Конспект занятия "Звук и буква З! артикуляции звуков З, Зь.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

6-7 лет

Тема : Звук З и буква З(е) .

Цель: Учить называть и узнавать букву З, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков, закрепить умение находить противоречия, развивать способность сравнивать и анализировать, укреплять мелкую моторику рук, закрепить букву П.

    Игра "Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

    Упражнение

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: м-м-м.

В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

Мимо машины бежали: тр-р-р.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

    Знакомство с буквой и звуком З.

Чистоговорка:

За-за-з - вот идет коза

Озы-озы- в воде розы

Гу-гу – моем руки мы в тазу

Узы-узы-узы – ели мы арбузы.

    На что похожа эта буква?

Спину выгнула змея:

«Вроде завитушки я»

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Чтение слогов Зи- ЗА-ЗО-ЗУ. Заменить на.

    Отгадайте загадку

«Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)»

Пропечатать предложение «У нас зима»

    Упражнение «Придумай слово на заданный звук». Разбор слов.

Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет

(дети показывают пальчиком над головой)

Мы собрались с ним в полет

Правое крыло, левое крыло

(отводят в строну правую руку, левую руку)

Я мотор завожу и внимательно гляжу

(вращают руки перед собой)

Возвращаться не хочу!

    Пропечатать букву З в тетради.

Извиваясь, словно змейка.

Срисовать меня сумейка!

    Чтение букваря.

    Прослушать песенку с буквой З.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

    Игра «Птичка в клетке»

Педагог выставляет на лоску плоскостную клетку и перемещает птичку. Дети озвучивают:

Птичка из клетки …вылетела.

Над клеткой…пролетела.

Вокруг клетки…облетела.

К клетки …подлетела.

В клетку…залетела.

    Чтение стихов про Новый год. Работать над дикцией.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 340 комбинированного вида» города Казани, Республика Татарстан.

Учитель-логопед высшей кв. категории Минина Евгения Викторовна.

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми подготовительной логопедической группы на тему:

«Звук и буква З»

Задачи;

Автоматизация звука З в речи;

Развитие фонематического слуха и восприятия в процессе выделения заданного звука из речевого потока; определения местоположения звука в слове,

Развитие навыка звукобуквенного анализа слов, умения делить слова на слоги. Закрепление понятий «согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный»;

Развитие навыков согласования слов в словосочетаниях; обогащение активного словарного запаса существительными и глаголами;

Знакомство с графическим изображением буквы З, составление и чтение прямых слогов, слов;

Совершенствование у детей навыка коллективной деятельности.

Оборудование : магнитная доска, ноутбук, демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки), аудиозапись «Зелёная песенка», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед напоминает детям, что:

«Надо разговаривать, надо выговаривать

Так правильно, так внятно,

Чтоб было всем понятно!».

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», « Горка», «Катушка».

2. Определение темы занятия.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и выделить начальные звуки отгадок.

Длинное ухо. Комочек пуха.

Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц).

От дождя спасает, а сам не намокает.

Хоть и намокает, а не промокает. (зонт)

Лежит верёвка. Шипит, плутовка.

Брать её опасно! Укусит. Ясно? (змея)

Запорошила дорожки. Разукрасила окошки.

Радость детям подарила. И на санках прокатила. (зима)

3. Логопед просит детей охарактеризовать звук (согласный, звонкий).

Игра «Летит комарик»: дети произносят звук З то громче, то тише (комар летает то близко, то далеко).

4. Педагог просит детей назвать несколько слов, начинающихся на звук З.

Слова для анализа: зонт, змея, земляника, зима, забор, заяц, зеркало.

Задания:

Делить слова на слоги;

Определить, твёрдо или мягко звучит З в каждом слове.

Ответы даются полной фразой.

5. Детям предлагается прослушать «Зелёную песенку » и составить словосочетания со словом зеленый (все дети отвечают по очереди).

6. Задание «Назови наоборот»

Открыть – закрыть

Говорить – замолчать

Помнить – забыть

Развязать – завязать

Разжечь – затушить

Веселиться – загрустить

Расстегнуть – застегнуть

Расплести – заплести

7. Объяснение значения пословицы: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!»

8. Физ.минутка:

На улице зима и стало холоднее!

Теперь одежда нам нужна теплее.

Чьи варежки?- Мои.

Чья шапочка? – Моя.

Чей шарфик? – Мой.

Пойдем гулять скорей с тобой.

Чтоб ножки не замёрзли, мы потопаем.

Чтоб ручки отогрелись, мы похлопаем.

Будем весело играть.

Хорошо зимой гулять!

9. Логопед предлагает познакомиться с буквой З:

« Ты на букву посмотри. Она похожа на цифру три».

Логопед читает стихотворение Н. Филатовой («Азбука-сказка»)

Зайчик букву З искал,

Всех зверей на помощь звал.

Даже зебра прискакала,

Из далёких жарких стран.

Букву З змея искала,

Обезьяна и фазан…

Еле-еле отыскали

На опушке под сосной.

Дружно букву обнимали,

Очень рад народ лесной!.

10. Составление и чтение прямых слогов. Словесная игра « Закончи слово»

ЗА (замок, забор, закат)

ЗО (зонт, золото)

ЗУ (зубы, зубр)

ЗИ (зима, Зина)

11. Логопед просит детей отгадать загадку: « Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Дети по буквам диктуют слово ЗАМ О К, а логопед пишет на доске. Далее происходит звукобуквенный анализ слова: количество слогов, букв, гласных и согласных звуков.

Логопед обращает внимание детей на то, что один звук в слове выделяется голосом («ударение») и демонстрирует превращение слова ЗАМ О К в слово З А МОК.

12. Игра для развития мелкой моторики:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, повертели, покрутили..

И – открыли!

13. Письмо в тетрадях печатного варианта буквы З.

14. Итог занятия. Ответы детей на вопросы: « С какой буквой познакомились? Какой это звук?». Определение лучших ответов детей.