Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций. Первое свидание Райли (2015) смотреть онлайн

Даша Татаркова

На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.

Героиня «Головоломки» Райли - не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело - Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.

События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.

Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать - это нормально

Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа - Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки - Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.

Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы - Печаль, а у отца - Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться - улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле - что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.

Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить - это нормально.





Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.

Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.

События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса - принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.

Время от времени, на экранах кинотеатров появляются фильмы, которые оставляют у зрителей неизгладимое впечатление и потом долго не выходят из памяти. Новый мультфильм студии Pixar - «Головоломка» - один из таких.

Сюжет «Головоломки» сфокусирован на юной девочке Райли, чья жизнь кардинально меняется после переезда её семьи из Минессоты в Сан-Франциско. Зрителей фильма переносят в голову к Райли, и показывают какие эмоции руководят ею по мере действия происходящего: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость.

В этом посте я собрала наиболее интересные факты о мультфильме.

  1. Режиссер Пит Доктер (Pete Docter) и продюсер Джонас Ривера (Jonas Rivera) до этого работали над другим фильмом студии - «Вверх» (Up) и прекрасно знают, на какие кнопки следует нажать, чтобы заставить зрителя расчувствоваться.
  2. Сюжет фильма основан на идее режиссера Пита Доктера.Ему было интересно понять, почему люди хихикают без причины или напевают себе под нос приевшуюся мелодию.
  3. Радость - основную эмоцию Райли - в оригинале озвучивает Эми Полер (Amy Poehler), американская комедиантка, сценарист и актриса. В русском дубляже Радость озвучивала певица Натали.
  4. В оригинале комик Билл Хейдер (Orville Adam “Bill” Hader) озвучивал Страх, Гнев озвучивал стендап-комик Льюис Блек (Lewis Black), Печаль — актриса Филлис Смит (Phyllis Smith), а Брезгливость - комедиантка и актриса Минди Кейлинг (Mindy Kaling). Филис Смит и Минди Кейлинг знакомы многим зрителям по знаменитому американскому сериалу «Офис». В русской версии свои голоса озвучке подарили Владимир Епифанцев, Дмитрий Нагиев, Олеся Железняк и Ксения Собчак.
  5. Рашида Джонс (Rashida Jones) из сериала «Парки и Зоны Отдыха» появляется в маленьком камео. Она озвучивает эмоции крутой девочки из класса Райли.
  6. Кайл МакЛоклен (Kyle MacLachlan), известный ролью Агента Купера из «Твин Пикс» озвучивал папу Райли в оригинале.
  7. Когда Минди Кейлинг показали сценарий, она прослезилась. Она прокомментировала: «Мне кажется, очень здорово, что вы решили сделать фильм о том, что взросление — это сложно, и нет ничего плохого в том, чтобы погрустить об этом».
  8. Чтобы сделать структуру эмоций маленькой девочки более правдоподобной, Pixar консультировались с нейробиологами, детскими психологами и психиатрами. Студия не раз меняла элементы фильма и даже отказалась от одного из задуманных персонажей.

  9. Изначально задумывалось 27 эмоций в голове Райли: Логика, Разум, Гордость, Любовь, Надежда, Schadenfreude («шаденфройде» - немецкое слово, обозначает радость, когда другим больно, разновидность злорадства). Отдельно стоит выделить удивление. По задумке, он (Удивление) должен был вскрикивать от неожиданности, когда кто-то открывал рот, но создатели фильма отказались от него.
  10. Радость хотели изначально назвать «Оптимизм», но потом режиссер Пит Доктер обнаружил, что оптимизм - не эмоция.
  11. В первоначальной версии сценария, вернуться в Штаб-квартиру предстояло Радости и Страху.
  12. Опыт и эмоции юной Райли основаны на дочери режиссёра фильма, Элли. Она уже имеет опыт в озвучке. Элли она подарила свой голос маленькой тёзке из мультфильма «Вверх» (2009). Пит Доктер стал замечать, что раньше она была активной и веселой, но по мере взросления стала тихой и закрытой.
  13. Саундтрек к фильму написал Майкл Джаккино (Michael Giacchino). Это уже пятая совместная работа Майкла с Pixar — до этого он успел поработать над «Вверх», «Тачки 2» (Cars 2), «Рататуй» (Ratatouille) и «Суперсемейкой» (The Incredibles).
  14. Фильм анонсировали в 2011 году под названием The Untitled Pixar Movie That Takes You Inside The Mind.
  15. В тизере к «Головоломкам» были кусочки из всех мультфильмов студии Pixar, кроме «Тачек 2» и «Игрушечной Истории 2».
  16. Перед каждым мультиком от Pixar на широком экране идет короткометражка. На этот раз короткометражка от создателей «Игрушечной Истории» и «Храброй Сердцем» рассказывает о любви двух вулканов, Уку и Леле. Необычно.
  17. В американской версии трейлера к фильму эмоции в голове папы Райли смотрят хоккей. В английской версии трейлера они смотрят футбол.
  18. Дизайн эмоций основан на определенной форме. Радость основана на звезде, Печаль - на слезе, Страх похож на нерв, Гнев - на кирпич, а Брезгливость основана на брокколи.
  19. Френк Оз (Frank Oz) и Дейв Гольц (Dave Goelz) озвучивали охранников Френка и Дейва в подсознании Райли. Сами Френк и Дейв — ветераны кукольного шоу «Маппеты» (Тhe Muppets).
  20. В фильме каток, где Райли занимается хоккеем, находится на месте музея Walt Disney Family в Сан-Франциско.

  21. В сферах с воспоминаниями Райли можно заметить сцены из «Вверх», в частности, сцены из совместной жизни Карла и Элли.
  22. По словам режиссера Пита Доктера, самой сложной частью работы над «Головоломкой» было создание нового и оригинального мира.
  23. В одной из сфер с воспоминаниями можно увидеть, как маленькая Райли катается на детской горке. Такая же горка была в мультфильме «Игрушечная История 3» (Toy Story 3) в детском садике «Солнышко».
  24. Работа над «Головоломкой» длилась 5 лет.
  25. Во время переезда семьи в Сан-Франциско, на электронных проводах можно заметить очаровательных птичек из популярной короткометражки студии Pixar «О птичках» (For the birds)
  26. В ранних версиях сценария Райли попадала в собственную голову и знакомилась с эмоциями.
  27. Фамилия Райли - Андерсон - позаимствована у одной из служащих студии Pixar, Дарлы Андерсон, и персонажа «Игрушечной Истории 3», Бонни Андерсон.
  28. Отец Райли работает в компании под странным названием «Brang». Сценаристы в Pixar подумали, что так бы мог называться очередной стартап в Сан-Франциско.
  29. В Стране Воображения можно заметить синюю коробку с рыбкой-клоуном и надписью «Найди меня». Очевидная отсылка к Немо из «В поисках Немо».
  30. На создание персонажей пяти эмоций вдохновили семь гномов из сказки про Белоснежку.
  31. В фильме есть сцена, где семья сидит за столом, папа Райли думает о хоккее и внезапно жена спрашивает: «Не так ли, дорогой?» чтобы привлечь его внимание. По словам режиссера, подобная сцена часто происходит в его жизни.
  32. В сценах в Минессоте, Райли почти всегда находится между отцом и матерью. В сценах в Сан-Франциско это происходит гораздо реже. Такой контраст показывает, что у семьи сложный период в жизни.
  33. В воображении Райли Минессота всегда яркая и красочная, а Сан-Франциско тусклый и блёклый.
  34. Сложнее всего было анимировать большие и экспрессивные глаза Радости.
  35. «Головоломка» - пятнадцатый фильм студии Pixar и потенциальный пятнадцатый блокбастер студии.
  36. Басист известной рок-группы Red Hot Chili Peppers, Фли (Flea) озвучивал копа Майка в подсознании Райли.
  37. По словам режиссера Пита Доктера, персонаж Печали пришел ему на ум, когда он отправился на прогулку и его мысли потекли в темную сторону. Ему казалось, что его могут уволить и он думал о том, как будет скучать по своим друзьям и коллегам. Тогда он понял, какую роль должна играть Печаль в фильме и что Радость должна понять, что порой поддаваться печали — не так плохо.
  38. Пит Доктер озвучивал Гнев в голове отца Райли.
  39. Филис Смит пригласили озвучивать Печаль, после того как продюсер Джонас Ривера увидел её игру в фильме с Кемерон Диас (Cameron Diaz), «Плохая Училка» (Bad Teacher).
  40. Блю-рей издание «Головоломки» будет включать в себя короткометражку под названием «Первое Свидание Райли».
  41. Пытаясь передать движения эмоции в пространстве, аниматоры Pixar изобразили их как двигающиеся частицы энергии. Когда эмоции перемещаются, можно заметить маленькие отлетающие частички.
  42. Когда режиссера Пита Доктера спросили почему воображаемый друг Райли, Бинго-Бонго сделан из сладкой ваты, он ответил: «Потому что мне нравится сладкая вата».
  43. Поначалу у Брезгливости было фиолетовое платье и длинные волосы. На ранних стадиях она даже задумывалась как мужской персонаж.
  44. По мотивам фильма есть игра под названием «Головоломка: Шарики за ролики», доступная на русском языке в

Ей 11 лет, и она ни от кого не желает слышать, что это самый прекрасный возраст в жизни. Почему Райли, героиня «Головоломки», отказывается от радостей детства, чтобы погрузиться в горести подросткового возраста? Что происходит у нее в голове? Как рождаются и развиваются ее эмоции? Как устроена память и какую роль играют в нашей психике воспоминания? Именно об этом рассказывает новый фильм студии Disney/Pixar. «За отправную точку я взял момент утраты детской беззаботности: по-моему, это настоящая трагедия. Взрослея, мы теряем нечто очень важное. Мы все это чувствуем: взрослые - потому что способны испытывать эмпатию к себе-ребенку, а подростки - потому что проживают эту утрату. Когда я увидел, как Элли, моя веселая и общительная дочка, замыкается в себе, я задумался, что с ней происходит, что творится у нее внутри. Этот фильм родился из моих вопросов, из моих попыток найти ответы, из моего желания сохранить с ней контакт и видеть ее счастливой», - рассказывает режиссер Пит Доктер (Pete Docter), который работал над этим проектом в течение 5 лет.

На основе своего прочтения классических текстов Фрейда, Юнга, новейших исследований в области неврологии и психологии, а также консультаций со специалистом по эмоциям Полом Экманом (Paul Ekman) Пит Доктер и его съемочная группа создали собственную карту вселенной мозга. «Я хотел исследовать сущностную, а не физиологическую сторону его функционирования», - объясняет режиссер.

Все дисциплины - нейронаука, психоанализ, когнитивная и поведенческая психология - работают на то, чтобы создать целостное видение нашего психического пространства. Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - пять эмоций, которые управляют жизнью Райли, - воплотились в занятных персонажей с такими же именами, которые гуляют по полному опасностей миру, окрашенному в фиолетовые тона. Кружные дороги приводят их к тайным уголкам: зона абстрактного мышления превращает вас в плоский изломанный рисунок кисти художника-кубиста; в киностудии «Мир снов» на стенах висят афиши фильма «Я умею летать», а радужный единорог читает газету. Забвение - это пропасть, долгосрочная память - игра Candy Crush в кислотных цветах, Воображаемый Друг - розовый слон с хвостом как у енота. Бессознательное показывает свои фантастические картины в виде неясных теней. Поездка на поезде (материализация метафоры «ход мыслей») напоминает «Путешествие Чихиро» Миядзаки и сюрреалистические миры Дали, а проплывающие мимо пейзажи - картины Танги.

Наверное, именно это творческое и научное безумие художника-постановщика Ральфа Эгглстона (Ralph Eggleston) - причина тому, что зритель с таким увлечением погружается в это приключение, по сравнению с которым реальность кажется пресной. Пит Доктер тоже, конечно, приложил руку к этому поразительному пространству. Вся его фильмография отражает тяготение к параллельным мирам - будь то мир игрушек в «Истории игрушек», неба в фильме «Вверх», кошмаров в «Корпорации монстров». Его настоящая жизнь - то, что происходит где-то еще. В данном случае - внутри нас.

1. Пять эмоций, которые управляют нами

Почему выбрано всего пять эмоций, тогда как исследователь Пол Экман перечисляет шесть основных эмоций? Для большей связности, ради сюжета повествования, чтобы не «потерять» зрителя, а главное, чтобы не слишком отдаляться от научной реальности, уверяет Пит Доктер. Во внутреннем мире Райли не хватает удивления: «Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам». Так что девочкой движут пять эмоций, которые определяют ее настроение, поведение и отношения с людьми.

2. Когда за пульт управления встает гнев

«Мы хотели показать то, что эмоции делают для нас, какова их роль, - утверждает Рональдо Дель Кармен (Ronnie Del Carmen), режиссер-мультипликатор. - Но есть разница между эмоцией как таковой и тем, что вы с ней делаете, когда испытываете ее. Вы можете кипеть от скрытого гнева. Поэтому нам надо было ясно отличить эмоцию от ее внешнего проявления». Необходимо было подчеркнуть взрывной характер Гнева. Аниматоры представили его в виде красного прямоугольника, который символизирует плотность, жар и силу этой эмоции. Над его головой - языки пламени, потому что он готов сжечь все на своем пути, заставить потерять контроль над собой, и также сжечь вас изнутри, когда вы его подавляете.

3. Шар воспоминаний

Перед Центром управления мозгом за пульт управления встала Радость (а рядом с ней ее партнеры, Страх, Печаль, Брезгливость и Гнев). Она показывает счастливое воспоминание о том, как Райли каталась на коньках, держа родителей за руки. Но ностальгия приближается, и девочке угрожает Печаль: она только что уехала из родного Среднего Запада и переселилась в Сан-Франциско. Серые городские стены ее подавляют.

4. Перед островами личности

Пять персонажей эмоций наблюдают за островками, которые составляют структуру личности Райли: Дружба, Семья, Честность, Хоккей (синоним уверенности в себе, потому что девочка им увлекается и коллекционирует призы) и Озорство. Но равновесие Райли под угрозой: в начале фильма острова сияют огнями, но постепенно покрываются трещинами и вот-вот разрушатся совсем.

5. На краю бездны Бессознательного

Радость и Печаль заблудились в закоулках мозга Райли. Им придется искать дорогу, проходя через долгосрочную память, где находится хранилище воспоминаний. Каждое воспоминание - это шарик, окрашенный эмоцией, которая с ним связана (желтый - Радость, голубой - Печаль, зеленый - Брезгливость...). В подземелье под ногами Радости и Печали скрывается Бессознательное, наш внутренний поэтический театр, блестяще показанный Ральфом Эглстоном. Вдохновением для него послужили английский художник Дэвид Хокни (David Hockney) с его многоцветными декорациями к опере Пуччини «Турандот» и фильм «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы (1982), где виртуозное использование декораций, света и визуальных эффектов преображает действительность.

Главными персонажами в мультфильме "Головоломка" будут эмоции девочки Райли (нам покажут и эмоции других людей, но эмоции Райли будут самыми важными). Этот мультфильм в целом будет посвящен роли эмоций в нашей жизни, тому насколько они важны и как ими можно управлять.


Радость
Главная цель Радости - чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему...), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.


Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.


Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.


Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и "социальных". Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт - будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.


Печаль
Никто из других эмоций так до конца и не понимает какую роль играет Печаль и зачем она нужна. Печаль хотела бы тоже помогать остальным делать Райли счастливой, но ей очень сложно думать позитивно. Иногда ей больше нравится просто лечь на пол и как следует поплакать.


Все дети растут, взрослеют, вот только родители ни как не хотят замечать, что их любимые чада уже не такие маленькие детки, и у них есть свои интересы и желания. Так и у героини мультфильма «Первое свидание Райли», девочки, с которой мы уже встречались в картине «Головоломка», наступил период взросления, когда ее перестали интересовать игрушки, а появилось новое увлечение – игра на гитаре. А сегодня она предупредила, что пойдет на каток, без родителей, и что за ней зайдут приятели. Ну уж ни как не ожидали взрослые увидеть на пороге дома не милых подружек дочери, с которыми она будет кататься, а взбалмошного кучерявого мальчишку в кепке по имени Джордан.

Тут у отца семейства, спокойного Билли, все эмоции встрепенулись, обострились. Что же творилось в голове у папы, как вели себя все мысли! Он стал выяснять о мальчишке все, его желания, его хобби. Родители были совсем не готовы к взрослению своей любимой доченьки, а мысль что у Райли может появиться ухажер, вообще подвергала их в шок. Так чем же закончится прогулка их девочки с неизвестным парнем? Правда опасения родителей были совершенно напрасны, ведь настоящее первое свидание Райли им еще предстоит пережить!
Жанр: Мультфильмы , Фильмы 2015

Смотреть Первое свидание Райли (2015) онлайн в хорошем качестве бесплатно.