Князь юсупов николай борисович. Юсупов-Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (князь Феликс Юсупов младший)

Князь Николай Борисович Юсупов

Георгий Блюмин, доктор технических наук и профессор культурологии, консультант компании "Терра-Недвижимость", автор книги "Царская дорога", продолжает серию рассказов по истории Рублевки.

250 лет тому назад в семье московского губернатора князя Бориса Григорьевича Юсупова и его жены Ирины Михайловны, урожденной Зиновьевой, родился сын Николай. Впоследствии князь Николай Борисович Юсупов станет богатейшим человеком России. В его владении будут усадьбы не только во всех губерниях России, но и чуть ли не в каждом уезде. Когда его спрашивали, есть ли у него имение в таком-то уезде, то он обыкновенно отвечал: не знаю, надо справиться у управляющего. Приходил управляющий с памятной книжкой под мышкой, раскрывал её - и почти всегда имение находилось. Вот не полный перечень должностей, которые князь исполнял в течение своей долгой жизни: министр Департамента уделов, ведавший всеми императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, президент Мануфактур-коллегии, директор императорских театров, первый директор Эрмитажа и Оружейной палаты, главноначальствующий Кремлевской экспедицией и всеми фарфоровыми и стекольными заводами России, член Государственного Совета. Он имел высший чин действительного тайного советника первого ранга, был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными, так что когда не знали чем его еще наградить, придумали специально для него жемчужный эполет, который князь носил на правом плече и какого более никто не имел. Кстати, на посту главноуправляющего императорскими театрами князь Николай Борисович изобрел нумерацию рядов и кресел: прежде в театре садились, где придется.

Князь был еще и посланником России в Италии, где приобрёл многие редкие книги, главным образом, античных авторов, украсившие позже его знаменитую библиотеку в Архангельском. Там же, в Италии, сумел убедить папу Римского Пия VI дать разрешение на полное копирование и перевоз в Петербург знаменитых лоджий Рафаэля, ныне находящихся в Эрмитаже. В юности князь много и упорно учился, свободно говорил на пяти языках, так что потом удивлял своей ученостью многих корифеев европейской науки, с которыми близко познакомился, путешествуя по Европе с рекомендательными письмами императрицы Екатерины II. Учтивый и внешне весьма пригожий собою, князь, как поговаривали в придворных кругах, одно время был любовником царицы. Во всяком случае, в его кабинете в Архангельском висела картина, на которой он и Екатерина были представлены обнаженными в виде Аполлона и Венеры. Павел I, вступив на престол, велел эту картину убрать.

"Посланник молодой увенчанной жены", по выражению Пушкина, был дружен с Вольтером, Дидро и Бомарше. Бомарше посвятил ему восторженное стихотворение. В Европе Юсупов был принят всеми тогдашними монархами: Иосифом II в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном Бонапартом в Париже. Князь скупал за границей скульптуру и картины лучших мастеров и привозил их в Эрмитаж, не забывая при этом о своем подмосковном поместье Архангельское, в конце концов превращенном им в классически завершенный усадебный ансамбль - "Подмосковный Версаль". Князь Юсупов был верховным маршалом на коронации трех русских императоров - Павла I, Александра I и Николая I - и все они были его гостями в Архангельском.

Князь Николай Борисович принадлежал к одному из древнейших дворянских родов России, ведущему свое начало от легендарного пророка Мухаммеда (VI век нашей эры). Тесть великого пророка по имени Абубекир, правил всем мусульманским миром. Через три века его потомок и новый правитель мусульман был пышно титулован как Эмир эль-Омр, князь князей, султан султанов. Он соединил в лице своем правительственную и духовную власть. Имена предков русских князей Юсуповых поминутно встречаются на страницах "Тысячи и одной ночи", в сказках Шахерезады. Предки Николая Борисовича Юсупова были эмирами, калифами и султанами с царской властью на всем древнем Востоке - от Египта до Индии. Это потом стали говорить и писать, что Юсуповы происходят из татар. На Руси в XV - XVI веке всякий пришелец с Запада звался немцем, а с востока - татарином. Других национальностей просто не было. Исключение составляли, может быть, итальянцы, строившие Кремль: их называли "фря", или фрязины. И поныне существуют окрест Москвы жалованные им деревни Фрязево, Фрязино, Фряново.

Многие могилы "татар" - предков Юсупова находятся в священных для мусульман Мекке и Каабе. Их правление помнят Дамаск, Антиохия, Египет, Месопотамия, Индия.

Приблизительно через тысячу лет после правления на Востоке царствующих предков Юсуповых А.С. Пушкин посвятит русскому князю Николаю Борисовичу Юсупову свое знаменитое "Послание к вельможе", навеянное посещениями Архангельского:

От северных оков освобождая мир,

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,

Лишь только первая позеленеет липа,

К тебе, приветливый потомок Аристиппа,

К тебе явлюся я; увижу сей дворец,

Где циркуль зодчего, палитра и резец

Ученой прихоти твоей повиновались,

И вдохновенные в волшебстве состязались.

Пушкин называет князя потомком Аристиппа. В 1903 году в Архангельском установят бюст Пушкина с цитатами из его послания князю Юсупову, вырезанными на постаменте. Там написано "питомец Аристиппа". Это понятно: ведь главный тезис учения древнегреческого философа - счастье в наслаждении. И этому принципу Николай Борисович следовал всю жизнь. Но у Пушкина - потомок Аристиппа. Почему? Дело в том, что философ, грек по рождению, жил на земле нынешней Ливии, на границе с Египтом в городе Кирена и был в родстве с правителями Египта, куда уходят древнейшие корни рода Юсуповых.

Прошло около четырех веков, и мы среди правителей востока встречаем имя потомка Абубекира султана Термеса. Этому султану случилось родиться далеко на севере, где в молодости путешествовал его отец. Вражда бывших друзей и братьев заставила Термеса вспомнить о своей родине. Он бросает клич единоверцам, многие отзываются на призыв и, теснимые враждебными обстоятельствами, переселяются из Аравии на север, где и обосновались на обширном пространстве между Уралом и Волгой. Русские назвали это поселение Ногайской ордой. Прямой потомок Термеса был ближайший друг и сподвижник великого завоевателя Тамерлана, или Тимура. Его звали Едигей. Это он в единоборстве перед войском убил монгольского хана Тохтамыша, который незадолго перед этим сжег Москву. Едигей разгромил также войска литовского хана Витовта на реке Ворскле в 1339 году. Наконец, он завоевал Крым и основал там Крымскую орду.

Правнук Едигея звался Муса-мурза и имел по обычаю пять жен. Имя первой, любимой жены Кондаза. От неё и родился Юсуф, давший фамилию русскому княжескому роду Юсуповых. Двадцать лет Юсуф-мурза дружил с самим Иоанном Грозным, русским царем. У Юсуфа-мурзы было два сына и четыре дочери. Дочерей он выдал замуж за соседних царей: крымского, астраханского, сибирского и казанского. Жена царя казанского была красавица Суюмбека, в честь которой в казанском кремле воздвигнута семиярусная башня Суюмбеки, повторенная в архитектуре московского Казанского вокзала. Позже она была царицей Касимовского царства и погребена в 1557 году в здешней усыпальнице. Потомок её русский князь Николай Борисович Юсупов-младший считает так, когда пишет в своей книге: "Алый шиповник с млечной черёмухой осыпают сию забытую гробницу цветами!". Прекрасная Суюмбека воспета поэтом М.М. Херасковым в его поэме "Россияда". В 1832 году в Петербурге с большим успехом шел балет композитора Глинки "Суюмбека и покорение Казани", где главную партию танцевала знаменитая балерина А.И. Истомина. Об этом пишет в своих воспоминаниях праправнук князя Николая Борисовича князь Феликс Юсупов.

Сыновья Юсуфа-мурзы поступают на русскую службу, сохраняя при этом мусульманскую веру. Внук Юсуфа-мурзы Сеюш-мурза в XVII веке получает во владение в Ярославской губернии целый город Романов с посадом (нынешний Тутаев). И сегодня в городе можно увидеть среди многочисленных церквей старинную мечеть. Именно в этом городе случилось событие, в корне изменившее жизнь мурз. Сын Сеюша-мурзы по имени Абдул-мурза принимал в Романове патриарха Иоакима. День был постный, и хозяин по незнанию православных постов накормил гостя гусем. Патриарх гуся съел, промолвив: хороша у тебя рыбица, князь! Тому бы промолчать, а он возьми и скажи: "Это не рыба, ваше святейшество, а гусь. Повар у меня такой искусник, что может гуся приготовить под рыбу, - могу подарить его вашему святейшеству!" Патриарх, как ни был сыт, прогневался и по приезде в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Тот в качестве наказания лишил мурзу всех прежних пожалований, и богатый в одночасье стал нищим. Абдул-мурза думал три дня и решился принять православие.

Он крестился в одной из церквей того же города Романова под именем Дмитрий, а фамилию придумал себе на древнерусский лад: Юсупово-Княжево. Так появился русский князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево. Все владения ему были возвращены, и он женился на русской. Это был прадед героя нашего рассказа князя Николая Борисовича Юсупова. С тех пор в интерьере юсуповских дворцов Москвы, Санкт-Петербурга, Ракитного и Крыма встречается изображение гуся.

Но в ту же ночь князю Дмитрию Сеюшевичу было видение: некий призрак внятно ему сказал, что отныне за измену вере во всяком колене его рода не будет более одного наследника мужского пола, а если их родится больше, то никто из них, кроме одного, не переживет возраста 26 лет. Самое удивительное, что оглядывая юсуповскую историю за четыре века, видим, что страшное предсказание сбывалось. Дмитрию Сеюшевичу Юсупово-Княжево наследовал его сын князь Григорий Дмитриевич, генерал-аншеф и глава Военной коллегии. Он был сподвижником Петра I и участником всех его сражений. Это ему император повелел именоваться просто князем Юсуповым. Сын Григория Дмитриевича князь Борис Григорьевич Юсупов был сначала вице-губернатором, а затем губернатором Москвы, действительным тайным советником. А следующим и вновь единственным наследником стал князь Николай Борисович Юсупов - друг королей и императоров, собеседник и родственник А.С. Пушкина: ведь предки того и другого происходили из северной Африки. Среди самых высоких наград империи, титулов, звезд и имений князя, высшая, безусловно, - это послание к нему А.С. Пушкина, состоящее из 106 стихотворных строк. В этом стихотворении Пушкин дал яркую и подробную характеристику князя - видного представителя русской культуры.

А.С. Пушкин, как подсчитано дотошными пушкинистами, дважды посетил Н.Б. Юсупова в его подмосковном имении Архангельское. Это случилось в конце апреля 1827 года, а затем в конце августа 1830 года. В первый раз спутником Пушкина был его приятель С.А. Соболевский, они приехали в Архангельское верхами, "и просвещенный вельможа екатерининского века принял их со всем радушием гостеприимства", по воспоминаниям современника. Во второй приезд Пушкина сопровождал поэт князь П.А. Вяземский, и этот визит отражен на картине работавшего тогда в Архангельском французского художника Никола де Куртейля. Пушкин пишет в своем послании:

Один все тот же ты. Ступив за твой порог,

Я вдруг переношусь во дни Екатерины.

Книгохранилище, кумиры, и картины,

И стройные сады свидетельствуют мне,

Что благосклонствуешь ты музам в тишине,

Что ими в праздности ты дышишь благородной.

Я слушаю тебя: твой разговор свободный

Исполнен юности. Влиянье красоты

Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты

И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.

Беспечно окружась Корреджием, Кановой,

Ты, не участвуя в волнениях мирских,

Порой насмешливо в окно глядишь на них

И видишь оборот во всем кругообразный.

Женою князя Николая Борисовича стала Татьяна Васильевна, урожденная Энгельгардт, родная племянница светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. В их браке родилось несколько детей, но до зрелых лет дожил только один наследник князь Борис Николаевич. Вначале супруги жили в Архангельском, в Большом доме, а затем Татьяна Васильевна пожелала жить отдельно от мужа и поселилась во дворце "Каприз", занимаясь, главным образом, делами, принадлежащей Юсупову Купавинской текстильной фабрики. Причиной разъезда послужило чрезвычайное женолюбие князя Николая Борисовича. Эту его черту отмечали многие современники, но московские дамы прощали ему, учитывая ученость и светские манеры князя, и памятуя его восточное происхождение. В его кабинете, сначала в Московском дворце, а затем в Архангельском висело триста портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В саду Архангельского, где разрешалось гулять всем желающим, к дамам князь проявлял особое внимание, и если встречался со знакомой или незнакомой женщиной, непременно раскланивался, целовал ей руку и узнавал, не угодно ли ей чего-либо.

С Пушкиным Николай Борисович был знаком, когда будущему поэту едва исполнилось три года от роду. Дело в том, что с 1801 по 1803 год отец поэта Сергей Львович нанимал квартиру во втором этаже левого флигеля Юсуповского дворца по Большому Харитоньевскому переулку в Москве. Этот московский дом князя, пожалованный его деду императором Петром II, был окружен известным всей Москве, причудливым по-восточному Юсуповым садом. Юсупов сад Пушкин упоминает в своей автобиографии. В саду, например, рос дуб, обвитый золоченой цепью, по которой поднимался вверх и спускался вниз огромный пушистый игрушечный кот с зелеными глазами, сконструированный голландскими механиками. Движение кота осуществлялось по специально разработанному алгоритму; при этом кот еще и разговаривал, но по-голландски. Маленький Пушкин гулял в саду с бабушкой Марией Алексеевной или с няней Ариной Родионовной и, по воспоминаниям, тогда же пообещал перевести рассказы кота на русский язык. Пролог к поэме Пушкина "Руслан и Людмила" почти полностью "списан" поэтом с Юсупова сада; при этом восприятие ребенка, конечно же, помножено на гениальную фантазию поэта.

Интересен тот факт, что несмотря на почти полувековую разницу в возрасте Юсупов и Пушкин подружились и были с друг другом на ты. Как видим, им было о чем поговорить. Пушкин с жадностью слушал рассказы князя о екатерининском веке, о его путешествиях по Европе и Востоку. Многие из этих рассказов нашли отражение в произведениях поэта в последовавшей после их встречи Болдинской осени 1830 года. Интересно также и то, что князь Николай Борисович при всех своих любовных увлечениях совершенно не старился; поговаривали, что во время пребывания в Париже он получил из рук знаменитого авантюриста графа Сен- Жермена эликсир молодости.

Пушкин делился с князем своими планами относительно предстоящей женитьбы. В послании его есть удивительная характеристика престарелого вельможи: "С восторгом ценишь ты и блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой". Попробуйте ценить прелести красавиц на восьмидесятом году от роду! Князь П.А. Вяземский рассказывает про Юсупова: "Он был благополучного сложения по плоти и по духу, в житейском и нравственном отношении. На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств. На окнах стояли горшки с пышными, благоуханными цветами; на стенах висели клетки с разными птицами певчими; в комнатах раздавался бой стенных часов с звонкими курантиками. Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно. Сам, посреди этого сияния, этой роскошной растительности и певучести, выставлял он румяное, радостное лицо, расцветающее, как махровый красный пион".

"Словарь достопамятных людей русской земли", изданный в 1836 году, дает такую общую характеристику князя Юсупова: "Он отличался просвещенным умом своим, утонченным вкусом ко всему изящному, остротою, обходительностью, веселостию нрава, памятью обширною, любил ученых и художников и даже в старости маститой приносил дань удивления прекрасному полу".

Многие из красивейших девушек театральной капеллы князя были его любовницами. Сохранился портрет 1821 года крепостной певицы Анны Боруновой, сестры архитектора И.Е. Борунова, которая состояла "барской барыней". Восьмидесятилетний князь взял себе в наложницы восемнадцатилетнюю крепостную балерину Софью Малинкину. С 1812 года у Н.Б. Юсупова была на содержании талантливая балерина, ученица Дидло, Екатерина Петровна Колосова. Ей было тогда 18 лет. О ней поведала отрытая недавно из земли мраморная плита в селе Спас-Котово (ныне город Долгопрудный), где похоронен князь Н.Б. Юсупов. На плите надпись латинскими буквами - имя балерины и даты её жизни. От Юсупова у Екатерины Петровны родились два сына, Сергей и Петр Николаевичи. Князь придумал им фамилию Гирейские - в память о крымских ханах Гиреях, предках князей Юсуповых. Е.П. Колосова умерла всего 22-х лет от роду, а сыновья её запечатлены на картине того же Никола де Куртейля 1819 года, хранящейся в Архангельском. Петр умер семи лет, а Сергей Николаевич безбедно жил, в основном, за границей.

Когда Юсупов был начальником Кремлевской экспедиции, у него работал молодой А.И. Герцен. В "Былом и думах" Герцен подробно рассказывает о том, как князь Юсупов откомандировал его на три года для учебы в Московский университет. В 1826 году к князю обратилась с каким-то делом юная девушка Вера Тюрина, сестра архитекторского помощника кремлевской экспедиции Е.Д. Тюрина, много работавшего в Архангельском. Князь предложил ей 50 тысяч рублей с условием, чтобы она отдалась ему. Девушка ушла, сказав, что ей не надо и миллиона. А когда через год два её брата были арестованы за участие в студенческой тайной организации братьев Критских, князь Николай Борисович снова предложил Вере Тюриной принадлежать ему в обмен на освобождение ее братьев. Девушка вновь отказалась. Одного брата заточили в Шлиссельбургскую крепость, а другого сослали.

Пушкин женился на Н.Н. Гончаровой и давал в своей новой квартире на Арбате бал для близких знакомых. Князь Н.Б. Юсупов сел в свою золоченую карету и по зимнему пути отправился из Архангельского в Москву, приглашенный Пушкиным. Московский почтдиректор Булгаков писал брату в Петербург: "Пушкин славный вчера задал бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они, как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцовали, и так как общество было небольшое, то я также потанцовал по просьбе прекрасной хозяйки, которая сама меня ангажировала, и по приказанию старика Юсупова, который также с нею танцовал: "И я бы еще танцовал, если бы у меня были силы", - говорил он".

Князь Юсупов умер в 1831 году в своем любимом Архангельском и вовсе не от старости, а от холеры, которая тогда свирепствовала в Подмосковье. Эта новость чрезвычайно расстроила Пушкина. "Мой Юсупов умер", - с горечью сообщает он в одном из писем. Вельможа столь высокого ранга и состояния мог бы быть похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве или в Александро-Невской лавре в Петербурге. Но князь завещал похоронить себя рядом с могилой своей матери в небольшом подмосковном имении Спас-Котово, что на реке Клязьме. Туда на руках крестьяне несли его гроб из Архангельского, и там в пристроенной к церкви Спаса Нерукотворного образа каменной палатке его похоронили. Могила и церковь сохранились близ нынешней станции Водники Савеловской железной дороги.

Со смертью внука князя Николая Борисовича Юсупова-младшего, бывшего вице-директором Публичной библиотеки в Петербурге и почетным членом Парижской и Римской консерваторий, пресеклась мужская линия славного рода. Единственной наследницей оказалась красавица-княжна Зинаида Николаевна Юсупова. При ней на рубеже веков XIX-XX в Архангельское вновь стали съезжаться художники, артисты и музыканты. Она была женою московского генерал-губернатора графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, и ее портреты писали знаменитые художники Серов и Маковский. Чтобы славный род не угас, графу повелено было именоваться ещё и князем Юсуповым. Их сын, князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, был женат на племяннице императора Николая II и известен как организатор покушения на Распутина в декабре 1916 года. Он умер в эмиграции в Париже в 1967 году. Ныне здравствует в Греции его внучка Ксения Николаевна, в замужестве Сфири, единственная дочь которой Татьяна уже по-русски не говорит.
Блистательной была жизнь князя Николая Борисовича Юсупова. Яркой звездой просияла в культурной жизни России его правнучка княгиня Зинаида Николаевна. И славный в истории род угас.

Фамильный герб Юсуповых - Монарх: Павел I (до 1801)
Александр I (с 1801) - Монарх: Александр I (до 1825)
Николай I (с 1825) Вероисповедание: православие Рождение: 15 (26) октября (1750-10-26 ) Смерть: 15 июля (1831-07-15 ) (80 лет)
Москва Похоронен: село Спасское-Котово Можайского уезда Московской губернии Род: Юсуповы Отец: Борис Григорьевич Юсупов Мать: Ирина Михайловна (урожд. Зиновьева) Супруга: Татьяна Васильевна Дети: Борис, Николай Образование: Лейденский университет Деятельность: государственный деятель; дипломат; коллекционер ; меценат Награды:

Занимаемые официальные посты: главноуправляющий Оружейной палаты и Экспедиции кремлёвского строения , директор Императорских театров (1791-1796), директор Эрмитажа (1797), возглавлял дворцовые стекольные, фарфоровые и шпалерные заводы (c 1792), сенатор (с 1788), действительный тайный советник (1796), министр Департамента уделов (1800-1816), член Государственного совета (с 1823).

Биография

Единственный сын московского градоначальника Бориса Юсупова , представитель богатейшего княжеского рода Юсуповых , который пресёкся на его правнучке Зинаиде .

Помогая приобретать произведения искусства императрице Екатерине II и её сыну Павлу I , князь был посредником при исполнении императорских заказов европейскими художниками. Таким образом, коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская, поэтому в коллекции Юсупова находились работы крупнейших пейзажистов.

Семейные традиции и принадлежность по службе к Коллегии иностранных дел оказали существенное влияние на его личность и судьбу. В его долгой жизни можно выделить несколько этапов, имевших решающее значение для формирования коллекции.

Прежде всего - это первое образовательное заграничное путешествие 1774-1777 годов, пребывание в Голландии и обучение в Лейденском университете . Тогда пробудился интерес к европейской культуре и искусству, зародилось увлечение собирательством. В эти годы он совершил Grand Tour, посетив Англию, Португалию, Испанию, Францию, Италию, Австрию. Он был представлен многим европейским монархам, был принят Дидро и Вольтером .

Мои книги и несколько хороших картин и рисунков - единственное моё развлечение.

Н. Б. Юсупов

В Лейдене Юсупов приобрёл редкие коллекционные книги, картины и рисунки. Среди них - издание Цицерона , выпущенное знаменитой венецианской фирмой Альдов (Мануциев) , с памятной надписью о покупке: «a Leide 1e mardi 7bre de l’annee 1774» (в Лейдене в первый вторник сентября 1774 года). В Италии князь познакомился с немецким пейзажистом Я. Ф. Хаккертом , ставшим его советчиком и экспертом. Хаккерт написал по его заказу завершённые в 1779 году парные пейзажи «Утро в окрестностях Рима» и «Вечер в окрестностях Рима» (обе - Государственный музей-усадьба «Архангельское»). Античность и современное искусство - эти два главных увлечения Юсупова и в дальнейшем будут определять основные художественные предпочтения, созвучные эпохе становления и развития последнего большого интернационального художественного стиля в европейском искусстве - классицизма .

Вторым важным этапом в формировании собрания стали 1780-е годы. Как сведущий в искусствах и известный при европейских дворах человек, Юсупов вошёл в свиту и сопровождал в 1781-1782 годах в путешествии по Европе графа и графиню Северных (великого князя Павла Петровича и великую княгиню Марию Фёдоровну). Обладая большими знаниями, вкусом к изящным искусствам, он исполнял поручения Павла Петровича и значительно расширил свои связи с художниками и комиссионерами, впервые посетил мастерские самых знаменитых художников - А. Кауфман в Венеции и П. Батони, гравёра Д. Вольпато, широко известного репродуционными гравюрами с работ Рафаэля в Ватикане и Риме, Г. Робера, К. Ж. Верне , Ж.-Б. Грёза и Ж.-А. Гудона в Париже. Затем отношения с этими художниками поддерживались на протяжении многих лет, способствуя пополнению личного собрания князя.

1790-е годы - стремительный взлёт карьеры Юсупова. Он в полной мере демонстрирует преданность русскому престолу, как стареющей императрице Екатерине II, так и императору Павлу I. При коронации Павла I он был назначен верховным коронационным маршалом. Эту же роль он выполнял на коронациях Александра I и Николая I .

С 1791 по 1802 год Юсупов занимал важные государственные посты: директора императорских театральных зрелищ в Петербурге (с 1791), директора императорских стеклянного и фарфорового заводов и шпалерной мануфактуры (с 1792), президента мануфактур-коллегии (с 1796) и министра уделов (с 1800).

В 1794 году Николай Борисович избран почётным любителем петербургской Академии художеств . В 1797 Павел I отдал в его ведение Эрмитаж , где размещалось императорское художественное собрание. Картинную галерею возглавил поляк Франц Лабенский, бывший до этого хранителем картинной галереи короля Станислава Августа Понятовского , которого Юсупов сопровождал во время его пребывания в Петербурге. Была проведена новая полная инвентаризация эрмитажного собрания. Составленная опись служила основным инвентарём до середины XIX века.

Государственные посты, занимаемые князем, позволяли непосредственно влиять на развитие национального искусства и художественных ремесел. В приобрёл усадьбу Архангельское под Москвой , превратив её в образец дворцово-паркового ансамбля . Юсупов - основатель знаменитого родового собрания, личность выдающаяся и наиболее яркая. Собрал большую коллекцию картин (свыше 600 полотен), скульптур, произведения прикладного искусства, книг (свыше 20 тыс.), фарфора , основную часть которой разместил в усадьбе.

В Москве Юсупов жил в собственном дворце в Большом Харитоньевском переулке . В 1801-1803 гг. в одном из флигелей на территории дворца жила семья Пушкиных, в том числе и маленький Александр Пушкин . Поэт бывал и у Юсупова в Архангельском, а в 1831 г. Юсупов был приглашён на торжественный ужин в арбатскую квартиру молодожёнов Пушкиных .

Он пышно потухал восьмидесяти лет, окруженный мраморной, рисованной и живой красотой. В его загородном доме беседовал с ним Пушкин, посвятивший ему , и рисовал Гонзага , которому Юсупов посвятил свой театр.

Скончался во время знаменитой эпидемии от холеры в Москве, в собственном доме в приходе церкви Харитония в Огородниках. Погребён в селе Спасское-Котово Можайского уезда Московской губернии , в старинной церкви Спаса Нерукотворного.

Ракурс
Татьяна Сабурова

Сколько раз мы брали в руки семейные снимки, с любовью вглядываясь в черты родных и близких лиц. Возможно, поэтому впитавшие в себя нежность наших чувств фотографии обладают необыкновенной магией.

Князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстоны посещали лучшие московские и петербургские ателье или приглашали фотографов к себе домой. Зинаида Николаевна (1861-1939) и Феликс Феликсович (1856-1928), как и все родители на свете, стремились сохранить зримую память о детских годах своих сыновей.

Старший сын родился в 1883 г. На детских фотографиях графа Николая Сумарокова-Эльстона мы видим малыша в матросском костюмчике с надменно поднятой головкой. Перед нами наследник богатейшего состояния князей Юсуповых - крупнейших землевладельцев и промышленников России. Названный в честь деда, князя Николая Борисовича Юсупова, он со временем должен был унаследовать титул, имя и герб этого древнего рода.

Семейная легенда рассказывает, что, увидев впервые крошечного новорожденного младшего брата, Николай воскликнул: "Какой ужас! Его надо выбросить в окно". Разница в возрасте сначала препятствовала дружбе, но со временем они сблизились и понимали друг друга без слов. Этот брат - граф Феликс Сумароков-Эльстон, а с 1914 года и князь Юсупов (1887-1967), пожалуй, один из самых знаменитых представителей семьи. Он принимал участие в заговоре против Григория Распутина. В эмиграции написал воспоминания, в которых немало страниц посвятил старшему брату.

Безоблачное детство Николая и Феликса протекало в атмосфере любви и внимания старших, беспрекословного подчинения слуг, в роскоши окружающей обстановки.

В 1894 году в знаменитом юсуповском имении Архангельское Франсуа Фламенгом был написан портрет Зинаиды Николаевны с сыновьями. Художник изобразил княгиню в парке, а на заднем плане - играющих в тени деревьев мальчиков. На сохранившемся снимке из архива Юсуповых Фламенг запечатлен в момент работы над этим произведением.

От матери Зинаиды Николаевны Николай унаследовал музыкальность и артистический дар. Он превосходно играл на гитаре, обладал приятным баритоном, сочинял прозу и печатался под псевдонимом "Роков", руководил любительской комедийной труппой и был участником театральных представлений, вызвав однажды похвалу самого К. С. Станиславского. Николай не захотел следовать по стопам отца и отказался от военной карьеры. Окончив школу, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Этот факт нашел отражение на одном из его снимков.

В студенческие годы Николай вел беззаботную светскую жизнь, проходившую в кутежах и костюмированных балах, посещениях ресторанов и театров. Участником своих похождений он делает младшего брата. По воспоминаниям Феликса, Николай стал обходиться с ним в те годы "как с мужчиной" и поверял свои интимные тайны.

Братья осуществляют череду веселых розыгрышей с переодеванием Феликса в женское платье. Николай и "прекрасная незнакомка" посещают общественные места, привлекая внимание петербургской молодежи. Еще одно "переодевание" было осуществлено ими совместно с артистом Императорских театров В. А. Блюменталь-Тамариным под впечатлением пьесы А. М. Горького "На дне". Одевшись нищими, они втроем отправились в петербургский квартал бедняков, устроились в ночлежке и наблюдали, по словам Феликса, "ужасный спектакль".

В 1907-1908 годах граф Николай Сумароков-Эльстон посетил знаменитый петербургский портретный салон "Боассанна и Эгглер", услугами которого пользовались представители высшей российской аристократии и в их числе императорская семья. Разглядывая очередной снимок Николая, никто из семьи не предполагал, что он - последний в его жизни.

Судьбе было угодно, чтобы Николай встретил и полюбил дочь контр-адмирала Свиты Марину Александровну Гейден, помолвленную с поручиком Кавалергардского полка графом Арвидом Эрнестовичем Мантейфелем. Не одобрив выбор сына, родители не дали разрешение на брак. Марина вышла замуж за Мантейфеля, однако их отношения с Николаем не изменились и стали предметом разговоров в свете. 22 июня 1908 года на Крестовском острове в Петербурге на дуэли с Мантейфелем Сумароков-Эльстон был убит.

За несколько часов до дуэли Николай, обычно холодный и сдержанный, пишет искреннее и страстное письмо: "Дорогая моя Марина! [...] Мне страшно тяжело, что я не увижу тебя перед смертью, не могу проститься с тобой и сказать тебе, как сильно я люблю тебя…"

Николая Сумарокова-Эльстона похоронили в фамильном склепе князей Юсуповых в Архангельском.
По причине странной фатальности почти все наследники в юсуповском роду умирали, не достигнув 26 лет. Трагедию родителей, собственную горечь утраты Феликс Юсупов подробно описал в мемуарах. А на фотографиях семейного альбома Николай остался вечно молодым.

Георгий Блюмин, доктор технических наук и профессор культурологии, консультант компании "Терра-Недвижимость", автор книги "Царская дорога", продолжает серию рассказов по истории Рублевки.

250 лет тому назад в семье московского губернатора князя Бориса Григорьевича Юсупова и его жены Ирины Михайловны, урожденной Зиновьевой, родился сын Николай. Впоследствии князь Николай Борисович Юсупов станет богатейшим человеком России. В его владении будут усадьбы не только во всех губерниях России, но и чуть ли не в каждом уезде. Когда его спрашивали, есть ли у него имение в таком-то уезде, то он обыкновенно отвечал: не знаю, надо справиться у управляющего. Приходил управляющий с памятной книжкой под мышкой, раскрывал её - и почти всегда имение находилось. Вот не полный перечень должностей, которые князь исполнял в течение своей долгой жизни: министр Департамента уделов, ведавший всеми императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, президент Мануфактур-коллегии, директор императорских театров, первый директор Эрмитажа и Оружейной палаты, главноначальствующий Кремлевской экспедицией и всеми фарфоровыми и стекольными заводами России, член Государственного Совета. Он имел высший чин действительного тайного советника первого ранга, был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными, так что когда не знали чем его еще наградить, придумали специально для него жемчужный эполет, который князь носил на правом плече и какого более никто не имел. Кстати, на посту главноуправляющего императорскими театрами князь Николай Борисович изобрел нумерацию рядов и кресел: прежде в театре садились, где придется.

Князь был еще и посланником России в Италии, где приобрёл многие редкие книги, главным образом, античных авторов, украсившие позже его знаменитую библиотеку в Архангельском. Там же, в Италии, сумел убедить папу Римского Пия VI дать разрешение на полное копирование и перевоз в Петербург знаменитых лоджий Рафаэля, ныне находящихся в Эрмитаже. В юности князь много и упорно учился, свободно говорил на пяти языках, так что потом удивлял своей ученостью многих корифеев европейской науки, с которыми близко познакомился, путешествуя по Европе с рекомендательными письмами императрицы Екатерины II. Учтивый и внешне весьма пригожий собою, князь, как поговаривали в придворных кругах, одно время был любовником царицы. Во всяком случае, в его кабинете в Архангельском висела картина, на которой он и Екатерина были представлены обнаженными в виде Аполлона и Венеры. Павел I, вступив на престол, велел эту картину убрать.

"Посланник молодой увенчанной жены", по выражению Пушкина, был дружен с Вольтером, Дидро и Бомарше. Бомарше посвятил ему восторженное стихотворение. В Европе Юсупов был принят всеми тогдашними монархами: Иосифом II в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном Бонапартом в Париже. Князь скупал за границей скульптуру и картины лучших мастеров и привозил их в Эрмитаж, не забывая при этом о своем подмосковном поместье Архангельское, в конце концов превращенном им в классически завершенный усадебный ансамбль - "Подмосковный Версаль". Князь Юсупов был верховным маршалом на коронации трех русских императоров - Павла I, Александра I и Николая I - и все они были его гостями в Архангельском.

Князь Николай Борисович принадлежал к одному из древнейших дворянских родов России, ведущему свое начало от легендарного пророка Мухаммеда (VI век нашей эры). Тесть великого пророка по имени Абубекир, правил всем мусульманским миром. Через три века его потомок и новый правитель мусульман был пышно титулован как Эмир эль-Омр, князь князей, султан султанов. Он соединил в лице своем правительственную и духовную власть. Имена предков русских князей Юсуповых поминутно встречаются на страницах "Тысячи и одной ночи", в сказках Шахерезады. Предки Николая Борисовича Юсупова были эмирами, калифами и султанами с царской властью на всем древнем Востоке - от Египта до Индии. Это потом стали говорить и писать, что Юсуповы происходят из татар. На Руси в XV - XVI веке всякий пришелец с Запада звался немцем, а с востока - татарином. Других национальностей просто не было. Исключение составляли, может быть, итальянцы, строившие Кремль: их называли "фря", или фрязины. И поныне существуют окрест Москвы жалованные им деревни Фрязево, Фрязино, Фряново.

Многие могилы "татар" - предков Юсупова находятся в священных для мусульман Мекке и Каабе. Их правление помнят Дамаск, Антиохия, Египет, Месопотамия, Индия.

Приблизительно через тысячу лет после правления на Востоке царствующих предков Юсуповых А.С. Пушкин посвятит русскому князю Николаю Борисовичу Юсупову свое знаменитое "Послание к вельможе", навеянное посещениями Архангельского:

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались,
И вдохновенные в волшебстве состязались.

Пушкин называет князя потомком Аристиппа. В 1903 году в Архангельском установят бюст Пушкина с цитатами из его послания князю Юсупову, вырезанными на постаменте. Там написано "питомец Аристиппа". Это понятно: ведь главный тезис учения древнегреческого философа - счастье в наслаждении. И этому принципу Николай Борисович следовал всю жизнь. Но у Пушкина - потомок Аристиппа. Почему? Дело в том, что философ, грек по рождению, жил на земле нынешней Ливии, на границе с Египтом в городе Кирена и был в родстве с правителями Египта, куда уходят древнейшие корни рода Юсуповых.

Прошло около четырех веков, и мы среди правителей востока встречаем имя потомка Абубекира султана Термеса. Этому султану случилось родиться далеко на севере, где в молодости путешествовал его отец. Вражда бывших друзей и братьев заставила Термеса вспомнить о своей родине. Он бросает клич единоверцам, многие отзываются на призыв и, теснимые враждебными обстоятельствами, переселяются из Аравии на север, где и обосновались на обширном пространстве между Уралом и Волгой. Русские назвали это поселение Ногайской ордой. Прямой потомок Термеса был ближайший друг и сподвижник великого завоевателя Тамерлана, или Тимура. Его звали Едигей. Это он в единоборстве перед войском убил монгольского хана Тохтамыша, который незадолго перед этим сжег Москву. Едигей разгромил также войска литовского хана Витовта на реке Ворскле в 1339 году. Наконец, он завоевал Крым и основал там Крымскую орду.

Правнук Едигея звался Муса-мурза и имел по обычаю пять жен. Имя первой, любимой жены Кондаза. От неё и родился Юсуф, давший фамилию русскому княжескому роду Юсуповых. Двадцать лет Юсуф-мурза дружил с самим Иоанном Грозным, русским царем. У Юсуфа-мурзы было два сына и четыре дочери. Дочерей он выдал замуж за соседних царей: крымского, астраханского, сибирского и казанского. Жена царя казанского была красавица Суюмбека, в честь которой в казанском кремле воздвигнута семиярусная башня Суюмбеки, повторенная в архитектуре московского Казанского вокзала. Позже она была царицей Касимовского царства и погребена в 1557 году в здешней усыпальнице. Потомок её русский князь Николай Борисович Юсупов-младший считает так, когда пишет в своей книге: "Алый шиповник с млечной черёмухой осыпают сию забытую гробницу цветами!". Прекрасная Суюмбека воспета поэтом М.М. Херасковым в его поэме "Россияда". В 1832 году в Петербурге с большим успехом шел балет композитора Глинки "Суюмбека и покорение Казани", где главную партию танцевала знаменитая балерина А.И. Истомина. Об этом пишет в своих воспоминаниях праправнук князя Николая Борисовича князь Феликс Юсупов.

Сыновья Юсуфа-мурзы поступают на русскую службу, сохраняя при этом мусульманскую веру. Внук Юсуфа-мурзы Сеюш-мурза в XVII веке получает во владение в Ярославской губернии целый город Романов с посадом (нынешний Тутаев). И сегодня в городе можно увидеть среди многочисленных церквей старинную мечеть. Именно в этом городе случилось событие, в корне изменившее жизнь мурз. Сын Сеюша-мурзы по имени Абдул-мурза принимал в Романове патриарха Иоакима. День был постный, и хозяин по незнанию православных постов накормил гостя гусем. Патриарх гуся съел, промолвив: хороша у тебя рыбица, князь! Тому бы промолчать, а он возьми и скажи: "Это не рыба, ваше святейшество, а гусь. Повар у меня такой искусник, что может гуся приготовить под рыбу, - могу подарить его вашему святейшеству!" Патриарх, как ни был сыт, прогневался и по приезде в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Тот в качестве наказания лишил мурзу всех прежних пожалований, и богатый в одночасье стал нищим. Абдул-мурза думал три дня и решился принять православие.

Он крестился в одной из церквей того же города Романова под именем Дмитрий, а фамилию придумал себе на древнерусский лад: Юсупово-Княжево. Так появился русский князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево. Все владения ему были возвращены, и он женился на русской. Это был прадед героя нашего рассказа князя Николая Борисовича Юсупова. С тех пор в интерьере юсуповских дворцов Москвы, Санкт-Петербурга, Ракитного и Крыма встречается изображение гуся.

Но в ту же ночь князю Дмитрию Сеюшевичу было видение: некий призрак внятно ему сказал, что отныне за измену вере во всяком колене его рода не будет более одного наследника мужского пола, а если их родится больше, то никто из них, кроме одного, не переживет возраста 26 лет. Самое удивительное, что оглядывая юсуповскую историю за четыре века, видим, что страшное предсказание сбывалось. Дмитрию Сеюшевичу Юсупово-Княжево наследовал его сын князь Григорий Дмитриевич, генерал-аншеф и глава Военной коллегии. Он был сподвижником Петра I и участником всех его сражений. Это ему император повелел именоваться просто князем Юсуповым. Сын Григория Дмитриевича князь Борис Григорьевич Юсупов был сначала вице-губернатором, а затем губернатором Москвы, действительным тайным советником. А следующим и вновь единственным наследником стал князь Николай Борисович Юсупов - друг королей и императоров, собеседник и родственник А.С. Пушкина: ведь предки того и другого происходили из северной Африки. Среди самых высоких наград империи, титулов, звезд и имений князя, высшая, безусловно, - это послание к нему А.С. Пушкина, состоящее из 106 стихотворных строк. В этом стихотворении Пушкин дал яркую и подробную характеристику князя - видного представителя русской культуры.

А.С. Пушкин, как подсчитано дотошными пушкинистами, дважды посетил Н.Б. Юсупова в его подмосковном имении Архангельское. Это случилось в конце апреля 1827 года, а затем в конце августа 1830 года. В первый раз спутником Пушкина был его приятель С.А. Соболевский, они приехали в Архангельское верхами, "и просвещенный вельможа екатерининского века принял их со всем радушием гостеприимства", по воспоминаниям современника. Во второй приезд Пушкина сопровождал поэт князь П.А. Вяземский, и этот визит отражен на картине работавшего тогда в Архангельском французского художника Никола де Куртейля. Пушкин пишет в своем послании:

Один все тот же ты. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя: твой разговор свободный
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный.

Женою князя Николая Борисовича стала Татьяна Васильевна, урожденная Энгельгардт, родная племянница светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. В их браке родилось несколько детей, но до зрелых лет дожил только один наследник князь Борис Николаевич. Вначале супруги жили в Архангельском, в Большом доме, а затем Татьяна Васильевна пожелала жить отдельно от мужа и поселилась во дворце "Каприз", занимаясь, главным образом, делами, принадлежащей Юсупову Купавинской текстильной фабрики. Причиной разъезда послужило чрезвычайное женолюбие князя Николая Борисовича. Эту его черту отмечали многие современники, но московские дамы прощали ему, учитывая ученость и светские манеры князя, и памятуя его восточное происхождение. В его кабинете, сначала в Московском дворце, а затем в Архангельском висело триста портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В саду Архангельского, где разрешалось гулять всем желающим, к дамам князь проявлял особое внимание, и если встречался со знакомой или незнакомой женщиной, непременно раскланивался, целовал ей руку и узнавал, не угодно ли ей чего-либо.

С Пушкиным Николай Борисович был знаком, когда будущему поэту едва исполнилось три года от роду. Дело в том, что с 1801 по 1803 год отец поэта Сергей Львович нанимал квартиру во втором этаже левого флигеля Юсуповского дворца по Большому Харитоньевскому переулку в Москве. Этот московский дом князя, пожалованный его деду императором Петром II, был окружен известным всей Москве, причудливым по-восточному Юсуповым садом. Юсупов сад Пушкин упоминает в своей автобиографии. В саду, например, рос дуб, обвитый золоченой цепью, по которой поднимался вверх и спускался вниз огромный пушистый игрушечный кот с зелеными глазами, сконструированный голландскими механиками. Движение кота осуществлялось по специально разработанному алгоритму; при этом кот еще и разговаривал, но по-голландски. Маленький Пушкин гулял в саду с бабушкой Марией Алексеевной или с няней Ариной Родионовной и, по воспоминаниям, тогда же пообещал перевести рассказы кота на русский язык. Пролог к поэме Пушкина "Руслан и Людмила" почти полностью "списан" поэтом с Юсупова сада; при этом восприятие ребенка, конечно же, помножено на гениальную фантазию поэта.

Интересен тот факт, что несмотря на почти полувековую разницу в возрасте Юсупов и Пушкин подружились и были с друг другом на ты. Как видим, им было о чем поговорить. Пушкин с жадностью слушал рассказы князя о екатерининском веке, о его путешествиях по Европе и Востоку. Многие из этих рассказов нашли отражение в произведениях поэта в последовавшей после их встречи Болдинской осени 1830 года. Интересно также и то, что князь Николай Борисович при всех своих любовных увлечениях совершенно не старился; поговаривали, что во время пребывания в Париже он получил из рук знаменитого авантюриста графа Сен- Жермена эликсир молодости.

Пушкин делился с князем своими планами относительно предстоящей женитьбы. В послании его есть удивительная характеристика престарелого вельможи: "С восторгом ценишь ты и блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой". Попробуйте ценить прелести красавиц на восьмидесятом году от роду! Князь П.А. Вяземский рассказывает про Юсупова: "Он был благополучного сложения по плоти и по духу, в житейском и нравственном отношении. На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств. На окнах стояли горшки с пышными, благоуханными цветами; на стенах висели клетки с разными птицами певчими; в комнатах раздавался бой стенных часов с звонкими курантиками. Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно. Сам, посреди этого сияния, этой роскошной растительности и певучести, выставлял он румяное, радостное лицо, расцветающее, как махровый красный пион".

"Словарь достопамятных людей русской земли", изданный в 1836 году, дает такую общую характеристику князя Юсупова: "Он отличался просвещенным умом своим, утонченным вкусом ко всему изящному, остротою, обходительностью, веселостию нрава, памятью обширною, любил ученых и художников и даже в старости маститой приносил дань удивления прекрасному полу".

Многие из красивейших девушек театральной капеллы князя были его любовницами. Сохранился портрет 1821 года крепостной певицы Анны Боруновой, сестры архитектора И.Е. Борунова, которая состояла "барской барыней". Восьмидесятилетний князь взял себе в наложницы восемнадцатилетнюю крепостную балерину Софью Малинкину. С 1812 года у Н.Б. Юсупова была на содержании талантливая балерина, ученица Дидло, Екатерина Петровна Колосова. Ей было тогда 18 лет. О ней поведала отрытая недавно из земли мраморная плита в селе Спас-Котово (ныне город Долгопрудный), где похоронен князь Н.Б. Юсупов. На плите надпись латинскими буквами - имя балерины и даты её жизни. От Юсупова у Екатерины Петровны родились два сына, Сергей и Петр Николаевичи. Князь придумал им фамилию Гирейские - в память о крымских ханах Гиреях, предках князей Юсуповых. Е.П. Колосова умерла всего 22-х лет от роду, а сыновья её запечатлены на картине того же Никола де Куртейля 1819 года, хранящейся в Архангельском. Петр умер семи лет, а Сергей Николаевич безбедно жил, в основном, за границей.

Когда Юсупов был начальником Кремлевской экспедиции, у него работал молодой А.И. Герцен. В "Былом и думах" Герцен подробно рассказывает о том, как князь Юсупов откомандировал его на три года для учебы в Московский университет. В 1826 году к князю обратилась с каким-то делом юная девушка Вера Тюрина, сестра архитекторского помощника кремлевской экспедиции Е.Д. Тюрина, много работавшего в Архангельском. Князь предложил ей 50 тысяч рублей с условием, чтобы она отдалась ему. Девушка ушла, сказав, что ей не надо и миллиона. А когда через год два её брата были арестованы за участие в студенческой тайной организации братьев Критских, князь Николай Борисович снова предложил Вере Тюриной принадлежать ему в обмен на освобождение ее братьев. Девушка вновь отказалась. Одного брата заточили в Шлиссельбургскую крепость, а другого сослали.

Пушкин женился на Н.Н. Гончаровой и давал в своей новой квартире на Арбате бал для близких знакомых. Князь Н.Б. Юсупов сел в свою золоченую карету и по зимнему пути отправился из Архангельского в Москву, приглашенный Пушкиным. Московский почтдиректор Булгаков писал брату в Петербург: "Пушкин славный вчера задал бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они, как два голубка. Дай Бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцовали, и так как общество было небольшое, то я также потанцовал по просьбе прекрасной хозяйки, которая сама меня ангажировала, и по приказанию старика Юсупова, который также с нею танцовал: "И я бы еще танцовал, если бы у меня были силы", - говорил он".

Князь Юсупов умер в 1831 году в своем любимом Архангельском и вовсе не от старости, а от холеры, которая тогда свирепствовала в Подмосковье. Эта новость чрезвычайно расстроила Пушкина. "Мой Юсупов умер", - с горечью сообщает он в одном из писем. Вельможа столь высокого ранга и состояния мог бы быть похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве или в Александро-Невской лавре в Петербурге. Но князь завещал похоронить себя рядом с могилой своей матери в небольшом подмосковном имении Спас-Котово, что на реке Клязьме. Туда на руках крестьяне несли его гроб из Архангельского, и там в пристроенной к церкви Спаса Нерукотворного образа каменной палатке его похоронили. Могила и церковь сохранились близ нынешней станции Водники Савеловской железной дороги.

Со смертью внука князя Николая Борисовича Юсупова-младшего, бывшего вице-директором Публичной библиотеки в Петербурге и почетным членом Парижской и Римской консерваторий, пресеклась мужская линия славного рода. Единственной наследницей оказалась красавица-княжна Зинаида Николаевна Юсупова. При ней на рубеже веков XIX-XX в Архангельское вновь стали съезжаться художники, артисты и музыканты. Она была женою московского генерал-губернатора графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, и ее портреты писали знаменитые художники Серов и Маковский. Чтобы славный род не угас, графу повелено было именоваться ещё и князем Юсуповым. Их сын, князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, был женат на племяннице императора Николая II и известен как организатор покушения на Распутина в декабре 1916 года. Он умер в эмиграции в Париже в 1967 году. Ныне здравствует в Греции его внучка Ксения Николаевна, в замужестве Сфири, единственная дочь которой Татьяна уже по-русски не говорит.

Блистательной была жизнь князя Николая Борисовича Юсупова. Яркой звездой просияла в культурной жизни России его правнучка княгиня Зинаида Николаевна. И славный в истории род угас.

Богач, умница, учтивый и обходительный, Николай Борисович Юсупов к тому же был весьма пригож собой. А потому дамам нравился чрезвычайно. Однако дожил он до сорока лет, а все еще не был связан узами Гименея. Нет, обладая нежным и любвеобильным сердцем, он женского общества отнюдь не чурался, более того, ходили слухи о многочисленных романах князя. Но все как-то не складывалось…

И тогда за дело устройства личного счастья своего давнего друга взялась великая императрица, которая среди прочих прекрасных качеств обладала редким умением искренне дружить. Она и нашла Николаю Борисовичу невесту. И какую!


Драгоценное ожерелье Светлейшего

Невестой стала Татьяна, младшая из пяти племянниц князя Потемкина. Осиротевших дочерей своей сестры светлейший называл «ожерельем», которое «повесил» себе на шею. О девицах Энгельгард он заботился, занимался устройством их судеб. И в дальнейшем любящий дядя не оставлял семейства своих родственниц без опеки – приглядывал, нет ли у них в чем нужды.

Правда, за ожерельем тянулся хвост пересудов. Говорили, что покровительство блистательного дядюшки, объявившего себя «отцом» юных прелестных девушек, сопровождают весьма сомнительные обстоятельства и чувства, весьма далекие от отеческих. Ведь тогда и сам Григорий Александрович Потемкин находился в расцвете сил и красоты.


О скандальном падении нравов в России с удовольствием информировал Версаль шевалье де Корберон, дипломат при дворе Екатерины, который собирал все сплетни и слухи. Ведь в галантной Франции, разумеется, от сотворения мира слыхом не слышали ни о чем подобном!

Но, если честно говорить, то в наше время подобные отношения кажутся чрезвычайно необычными. Да чего уж там! Просто шокирующими! Но для современников это было не так.

Никому и в голову не приходило воспринимать их как нечто исключительное, находящееся за гранью дозволенного. Например, императрица Екатерина, прекрасно обо всем осведомленная, в обморок не падала и девиц от себя не удаляла. Пересудам в обществе скорее способствовал факт их вызывающей открытости.


Девицы Энгельгардт все, как на подбор, были славные, очень неглупые, мордашки симпатичные. За каждой богатый дядюшка давал хорошее приданое. Кроме того, брак с племянницей фаворита Екатерины II гарантировал счастливому супругу продвижение по службе, а также сулил получение наград и чинов. В общем, ни одна без мужа не осталась.

Младшая из девиц Энгельгартовых

Конечно, никто точно не знает, что происходило за закрытыми дверями во дворце князя Потемкина. Покрыта мраком неизвестности степень его близости с каждой из племянниц, но считается, что младшая из них – Татьяна – никогда не была любовницей «милого дядюшки».

Приветливая, женственная, обладавшая, как сказал тот же Корберон, «той причудливой наружностью, которая привлекает больше красоты», она как-то сразу вызывала к себе чувство расположения и приязни, которое у многих перерастало в привязанность к ней.

Русская гастроль герцогини

Родственники английской королевской династии и сейчас нечасто посещают Петербург.

А в XVIII веке подобное случалось еще реже. Да и в масштабах России был тогда ничтожно мал и узок круг выходцев с туманного Альбиона. Вот потому-то летом 1777 года петербургский высший свет захлебывался от восторга, встречая английскую аристократку самых что ни есть голубых кровей. Даже Екатерина II радушно принимала заморскую гостью, которой была герцогиня Элизабет Кингстон, у себя в Царском Селе.

А удивительная леди пускала пыль в глаза русским вельможам своим богатством, щедростью, коллекцией редких картин, устраивала приемы, давала ужины, очаровывала их своим острым умом, умением вести разговор на любые темы.

Не сразу, но скоро в России разберутся, что у знатной птицы высокого полета сильно подмочена репутация. За ней тянется шлейф грандиозных скандалов, связанных с ее двоебрачием. И тогда герцогине придется покинуть Россию и отправиться в путешествие по Европе.

Но этого еще не случилось. Пока леди ослепляет Петербург, обласкана императрицей и много времени проводит с князем Г.А. Потемкиным. И тогда ее внимание привлекает младшая племянница светлейшего.

Герцогиня очарована еще неоперившейся Татьяной Энгельгардт и желает увезти ее с собой, чтобы заняться воспитанием юной особы, а в будущем сделать наследницей своего громадного состояния.

Страшно представить, чему могла бы научиться молоденькая девушка у прошедшей огонь и воду ушлой английской дамы. Но, как видно, недаром Татьяну называли «очень умненькой», раз она отказалась от столь щедрого предложения.

Маленькое отступление

Дядюшка выдал младшую племянницу замуж в шестнадцать лет.

За своего дальнего родственника – Михаила Сергеевича Потемкина, которому на день свадьбы минул 41 год. Пробыв в браке всего шесть лет, Татьяна лишилась супруга в тот год, когда на юге России в степи нежданно-негаданно скончался великолепный князь Тавриды…

После трагической смерти дядюшки Григория Потемкина, вдумчивый и серьезный Михаил Сергеевич сразу же отправился в Яссы, чтобы привести в порядок запутанные финансовые дела светлейшего. Но по пути погиб при весьма подозрительных обстоятельствах. Шептались, что виной тому была его излишняя честность, не вполне уместная там, где крутились суммы в миллионы рублей.

У молодой вдовы на руках осталось двое детей – мальчик и девочка, крестница Екатерины II. Дочка вырастет и выйдет замуж за графа Александра Ивановича Рибопьера. В их семье появится малышка, которую назовут в честь бабушки Татьяной. А теперь (только не падайте со стула!) – пройдет время, и она станет очередной княгиней Юсуповой. Но не будем пока забегать вперед…

Что нужно для семейного счастья?

Итак, в 1793 году в церкви Зимнего дворца состоялось бракосочетание очаровательной Татьяны Васильевны Потемкиной с Николаем Борисовичем Юсуповым – одним из самых завидных женихов России. У новобрачных было все, о чем только можно мечтать – знатность, красота, здоровье, богатство, благосклонность сильных мира сего.

Что еще нужно для счастья в браке? Наследник? Уже через год эта замечательная пара радовалась новорожденному сыну Борису. Скоро в семье родится еще один мальчик! Но тот малыш проживет совсем недолго. А княгиня Юсупова тогда узнает …

Шли годы, сменялись поколения, но проклятье сбывалось неукоснительно. Семья никогда не была многочисленна. Сколько бы детей не рождалось в одном поколении семьи Юсуповых, за роковой предел 26-летнего возраста всегда переступал только один наследник. Древняя кара продолжала выкашивать мужскую линию рода, по обыкновению обходя стороной женщин. Но только пока…


Не сложилось…

Семейное счастье Татьяны Васильевны продолжалось не столь долго, как хотелось бы, и как того она заслуживала. Но почему?

И опять ученым и нам вместе с ними остается только грустно вздыхать – привыкайте, еще не раз придется это делать! – в дошедших до нашего времени бумагах из громадных архивов Юсуповых, нет ничего что могло бы пролить свет на этот неясный эпизод фамильной истории.

Через 10 лет супруги стали жить раздельно, каждый по своему вкусу. Но при том остались друзьями.


Можно предположить, что они были слишком разными людьми. Татьяна Васильевна свое детство, до стремительного вхождения знаменитого дяди в фавор, провела в провинциальной скуке и бедности. Возможно потому она предпочитала светской жизни и развлечениям уединенную размеренную жизнь в имении, воспитание детей, разумное и экономное ведение хозяйства.

Ну а князь Николай Борисович Юсупов – потомок древнего и знатного рода, как рыба в воде, чувствовал себя на светских приемах, обожал балы, шумные празднества, любил театральные представления, книги. Не жалел денег на приобретение произведений искусства для Архангельского, ставшего своеобразным личным музеем.

И был до чрезвычайности увлечен женским полом вообще и своими крепостными актрисами в частности. У темпераментного князя до последних дней шла бурная жизнь с пылкими амурными приключениями.

Ближайшая к кабинету князя угловая комната в Большом доме была при жизни Николая Борисовича его спальней. Сейчас в ней выставка пленительных женских головок, и зал называется Салоном Ротари по фамилии модного в екатерининские времена художника.

На портретах все девушки в платьях поселянок, они юны, прелестны и беззаботны…

Этот факт послужил основанием для легенды, будто таким образом князь увековечил любезных ему особ из крепостных «актерок», которых дарил своей любовью.

Странная жизнь княжеской четы Юсуповых

Несмотря на сложности отношений, князь и княгиня продолжали дружить и всячески помогать друг другу. В серьезном деле управлении громадными владениями князю многое приходилось держать под личным контролем, при этом значительную помощь ему оказывала практичная Татьяна Васильевна.

Она вникала в расчеты, разбиралась с номенклатурой множества предприятий супруга. И по мелочи – именно княгиня решала, какими произведениями будут встречать своего барина из далеких поездок крепостные музыканты.

Они даже продолжали обмениваться подарками. Вот, например в усадьбе Архангельское, которая изобилует мраморными скульптурами, неподалеку от египетских львов и по соседству с пушками стоят вот такие невероятно симпатичные сфинксы в женском обличье.


Могучие лапы с когтями, крепкая спина, укрытая попонкой, и беззащитно обнаженная девичья грудь… Завитки волос, укрытые платочком… Нежное прекрасное лицо… На шее короткая нитка простеньких круглых бус, как у девушек-крестьянок…

Эта милая парочка – подарок Татьяны Васильевны супругу. С намеком. Поставлены они прямо перед окнами кабинета князя…

В кабинете князя

Кабинет Николая Борисовича отдален от парадных апартаментов, лишен особой красоты и деловит. Вдоль стены диван, из глубины полированных шкафов карельской березы мерцают своими золотыми корешками книги. По середине массивный письменный стол зеленого сафьяна, на котором еще со времен князя Юсупова стоят чернильный прибор и подсвечники.


Интересно, что под столом на фигурном бруске – так называемой проноге, связующей ножки мебели, красуется тоже… Ну конечно, женщина-сфинкс!


В кабинете князь принимал доклады управляющих, отсюда стремительно разлетались по имениям его распоряжения. Вероятно, в минуты размышлений он стоял здесь у окна, глядя на тихий уголок английской части парка и красивый подарок супруги.

Слабости княгини Татьяны Васильевны Юсуповой

И то правда, что у прижимистой и немного скуповатой Татьяны Васильевны была своя затратная слабость. Она любила камни – как драгоценные, так и с резными эмблемами и девизами. Их у нее было много – знаменитых камней, каждый со своей историей. Часть из них – подарки князя Николая Борисовича.

Среди прочего, Татьяна Васильевна владела изумительной овальной жемчужиной, носившей имя Пелегрина. Ее, бывшую подлинным украшением коллекции княгини, в отчаянный момент эмигрантского безденежья продаст молодой Феликс Юсупов. Ну и два шедевра Рембрандта – до кучи. А вырученное, чего при разумном расходовании могло бы хватить на долгие годы, с легкостью спустит…

Удивительные супруги нисколько не избегали друг друга. Напротив, Николай Борисович, прочно обосновавшийся в своей любимой московской усадьбе, когда приезжал в Петербург непременно останавливался в доме у Татьяны Васильевны. Не знаю насколько то соответствует действительности, но в своих мемуарах Феликс упомянул, что княгиня, для своего пребывания в Архангельском избрала парковый домик Каприз.

Архангельский эрмитаж, куда не пускают

В добрые старые времена XVIII века ни одна крупная усадьба была немыслима без «эрмитажей», или, как их еще называли, «мест уединения». Они представляли собой отдельно стоящие здания, в которых размещались картинные галереи или какие-нибудь художественные коллекции хозяев.

На самом деле никакого уединения в эрмитаже не предполагалось. Это всего лишь было место, куда для обедов и увеселений приглашался узкий круг избранный гостей. Свой Эрмитаж рядом с Зимним дворцом в Петербурге имела обожаемая Николаем Борисовичем Екатерина. И там тоже устраивались маскарады и парадные обеды…

В западной части парка солнце золотит высокие корабельные сосны. От них идет густой аромат смолы и хвои… Здесь находится Каприз – миниатюрный ансамбль «уголка уединения» усадьбы.

Малый дворец – длинное здание с двухэтажной центральной частью. При вельможном князе Юсупове он был роскошно декорирован, тогда именно в нем размещались женские «головки» Пьетро Антонио Ротари. Каприз располагал «собственным садиком», некогда украшенным скульптурами и клумбами.

Сейчас декор из скульптур куда-то испарился, на месте очаровательного садика только скромная клумба, с исторических стен осыпается краска и штукатурка, все они в потеках дождей. Похоже, зданию давненько требуется ремонт, по крайней мере, косметический.

А уж что внутри сохранилось из былого живописного убранства и в каком оно состоянии – нам, простым смертным, вообще неизвестно. Зато известно, какие большие надежды возлагает на реконструкцию музея-усадьбы Архангельское к ее столетию директор музея – Вадим Задорожный, который, кстати, по совместительству владелец расположенного поблизости .

Чайный домик и фарфор усадьбы Архангельское

К «Капризу» примыкает еще одна постройка так называемый Чайный домик.

Как тут не вспомнить изысканные сервизы и очаровательные расписные тарелки, что были выставлены в Большом дворце. Прекрасная посуда заполняла княжеские буфеты… Всеми этими чудесами в господском доме пользовались по прямому назначению, украшением служила разве что драгоценная посуда из Парадной столовой.

Хотя исключение и вот эта тарелка, на которой изображена битва богов с гигантами. Как-никак, XVI век…

Мало того, предметами архангельского фарфора князь одаривал своих гостей – благо он производился прямо в усадьбе, где работало «живописное заведение».

Домик – сохранившийся фрагмент от здания библиотеки. Приключившийся в 1829 году пожар уничтожил ее деревянные части, сохранился лишь каменный центр. Маленький куб был отреставрирован, со временем, по непонятной причине, получил название – Чайный домик, а также обрел иное назначение. В жаркие летние дни его сквозные двери открывались, и тогда крошечный круглый зал внутри становился уютной беседкой для отдыха.


Одно время его использовали как склад – для хранения скульптуры Антокольского (об этом творении мастера мы еще поговорим!), каково же его назначение в настоящее время – неизвестно, двери павильона накрепко заперты.

Князь Юсупов – вельможа и коллекционер

Николай Борисович увлеченно коллекционировал произведения искусства. Его коллекция живописи – крупнейшее из частных собраний в России. Было бы странно, не найти в ней произведений портретного жанра. Ведь всегда интересно посмотреть, как выглядели люди давно минувших эпох и особенно сильные мира сего?

Возможно, тут нелишне напомнить, что Николай Борисович преданно служил – одному за другим – четырем русским императорам и был весьма близко знаком еще с тремя европейскими монархами. В Императорском зале висят портреты русских государей. Это необходимый символ лояльности и знак привязанности к дому Романовых князя Юсупова, что не раз принимал в своем подмосковном имении Архангельское царей и членов их семьи.

За тридцать лет князь много путешествовал по Европе. Нимало не стесненный в средствах, он приобрел множество картин. Ради больших полотен Робера и Тьеполо пришлось даже перестраивать помещения Большого дворца. Залы заполнены купленными им фарфоровыми вазами, бронзовыми часами, статуэтками и скульптурами.

В просторном и светлом Античном зале высокие зеркала в резных рамах отражают мраморные скульптуры, подлинники антиков и хорошие копии находок I–III веков.


Знаменитая библиотека князя на момент смерти Николая Борисовича Юсупова насчитывала 30 тысяч фолиантов на разных языках. В ней было очень много рукописей, старопечатных и просто редких изданий. Насчитывалось значительное число книг по кулинарии, ведь князь был известный друг желудка.

Кстати, дизайн и внутреннее обустройство книжных шкафов – личная разработка Николая Борисовича.


Сейчас библиотека занимает несколько комнат второго этажа Большого дворца, а при Н.Б. Юсупове большая часть его книг и кое-что из коллекции картин размещались в западном флигеле. Тогда как в восточном, где сейчас идет ремонт, находилась кухня со служебными помещениями. Основное же здание соединялось с Флигелями переходами по двойным колоннадам.

Портреты князей Юсуповых того поколения

Наверное, вам не терпится получить наглядное представление о героях нашего рассказа? В подмосковном музее-усадьбе Архангельское, предвидя подобное желание посетителей, хранят образы былых владельцев, хотя не все портреты представлены оригиналами. Но ведь для нас это не принципиально важно?

В XVIII столетии в высшем свете котировались только те портреты, что были написаны иностранными живописцами. Это была своего рода метка принадлежности к избранному кругу. Перед нами портрет авторства Генриха Фюгера, на котором молодой князь Юсупов представлен в романтическом виде испанского гранда – алый плащ, кружево, черная шляпа с пером.


Портрет не явился последствием модного поветрия, просто он был написан в то время, когда русский дипломат Николай Борисович, обладатель прекрасного художественного вкуса, занимался в Риме подбором произведений искусства для коллекции императрицы Екатерины II.

А это работа австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи, одного из лучших портретистов своего времени. По распоряжению хозяина, копии этой картины, ставшей своего рода официальным изображением Николая Борисовича Юсупова, должны были украшать все принадлежащие ему имения.


Милую женщину – княгиню Татьяну Васильевну – писали многие известные мастера: Ж.Л. Монье, И.Б. Лампи. Кистью Жан-Луи Вуаля был сделан ее портрет в бытность невестою Юсупова.

Так случилось, что Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен, одна из величайших художниц XVIII века, оказалась любимой портретисткой королевской семьи. Во время ужасов Французской революции, это была опасная близость! Когда несчастная Мария-Антуанетта закончила жизнь под ножом гильотины, художница сумела бежать из страны от неистовствующих толп. Волею судеб Виже-Лебрен оказалась в Петербурге, где прожила почти семь лет…


Портрет жены князя в венке из роз – работа кисти Элизабет Виже-Лебрен. Имеющий какую-то особую привлекательную ауру, он украшает собой один из залов Большого дома в усадьбе Архангельское.


А это изображение маленького Бориса Юсупова в образе Амура, тоже написанное этой же французской художницей. Прелестный малыш, маменькин любимчик, нравился всем. Да и как могло быть иначе: «Смех сиял в лице его. Будто яблочки наливны, рделись щеки у него» .

Татьяна Васильевна Юсупова устраивала для гостей домашние спектакли, в которых принимали участие все ее дети. Младший из сыновей – Боринька – в тот раз был Амуром и произвел фурор. И поэт Державин тут же вдохновенно начертал эти стихотворные строки…

RSS, Email ​