Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козел да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
— Поделом вору и мука, — говорит козел, — не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.
Заревели тут козел да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.
Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажег целый стог сена.
Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идешь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый — и прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. — Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».
Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Воспитывать любовь и доброе отношение к животным;– формировать понятия «добро», «красота», «уважение», «милосердие»;– знакомить с разножанровыми произведениями (рассказ, сказка);– формировать читательские умения (выделять положительных и отрицательных героев народных сказок, сравнивать их, составлять схематический план к сказкам и отдельным частям, пересказывать по готовому плану, сочинять небольшие сказки с героями-животными, находить и самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме чтения).
Виды деятельности
-
– Составлять схематический план, пересказывать по плану;
– рассказывать сказку или её часть близко к тексту;
– выбирать в библиотеке книги на заданную тему (о животных);
– составлять книгу-самоделку о героях-животных;
– знать 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных;
– знать наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, авторская сказка, К. Ушинский
№ | Название этапа | Методический комментарий | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: тест | – Ребята, дома вы должны были прочитать произведение «Перепёлка». – Проверим, как вы его прочитали и запомнили. – Выполнение интерактивных заданий. (При ответах ученики пользуются текстом произведения, зачитывают предложения и отрывки из текста.) – А кто автор произведения «Лиса Патрикеевна»? (Константин Дмитриевич Ушинский.) | |||||||||||||||
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Сегодня мы познакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича «Плутишка кот». Найдите его в учебнике. – Прочитайте заголовок. – Это авторское произведение или народное? Объясните. – Послушайте. (Во время чтения учителем произведения ученики следят по тексту.) – Выполните модель обложки. Проверка. | |||||||||||||||
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Словарная работа (толкование устаревших слов и выражений). – Назовите героев сказки. – Как в сказке называют кота? Прочитайте. – Как обращаются козёл и баран к коту, когда его жалеют? Прочитайте. – А как они говорят, когда сердятся на него? Прочитайте. – Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Прочитайте. – Как кот обманул волков? – Поиск слов и выражений, которые встречаются и в других сказках. (Чтение устойчивых выражений, повторов, присказки.) | |||||||||||||||
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Рассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте эпизоды, которые к ним подходят. – Работа по группам: чтение по ролям каждой части сказки. | |||||||||||||||
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Перечитывание сказки «Плутишка кот» и составление плана произведения. Учитель использует интерактивную доску, а ученики используют обратную сторону своих листочков для моделирования. | |||||||||||||||
6 | 6. Обобщение изученного: работа с моделями | – А теперь рассмотрите модели обложек. Сравните их. Подберите к ним произведения. | |||||||||||||||
7 | 7. Обобщение изученного:сравнение произведений | – Сравнение произведений К. Ушинского «Плутишка кот» и К. Паустовского «Барсучий нос». – Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
|
|||||||||||||||
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте выразительное чтение одной из частей сказки К. Ушинского «Плутишка кот». |
Анализ произведения | Ответы |
|
Обратите внимание на то, есть ли у сказки автор или она относится к устному народному творчеству. | ||
Определите тип этой сказки (волшебная, бытовая, о животных). Аргументируйте. | Тип этой сказки «О Животных», так как главными героями этой сказки являются животные. |
|
Выделите основные сюжетные элементы этой сказки (в зависимости от типа). | Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. - Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят. Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали. |
|
Назовите героев, перечислите основные черты их характера, самые значительные поступки. | Герои: кот, козёл, баран, медведь, стая волков, старик и старуха. Главные герои: Кот: хитрый, вор и разбойник, хороший друг, находчивый, легкомысленный, мудрый. Поступок: Козёл и баран надёжные друзья, добрые, послушные, рассудительные. Поступок: |
|
Какие слова, фразы определяют особенности языка этой сказки (зачин, повторы, устойчивые эпитеты, малые фольклорные жанры)? Выпишите. | Зачин: Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Повторы: Котик-коток, серенький лобок! Котишко-мурлышко, серый лобишко. Устойчивые эпитеты: Котик-коток, котишко-мурлышко. |
|
Сформулируйте основную мысль этой сказки. В какой фразе сказки она выражена? Какими пословицами можно её передать? | Основная мысль этой сказки: дружба, взаимопомощь. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Пословицы: Друга ищи, а найдешь – береги. Добро побеждает зло, а смекалка - плутовство. Живуч, как кошка. |
|
Назовите другие сказки, близкие по сюжету, замыслу и характеру главных героев. | Сказки: «Лисичка-сестричка и серый волк». «Козлятки и волк». «Лиса, скворец и ворона». «Лиса и кот» и др. |
|
Отметьте основные достоинства этой сказки как произведения для детского чтения. | На мой взгляд основными достоинствами этой сказки для детского чтения является то, что друзья не когда не бросят в беде, а всегда помогу; что за каждый плохой поступок, следует наказание. |
Самостоятельная работа
по МДК «Русский язык с методикой преподавания»
«Анализ сказки «Плутишка кот»»
Астрахань, 2015 год.
Константин Дмитриевич Ушинский
Плутишка кот
I Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:
Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.
А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.
Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.
Заревели тут козел да баран:
Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.
II Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.
Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.
Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.
Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь?
Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.
III Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.
Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:
Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай бог ноги!
Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: "Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем".
Старик и старушка были рады-радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали.
- Плутишка котКонстантин Ушинский
Плутишка кот
Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
- Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
- Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
- А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козёл да баран.
- Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
- Поделóм вору и мýка, - говорит козёл, - не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
- Била меня баба, била; била - приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
- Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.
II
Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.
- Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость - мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
- Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
- Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идёшь?
- Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
III
Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один - белый и прямо к огню.
- Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. - Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка - серый лобишко повёл такую речь:
- Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, - давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, - без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.