Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность. Рассуждение как тип речи Композиция и виды доказательств в рассуждении

Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).

Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.

В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).

Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
Для грамматической связи часто используются

вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.

Композиция и виды доказательств в рассуждении

  1. Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;
  2. Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),
  3. Концовка (заключение) — вывод.

Виды доказательств

1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам,

2) индуктивные — от примеров к тезису.

«Нет человека, который не любил бы родину»,

«Возможность однозначного толкования композиции в свое время прокомментировал Ю. Тынянов. «Беру на себя смелость утверждать, — писал он в работе «проблемы стихотворного языка», — что слово «композиция» в 9/10 случаев покрывает отношение к форме как статической» – Л.Кайда,

в) указание причин верности выдвинутого тезиса :

«Осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья».

г) приведение аналогии или сравнения:

«Сразу перестроить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее».

4) косвенные — это доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса

«Терпимое отношение к человеку делает наши отношения с ним лучше. Допустим, что это не так. Тогда — чем больше мы будем делать человеку замечаний, чем больше поучать его и т.д., тем лучше будут наши отношения. Но это невозможно. Значит, верен наш первый тезис».

Наша презентация о рассуждении:

Нужно сказать, что чистые типы речи ( , рассуждение) встречаются не столь часто, обычно тексты представляют собой соединение всех типов речи; соединение это не механическое; переходы от одного типа текста к другому подчас определить очень сложно.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Рассуждение Рассуждение – это речевая форма (функциональносмысловой тип речи), элементы которой организованы на основе разного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. В структуре рассуждения выделяют три части: тезис, доказательство и вывод. В классической русской риторике (М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию…» ; Н. Ф. Кошанский «Общая риторика») речь-рассуждение называлась хрия. Этот вид речи имел четкую структуру.

Приступ В приступе «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии» . (М. В. Ломоносов) Пример: Изречение это («Корень учения горек, но плод сладок»), вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Парафразис Парафразис, или экспозиция, - «изъяснение темы через распространение» (М. В. Ломоносова) Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Причина В этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» . (М. В. Ломоносов) Причин может указываться несколько. Пример: Причины 1. Корень, то есть начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: 1) способности начинающего еще не развернулись; воля еще бессильна, чтобы останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; 2) учащийся имеет дело с элементами науки, которые состоят из мелочей, часто не имеющих приложения к его текущей жизни; 3) учащийся не понимает пользы элементарных сведений.

Причина Переход Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что Причины 2. последствия учения приятны, ибо 1) знания сами по себе доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Противное «…Что предложенному в теме противно» М. В. Ломоносов (Если это не так, то…; Если нет, то…) Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Подобие Подобие – сходство, которым «изъясняется и подтверждается тема» . Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Пример Пример – конкретный факт из истории или литературы, подтверждающий тезис. Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

Свидетельство «…Мнение или учение древних Авторов» . (М. В. Ломоносов) Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале крута, но, когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» . (А. С. Пушкин)

Заключение «…Краткое увещевательное заключение всего слова» . (Ломоносов М. В.) Пример: Отсюда вывод один. Мы обладаем великими средствами к духовному развитию; одним из этих средств является наука. «С умом ведь все люди - Гераклиты» , - сказал Карамзин. Обязанность каждого – использовать данные ему силы и способности на пользу просвещения и последовать призыву философа и ученого Ломоносова, который 150 лет тому назад сказал вдохновенными стихами современному ему юношеству: «Дерзайте…раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!»

Структура рассуждения В рассуждении обязательно предъявляется основная мысль, требующая доказательства (тезис). В тексте итогового сочинения тезисом будет ответ на вопрос, заданный в теме сочинения. Ответ на вопрос необходимо четко сформулировать. Он может прозвучать в начале сочинения. Ответ может прозвучать и в выводе, но пишущий должен этот ответ четко знать с самого начала и постепенно готовить читателя своего сочинения к его пониманию.

Формулирование тезиса Чтобы успешно ответить на вопрос, необходимо научиться понимать его смысл, понимать, о чем нас спрашивают и что именно нам об этом предмете говорят, что утверждают, что нам предстоит доказывать или опровергать (работаем с составом сказуемого). Именно к тому, что заявлено в составе сказуемого, и нужно подбирать доказательства. В рассуждении все слова тезиса должны быть понятны. Разное понимание значения одного слова может привести к бессмысленному спору, поэтому полезно провести понятийную обработку ключевых слов (она может стать вступлением к сочинению). Понятийная обработка ключевых слов помогает выделить те составляющие мысли (части, виды, свойства, причины), с которыми предстоит дальше работать.

Вспомогательные тезисы Многие проблемные вопросы звучат так, что трудно сформулировать ответ одним тезисом. Тогда мы говорим о вспомогательных тезисах, которые предстоит доказывать. Можно определить вспомогательные тезисы (называть возможные причины, виды чего-либо и т. д.) и их обосновывать. Число вспомогательных тезисов (доводов) может быть разным. Все зависит от глубины понимания проблемы отвечающим. Лучше использовать два-три. В таких случаях полезно использовать для работы вариант ответа, который строится по схеме «с одной стороны – с другой стороны» .

Доводы-доказательства От тезиса полезно задать вопросы: «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? » , «Зачем? » Ответы на эти вопросы могут стать доводами в сочинении. В доводах обосновываются причины справедливости тезиса. Доводы – это собственные рассуждения пишущего о верности тезиса.

Пример-иллюстрация Каждый довод подтверждается примерами из художественного произведения. Примеры обязательно обосновываются, то есть используемые произведения, их фрагменты анализируются. Работа с аргументами из литературного произведения должна опираться на понимание авторской позиции, основной идеи произведения. Недопустимо формальное использование произведений литературы.

Тезис (вспомогательный тезис) Почему это правильно (во-первых)? Примериллюстрация 1 Почему это правильно (вовторых)? Примериллюстрация 2 Почему это правильно (втретьих)? Примериллюстрация 3

«Что важнее: любить или быть любимым? » Ответьте на вопрос. Ваш ответ будет тезисом сочинения. Дайте понятийную обработку ключевых слов. Ответьте на вопросы: «Почему важнее быть любимым? » и «Почему важнее любить? » Продумайте возможность использования в вашем сочинении приема «с одной стороны – с другой стороны» . Решите, какая точка зрения вам ближе. Сочинение удобнее начинать с рассуждения о той позиции, с которой вы согласны в меньшей степени. О ней следует писать кратко. Затем необходимо доказывать точку зрения, с которой вы согласны, этой позиции необходимо уделить большее внимание, доказать, что она очень значима. Об этом же нужно упомянуть в выводе.

«Что важнее: любить или быть любимым? » Продумайте ваши доводы (ваши рассуждения) в защиту каждой позиции: «важнее быть любимым» , «важнее любить» . Постарайтесь подобрать к каждой позиции хотя бы по два довода (можно по одному). Сформулируйте свои мысли как связные высказывания. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Любить важнее, чем быть любимым Любовь развивает душевные качества человека, делает его более зрелым Любовь заставляет поновому смотреть на мир, побуждает человека к творчеству Пример-иллюстрация 1 Пример-иллюстрация 2 Пример-иллюстрация 3

Алгоритм деятельности при написании итогового сочинения. Чтение вопроса и определение того, о чем предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого). Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение доводов, подтверждающих справедливость высказывания (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив? » , «Почему это так? » , «Почему это происходит? » , «По какой причине? ») Обоснование доводов. Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения). Обоснование примеров. Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.

Вопросы и задания Прочитайте вопрос, дайте понятийную обработку ключевых слов. Сформулируйте вопрос понятными вам словами. Ответьте на вопрос. Определите, что вы будете доказывать. Обоснуйте своими словами, почему ваше высказывание правильно, справедливо. Подберите примеры из художественных произведений, подтверждающие ваши доводы. Обоснуйте каждый пример. Объясните, как пример, используемый вами, доказывает ваш довод. Продумайте вывод.

Выделение ключевых слов, их понятийная обработка Какие семейные ценности необходимы людям? Семья – это родные другу люди, это общность интересов, это чувство понимания, это дом, дети, любовь. Семейные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, это устоявшиеся традиции, правила поведения, отношение к жизни. Семейные ценности объединяют людей, делают их близкими по духу.

Доводы-аргументы Необходимо перечислить виды семейных ценностей и охарактеризовать их. Любовь Забота о близких Семейные традиции

Доводы-аргументы Основная семейная ценность – это любовь. Семья не может быть счастливой без любви, потому что любовь – главное, что скрепляет отношения. Любовь родителей друг к другу, любовь родителей к детям и детей к родителям – основа жизни любой семьи. Очень важно, чтобы в семье люди заботились друг о друге и поддерживали друга. Взаимная поддержка помогает преодолеть любые жизненные испытания. Когда человеку трудно, для него значимо, чтобы рядом были те, кто верит в него. Но у каждого человека есть потребность самому заботиться о других, и семья дает ему такую возможность.

Доводы-аргументы Дом с его традициями, когда он полон родных и любимых людей, дает возможность человеку чувствовать, что он не одинок, что он счастлив своей любовью и своей уверенностью, что нужен другим. Такая уверенность дает силы жить и радоваться жизни.

Модель «противопоставление» На следующем этапе работы разумно использовать смысловую модель «противопоставление» и сравнивать разные семейные ценности. Однако семьи бывают разные и семейные ценности тоже. Хорошо, если основой жизни семьи оказываются общечеловеческие нравственные ценности. Но есть семьи, в которых нет любви, доверия, уважения, в которых мелкие материальные интересы оказываются важнее всего. Самое печальное, что такие семейные ценности влияют на формирование жизненных убеждений детей.

Модель «следствие» Смысловую модель «следствие» используем в конце рассуждения, делая вывод. Мы убедились, что семейные ценности влияют на формирование характера человека, определяют его жизненный путь. Еще А. С. Пушкин говорил, что именно «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам» определяют «самостоянье человека» , являются залогом его величия. Именно поэтому так важно, чтобы семейными ценностями стали ценности, основанные на нравственных законах.

Возможные варианты вступления: Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя»). Ответ на вопрос и его обоснование. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» . Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема).

Возможные варианты заключения: Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. 1. Общий вывод. 2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. 4. Расширение проблемы. Новый вопрос. 5. Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений.

Малая родина Семья (детство, семейные традиции, семейные ценности, отношения с родителями) Земля – наш общий дом ДОМ

Дорога в русской языковой картине мира. Странничество. Воля. Жизненный путь человека (ориентиры, выбор, испытания, верность выбранному пути, потери и приобретения) путь

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Цитата: Фрагмент №8:

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.


Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию
«Композиция и логика рассуждения». Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Цитата: Фрагмент №9:

Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?

Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по- другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.


Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Цитата: Фрагмент №10:

Почему люди пишут стихи?

В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто- то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.

В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в
стихотворении: «***»

Я вас любил, любовь еще быть может,
Во мне угасла не совсем.

Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое.

Мы вольные птицы, пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я.

Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.

Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой.
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой.
Любви надежды тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.

Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.

Почему слово «война» откликается горечью в наших сердцах? Это слово вселяет неясный страх. Слово, от которого мурашки пробегают по телу, (V) и мысли вмиг путаются в голове. Слово, которое больно произносить. Сердце начинает биться быстрее, и слезы подступают к глазам. Слово, которое заставляет десятки тысяч людей (Л: повтор мысли: см.4 абзац) вспомнить о самых горьких моментах их жизни. Это самое страшное слово-война. (V) (Л: новый абзац) Сколько бы времени ни прошло, а все равно больно. Больно осознавать, что люди мертвы, что страдали. Все забрала у них безжалостная война. Погибая, люди сражались. (Р) Разве можно забыть подвиги военных дней? (Р) Ни за что. Мы и сегодня чтим память ушедших в эту кровавую бездну. (Р.погрешность) Отклики души русских людей отражаются (Р. погрешность) и в литературных произведениях. Ведь война не оставляет никого равнодушным. "Судьба человека" М.А. Шолохова-произведение о красоте души советского человека, о великих страданиях и великой стойкости (Л). Легко ли подняться над своей личной трагической судьбой, во имя жизни одолеть смерть? Судьба Андрея Соколова, главного героя произведения, была полна страданий. Его глаза- это глаза, видевшие (Р.погрешность) муки и гибель, смерть на каждом шагу, глаза врага, наполненные чудовищной жаждой убить. (С: пропуск мысли).Осознание пустоты и гибель всего человеческого. Но сердце Соколова наполнено добротой к людям, ко всему живому. В рассказе автор раскрывает весь ужас войны, (Р. погрешность) самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына в День Победы. (Л: новый абзац) Как человек способен пережить несчастия, данные ему свыше? Только всегда после темного, следует светлое. После слез и отчаяния - счастье и покой. (Нарушение логики рассуждения: смешение вывода, формулирование нового тезиса.) Встреча Андрея с Ванюшкой стала новым разделом его истории (Р.погрешность), новой жизнью. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Всю свою (С: нерастраченную?) отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчику. Встреча этих двух людей, потерявших все в годы войны, помогает им обоим выжить. (С: необходим микровывод по проблеме рассуждения: Что сделала война с судьбой человека?) Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи (Л: повтор мысли: см. 1 абзац) истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. Но женщина, русская красавица, хранительница очага домашнего,- тоже может быть настоящем героем. (Л: новый абзац) Виталий Закртуткин (Ф)- автор произведения "Матерь Человеческая", рассказывает нам историю молодой женщины Марии. В её жизни до войны было все (Р.погрешность): сиротство в шестнадцатилетнем возрасте, любящий муж, который носил её на руках и называл за веснушки – конопулей, сын Васятка, новый уютный дом на краю села, в котором думали прожить всю жизнь, посаженный своими руками сад, уважение трудолюбивых односельчан. Но "она" пришла и к ней. "Она" пришла и не пощадила Марию - мать, жену и женщину. Эта жесткая, кровопролитная война забрала у нее все. Сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. На ее хрупкие плечи легло страшное горе, которое испытал ни один советский человек в дни войны: "Враги сожгли родную хату, убили всю ее семью...". Но нет такой силы, которая могла бы сломить русского человека, ведь в нем всегда жива сильная чистая душа. (Л: новый абзац)Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими (V) мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых.

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!