солнца происходит более медленное вращение - за 365 суток.

Причиной смены дня и ночи является вращение планеты. На разных континентах разная. Например, в Санкт-Петербурге существует сезон белых ночей, а полярные дни могут длиться более месяца.

За счет чего наблюдается неравномерность длительности светового дня?

Продолжительность дня и ночи не везде одинакова по причине того, что воображаемая ось Земли немного наклонена относительно Солнца. Поэтому и лучи падают неодинаково на разные полушария. Благодаря перераспределению тепла и существует жизнь на планете.

Успевая остыть за ночь, днем планета разогревается. Происходят жизненно необходимые обменные процессы. Мы видим Землю в таком привычном виде благодаря уникальному движению планеты. На разных континентах растительность и животный мир отличаются из-за продолжительности дня.

Полюс может находиться в тени полгода - это время называют полярной ночью. Затем наступает на следующие полгода день на полюсе. В то время когда на северном полюсе ночь, на южном - день, и наоборот.

Если бы не было привычных суток?

Благодаря тому что Земля равномерно освещается Солнцем, существует жизнь на планете. Вот представим, что она перестала бы вращаться, и на одной стороне всегда был бы день, а вторая была бы вечно обделена светом. Полушарие под Солнцем раскалилось бы до температуры, при которой все живое высохло бы.

Вторая часть планеты начала бы замерзать из-за нехватки солнечных лучей. Так в настоящем мы имеем идеальную планету для жизни. Разнообразие живых существ поражает, и это возможно только благодаря вращению Земли. Смена как дня, так и ночи важна, как и перемены погоды в связи с приходом разных сезонов.

На расстоянии 150000000 км от Солнца существует прекрасный мир. Эта голубая планета — наш дом, 3 планета от Солнца и первая, которая имеет собственный спутник. На ней есть вода, атмосфера, насыщенная водяным паром, ледники. Насколько нам известно, Земля единственная планета, где существует жизнь.

Именно жизнь делает ее такой особенной. Но она не всегда выглядела так, как мы ее привыкли видеть. Когда формировалась Солнечная система, то Земля 4,54 миллиарда лет назад представляла собой раскаленный обломок в виде огненного шара из камней в жидком состоянии, на котором не было ни воды, ни жизни. Вблизи температура превышала 1200 градусов, воздуха не было, лишь углекислый газ, азот и водяной пар. Со временем поверхность Земли остывала. Ее продолжали атаковать обломки, оставшиеся от формирования Солнечной системы. Внутри этих метеоритов находились капельки воды. Именно они послужили образованию на Земле водоемов, благодаря продолжающейся на протяжении 20 миллионов лет метеоритной бомбежке. Тяжелые элементы скопились в центре планеты, поэтому ядро Земли состоит из железы и никеля. Вокруг него внешнее ядро, окруженное мантией. Магнитное поле Земли и ее северный полюс вызваны твердым внутренним ядром, плавающим в раскаленном внешнем ядре. Со временем Земля приобрела более привычный для нас вид.

Планета Земля Сегодня

Конечно, никто не может нам с точной достоверностью рассказать обо всех событиях, происходящих на нашей Вселенной, поэтому ученые могут делать только предположения, теории о возникновении Земли.

А как же образовались континенты на нашей планете?
Дело в том, что в далеком прошлом снизу горячая магма прорвалась через верхнюю мантию, чтобы разлиться под земной корой. На поверхности это вызвало разделение континентов. Доказательство этого скрыто под толщей воды. Если осушить океан, то мы увидим плиты, некоторые из которых разошлись далеко, другие соединились. В местах, где плиты встречаются, появляются вулканы.

Земля отнесена к планетам земной группы, поскольку имеет твёрдую поверхность. Она самая крупная из представителей этих планет в Солнечной системе по своим размерам и массе. При этом она имеет наибольшую плотность, отличается самой сильной поверхностной гравитацией и мощным магнитным полем. Поверхность воды занимает 70% поверхности Земли, помогая удерживать углекислый газ, сохраняя нам атмосферу, содержащую пятую часть кислорода и 4\5 азота. Удивляют немалые размеры нашей планеты. Так, ее средний диаметр составляет около 12 742 км, а окружность 40 000 км. За 24 часа Земля делает один оборот вокруг свой оси, при этом планета движется и вокруг Солнца. День и ночь имели бы равную продолжительность, если бы ось Земли не была отклонена от вертикали под углом 23 градуса. Один оборот Земли вокруг Солнца во временном значении приравнивается к одному году. Каждый день угол, под которым Солнце светит на Землю, немного меняется и в течение сезона отклонение становится все больше, за 6 месяцев оно изменяется максимально. Поэтому, когда в северном полушарии зима, в южном наступает лето, когда на севере короткие и холодные дни, то на юге они длинные и теплые. Через шесть месяцев, когда Земля находится по другую сторону от Солнца, наступает смена сезона и на полушариях нашей планеты.

Спутник Земли – Луна, которая начала своё обращение на орбите вокруг нашей планеты, примерно 4,53 миллиарда лет назад. Благодаря гравитационному воздействию, которое оказывает Луна на Землю, возникают такие явления, как океанские приливы. Оно стабилизирует наклон земной оси, постепенно замедляя вращение планеты.

Большое влияние на наш климат оказывает океан. Всю планету пересекают его течения, холодные и теплые. Но самая главная роль принадлежит Солнцу. На экваторе оно светит максимально прямо, отчего заставляет влажный горячий воздух подниматься. Это определяет циркуляцию воздуха между экватором и полюсами. Воздух то поднимается, то опускается, из-за чего возникают ветры. Если бы Земля не вращалась, то они бы дули только с юга и севера, но они смещаются к востоку или западу.
Вода и Солнце объединяют свои силы, отчего возникают тайфуны и ураганы. Они зарождаются в море из тропических штормов. Солнце нагревает огромное количество влажного воздуха, отчего воздух закручивается и может набирать скорость до 300 км\ч.

Ночная Земля из космоса


Наша планета уникальна в Солнечной системе, благодаря трем основным особенностям. Первой является идеальное расстояние от Солнца, которое послужило образованию на Земле подходящих условий для жизни человека. Второй особенностью является ее идеальный размер, позволяющий сохранить ту атмосферу на планете, которая так необходима для жизни. И последняя — это наличие естественного спутника с относительно большой массой, благодаря которой возникают высокие приливы и стабилизируется ось вращения Земли.
Наличие этих характеристик позволили жизни существовать на нашей планете. Если бы Земля имела другую орбиту вращения вокруг Солнца или другую массу, иной спутник, то никакой бы речи не шло о существовании жизни на такой прекрасной планете.

Для жителей Земли постоянная смена дня и ночи - привычное явление. Вся жизнь на планете подчинена ритмичному чередованию тёмного и светлого времени суток. Однако так происходит далеко не на всех планетах. Например, на Венере, которая вращается вокруг своей оси очень медленно, год длится меньше двух венерианских суток. Юпитер обращается вокруг своей оси примерно за пять земных часов, а Сатурн - за десять.

Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут 4,1 секунды, день за это время сменяется ночью - проходят звёздные сутки. Под звёздными сутками понимают время полного оборота нашей планеты вокруг оси относительно звёзд, считая их бесконечно далёкими.

Чередование дня и ночи создаёт благоприятные условия для всего живого на Земле. Как известно, Земля имеет форму шара, и ось её вращения постоянно наклонена к плоскости орбиты под углом 66°33`22″. Из-за этого солнечные лучи освещают разные участки земной поверхности неодинаково, поэтому и продолжительность дня и ночи везде разная. Она зависит от географической широты и времени года.

Только два раза в год - в дни весеннего и осеннего равноденствия (20-21 марта и 23 сентября) продолжительность дня и ночи одинакова на всех широтах Земли и равна 12 часам. Солнце в это время стоит в зените над экватором, а терминатор - линия, разделяющая свет и тень на поверхности планеты, проходит через полюса, совпадая с направлением меридианов. На экватор солнечные лучи падают в эти дни под углом 90°, а Северное и Южное полушария нагреваются равномерно.

В дни летнего и зимнего солнцестояния (22 июня и 22 декабря) на планете бывает самая длинная ночь и самый короткий день. Например, 22 июня Солнце стоит в зените над Северным тропиком (23°07` с.ш.). В Северном полушарии в этот день на всех широтах день длиннее ночи. К северу от Северного полярного круга (66°33` с.ш.) устанавливается полярный день - Солнце сутками не заходит за горизонт. На полярном круге полярный день продолжается сутки, а на полюсах - до полугода. Южное полушарие 22 июня менее освещено, чем Северное. Здесь на всех широтах день короче ночи, а в южной полярной области устанавливается полярная ночь.

Земля движется вокруг Солнца, но наклон оси вращения планеты остаётся постоянным. Постепенно высота Солнца над горизонтом в Северном полушарии уменьшается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Наконец наступает 23 сентября - день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равна на всех широтах. С этого момента Солнце начинает больше освещать Южное полушарие. 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, полушария словно меняются местами. В этот день в Южном полушарии на всех широтах день длиннее ночи, а за Южным полярным кругом стоит полярный день. В то же время в северных приполярных областях царит полярная ночь.

Южнее и севернее полярных кругов в обоих полушариях наступают белые ночи. В это время вечерние сумерки переходят в утренние, и темнота не наступает. За полярным кругом белые ночи предшествуют полярному дню. На разных широтах белые ночи отличаются по продолжительности: например, в Санкт-Петербурге они длятся с 11 июня по 2 июля, а в Архангельске - с 13 мая по 30 июля.

Спутник нашей планеты Луна вращается вокруг своей оси с такой скоростью, что при движении вокруг Земли она постоянно повёрнута к ней одной стороной. Если бы Земля двигалась вокруг Солнца подобно и была постоянно повёрнута к нему одной стороной, природные условия на планете изменились бы колоссально. Одно полушарие Земли освещалось бы круглый год, а другое постоянно находилось бы в тени. Освещённое полушарие раскалилось бы до температуры более 100 °С, а значит, все реки, моря и океаны испарились бы. На тёмной стороне планеты температура была бы ниже -100 °С, здесь вся вода превратилась бы в лёд. На границе света и тени из-за больших перепадов температур бушевали бы , происходили землетрясения и извержения .

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Предисловие

Всем наверно уже надоело смотреть на то, как выглядят локации в DSO. А как насчёт ночных городов, ночных общественных локаций и данжей(пещер)? Безусловно, в игре есть такие локации, но их мало. К тому же в этих локациях никогда не бывает дневного времени. Поэтому предлагаю вашему вниманию новую идею, которая призвана хоть немного оживить атмосферу игры. Скажу сразу, что в данную идею не входят погодные эффекты (Снег, дождь, туман, ветер и тд.), так как это уже немного другая тема. Также в данную идею не входит изменения угла обзора камеры(чтобы к примеру можно было смотреть вверх, на ночное или дневное небо). Про это можете забыть.

Сама идея

Идея состоит в том, чтобы реализовать в городских, а также в общественных локациях и данжах (пещерах) смену дня и ночи. Причём это должно происходить не простой сменой карты на другую, как например дневной вариант карты сменяется ночным при загрузке другого уровня (карты Варгольм или Блэкборг например), а чтобы это происходило на одной локации в реальном времени без загрузок и было видно как постепенно темнеет или светлеет на карте. Главное, что бы переходы между утром-днем-вечером-ночью-рассветом-утром... были сделаны очень плавными, без резких смен цветовой гаммы.

Теперь поговорим о том, как будет идти течение времени, по которому будет работать смена суток

Для каждого игрового сервера нужно создать свой часовой пояс. Создание часовых поясов оставляю на совесть разработчикам. Часовые пояса могут меняться каждый месяц, а могут и не меняться, по усмотрению разработчиков. В каждом поясе одни игровые сутки будут длиться определённое количество часов реального времени. Оставим это на совесть разработчикам, но всё же день и ночь должны длиться дольше, чем вечер или утро, как в реальной жизни. Чтобы это было легче понять и сделать разработчикам, прикладываю графики зависимости смены дня и ночи от месяцев года. Огромное спасибо пользователю с ником , за предоставленные графики.

Если взять сутки весной, в марте, а 6 мин времени приравнять к 1 часу игрового, то получится что 6 мин идут сумерки, затем 48 минут ночь, 6 мин утро и 72 мин день. итого 132 мин или 2 часа 12 мин. Это, к примеру, как можно высчитывать продолжительность времени суток из имеющихся графиков.

Корреляции с реальным временем быть не должно (это когда игровое время совпадает с реальным и время игровых суток равно 24 часам). Так как это возможно будет неприемлемо большим временем суток для многих игроков. Лучше всё-таки, чтобы время суток длилось несколько часов, примерно от двух до шести, но не больше и не меньше.

Время пояса будет общим на всех городских локациях одного сервера. В зависимости от игрового времени суток, карта будет светлеть и темнеть, таким образом будет ночь и день на карте.

На каких типах локаций должна работать данная функция:

1)Города
2)Общественные локации
3)Данжи (пещеры). В данжах эта функция должна работать только в тех, в которых вся или почти вся локация расположена под открытым небом.

Во время акций, на акционных локациях, тоже должна работать данная функция, кроме Полнолуния, Новолуния и акции Драгана. Во время акций Полнолуние и Новолуние, должна быть ночь не только в Варгольме и Блэкборге, но и на тех локациях, которые написаны выше (города, общественные, данжи). Причём без смены суток, то-есть во время проведении акции должна быть всегда ночь. Во время акции Драгана тоже должна быть ночь без смены суток, но здесь уже только на локациях акции Драгана и в Кингсихиле. Все остальные акции, должны работать по обычной схеме смены дня и ночи.
Это было добавлено, для того, чтобы внести какое-нибудь разнообразие и логику в мою идею.

*На всех остальных локациях, таких как междумирье и ПвП, а также данжах (на таких, где нет открытого неба), данной функции быть не должно.

Что должно происходить ночью, кроме конечно же самого изменения освещения на карте:

1)Все костры, факела, лампы и фонари, которые есть на карте, должны загораться вечером, в определённое время (кроме конечно же горящих костров и факелов, которые и так горят днём, они встречаются в игре).
2)Вечером вокруг игрока должен появляться белый круг света, а утром исчезать (такой круг света, как например в кингсхиле, во время акции Драгана).
3)Все НПС, кроме квестовых и торговцев, должны исчезать с карт ближе к ночи и появляться ближе к утру на своих местах или как вариант можно сделать, чтобы люди появлялись ночью около костров.
4)Добавление новых ночных фоновых звуков: звуки горения костров, факелов, вой волков в лесных локациях, шум полёта летучих мышей. А иногда должно быть и подозрительно тихо, чтобы наводить ужас на игроков. Всё это должно создаваться для большего погружения в атмосферу игры.

Вот иллюстрация моей идеи, примерно показывающая, как будет выглядеть моя идея в игре. Огромное спасибо пользователю с ником , за предоставленный скриншот.

Как видно из изображений, с наступлением ночи, загораются огни от свечей и в окнах жилых домов. Так же, в руке горожанина появляется фонарь, освещающий ему путь. Повсюду летают светлячки. Свет вокруг персонажа становится ярче... и т.д. и т.п.

Вот еще несколько отредактированных скриншотов, демонстрирующих данную идею. Снова автор , снова огромное спасибо ему, за предоставленный материал.







Пока что, данная функция должна быть чисто визуальной, не приносящая никаких новых плюшек, особенностей и не меняющая геймплея. Как вариант, можно сделать эту функцию отключаемой для слабых компьютеров или прикрутить эту функцию только к игровому клиенту. При грамотной реализации этой функции, нагрузка на игру и компьютер в принципе не должна быть существенной, при этом всё может получиться довольно не плохо. Если идея будет реализована, то можно будет потом поговорить и об изменении геймплея, который будет отличаться, в зависимости от игрового времени суток.