Осознанность, осознавать, осознанный: что это такое. Сознание и осознание

На духовном пути наступает момент, когда, насытившись чтением и посещением курсов и семинаров, пробуждается необходимость преодолеть ограниченность ментального восприятия, стать независимым от многоликих внешних влияний, обрести гуру внутри себя - открыть свою истинную природу. И тогда без иллюзии о собственных изменениях, честно взглянув на себя со стороны, мы задумываемся, в чём же выражается мой внутренний рост? Почему с ним связывают осознанность и говорят, что именно она превращает человека из личности, движимой желаниями и страстями, отождествлённой с умом и телом, в духовное существо, реализующее замыслы Творца? В чём её суть, чем она отличается от понимания, и почему не происходит на уровне ума?


Часть 1

Ум, понимание и эго.

Осознание совершается внутренним сознанием,которое находится в нашей глубине, ближе к Ядру - Истоку. Это безличное видение из духовного центра, когда нет вовлеченности, а значит отождествлений, нет фильтров и оценок ума, у которого совсем другие задачи.

Ум функционирует в ментально- эмоциональном пространстве личности на вибрациях более поверхностного внешнего слоя сознания. Для него всё является объектом, и для его изучения и уяснения, он его расчленяет на логические составляющие, анализирует и объясняет на базе опыта и накопленной информации. Благодаря этому мы осваиваем незнакомое, развиваем интеллект и мышление, овладеваем знаниями и профессией, развиваем способности. Ум наш замечательный инструмент понимания .

Но наша проблема в том, что мы отождествляемся с его содержанием - мыслями, идеями, оценками, эмоциями, представлениями, желаниями, целями – всем тем, чем живёт личность. И рождается ложный образ себя – эго. И это искусственное «я» в вечном страхе за своё выживание держит нас в капкане внешнего субъективного сознания, не позволяя двигаться дальше. Это значит, что реальность мы воспринимаем не как Единое Целое, а как множество отдельных форм, всё трактуем через свои бессознательные программы-фильтры, узкие мировоззренческие концепции, ментальные суждения. А так как мы идентифицируем себя с ними, все эти интерпретации стоят между нами и живым Миром - Отцом-Создателем. Так, отделившись от Него, мы и себя воспринимаем как отдельную форму - тело-ум и образ, выстроенный на внушённых нам чужих описаниях.

Поэтому сколько бы учёных степеней мы ни получили, каким бы мастерством ни овладели, расширившийся ментал, выше которого мы не поднимаемся, делает нас всё более закрытыми, то есть сконцентрированными на себе. Так мы определяем себя своими достижениями, не выходим за рамки своих представлений и оценок, каждый миг неосознанно отождествляемся со своими мыслями о прошлом и будущем, с охватившими эмоциями, принимаем лишь то, что позволяет собственная «правда», укрепляем, утяжеляем образ себя. И, не осознавая этого, живём в гипнотическом сне с идеями о своём несовершенстве, и в состоянии неудовлетворённости ищем того, кто бы помог нам улучшить себя, вместо того, чтобы в своей же глубине открыть себя Истинного. И, как это ни парадоксально на первый взгляд и феноменально по сути, приводит к Нему именно эго, когда мы исследуем его природу. Там оно и растворяется в нашем Естестве / в Осознании.

Этот Путь к себе многие Просветлённые Мастера советуют начать с самонаблюдения. Почему?

Самонаблюдение, осознанное отождествление и тело.

Самонаблюдение как раз и перенаправляет сознание от внешнего к внутреннему, превращая ум-эго в ум-инструмент, и вместо ежеминутных отождествлений с мыслями и переживаниями помогает ощутить себя Сознанием, пребывающим в настоящем моменте, и слиться с живой реальностью. Однако многим кажется, что безумно трудно наблюдать за ощущениями в теле во время ходьбы, еды, работы, разговоров; рефлексировать мысли, мелькающие в уме; отслеживать эмоции, чувства, реакции, желания, своё проявление во взаимоотношениях – всё, чем мы живём. А нужно лишь, говоря словами кастанедовского дона Хуана, «сдвинуть точку сборки», направляя внимание в духовный центр. Из этой глубины всё отмечается, наблюдается, многое радует, открывая свой пробуждающий смысл. Проблема не подавляет: мы не в внутри неё, и видим выход.

А негатив без эмоционального окраса становится не осуждением себя, а осознанием, что страхи, злость, зависть, ненависть и т.п. , как и проблемы и неприятности – послания изнутри, ведущие к духовному росту, к Свету, который мы несём в себе. И делается очевидным, насколько мы ответственны за свои состояния, за выстраивание отношений, и за свою жизнь.

В отстранённом наблюдении мы не описываем, не оцениваем, не трактуем. Мы напрямую воспринимаем То-Что-Есть, чувствуем и осознаём.

Так, например, пребывание, на природе - это уже не просто факт, что я сейчас нахожусь на берегу моря / в лесу / в парке, и здесь красиво / неспокойно / холодно (любая оценка), а единение своей Души с Сущностной особенностью моря / леса / парка.

Это единство воспринимающего, воспринимаемого и восприятия и есть процесс осознания, в котором происходит озарение Ясностью.

Подобный опыт убеждает, что восприятие по внешним формам происходит только в уме, а мы как сознание функционируем вне активности ментала и без его качеств. А как частица Сознания мы энергетически соединены с любой точкой Творения и можем чувствовать её как себя.

Так мы на собственном опыте познаём свою многомерность. А так как вызванные этим ощущения и осознавания происходят в пространстве физического тела, оно становится для нас не просто материальным носителем, доставляющий подчас серьёзные неприятности, а, как и ум, замечательным инструментом Сознания / Духа.

Через него Он направляет нас к текущему моменту, помогает слиться с Жизнью и постичь Её совершенство - ведь вечное «сейчас» и есть Жизнь. А чувствуя тело изнутри, мы осознаём, как Дух подталкивает изменить что-то в питании или в привычках, как через ощущения Он каждому по-своему, в силу его уникальности, подсказывает, где истинное, а где ложное. Как необъяснимо удерживает от неверных поступков и развивает интуитивное восприятие, переводя сознание на другой уровень. Как вынужденно, через болезни, Он направляет к осознанию, что убеждения, в которых мы живём - это ошибочные выводы ума-эго, которыми оно доказывает свою важность, притягивая из реальности то, что подтверждает эти суждения.

Осознание и Пробуждение.

В осознании нам открывается суть того, на что направлено внимание. Без объяснений и анализа, как то, что просто есть. Сознание на этом уровне всё видит

Расширенно и целостно – и пространство, и всё в нём происходящее (в отличие от ума, способного концентрироваться на чём-то одном – фоне или фигуре),

Без отношения к нему как позитивному или негативному, а как к Тому-Что-Есть (ум же автоматически реагирует и моментально выдаёт оценки),

Отстранённо, что исключает отождествления и любые концепции (то есть устраняется эго). И мы уже не воспроизводим действительность через свои призмы, а напрямую контактируем с ней.

В точке настоящего (а не прошлого или будущего, где обитает ум),

Поэтому ум замолкает, превращается в молчаливого, беспристрастного Наблюдателя, и в этом процессе исчезает «я». Смотрящий, говорящий, всё объясняющий, наклеивающий ярлыки сливается с самим видением, говорением, осознанием. И нет того, кто должен видеть всё целостно, стать безоценочным, не отождествляться и быть в «здесь и сейчас». А есть Истинное Я, которое и есть То-Что-Есть в данный момент – сама Жизнь.

Тогда мы на собственном опыте познаём, что мы - не ограниченный ум с его узким, однобоким пониманием, не тело, которое ходит, говорит, всё выполняет. Они - инструменты, с которыми мы себя по ошибке идентифицируем. Мы значительно большее и трудно постижимое – мы Дух, который никак себя не манифестирует, Сознание, которое не определяет себя через пережитое, через знания и достижения, а осознаёт себя как Я Есть Присутствие здесь, в текущий момент. Я существую. Без интерпретаций и объяснений.

Обнаружить себя как пульсирующий Дух, как присутствие Я, которое просто Есть, без дополняющих определений, без того «я», которое констатирует это, значит прийти к Самоосознанию или Пробуждению сознания от гипнотического сна.

Оно происходит Божьей Милостью, наедине с собой, в предельном погружении в свои глубины, где мы становимся Пустотой, Тишиной и Покоем. И как это ни парадоксально для ума, они - наше Истинное Я. Оно просто Есть. Как неопределимый Дух / чистое Сознание без я, моё, мне. Без качеств. Без того, что можно переживать, и без того, кто переживает. И это - наша Суть. Наш Исток. Бог в нас. Осознание.

Из этой глубины постигается скрытая за внешней формой суть происходящего, становится ясным уровень сознания пишущего или говорящего, причина какого-либо следствия, мотивы поступков, фальшь и искренность, намерения человека, хочет ли он вовлечь нас в свою игру и зачем... А так как нет «я», нет осуждений кого-то, и некому всё сопоставлять с подсознательным идеальным образом себя, поэтому нет чувства своего несовершенства, и нет реактивных выборов, о которых мы потом горько жалеем. Я Есть Присутствие – это наше Естество. Это Осознанность. Она, будучи безмолвным голосом Духа, способна изменить судьбу, избавить от коверкающих жизнь убеждений, и гармонизировать самые напряжённые отношения.

Случай из практики:

После очередной крупной ссоры с женой мужчина переехал к матери, которая живёт одна в 3-х комнатной квартире. Зная её властный характер, стремление всё контролировать и подчинять себе, он планирует как можно скорее арендовать другое жильё. И запросы у него невысокие, и вариантов предлагают множество, но ни один ему не подходит. Будто кто-то специально задерживает его под крышей матери. «Почему?» - недоумевает он.

Ум предполагает, что вероятно, отношения с женой ещё не исчерпаны, и к ним нужно вернуться. Но, окунувшись в ситуацию и соединившись с его Душой, осознание поворачивает в другую сторону. Оказывается, этот человек уже достаточно зрел для того, чтобы по-иному взглянуть на мать, пересмотреть их непростые отношения, простить её заблуждения, свою категоричность, смягчиться и дать проявиться той любви, которая соединяет их обоих. К этому и направляет его Душа, не отпуская из дома этой женщины.

В результате внутренней работы наш герой остался пока жить у матери. Но они стали по-настоящему близкими людьми, которые, заменив укоры и критику на юмор, трогательно заботятся друг о друге.

В самонаблюдении происходит растождествление с мыслями и любыми идеями о себе, как позитивными, так и негативными, например, я успешный или неудачник / мать подавляла меня, и я стал неуверенным, строптивым, агрессивным / мне не везёт в личной жизни и т.п. Тогда иллюзорный образ себя ставится объектом и теряет силу.

Исследование же, откуда исходят подобные идеи, ставшие субличностями, приводят в Исток внутри себя, где они и растворяются.

А погружение в глубину Истока открывает Истинное Я. В Нём мы спокойны, уверены, необусловлены ничем внешним, неподвержены чужим влияниям, неподвластны ярлыкам, которыми кто-то старается задеть нашу самооценку. И начинается новый этап в своём развитии.

075.18022015 Звездные лоцманы — исследователи граней реальности. Материалы про Раммона Адена.

Лекции Раммона Адена легли в основу основного труда «Основы Мироздания». Материалы про Раммона Адене Коллектив Большой Сатаронтской библиотеки (Капитал, Сенны) любезно предоставляет нам новые публикации и материалы о нём. Раммон известен нам не только но как исследователь тайн Вселенной. Поэтому мы можем поставить эту фигуру рядом с Фан Фикшеном, создателем Магического синдиката. В Квартирной лиге живут много личностей которые уже проявили себя в разных гранях реальности.

публикуем запись целиком.

Учитель Раммон Аден ведет некоторые дисциплины в
Некоторые темы излагаются в формате выдержек из его лекций
Творческий союз «Раммон Аден и студия «ЕВАлюксшен» (Сатаронто) представляет новый проект: «ПУТЬ К СЧАСТЬЮ».

День надо начинать с молитвы. Молитва это тонкая энергия, которая прочищает тонкие каналы, по которым циркулирует тонкая энергия Ци между чакрами.
Их надо прочищать постоянно, так как они забиваются грязными мыслями, грязными вибрациями. Возникают энергетические пробки – это источник будущих болезней на физическом уровне.

Новое от Раммона Адена Мифы Раммона ч. 1 до 1988г.doc

Ночные мысли или кастеты-пистолеты 3,37

Релиз 14,10,20010

Осознание и сознание

Отличительной чертой лекций Раммона было глубокое ощущение их полной спонтанности. Темы лекций никогда не выбирались заранее, но высказывания Раммона обладали уникальным качеством некой гибкости, каждый раз придающей им удивительную свежесть. Еще больше удивляешься, когда вспоминаешь, что такие беседы он проводил без какой-либо предварительной подготовки, дважды в день, включая воскресенья, в течение многих лет. И вот, дойдя до кульминации беседы, Раммон произносит, довольно улыбаясь: «О чем же я говорю? Тема всегда одна и та же - непостижимая Игра Творца.

Обычно Раммон не утруждал себя ожиданиями, пока соберутся слушатели, прежде чем начать обсуждать ту или иную тему, возникающую в его уме. Иногда, когда он начинал говорить, - или, можно сказать, размышлять вслух - присутствовало всего три-четыре человека. Но для него это не имело никакой разницы. Он мог говорить даже с одним-единственным ищущим, если ему так хотелось, и с жаром излагать ему основы своего учения, проводя между ними связи и помогая увидеть их в истинной перспективе. Его ум - это целостный ум, выходящий за рамки прагматизма. И его мышление - это мышление, отличающееся тотальностью.

Однажды утром, Раммон произнес: «Какая разница между «осознанием» и «сознанием», если таковая есть?» В такие моменты не знаешь - то ли он ожидает ответа от присутствующих, то ли просто думает вслух, и не решаешься ответить, боясь нарушить поток его мыслей. Но затем он может сказать: «Почему вы не отвечаете? Значит, вы просто заставляли меня попусту тратить время, слушая мои беседы все эти дни?» Однако в это утро он продолжал говорить, не ожидая ответа.

***Он отметил, что осознание относится к Абсолюту, в то время как сознание - это нечто поддерживаемое и ограниченное состоящим из пищи телом. Когда тело разрушается, сознание также исчезает.

***Имейте в виду, никто не умирает - состоящее из пяти элементов тело, становясь безжизненным, смешивается с этими элементами, сознание же освобождается от них.

***Осознание - это изначальное первичное состояние, существующее до возникновения концепции пространства-времени и не нуждающееся ни в каком источнике и ни в какой опоре. Оно просто есть.

***Именно в тот момент, когда в этом изначальном состоянии единства возникает концепция сознания, возникает и ощущение «я есть», приводящее к возникновению состояния двойственности.

***Сознание обладает формой и является отражением осознания на поверхности материи. Невозможно рассматривать сознание в отрыве от осознания, не может быть отражения солнца без самого солнца.
****Осознание без сознания может существовать. Например, в глубоком сне сознания нет (оно находится в покое), но осознание несомненно присутствует, ибо, проснувшись, человек осознает, что спал, - но лишь проснувшись.

***В Пути духовное тело (будхическое) развивается быстро и человек начинает познавать блаженство, которое происходит от отсутствия разделяющих препон, и мудрость, свободно вливающуюся, когда пределы сознания уничтожены».

***В нирване пребывают Великие сущности, которые закончили свою собственную человеческую эволюцию в исчезнувших мирах и которые выступали вместе с Логосом, захотевшим проявить себя в новой Вселенной.
Они являются совершенными исполнителями Его воли.

***Интеллект есть начало, разъединяющее в человеке, он различает «я» от «не я», он сознаёт только одного себя, а всё остальное мыслит как внешнее, а значит чуждое для себя.

***Это начало, борющееся, враждующее, самоутверждающееся, с точки зрения интеллекта, весь мир является ареной всевозможных столкновений, ожесточающихся в той мере, в какой интеллект участвует в них….

***Даже страстное начало в человеке наклонно к враждебности когда его волнуют желания.

***Объектная вселенная находится в бесконечном движении, постоянно проецируя и растворяя бесчисленные формы. При каждом создании формы и наделении ее жизнью (праной), возникает сознание (четана), что происходит одновременно и автоматически через отражение Абсолютного Осознания в материи.

***Необходимо ясно понять, что сознание - это отражение Абсолюта на поверхности материи, вызывающее ощущение двойственности. В отличие от него чистое Осознание, состояние Абсолюта, не имеет ни начала, ни конца, и не нуждается ни в какой другой опоре, кроме самого себя.

***Сознание - это единственный «капитал», с которым рождается всякое чувствующее существо. Это лишь кажется очевидным.
Реальная ситуация такова: то, что рождается, - это сознание, нуждающееся в организме, в котором оно могло бы проявиться, и таким организмом является физическое тело.

***Что же наделяет чувствительностью - способностью ощущать, реагировать на стимулы - живое существо? Что делает живого человека отличным от мертвого? Конечно, ощущение бытия, чувство присутствия, сознание, активизирующий дух, который оживляет физическую структуру тела.

***Между чистым Осознанием и осознанием, отраженным в виде сознания, существует такая пропасть, которую ум не в состоянии преодолеть. Отражение солнца в капле росы - это не солнце!
***Осознание становится сознанием только тогда, когда появляется объект, в котором оно могло бы отразиться.

***Сознание проявляет себя в индивидуальных формах и наделяет их видимым существованием. В человеческих существах в силу такого проявления возникает концепция обособленного «я». В каждом индивидууме Абсолют находит свое отражение в виде осознания, и, таким образом, чистое Осознание становится самоосознанием, или сознанием.

***Проявленное сознание — единственная связь с Абсолютом.
Оно становится единственным инструментом, с помощью которого человек может надеяться достичь иллюзорного освобождения от «индивидуума», которым себя считает.

***Пребывая в единстве со своим сознанием и относясь к нему как к своему Богу, человек может надеяться достичь того, что считает недостижимым.

***Что в действительности является основой наделяющего жизнью сознания?
Это должен быть физический материал, поскольку в отсутствие физической формы оно существовать не может. Проявленное сознание может существовать лишь до тех пор, пока его обитель - тело - сохраняется в здоровом и пригодном для обитания состоянии. Хотя сознание и представляет собой отражение Абсолюта, оно подвластно времени и может поддерживаться только материальной пищей, состоящей из пяти элементов, чем и является физическое тело.

***Проявленное сознание ограничено временем, поскольку оно исчезает сразу же, как только приходит конец физической структуре.

***Сознание пребывает в здоровом теле и покидает его тогда, когда оно дряхлеет и умирает. Отражение солнца можно увидеть лишь в прозрачной капле росы, но не в мутной от грязи.

***мы можем наблюдать природу и функцию сознания в своих повседневных состояниях глубокого сна без сновидений, сна со сновидениями и бодрствования. В глубоком сне сознание возвращается в состояние покоя. Когда сознание отсутствует, нет никакого ощущения своего собственного существования или присутствия, не говоря уже о существовании мира и его обитателей, нет никаких мыслей о связанности и освобождении. Причина в том, что отсутствует сама концепция «я». В состоянии сновидения начинается движение крошечной частички сознания - человек еще не проснулся полностью - и затем, в долю секунды, в этой частичке сознания создается целый мир, содержащий горы и долины, реки и озера, города и села с домами и людьми разных возрастов, включая самого сновидящего.
И, что более важно, сновидящий не имеет никакого контроля над тем, что делают снящиеся ему персонажи!
Получается, что из памяти и воображения мгновенно создается новый живой мир - посредством одного движения в этой частичке сознания.

***Представьте себе невиданную мощь этого сознания, одна крошечная частичка которого может содержать в себе и проецировать целую вселенную». Когда человек просыпается, снящийся ему мир и персонажи сна исчезают.

***Что происходит, когда состояние глубокого сна и сновидения заканчиваются, и вновь возникает сознание? Наступает непосредственное ощущение существования и присутствия, не присутствия «меня», а присутствия как такового. Однако вскоре ум берет бразды правления в свои руки и создает концепцию «я» и осознание тела.

***Большинство людей настолько привыкли считать себя телами, обладающими сознанием, что нам очень трудно принять или даже понять настоящее положение дел. В действительности же именно сознание проявляет себя в бесчисленном количестве тел.

***Необходимо осознать, что рождение и смерть - это не что иное, как начало и конец потока движений сознания, толкуемых как события в пространстве-времени. Если мы сможем постичь это, мы также сможем осознать, что в своем изначальном нетронутом состоянии мы представляем собой чистое бытие-сознание-блаженство.
Пребывая же в контакте с сознанием, мы являемся лишь свидетельствованием, полностью отдельным от различных движений в сознании.
(К моей досаде я так и не смог найти альтернативу слову свидетельствование. Мне оно самому не нравится)

Это неоспоримый факт, поскольку очевидно, что мы не можем быть тем, что воспринимаем, - воспринимающий должен быть отличен от того, что он воспринимает..

***Лишь сознание является нашим постоянным спутником. Постоянное внимание к потоку своего сознания ведет к Осознанию - основе существования, тому, что является жизнью-любовью-радостью.

***Сознание того, что сознаешь, уже движение к Осознанию.

***Ум по своей природе направлен наружу, он всегда пытается отыскать источник вещей в самих вещах. Когда же он оказывается направленным на источник, находящийся внутри, это становится почти началом новой жизни. Осознание сменяет сознание. «Я есть», то есть мысль в сознании, исчезает. В осознании нет мыслей. Осознание - это источник сознания.

***Раммон предлагает в качестве прекрасного духовного упражнения просто молча сидеть и наблюдать за тем, что происходит на поверхности ума. То, что мы называем мыслями, подобно ряби на поверхности воды. Мысли всегда ведут к отождествлению или осуждению, они являются результатом концептуализации и препятствуют истинному пониманию. Подобно тому как вода, свободная от ряби, абсолютно спокойна, спокоен и ум, когда он свободен от мыслей, когда он пассивен и в полной мере восприимчив.

***В зеркале вашего ума всевозможные картины будут появляться, задерживаться на какое-то время, а затем исчезать. Тихо наблюдайте за тем, как они приходят и уходят. Сохраняйте бдительность, но не допускайте, чтобы они притягивали или отталкивали вас. Очень важно сохранять состояние отрешенности.
Постепенно уйдут все бесполезные мысли, подобно тому как можно избавиться от непрошеных гостей, если полностью их игнорировать. Такое пребывание в самом себе, то есть в состоянии «я есть», наблюдение за потоком ума в качестве бесстрастного свидетеля, без вмешательства или суждения, приведет к тому, что «глубинное» неизвестное получит импульс к выходу на поверхность сознания и высвобождению своей неиспользованной энергии, которая даст вам возможность достичь понимания тайны источника жизни».

Занавес опускается. Благодарим читателя за внимание. Продолжение следует.

Ключевым понятием в работе с сущностью сознания является осознанность . Для того чтобы осознавать что-либо, не нужно делать никаких усилий, это всегда происходит просто и естественно. Если мы смотрим на чистое небо, нам ничего не нужно для осознания того, что оно голубое, достаточно просто взгляда вверх. Если кто-то говорит, что у Марьи Ивановны родился сын, мы осознаем это так же легко. Способность осознавать - врожденное свойство, изначально присущее сознанию.

Мы, однако, приучены всегда осознавать что-то. Теперь давайте попробуем осознать саму осознанность, попробуем стать ею. Вибрации осознанности выше вибрации мыслей. В силу этого мысль, пришедшая к нам в состоянии осознанности, растворяется. Это растворение происходит само собой, автоматически - так же, как сам собой тает лед на солнце.

Представим себе: каждая приходящая мысль тает в лучистой энергии осознания. Это происходит, если мы сохраняем открытую внимательность, не следуем за приходящими мыслями и не позволяем им унести нас.
- естественное свойство ума. Не нужно бороться с ним, чтобы осознать некую потустороннюю истину. , не причиняя нам никакого вреда. Они теряют свою силу увлечь нас, если мы пребываем в состоянии глубокой спокойной осознанности.

Осознанность эта чистая и ясная, не требующая никаких усилий. Качество осознанности - наше коренное врожденное свойство. Оно не зависит ни от возраста, ни от уровня развития, ни от обстоятельств. Это наша суть, переливающаяся из мгновения в мгновение, подобно алмазной сверкающей на солнце нити.

В начале поддержание непрерывной осознанности требует тонких усилий, которые прекращаются с пониманием того, что осознанность - наша суть и основа. Сознание пронизывает все своим светом, в этом свете рождается, живет и растворяется все существующее. Поэтому, в какую бы сторону мы ни направились, везде мы встретим только сознание в его бесчисленных модификациях. На пути самопознания многие заходят слишком далеко. Они теряют из виду то, что они ищут - свою суть.

Усилия, необходимые в начале, становятся препятствием в дальнейшем. "Каждый , и никто не понимает этого" , - говорит индийский мудрец Аштавакра. Если мы видим только сознание во всем, усилия становятся бессмысленными. Куда и зачем стремиться, если мы уже находимся внутри сказочного сияющего дворца?
Оставаться в основе, сутью которой является открытое внимательное осознавание происходящего, не сложнее, чем смотреть или слышать. Более того, если нам кажется, что мы утеряли основу, это ошибка, поскольку она присутствует во всем.

Усилия по отношению к основе - насилие над своей природой, ведущее в ловушку бесконечной череды мыслей, фантазий, страхов и неизбежного при этом напряжения. Позволим же себе просто осознавать происходящее. Так просто и так сложно.
При этом важно научиться двум вещам: расслабляться в состоянии осознанности и смотреть прямо в ее суть. Это похоже на то, как будто идешь ко дну. Сложность расслабления в состоянии осознанности заключается в том, что расслабление является тонким усилием. Но любое усилие уводит от сути, никогда не изменяющейся и не совершающей усилий.
Самое лучшее - когда расслабление наступает само собой, подобно тому, как падает на подушку смертельно уставший человек. Ему не нужно расслабляться, нужно только добраться до постели и лечь. Чтобы такое автоматическое расслабление в состоянии осознанности наступало само собой, нужно достичь определенного уровня в практике. Нужно поработать.

Осознанность или суть пронизывает все. Она является истоком всего и, одновременно, океаном, куда впадает река бытия. к своему источнику.
У источника нет уровней. Он равно присутствует во всем. Поэтому, в каком бы направлении мы не пошли в нашей медитации или жизни, мы не встретим ничего, кроме проявлений источника, которые не отличны от него самого. Мы можем не видеть источник и не ощущать его свежего дыхания, потерявшись в бесконечных формах и обликах, которые он принимает. Но мы должны твердо помнить: везде разлит только он один - бесконечный океан бессмертного сознания.

Источник находится внизу и наверху, в прошлом, в будущем, в настоящем. Из него состоят наши мысли и чувства, наше тело и воздух, которым мы дышим. Все, что мы видим, слышим, понимаем или не понимаем - это он. То, с помощью чего мы видим и понимаем - он же. И, наконец, тот, кто видит и понимает - это тоже он один. Во вселенной нет ничего, кроме сознания.

Жизнь с таким пониманием не требует ничего специального, даже необходимости расслабления в осознанности - это происходит само собой. Просто приходит ощущение единства вселенной. Для этого нет необходимости что-то делать. Можно делать все, что угодно, или не делать ничего - ни то, ни другое ничего не меняет в происходящем.
Приходит глубокое, подлинное облегчение. Как будто мы долго несли тяжелый мешок с землей и вдруг поняли, что можно просто вывалить его на обочину дороги. Этот мешок - груз наших прежних проблем и забот, включая проблемы садханы.

Смотреть в центр осознанности можно, используя тело и без него. В области сердца, в центре груди свет сознания наиболее интенсивен. Именно отсюда, поднимаясь по особому каналу, идущему в глаза, сознание проецирует наружу голограмму внешнего мира. Экраном для этой голограммы служит пустота. Фантастическая разворачивающаяся перед нами картина настолько правдоподобна, что завораживает нас полностью, заставляя принимать ее за единственную реальность. Но это не так.

Если мы направим луч внимания из области за глазами вниз, в центр груди, то мы окажемся в новом доме. Этот дом - свет сердца, заливающий всю вселенную, подлинный центр сознания.
Интуитивно мы знаем об этом: говоря "я", мы указываем в центр груди. Осознавая источник нашего бытия в сердце, мы возвращаем его домой из временно захватившей власть головы. Это позволяет жить и практиковать, исходя из глубины сердца, а не руководствуясь рассудочным мышлением.

Способ смотреть в центр сознания, не используя тело, иной. Строго говоря, у сознания нет центра. Поэтому использовать область сердца не обязательно. В этой практике мы смотрим в сущность осознанности и направляем луч внимания на источник сознания, не локализуя его в теле или пространстве.
Мы осознаем само осознавание и проникаем в его суть. и осознаваемое становятся одним. Это сознание, смотрящее само в себя и узнающее сначала себя в себе, а затем во всем. Здесь исчезают центр и периферия. В этом состоянии мы можем пережить либо наше "я", распространившееся до бесконечности и включающее в себя все, либо полное его растворение.

Нужно иметь в виду, что описываемая здесь практика работает лишь в том случае, если нам удастся освободиться из-под власти рассудочного мышления и придти к чистому, или, как его называют тибетцы, обнаженному восприятию. Интенсивное лишенное оценочных мыслей восприятие - это просто спокойное осознавание происходящего. При этом восприятие становится ярким за счет того, что энергия сознания не рассеивается. Не покидая центра осознания, она становится сконцентрированной и уравновешенной.

Сознание и тело при этом расслаблены, нет никакого напряжения ни в теле, ни в психике. В этой ясной осознанности мысли растворяются сами собой, а их энергия поглощается полем осознания. Таким образом, осознанность питается приходящими мыслями, поглощая их энергию и, тем самым, усиливая интенсивность своей светимости.
Если мы замечаем, что опять захвачены водоворотом мыслей, нужно спокойно вернуться к базовой технике - ясно осознать ситуацию, которая может быть любой и продолжать оставаться в состоянии расслабленной осознанности. При этом не делается различия между внешним и внутренним - это одна ситуация. Мы просто спокойно осознаем, что происходит как внутри, так и снаружи, работая с этим как с единым полем реальности.

Что бы ни происходило, приучимся напоминать себе, что происходит это с телом и умом, но не с нами. Привыкнем к осознанию того, что наша суть или основа всегда остается неизменной. Научимся быть этой сутью.
При этом, если ситуация требует от нас активности, мы действуем, не позволяя себе забыться и быть захваченным действием. Мы продолжаем спокойно эту активность осознавать. Само действие при этом спонтанно, и исходит из внутреннего импульса, оно не просчитывается и не идет "от головы". Таким образом, само действие и его созерцание являются одним интуитивным процессом, исходящим из единого центра.

Соединяя действие с созерцанием, мы ничего не "делаем", но просто адекватно реагируем на возникающие ситуации. "Адекватно" означает оптимально, наилучшим из всех возможных способов, максимально эффективно. Подобная реакция возникает не в результате просчета вариантов, а вытекает из осознанности, и происходит это само собой.
Фактически, ситуация разрешает себя сама. Каждая из возникающих ситуаций - это вызов, требующий от нас правильной реакции. Если мы действуем верно, проблема уходит и не возвращается. При ошибочной реакции и неверном действии проблема остается неразрешенной. Накапливаясь, нерешенные проблемы создают нашу карму.
Что значит правильно реагировать на ситуации? Это означает не позволять событиям ни эмоционально, ни интеллектуально захватывать нас. Это означает глубоко . Это означает сохранять естественную открытую внимательность. Это означает ни на секунду не покидать центра осознанности. Это означает позволить ситуации развиваться самостоятельно, не стараясь направить ее в наших эгоистических целях. Это означает оставаться спокойным.

продолжение -

по материалам из книги: Илья Беляев - "Пространство сознания".

- главная страница сайта "РОДоСВЕТ".

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :