Общее обобщение. Обобщение

В рыночных условиях объективным показателем конкурентоспособности продукции является уровень качества. Данный показатель актуален для всех видов изделий, поскольку они обладают комплексом свойств, который требуется варьировать в зависимости от назначе­ния продукции. При оценке качества изделий в на­стоящее время в основном руководствуются действу­ющими стандартами. Однако они не всегда позволяют сделать правильный вывод, какой же вид продукции является наиболее высококачественным, так как это требует определения многих показателей. Для того чтобы формализовать процедуру оценки качества и выразить единым обобщенным показателем ка­чества, необходимо применить методологию квалиметрии.

При практических расчетах качества, как правило, используют любую ветку дерева свойств (поддерево), простирающуюся не менее, чем на два уровня, оставляя для удобства название.

Сущность апробированного подхода заключается в следующем. Предполагается, что упорядоченное множество показателей качества изделия представляет трехуровневое иерархическое дepeвo схематично показанное на рис. 3, где на нулевом (0) уровне расположен обобщенный показатель качества К (0) на первом (1) - подмножество сложных и простых показателей, k (1 1) , ..., k (1 n) , на втором (2) - подмножество простых показателей качества k (2) n ,..., k (2) n

Рисунок 3- Дерево показателей качества для изделий

Если при такой иерархии между показателями качества первого и второго уровней обеспечивается взаимосвязь

то обобщенный показатель качества вычисляется по формуле:

, (1)

где w - функция вето, разная нулю, если хотя бы один из показателей находится на неприемлемом уровне, и единице - в остальных случаях; a j и b j . - коэффициенты весомости показателей качества, соответственно, первого и второго иерархических уровней, связанные условием:

Нормированные оценки для показателей качества k j , входящих в уравнение (3), рассчитываются по формуле (4):

где для перевода натуральных значений показателей качества r, в нормированный вид R, используются следующие зависимости:

Для откликов, ограниченных с одной стороны

(3)

Для откликов, ограниченных с двух сторон

(4)

В соотношениях (5), (6) J r =0,5(r max -r min)-интервал варьирования натуральных значений показателей качества.

На основе функции двойной экспоненты (4) наряду с количественной оценкой можно сформировать качественную шкалу желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества К (0) :

от 0,90 до 1,0 - отлично;

от 0,8 до 0,90 - очень хорошо;

от 0,63 до 0,8 - хорошо;

от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно;

от 0,2 до 0,37 - плохо;

от 0,0 до 0,2 - очень плохо.

Пример. Определить обобщенный показатель качества пластиковых окон.

Решение

С этой целью, из партии были выбраны три окна и для них определены показатели качества (таблица 3).

Таблица 3

Значения показателей качества

Значения обобщенных показателей качества представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значения нормированных и обобщенных показателей качества

Сопротивление теплопередаче, м 2 * 0 С/Вт Звукоизо-ляция, дБ Общий коэффициент светопропускания Воздухо-проницаемость, м 3 /(ч*м 2) K (0)
R (I) 1 K (I) 1 R (I) 2 K (I) 2 R (1) 3 K (I) 3 R (I) 4 K (I) 4
0,95 0,19 1,85 0,997 0,19 0,53
0,95 0,95 0,998 0,95 0,96
0,95 0,19 0,92 0,44 0,95 0,71

Анализ результатов, приведенных в таблице 5, показывает, что обобщенный показатель качества пластиковых окон находится в интервале .

Между тем контроль с применением статистических методов позволяет значительно снизить процент брака изделий. Для разработки статистического приемочного контроля должны быть определены: объем партии; контролируемые параметры с указанием их границ; приемочный уровень дефектности для каждого контролиру­е­мого параметра; среднее квадратическое отклонение или метод его оценки; уровень контроля; вид контроля, указания о начальном виде контроля и возмож­ности перехода от одного вида контроля к другому.

Нами предлагается статистический приемочный контроль по количественному признаку. Выбор плана контроля, когда дисперсия контролируемого параметра неизвестна и оценивается по выборочной дисперсии (s-план) заключается в следующем. По заданному объему партий N и выбранному уровню контроля, как правило II, находят код объема выборки. По коду объема выборки и установленному значению уровня дефектности AQL на­ходят объем выборки п и контрольный норматив k .Из п значений конт­­ролируемого параметра выборки вычисляют среднее ариф­ме­тическое значение и статистику качества по формуле:

Если величина Q в > k в Q н > k н, то партию продукции при­нимают. Если величина Q в < k в или Q н < k н, или хотя бы одна из величин (Q в или Q н) отрицательна, то партию продукции бракуют.

Специфика. Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.

ОБОБЩЕНИЕ

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

ОБОБЩЕНИЕ

англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют "индуктивными". - Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Обобщение

результат исследования, который считается верным для группы людей, более крупной, чем те, которые были фактически представлены в исследовании или исследованиях, принесших этот результат.

ОБОБЩЕНИЕ

1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации. 2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области. Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа. 3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3.

Так как эти значения очень "общие", термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. Некоторые общие примеры см. в следующих статьях.ОБОБЩЕНИЕ

generalization) - главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,-это общее заключение на, основании ограниченного числа опытов, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатах связана с репрезентативностью эксперимента и его валидностью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полноты представленности) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на; изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Обобщение
ОБОБЩЕНИЕ - мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одном понятии об этих предметах. Например, буквы и цифры обобщаются в понятие *знак*. Обобщаются те сходные признаки отдельных предметов, которые выделяются в процессе их анализа, сравнения и абстрагирования. - это и переход от более частного понятия к более общему, от мысли об общем к мыслям о более общем. происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному объекту или явлению, а к их множеству. Выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Функция эмпиричности обобщения состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. Функция теоретического обобщения состоит в восхождении от абстрактного к конкретному, в выделении существенных внутренних связей объекта, определяющих этот объект как целостную систему. В процессе усвоения учащимися нового понятия важное значение имеет рассмотрение и в особенности самостоятельное подыскивание соответствующих примеров.

Список случайных тегов:
,
Халл Кларк Леонард - Халл Кларк Леонард (24.05.1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма „промежуточных переменных“, в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.
,
Галлюцинация - Галлюцинация — восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции.
,
Чувство неполноценности - ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает тот или иной свой недостаток. Чувство неполноценности, зарождающееся у ребенка вследствие осознания им своей биологической или иной неполноценности и заставляющее его выработать собственный стиль жизни, который может позволить ему развить способности и получить превосходство над другими. Чувство неполноценности вызывается как органическими-морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами; оценкой природной слабости, трудностями в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности - не пассивное состояние, оно может являться стимулом психического развития индивида, если он будет стремиться преодолеть неполноценность. В этом случае, чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству.

1) Обобщение - (лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

2) Обобщение - - выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

3) Обобщение - заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

4) Обобщение - - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

5) Обобщение - Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

6) Обобщение - - формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

7) Обобщение - (от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

8) Обобщение - - логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Обобщение

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

Выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

Формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

(от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

Логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.