Н а некрасов историческая поэма дедушка. Конспект урока Историческая поэма "Дедушка" Н

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие – риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Урок литературы(внеклассное чтение) в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве

Н. А. Некрасова

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.Формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

Ход урока.

    Организация класса

    Целепологание.Определение темы урока. Постановка задач.

О творчестве какого писателя мы говорили на предыдущих уроках?

Каким вы запомните Некрасова? (интересные факты из биографии и жизни).

- Какова главная тема творчества Некрасова? (судьба труженика, судьба русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда) .Игра «Литературное лото» (соотнесите четверостишия с репродукциями картин).

Исходя из домашнего задания определите тему сегодняшнего урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» поэма

- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах ), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике):

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

Каков сюжет поэмы?

О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а)

Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

Что говорится о дедушке в начале поэмы?

(в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест (исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена (наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

Кто такие декабристы?

( Декабристы - люди, участвовавшие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.) Фрагмент фильма.с 3:51 по 6.11

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I . Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

Зачем нам нужно знать о декабристах, о декабрьскои восстании в произведении? (эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? (отчасти является прототипом героя поэмы) (слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская (Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. - 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)

Главы 9-1 1.

Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.)

О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

( Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью)

Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» (глава 20)

О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод: На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов.

    С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?

    Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание.

Литературное лото

Костромская основа произведения

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: "Дедушка" (написана в 1870 г.), а также "Русские женщины", которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена "Княгиня Трубецкая", а в 1872-м - "Княгиня Волконская".

Прообраз дедушки

Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.

Кому посвящена поэма "Дедушка" Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни - 1788-1865) - князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.

Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери. К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда. Таким образом, поэма "Дедушка" (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).

История создания поэмы "Дедушка"

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля - князя М. С. Волконского (годы жизни - 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга "Сибирь и каторга" С. В. Максимова, опубликованная в журнале "Отечественные записки" (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги - "Государственные преступники". Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Влияние цензуры на произведение

План поэмы "Дедушка" (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма "Дедушка") Некрасов.

Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются СЕМЕЙСКИМИ.

Семейские - очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.

В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии, Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев, поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек – его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова “Дедушка

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье

Мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: “Вырастешь – узнаешь”. Поэма Некрасова “Дедушка” продолжается следующим образом.

Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша

Не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма “Дедушка” (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил).

А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче. анализ поэмы дедушка некрасов Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг.

Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных. Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: “Вырастешь – узнаешь”. У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, – о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова “Дедушка”.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение...
  2. Николай Алексеевич Некрасов – новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными...
  3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение,...
  4. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...