Княгиня ольга киевская. Великая русская княгиня Ольга: биография, правление и политика

Княгиня Ольга является одной из выдающихся и загадочных личностей на Киевском престоле. Она управляла Русью 15 лет: с 945 по 960 год. И прославилась как первая женщина-правительница, как твёрдый, решительный политик и как реформатор. Но некоторые факты её дел и жизни весьма противоречивы, а многие моменты не выяснены до сих пор. Это позволяет поставить под сомнение не только её политическую деятельность, но само существование. Давайте разберёмся в тех данных, которые дошли до нас.

Информацию о жизни Ольги мы можем найти в «Степенной книге» (1560-1563 гг.), дающей систематическое изложение русский истории, в «Повести временных лет», в сборнике «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, в Радзивилловской и в некоторых других летописях. Некоторая информация, которую можно почерпнуть из них, спорна, а иногда прямо противоположна.

Личная жизнь

Самые большие сомнения вызывают датировки рождения княгини. Одни летописцы сообщают 893 год, но тогда вышла бы замуж она в десятилетнем возрасте, а родила первого сына в 49. Поэтому-то эта дата кажется маловероятной. Современные историки выдвигают свою датировку: от 920 до 927-928 годов, но подтверждений этим догадкам нигде не найти.

Также невыясненной осталась национальность Ольги. Её называют славянкой из Пскова (или из древни под Псковом), варяжкой (из-за схожести её имени с древнескандинавским Хельга), и даже болгаркой. Такую версию выдвинули болгарские историки, переведя древнее написание Пскова Плесков как Плиску – столицу тогдашней Болгарии.

Род Ольги тоже вызывает споры. Принято считать её незнатного рода, но существует Иоакимовская летопись (правда, её подлинность стоит под сомнением), которая сообщает о княжеском происхождении княгини. Некоторые другие летописи, тоже спорные, подтверждают домысел, что Ольга была якобы дочерью Вещего Олега – регента Игоря Рюриковича.

Замужество Ольги – следующий противоречивый факт. По «Повести временных лет» свадьба состоялась в 903 году. Существует красивая легенда, гласящая о непреднамеренной встрече Игоря и Ольги в лесах под Псковом. Якобы молодой князь переправлялся через реку на пароме, которым правила прекрасная девушка в мужской одежде – Ольга. Он сделал ей предложение – она отказалась, но позже их брак всё же состоялся. Другие летописи сообщают легенду о намеренном замужестве: регент Олег сам выбрал Игорю жену – девушку по имени Прекраса, которой он дал своё имя.

О дальнейшей жизни Ольги мы ничего не можем знать. Известен лишь факт рождения её первого сына – приблизительно 942 год. В летописных записях она вновь появляется только после смерти мужа в 945 году. Как известно, Игорь Рюрикович погиб во время сбора дани в древлянских землях. Его сын тогда был трёхлетним ребёнком, и правление взяла в свои руки Ольга.

Начало правления

Начала Ольга с расправы над древлянами. Древние летописцы утверждают, что древлянский князь Мал дважды присылал к ней сватов с предложением выйти за него замуж. Но княгиня отвечала отказами, жестоко умерщвляя послов. Потом она совершила два военных похода в земли Мала. За это время были перебиты более 5 000 древлян и уничтожена их столица – город Искоростень. Здесь напрашивается вопрос: как после этого Ольгу причислили к лику святых равноапостольных и называли Святой?



Дальнейшее правление княгини носило более гуманный характер – она подала первый пример стройки зданий из камня (киевский дворец и загородная резиденция Ольги), объездила земли Новгорода и Пскова, и установила размер дани и места её сбора. Но некоторые учёные сомневаются в истинности и этих фактов.

Крещение в Константинополе

Все источники называют лишь приблизительные дату, место и крёстников Ольги, что тоже вызывает много вопросов. Но большинство из них сходятся в том, что она приняла христианскую веру в 957 году в Константинополе, а её крёстниками стали византийский император Роман II и патриарх Полиевкт. Славянские летописи приводят даже легенду о том, как император хотел взять Ольгу в жёны, но та дважды перехитрила его и оставила ни с чем. А вот в сборнике Константина Багрянородного указывается, что Ольга во время визита уже была крещёной.

Предположения

Конечно, такие противоречия в источниках можно объяснить давностью эпохи Ольги. Но можно предположить, что летописи говорят нам о двух (а то и более) женщинах одного имени. Ведь тогда на Руси существовал обычай многожёнства, и есть данные о нескольких жёнах Игоря. Может быть, князь в 903 году взял в жёны одну Ольгу одного происхождения, а родила ему Святослава другая Ольга другого происхождения. Этим легко объяснится путаница с годом её рождения, датой женитьбы и рождением сына.

И точно также хочется верить, что к лику святых причислили совсем другую Ольгу, не ту, что чинила зверские расправы над древлянами.

Имя: Княгиня Ольга (Елена)

Дата рождения: 920 г.

Возраст: 49 лет

Деятельность: княгиня Киевская

Семейное положение: вдова

Княгиня Ольга: биография

Княгиня Ольга – жена великого русского князя , мать , правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.


Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.

Детство и юность

Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.


Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.

Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью , который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.


Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.


Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор - тиун.


В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.


Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.


В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков и . Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.


Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Смерть

Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.


Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.

В 1007 году внук княгини - Владимир I Святославич - перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.

Память

  • Ольгинская улица в Киеве
  • Свято-Ольгинский собор в Киеве

Кино

  • 1981 – балет «Ольга»
  • 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
  • 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
  • 2006 – «Князь Владимир»

Литература

  • 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
  • 2002 – «Ольга, королева русов».
  • 2009 - «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
  • 2015 - «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
  • 2016 - «Властью единые». Олег Панус

Могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, . Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань . Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.


Иллюстрация. Княгиня Ольга и дружина.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала.

Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы — их назвали уроками — и учреждала погосты.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.


Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Иллюстрация. Крещение княгини Ольги в Византии.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие — под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 — 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.

Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так — в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя — зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

В истории было немало случаев, когда женщина правила государством настолько успешно, что оно становилось гораздо сильнее и величественнее, чем было ранее. Одной из них стала Ольга, княгиня Киевская. Историкам всего мира известно о жизни и деятельности этой удивительно сильной женщины довольно мало, но то, что удалось узнать, показало, что она очень мудрая и сильная правительница. Главное, что она сделала для Киевской Руси, - сделала ее сильнейшим государством в мире.

История и происхождение

Точная дата рождения великой княгини неизвестна. В истории можно найти только фрагменты ее биографии. Многие ученые склоняются к тому, что родилась она примерно в 890 году. Этот вывод был сделан на основании записей Степной книги, в которой говорится о том, что дожила она до 80 лет, а эта дата известна довольно точно - 969 год. Место ее рождения также остается неизвестным. Некоторые историки склоняются к тому, что женщина родилась:

  • в Пскове;
  • в Изборске.

Как появилась княгиня Ольга, биографию которой сегодня можно прочесть только благодаря летописям монаха Нестора, ходит много легенд. Одна из них о том, как Ольга впервые встретилась с Игорем, князем, правившим Киевом. Она была родом из простой семьи и зарабатывала тем, что перевозила через реку людей. Князь Игорь охотился в тех местах, и ему нужно было срочно переправиться на другой берег. Он обратился к юноше-перевозчику. Но уже в лодке он пригляделся и понял, что перед ним стоит не юноша, а прекрасная и хрупкая женщина.

Он решил попробовать соблазнить красавицу, но получил достойный отпор. На этом встреча и закончилась. Но когда великому князю пришло время жениться, он вспомнил о гордой красавице из Пскова, которая запала ему в душу. Он нашел ее и заключил брак.

Но есть и другая легенда, согласно которой будущая княгиня Ольга носила имя Прекраса. Родом она была из богатого и знатного семейства князя Гостомысла, проживавшего в Витебске. А свое имя, под которым ее знает мир, она получила только после свадьбы с Игорем. Нарекли ее в честь князя Олега, который был воспитателем Игоря.















Долгое время супруги жили отдельно друг от друга. Она управляла Вышгородом, а он - Киевом. У Игоря было еще несколько жен. А общий ребенок у пары появился только спустя 40 лет после свадьбы. Это был Святослав, который в дальнейшем продолжит дело матери и отца.

Месть за смерть мужа

В 945 году князь Игорь отправился собирать дань с древлянских земель, где и был предательски убит. Святославу в то время было всего три года, и управлять государством он не мог. Поэтому на трон села его мать Ольга. Вся Великая Русь перешла под ее управление. Но древляне не захотели мириться с тем, что будут платить дань женщине.

Они решили женить на Ольге своего князя Мала и таким образом заполучить власть над русскими землями. Но не учли они того, что женщина была не только красива , но и очень умна. Она заманила древлянское посольство в большую яму и приказала засыпать ее. Так они были похоронены заживо. Не менее жестокой оказалась правительница и к следующим послам. Для них была истоплена баня, а когда они вошли в нее, двери были заперты, а стены подожжены. Все визитеры сгорели заживо. Это была жестокая месть за смерть ее любимого.

Но это было только началом жестокого наказания. Она отправилась в древлянские земли для того, чтобы справить поминальный обряд на могиле мужа. С собой она взяла нескольких воинов . На обряд были приглашены и знатнейшие древляне. Во время ужина княгиня опоила их сонным зельем, а затем приказала стражникам порубить всех пришедших. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что на том ужине было убито более 5 тысяч древлян.

В скором времени Ольга вместе с сыном отправилась военным походом на древлян. Ее войско обступило стены их столицы - Искоростеня. Княгиня приказала принести ей с каждого двора по три голубя и по три воробья. Жители исполнили это в надежде на то, что это принесет освобождение и избавит их от кровопролития.

Но правительница приказала привязать к лапкам птиц пучок горящей сухой травы и отпустить их. Голуби и воробьи прилетели в свои гнезда, и город был сожжен. Сгорела не только столица древлян, но и множество ее жителей. Только это смогло успокоить кровоточащее сердце княгини.

Политика великой княгини

Как правительница, Ольга во многом превзошла своего великого мужа. Она провела множество реформ во внутренней политике. Но и внешняя политика не осталась в стороне. Она смогла покорить многие восточные племена. Все киевские земли были поделены на области, во главе которых княгиня поставила тиунов - управляющих. Она провела и налоговую реформу, что привело к строгой величине полюдья, которое должны были приносить на погосты. Именно она стала первой из русских правителей, которые организовали каменное строительство. Во время правления были возведены каменный дворец и загородный княжеский дом.

Основным курсом внешней политики стало сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась к тому, чтобы ее владения остались полностью свободными от власти Константинополя. Подобное сближение привело к тому, что русские войска успешно помогали Византии в борьбе с ее врагами. Реформы княгини Ольги имели огромное значение для дальнейшего становления Руси.

Крещение и принятие христианства

Во все времена население Руси поклонялось многим богам. Они исповедовали язычество. А первым правителем, который принес христианство на русские земли, стала как раз Ольга. Княгиня крестилась ориентировочно в 957 году, согласно летописям и дошедшим до сего дня источникам. Произошло это во время ее дипломатической поездки в Царьград - Константинополь.

Согласно сообщению летописца Нестора, когда Ольга посещала Византию, ее императору очень понравилась русская княжна и он решил на ней жениться. Но женщина решила все сделать по-своему. Она сказала, что негоже христианскому правителю заключать брак с язычницей. Поэтому ему нужно ввести ее в свою веру, тем самым став ее крестным отцом.

После совершения обряда она получила имя Елена. Император вновь сделал ей предложение, но женщина ответила, что он не может быть ей мужем, потому как он стал для нее отцом, а она его дочерью по крещению. Понял тогда Константин, что его обманули, но сделать уже ничего не смог.

По возвращении на родину княгиня решила начать распространять христианство на Руси. Но славяне противились этому. Даже ее сын Святослав отказался принять христианство, решив, что над ним будут смеяться дружинники. Дальнейшее распространение вера получила при Владимире, князе Киевском.

Последние годы жизни и память

Интересен сам факт того, что женщина правила страной в те жестокие времена, когда представительницы слабого пола даже не имели права сидеть за одним столом с мужчинами. Но за годы правления Ольги было сделано настолько много нужного для Руси, что она и по сей день чтится как самая сильная и мудрая княгиня. Она смогла прославиться в веках не только своими политическими делами, но и своей жестокостью к врагам.

Только после принятия крещения княгиня стала немного мягче. Страной она правила почти до самой своей смерти, потому как, согласно докладам летописцев, ее сын постоянно был в походах и ему некогда было поддерживать порядок в своем княжестве.

Умерла великая княгиня в 969 году в возрасте 80 лет. Сегодня она канонизирована церковью и считается покровительницей всех тех, кто хочет быть независимым и свободным. Ей возносят молитвы в те моменты жизни, когда нужна помощь в войнах или борьбе с врагом.

В истории она осталась гордой правительницей, верной одному своему мужу. Недаром и сегодня о ней пишут сочинения в школе, поклоняются ей в храмах.

Точного описания великой княгини нет. Но картинки, которые удалось сохранить с тех времен, передают красоту этой удивительной женщины. Также краткий ее портрет можно составить по описанию в «Повести временных лет», которая передает житие князя Игоря и княгини Ольги, пусть и кратко, но доступно для того, чтобы понять, какой вклад они внесли в развитие земли Русской и почему Ольге присвоено звание равноапостольной.

Сегодня память великой Киевской княгини увековечена:

  • в живописи;
  • в кинематографе;
  • в литературе.

Завершив "устроение" государства и упорядочив сбор дани, княгиня Ольга задумалась о выборе новой веры. Она первой из правителей Руси приняла христианство.

Оставаясь язычницей, Ольга долгие годы наблюдала жизнь христиан, которых в Киеве было уже немало. Еще в конце 866 года константинопольский патриарх Фотий в "Окружном послании", разосланном иерархам Восточной церкви, сообщал о крещении киевских руссов в Византии. В русско-византийском договоре 944 года о мире в составе дружины и свите князя Игоря были упомянуты, помимо язычников, и христиане. Они приносили клятву на верность пунктам соглашения в соборе Святой Софии. В Киеве в эпоху Ольги существовало несколько христианских церквей и соборный храм Святого Ильи.

  Интерес Ольги к христианству. Став правительницей Киевского государства, княгиня Ольга начала присматриваться к религиозному учению, которому следовали многие страны Европы. Постепенно Ольга пришла к мысли о том, что принятие новой веры может еще более объединить страну, поставить ее в один ряд с другими христианскими государствами мира. Ею овладело желание посетить Константинополь, увидеть великолепие его храмов и встретиться с императором, а затем принять святое крещение.

  Летопись о крещении Ольги. Летописный рассказ о поездке Ольги в Константинополь относится к 954-955 годам и сообщает, что отправилась княгиня "в греки" и достигла Царьграда. Византийский император Константин Багрянородный принял ее и удостоил беседой. Его поразили красота и ум гостьи, и он сказал, намекая на возможный супружеский союз с ней: "Достойна ты царствовать в граде с нами! " Ольга же от прямого ответа уклонилась. Она пожелала принять веру Христову и просила, чтобы император стал ее восприемником от купели. Это было исполнено. Когда же басилевс вновь предложил Ольге стать его женой, она отвечала, что у христиан не приняты браки между крестными отцами и крестницами. Император оценил ее хитроумный ход и не разгневался. "И дал ей дары многие - золото, серебро, паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее... " - сообщает "Повесть временных лет". Названная при крещении Еленой , княгиня вернулась в Киев.

  Свидетельство современника. О крещении русской княгини упоминают немецкая "Хроника" и византийские источники, среди которых трактат Константина Багрянородного "О церемониях византийского двора", где он описывает два приема Ольги Росской в Константинополе, представляет для нас особый интерес. Сочинение басилевса позволяет восстановить истинный ход событий, приведших к крещению Ольги.

  Посольство "архонтиссы". Историки полагают, что летом 957 года княгиня водным путем отправилась в Константинополь. Она везла с собой богатые дары императору Византии. В дороге ее сопровождала большая свита, общим числом примерно в тысячу человек. Ее путь в Царьград занимал не менее сорока дней. Наконец караван русских судов вошел в бухту Золотой Рог. Там Ольге пришлось пережить томительное ожидание: византийские власти никак не могли решить, как им надлежит принимать высокую гостью. Наконец, 9 сентября ей было назначено предстать перед очами императора.

  Пышная церемония. Император Константин принимал княгиню Ольгу в Золотой палате Большого дворца. Церемония была обставлена с обычной пышностью. Государь восседал на троне, представлявшем собой удивительное произведение искусства. Ольга вошла в зал в сопровождении близких родственниц. Помимо них, в свите было 20 послов и 43 купца. С достоинством поклонившись императору, она преподнесла ему свои дары. Басилевс ромеев не проронил ни слова. От его имени говорил придворный - дромологофет. На этом прием завершился.

  Пребывдние в Константинополе. В тот же день княгиню Ольгу принимала супруга императора Елена на своей половине дворца. После вручения даров Ольгу и ее спутниц препроводили в покои для отдыха. Позже княгиню пригласили для беседы с императором, где она смогла обсудить с ним государственные вопросы. Историки также предполагают, что Ольга хотела выяснить возможность династического брака своего сына Святослава и одной из византийских царевен. На это Константин Багрянородный ответил отказом, что оскорбило княгиню. Договор о мире между двумя странами был подтвержден: Константин нуждался в военной помощи руссов в борьбе с доместиком Никифором Фокой. В честь пребывания княгини в Константинополе августа Елена дала обед, после которого гостям вручили дары от императора. Княгиня получила "золотую, покрытую драгоценными камнями чашу ", а в ней 500 серебряных монет. Вскоре состоялся второй прием у византийского императора. Никаких новых подробностей Константин Багрянородный о нем не сообщил. Для нас важно, что на этот прием княгиня Ольга явилась уже христианкой. Версия русской летописи о причастности басилевса к крещению Ольги имеет явно мифологический характер. В действительности, таинство совершил константинопольский патриарх Полиевкт в Софийском соборе. В дар храму Ольга передала золотое богослужебное блюдо.