Линия маннергейма подробно. Линия Маннергейма

жд/ст Лейпясуо - плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка - братское захоронение №70 - Болото Кущевское (Munasuo) - ДОТ Sj3 - Роща Молоток - ДОТ Sj10 - ДОТ Sj11 - ДОТ Sj9 - ДОТ Sj4 - ДОТ Sj8 - ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 - озеро Желанное (Summajarvi) - ДОТ миллионник Sj-5 - Болото Кущевское (Munasuo) - жд/ст Лейпясуо

Протяженность маршрута (в одну сторону) - 18,6 км.

.

GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:

Sj-2 N60 30.637 E29 05.129

Sj-3 N60 30.788 E29 05.869

Sj-4 N60 30.456 E29 05.216

Sj-5 N60 30.328 E29 04.257

Sj-6 N60 30.752 E29 05.016

Sj-7 N60 30.614 E29 05.201

Sj-9 N60 30.635 E29 05.516

Sj-10 N60 30.649 E29 06.326

Sj-11 N60 30.612 E29 06.384

По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj) . Если Вы помните, частично мы уже обследовали в одном из прошлых выходов.

Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?

Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо . Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.

По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.

С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе "ИГЛА " на реке Перовка . Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.

Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.

Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo) . Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.

Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви , входящего в линию Маннергейма . Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi) , ныне Желанное , и болотом Munasuo , ныне Кущевское . Основные узлы этого участка обороны:

- ДОТ-"миллионник" (Sj-5) , расположенный на высоте "Язык" (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте "Палец" ;

- ДОТ (Sj-4) "Поппиус" , расположенный на высоте 65,5 м;

- ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11 , расположенные в роще "Молоток" на Кущевском болоте.

Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11 . К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма : они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.

Далее, пройдя вдоль надолбов ("зубы дракона"), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира - лейтенанта Поппиуса , располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа - прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное Sj-5 ). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма , которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б ).

Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8 , расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.

Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2 , который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.

Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6 , в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.

План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.

После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.

После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа "Миллионный" Sj-5 . Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.

«Миллионник» - это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м ("Язык" ). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол - "глаза" ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами "Долиной Смерти" . Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт "подушкой " из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.

После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через "Долину Смерти" , и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус» , о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.

В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить!...

PS: Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте , не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…

Линия Маннергейма — это цепь военных укреплений между Ладожским озером и Финским заливом, состоящая из связанных между собой укрепленных бетонных сооружений — ДОТов, которые входили в состав опорных пунктов. Вокруг них неприступными заграждениями становились мины и ряды колючей проволоки. Всего на линии Маннергейма насчитывалось около 280 огневых точек, уходящих вширь на 135 км и вглубь на 90 км. Укрепления появились в 20-х годах XX века по инициативе финского командования для защиты от нападения русских. Руководил созданием укрепления Оскар Энкель. Постепенно сооружения укреплялись, а качество материалов — улучшалось, тем самым модернизируя линию обороны.

В ходе русско-финской войны в 1939 году атаки советских войск укрепленного района закончились поражением. В сочетании с труднопроходимыми окрестностями и сложным рельефом Карельского перешейка, мощные оборонительные сооружения стали неприступными. Линию назвали в честь командующего финскими войсками Карла Маннергейма. Прорвать оборону удалось только спустя два месяца, и это стало поворотной точкой Зимней войны. Сразу после этого оборонительная линия была подорвана саперами. На месте остались только инженерные сооружения и множество военных объектов, остатков снарядов, мин в огромной концентрации, которые и превратили этот район в музей под открытым небом.

Как добраться

Пешком:
1. На электричке до станции Лейпясуо, а оттуда по лесной тропе до грейдера. Затем повернуть налево и идти до высоты 65, 5.
От ст.Лейпясуо примерно 10 км.
2. На электричке до станции Кирилловское, затем по автодороге до танкового полигона. На полигоне идти по "Танковой директрисе" до высоты 65,5.
От Кирилловского до полигона по асфальтовой дороге - 10 км (можно поймать попутку), по "Танковой директрисе" до высоты 65,5 - 4 км.
Всего - 14 км.
3. На электричке до станции Гаврилово, далее по дороге до грейдера, затем свернуть налево и до высоты 65,5.
Примерно - 12 км.

На машине:

По "Скандинавии" до Гаврилово, затем выехать на грейдер и доехать до высоты 65,5.
От развязки с КАД до высоты 65,5 - примерно 100 км.


15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» – мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов , связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.



В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.



Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.



Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».



Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.



Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.



Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому – отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.



В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым – 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.



Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности калибра Б-4, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.



Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.



Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» - мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов, связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Вопросы и ответы про линию Маннергейма

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.

В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.

Карл Густав Маннергейм - командующий армией Финляндии. Источник фото: kommari.livejournal.com

Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» - это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.

Линия Маннергейма на карте. Красная и зеленая линия - граница до и после Зимней войны. Синия линия - финские оборонительные заграждения. Источник фото: Википедия

Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке - в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».

Надолбы и колючая проволока. Источник фото: istpravda.ru

Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.

Противотанковый ров на линии Маннергейма. Источник фото: istpravda.ru

Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают - иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Огневая точка на линии Маннергейма. Источник фото: ww2history.ru

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Разбитая финнами советская 44-я дивизия. Источник фото: istpravda.ru

Неприступность «линии Маннергейма» - это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому - отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.

Советские воины на передовой во время Зимней войны. Источник фото: kau.su

В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым - 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.

Советские солдаты заняли огневую точку финской армии. Источник фото: istpravda.ru

Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Советские солдаты и трофейный флаг. Источник фото: art.ioso.ru

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности Б-4 калибра 203 мм, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.

Старый финский дот на линии Маннергейма. Источник фото: jst-ru.livejournal.com

Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.

Огневая точка на линии Маннергейма. Источник фото: gosu-wot.com

Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

.

В начале ноября в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений - Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Фото с сайта glebychevo.narod.ru

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным - 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным - 16 декабря)пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Вход в западный каземат выглядит вот так:

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:

Маркировка на гильзе - 39 год:

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно (во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):

Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.

К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698