Кто относится к богатым душой людям. Что значит быть духовно богатым человеком? На черный день

Основная цель семьи, это заработать достаточное количество денег, чтобы обеспечить себя, детей, родных. Мы проводим много времени на работе, не уделяя внимания своему супругу и детям.

На первом плане это материальное богатство, от чего страдает душевное богатство родных.

Работа есть всегда, не слушайте тех, кто говорит, что негде заработать денег, это неправда.

Работа есть всегда, находится работодатель, которому необходимы исполнители, просто каждый в отдельности решает, может он браться и исполнять эту работу или нет. Можно привести и второй пример, что все работы не переделаешь, необходимо отдыхать. Вы получаете зарплату, но конечно же, она вас не устраивает. Почему? Вы попробовали что-то лучшее, и вам от этого совсем не хочется отказываться, вы стремитесь к лучшему, вам нужны деньги, чтобы этого достичь.

Если вы один, то работой вы замещаете свою личную жизнь, но если у вас есть семья, тогда стоит задуматься над душевным богатством. Ничто не может сравняться с детской улыбкой, ее так мало, но сколько она приносит тепла.

Вот такие моменты нужны, они вдохновляют на новые свершения, от них появляется особая сила перебороть все трудности. Так что стремитесь к душевному богатству, от него получите и материальное.

  • преп. Оптинские старцы
  • свт.
  • архиеп.
  • А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • А.Г. Долженко
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец

    Поговорим о материальном и духовном богатстве. Все что нам приходит, что мы имеем, нужно употреблять на служение ближним, заботиться о других. Об этом говорят все вероучения, религии и мудрецы. Счастье и любовь приносит только бескорыстие и движение, но отнюдь не накопление и застой.

    Когда мы что-то получаем мы сразу же должны думать, кому мы можем помочь. Иначе энергия будет потрачена неправильно, ценности должны приносить пользу,а не залеживаться. Нам ничего не принадлежит в этом мире, мы можем только передавать, быть проводниками и только тогда Создатель будет нам давать.

    Древнейший принцип благотворительности лежит в основе любого дела. Поток энергии нельзя останавливать на себе, копить, так как в этом случае счастье уходит и приходит разочарование. Щедрость наполняет нас силой, а жадность забирает энергию. Жадный не может быть счастливым. Но тратить нужно на решение серьезных проблем, а не напоказ. Главное уметь не зарабатывать, а правильно тратить!

    Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет , а у не имеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19, 26)

    Богатство – от слова Бог, оно указывает на доступность ко всем нужным ресурсам , будь то деньги, любовь, счастье, радость, определённые стечения обстоятельств. Богатство- это неотъемлемое состояние любого творца. Именно так. Богатство – это не деньги, это состояние, точно также как Любовь.

    Итак, практика, которая следует из притчи, рассказанной великим мудрецом.

    Духовные законы богатства

    Духовные законы богатства:

    I.В течение 10 дней дари улыбки другим. Будь щедрым на улыбки. Начни со своих домашних. Улыбайся новому дню, солнцу, планете, ветру, своим ангелам – хранителям, Божественному Я. Улыбайся и будь дружелюбным к своим друзьям, коллегам, родным и близким. Это вовсе на значит, что надо постоянно ходить с улыбкой.

    Улыбка – как подарок, для того, чтобы одобрить, поддержать, вдохновить, поднять настроение, смягчить чью-то грусть. Она говорит другому человеку «Ты не одинок. Я с тобой. Всё хорошо» или «Ты всё отлично сделал. Ты молодец». Или «Я рад за тебя. Я искренне радуюсь твоим успехам вместе с тобой». С кем бы вы ни встречались, не пересекались, будь-то соседи или знакомые – улыбнитесь, когда здороваетесь.

    Старайтесь делать это именно от душевной щедрости, а не из вежливости. Если сложно кому-то улыбаться, так как у вас не слишком хорошие отношения, то улыбайтесь не человеку, а той духовной мудрой и светлой сущности, которая играет это воплощение. Встречи не происходят случайно, всё спланировано на духовном плане.

    Наблюдайте как люди и мир реагируют на ваши улыбки. Скорее всего, день ото дня он будет становиться светлее, добрее, а люди к вам потянуться. Как и прибавиться энергии, которую вы вполне можете уделить этим людям. Чем легче вы будете становиться, и полнее раскрывать свою щедрость, тем больше ресурсом, в том числе и денежных, будут приходить к вам. Или они будут приходить в том же количестве, но быстрее по времени или гораздо легче.

    Тот, кто нуждался в любви и ощущал одиночество, скорее всего, встретит нужных людей. В этом мире всюду насаждается и культивируется тревога, страхи, поэтому человек, щедро дарящий свои искренние улыбки похож на лучик света, и просто не может быть не привлекательным.

    Духовные практики для достижения богатства

    Духовные практики для достижения богатства:

    II.Следующие 10 дней: прибавь к искренним улыбкам взгляд полной заботы, любви, участия. Осознанный взгляд. Замечайте, что-нибудь хорошее в каждом с кем встречаетесь: красивый цвет волос, хорошее качество, перемену в настроении…

    III.В следующие 10 дней прибавь ко всему вышеперечисленному хорошие слова. Говорите комплименты, подбадривайте себя и других. Если нет никого рядом, говорите это своему миру, себе самому (ведь каждая ваша клеточка – это всё равно, что ваши подданные, для которых вы — царь и бог). Создавай через слово хорошие мыслеформы и идеи.

    IV.Следующие 10 дней добавьте пожелание счастья другим. Пожелание должно быть сердечным. «Я желаю тебе счастья» можно говорить мысленно каждому человеку, который едет с вами в метро, находится в одном помещении. Если людей слишком много, то можно желать сразу всем во множественном числе «Я желаю всем счастья».

    Желать можно и на расстоянии, вспоминая знакомых и родных, людей из своего прошлого – всех, кто приходит на ум. Повторяйте это, словно мантру, обращаясь ко всем существам. Чтобы в течении дня даже маленькой щели не осталось, куда бы могла закрасться грустная мысль – мысль жертвы и бедняка.

    V.Ну и наконец, следующие 10 дней, добавьте благое делание. Вы всегда можешь сделать что-то хорошее для других и этого мира. Делайте каждый день хотя бы 10 хороших дел, как минимум.

    Например, сделайте массаж дорогому человеку, сходите с ребёнком туда, куда давно обещали, помогите помыть посуду, убраться, поучаствуйте в общественной уборке, посадите дерево, напишите хороший комментарий, чтобы поддержать хорошую идею…Есть много небольших дел, которые легко найти, придумать и выполнить, но сделать это может только по настоящему щедрый и внимательный к своему миру человек.

    Другим помещает лень и найдётся сотня причин, чтобы не делать. Те же, кто справится, могут смело «записывать» себя в число щедрых людей. Безусловно, ваш мир удивит вас множеством хороших сюрпризов и «случайностей», благих обстоятельств.

    Долгое время я считала, что богатство – это избыток чего-то, нечто лишнее, то, что я не заслужила. Я верила, что для того, чтобы стать богатой нужно или ужасно много работать, или отказаться от себя, чтобы продать себя дороже, или притянуть к себе богатство по великой случайности, выиграть в лотерею или познакомиться с богатыми людьми, которые помогут мне финансами.

    Для меня само богатство было нереально. Когда я начала работать над ограничивающими убеждениями, я обнаружила, что неосознанно верила в бедность, в нехватку, в трудности, в то, что деньги тяжело даются. И, конечно же, я это все и имела в своей жизни.

    Ощущение реальности богатства возникло после того, как я поняла, что богатство – это состояние человека, его души и разума. Богатство – это не избыток чего-либо, как я раньше считала.

    Богатство – это достаток того, чего вы желаете, это обладание обилием материальных и духовных ценностей. Богатство – это проявление вашей бесконечной творческой сущности.

    Богатство отражает внутреннее состояние человека, его ценностей и убеждений.
    Оно является лишь зеркалом того, что живет в его внутреннем мире. Мы создаем мир исходя из своих внутренних ценностей и предпочтений.

    Конечно, мы не выбирали осознанно быть бедными или испытывать постоянную борьбу за выживание, но наши убеждения, которые так глубоко закрепились в разуме, каждый раз заново создают в жизни одну и ту же картину нашей реальности.

    Для человека реально то, что его окружает, то, что он видел и видит, то, что он воспринимал и воспринимает, находясь среди родственников, друзей, различных групп. Если вы получили реальность, что денег недостаточно, что их не хватает, что богатые – нечестные, то эта реальность, начинает воспроизводить и повторять ситуации с нехваткой денег. Мы учимся и получаем реальность, наблюдая за нашим окружением, мы делаем выводы и соглашаемся с тем, что видим, считая это фактом.

    В детстве, чаще всего, у нас не было выбора во что верить. Мы просто верили тому, что видели и слышали. Мы перенимали веру своей семьи, школы, друзей, только тем, что постоянно находились в этой среде и воспринимали их убеждения, их истории, их проблемы.

    Мы учились у других тому, как нужно реагировать в определенных ситуациях. И, если кто-то относился плохо к деньгам или к богатым людям, мы автоматически, в силу своей симпатии и доверия к близкому нам человеку, неосознанно соглашались с их убеждениями, отношением и реакциями.