Образец технологической карты по русскому языку. Технологическая карта урока по русскому языку

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Методическое описание образовательного продукта

Название конкурсной работы : «Урок исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности»

Номинация : разработка технологической карты урока

Целевые группы пользователей : учителя-словесники, работающие в 6-х классах

Область применения : материал данного урока может быть использован как на уроках русского языка, так и других уроках: математики, истории, английского языка и т.д. Кроме того, он может быть полезен для разработки внеурочных занятий.

Обоснование целесообразности использования заявленной формы организации деятельности детей : умение работать с информацией - залог успешности образовательной деятельности школьников. Для учителей русского языка работа с текстом относится к предметным умениям. Чтобы актуализировать метапредметную функцию русского языка, повысить мотивацию к его изучению, необходимо на уровне образовательной организации продумать такую систему мероприятий, благодаря которой ученики смогли бы увидеть значимость русского языка. Одним из таких мероприятий может стать день единого текста, который прошел в МОУ СОШ № 27 19 января 2017 года.

Педагогические задачи, которые позволяет решать предлагаемый продукт : проведение данного урока в рамках дня единого текста, безусловно, служит, во-первых, одним из способов повышения мотивации к изучению языка вообще (Подробнее об этом см. rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/05/kiseleva-n.v.pdf ), во-вторых, реализует межпредметные связи, в-третьих, содержит огромный потенциал для формирования универсальных учебных действий учащихся, что является важнейшим требованием ФГОС.

Проект технологической карты урока исследования языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

ФИО учителя: Зеленкова Екатерина Владимировна

Класс : 6

Предмет : русский язык

урока по расписанию : 1

Тема урока : исследование языкового материала на примере искусственно созданного текста краеведческой направленности

Цели урока : закрепление знаний о признаках текста, сведений и причастии как части речи

Формируемые универсальные учебные действия :

Личностные : формирование чувства гордости за родной город, обладающий богатейшей историей, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения

Регулятивные : выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Познавательные : поиск и выделение информации, выявление сущности, особенностей объектов, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные : закрепление и углубление знаний о признаках текста, актуализация знаний о причастии как части речи.

Оборудование урока : презентация в программе Power Point ( приложение 1 ), раздаточный материал (приложение 2)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Мотивационный

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня, ребята, вы пришли в школу без учебников, потому что в нашей школе необычный день - день единого текста. Этот лист, что лежит сейчас перед вами, станет единственным учебным пособием на всех четырех уроках.

Ощущают внутреннюю потребность включения в учебную деятельность

Актуализация знаний

Диктует предложения, предлагает самостоятельно выделить орфограммы, позже назвать их и объяснить (фронтальный опрос)

Запишите, пожалуйста, следующие выражения:

Своя земля и в горсти мила.

Где сосна взросла, там она и красна.

Всякому мила своя сторона.

На родной стороне и камешек знаком.

Назовите встретившиеся виды орфограмм

Самопроверка, объяснение орфограмм и пунктограмм

(СЛАЙД 1)

Записывают предложения под диктовку, выделяют встретившиеся орфограммы, называют их. Проверяют правильность записи, сличая ее с эталоном.

Введение в тему с формулировкой цели урока.

Создаёт условия для проблемного (подводящего) диалога.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

- Как называются такие выражения? Что их объединяет? Можно ли назвать это текстом?

Перечислите признаки текста (СЛАЙД 2)

Единство темы

Наличие основной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений

Информативность

Логическая связь частей

Стилевое единство (СЛАЙД 2 с двумя пробелами, которые заполняются позже)

Как вы думаете, почему мы вспомнили все признаки текста? Попробуйте сформулировать цель урока сегодня

Включаются в проблемный диалог, отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Учащиеся отвечают, что данные выражения являются поговорками, объединенными темой родины, однако это не делает их текстом, так как существуют и другие обязательные его признаки.

Формулируют тему и цель урока

В технологии проблемного диалога организует наблюдение.

А можно ли назвать текстом то, что вы прочитали дома? Давайте докажем. Итак,

Какова была его тема?

Сформулируйте идею текста

Интересно, какой заголовок вы бы придумали к нашему тексту, ведь мы помним, что он, как правило, отражает либо тему текста, либо его идею.

Обратите внимание, что в моей записи есть незаполненный строчки. Дело в том, что некоторые лингвисты выделяют среди признаков текста так называемые «начальное» и «конечное» предложения.

Попробуйте догадаться, какова функция начального предложения? (обозначает тему текста)

- А как звучит начальное предложение в нашем тексте? (Родина…)

Почему текст начинается со слова «Родина», если говорится в нем о Рыбинске?

А какова же, по вашему мнению, функция конечного предложения? (подводит итог развития темы)

К нему мы вернемся чуть позже. (Возвращение на СЛАЙД 2)

- Кроме того, предложения должны в тексте быть связаны по смыслу и грамматически. А какие виды связи предложений вам известны?

Попробуйте, работая в парах, составить схему связи предложений первого абзаца, параллельно отмечая,

какие лексические средства помогают связать предложения.

- Любой текст должен быть для нас информативен. Думаю, многое в нашем тексте было вам уже известно. А была ли информация, которая стала для вас новой?

В тексте встречаются слова, значение которых, уверена, было вам неизвестно. Назовите эти слова Давайте попросим наших экспертов узнать значения этих слов. К какому словарю необходимо обратиться?

- А мы тем временем попробуем выяснить, какой логике подчиняются части текста (один из признаков текста) и составим простой план, работая в группах в течение 5 минут. СЛАЙД 3

Итак, текст поделен нами на смысловые части. В каждой можно выделить ключевые слова. Скажите, а почему они так называются?

Давайте запишем ключевые слова нашего текста, которые выделила я, и повторим известные нам орфограммы (работа у доски)

кресло-трон, временный деревянный дворец, объясняется географическим положением, глубоководный путь, жители окрестных городов, период навигации, мукомольные фабрики, судосроительный завод, заполнение водохранилища, влаголюбивая растительность, непростые годы, расположен за Черемухой

Какой частью речи является слово «расположен»? Что вам известно о ней? На какие группы делятся причастия? Выпишите из абзацев 1-9 причастия, распределяя их на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Проводят наблюдение над текстом, отвечают, что текст был о Рыбинске. Его идея определялась желанием автора рассказать читателю, что Рыбинск - город с богатейшей историей, продолжающий свое активное развитие.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавия.

Учащиеся высказывают предположение, что начальное предложение «вводит» в тему, задает ее, а конечное, следовательно, подводит ее итог.

Учащиеся отвечают, что Рыбинск - наша малая Родина.

Учащиеся, работая в парах, составляют схему, приходя к выводу, что для связи предложений используется цепная и параллельная связи, из лексических средств - личные местоимения и повторы.

Учащиеся делятся впечатлениями о тексте, рассказывая, какая информация в нем оказалась новой.

Учащиеся называют ряд слов: козельщики, анфилада, литургия и др., говоря, что для уточнения их значения необходимо обратиться к толковому словарю.

Учащиеся объединяются в группы, составляют коллективно простой план текста.

Учащиеся отвечают, что ключевыми называют особо важные слова, открывающие его смысл, записывают их под диктовку, исправляют и дополняют отвечающего у доски, сличают свою запись с эталоном.

Учащиеся определяют часть речи и называют все известные им признаки причастия, затем выписывают их из названных абзацев,

Распределяя на 2 столбика, выделяя суффиксы.

Физкультминутка

Предупреждает общее утомления учащихся, переключая их с умственной деятельности на физическую.

Выполняют упражнения ответственного за проведение физкультминутки в этот день ученика

Исследование языкового материала (применение знаний и умений)

Продолжает организовывать наблюдение над языковым материалом

Вернемся к признакам текста. Наш текст, безусловно, отличается и стилевым единством. Однако нам с вами только предстоит познакомиться с публицистическим стилем, именно к нему относится текст.

Продолжают наблюдение над языковым материалом

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию через подводящий диалог, благодарит за работу.

- Удалось ли нам доказать, что перед нами не просто набор предложений, а действительно текст?

Итак, давайте подведем итоги нашего необычного урока. Скажите, что сегодня на материале одного только текста нам удалось повторить?

Признаки текста

Изученные ранее орфограммы

Сведения о причастии

Факты из истории родного города

А что нового смогли узнать?

СЛАЙД 4

Переживают рефлексию учебной деятельности

Учащиеся, вновь обращаясь к признакам текста, доказывают, что работали весь урок именно с ним, отмечают, что, кроме этого повторили изученные ранее орфограммы, сведения о причастии, факты из истории родного города, указывают, что некоторая информация была для них новой: Значение незнакомых слов, признаки текста, не изученные ранее, факты из истории родного города

Домашнее задание

Задает домашнее задание, делает необходимый комментарий, настраивает на работу с данным материалом на других уроках.

Перечитайте еще раз конечное предложение текста, которое, как мы выяснили, подводит итог. Дома я прошу вас написать сочинение-миниатюру и ответить на вопрос, как вы его понимаете. (5-7 предложений)

СЛАЙД 5

Мы завершаем урок русского языка, но не завершаем работу с текстом. Впереди вам предстоит посмотреть на него с других точек зрения.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.

Приложение 2

(1)Родина…. Как много значит для каждого из нас это слово! Как часто мы слышим фразы «служить Родине», «любить Родину», «скучать по Родине». Но при этом нам знакомо и выражение «малая Родина». И здесь, конечно, речь идет о том месте, где человек родился и вырос. Наша малая Родина - Рыбинск. А что вы знаете о нем?

(2)Рыбинск находится в Центральной России. Это второй по площади и численности населения город Ярославской области. Расстояние от Рыбинска до Ярославля - 82 километра (то есть в среднем час на автомобиле), до Москвы - 330 километров (примерно 4 часа), до Санкт-Петербурга - 720 километров (около 9 часов).

(3)Города встречают путешественников по-разному. В Рыбинск нужно въезжать по воде - и тогда он приветствует гостя парадной анфиладой зданий вдоль Волги, пусть и лишенной столичного безупречного блеска, но имеющей очень убедительную сдвоенную кульминацию - Собор и Биржу.

(4)Именно этим путем прибыла в 1767 в Рыбную слободу Екатерина II . Императрица посетила литургию в соборе и прогулялась по Крестовой улице к специально построенному для нее временному деревянному дворцу.

(5)Приезд императрицы запечатлен в истории Рыбинска: это и изображенные на гербе города сходни, по которым Екатерина спустилась с борта галеры, и приготовленное для нее царское кресло-трон, которое и по сей день можно увидеть в музее.

(6)Какое значение имел приезд императрицы? Рыбной слободе указом 1777 года присваивался статус города. Изменялось и его название: отныне он именовался Рыбинском. Что тоже далеко не случайно. Именно с рыбинских перекатов доставлялась к царскому столу стерлядь. Этой рыбой (как впрочем и другой) были богаты воды Волги.

(7)Именно окончанием 18 века ознаменовано стремительное развитие города. Во многом это объясняется его географическим положением: здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, а выше города, в посёлке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги.

(8)В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года — железная дорога Рыбинск — Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось . Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

(9)Во второй половине 19 века в городе активно развивается промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Появляется чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). Активно работают крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип.

(10)Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод. В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне (в настоящее время под названием ОАО «Рыбинский дом печати»).

(11)Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. Здесь открывается множество крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительный завод, завод дорожных машин. По-прежнему играет существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы. В 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент.

(12)Одним из знаковых событий в истории Рыбинска 20 века стало строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. «Рыбинское море», как назвают его в народе, необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергался критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.

(13)В первые годы после заполнения водохранилища бурно развились водные организмы. Затопленные пойменные луга, пашни и огромные площади вырубленных лесов таили в себе большое количество органических веществ, вызвавших активное развитие жизни в водоеме. Хорошо прогреваемые мелководья густо заросли влаголюбивой и водной растительностью: осоками, ситником, рогозом, полевицей, частухой, ежеголовником, гречишкой земноводной. Это не преминуло сказаться на численности водоплавающей дичи. В прибрежных заповедных заливах стали гнездиться кряква, шилохвость, чирок-свистунок. В зоне затопления, на мелководьях, начала нереститься рыба, происходил нагул выклюнувшейся из икринок молоди.

(14)Такое громадное рукотворное море, безусловно, должно было повлиять на окружающую природу. В июле 1945 года был организован Дарвинский государственный заповедник, которому и предстояло изучить влияние созданного моря на живую природу.

(15)Продолжая прослеживать исторический путь, пройденный нашим городом, стоит отметить, что не всегда он носил это имя. 13 сентября 1946 года город был переименован в Щербаков в честь политика Александра Щербакова, но уже в октябре 1957 года ему было возвращено историческое название Рыбинск . Однако 15 марта 1984 года город вновь переименован — уже в Андропов , в честь генсека Юрия Андропова, а в марте 1989 года название Рыбинск снова было возвращено.

(16)Во второй половине 20 века город продолжил свое активное развитие. После войны здесь появляется завод приборостроения, кабельный завод, крупный оптико-механический завод «Призма». Развивается деревообрабатывающая и пищевая промышленность.

(17)Непростые годы переживал наш город вместе со всей страной в постсоветский период, сделав шаг назад в своем социально-историческом развитии. Одни предприятия закрывались, другие претерпевали сокращения. Всё это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к резкому сокращению численности населения города: за 25 лет население города сократилось почти на 60 тысяч человек (24 %).

(18)Последние десятилетия, бесспорно, новый виток развития Рыбинска. Наверное, никогда до сей поры не город не переживал такого подъема в развитии всех сфер человеческого бытия: промышленности, образования и культуры, здравоохранения.

(19)Также в историю Рыбинска вписан и ряд знаменитых фамилий. В 1745 году в сельце Бурнаково, что на левом берегу Волги неподалеку от Рыбинска, родился мальчик Федя. С детства он хотел стать воином. Его мечта сбылась: адмирал Федор Ушаков стал не просто воином, но истинным героем нашей истории, давшим более 40 морских сражений и не потерпев ни одного поражения.

(20)Именно в нашем городе провел детство будущий гениальный ученый Алексей Алексеевич Ухтомский, исследовавший законы поведения человека. За рекой Черемухой расположен Дом-музей академика, один из залов которого - точная копия комнаты мальчика Алеши Ухтомского, другой - кабинет академика в Петербурге.

(21)Нашим земляком является и Лев Иванович Ошанин - известный поэт, автор текстов песен «Эх, дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг». Памятник ему установлен на Волжской Набережной.

(22)Завершая этот небольшой экскурс в историю родного города, заметим, что современный Рыбинск - это развитый город с величайшей историей. А чем прославится наша малая Родина в будущем - может зависеть от вас.

Технологическая карта конструирования урока

в условиях реализации ФГОС

Предмет, класс

Русский язык, 5

Тема урока

Правописание приставок пре- и при-.

Тип урока

Изучение нового материала

Используемые педагогические технологии

Технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока

Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-

Задачи урока

Образовательные:

    Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    Повторить морфемный разбор слов;

    Развить умение формулировать определение понятий;

    Обогащать словарный запас учащихся;

    Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

    Осуществление системно-деятельностного подхода;

    Развитие внимания;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

    Воспитание интереса и уважения к родному языку;

    Воспитание ценностного отношения к слову;

    Развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    Уважительное отношение к родному языку;

    Стремление к речевому самосовершенствованию;

    Пополнение словарного запаса;

    Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2. Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5 . Проведение морфемного анализа слов.

Оборудование

Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и формы работы

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Принцип психологической комфортности

Коллективная

Личностные, коммуникативные

2. Актуализация знаний

Совершенствование знаний, умений и навыков

Организует игру «Веришь – не веришь» Подтвердить данные определения на тему «Морфемика»

Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0.

Индивидуальная

познавательные

3. Постановка учебной цели

Организация и целенаправленность деятельности обучающихся,

Создает проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь

Развитие критического мышления через чтение

Коллективная

Регулятивные (самостоятельное формулирование темы и цели урока)

4. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала

Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ-

1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах.

2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка

Коллективная

Групповая

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, рассуждение)

5.Первичное закрепление новых знаний

Развитие умения применять новые знания.

Организует работу, включающим тренировочные упражнения

Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова

Индивидуальная

Коллективная

Регулятивные (работа со словами)

6. Физкультминутка

(пауза релаксации)

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения

Коллективная

7. Закрепление изученного материала

Закрепление полученных знаний

Организует работу по закреплению правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, проводит распределительный диктант, тест

Распределяют словосочетания в нужную графу

Работа в парах

Индивидуальная

Познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (способ взаимодействия, сотрудничества

8. Рефлексия деятельности

Обобщение, вывод, самооценка

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает

Каждый анализирует свои достижения

Коллективная

Познавательные, регулятивные

9. Домашнее задание

Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения

Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3».

Выбирают и записывают домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

- А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова. (слайд 1)

Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . (слайд 2)

Лист достижений

ученика(цы) 5 класса_________________________

по теме «Правописание приставок пре-при»

«Веришь – не веришь»

Работа в группах

Распределительный диктант

Оценка учителя

Общая оценка



3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

4. Усвоение новых знаний.

Прекрасная погода,

Приятели мои,

Два неразлучных друга-

Приставки Пре- и При- .

Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос: «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.

Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ). (слайд 3)

Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.

- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ) (слайд 4)

- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?(когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)

ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)

1 группа

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Слегка, едва, чуть-чуть:

Пришёл, привстал, затем прилёг-

Не хочет снова в путь.

- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске

ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5)

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

2 группа

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной, конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

3 группа.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Присоединение, прибавление)

4 группа.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?(Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».)

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

5. Работа с учебником .
- Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да).

6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)

Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).

Закончили? Давайте проверим.

Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)

В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.

2) Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.

7. Закрепление изученного материала.

- Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.

1. Распределительный диктант.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 9)

2. Тест

1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр…рекаться, пр…одолеть

б) пр…лестный, пр..красный

в) пр..прыгнуть, пр..вратить

г) пр..городить, пр..мудрый

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..выкаю, пр..глашаю

б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)

в) пр..творить (мечту), пр..выкаю

г) пр..шить, пр…града

3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..сутствовать, пр..рода

б) пр…близить, пр..града

в) пр..гласить, пр…неприятный

г) пр..смотреться, пр…тяжёлый

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..одолеть, пр..града

б) пр..ставка, пр…дворный

в) пр..казать, пр…вязать

г) пр..кратить, пр..вратить

5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..учить, пр..рвать

б) пр..интересный, пр..годится

в) пр…морский, пр..зидент

г) пр..­одолеть, пр…длинный

6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..милый, пр…коснуться

б) пр...неприятный, пр..дворный

в) пр..усадебный, пр..рвать

г) пр…бежать, пр…плыть

7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..кусить, пр..открыть

б) пр..вокзальный, пр..клеить

в) пр..тащить, пр..винтить

г) пр..интересный, пр…любопытный

Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5.

(слайд 10)

А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится.

3. Игра «Одним словом».

Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Заболеть, но не сильно (приболеть)

Нарушитель закона (преступник)

Очень скверный (прескверный)

Участок около школы (пришкольный)

Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)

8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

6.Какая форма работы вам понравилась больше?

Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите одну карточку для работы.

1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»

Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».

Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».

«Корректор». Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался.

Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

Технологическая карта урока русского языка в 3б классе по программе «Школа России» 04.09.19

Учитель: Тарасова Л.В. МОАУ «СОШ №13 г. Орска»

Тема: Текст

Планируемые результаты.

знания : знать что такое текст

умения : уметь определять тему и главную мысль текста

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные УУД: формировать умение определять тему текста и главную мысль; работать с деформированным текстом различной сложности.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание, формировать положительную учебную мотивацию.

Цель : вспомнить и закрепить знания о тексте

Задачи:

Формировать умение определять тему текста и главную мысль;

Работать с деформированным текстом различной сложности.

Самоопределение к деятельности

Проверьте готовность к уроку.

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

    Записываем: число, кл.работа.

    Мин. Чистописания

Тт КкСс

    Словарная работа

Апрель, берег, альбом, город, заря

Прочитаем слова и запишем их в алфавитном порядке.

С первым словом составьте предложение.

    Актуализация знаний

Прочитайте записи, сравните их, сделайте выводы, спрашиваю любого ученика из группы.

Птицы собрались на зимовку. Они сидели на проводах и громко кричали. Птицы прощались с родными местами до весны.

Дождь шёл как из ведра. У дороги рос сочный щавель. Дети взяли котёнка и пошли домой.

    Формулировка учащимися темы и цели

- Кто догадался какая тема урока сегодня у нас?

Текст.

Постановка учебной задачи

- Какую цель поставим на уроке?

Задачи?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все поставленные вопросы.

Что же такое текст?

    Работа над новым материалом

Откройте с. 12 и прочитайте что же такое текст. Расскажите друг другу в парах.

- Найдите упр 11 (работа по заданию учебника)

    Первичное закрепление

Выполнение упр 12

    Физминутка от тётушки Совы и её помощников

(видео)

    Закрепление (дифференцированное обучение)

Я предлагаю задания на выбор. На белых листах самое простое задание. На жёлтых задание посложнее, на красных самое сложное задание. Работать будем в группах

Расставь знаки препинания так, чтобы получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.

Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние листья целый день льет дождь только воронье карканье слышно во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг.

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.

Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений, расставив их в нужном порядке. Озаглавь текст. Определи тему текста и главную мысль.


летом, сенях, он, в, жил
еж, в, уснул, норе, зимой
ежик, голодный, весной, придет
берегитесь, мыши!

подарил, детям, ежика, дедушка

    Рефлексия

Оценим свою работу на уроке светофором

    Итог

Какую цель мы ставили на уроке?

Какие задачи?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

записывют

Отвечают на вопросы фронтально.

Работа в группах

Олень схема

вьюга схема

звука не обозначает, обозначает мягкость согласного звука

ВЫВОД:

Выполняют задание

отвечают

Работают. Проверяют.

Подбирают слова к своему вопросу

Группы выбирают задание и выполняют его.

Регулятивные УУД: принимаю

т учебную задачу урока

Коммуникативные УУД:

    слушать и понимать речь других;

    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Регулятивные УУД:

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Учиться работать по предложенному учителем плану

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание, формирование положительной учебной мотивации.

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.

Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать выво

    Предметные УУД:

    осмысленно,правильно читать

    целыми словами в рамках оперативного поля чтения (3-4 буквы);

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах, группах