Моя жизнь мои достижения написана. Моя жизнь, мои достижения

Автор книги:

Раздел: ,

Возрастные ограничения: +
Язык книги:
Язык оригинала:
Переводчик(и):
Издательство:
Город издания: Москва
Год издания:
ISBN: 978-5-699-97456-6
Размер: 315 Кб

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).
После прочтения отрывка вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.



Описание книги по бизнесу:

Перед вами книга, выдержавшая более ста изданий по всему миру. Ее принято считать биографией Генри Форда, но это, скорее, биография его дела. Философия Форда, лежащая в основе методов управления и организации производства, стала социально-экономическим направлением, названным в его честь. Сегодня фордизм внедрен в стратегии тысяч предприятий по всему миру. Генри рассуждает о мотивации рабочих и управлении заводом, о банковской системе и военных заказах – кратко, но доступно. Читается не как учение «акулы бизнеса», а как откровение простого парня, который хочет делать работу хорошо.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то .

Если мы хотим идти в ногу со временем, то необходимо постоянно развиваться в плане личностного роста. Чтобы добиться успеха, нужно не только упорно трудиться, но и каждый день выделять время на размышления и анализ своей работы. Каждый руководитель компании или работник обязан развивать лидерские качества и иногда очень полезно читать истории успеха «сильных мира сего». Мы предлагаем узнать об одном из самых успешных людей прошлого века – Генри Форде.

Книга Генри Форд Моя жизнь мои достижения рассказывает не только об успехах руководителя всемирно известной компании. Мистер Форд делиться своими взглядами на современный мир бизнеса и высказывает свои мнения на предмет способов ведения дел. Как считает автор книги, наш мир ещё только начинает развиваться, несмотря на невероятное количество достижений человечества. Однако на прогресс можно смотреть с разных сторон и до сих пор, например, для организации посевных работ расходуется огромное количество сил и времени. Человек, смотрит на свои достижения и радуется им, но пришло время взглянуть на предстоящие задачи.

В книге Генри Форд Моя жизнь мои достижения автор пишет, что когда кто-то упоминает о мощи механизмов, которые помогают человеку в повседневной жизни, многие рисуют себе безрадостную картину, когда с развитием технологий мир превращается в холодный металлический «лес» где нет места деревьям, птицам и мягкой траве. Мистер Форд не разделяет такого «апокалиптического» представления о будущем, однако предупреждает, что если мы будем слишком много времени уделять развитию использования машин, то у нас действительно не останется времени на природу.

На страницах книги Генри Форд Моя жизнь мои достижения можно прочитать размышления автора о том, что сегодня многие путают понятие «существование» и «добывание средств к существованию». Из-за этой путаницы угасает радость жизни, и человек слишком много тратит времени на переживания. В результате очень мало времени остаётся на получение простого удовольствия от жизненного процесса. Машины могут по-разному влиять на людей, но всё зависит от их создателя. Если человек служит машине, то это одно. А если человек ставит машину на служение во благо, то это совсем другое. Холодный механизм – это лишь средство для достижения цели.

Мысли Генри Форда

В книге Моя жизнь мои достижения Генри Форд можно почерпнуть много полезного. Как пишет автор, для него машины, которые носят его имя – это не просто автомобили. Если его отношение к своему продукту было нейтральным, то он бы занялся производством чего-то другого. Отметим, что многие предприниматели в процессе создания бизнеса ставят для себя следующую основную цель – получения прибыли. Но автор книги признаётся, что его основной целью всегда было создание источника радости для людей во всём мире. В книге Моя жизнь мои достижения Генри Форд отмечает, что его бизнес – это нечто большее, чем просто компания по производству автомобилей. Автор уверен, что секрет успеха Общества Автомобилей Форда заключается в служении людям. И только опираясь на это мнение, создатель гиганта автомобильной индустрии смог добиться такого успеха.

Если бы Генри Форд преследовал только цель получения прибыли, то вряд ли бы он смог изменить представление о машинах. Созданный бизнес обеспечивает владельца огромным количеством денег, однако он всегда помнит о долге служения людям. Если человек служит и пытается создать не просто конкурентоспособный товар, а механизм или машину, которая будет помогать людям, то у такого руководителя есть все шансы создать огромный бизнес.

Книга Форд моя жизнь мои достижения – это кладезь мудрости и опыта одного из самых величайших предпринимателей прошедшего столетия. По мере того, как вы будете читать эту книгу, обращайте внимание на мысли автора. Его жизненный опыт и мысли заслуживают внимания. Генри Форд пишет, что счастье и благосостояние можно получить только в результате упорной работы и в процессе создания бизнеса всегда будут сложности. Ведь любая работа предполагает усилие и вряд ли можно полагать, что даже если вы придумаете какую-либо идею, которая будет служить людям, у вас всё пойдёт как по маслу. Только упорный труд и преданность своей цели, поставленной на служение людям, помогут достигнуть успеха.

Мы предлагаем Генри Форд моя жизнь мои достижения скачать, чтобы почерпнуть знания и опыт великого руководителя. Как говорит русская пословица – умный учится на своих ошибках, а остальные предпочитают спотыкаться на своих. Если вы относите себя к первой категории, то рекомендуем прочитать это замечательное литературное творение. Советуем Генри Форд моя жизнь мои достижения скачать и впитать в себя опыт великого человека, чтобы ваш бизнес строился быстрее.

Страна наша только что начала развиваться; что бы ни толковали о наших поразительных успехах – мы едва-едва взбороздили верхний покров. Невзирая на это, успехи наши были в достаточной мере изумительны. Но если сравнить сделанное с тем, что осталось еще сделать, все наши успехи обращаются в ничто. Стоит только вспомнить, что для запашки земли расходуется больше силы, чем во всех промышленных предприятиях страны, вместе взятых, – и – сразу получается представление о лежащих перед нами возможностях. И именно теперь, когда столько государств переживают процесс брожения, теперь, при царящем всюду беспокойстве, наступил, по-видимому, момент, когда уместно напомнить кое-что из области предстоящих задач, в свете задач уже разрешенных.

Когда кто-либо заводит разговор об усиливающейся мощи машины и промышленности, перед нами легко возникает образ холодного, металлического мира, в котором деревья, цветы, птицы, луга вытеснены грандиозными заводами мира, состоящего из железных машин и машин-людей. Такого представления я не разделяю. Более того, я полагаю, что, если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.

По-моему, мы слишком много сделали для того, чтобы спугнуть радость жизни мыслью о противоположности понятий «существование» и «добывание средств к существованию». Мы расточаем столько времени и энергии, что нам мало остается на жизненные утехи. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они только средство для некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили. Если бы они были только таковыми, я бы предпринял что-нибудь другое. Для меня они – наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собой нечто большее, чем деловую теорию, а именно: теорию, цель которой – создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества Автомобилей Форда важен в том отношении, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой могу я судить существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.

Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной: она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности.

Я ничего не имею против всеобщей тенденции к осмеянию новых идей. Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации. Нет такой идеи, которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха потому, что она новая; но, если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.

Мне прежде всего хочется доказать, что применяемые нами идеи могут быть проведены всюду, что они касаются не только области автомобилей или тракторов, но как бы входят в состав некоего общего кодекса. Я твердо убежден, что этот кодекс вполне естественный, и мне хотелось бы доказать это с такой непреложностью, которая привела бы в результате к признанию наших идей не в качестве новых, а в качестве естественного кодекса.

Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Я не собираюсь предлагать ничего, что выходило бы за пределы безусловного признания этого естественного принципа. Я исхожу из предположения, что мы должны работать. Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя, в сущности, результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный, здравый человеческий смысл.

Одно из первых правил осторожности учит нас быть настороже и не смешивать реакционных действий с разумными мерами. Мы только что пережили период фейерверочный во всех отношениях и были завалены программами и планами идеалистического прогресса. Но от этого мы дальше не ушли. Все вместе походило на митинг, но не на поступательное движение. Пришлось услышать массу прекрасных вещей; но, придя домой, мы открыли, что огонь в очаге погас. Реакционеры обычно пользуются подавленностью, наступающей вслед за такими периодами, и начинают ссылаться на «доброе старое время» – большей частью заполненное злейшими старинными злоупотреблениями – и так как у них нет ни дальновидности, ни фантазии, то при случае они сходят за «людей практических». Их возвращение к власти нередко приветствуется как возврат к здравому смыслу.

Основные функции – земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна общественная жизнь. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и общественная жизнь.

Работы сколько угодно. Дела – это ни что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в главных городах штатов того, что они сделать не в силах, значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии. Мы слишком долго полагались на Вашингтон и у нас слишком много законодателей – хотя все же им не столь привольно у нас, как в других странах – но они приписывают законам силу, им не присущую.

Если внушить стране, например нашей, что Вашингтон является небесами, где поверх облаков восседают на тронах всемогущество и всеведение, то страна начинает подпадать зависимости, не обещающей ничего хорошего в будущем. Помощь придет не из Вашингтона, а от нас самих; более того, мы сами, может быть, в состоянии помочь Вашингтону, как некоему центру, где сосредоточиваются плоды наших трудов для дальнейшего их распределения на общую пользу. Мы можем помочь правительству, а не правительство нам.

Девиз «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений. Объявление независимости не есть коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов – не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство – только слуга его, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но, начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе (и как и посейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом болтается много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый.


Книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» выдержала более сотни изданий больше чем в половине стран земного шара. По сути это автобиография известного на весь мир человека, организовавшего поточно-конвейерное автомобильное производство, написанная ярким и образным языком с большой энергией и вдохновением.

В книге представлен не только уникальный материал, интересный с исторической точки зрения, но и актуальный для практики и социологов, конструкторов и инженеров, экономистов и руководителей даже сегодня, почти век спустя, т.к. является классическим произведением по научной организации трудовой деятельности. Но, конечно же, работа «Моя жизнь, мои достижения» будет интересна и широкому кругу читателей, как мотивирующая, вдохновляющая и бесконечно познавательная книга.

О Генри Форде

Генри Форд – знаменитый американский промышленник и изобретатель, организатор и владелец автомобильных заводов, автор более 160 патентов. Также этот человек известен тем, что стал первым, кто поставил производство автомобилей на поток промышленного конвейера. Конвейер использовался в производстве и раньше, однако именно Форд стал применять его для производства авто. Итогом деятельности Форда стала продажа миллионов автомобилей «Ford», а сам промышленник стал главой очень преуспевающей корпорации «Ford Motor Company », существующей и сегодня (почитать о Генри Форде и других выдающихся лидерах вы можете ).

Краткое содержание книги «Моя жизнь, мои достижения»

Книга состоит из предисловия, введения, семнадцати глав и послесловия. Руководствуясь тем, что в книге очень много интересных идей, да и глав, собственно говоря, немало, мы решили осветить наиболее интересные, на наш взгляд, мысли Генри Форда по отдельным темам.

По поводу перемен

Не следует опасаться будущего или преклоняться перед прошлым. В противном случае человек сам сужает область своих возможностей. являются поводом к новому началу и более разумным действиям. Позорно не потерпеть неудачу, а бояться её потерпеть. Прошлое же может быть полезным, лишь указывая на новые пути развития.

Сводится не к борьбе. Если же и нужно бороться, то только с собственной инерцией и . В том случае, если мы хотим расти, мы должны просыпаться и бодрствовать. Жизнь является путешествием, а тот, кто отдыхает, не стоит на месте, а катится по наклонной. На самом деле всё всегда находится в состоянии движения.

По поводу прибыли

Работа должна быть, в первую очередь, на общее благо, но и о прибыли забывать не стоит. Хорошее предприятия должно приносить и прибыль и пользу. Однако прибыль должна быть результатом, а не целью.

Если во главе угла деньги, работа тормозится, а . Зацикленность на деньгах порождает страх неудачи, который исключает правильный деловой подход, заставляет опасаться конкурентов и всего того, что может повлиять на ведение дел.

Единственным источником прибыли для организации является производство, но это не говорит о том, что бизнесмен не должен разбираться в финансовых вопросах. Просто понимать в финансах лучше поменьше, чтобы не появилось желания заняться денежными операциями вместо того, чтобы быть настоящим производителем. Важно понять, что нет ничего плохого ни в кредитах, ни в банкирах. Плохое есть в попытках заменить работу кредитом.

Кредиты не дают увидеть реальную сторону финансовых дел, а также способствуют развитию лени. Многие предприниматели очень ленивы, чтобы раскопать причину убытков, или очень горды, чтобы принять тот факт, что в чём-то их постигла неудача.

Производство не следует понимать как дешёвую покупку и дорогую продажу. Производство – это покупка сырья по адекватной цене и его превращение в продукт высшего качества. Если бизнесмен занимается спекулятивной деятельностью, участвует в гонке за деньгами и играет нечестно, он тормозит производство.

По поводу цен

Даже если дела у компании идут не очень хорошо, всегда можно найти потребителя – нужно только, чтобы цены были достаточно низкими. Завышенные цены являются признаком нездорового бизнеса и ненормальной экономики. Если , то у него будет нормальная температура; если рынок здоров, у него будут нормальные цены.

Устаревшие взгляды говорят о том, что цены нужно поднимать до тех пор, пока потребитель может платить. Но новое видение бизнеса предполагает обратное. Если в бизнес внедряются юристы или банкиры со старыми взглядами, ничего хорошего не выйдет.

Благодаря снижению цен можно добиться увеличения оборота и даже расширения бизнеса. Однажды прибыль от производства автомобилей «Ford» была настолько высокой, что было принято решение вернуть каждому покупателю по 50 долларов.

Жизненной целью Генри Форда было добиться того, чтобы автомобили смогло приобрести как можно больше людей, а максимальное количество рабочих получили стабильную хорошо оплачиваемую работу. И Генри Форд был уверен, что если бы он не настаивал на умеренных доходах для себя и компаньонов, он потерпел бы полный крах.

По поводу менеджмента

В тех случаях, когда большое количество людей работают сообща, самое большое зло, с которым они вынуждены бороться – это чрезмерный менеджмент. Самым опасным зверем является гениальный менеджер, обожающий составлять схемы с функциями, должностями, именами.

Предприятие не является машиной. Оно является сообществом, призванным работать, а не обмениваться информацией. И о том, что происходит в одном цехе, совсем необязательно знать другому цеху. Если человек серьёзно занят своей работой, он не будет интересоваться чужой.

Задача менеджера – следить, чтобы все звенья . Но чтобы работа была эффективной, любить друг друга совсем не обязательно. А излишнее товарищество может стать причиной неудачи, когда один покрывает другого, и вредно это для обоих.

Компания Генри Форда никогда не отличалась сложным административным аппаратом, а своей известности достигала благодаря продукции, а не гигантским сооружениям, в которых эта продукция изготавливалась.

По поводу заработной платы

Обычно руководитель или владелец предприятия не называет своих работников партнёрами, но именно ими они и являются. Каждый предприниматель, не справляющийся с задачей своими силами, привлекает к деятельности партнёров. Отчего же производитель, который не справляется с производством своими руками, не называет тех, кого он призвал на помощь к себе на предприятие, партнёрами? Абсолютно любой бизнес, требующий того, чтобы им руководило больше одного человека, подразумевает партнёрство. И в тот момент, когда предприниматель привлекает для подмоги человека, даже если это посыльный, он уже привлекает партнёра.

Работодатель, считающий себя честолюбивым человеком, должен платить своим работникам более высокие зарплаты, нежели платят своим его конкуренты. Работники же должны помочь работодателю реализовать эти честолюбивые намерения.

Множество конкурентов компании Генри Форда были уверены, что зарплаты в ней высокие по причине хороших дел или потребности в рекламе. Они осуждали руководство «Ford Motor Company» за то, что они ушли от традиции платить работникам столько, сколько они готовы брать.

Но так нищета не может быть побеждена, и реформа в этой области Фордом была произведена по той причине, что нужно было укрепить фундамент компании. Генри Форд говорил, что они занимались не просто раздачей денег, а думали о будущем, ведь компания, которая платит своим работникам мало, никогда не будет устойчивой. А мир, в котором у каждого есть всё, что ему нужно – это самый лучший мир.

В заключение

Естественно, Генри Форд в своей книге «Моя жизнь, мои достижения» рассуждает и на другие интересные темы: с чего начинается любое дело и производство, чему можно научиться у этих процессов, какая взаимосвязь между людьми и машинами, деньгами и товаром, почему важно делать хорошие дела и как можно недорого производить товары, какой смысл в бедности и что хорошего в благотворительности и др.

Генри Форд был человеком-феноменом, сумевшим произвести революцию не только в автомобильной промышленности, но и в сознании людей. К его идеям прислушивались миллионы ещё при его жизни и продолжают прислушиваться сейчас. И, говоря откровенно, прочесть «Моя жизнь, мои достижения» рекомендуется каждому, кто интересуется и достижения успеха, и, конечно же, бизнеса и экономики.

Страна наша только что начала развиваться; что бы ни толковали о наших поразительных успехах – мы едва-едва взбороздили верхний покров. Невзирая на это, успехи наши были в достаточной мере изумительны. Но если сравнить сделанное с тем, что осталось еще сделать, все наши успехи обращаются в ничто. Стоит только вспомнить, что для запашки земли расходуется больше силы, чем во всех промышленных предприятиях страны, вместе взятых, – и – сразу получается представление о лежащих перед нами возможностях. И именно теперь, когда столько государств переживают процесс брожения, теперь, при царящем всюду беспокойстве, наступил, по-видимому, момент, когда уместно напомнить кое-что из области предстоящих задач, в свете задач уже разрешенных.

Когда кто-либо заводит разговор об усиливающейся мощи машины и промышленности, перед нами легко возникает образ холодного, металлического мира, в котором деревья, цветы, птицы, луга вытеснены грандиозными заводами мира, состоящего из железных машин и машин-людей. Такого представления я не разделяю. Более того, я полагаю, что, если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.

По-моему, мы слишком много сделали для того, чтобы спугнуть радость жизни мыслью о противоположности понятий «существование» и «добывание средств к существованию». Мы расточаем столько времени и энергии, что нам мало остается на жизненные утехи. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они только средство для некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили. Если бы они были только таковыми, я бы предпринял что-нибудь другое. Для меня они – наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собой нечто большее, чем деловую теорию, а именно: теорию, цель которой – создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества Автомобилей Форда важен в том отношении, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой могу я судить существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.

Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной: она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности.

Я ничего не имею против всеобщей тенденции к осмеянию новых идей. Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации. Нет такой идеи, которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха потому, что она новая; но, если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.

Мне прежде всего хочется доказать, что применяемые нами идеи могут быть проведены всюду, что они касаются не только области автомобилей или тракторов, но как бы входят в состав некоего общего кодекса. Я твердо убежден, что этот кодекс вполне естественный, и мне хотелось бы доказать это с такой непреложностью, которая привела бы в результате к признанию наших идей не в качестве новых, а в качестве естественного кодекса.

Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Я не собираюсь предлагать ничего, что выходило бы за пределы безусловного признания этого естественного принципа. Я исхожу из предположения, что мы должны работать. Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя, в сущности, результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный, здравый человеческий смысл.

Одно из первых правил осторожности учит нас быть настороже и не смешивать реакционных действий с разумными мерами. Мы только что пережили период фейерверочный во всех отношениях и были завалены программами и планами идеалистического прогресса. Но от этого мы дальше не ушли. Все вместе походило на митинг, но не на поступательное движение. Пришлось услышать массу прекрасных вещей; но, придя домой, мы открыли, что огонь в очаге погас. Реакционеры обычно пользуются подавленностью, наступающей вслед за такими периодами, и начинают ссылаться на «доброе старое время» – большей частью заполненное злейшими старинными злоупотреблениями – и так как у них нет ни дальновидности, ни фантазии, то при случае они сходят за «людей практических». Их возвращение к власти нередко приветствуется как возврат к здравому смыслу.

Основные функции – земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна общественная жизнь. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и общественная жизнь.

Работы сколько угодно. Дела – это ни что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в главных городах штатов того, что они сделать не в силах, значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии. Мы слишком долго полагались на Вашингтон и у нас слишком много законодателей – хотя все же им не столь привольно у нас, как в других странах – но они приписывают законам силу, им не присущую.

Если внушить стране, например нашей, что Вашингтон является небесами, где поверх облаков восседают на тронах всемогущество и всеведение, то страна начинает подпадать зависимости, не обещающей ничего хорошего в будущем. Помощь придет не из Вашингтона, а от нас самих; более того, мы сами, может быть, в состоянии помочь Вашингтону, как некоему центру, где сосредоточиваются плоды наших трудов для дальнейшего их распределения на общую пользу. Мы можем помочь правительству, а не правительство нам.

Девиз «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений. Объявление независимости не есть коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов – не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство – только слуга его, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но, начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе (и как и посейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом болтается много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый.