Нейла фьоре лёгкий способ перестать откладывать дела на потом.

08.08.2017

Книга Легкий способ перестать откладывать дела на потом в кратком изложении. Саммари. Обзор книги

Книга легкий способ перестать откладывать дела на потом — предлагает алгоритмы, которые помогут избавиться от вредной привычки, и учит завершать дело вовремя и грамотно выстраивать свою жизнь.

Нейл Фьоре — Об авторе

— психолог, тренер и автор шести книг, бывший президент калифорнийского отделения Американского общества клинического гипноза, основатель Национальной ассоциации преодолевших рак. Занимается исследованиями в области психологии здоровья, изучает темы управления стрессом и достижения успехов в карьере, а также более 35 лет разрабатывает новые методы борьбы с прокрастинацией. Проводит семинары и тренинги, консультирует частных лиц и различные организации по вопросам повышения продуктивности. Автор книг » и Психология эффективности

Легкий способ перестать откладывать дела на потом — Обзор книги

Глава 1. Основные правила, которые помогут вам сделать первые шаги

Мы медлим, потому что нами управляют страхи. В особенности страх ошибиться. А ещё мы хотим, чтобы всё было выполнено безупречно – это проблема всех перфекционистов. Но достичь идеала нереально, и из-за этого многие проекты простаивают недели и даже годы. Мы страдаем от неуверенности, испытываем состояние тревоги. Тревоги начать и завершить действие – отсюда и возникает прокрастинация.

Десять советов, которые действительно помогут избавиться от прокрастинации:

– станьте уверенным;
– поменяйте ход мыслей: депрессивный настрой не способствует успеху. Мыслить нужно позитивно;
– смотрите в лицо своему заклятому врагу – прокрастинации. Знайте её проявления и используйте их себе во благо;
– учитесь отдыхать;
– планируйте свободное и рабочее время;
– делайте так, чтобы волнение играло на вашей стороне;
– ощущайте внутреннюю свободу;
– ставьте цели, которые можно достичь;
– вливайтесь в поток текущих дел;
– умейте делать передышки.

Глава 2. Откуда берется прокрастинация, каковы её признаки и причины

Существует несколько причин появления прокрастинации:

– уверенность в том, что вся жизнь – это непрекращающиеся дела. Человек не может полностью расслабиться и полноценно провести отпуск, он постоянно говорит о том, что должен делать;
– склонность использовать фразы «Я сделаю это через две недели», «Я приступлю к этому позже». Отсюда постоянные опоздания и неумение вести ежедневник, страницы которого абсолютно белые, нет никакого графика и распорядка;
– стремление делать в одно время много дел. То есть неумение разграничить их по важности, лёгкое переключение и как результат – множество висящих «долгостроев»;
– ощущение подавленности, нежелание идти к цели. А самое неприятное – отсутствие удовлетворения после завершения активности;
– болезненное восприятие критики. Откладывание дел из-за мыслей, что «что-то обязательно пойдет не так»;
– заниженная самооценка, из которой вытекает мысль о собственной неполноценности.

Старайтесь поощрять себя даже за небольшую, но качественную работу. Не подвергайтесь сознательно стрессу – и так шаг за шагом прокрастинация начнёт отступать.

Глава 3. Как происходит прокрастинация?

Чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь неделю пожить старыми правилами. Мы знаем, что вы уже готовы и жаждете меняться, но давайте не будем торопить события. Пока просто понаблюдайте за своим поведением. Проведите небольшое исследование: как вы распределяете время, что чувствуете, когда работа вам нравится, какая это работа.

Подумайте, почему другая деятельность вводит вас в состояние тоски. Бывает ли так, что вроде бы и делаете что-то, но на самом деле это всего лишь имитация. Фиксируйте всё. Сколько времени вы выделяете на отдых, можете ли не думать на выходных о загруженности, часто ли общаетесь с друзьями.

Нарисуйте график. Например, отмечайте пики активности и спады за три промежутка – утро, день и вечер. Чем ответственнее подойдёте к выполнению задания, тем отчётливее увидите, когда конкретно прокрастинация берёт над вами верх.
Полезно также будет разделить дела на две группы:
– приоритетные;
– которые можно отсрочить.
Распишите неделю буквально по минутам. Задумайтесь: что можно поменять, чтобы день проходил максимально продуктивно? Возможно, какие-то задачи лучше решать утром? Или наоборот, перенести их на более благоприятное время суток?
Начертите таблицу, в которую будете заносить дела, вызывающие желание отложить их на потом. Указывайте время, когда это происходит, а также причины прокрастинации. Попробуйте обратить внимание и на то, какие отговорки вы используете. В последнюю колонку запишите, что вы ощущаете. Например: «Я чувствую себя виноватым за то, что проявил слабость и вместо того, чтобы дописать отчёт, просмотрел телевизор

Чтобы прокрастинация и беспокойство отступили, от вас не требуется ничего сверхъестественного! Просто научитесь понимать и принимать себя как личность. Мотивируйте себя не в самом конце, когда часы тикают и время уходит. Не навязывайте сами себе ложные страхи. Поймите, что вы победитель, а не заведомо проигравший. Развивайте чувство безопасности. Что бы ни случалось, повторяйте: «Я люблю себя и ценю достаточно, чтобы не сойти с пути». И как только вы измените внутренний диалог, жизнь заиграет новыми красками.

Глава 4. Пять основных отличий прокрастинатора от человека, готового делать всё вовремя

1.Негативная установка и приказной тон по отношению к самому себе

2. Нежелание говорить вместо «Я обязан это сделать» фразу «Когда мне лучше начать?»

3.Нагромождение задач и повторение, что дело очень, чрезвычайно, крайне важное

4. Стремление к идеалу

5. Подавление отдыха, когда человек начинает ненавидеть работу из-за мыслей «Мне придётся опять всё воскресенье пахать как лошадь…», «Я опять не отдохну как следует».

Глава 5. Позволяйте себе расслабиться

Чтобы качественно трудиться, нужно качественно отдыхать. Это охотно подтвердит любой успешный человек. Когда вы перестаёте думать, что ваша жизнь занята только делами, вам гораздо проще относиться к ней. Исчезает ложное ощущение вечной загруженности. Поэтому, принимаясь за сложную задачу, разрешайте себе отвлекаться. Болтать по телефону, гулять, ходить в кафе. Чем полноценнее и разнообразнее будет ваш досуг в перерывах, тем лучше окажется результат дела.

Самым лучшим вашим решением будет каждодневная похвала. Немного сократите длительность упорного труда и чередуйте его с маленькими, но приятными развлечениями. Это может показаться странным, но чем чаще отдых, тем лучше работа. Проверьте на себе, в конце концов, это же здорово – отдыхать сегодня, а не «через неделю»!

Когда ваш мозг получает право развеяться, он готов приступить к выполнению задач с новыми силами. С новой мотивацией и новыми идеями. А ещё попытайтесь отдаться творчеству, и вы заметите, как часто во время досуга в голову начинают приходить гениальные мысли о том, как лучше подойти к работе. Вы можете возвращаться с пробежки, как вдруг вас осенит. Кто знает, пришла ли бы муза, если бы вы в это время корпели дома и делали ненавистную работу. Поэтому избавляйтесь от вины и позвольте себе работать, играя.

Глава 6. Учимся быть активными

Люди могут прокрастинировать, потому что когда-то при выполнении схожих заданий слишком сильно обожглись. Наткнулись на стену непонимания, получили выговор, поссорились с кем-то. И теперь в сознании выросли блоки, которые препятствуют активности и желанию действовать. Но можно ли их разрушить?
Есть три способа сделать это:

1. Посмотрите на дело сверху, оцените его сложность и разбейте на части. Будьте открыты новым знаниям, которые могут помочь вам продвигаться от одного этапа к следующему, возможно, более сложному. Чётко представляйте границы между частями одной задачи. А ещё полезно будет делать дедлайн на старте, а не в финале. Стройте график от конца к началу, указывая, что и в какие сроки должны приготовить. Скорее всего, раньше вы двигались наоборот. Но менять привычки никогда не поздно.

2. Позвольте страху быть вашим союзником. Когда он начинает брать над вами верх, сконцентрируйтесь на составлении плана, определении целей и задач. Не поддавайтесь прокрастинации, которая только усугубляет ваши отрицательные эмоции. Вместо того чтобы представлять, какая огромная куча дел возвышается над вами, заставьте волнение начать работу. Именно оно должно стать отправной точкой ваших действий. Именно оно должно повлиять на ваши цели. Составленные вовремя, они предотвращают панику перед сроком сдачи проекта.

3. Не бойтесь доводить дело до конца. Чтобы завершить начатое, нужно приложить усилия, а не впадать в прокрастинацию и затягивать этот момент. Не стоит зацикливаться на качестве в ущерб финала. Можно как угодно долго шлифовать проект и доводить его до совершенства, но всё-таки от вас требуется сдать его в срок. И далеко не всем руководителям важно, чтобы он был идеален. Почему? Хотя бы по той причине, что у разных людей разные требования и совершенно отличные друг от друга стандарты.


Глава 7. Что такое антирасписание

Антирасписание – это ваш график, выполненный за день. В нём необходимо отметить, когда вы заступили на пост и проявили активность, а также написать итоговое время – когда вы покинули рабочий кабинет. Но самое интересное – в нём обязательно должны быть отмечены все развлечения. С помощью антирасписания вы можете планировать свой отдых на месяц вперёд. Так вы откроете новые перспективы: жизнь перестанет тянуться серой полосой, потому что каждый день будут появляться маленькие праздники. Также вы точно будете знать, в какие часы лучше всего приступить к делам. Прокрастинировать теперь уже просто не захочется, страх будет постепенно уходить.

Что именно вам стоит фиксировать? Те дела, время завершения которых вы знаете абсолютно точно. Например, это может быть время приёма пищи или время, когда вы идёте спать. Не забудьте о досуге – компьютерных играх, чтении, тренировках. Уделите должное внимание друзьям и встречам с близкими. Не спешите записывать важные дела! Сначала взгляните, сколько реального времени вы получаете на работу. Помните: в сутках хоть и 24 часа, но невозможно использовать их все для работы!

Глава 8. Умение работать в потоке и расслабляться

Труд – это в каком-то смысле творчество. Прокрастинаторы забывают об этом, привыкая работать исключительно в стрессовых ситуациях. Научитесь фокусироваться. Думайте о том, что работаете здесь и сейчас. Эти мысли должны заменить ощущения стресса и вины. Выполнять фокусировку нужно в течение двух минут – даже такой короткий промежуток времени поможет вам расслабиться и влиться в поток, а значит, работать эффективнее и не бояться дойти до конца.

Работайте над . Сядьте ровно, сделайте глубокий вдох. Позвольте мышцам расслабиться, сядьте на стуле будто ещё глубже. Закройте глаза, не давайте потяжелевшим векам отнимать ваши силы. Теперь, когда вы полностью расслаблены:
– прекратите думать о прошлом;
– перестаньте возрождать в голове образы будущего;
– ощутите себя здесь и сейчас. Сконцентрируйте внимание на настоящем.

Глава 9. Преодоление препятствий и разрешение передохнуть

Когда прокрастинация так и норовит овладеть вами, позвольте ей временно сделать это. Внимательно наблюдайте за своим поведением. Какие мысли приходят в это время в голову, как укрепляется самообвинение. Вы ощутите себя глубоко подавленным, хотя вам всего-то нужно было сесть и начать работать.

Теперь вы готовы воспринять пути избавления от плохой привычки. Антирасписание и мысли о свободе выбора покажутся настоящими лекарствами. Вы смело можете сказать, что хотите действовать, а если не начнёте прямо сейчас, то сможете нести ответственность за промедление. А теперь вдохните, выдохните, выполните концентрирующее упражнение и вперёд – к счастью, интересу и мотивации.

Обратите также внимание на постановку целей. Сколько их у вас? Много и все они размыты? В корне неверный подход. Цель должна быть одна, во всяком случае, для какого-то небольшого периода времени. Люди, преодолевшие прокрастинацию, научились отодвигать на задний план те цели, которые не могут выполнить сию минуту. Вместо того чтобы распылять внимание, они ставят во главу угла лишь одну, но достижимую цель – и делают всё, чтобы достичь её. Прокрастинаторы же вместо того, чтобы сортировать желания, мучаются чувством вины из-за того, что они не осуществляются. Вина гнетёт и разрушает личность, а вы нужны самому себе цельным и сосредоточенным!

Глава 10. Как взаимодействовать с другими прокрастинаторами

Самым верным решением будет предложить помощь. Но не указывать на ошибки и сам факт того, что человек подвержен откладыванию дел на потом. Не берите на себя роль надсмотрщика. В этом случае вы рискуете натолкнуться на активное сопротивление.

Чтобы направить человека на путь истинный, необходимо научить его чувствовать безопасность. Важно, чтобы прокрастинатор понял, что у него есть выбор, что он не «самое слабое звено», а вполне может раскрыть свой потенциал.

Научитесь хвалить прокрастинаторов. Если человек действительно постарался и всё сделал правильно, дайте знать, что он молодец. Определяйте важные задания и те, которые можно выполнить чуть позже. Люди должны понимать, какие конкретно действия требуют немедленной реализации. Хватаясь за всё подряд, они некачественно выполнят основную задачу, из-за чего вновь столкнутся с чувством вины. А где вина, там и прокрастинация. Не допустите этого!

В конце концов, расскажите о своём опыте. Поведайте историю о том, как лично вам удалось из прокрастинатора превратиться в результативного и счастливого человека. Не ругайтесь и относитесь к этой проблеме с пониманием. Делайте упор на результат – и есть все шансы, что человек изменится в лучшую сторону. Может быть, не так быстро. Но он сделает первые шаги – а это уже начало.

Привет, книголюбы!)

Цена - электронная версия бесплатно.

Размер - 123 страницы формата А4 в ворде.

Мой «герой» на сегодня – Нейл Фьоре и его книга «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».

Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…»

Как обычно – обычные прописные истины, давно забытые или ни разу не испробованные на себе. Однако есть здесь и свои нюансы. Издание не такое завораживающее (как мне показалось), чтобы прочесть его на одном дыхании. Более того, в какой-то момент вы можете поймать себя на мысли: «ладно, дочитаю ПОТОМ ». Конкретно я с таким явлением столкнулась, но, благодаря простейшим советам из книги, я нашла и время, и желание её дочитать.

Не знаете, стоит ли книга вашего внимания. Если вы хотите сами управлять своей жизнью и тратить время на то, что вам дорого и важно – тогда сто̀ит.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

В книге встречается множество историй из жизни обычных людей, которые обращаются за помощью к психологу с тем, чтобы справиться со своей ленью, откладыванием дел на потом, страхом сделать шаг вперед на пути к достижению главной цели в жизни. Это мотивирует. Любую историю вы перекладываете на себя, только мысленно перефразировав её в своем ключе.

Чем же помогает эта книга? Советами, которые доступны всем и каждому. Причем, бесплатно. Бери – не хочу!

Советы типа «Просто сделай это…», «Старайся лучше…» или «Соберись…» основываются на старом диагнозе: «Не будь ты таким лентяем, давно бы уже все сделал». Родственники, наставники и друзья только усугубляют проблему, говоря: «Это и правда сложная задача. Придется хорошенько потрудиться. Нечего валять дурака. Никаких посиделок с друзьями и отдыха, пока все не закончится». То, что они пытаются этим сказать, можно свести к следующему: «Жизнь – штука нудная и сложная. И в ней нет времени на веселье. Работа, конечно, вещь ужасная, но она должна быть сделана». Это старое восприятие работы и жизни сродни замечанию Вуди Аллена: «Жизнь – это постоянная боль, а потом вы умираете».

СПОСОБ «РАЗ». Начните решать, а не быть до̀лжными.

Нейл Фьоре запрещает заставлять себя что-то делать. Он категорически против таких выражений, как «я должен», «я обязан», «мне надо». Он протестует, рвёт и мечет тех, кто строит свою жизнь по принципу принуждения.

Маленькое отступление. Думаю, вы со мной согласитесь, что мы часто заставляем себя что-то сделать, мысленно говоря: «я должна дописать диплом», «я обязана оплатить счета за квартиру», «мне необходимо погулять с собакой, во что бы то ни стало». Так ведь? Нейл Фьоре предлагает переубедить себя на подсознательном уровне в том, что вы не ДОЛЖНЫ, а ХОТИТЕ этого. «Вы хотите дописать последнюю главу», «вам решили прогуляться с собакой», «вы выбираете оплатить счета сейчас, не влезая в долги». ВЫ РЕШАЕТЕ. Вы, а никто другой. Просто, но зато вы получаете власть над своей жизнь. Со временем свыкаетесь с мыслью того, что каждое принятое в жизни решение – ваше. Не государства, мамы или научного руководителя. И это стоит дорогого. Самое трудное – заставить решить начать.

СПОСОБ «ДВА». Представьте крах, а после расслабьтесь.

Автор предлагает заглянуть вперед и представить самое плохое, что может с вами случиться в вашей ситуации . К слову, отличный вариант. Вы пробовали? Например, я писала диплом и очень боялась не успеть в срок сдать готовую работу. И переживала, мялась, отказывала себе в отдыхе, находилась в постоянном напряжении. А, казалось бы, что могло случиться? «Тройка» вместо «отлично»? Недопуск? Исключение? И что? Три – не болезнь. Недопуск – не конец, есть шанс защититься в следующем году. Исключение? Можно восстановиться! И так во всех делах. Почему мы боимся спросить дорогу у прохожего? Максиму, что случится – мы не получим ответ. На этом жизнь не заканчивается. И после того, как вы принимаете ситуацию и находите пути решения «худшего, что может случиться» - совсем не страшно браться за работу . Вы уже знаете, что делать в самой страшной и нелепой ситуации.

СПОСОБ «ТРИ». Графически разрисуйте план дня по часам. Времени – полно!

Нейл Фьоре предлагает на протяжении всего дня записывать каждое свое действие. Во сколько встали, когда ели, когда выходили на перекур. Вы просто сможете наглядно увидеть, сколько времени у вас прошло на просмотр очередной серии «Отчаянных домохозяек» и сколько часов вы потратили на «лежание на диване». Время можно тратить более рационально. Например, смотреть сериал во время готовки.

СПОСОБ «ЧЕТЫРЕ». Говорите с собой. О важном, конечно.

Важно уметь говорить с собой и успокаивать себя, в любой ситуации, при любых обстоятельствах. Нельзя полагать, что разговор с самим собой – чушь.

Не дисциплина, не сила воли или давление со стороны других людей облегчают выполнение череды сложных действий. Это скорее свобода выбора при наличии альтернативы, персональная преданность делу и готовность взять на себя ответственность за последствия своих решений, укрепляющая волю и поднимающая дух.

Разговаривая с собой мысленно (не врите, что так не делаете !) вы ищите пути решения к любой ситуации. Что если я сейчас поверну направо, ведь тогда я увижу, что за углом, а если кафе именно, там, то я пойму как дойти до клиники, которая в двух зданиях от кафе.

СПОСОБ «ПЯТЬ». Вообще-то, НЕТ!

Думаю, вы часто слышали совет, который гласит следующим образом: «научитесь говорить – нет».

Для прокрастинаторов умение говорить «нет» является особенно могущественным оружием, так как для них это возможность сделать выбор. Сказать «нет» – это просто иной способ донести до слушателя мысль: «Я, возможно, не идеален, но у меня достаточно самоуважения, чтобы сказать „Нет, я не обязан“». А также таким образом вы можете отказаться брать на себя слишком много и потому не чувствовать себя перегруженным. Это способ заявить: «Я знаю, вы можете оказывать на меня давление, но не можете поставить под угрозу мое чувство собственного достоинства».

Вы никому ничего не должны, поэтому приняв решение отказать кому-то в милости, вы освободите время на дела, которые вам более важны. Не стоит соглашаться на каждую просьбу просящего, если она вам идет на перерез с вашими планами.

СПОСОБ «ШЕСТЬ». Просто начать.

Любому делу нужно положить начало. Просто отберите фотографии, которые давно хотите распечатать. Ну, или не все, хотя бы 10 фотографий сегодня. Дальше дело пойдет быстрее, ведь незаконченное дело оставлять негоже. Разве вы не выключите газовую плиту, если уже начали варить макароны? И макароны доварите, и плиту выключите, и кастрюлю помоете! J

СПОСОБ «СЕМЬ». План от обратного.

Отличный способ для дела, который предполагает большую затрату времени. Хотите получить субсидию на получение жилья? Составьте план от обратного:

1 сентября 2017 года – Постановка на очередь по программе «Молодая семья» для получения субсидии по улучшению жилищных условий.

15 мая 2017 – Сходить в жилищный департамент для получения списка необходимых документов на субсидию.

И это далеко не все советы! Их гораздо больше! И большая часть из них действительно пригодится вам для более продуктивной работы и правильного распределения вашего времени.

Вот ещё некоторые истины из книги:

Основной посыл Антирасписания звучит так:

не работайте над проектом больше двадцати часов в неделю;

не работайте над проектом больше пяти часов в день;

вы должны заниматься спортом, играть или хотя бы танцевать один час в день;

вы должны выделить хотя бы один день в неделю, когда не будете заниматься вообще никакой работой;

поставьте себе целью поработать качественно в течение тридцати минут;

работайте ради несовершенного, но при этом совершенно человеческого усилия;

начинайте с малого.

Руководите своим временем, в планах всегда уточняйте точную дату:

Вносите в свое расписание только

заранее известное время, например время приема пищи, сон, встречи;

свободное время, отдых, развлекательное чтение;

общение, обеды и ужины с друзьями;

занятия спортом для поддержания здоровья, например плавание, бег, занятия на тренажерах в зале;

обычные вещи, как то: время на дорогу до работы/с работы, учебу, запись к врачу.

Не вносите в свое расписание работу над проектом. Помните, что прежде всего Антирасписание гарантирует вам отдых и развлечения без чувства вины и узаконивает ваше личное время. Этот первый шаг не даст вам запугать самого себя чрезмерно амбициозными и диктаторскими планами на работу, что, как правило, заканчивается провалом, разочарованием, самокритикой и прокрастинацией.

В целом, книга – отличное пособие для тех, кто привык всё откладывать «на завтра». Конкретно я поняла, что есть масса свободного времени, которое уходит «в никуда». Также поняла, как можно приступить к тому делу, которое откладывается в долгий ящик не первый год. Например, спустя шесть лет (!!!) я еду к себе на родину, повидаться с родственниками. А ещё, я решила попытаться побороться с нашими законами в отношении некоторых вопросов (которыми хотела заняться года четыре назад, но решила заняться «потом»).

Возможно, и вам книга поможет начать действовать. Сейчас, а не завтра.

«10 наиболее действенных способов преодоления прокрастинации.

1. Обеспечение уверенности в себе

«поможет «подстелить соломку» психологической безопасности для выполнения сложных, подчас жизненно важных задач, чтобы уменьшить боязнь ошибок и научиться справляться с ними, приступая к работе с новыми силами.

2. Изменение негативного отношения к себе в результате успешного внутреннего диалога научит, как отследить недопустимые мысли и понять, какой вред они вам наносят. Замена их позитивными формулировками перенаправит вашу энергию на выполнение задачи и подтолкнет к быстрому принятию решений.

3. Использование признаков прокрастинации для начала избавления от нее поможет применить старые привычки для формирования и укрепления новых, позитивных.

4. Отдых, не отягощенный чувством вины, научит стратегическому планированию свободного времени, смещая фокус с работы и тем самым подсознательно побуждая вернуться к ней позже.»

«5. Трехмерное мышление и реверсивный календарь помогут контролировать боязнь погрязнуть в делах. Вы создадите свой пошаговый календарь задач, где отведено время отдыху, и реально оцените свои достижения.

6. Обращение своего волнения себе же во благо продемонстрирует, как составление плана для контроля отвлекающих факторов помогает достичь поставленных целей и не бояться трудностей в будущем.

6. Антирасписание позволит почувствовать внутреннюю свободу, которая будет наградой благодаря спланированному заранее отдыху без чувства вины, а также создаст реалистичную картину имеющегося у вас свободного времени. У вас появится ощущение правильно использованного времени – и вы увидите, сколько всего успели сделать.

7. Постановка реалистичных задач поможет не думать о цели, достижение которой не представляется возможным в

«данный момент, и направит вашу энергию на иные проблемы, требующие незамедлительного решения.

8. Работа в состоянии «потока» избавит от стресса и создаст интерес и мотивацию для плодотворного труда с повышенной концентрацией внимания в течение двух минут или менее, давая вам понять, что независимо от ощущений, которые у вас вызывает собственный проект, вы будете работать максимально продуктивно.

9. Контролируемый регресс подготовит к «запланированным остановкам», так что вы сможете быстро превратить их в новые возможности, научитесь предвидеть искушение отложить дела и внесете постоянство в свой генеральный план достижений.«Прокрастинация снижает напряжение, отвлекая нас от того, что мы воспринимаем как источник боли или угрозы. Чем больше дискомфорта ожидается от работы, тем активнее вы будете стараться избежать ее и пытаться найти спасение в чем-то более

приятном. И чем больше вы будете ощущать, что бесконечная работа лишает вас удовольствия, получаемого от свободного времени, тем активнее вы будете избегать ее.

В каком-то смысле мы ищем в откладывании дела способ временно уменьшить тревогу, связанную с его выполнением. Если выяснится, что работу, которую мы считали необходимой, делать на самом деле не нужно, мы чувствуем себя оправданными и получаем двойное вознаграждение за прокрастинацию. Получается, что мы не только использовали ее, чтобы совладать с нашими страхами, но еще и сберегли силы»

Эта книга посвящается всем, кто имел смелость и настойчивость искать помощи в преодолении прокрастинации, отнимающей много сил. Книга была написана для людей с заниженной самооценкой; для тех, кто, взяв ее в руки, надеялся сохранить какую-то часть своей личности и вместе с тем был уверен, что и ему есть что сказать по этой теме.

Но отдельно хочу отметить – эта книга для Элизабет.


© Neil A. Fiore, 1989, 2007

От автора

Прошло уже почти двадцать пять лет с тех пор, как в 1989 году впервые была издана эта книга, и тридцать пять лет, как я начал работать над ее материалами.

С тех пор на своих семинарах и частных встречах с клиентами, нуждающимися в психологической консультации и терапии, я имел дело с самыми закоренелыми формами прокрастинации и утвердился во мнении, что привычка делать что-то сразу (например, непрерывно работать в течение пятнадцати-тридцати минут) и использование упражнения на вхождение в состояние «потока» срабатывают в большинстве случаев.

В настоящем издании я усовершенствовал и прояснил некоторые идеи и доработал упражнения, но основная мысль, что необходима привычка действовать незамедлительно , остается в неизменном виде.

Прокрастинация – это форма поведения, которая вырабатывается у вас для борьбы с беспокойством, возникающим в начале работы над задачей и в попытках довести начатое до конца. Это не самое удачное решение проблемы, которая скучна или забирает слишком много сил. При использовании стратегии незамедлительного выполнения задачи вы прекратите прибегать к прокрастинации и сможете вдвое увеличить собственную производительность (а зачастую и свои доходы). Когда вы научитесь работать эффективно – в состоянии «потока», используя больше своих природных возможностей, – у вас будет меньше причин избегать выполнения важных, приоритетных задач.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

Специальные упражнения помогут вам разорвать круг прокрастинации, избавят от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Вместо этого вы станете кем-то вроде спортсмена, находящегося в своей лучшей форме, который может не думать об отвлекающих факторах и сконцентрироваться на том, что нужно сделать прямо сейчас. Не обязательно ждать, пока вы почувствуете себя уверенным и мотивированным, – начните прямо сейчас и посмотрите, что выйдет. Вы очень быстро перейдете от незнания к знанию – а именно это лежит в основе креативности.

Многое изменилось в мире с тех пор, как была опубликована эта книга. Интернет, SMS, электронная почта, мобильные телефоны – все это лишь дополнительные отвлекающие факторы, способные увести от решения начать важный проект, который изменит вашу жизнь. Благодаря мгновенной обратной связи эти устройства имеют огромное преимущество перед теми видами деятельности, которые требуют месяцев или – как, например, в случае с окончанием вуза, написанием книги, обучением игре на фортепиано – лет напряженной работы. Тем больше оснований воспользоваться инструментами, предложенными здесь.

Нам всем необходимо использовать стратегии и техники во избежание отчаяния, вызванного тем, что в конце очередного дня или недели снова возникает мысль: «Я так и не сделал ничего в приоритетном для меня направлении. Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…» Это то ощущение, которое возникает у все большего числа людей, становящихся трудоголиками (оборотная сторона прокрастинации): они считают все задания срочными и одновременно избегают выполнения тех немногих по-настоящему приоритетных задач, которые приносят прибыль и дарят удовлетворение от того, что они заняты чем-то важным.

Изменения в сегодняшнем подходе к работе – сокращение персонала и уменьшение размеров компаний – означают, что все больше людей работают за двоих или троих и все чаще мы предпринимаем попытки начать собственный бизнес. Мы чувствуем себя заваленными работой и выжатыми как лимон (и в общем-то, так и есть). Тем больше оснований научиться фокусироваться, работать в состоянии «потока» (см. главу 7) и постараться достичь баланса между работой и жизнью, выстроив его с применением стратегий из этой книги.

Результаты исследований, проведенных американскими национальными институтами здравоохранения, а также достижения в области нейропсихологии и бихевиоральной медицины за последние 20 лет доказали, что мы можем контролировать свои негативные привычки – стоит лишь сделать несколько шагов в этом направлении. Полученные данные подтверждают принцип: нужно знать, когда, где и как начать проект и как заменить прокрастинацию здоровыми привычками человека, работающего продуктивно. Моя книга как раз об этом.

Вступление

Человеческая натура недооценена… мы обладаем более сложной природой… которая включает в себя не только потребность в значимой работе, ответственности, созидательности, но и желание быть честным, просто делать то, что имеет смысл, и делать это хорошо.

Абрахам Маслоу


Эта книга поможет тем, кто стремится эффективно выполнять сложные проекты. Точно так же она поможет тем, кто из-за крупных задач игнорирует мелкие: научит определять приоритеты, вовремя начинать дела и доводить их до конца. Если в вашем расписании нет лишней минутки, эта программа позволит заниматься и другими делами, не испытывая чувства вины и одновременно улучшая качество и эффективность основной работы.

Если же в работе вы подвержены чрезмерной панике и часто впадаете в ступор, то эта книга поможет преодолеть начальный страх и спокойно действовать далее. Вы научитесь прибегать к полезному внутреннему диалогу, который будет способствовать правильному выбору, и таким образом избавитесь от противоречивости в мыслях.

Типичный прокрастинатор справляется с большинством задач вовремя, но страх при спешке в последнюю минуту ухудшает качество конечного результата. Прокрастинация свойственна всем нам в определенных ситуациях, будь то составление бюджета, заполнение сложного юридического документа или ремонт в доме… да что угодно из того, что мы откладываем в пользу более приятных занятий. У каждого из нас есть задания и цели, выполнение или достижение которых мы стараемся отложить или и вовсе их избежать.

Нейл Фьоре

Легкий способ перестать откладывать дела на потом

Эта книга посвящается всем, кто имел смелость и настойчивость искать помощи в преодолении прокрастинации, отнимающей много сил. Книга была написана для людей с заниженной самооценкой; для тех, кто, взяв ее в руки, надеялся сохранить какую-то часть своей личности и вместе с тем был уверен, что и ему есть что сказать по этой теме.

Но отдельно хочу отметить – эта книга для Элизабет.

© Neil A. Fiore, 1989, 2007

Прошло уже почти двадцать пять лет с тех пор, как в 1989 году впервые была издана эта книга, и тридцать пять лет, как я начал работать над ее материалами.

С тех пор на своих семинарах и частных встречах с клиентами, нуждающимися в психологической консультации и терапии, я имел дело с самыми закоренелыми формами прокрастинации и утвердился во мнении, что привычка делать что-то сразу (например, непрерывно работать в течение пятнадцати-тридцати минут) и использование упражнения на вхождение в состояние «потока» срабатывают в большинстве случаев.

В настоящем издании я усовершенствовал и прояснил некоторые идеи и доработал упражнения, но основная мысль, что необходима привычка действовать незамедлительно , остается в неизменном виде.

Прокрастинация – это форма поведения, которая вырабатывается у вас для борьбы с беспокойством, возникающим в начале работы над задачей и в попытках довести начатое до конца. Это не самое удачное решение проблемы, которая скучна или забирает слишком много сил. При использовании стратегии незамедлительного выполнения задачи вы прекратите прибегать к прокрастинации и сможете вдвое увеличить собственную производительность (а зачастую и свои доходы). Когда вы научитесь работать эффективно – в состоянии «потока», используя больше своих природных возможностей, – у вас будет меньше причин избегать выполнения важных, приоритетных задач.

Предлагаемая мной методика освободит вас от чувства стыда и вины и даст возможность стать хозяином своей жизни. Вы избавитесь от внутреннего конфликта: «Ты должен…» – «Но я не хочу…» Вы начнете проживать свою жизнь, руководствуясь выбором – лидерской функцией вашего «я» и новой идентификацией себя как человека, работающего продуктивно.

Специальные упражнения помогут вам разорвать круг прокрастинации, избавят от навешенного самому себе ярлыка человека, погрязшего в море дел. Вместо этого вы станете кем-то вроде спортсмена, находящегося в своей лучшей форме, который может не думать об отвлекающих факторах и сконцентрироваться на том, что нужно сделать прямо сейчас. Не обязательно ждать, пока вы почувствуете себя уверенным и мотивированным, – начните прямо сейчас и посмотрите, что выйдет. Вы очень быстро перейдете от незнания к знанию – а именно это лежит в основе креативности.

Многое изменилось в мире с тех пор, как была опубликована эта книга. Интернет, SMS, электронная почта, мобильные телефоны – все это лишь дополнительные отвлекающие факторы, способные увести от решения начать важный проект, который изменит вашу жизнь. Благодаря мгновенной обратной связи эти устройства имеют огромное преимущество перед теми видами деятельности, которые требуют месяцев или – как, например, в случае с окончанием вуза, написанием книги, обучением игре на фортепиано – лет напряженной работы. Тем больше оснований воспользоваться инструментами, предложенными здесь.

Нам всем необходимо использовать стратегии и техники во избежание отчаяния, вызванного тем, что в конце очередного дня или недели снова возникает мысль: «Я так и не сделал ничего в приоритетном для меня направлении. Я работал, но так и не могу сказать, чем же занимался все это время…» Это то ощущение, которое возникает у все большего числа людей, становящихся трудоголиками (оборотная сторона прокрастинации): они считают все задания срочными и одновременно избегают выполнения тех немногих по-настоящему приоритетных задач, которые приносят прибыль и дарят удовлетворение от того, что они заняты чем-то важным.