Клинцовская типография история. Клинцы, типография Карташевых

Клинцовский купец Ф. К. Карташев получил разрешение на заведение типографии 6 ноября 1786 г., однако до обыска клинцовских книгопечатен в конце января – начале февраля 1788 г., при котором у Карташева ничего не нашли, деятельность его типография была не очень активной: известно лишь одно, несомненно принадлежащее ей издание – Псалтирь с восследованием, печатание которой было закончено 5 июля 1787 г. Это издание оказалось единственным, в котором указывались настоящее время и место выхода книги, а также действительное имя типографа. В дальнейшем, деятельность типографии, активизировалась настолько, что в 1789–1797 гг. ею было выпущено более 60 изданий, которые характеризовались наделением книг ложными выходными сведениями с указанием в качестве места издания Почаева, Львова, Гродно, Супрасля и даже Кутейно.

При заведении типографии Ф. К. Карташев получил поддержку других клинцовских купцов, в частности – братьев Федора и Филата Аксеновых и Афанасия Голубятникова. Взаимодействовал он, несомненно, и с основателями другой клинцовской типографии – Железниковыми и Рукавишниковым. Вместе с тем, если поначалу репертуар изданий Карташева не выходил за пределы того направления, которое было задано первой клинцовской типографией, то с середины 90-х гг. он отличался активной публикацией прежде не печатавшихся старообрядцами памятников (Житие Василия Нового, Устав о христианском житии, Златоуст и др.)

Перерыв в деятельности тип. произошел в 1797 г., при Павле I, когда было запрещено частное книгоиздательство. В 1797–1799 гг. Ф. К. Карташев работал в Чернигове, в типографии, печатавшей издания для нужд Черниговского губернского правления. Об издании Ф. Карташевым книг для старообрядцев стало известно малороссийскому военному губернатору Миклошевскому. Был произведен обыск в доме Карташева в Клинцах и конфискованы обнаруженные там два печатных стана и книги. Закрыта была и черниговская гражданская типография, несмотря на то, что она Карташеву не принадлежала.



2 июня 1801 г. благодаря хлопотам Ф. К. Карташева Александр I издал указ, разрешавший ему содержать типографию в Клинцах. И хотя этот указ по настоянию Синода вскоре был подвергнут пересмотру, приведшему в итоге к его отмене, известие о нем быстро достигло Клинцов. Первые издания вновь заведенной типографии, вероятно, были выпущены уже в 1801 или 1802 г., и в их выходных сведениях имелась ссылка на указ: сообщалось, что они печатаются с «Высочайшего дозволения».

После смерти Ф. К. Карташева в 1805 г. работу типографии возглавил его сын Аким, начавший помогать отцу еще в 90-х гг. XVIII в. А. Ф. Карташев расширил доставшееся ему предприятие и попытался легализовать его работу. Дважды, в 1806 и 1811 гг., он обращался в Черниговское губернское правление с просьбой разрешить типографию, но его обращения остались без ответа. 28 июня 1812 г. последовал указ Синода о закрытии клинцовской печатни как «без дозволения существующей». В связи с этим она была опечатана и отдана под надзор Суражского нижнего земского суда.

На допросе А. Ф. Карташев показал, что в издаваемых книгах он делал дополнения. Известно также, что в его типографии имелся справщик книг – Прохор Иванович Тепикин – и, следовательно, производилось их редактирование.

В результате следствия печатание книг А. Ф. Карташеву было запрещено, но он не оставил попыток добиться нового разрешения на открытие типографии. В ту пору решался вопрос об устройстве единоверческой типографии в Москве, и А. Ф. Карташев предложил свои услуги в печатании книг для единоверцев. Его хлопоты, однако, не увенчались успехом. Что касается типографского материала, принадлежавшего Карташеву, то по предложению властей он был продан владельцем учреждаемой в Москве единоверческой типографии и еще не одно десятилетие использовался в ее изданиях.

В то время, когда клинцовской типографией управлял А. Ф. Карташев, произошли изменения в системе наделения изданий ложными выходными сведениями. Из них исчезло упоминание о «Высочайшем дозволении», в качестве места издания стал указываться «Почаев», а время издания не указывалось вовсе. Всего в начале XIX в. клинцовской типографией было выпущено более 50 изданий. В целом, благодаря деятельности Ф. К. и А. Ф. Карташевых, старообрядцы получили более 110 изданий.

Типография единоверцев.

После закрытия типографий К. Колычева и Ф. Карташева наступил сорокалетний перерыв в активной издательской деятельности старообрядцев. Он был вызван упадком Стародубья, перемещением идеологических центров как поповщины, так и беспоповщины в Москву, адаптацией старообрядцев к новым условиям. Некоторая информация об их попытках продолжить книгоиздание в это время имеется в архивных документах. Но, видимо, попытки были малоуспешны, поскольку не оставили сколько-нибудь заметного следа в книжном наследии старообрядцев. Выпуск перепечаток дореформенных изданий был разрешен только открытой в 1820 г. единоверческой типографии, находившейся под контролем Синода.

Ее устройство началось в 1818 г. В 1819 г. организаторы типографии купили оборудование и материалы у А.Ф.Карташева и, вероятно, позднее у К.В.Колычева. 26 января 1820 г. вышел указ Синода, предписывавший переиздавать во вновь учрежденной типографии только старопечатные книги с указанием имен патриархов, при которых они были напечатаны.

Типография подчинялась Московской духовной консистории и московскому архиерею. При ней существовал также совет попечителей из единоверцев. При необходимости издания какой-либо книги попечители ходатайствовали перед духовным начальством, и то принимало какое-либо решение. Попытки единоверцев вести самостоятельную издательскую деятельность натыкались на сопротивление духовных властей, которые оказывали определяющее влияние на репертуар изданий.

Типография существовала до 1918 г. Среди ее изданий доминировала служебная и учебная литература. Книги не отличались особенным разнообразием оформления.

Продукция единоверческой типографии в какой-то мере восполняла потребности в дониконовских изданиях, но не все согласия она удовлетворяла, к тому же ее репертуар был строго ограничен.


Первая типография в Клинцах была открыта в 1785 году Яковом Железняковым и Дмитрием Рукавишниковым. Она стала первой в России старообрядческой типографией, которая легально выпускала старопечатную церковную литературу.

Первые типографии

Главным основателем книгопечатания в нашем городе все же считают Федора Карташева с товарищами - зажиточными купцами братьями Филатом и Федором Аксеновыми и Афанасием Голубятниковым. Они открыли в посаде Клинцы типографию для переводов (перепечаток) дониконовских богослужебных книг. Первое время Карташев приставлял к книгам «выходы», в которых говорилось, что они напечатаны с разрешения польского короля Станислава Августа в Почаеве, Гродно и других городах, не входивших тогда в состав России. С 1786 года Федор Карташев печатал книги с обозначением, что они издаются в Клинцах с разрешения Суражского земского суда.

Взгляд на современную типографию
С 1969 года типография начала свою работу в новом двухэтажном здании, расположенном в переулке Богунского полка. Сегодня здесь трудится большой и дружный коллектив из 50 специалистов. Среди них есть люди, которые посвятили любимому делу не один десяток лет. Это Ирина Евгеньевна Рытик, Роман Абрамович Ляхович, Галина Владимировна Лобановская, Надежда Анатольевна Привольнева, Николай Николаевич Кошарный. Ассортимент выпускаемой городской типографией продукции широк: от обычных бланков на прописку и оплату платежей до книг и журналов. Клинцовских полиграфистов знают во многих городах России.
Из цехов типографии в разное время выходили «Труд », многотиражка «Ленинец », «Ваше дело », «Новая рабочая газета ». Свои печатные издания доверяли нашим полиграфистам Сураж, Унеча, Гордеевка, Красная Гора.

То, что в дальнейшем превращается в книги, газеты, журналы, рождается в цехе, которым руководит Елена Васильевна Любич. Здесь производятся набор, верстка, монтаж, цветоделение и изготовление печатной формы. Трудятся в компьютерном цехе мастера своего дела: Екатерина Владимировна Поздняк, Ирина Марковна Фейгина, Людмила Анатольевна Ржевская и Лариса Борисовна Гусейнова.
Цехом, где печатается выпускаемая продукция, руководит Ирина Евгеньевна Рытик. Здесь работают Александр Александрович Ларченко, Сергей Владимирович Свидерский и Николай Николаевич Кошарный.

Брошюровочно-переплетные работы - завершающий этап рождения книжных изданий. Он занимает важное место в общем технологическом процессе. В результате брошюровочно-переплетных операций из бумажных листов-оттисков формируется книжный или брошюрный блок, который после дальнейшей обработки принимает вид книги, брошюры или журнала. За качеством переплетных работ следят мастера своего дела: Галина Викторовна Ларченко, Наталья Ивановна Кравцова и Ольга Михайловна Гурина.

Клинцовская типография охотно сотрудничает с местными литераторами: Любовью Сухановой, Владимиром Селезневым, Виктором Володченко, Ниной Гинзбург, Ромуальдом Перекрестовым, Анной Перекрестовой, Станиславом Ковалевым, Виктором Шлыком и многими другими. К 300-летию города был выпущен альманах «Клинцовские горизонты ». В брянских вузах и техникумах студенты учатся по учебникам, отпечатанным в клинцовской типографии. Доверяют городской типографии заказы многие церкви и монастыри. В клинцовскую типографию обращаются и столичные заказчики.
С 2001 года в Клинцах работает ООО «Типография «Александрия ». Здесь также представлен полный цикл полиграфии: от набора до упаковки, от черно-белой печати до цветной. Но книги в основной своей массе и газеты все же печатаются государственной типографией.

Газеты третьего тысячелетия
В третье тысячелетие клинцовский «Труд » перешагнул как старейшая газета области со сложной, но интересной судьбой. Он выходит со стилизованным под шрифт первой газеты подзаголовком «клинцовская газета» и пометкой «основана 14 июля 1915 года».
С 11 августа 1995 года в Клинцах стала издаваться еще одна газета - «Ваше дело ». Первые годы она выходила в черно-белом варианте и являлась первой в городе газетой бесплатных объявлений. Она возникла одновременно с другими рекламно-информационными изданиями Брянской области. С 2008 года «Ваше дело » выходит в цветной печати. Помимо объявлений и телепрограммы, в ней отображены областные и городские события и происшествия, часто публикуются литературные, краеведческие и поэтические материалы, освещается жизнь горожан и предприятий города. Для многих клинчан она стала любимым изданием.

С января 2011 года список клинцовских газет пополнился еще одним частным изданием - «Клинцовские вести ».

В концертном зале «Дружба» города Брянска прошел рождественский концерт «Давайте верить в чудеса».
Газета Восход
08.01.2020

(18.04.2009 г. в 22:12:13, 21.701 кБ)

  • (18.04.2009 г. в 22:12:12, 23.034 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:12, 9.955 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:06, 15.846 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:07, 20.328 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:09, 19.736 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:05, 125.627 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:10, 6.283 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:05, 5.179 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:06, 5.497 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:06, 4.409 кБ)
  • (18.04.2009 г. в 22:12:05, 4.355 кБ)

  • Лики клинцовского Старообрядчества

    Основание посада Клинцы, его дореволюционная история, социально-онтологическая сторона жизни города советского времени четко связаны с миром Старообрядчества как религиозного, исторического и общественного явления. Воспринимать 300 лет истории города в отрыве от истории Старообрядчества - значить видеть прошлое города однобоко.

    Я уважаю и люблю старообрядчество за то, что
    оно кровью купило себе свободу от рабства
    государства… Я уверен был по его духу…, что в
    нем, обагренном реками крови, пролитой за
    свободу мысли и убеждения, возможнее, чем
    где-нибудь, свободное раскрытие правды Божией
    о земле и небе.
    Епископ Михаил (1874 - 1916)

    300-летие города - замечательный повод явить из глубины веков на свет одухотворенные лики таких замечательных людей прошлого как: епископы - Порфирий Маничев, Лукиан Абрамкин, Флавиан Разуваев, схимница Таисия Ларионова, купцы - Федор Карташев и Никола Степутин, разночинцы - казак Никита Игнатьевич и начетчик Илларион Кабанов. Многие крупные деятели русского Старообрядчества были либо родом из Клинцов, либо когда-то жили в наших местах.

    Цель нашего очерка - познакомить читателя с персоналиями скрытой истории города. Одного из измерений его истории. Измерения неофициального, что отнюдь не значит, что менее важного, чем экономическое или политическое (развитие текстильной промышленности или партизанское движение). Тем сложнее наша задача, что история старообрядчества не линейна, порой хаотична, и почти всегда не на поверхности.

    Через призму судеб людей 300 лет истории города мы можем почувствовать реальный пульс прошлого. А ведь человек таков, какова та картина прошлого, кое он несет в своем сознании. Совокупный опыт предшествующих поколений должен стать базисом жизни клинчанина сегодня. В четвертое столетие своей истории клинчане должны войти, имея под ногами не топкое болото с "кочками" (в виде партизан или текстильщиков, не в коем случае не умаляя эти факторы), а прочный камень убежденности в том, что наши предки были цельными, яркими, умными, принципиальными людьми.

    Очень хочется показать, что мы живем не в "дыре", рабочие которой преподнесли кусок материи Ленину, а в реальном историческом центре со своей, пускай непростой, историей. Историей яркой не столько событиями, сколько лицами, людьми этой самой истории.

    18 век

    Раскол гонялся за стариною, старался как можно
    Точнее держаться старины; но раскол был
    Явлением новой, а не древней жизни.
    Н. Костомаров

    1. Сам факт основания нового поселения на речке Туросенке и последующий век Клинцы делили общую судьбу с другими старообрядческими селениями.

    То, что Клинцы появились как один из нескольких поселений старообрядцев, бежавших от гонений государственной власти и господствующей церкви, известно всем. Раскольничье Старобудье условно объединяла в себе части земель нескольких уездов северной части Черниговской губернии. Первый раскольничий посад на нынешней Брянщине был заложен выходцами из Тульской и Калужской губернии на реке Ревне в 1669-ом (через 2 года после окончательного обличения раскола).

    Годы с 1679 по 1699 - годы запустения Стародубья, когда утверждение такого документа как 12 статей царевны Софьи (гнать приверженцев старого обряда "не только церковным наказанием, но и царским - сиречь градским законом и казнением" постановил еще московский собор 1666 - 67 годов, но изгнание их произошло, как бы сейчас сказали, только "за Садовое кольцо") заставило большую часть раскольничьих поселений сняться с обретенных убежищ и устремиться за литовскую границу в так называемую Ветку. Но оставшиеся в глухих лесах и протерпевшие еще два десятилетия раскольничьи семьи получили милость от восшедшего на престол младшего брата Софьи - царя Петра Алексеевича. "Во время вторжения шведского короля Карла 12 и измены гетмана Мазепы еще остававшиеся в Стародубье старообрядцы оказывали важную услугу отечеству, нападая на малые отряды шведов, отбивая у них обозы, ведя партизанскую войну" - так описывает эту эпоху сборник "Старообрядчество", изданный в 1996 году. Либерал Петр 1 разрешает раскольникам жить там, куда они переселились, и очень скоро Стародубье по населенности соперничает с Веткой. Стоит назвать имена таких мест как Лужки в Климовском районе, Святск близ Новозыбкова, поселок Воронок Стародубского района - они были очень значимыми поселениями тогда, но масштаба крупного села так и не преодолели.

    2. "Старообрядчество первоначально выражалось исключительно в убеждении, что истина содержится в старой книге и праведная церковность - в исполнении всего предписанного этой книгою. В первые годы у старообрядцев не было никакой мысли о новом положении, новом быте" - пишет старообрядческий мыслитель Ф.Е. Мельников (1847 - 1960) в своем сочинении "Философия истории старообрядчества" (кстати будет сказать, что Мельников не раз был в Клинцах). Под "первыми годами" можно подразумевать только первые 30 - 40 лет раскола, т.к. первые памятники его письменности были уже датированы 1701 годом ("Часовник") и 1705 годом ("Псалтирь"), напечатанные в типографии Максима Вощанки в Могилеве. Первые клинцовские книги были датированы 80-ыми годами. Дату образования посада от них отделяет 70 лет отнюдь не радостного существования.

    Вот как некоторые черты истории движения раскола в первой половине 18 века по описанию православного историка Церкви Н. Тальберга: "Указом 15 мая 1722 г. повелено было казнить раскольника за совращение (в свою веру, конечно - авт.) хотя бы одного православного… 31 марта 1736 г. Постановлено отсылать за распространение раскола на тяжелую горную работу. Указами 12 мая и 16 июня 1722 г. Раскольничьим наставникам и попам запрещено было крестить детей раскольничьих (т.е. практически обрекая раскол на вымирание - авт.) и исправлять требы…". С целью унизить статус религиозного движения указом 13 мая 1745 повелевается старообрядцам называться только "раскольниками", но никак не "староверцами" или "скитниками". В этих жестких условиях происходило самоопределение и самоидентификации стародубских раскольничьих поселений, формирование статуса их административно-церковного подчинения всероссийскому центру поповского (приемлющего священство) старообрядчества - московскому Рогожскому кладбищу

    3. Клинцы в истории Старообрядчества в18 веке - почти единственный центр активной издательской деятельности. Заглянем в монографию А.В. Вознесенского "Старообрядческие издания 18 - начала 19 века", изданную в Санкт-Петербурге в 1996 году тиражом всего 840 экземпляров.

    "В середине 1780-х годов в стародубском посаде Клинцы возникли легальные старообрядческие типографии, их содержателями были купцы Д. Рукавишников, Я. Железников и Ф. Карташов. Возможность появления, пусть и недолгого, существования подобных типографий в пределах Российской империи обусловливалась изданием 15 января 1783 г. Екатериной 11 указа о вольных типографиях. Однако вскоре старообрядческие книгопечатни обратили на себя внимание властей и после освидетельствования их в 1787 г. в Клинцах сохранилась лишь типография Ф. Карташева, которая уже тайно, продолжала печатать книги до конца 1790-х годов. В начале Х1Х в. Ф. Карташов вновь занялся типографской деятельностью, в которой активное участие принимал его сын Аким, продолживший дело отца и после его смерти в 1805 г. Печатание книг в этой типографии велось до 1817 г., когда по доносу она была закрыта властями".

    Федор Карташев и другие клинцовские купцы-печатники (Василий Яковлев, Дмитрий Степанович Рукавишников) представляли собой крупных деятелей старообрядческого просвещения в 18 веке. Книги печатались с подлинников дониконовского издания. Перечислим некоторые названия книг, вышедших из-под клинцовских станков: "Азбука", "Пролог", "Цветник священноинока Дорофея", "Глаголание Августина учителя", "О целовании святых икон".

    В 1801 году прозвучали слова императора Александра 1 насчет клинцовских типографий: "Типографии в посаде Клинцы быть по-прежнему, но с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и дозволения правительствующего синода". От раскольников требовали компромисса, но купцы попытались проявить свою знаменитую (описанную Н. С. Лесковым в "Запечатленном ангеле") изворотливость. Вот как объяснял свои действия Аким Карташов: "… о том, подавал ли отец мой кому объявление, не знаю: я же не подавал, но просил черниговское губернское правление о дозволении мне иметь типографию в 1806 и 1811 гг.". Государство ответ этот не удовлетворил, клинцовская типография была увезена в Москву и передана единоверцам.

    4. В середине 18 века вопреки гонениям (вернее в их обход) идет образование монастырей вокруг посада. В 1744 году в трех верстах от посада Клинцы казаком Никитой Игнатьевичем (1700 - 1809) был основан Преображенско-Никольский (краеведам он известен более как "Николо-Пустынский") монастырь. "Казак этот, по преданию, имел какие-то заслуги перед правительством, поэтому ему в виде исключения было позволено основать скит" - так указано в сборнике "Старообрядчество".

    Наша задача - не повторять уже написанное, но дополнять его. Подробно о монастыре можно прочитать у В. Кровко в "Клинцам - 300 лет". Там же у него подробно написано о Красноборском Иоанно-Предтеченском монастыре, получившем название в старообрядческой исторической науки как "Полоса". Намного меньше клинчанам известно о таком видном, едва ли нельзя сказать, что крупнейшем, деятеле русского Старообрядчества середины 19 века, как Илларион Григорьевич Кабанов (1819 - 1882), прожившем долгие годы в Клинцах (последние 12 лет - в полном уединении) и представившемся здесь.

    Если подыскать аналогию Кабанову (иначе его еще называют "Ксенос" (греч. - странник) по его псевдониму) в мире рок-музыки, то его можно сравнить только с Бобом Диланом. Дилан - целая эпоха. Начал он раньше всех, у него учились и "Битлы" и "Роллинги". Любой музыкант посчитал за счастье играть с ним, но он предпочитает гитару и губную гармошку. Все знают его имя, но не все понимают его. Человек Свободный в лучшем понимании этого слова. Свободным от мира как средоточия зла. Если Боб Дилан - все лучшее, что было в рок-музыке, то Ксенос Кабанов - все лучшее, что было в Старообрядчестве.

    Ксенос был аскет, хоть монашеский постриг он так и не принял. Он был богослов и апологет своей веры, хоть и не имел ни образования, ни священного чина. В совершенстве знал греческий язык, обладал уникальной памятью. Тот объем литературы, который он "перекопал" в библиотеках Москвы, Петербурга, Киева, не поддается описанию.

    Ксенос - автор "Устава", "Омышления православных христиан", "Истории и обычаев Ветковской церкви" (кстати, в этом труде описан удивительный для нынешнего старообрядчества обычай причащаться отроковицам (девушкам-подросткам) с непокрытой головой), "О монархиях…", разработчик "Окружного послания" 1862 года, содержащее обличение ложных догматов, не позволившее поповскому старообрядчеству развалиться на множество толков. Текст, написанный Кабановым, подписали все тогдашние иерархи Старообрядчества белокриницкой иерархии.

    Монастырь Полоса сегодня в черте города, в бывшем храме, переоборудованном в общежитие, живут люди. Памятник на могиле Ксеноса (четырехугольная чугунная колона, завершавшаяся крестом) утрачен. В полукилометре (за нынешними очистными сооружениями) также ничего не осталось от бывшего женского монастыря. Клинчане только по старой памяти "монастырем" называют эту городскую окраину.

    19 век

    Типикон спасения, - вот тайна раскола, нерв его
    Жизни, его мучительная жажда.
    В. В. Розанов (1856 - 1919)

    1."В Стародубских слободах пропала вера и спастись невозможно, потому что слобожане живут вблизи еретиков, хохлов и москалей, с которыми перемешались и сообщились" - так резко выразили мнение на пороге 19 века о наших местах ветковские раскольники Никифор Иларионов и Павел Григорьев. С их пуританской точки зрения Клинцы уже тогда полностью "лежали во зле" и обмирщении с "собаками-никонианами". Кажется, что именно этой замирщенности и обязано возвышение слободы Клинцы над другими раскольничьими посадами.

    Клинчане строго держались традиций белокриницкого поповства (термин "белокриничники" родился в конце 18 века в память Собора старообрядцев в месте Белая Криница, на котором была декларирована верность идеи полной трехчинной иерархии священства) и не уклонились ни в "чернобыльничество", не в "дьяконовщину", ни в "суслово согласие" (беспоповское Старообрядчество продолжало делиться на всевозможные толки), в которое, например, подались староверы в соседней Злынке.

    Но старые клинчане могут рассказать, что им были знакомы приверженцы такого верования как "дырники". Дырники не покланялись иконам, так как старые иконы осквернены и замирщены, а освятить новые - нет правильного священства. Молились они на Восток, просверлив в восточной стене дома небольшое отверстие, закрываемое в прочее время затычкой. Это было редкое исключение из правил.

    2. 19 век - век Единоверия. Вот как рассуждают об этом явлении сегодняшние бескомпромиссные старообрядцы: "Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви…". Возникновение Единоверия, учрежденного императорским указом в 1800 году было выдающимся церковно-государственным проектом, направленным на удовлетворение религиозных потребностей конструктивной части старообрядчества, жаждущего социальной стабильности, в духовной жизни действительности таинств при полной культурной идентификации с древней, неповрежденной эстетической системой.

    Единоверие в Клинцах прижилось. Еще в 1778 году "стародубские старцы" обращались к православному архиепископу Амвросию с просьбой рукоположить им священников, коих было полное оскудение. В 1780 году было завершено строительство Вознесенского, а в 1787 - Троицкого храмов. На месте Вознесенского сегодня стоит здание городской типографии, а Никольский храм - его бывшая часовня. Троицкая деревянная церковь (на ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажные дома по ул. К. Маркса) была уничтожена пожаром в 1972 году.

    Ко времени постройки собственно православного храма - Петропавловского собора в 1841 году единоверие в Клинцах уже прочно утвердилось. Тот самый отец Тимофей Верховский, который привел к Православию богатейшего из клинцовских купцов Петра Исаева, был единоверческим священником. Кстати сказать, к времени освящения Петропавловского храма был издан императорский указ, запрещающий старообрядцам звонить при службах в колокола".

    По воспоминаниям старожила П. Храмченко: "Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере (так в Клинцах назывался церковный двор) Вознесенской церкви зимний храм был во имя Архангела Михаила, а на цвинтере Троицкой церкви зимний храм был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов. Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими".

    3. Сугубо старого обряда к началу 20 века, это сказать можно уверенно, были в самих Клинцах лишь два храма. В 1823 году по ул. Пушкинской (ныне им. Пушкина) молельный дом, позже переоборудованный в полноценную церковь в честь Преображения Господня, действующей и поныне. На горке на стыке нынешних ул. Дзержинского (ст. Клинцовой) и ул. Свердлова (ст. Евлановка) стоял построенный в 1902 году клинцовским купцом Николаем Андреевичем Степунининым (1831 - ок. 1915) каменный храм с двумя престолами - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая (позже в 1910 была возведена колокольня, а также открыто училише на 120 детей). Рядом с храмом (ближе к нынешней ул. Советской) были выстроены дом для священника и прочего клира (дьякона, псаломщика, пономаря).

    10 лет в этом храме служил духовный отец Н. Степунина коренной клинчанин священник Федор Разуваев (? - ум. Ок. 1933). Вошедший в историю Старообрядчества как епископ Новозыбковский Флавиан и похороненный на клинцовском городском кладбище.

    Федор был послушником монастыря в Полосе. 20 лет он служил священником. Был бездетен, но воспитывал приемных детей. За собственные средства в 1908 году выстроил в монастыре Полоса церковь во имя Казанской иконы Богородицы. Известна дата его поставления в епископы - 29 июня 1912 года. С 1915 года он управлял Киевской епархией. Принимал активное участие в соборах 1926 и 1927 года на Рогожском кладбище.

    Рядом с могилой епископа Флавиана находятся захоронения епископов Вениамина (представился в 1962 году) и Иосафа (представился в 1973 году). На надписи на гробнице последнего можно прочитать, что прожил он 84 года, из которых был в священном сане 50 лет и 9 в епископском. В одном шаге от мужа (епископа Флавиана) - чугунная гробница его супруги).

    4. Судьбы еще нескольких видных деятелей Старообрядчества плотно сплелись с Клинцами. Епископ Порфирий (Петр Маничев; 1838 - 1912) первые 45 лет своей жизни прожил безвыездно в Клинцах. Служил доверенным у купца-старообрядца Кубарева. Четыре года был уставщиком Преображенско-Никольского монастыря. В 1883 году поступает в монастырь в Полосе, где через год был рукоположен в дьяконы епископом новозыбковским Селивестром (? - ум. 1906) также в молодости проживавшем в Полосе, и в Полосе же скончавшемся (Селивестра называют одним из самых образованных старообрядческих иерархов).

    В 1894 году Порфирий избирается игуменом монастыря и 6 лет руководит им, параллельно выполняя послушание быть представителем еп. Селивестра на соборах в Москве. Во время одной из поездок в 1899 году он избирается в епископы на Самарско-Симбирскую кафедру (затем он принимает еще и саратовскую и астраханскую кафедры).

    Родом из клинцовских мещан и епископ Аркадий (Андрей Родионович Шапошников; ок. 1810 - 1868). Был послушником Лаврентьева монастыря близ Стародуба. Как пишут в сборнике "Старообрядчество": "Выделялся развитым умом, обширной начитанностью, энергичностью и настойчивостью во всякого рода исправлениях монастырских нужд".

    С юности поселилась в неизвестном нам по названию женском монастыре (известно только, что он разорен властями в 1860-х годах) инокиня-схимница Таисия (Татьяна Илларионовна Ларионова; ок. 1819 - 1915). Известна она настоятельницей женского скита на Рогожском кладбище. Еще цитата: "В скиту мать Таисия ввела строгий устав, являясь сама прежде всех строжайшей исполнительницей его и отличаясь строго воздержанной жизнью".

    Епископ новозыбковско-черниговский Ермоген (Емелья Филиппович Перфилов; ок. 1837 - 1915), уроженец Подольской губернии, в 1906 году был рукоположен в епископы именно у нас в Клинцы. Скончался в Клинцах 27 сентября 1910 года.

    20 век

    Бродил все время словно в потемках…
    Чувствовалось, что здесь есть идея, что во всех
    Мелочах живет и бушует какая-то огромная
    Творческая сила, единая в своем существе…
    Н. Н. Гиляров - Платонов
    Особо изощрялись староверы,
    Начетчики, все грамотный народ.
    Все брали из Писания примеры,
    Что дело у коммуны не пойдет.
    О. Берггольц

    1. В 20 веке Старообрядчество, исторические разъединенное с Православием, делило с ним все бремя исповедования Христа. Древлеправославная церковь испытала на себе в полной мере весь гнев безбожников. Рука об руку (пускай не в прямом, но в метафизическом смысле) на расстрел шли раскольничьи и синодальные священники. Стоит здесь вспомнить упомянутых В. Кровко клинцовских старообрядческих священномучеников: отца Леонтия Губарева, расстрелянного в 1937 году и отца Иосифа Первова, умершего в ссылке на Волгодоне в 1940 году.

    Но в крови и гонениях объединение с господствующей церковью (странное выражение в системе торжества атеистической доктрины) не могло случиться. Хоть и в 1971 году и Русская православная церковь на поместном соборе и отменяет все "клятвы" на старые обряды, наложенные собором 1666 - 1667 годов. Старообрядчество находило всегда под рукой как спасательный круг свою уникальную субкультуру. И в эпохе от уничтожения икон до "охотников за иконами" оно выжило и крепко занимает свое место в универсуме современного бытия.

    П. Храмченко пишет: "Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов. В Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви - склад зерна, в Преображенской - детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, - после войны устроили театр, а позже - склад Клинцторга. Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали".

    2. Начинался ведь 20 век как "золотой век" для Старообрядчества. Императорским указом от 17 апреля 1905 года к Пасхе было дарована полная свобода вероисповедания. Прозвучал колокольный перезвон. Паспорта раскольникам выдавались с 1883 года на общих основаниях. С 1874 года признавались браки, совершенные старообрядцами.

    В 1906 году на первом Освященном соборе участвовало 12 архиереев, в 1926-1927 году - 16. К 1927 году у белокриничников было 27 епархий.

    В годы после ВОВ, в связи с вынужденной перегруппировкой приходов в центральной части России, была создана Ржевско-Клинцовская епархия с центром в Ржеве. Упразднена она в 2004 году. Сегодня название епархии, в которую входит Клинцы - Санкт-Петербургская и Тверская, она включает территории бывших Калужско-Смоленской и Клинцовско-Новозыбковской епархий. Как указано в итоговом документе собора 2004 года: "Было также Клинцовско-Ржевскую епархию впредь именовать Петербургско-Тверской и избрать на эту кафедру Амвросия, епископа Аугсбургского и всея Германии правящим архиереем Петербургско-Тверской епархии с титулованием его епископом Петербургско-Тверским. Поручить епископу Амвросию продолжить окормление Аугсбургской и всея Германии епархии и стран Балтии".

    Русские раскольники, долгое время принужденные печатать свои книги тайно, поспешили воспользоваться разрешением вольных типографий, последовавшим в 1783 году. Только четыре с половиною года существовало дозволение печатать церковные книги в вольных типографиях , но за это время они проявили довольно энергичную деятельность в деле печатания книг. Особенное развитие книгопечатание раскольников получило в посаде Клинцах, Суражского увзда, прежде Новгород-Северской, а ныне Черниговской губернии. Посад Клинцы - чисто раскольничий; он принадлежит к числу семнадцати стародубских слобод, образовавшихся после стрелецкого мятежа из бежавших от преследования последователей старой веры. В настоящей статье мы проследим судьбу клинцовских типографий, насколько позволяют это некоторые материалы находящиеся в одном из дел Архива Святейшего Синода. Как видно из этого дела, в 1784 году купцы клинцовского посада Рукавишников и Железников, объявили суражскому исправнику Случановскому свое желание завести типографию, въ которой имеют быть печатаны книги „именуемые прологи, переводные со старопечатных"; по словам названных купцов, они уже совсем приготовились к открытию типографии. Исправник об этом желании купцов Рукавишникова и Железникова сообщил новгород-северскому наместническому правлению и оно, основываясь на указе о разрешении вольных типографий, определениями марта 29 и июня 25, дозволило купцам Рукавишникову и Железникову открыть типографию для печатания книг на русском и иностранных языках.

    Типография эта, за отсутствием в наместничестве управы благочиния, должна была состоять под наблюдением земского исправника Великошапки, которому было предписано свидетельствовать отдаваемые в печать книги и наблюдать, чтобы в них ничего не было противного законам Божьим и гражданским, или "к явным соблазнам клонящегося". Вместе с тем наместническое правление предписало исправнику, чтобы он относительно издания старопечатных книг "поелику оные издаваются новыми тиснениями учинил бы непременное запрещение и для соблюдения этого велено ему почасту в будущей типографии нечаянно дозирать".

    На это запрещение издавать старопечатные книги новыми тиснениями купцы Рукавишников и Железников принесли жалобу новгород-северскому генерал-губернатору, графу П. А. Румянцеву-Задунайскому, и ссылались при этом на высочайший рескрипт митрополиту Гавриилу от 11 марта 1784 года, разрешавший раскольникам отправлять службы по их обрядам. Румянцев , основываясь на указе о разрешении вольных типографий и не найдя в представленной Рукавишниковым и Железниковым книге „Пролог", которую они вначале хотели перепечатать, ничего противного православной вере, и так как, кроме того нет точного повеления о запрещении издания старопечатных книг, нашел, что наместническое правление „поступило само", не представив об этом ему прежде, и потребовал по этому поводу объяснений. Жалоба Рукавишникова и Железникова Румянцевым была уважена, и им было разрешено издавать старопечатные книги. Разрешение последовало 5 августа 1785 года, что отмечено в некоторых клинцовских изданиях. Наместническое правление объяснило Румянцеву в ответ на его требование, что старопечатные книги оно почитало за „явный соблазн" по неимению упомянутого рескрипта 11 марта 1784 года. После разрешения типографии Рукавишникову и Железникову наместническое правление в 1786 году, сентября 25-го, разрешило еще открыть в Клинцах типографию купцу Федору Карташеву.

    Печатание книг в Клинцах производилось безпрепятственно около двух лет; в 1787 году произошел случай, вызвавший запрещение клинцовских типографий. В этом году во время макарьевской ярмарки, к директору экономии Прокудину обратились с просьбой купцы, чтобы им было во время ярмарки разрешено торговать церковными книгами, напечатанными в вольной клинцовской типографии; купцы эти, ссылались на указ от 15 января 1783 года о неразличении типографий от фабрик и рукоделий и представили ему несколько книг, напечатанных в Клинцах. Но так как в городе Макарьеве, управа благочиния еще не открылась и свидетельство тех книг, ни ему, ни тамошнему городничему „делать, никак не можно", то из числа этих книг четыре Прокудин препроводил к нижегородскому епископу Дамаскину. Дамаскин доносил в Синод, что книги эти были следующие:

    1). Жития преподобных отец Сергия, Радонежского чудотворца, и учеников его;

    2). Пролог трех месяцев: сентября, октября и ноября;

    3). Часовник и святцы;

    4). С лужбы и житие св. Николая, apxиепископа мирликийского, чудотворца;



    Причем, как значится в конце этих книг, oни перепечатаны (с ранее изданных в Москве), в Клинцах в типографии купцов Дмитрия Рукавишникова и Якова Железникова; житие преподобного Сергия перепечатано с указного дозволения в 7294 году, а остальные три книги в 7295 году. А прежде печатанные книги, как означено на клинцовских изданиях свидетельствованы нижним земским судом и подписаны присутствующими этого суда. „Того, чтобы те книги обще с земским судом, доносит Дамаскин, свидетельствованы были и духовною какою персоною к тому определенною, в них неозначено, да оныя книги и печатаны с старопечатных книг и в речах с новоисправленными оказуются многия в них несходства, а аллилуя инде напечатано по дважды, а не по трижды, что, по моему мнению, для простого народа может послужить великим соблазном. Сверх того, чтобы церковныя книги мимо синодальных типографий и в вольных церковною печатью печатать было позволено, на cиe указа я не имею. А посему и остаюсь в великом сомнении допустить ли для продажи означенных книг помянутых купцов или удержать?". Задавая этот вопрос Синоду, Дамаскин препроводил и четыре отобранные книги. (Отметим, при этом, что это дело возникло за несколько дней до указа 27 июля 1787 года о непечатании в светских типографиях церковных книг).

    Синод, рассмотрев это дело, указом 1 сентября 1787 года предписал, ввиду того, что свобода книгопечатания простирается лишь на книги светские, Нижегородскому и Новгородско-северскому преосвященным войти в сношение с гражданскими властями: первому - об ока­завшихся в продаже, книгах, напечатанных в Клинцах, а второму - об освидетельствовании через нарочно определенных с духовной и гражданской стороны лиц клинцовской типографии, и если в ней или где-либо в лавках окажутся запрещенные книги, то поступить с ними на основании указа (от 27 июля 1787 г.). Кроме того, Синод постановил рекомендовать генерал-губернатору Малороссийского наместничества генерал-фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому, чтобы он не оставил, кому следует, приказать, при освидетельствовании типографии в Клинцах, так как книги печатаны не другими какими, а именно церковными буквами, отобрать самые буквы и орудия печатания и передать их затем в ведомство Синода епархиальному apxиepeю. Новгородсеверское наместническое правление донесло Синоду рапортом (от 25 октября 1787 года) о том, на каком основании было раньше разрешено открыть типографию в Клинцах, и вместе с тем сообщило, что ныне, по получении синодального указа о непечатании в светских типографиях церковных книг, оно сделало распо­ряжение об освидетельствовании, как типографии в Клинцах, так и всех книжных лавок.

    Затем епископ Илларион новгород-северский и глуховский доносил в Синод, что для освидетельствования типографии в Клинцах были назначены священники и, сообщив предварительно гражданским властям, т.е. исправнику Великошапке и дворянскому засе­дателю Есимонтовскому, они 15 октября были в Клинцах и требовали у гражданских властей, чтобы они совместно с ними освидетельство­вали типографию, но те заявили, что у них есть от начальства указ „на случай военный", оставя все дела заниматься лишь заготовкой провианта и фуража. Гражданские власти обещали уведомить, по исполненении этого, но доныне уведомления нет, между тем книги запрещенные и буквы могут быть в это время вынесены и укрыты.

    Донося о неисполнении исправником и заседателем приказаний, епископ Илларион просит, чтобы с ними поступлено было по законам и, чтобы было им приказано непродолжительно исполнить повеление указа. Освидетельствование типографии состоялось 25 ноября. С духовной стороны были назначены священники Лукиан Доброгаев, Феодор Крутовский и Василий Рожановский; с гражданской стороны-присутствующие нижнего земского суда, исправник Великошапка и дворянский заседатель Есимонтовский. Типографий оказалось три; содержались они купцами клинцовского посада Яковом Железниковым, Дмитрием Рукавишниковым и Федором Карташевым; в тех типографиях печатались церковной печатью по старообрядческому сложению разные книги.


    Короткая справка: Федор Карташев и другие клинцовские купцы-печатники (Яков Железников, Василий Яковлев, Дмитрий Степанович Рукавишников) представляли собой крупных деятелей старообрядческого просвещения в XVIII веке. Книги печатались с подлинников дониконовского издания. Из-под клинцовских станков вышли "Псалтырь", "Псалтырь с восследованием", "Часовник", "Азбука", "Пролог", "Цветник священноинока Дорофея", "Глаголание Августина учителя", "О целовании святых икон", "Евангелие Благовестное" Феофилакта Болгарского, "Служба явлению Тихвинской иконы Божией Матери", "Житие Сергия Радонежского", сборник "Слово о лжепророках и лжеучителях" и другие книги.

    В 1801 году прозвучали слова императора Александра I насчет клинцовских типографий:

    «Типографии в посаде Клинцы быть по-прежнему, но с тем, чтобы напечатание оных книг производилось с ведома и дозволения правительствующего синода».

    От раскольников требовали компромисса, но купцы попытались проявить свою знаменитую (описанную Н.С. Лесковым в «Запечатленном ангеле») изворотливость. Вот как объяснял свои действия Аким Карташов:

    «… о том, подавал ли отец мой кому объявление, не знаю: я же не подавал, но просил черниговское губернское правление о дозволении мне иметь типографию в 1806 и 1811 гг.».

    Государство ответ этот не удовлетворил, и позднее клинцовская типография была увезена в Москву и передана единоверцам.

    После смерти Ф.К. Карташева в 1805 г. работу типографии возглавил его сын Аким, начавший помогать отцу еще в 90-х гг. XVIII в. А.Ф. Карташев расширил доставшееся ему предприятие и попытался легализовать его работу. Дважды, в 1806 и 1811 гг., он обращался в Черниговское губернское правление с просьбой разрешить типографию, но его обращения остались без ответа. 28 июня 1812 г. последовал указ Синода о закрытии клинцовской печатни как "без дозволения существующей". В связи с этим она была опечатана и отдана под надзор Суражского нижнего земского суда.

    Допрос, снятый черниговским генерал-губернатором с Карташева, состоял в следующем:

    „1817 года 7-го февраля, посада Клинцова, 3-й гильдии купец Аким Карташев, был спрошен малороссийским генерал-губернатором, показал:

    1) Я и отец мой дозволения на устройство типографии не имели, а в 1804 году узнали мы, что государь император дозволил в Клинцовской слободе типографию; но объявления о том ни от кого не было, и было ли о том отцу моему объявлено, не знаю.

    2) Отцом моим устроена типография в 1805 году на шесть станов, а три стана прибавлены мною в 1809 году, о том подавал ли отец мой кому объявление, не знаю; я же не подавал, но просил черниговское губернское правление о дозволении мне иметь типографию в 1806 и 1811 годах.

    3) Объявлен мне указ синода, что о том представлено бывшему генерал-губернатору князю Куракину; но как от оного, так и от преемника его я ничего не слыхал, а производил книгопечатание, потому что и умерший в 1805 году отец мой при жизни своей производил оное.

    4) Книгопечатание производимо было ни под чьим надзором; и книг печатанных для свидетельства я никуда не представлял, а перепечатывал сам, по уверенности, что оные правительством дозволены.

    5) Перепечатывались следующие книги: „Азбуки", „Часовники", „Псалтыри" и иные, необходимо нужные для обучения детей; касающиеся к церковному кругу: „Канонники", „Праздничные Минеи", „Общие Минеи", „Цветнички", - книги сии были во время дозволенной типографии свидетельствованы суражским земским судом; делал я сверх того нужные, но непротивные закону добавления в книгах, мною перепечатанных; „Праздничная Минея" не была свидетельствована суражским земским судом, но дозволена старообрядцам; равно и „Цветники" не были свидетельствованы, но печатаны по выбору из свидетельствованных книг.

    6) Во всех годах печатались каждый год от 1.000 до 1.200 экземпляров всякой книги, а „Псалтырей" и более.

    7) Продаваемы были эти книги "в Москву московскому кущу Якову Игнатьеву, живущему у Рогожской заставы, на Вороньей улице, в собственном доме, а равно по мелочам в собственном доме продавал я желающим; бедным же давал безденежно.

    8) Продажу оную я производил явно, по уверенности, что оная не противна правительству.

    9) Управлял типографиею я сам, а надсматривал над оной клинцовский мещанин Василий Соболев, он же и Сухоруков.

    10) Рабочих в типографии употреблялось не равное число, от 12 до 25, наймом из клинцовских обывателей старообрядческой веры.

    11) Типография не находилась ни под чьим покровительством, ибо я был уверен, что сие не противно воле государя императора.

    12) У родителя моего до 1799 года были гражданские буквы, ибо он печатал с 1797 по 1799 год, с ведома и по условию черниговского губернского правления, в городе Чернигове, но в 1799 году оные губернским правлением у нас отобраны, и более таковых не оставалось и доселе не было.

    13) Известен я, что есть таковая же типография в Махновке или около оной, подлинно не знаю; известен, что оттоль таковые же книги доставлялись в Москву.

    14) Производится ли в той типографии печатание недозволенных книг, - не знаю, но видел я продаваемые в Москве книги таковые же, которые перепечатывались у меня и которых не полагаю запрещенными.

    15) Более сего ничего не имею показать, ибо ничего о том не знаю и не слыхал".

    "Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви…".

    Возникновение Единоверия, учрежденного императорским указом в 1800 году было выдающимся церковно-государственным проектом, направленным на удовлетворение религиозных потребностей конструктивной части старообрядчества, жаждущего социальной стабильности, в духовной жизни действительности таинств при полной культурной идентификации с древней, неповрежденной эстетической системой. Единоверие в Клинцах прижилось. Еще в 1778 году "стародубские старцы" обращались к православному архиепископу Амвросию с просьбой рукоположить им священников, коих было полное оскудение. В 1780 году было завершено строительство Вознесенского, а в 1787 - Троицкого храмов. Верховная власть и старообрядцы нашли точки соприкосновения.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ.
    Общие сведения о русской шерстяной промышленности и о Клинцах.

    Несколько общих сведений о русской шерстяной промышленности. Об основании Клинцов, о прошлом посада до возникновения в нем шерстяной промышленности. - Клинцы с момента возникновения в них суконных фабрик и до наших дней. - Клинцы - культурный центр. - Вольная клинцовская типография. - Характеристика экономического развития России за сто лет.

    Несколько общих сведений о русской шерстяной промышленности.
    Русская шерстяная промышленность, насчитывающая более 250 лет существования, является одной из самых старинных отраслей русской промышленности. За долгий путь она проделала большую эволюцию. Возникшая при Петре исключительно для удовлетворения нужд армии и долго производившая только грубые солдатские сукна, в настоящее время она распадается на три крупных и совершенно самостоятельных отрасли шерстяного производства: грубых сукон, тонких сукон и камвольных тканей.
    До второй половины 19 века производство грубых сукон из русских шерстей (бобрик, байка, урс, одеяла, трико, армейское сукно, портяночное сукно и сукно русское) было разбросано в 34 губерниях преимущественно по дворянским вотчинным фабрикам и велось крепостным трудом. С освобождением крестьян, когда дворянская промышленность погибла производство грубых сукон сосредоточилось, главным образом, в четырех восточных губерниях: Саратовской, Пензенской, Симбирской и Тамбовской, где дворянские фабрики еще задолго до падения крепостного права постепенно переходили в купеческие руки. Накануне империалистической войны некоторые из фабрик этого района достигли больших размеров, были недурно оборудованы и представляли собой крупно капиталистические предприятия. Помимо фабрик в перечисленных губерниях, грубые сукна вырабатывались еще на некоторых московских фабриках, как например на Бабкинской (Купавинской, выстроенной еще при Екатерине; сначала, Купавинская была шелковой фабрикой и только позднее она была переделана в суконную); на нескольких фабриках Екатеринбургской (Свердловской) губернии и еще на двух фабриках - Глушковской в Курской губернии и Мурминской, в 20 верстах от города Рязани.

    Глушковская фабрика, самая старинная суконная фабрика в пределах Союза, основанная еще в 1719 г., существует и до сих пор, сохранив немало старины.
    Производство тонких сукон, возникшее в России в начале 19 века, развивалось, по преимуществу, в Московском районе; несколько позднее в Ленинграде, Прибалтийском крае, Белостоке и Клинцах.
    Москва - колыбель русской шерстяной промышленности. Здесь возникла первая в России суконная фабрика Федора Серикова. До сих пор на „Болоте" сохранились остатки одной из Петровских фабрик в виде здания „Суконных бань". Москва, начав с производства грубых армейских сукон и каразеи (каразея - редкая шерстяная ткань для подкладки, несколько напоминающая современную „курузу"), прошла все этапы развития русской шерстяной промышленности. Москва первая приступила к производству тонких сукон, ей же принадлежит и инициатива создания в России камвольного производства. К концу 19 века Москва развернула шерстяное производство во всем его разнообразии, от самых простых дешевых и солдатских сукон до самых дорогих, как тонких сукон, так и шерстяных камвольных материй. Накануне мировой войны треть "всех российских шерстяных фабрик сосредоточилась в Московском районе и почти половина всей шерстяной промышленности приходилась на его долю. С развитием производства тонких сукон и камвольных тканей Москва почти бросает грубые сукна, всецело предоставляя выработку их восточному району. В Москве впервые возникла купеческая фабрика. Москва первая перешла к „вольному" труду и ее передовые фабриканты начала 19 века принадлежали уже не к отсталому привилегированному дворянскому сословию, а к новому нарождавшемуся классу купцов-капиталистов. Москва следила за прогрессом шерстяного дела, вводила новшества в технику производства, а для руководства производством приглашала иностранцев специалистов - мастеров и директоров. И до последнего времени Москва по прежнему сохраняет руководящую роль в шерстяной промышленности, как по размерам производства и разнообразию, так и по своему, сравнительно высокому, уровню техники. Пересказать роль и участие Москвы в развитии русской шерстяной промышленности - это все равно, что изложить всю ее историю.
    Гродненский район с центром в Белостоке, возникший и развившийся в тесной связи с польской текстильной промышленностью, создал производство дешевых шерстяных модных тканей для широкого массового потребления.
    Ленинградская шерстяная промышленность с двумя фабриками: бывшая Торнтон (самая крупная фабрика тонких сукон в Союзе) и бывшая Ауха, также как и промышленность тонких сукон Прибалтийского края с его первоклассными фабриками (Цинтенгофская, Дагокартельская, Штиглица в Нарве и других), выросли в связи с общим высоким уровнем промышленности этих районов.

    Несколько особняком стоит Клинцовский район с производством тонких сукон. Оторванный от промышленных центров, безо всякой органической связи с дворянской фабрикой в прошлом, он возник, в значительной степени, благодаря предприимчивости некоторых клинчан, долго проживавших в Польше и много лет занимавшихся суконной торговлей. Крупнейшие фабрики этого района ни по оборудованию, ни по качеству вырабатываемых сукон не уступали лучшим московским, а среди тонкосуконных фабрик всей России Стодольская фабрика занимала третье по величине место после фабрик бывших Штиглиц , Торнтон .
    Незадолго до войны (в 1912 году) все производство русской шерстяной промышленности исчислялось круглой цифрой в 300 миллионов рублей, которые по отдельным отраслям производства (грубошерстное, тонко-суконное и камвольное) распределялись почти поровну. На долю Клинцовского района приходилось около 8 миллионов рублей, т.е. Клинцы участвовали восьмью процентами в выработке тонких сукон.
    С отходом от СССР тонко-суконных фабрик Польши, Прибалтийского края и Гродненского района, мощность всей тонко-суконной промышленности, оставшейся в пределах Союза, значительно уменьшилась, а вместе с этим увеличилось и значение Клинцовского района, оборудование фабрик которого сейчас равняется 15% оборудования всей тонко-суконной промышленности СССР.
    Этим можно закончить краткую характеристику шерстяной промышленности и затем перейти к изложению истории клинцовской шерстяной промышленности, что составляет тему настоящего очерка.

    Клинцы .
    Посад Клинцы, переименованный с 1922 года в уездный город, находится в местности, называемой Стародубьем и расположен на небольшой речке Туросне, впадающей через реку Ипуть в Сож. Самый город, утопающий в зелени садов, окруженный со всех сторон вековым сосновым бором, находится в одной версте от железнодорожной станции Полесских дорог. К городу со всех сторон примыкает целый ряд селений: Синьковка, Голубовка, Чертовичи, Смолевичи, Близна, Мезеричь, Стодол, Дурни, раскольничий посад Ардонь, Буда, Кневичи, Займище, Туросна и другие, селения своими хозяйственными интересами тесно связаны с Клинцами. Немало жителей из этих окрестных селений работают на клинцовских суконных фабриках.
    До революции Клинцы значились в Суражском уезде Черниговской губернии . Это всегда был самый бойкий и самый живой торгово-промышленный пункт во всей губернии. В посаде насчитывалось около 20.000 человек, по преимуществу, старообрядческого населения. Накануне войны здесь работало 8 суконных фабрик, 2 пенькопрядильни, 2 кожевенных завода, один чугуно-литейный и целый ряд мелких промышленных предприятий, которые вместе с массой торговых заведений оживляли кипучую жизнь посада.

    С образованием Гомельской губернии Клинцы отошли к ней и сейчас отстоят от нового губернского центра всего в 100 верстах. Клинцы - по прежнему живой промышленный центр, к которому прибавилось еще много новых административных и культурных учреждений. Помимо мелких промышленных предприятий здесь сейчас работают четыре крупные суконные фабрики , одна большая пенько-прядильная , один кожевенный завод и один чугуно-литейный завод . Все эти промышленные предприятия объединены в один мощный Клинцовский Текстильный трест с пятью тысячами рабочих.
    Здесь одна из крупнейших в губернии партийная организация, губернский отдел союза текстильщиков, дом союзов, городской театр, рабочий кооператив, несколько рабочих клубов, техникум, несколько школ 1-й и 2-й ступени, партшкола, три банка, библиотека, типография, три большие больницы, ежедневная газета „Труд" с тиражем в 5000 экземпляров, почта, телеграф и радио . Три раза в неделю громадные базары. Благодаря развитой промышленности Клинцы довольно зажиточный город. В центре много каменных домов и хороших построек. Большие улицы вымощены, имеется электрическое освещение, но водопровода нет. В городе несколько интересных старых угрюмых старообрядческих купеческих усадеб, очень характерных для того времени, когда складывался богатый посад. Среди зелени садов выделяется великолепный архитектурный памятник 18 века - деревянная Вознесенская церковь с стройной колокольней, чуть ли не самой высокой во всей России .

    Прошлое Клинцов.

    Прежде чем излагать историю клинцовской шерстяной промышленности , не мешает хотя бы несколько ознакомиться с прошлым как самих Клинцов, так и Стародубья. После такого знакомства станет более понятным возникновение шерстяной промышленности именно в Клинцах, оторванных от крупного центра.
    В 1907 году посад Клинцы праздновал двухсотлетний юбилей своего существования. К этому знаменательному моменту была написана брошюра „1707 -1907 г.г. 200-летие посада Клинцов Черниговской губернии, Суражского уезда" , - доклад городского головы, а несколько позднее в газете „Черниговское слово" появились статьи И. Чередникова под заглавием „Посад Клинцы 1707 -1907 г.г." . Эти две работы наряду с другими литературными материалами были также использованы автором.
    Расположенное по левому берегу Десны Стародубье, в котором возникли Клинцы, входило в так называемую Слободскую часть Малороссии . По видимому, характер местности мало изменился с тех пор - леса и болота, тощая песчаная почва. Правда, леса с тех пор сильно поредели. Недалеко ушло и крестьянское хозяйство: скудные урожаи, мелкий скот, совсем плохая лошаденка, по прежнему на усадебных местах засевается много конопли .

    Население довольно бедное, плохо кормилось сельским хозяйством и только возникавшие старообрядческие торговые и промышленные слободы и посады давали ему некоторый подсобный заработок. Двести лет тому назад население Стародубья было крайне редкое и только благодаря беглецам из Московской области оно стало несколько плотнее.
    Вследствие внутренних неурядиц, стрелецких бунтов и прочих смут, не прекращавшихся на Московской Руси, в течении 16-го и 17-го веков, недовольные уходили в Польшу, Литву, на Север, на Дон, а также и в Малороссию, а в частности и в Стародубье. Владетельное малороссийское дворянство и казачество охотно принимали на свои обширные безлюдные пространства этих беглецов, рассчитывая со временем прикрепить их к себе. Насколько сильна была в то время такая эмиграция в Малороссию, можно судить по челобитной, поданной в 1672 году царю помещиками, стольниками, стряпчими, московскими дворянами и детьми боярскими, пострадавшими от ухода людей. В этой челобитной они жаловались на малороссийское духовенство, светское начальство и казачество, которые укрывали беглых людей. В 17 столетии к этим беглецам присоединились и „гонимые за веру", за принадлежность к расколу. Раскольники, направлявшиеся в разные глухие места, охотно шли и в Стародубские леса. Здешние места для беглецов представляли большие удобства: лесная глушь и болота являлись надежной гарантией против всякой погони и преследований, а тогдашняя близость польской границы давала возможность, в случае опасности, легко укрыться, а затем снова вернуться домой, записавшись выходцем из-за границы. В 1743 году московские наставники старообрядцев Данилова толка говорили своим последователям: „Нигде лучше жить нельзя старообрядцам, как в Стародубье, оно стоит близ рубежа. Окажется нужным бежать, можно уехать в Польшу, минуя заставы, а потом возвратясь, записаться выходцем из-за границы. Наши живут там свободно и их не беспокоят за веру ".
    Из дел, хранившихся в бывшем Городском Клинцовском Управлении , удалось извлечь документы с указанием, что в 1707 году, в период описанной эмиграции, была основана слобода Клинцы при небольшой речке Туросне в 50 верстах от полкового города Стародуба на дачах бунчукового товарища Ивана Лаврентьева, сына Бороздны. По словам документа „Оную слободу сначала осаживал (основал) Костромского уезда дворцовый, Государевой Даниловской волости, крестьянин приселка Николы Хабарова, Василий Афанасьев, сын Клинцов ".
    Сначала Бороздна не обращал внимания на занятие его земель пришельцами - раскольниками, так как земли его были обширны, когда же он, наконец, собрался закрепить Клинцы за собой, было уже поздно.
    Дело в том, что война Петра со шведами оказала большую помощь Стародубским беглецам. После поражения шведов под Полтавой, шведский король Карл, как известно, бежал вместе с изменившим Петру Мазепой и остатками войск через Стародубские леса.

    Раскольники, вооружившись чем попало, повели против шведов партизанскую борьбу. Много шведов было убито, немало было захвачено их в плен вместе с обозами и всяким военным имуществом. За такую услугу Петр отблагодарил раскольников указом 1715 года, которым он закрепил за ними раньше занятые ими земли. В 1729 году по распоряжению правительства, в связи с указом Петра, капитаном Бранчаниновым была произведена перепись всем раскольникам, населявшим Стародубье. Все попавшие в перепись занесены были „в оклад" или другими словами были узаконены в своем положении. Из этой переписи видно, что в то время слобода Клинцы состояла из 17 дворов и население ее занималось исключительно промыслами (восемь дворов торговали конопляным маслом, три двора выделывали деревянные ложки „токари", два двора шили рукавицы и один двор столярничал). По этой переписи уже тогда в Клинцах значился завод „Посадского человека Ивана Григорьевича Сабольщикова, в оном заводе делают у него юфти и белые кожи, из которых шьют сапоги, немецкие и русские рукавицы... ".
    Сильным толчком для дальнейшего развития Клинцов явился 1735 г., когда царское правительство разгромило центр старообрядчества - богатую и торговую слободу Ветку, находившуюся в 40 верстах от Гомеля. Вторичный разгром Ветки, произведенный войсками Екатерины в 1763 г. окончательно ее доканал. С тех пор Ветка утратила былое значение для старообрядчества и роль ее перешла к городу Стар оду бу, а разогнанное энергичное и трезвое раскольничье население разбрелось по Стародубским слободам и частью попало в Клинцы.
    По ведомости Клинцовского войта (старосты) Сергея Скорнякова , представленной в 1767 году в комиссию, учрежденную в Стародубском полку для сочинения „Генеральной описи", в Клинцах уже значилось в то время 1200 душ населения, причем слобода по прежнему носила преимущественно промысловый характер, - из 229 дворов только 50 занимались земледелием . Здесь была сильно развита торговля: торговали мылом, конопляным маслом, пенькой, рогожей и дегтем . Мыло возили в Польшу и Пруссию, где его обменивали на сукно. В Москву возили нефть, мед и пряники, а оттуда привозили мануфактуру.
    В 1782 г. Клинцы были переименованы из слободы в посад и тогда же последовало открытие Клинцовской ратуши . В эти же годы в посаде выстроены были существующие и до сих пор две деревянные раскольничьи, а позднее переделанные в единоверческие (единоверчество - соглашение на известных условиях старообрядчества с православием) церкви - Троицкая (1787 г.) и Вознесенская (1778 г.) с высокой (25 саженей) колокольней. Колокольня была выстроена в 1801 году местными плотниками без всякой помощи архитектора.
    Особенно интересна Вознесенская церковь . Ее интерес, по словам члена 15 археологического съезда профессора Павлуцкого заключается в том, что „... это весьма своеобразный архитектурный мотив северных храмов, не имеющий, однако, в себе чисто северного русского самостоятельного направления. Без сомнения в северно-русских церковных сооружениях сказалось влияние украинского деревянного зодчества. На массивном четырех-угольном срубе громоздятся один на другом, все уменьшаясь, несколько восьмиугольных срубов, заканчивающихся небольшим куполом. Таким образом старообрядческое церковное зодчество вновь принесло на юг южные же строительные элементы, но уже переработанные по северо-русским художественным вкусам " (профессор Павлуцкий. Деревянное церковное зодчество на Украине ).

    Клинцы-культурый центр.
    Вольная Клинцовская типография.

    С конца 18-го века Клинцы становятся известными в истории раскола, как культурный центр. Когда при Екатерине Второй разрешено было свободное печатание, то в разных местах России появились „вольные типографии". Возникла таковая и в Клинцах. Купцы старообрядцы: Железняков , а затем Федор Карташов с другими зажиточными купцами того времени, - братьями Аксеновыми и Афанасьем Голубятниковым , завели в Клинцах типографию для печатания „переводов", т.е. перепечатки доНиконовских богослужебных книг . Произведения типографии отвозились в Москву и это дело скоро обогатило Карташова.
    В 1797 г. Павел запретил „партикулярные (частные) типографии ", но, по видимому, Карташов продолжал печатание, во всяком случае хранил инструмент, шрифт и разный материал. Узнал об этом Черниговский губернатор и возбудил дело. В 1799 г. в погребе у Карташова были обнаружены два печатных станка, которые опечатали и отобрали, а затем отправили в Чернигов вместе со шрифтом, который и был перелит в гражданский шрифт. При обыске у Карташова усиленно искали „чего либо фальшивого", по видимому ассигнации, но ничего найдено не было. В 1803 году Карташов узнал, что в Петербурге в Сенате разбиралось дело о его типографии, причем решение было вынесено в его пользу. Не испрашивая разрешения, Карташов возобновил свою типографию, установив сначала шесть станков, а затем число их довел до девяти. Число рабочих в типографии колебалось от 12 до 25 человек. Кроме богослужебных книг, типография печатала еще: „азбуки", „часовники" и „псалтыри", по которым в то время обучались дети . Каждое название книги выпускалось в количестве до 1200 экземпляров. Чтобы ввести в заблуждение начальство на обложке книг обычно печаталось место печати „в Супрасли" (город близ Белостока) или „в Почаеве" на Волыни . Оба эти города тогда находились за пределами России.

    В 1811 году типография была вновь обнаружена и закрыта, а Карташов привлечен к суду. Дальнейших документальных данных о существовании в Клинцах типографии нет, но существуют указания, что тайная типография существовала до 1819 года, а народная легенда упорно и долго связывала возникновение первой суконной Лихомановской фабрики, устроенной в лесу вдали от посада, с устройством на этой фабрике тайной печатни.
    В 1854 году в Клинцах открывается почта, а в 1860 году появляется первая аптека. В 1862 году по земским данным здесь 1088 дворов с 7336 жителей, из которых 5301 старообрядец . Вся промышленность посада определяется суммой в полтора миллиона рублей. В 1874 году через Клинцы провели телеграф, в 1877 году здесь открывается первое 2-х-классное городское училище. В 1887 году проходит железная дорога, соединяющая Клинцы с Москвой, до ее постройки ближайшие железнодорожные станции находились в 85 верстах - Тереховка Либаво-Роменской железной дороги , а в 170 верстах - Рославль Риго-Орловской дороги . До проведения Полесской дороги товар в Москву отвозился гужем, на лошадях, причем путь до Москвы и обратно возчики проделывали в пять недель.
    В 1895 году открывается ремесленное училище, которое с 1903 г. превращается в среднее техническое. В 1903 г. в посаде уже 1940 домов с 12398 жителей, из которых старообрядцев уже меньше половины. Из общего количества жителей посада 5000 человек - мастеровых, ремесленников и рабочих. За все время существования посада в нем было три громадных пожара: 1777, 1798 и 1872 г.г., которые каждый раз уничтожали по нескольку сот домов.
    Вот вкратце наиболее заметные даты из жизни Клинцов.

    Прежде чем перейти к изложению истории клинцовской шерстяной промышленности придется еще раз несколько задержаться, чтобы, хотя в самых общих чертах, охарактеризовать хозяйство всей страны за те сто лет, в течение которых возникла, складывалась и развивалась эта отрасль промышленности.
    До конца 18 века в России частный капитал накопился преимущественно в торговле и мало был занят в промышленности. С началом 19 века картина меняется - в стране начинает довольно быстро развиваться промышленность и в особенности текстильная. Энергичными, смелыми и решительными фабрикантами - предпринимателями являются по преимуществу купцы-старообрядцы или, разбогатевшие на оброке, крестьяне.
    Значительный процент старообрядцев в рядах российских капиталистов-предпринимателей - явление вполне нормальное. Политические тиски, в которые было зажато после раскола старообрядчество, способствовали созданию такой обстановки, в которой раскольнические общины выросли в большую экономическую силу.

    „Трезвые, трудолюбивые раскольники, крепко державшиеся друг за друга, выступавшие сплоченно, оказались великолепными сберегателями. Обширные подпольные связи народной церкви, связывавшие в одно целое Поволжье и Поморье, Могилевскую губернию и Нижегородскую, явились отличной почвой и для экономической связи. Поэтому в новейшее время раскол и представлялся народу, как какая-то купеческая вера". По словам историка М. Н. Покровского „... Церковная организация поповщины, создавшаяся к началу 19 века, была псевдонимом широкой организации торгового капитала, главными владельцами которого были тогда „благословенные" адепты старой веры... Торгово-промышленный рогожский союз в первые 30 лет 19 века выступил в новой еще почти неслыханной в России роли. Кошели и сундуки Рогожской и Таганки (Рогожская и Таганка - Московские улицы по преимуществу заселенные богатыми старообрядцами.) раскрылись для новых предприятий: в самой Москве и ее окрестностях, в особенности в Гуслицкой волости Богородского уезда, рогожские капиталисты основали первые крупные мануфактуры, зародыши настоящей свободной капиталистической промышленности". Старообрядческий капитал играл огромную роль и в деле создания в Клинцах суконной промышленности. Накопленные торговлей, ростовщичеством и другими способами старообрядческие капиталы постепенно перекочевывали в промышленность.
    Правительство всячески поощряло и поддерживало молодую промышленность; оно установило охранительный таможенный тариф, устраивало выставки и учреждало специальные учебные заведения, а в связи с подавлением польского восстания 1831 года, разгромило польскую промышленность, которая конкурировала с русской. Но несмотря на все эти меры промышленность развивалась туго. Техника производства была низка и качество товара невысоко. И то и другое объясняется, главным образом, тем, что наша страна, в которой преобладал тогда натурально хозяйственный уклад, являлась еще слабой потребительницей изделий фабричного производства.
    Происшедшая еще в середине 18 века промышленная революция в Англии принесла в производство машину, коренным образом преобразовала мануфактуру и превратила ее в фабрику, к нам же машина стала проникать только со второй четверти 19 века и при том довольно туго. Техника производства очень долго оставалась низкой и фабриканты, защищенные пошлиной и почти не имевшие конкуренции, предпочитали вести свое хозяйство приемами, характеризующими „период первоначального накопления капитала" (длинный рабочий день, эксплуатация детского и женского труда, низкая заработная плата, штрафы, всяческие поборы, фабричные лавки и проч.).
    Первая половина 19-го века заканчивается Крымской компанией, поражением, явившимся результатом полной экономической и технической отсталости крепостной России. Последовавшее освобождение крестьян в 1861 г. знаменует собой огромный переворот в русском народном хозяйстве, обнаружившем способность к быстрому подъему.

    Бесследно пропала дворянская крепостная фабрика. Натуральное крестьянское хозяйство уступало свое место денежному, товарному. Деревня начала из года в год выбрасывать на рынок массу свободных рабочих рук. Быстро росли города. Увеличивалась емкость внутреннего рынка. Ширилась внутренняя и внешняя торговля, связанная, главным образом, с экспортом хлеба, цены на который на мировом рынке все время росли. Лихорадочно строились железные дороги. Возникали банки, а с ними и кредит. Промышленность, получив „свободного" рабочего и расширение внутреннего рынка вступила в полосу нормального капиталистического развития, лишь изредка прерываемая отдельными кризисами, неизбежными спутниками капиталистического хозяйства. После турецкой войны, в начале 80-х г.г. в стране разразился длительный и тяжелый кризис в значительной степени осложненный в шерстяной промышленности. После каждого кризиса промышленность обычно делает новый скачек и темп ее развития приобретает большую силу - слабые предприятия гибнут, а выдержавшие испытание - растут и крепнут. Из длительного кризиса 80-х г. г. текстильная промышленность вышла сильно окрепшей и сконцентрированной. С концом 19 века (1893-99 г.г.) связан небывалый подъем во всем капиталистическом мире и усиленный прилив в Россию иностранного капитала, который в значительной степени содействовал дальнейшему бурному развитию нашей промышленности и привел к образованию крупно-капиталистических предприятий.
    После кратковременного кризиса 1900-1902 г. и революции 1905 г. начался новый рост производительных сил страны и еще больше усилились капиталистические процессы, благодаря чему промышленность за последующее десятилетие увеличила свое производство вдвое. По данным С. Прокоповича „Опыт исчисления народного дохода" годовой доход одного жителя России с 67 р. в 1900 г. поднялся до 101 р. в 1913 г.
    Во время мировой войны промышленность, в большей своей части окрасившись в „защитный цвет", раздувалась на военных заказах и очень мало работала на потребительский рынок.
    Октябрьская революция передала промышленные предприятия в руки рабочего класса и в корне изменила структуру промышленности и положение самого рабочего класса в производстве. Гражданская война временно парализовала промышленность. С 1922 года после введения новой экономической политики в промышленности начался восстановительный процесс, но уже на социалистических основах.
    Народное хозяйство, потрясенное империалистической и гражданской войнами, стало бурно восстанавливаться. Вот в общих чертах картина развития народного хозяйства в стране за последние сто лет.

    Клинцовская шерстяная промышленность , являясь только частицей народного хозяйства, несомненно складывалась под влиянием общих причин и условий, действовавших в стране. Но наряду с этим на клинцовской промышленности лежит печать и некоторого своеобразия, колорита, обусловленного характером района.
    Изложение истории клинцовской шерстяной промышленности подразделено на 5 периодов :

    1. От момента возникновения Лихомановской фабрики до постройки крупных фабрик.

    2. С 1832 г. до освобождения крестьян (1861 г.).

    3. С 1861 г. до конца большого кризиса 1892 г.

    4. Период крупно-капиталистического развития клинцовских фабрик 1893 -1919 г. г. (до национализации фабрик).

    5. Наши дни 1919 - 1925 год.