Открыть левое меню приморский край. Общие сведения о хозяйственной деятельности приморского края

День образования Приморского края отмечается сегодня, 20 октября.

20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский регионы. В этот день 78 лет назад Приморский край получил свое современное название и обрел нынешний административно-территориальный статус.

Изначально в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области. Сегодня Приморье – это 12 городских округов и 22 муниципальных района, всего 659 населенных пунктов.

Год основания Приморского края оставил след в его истории знаменитыми Хасанскими событиями – вооруженным пограничным конфликтом в районе озера Хасан и реки Туманная. Первую проверку новоиспеченный регион прошел успешно.

В современной истории России Приморскому краю благодаря его геополитическому положению отведена особая роль – стать воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион. Федеральный Закон о Свободном порте Владивосток ознаменовал начало новой эпохи, а отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе

В 1940 году численность Приморского края достигала уже 939 тысяч человек.

В 1941 году Приморский край вместе со всей страной поднялся на борьбу с фашистской Германией, став закрытой укрепленной базой военно-морских сил Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны Приморье сыграло огромную роль в обеспечении советских войск, переправив львиную долю грузов по ленд-лизу.

2 сентября 1945 именно здесь, в Приморье, закончилась Вторая мировая война.

В послевоенные годы регион стал наиболее индустриально развитым районом Дальнего Востока, крупным промышленно-аграрным центром с преимущественно сырьевой специализацией.

В 50-х годах 20 века в Приморье началось бурное жилищное строительство. Посетивший край в 1953 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев велел сделать Владивосток «городом лучшим, чем Сан-Франциско».

Таким отраслям, как рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение, придавалось общегосударственное значение. Развивались электроэнергетика, а также строительная, топливная, легкая и пищевая промышленность.

С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности. К началу 70-х годов в Приморье существовало более 300 собственных промышленных производств. Доля Приморья в экспортных поставках продукции дальневосточных предприятий, пользовавшейся спросом более чем в 50 странах мира, составляла до 50%.

К концу 70-х численность населения Приморского края достигала почти 2 миллионов человек.

В 1992 году произошло знаменательное для истории края событие – Владивосток снова стал открыт для иностранных граждан.

В современной истории России Приморскому краю благодаря его геополитическому положению отведена особая роль – стать воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион. Федеральный Закон о Свободном порте Владивосток ознаменовал начало новой эпохи, а отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе.

Обозначенный руководством страны восточный вектор развития России получает воплощение в масштабных и значимых проектах, реализуемых на территории Приморского края.

Отличительные особенности . В Приморском крае есть ряд особенностей, из-за которых сюда хотя бы один раз в жизни стоит приехать. Пусть не навсегда, пусть на неделю, на месяц. Но познакомиться с этим уникальным краем, с его красотами стоит обязательно.

Первая особенность - это природа. С одной стороны - тайга, где водятся настоящие дикие тигры и медведи, олени и белки. С другой стороны - синее море, богатое своими дарами.

И все это в Приморье можно увидеть одновременно! Щедрая дальневосточная природа предлагает нехитрые, но приятные развлечения - сбор грибов, ягод и орехов в местных лесах. А любителей морепродуктов здесь ждет самый настоящий рай: огромные дальневосточные крабы, трепанги, мидии, гребешки, креветки, морские ежи, осьминоги, морская капуста… Даже в советские времена, когда был всеобщий дефицит продуктов, жители Владивостока и Приморья могли наловить себе на ужин любые морские деликатесы, какие только пожелают.

Это не манна небесная. Это моллюски, которые принес жителям Владивостока очередной тайфун. Фото Светланы Лалетиной

Вторая особенность - это город-порт Владивосток и его окрестности, где расположена военно-морская база ВМФ России. Славные военные традиции здесь любят и чтут. Это один из немногих российских городов, где в последнее воскресенье августа проходит военно-морской парад, даже правильнее было назвать - военно-морское шоу. Если вы будете гулять по Владивостоку, то найдете много памятников, связанных с флотом и его историей.

Третья особенность - это уникальное географическое расположение, имеющее не только минусы, но и свои плюсы. Несмотря на то, что от Владивостока до Москвы 9177 км, до границы с Китаем Владивосток отделяет всего каких-то 205 км. Это очень удобно как для туризма, так и для бизнеса. Также отсюда рукой подать до Японии, да и не так далеко находятся страны Юго-Восточной Азии, куда добираться из Приморья намного быстрее, чем из российской столицы. Кстати, даже если не учитывать выигрыш во времени, туры из Владивостока в Таиланд на 20-25% дешевле, чем из Москвы.

Географическое местоположение . Приморский край находится на юго-восточной оконечности России, в южной части Дальневосточного федерального округа. С юга и востока его земли омываются Японским морем. На севере он граничит с Хабаровским краем, на западе - с Китайской народной республикой. Рельеф - гористый, значительную часть территории занимает хребет Сихотэ-Алинь.

В горах есть красивые озера, пещеры и водопады. Крупнейшее озеро - Ханка, на границе с Китаем. Главная река Приморья - Уссури.

Уникальная природа Приморского края с редкой флорой и фауной требует защиты от браконьеров и прочих вандалов. Сейчас в Приморье функционируют 6 заповедников, 3 национальных парка и один природный парк. Здесь пытаются сохранить такие исчезающие виды, как амурский тигр и дальневосточный леопард.

Население. Еще во времена Российской империи Приморье заселялось добровольно-принудительно. Сюда направляли казаков для защиты наших границ, крестьян вместо прохождения службы, каторжан для отбывания наказания. Также всем желающим переселенцам выделялись бесплатные земли. При Союзе Приморский край стал заселяться еще быстрее. Вплоть до 1989 года наблюдался устойчивый рост как городского, так и сельского населения. А затем у Приморья начались серьезные экономические проблемы, и население стало уменьшаться такими же темпами, как до этого росло. Сейчас в Приморском крае проживает 1 947 263 чел., что примерно соответствует уровню 1980 года.

В Приморском крае больше всего проживает русских (85,66%). На втором месте - украинцы (2,55%), на третьем - корейцы (0,96%). На самом деле, украинцев здесь проживает намного больше, причем массово они стали приезжать сюда еще в конце 19 века, когда между Одессой и Владивостоком было налажено регулярное морское сообщение. А сейчас - другие реалии: в Приморье много гастарбайтеров из Средней Азии и Кавказа, которые, похоже, и не собираются возвращаться домой. Сравнительно недавно добавилась еще одна головная боль: нелегалы из Китая, Вьетнама и других азиатских государств, проникающие во Владивосток всеми возможными способами.

Криминал . 11-е место в криминальном рейтинге регионов - это весьма печальный показатель, говорящий о том, что уровень преступности в Приморье довольно высокий. Несмотря на то, что Приморье находится на юге страны, население здесь не менее суровое, чем на русском Севере. Дикие леса, уссурийская тайга, удаленность от Москвы - все это откладывает отпечаток на местные нравы. Немаловажным фактором высокого уровня преступности является и тяжелая экономическая ситуация в Приморье. К тому же, во Владивостоке есть еще своя специфика - морской порт, перевалка грузов, таможня - благодатная почва для развития организованной преступности.

Уровень безработицы в Приморье очень высок 6,87%. Но местным жителям есть как спасаться. Например, распространенный бизнес местных - перегон дешевых подержанных японских машин в западные регионы России, где за них дают уже совершенно другие деньги. Государство ищет разные способы, чтобы повысить деловую активность в регионе, но пока ситуация далека от идеальной.

Если говорить об официальных доходах, то средняя зарплата в Приморье - 27365 рублей. Самые высокие зарплаты - в сфере производства нефтепродуктов (51,6 тыс. руб.), в финансовой сфере (50,6 тыс. рублей), в науке (38 тыс. руб.) и транспорте (35 тыс. рублей).

Стоимость недвижимости. Средняя стоимость однокомнатной квартиры на вторичном рынке - от 1,7 млн. рублей. Новые однокомнатные продаются по 2,5 млн. рублей и выше. Цена на «двушки» уже значительно выше, и начинается где-то от 2,5 млн. рублей для старого жилого фонда и 3,5 млн. рублей для новостроек.

Климат. В Приморском крае - своя, дальневосточная погода, и жителю европейских равнин она вряд ли покажется привычной. Этот климат относится к умеренно-муссонному. Летом здесь царство идущих с юга тайфунов, приносящих туман, обильные дожди и наводнения. Конечно, вести сельское хозяйство в таких условиях - это адский труд. В самые жаркие летние месяцы средняя температура +17…+26°С. Зимой - все наоборот. Холодные северные ветра приносят сухой морозный воздух. Хотя средняя температура января −15°С, у моря субъективно ощущается еще больший мороз. А в глубине континента даже термометр будет четко показывать −20° и ниже. Как уже говорилось, регион очень дождливый и среднегодовая норма осадков составляет 600-900 мм в год. Правда, большая часть из них выпадает в теплое время года.

Города Приморского края

(600 тыс. чел.) - столица Приморского края, наш форпост на Дальнем Востоке и Тихом океане. Город, основанный в 1860 году, раскинулся на берегах бухты Золотой Рог. Здесь находятся морской и рыбный порт, а также военно-морская база, благодаря которой Владивосток долгое время был закрытым городом.

После развала СССР наступил экономический кризис, поскольку предприятия оборонного комплекса вынуждены разукрупняться и переходить на выпуск гражданской продукции, что не так уж и просто, учитывая наличие под боком таких монстров, как Япония и Китай. Если не учитывать экономические проблемы, то Владивосток - красивый и приятный город, со своим неповторимым очарованием.

(165 тыс. чел.) - второй по величине город Приморья. Основан в 1866 году выходцами из Украины как село Никольское. Сейчас это крупный железнодорожный узел, центр пищевой промышленности. Из проблем - криминал, инфраструктура, требующая обновления, пьянство населения. Впрочем, эти проблемы - не одного Усурийска, а многих городов России.

(158 358 чел.) - самый южный город России, с удобной бухтой, где расположены портовое хозяйство и нефтеналивная база. Здесь хорошо развита инфраструктура, а благодаря природе субтропиков в окрестностях города имеется курортно-лечебная база. В частности, район Ливадия - любимое место отдыха многих жителей Дальнего Востока, которым добраться до черноморских курортов практически нереально.

Артем (102 451 чел.) - этот город с удивительным именем назван в честь русского революционера, которого, как ни странно, звали Федор Сергеев (а «товарищ Артем» - была его партийная кличка). Изначально это был город шахтеров. Но потом все шахты позакрывали, так что основными задачами артемовцев остались обслуживание расположенного здесь аэропорта «Владивосток», да Артемовской ТЭЦ, работающей на привозном каменном угле. Конечно, все это оборачивается проблемами с экологией. К плюсам можно добавить нормально развитую инфраструктуру. Торговые центры и развлекательные комплексы - все это здесь есть в изобилии.

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии. Весной 1920 Красная Армия подошла к границе Приморского края. Во избежание военного столкновения России с Японией здесь была создана Дальневосточная республика, находившаяся под контролем большевиков. В 1922 эта республика вошла в состав Советской России. В 1938 был образован Приморский край с центром во Владивостоке.

Район Владивостока был исследован Российскими мореплавателями в 50-х гг. 19 в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой Российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 открылось прямое железно-дорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В 80-90-х гг. 19 в. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английских войск. В 1920-22 Владивосток - центр Дальневосточной республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ федеральный округ. Приморский край. Площадь 164,7 тыс.кв.км.. Образован 20 октября 1938 года.
Административный центр Приморского края - г. Владивосток

Приморский край – субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, расположен на Дальнем Востоке. В состав края входят многочисленные острова: Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Путятин, Аскольд и др.. С юга и востока омывается Японским морем.
Приморский край входит в Дальневосточный экономический район. В Приморье открыт целый ряд крупных и уникальных месторождений разнообразных полезных ископаемых, на базе которых создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востоке горнодобывающая промышленность. Основные отрасли - Рыбная промышленность: рыба, морепродукты, рыбные консервы; Машиностроение и металлообработка: авиастроение, судостроение и судоремонт; Лесная и деревообрабатывающая промышленность: деловая древесина, пиломатериалы, фанера, мебель; Цветная металлургия: свинец, концентраты (свинцовый, цинковый, оловянный, вольфрамовый, медный) плавиковошпатный, золото, серебро; Химия: боропродукты, серная кислота; Промышленность стройматериалов, угольная, лёгкая, пищевая. Посевы зерновых (рис, гречиха, овёс, пшеница) и кормовых культур, сои, картофеля. Овощеводство, плодоводство. Мясо-молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, звероводство (норка), пантовое оленеводство. Развит морской транспорт. Крупные порты: Владивосток, Находка, Восточный.

6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика.
15 ноября 1922 года Дальневосточная республика была преобразована в Дальневосточную область РСФСР (позже – край).
Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно).
Регион награждён орденом Ленина (1965).

Города, Городские округа и Муниципальные районы Приморского края.

Города Приморского края: Владивосток, Арсеньев, Артём, Большой Камень, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Фокино.

Городские округа Приморского края:
Городской округ «Владивостокский»
Городской округ «Арсеньевский»
Городской округ «Артемовский»
Городской округ «Дальнегорский»
Городской округ «Дальнереченский»
Городской округ «ЗАТО Большой Камень»
Городской округ «ЗАТО Фокино»
Городской округ «Лесозаводский»
Городской округ «Находкинский»
Городской округ «Партизанский»
Городской округ «Спасск-Дальний»
Городской округ «Уссурийский»

Муниципальные районы Приморского края, Административный центр:
Анучинский район, Дальнереченский район, Кавалеровский район, Кировский район, Красноармейский район, Лазовский район, Михайловский район, Надеждинский район, Октябрьский район, Ольгинский район, Партизанский район, Пограничный район, Пожарский район, Спасский район, Тернейский район, Ханкайский район, Хасанский район, Хорольский район, Черниговский район, Чугуевский район, Шкотовский район, Яковлевский район.

в составе Российской Федерации. Образован в 1938 г. путем выделения из быв. Дальневосточного края. Название по расположению в Приморье .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Примо́рский край

на Ю. материковой ч. Дальнего Востока , вкл. также ряд о-вов в зал. Петра Великого Японского моря. Пл. 165,9 тыс. км². Б.ч. занята средневысотным нагорьем Сихотэ-Алинь (до 1855 м) с характерным сопочным рельефом, заболоченные низм. лишь на З. (Приханкайская и Уссурийская). Климат умеренный муссонный: зима холодная (сред. тем-ры января от –10 °С на побережье до –27 °С в глубинных районах) малоснежная, с сильными ветрами; лето тёплое (самый тёплый месяц август, сред. тем-ра 21 °С, максимальная до 40 °С) и влажное; часты ливни, особенно при прохождении тайфунов. Осадков от 600 до 900 мм и более в год. Речная сеть густая, зап. склон Сихотэ-Алиня дренируют Уссури и её притоки (басс. Амура). Реки вост. склона коротки и порожисты, стекают в Японское море. Озёр мало, размерами выделяются Ханка и Хасан . Леса покрывают более 2/3 территории, преобладают хвойно-широколиственные (т. н. уссурийская тайга) с богатым видовым составом деревьев, трав и кустарников (сосна корейская, бархат амурский, орех маньчжурский, лимонник, актинидия, элеутерококк и др.). Сосуществуют представители юж. и сев. фауны, много эндемиков (уссурийский тигр, кожистая черепаха, горал и др.). Они охраняются в Сихотэ-Алиньском, Лазовском, Дальневосточном морском заповедниках и в заповеднике Кедровая Падь. Из полезных ископаемых наиболее важны полиметаллические руды (олово, свинец, цинк, вольфрам и др.) и залежи углей.
Первые сведения о Приморье европейцы получили после плавания Лаперуза (конец XVIII в.). Русские морские экспедиции обследовали побережье в первой половине XIX в. К тому времени здесь проживало ок. 20 тыс. коренных жителей. Освоение края началось после основания Владивостока (1860 г., ныне адм. центр), в осн. переселенцами из европейской ч. России. Создавались крестьянские сёла и казачьи станицы, некоторые впоследствии выросли в города (Уссурийск , Спасск-Дальний ). Население 2068 тыс. чел. (2002), плотность 12,5 чел. на 1 км², 78 % проживает в городах; русские 87 %; украинцы 8 %, белорусы 1 %. Плотнее всего заселены: низм. З. и побережье – портовые (бухты Находка, Ольга , Рудная пристань) и горнопром. (Арсеньев , Партизанск , Рудный, Дальнегорск) районы.
Пром-сть ориентирована на переработку рыбы, добычу полезных ископаемых и маш-ние. Сел. х-во тяготеет к равнинам на З., где выращиваются зерновые и кормовые культуры, соя. Приг. овощ-во, птиц-во и жив-во концентрируются вокруг пром. центров. Есть звероводческие и оленеводческие (заготовка пантов) х-ва. Приморский край в последние годы удерживает 1-е место по сбору мёда (5294 т в 1997 г.). Порты Владивостока и Находки , которые являются вост. конечными пунктами Транссибирской магистрали , служат перевалочными пунктами для транзитных грузов, в т.ч. направляемых на С. Дальнего Востока и Крайний Север. Сеть шосс. дорог связывает крупные нас. пункты края.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Приморский край России (см. Россия) расположен на юге Российского Дальнего Востока. Площадь края - 165,9 тысяч кв. км, население -2157,7 тысяч человек, в городах живет 78% населения (2001). В состав края входит 24 района, 12 городов, 46 поселков городского типа (2001). Административный центр - город Владивосток ; крупные города: Находка , Арсеньев , Артем, Дальнегорск, Уссурийск . Край образован 20 октября 1938 года, входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Ведущие отрасли краевой промышленности: машиностроение , горнодобывающая, деревообрабатывающая, судостроительная и судоремонтная («Дальзавод»), производство стройматериалов, рыбная промышленность («Дальморепродукт», «Приморрыбпром», «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота», «База активного морского рыболовства»). В Приморье выращивают рис, гречиху, овес, пшеницу, кормовые культуры, сою, картофель, занимаются овощеводством, плодоводством. Здесь развито мясомолочное животноводство, свиноводство, птицеводство, звероводство (норка), пантовое оленеводство.

Природные условия
Приморский край располагается на юго-восточной окраине России, на берегу Японского моря. На севере он граничит с Хабаровским краем (см. Хабаровский край) , на западе с Китаем (см. Китай) , на юго-западе с Кореей (см. Корейская Народно-Демократическая Республика) , на востоке и юге на протяжении полутора тысяч км омывается Японским морем. Центральную и восточную части Приморского края занимают горы Сихотэ-Алинь (высота до 1855 м), на западе - Уссурийская и Приханкайская низменности. Главная река - Уссури с притоками, на территории края множество небольших, преимущественно горных рек бассейна Японского моря. На юго-западе находится крупное озеро Ханка. Реки Приморья используются как трассы для рафтинга.
Климат умеренно муссонный. Средняя температура января от -12 °C на побережье до -27 °C в материковых районах. Лето теплое, дождливое. Средняя температура июля от +14 °C до +21 °C. Осадков выпадает 600-900 мм в год. Снежный покров сходит очень быстро, почти не образуя талой воды. Лето в Приморье сырое, но теплое, в отдаленных от моря районах даже жаркое. В конце лета и осенью нередки тайфуны. На побережье интенсивные туманы, переходящие в морось. Осень в Приморье - самое лучшее время года - тепло, сухо и ясно. Температура воздуха снижается медленно и тепло сохраняется долго. В начале октября в осенних лесах начинается листопад. В конце октября - начале ноября наступает резкое похолодание и приходит продолжительная зима с низкими температурами воздуха. Она продолжается на юго-западе 3-3,5 месяца, а в центральных и северных районах 4-5 месяцев. В горных районах наибольшая мощность снежного покрова - 85-100 сантиметров. На юге снежный покров неустойчив. Приморский край расположен в зоне широколиственных лесов. Леса занимают 90% его территории. Основные породы: ель аянская, кедр корейский, дуб монгольский, орех манчжурский.
На севере края - пихтово-еловые и лиственничные леса. На юге - маньчжурские леса (среди лиан - амурский виноград, лимонник, актинидия). Разнообразен животный мир: горал, пятнистый олень, изюбрь, косуля, кабарга, лось, енотовидная собака, уссурийский кот, росомаха, соболь, колонок, лисица, выдра, свыше ста видов рыб: лососевые, сельдь, морской окунь, камбала, палтус, терпуг, минтай, тунец, сайра, скумбрия, сардина. В прибрежных водах ведется промысел трепангов, моллюсков, мидий, гребешка, морских ежей, водорослей. В Приморском крае расположены заповедники: Дальневосточный морской, Кедровая Падь , Лазовский, Сихотэ-Алиньский, Уссурийский, Ханкайский; курорты Садгород, Шмаковка.

История
Самые древние поселения в Приморье были обнаружены на территории нынешнего Находкинского района. Они относятся к эпохе палеолита. Древние городища (их более 50) охватывают период от каменного века до средневековья. Средневековье на юге Дальнего Востока России (хронологический этап между 4 и 16 в.) совпало с периодами возникновения, расцвета и гибели государств Бохай (698-926), Цзинь (115-1234), Восточное Ся (1215-1233). В этот период в Приморье стало развиваться земледелие, ремесла, возникла торговля, появились города происходило смешение скотоводческо-земледельческих культур Дальнего Востока с развитым земледельческо-городским хозяйством китайцев.
Территория Южно-Уссурийский края была включена в состав Российского государства по Айгуньскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 году. Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 году в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев (за заключение Айгуньского договора ему был присвоен титул графа Амурского) был руководителем экспедиции, которая в 1859 году обследовала северо-западное побережье Японского моря и определила место для военного поста, будущей столицы Приморья - Владивостока. Затем были основаны военные посты на озере Ханка, в бухте Ольги. В 1865-1869 годах были построены казачьи поселки на реке Уссури, позднее возникло Уссурийское казачье войско, задачей которого была охрана границ.
Российское правительство поощряло переселенцев в Уссурийский край, который был объявлен свободным для заселения крестьянами, не имеющими земли, и людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Каждому семейству переселенцев отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин (109 га), переселенцы навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. Приток крестьян в Южно-Уссурийский край заметно возрос: в 1861-1881 годах прибыло три тысячи человек, а за 1883-1899 год - около 50 тысяч человек, а в 1897 году край насчитывал около 150 тысяч человек населения.
Важную роль в освоении Приморья и всей Сибири сыграло строительство в конце 19 - начале 20 века. Транссибирской железнодорожной магистрали, связавшей Дальний Восток с Центральной Россией. Хозяйственное освоение Приморья происходило на основе рыночных отношений, хотя частноеправо на землю было ограничено. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие, здесь выращивали озимую и яровую пшеницу, рожь, овес, гречиху, картофель, бобовые, подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, коноплю, лен, табак. С конца 19 века развивалось огородничество, садоводство, бахчеводство, разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство.
Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки природных ресурсов: месторождений угля (в районе залива Посьета, Сучана), золота (на острове Аскольд), полиметаллических руд. К концу 19 века промышленное значение приобрела добыча рыбы, морепродуктов (морской капусты, трепангов, крабов). В 1890-х годах на базе лесодобывающей промышленности стала развиваться деревообрабатывающая отрасль: было построено пять паровых лесопилок, спичечный и фанерный заводы, возникло полиграфическое производство, появились первые электростанции. На основе судоремонтных мастерских, построенных в 1864 году, во Владивостоке был создан судоремонтный завод (ныне Дальзавод). Владивосток к 1914 году вошел в пятерку крупнейших портов России. В городе было открыто более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.
В 1922 году край был преобразован в Приморскую губернию, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 году ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала - во Владивостокский округ, затем (с 1932) - в Приморскую и Уссурийскую области. В 1938 году был образован Приморский край с административным центром Владивостоком.
В 1920-е годы в экономике Приморья доминирующую роль играл частный сектор. Нэп здесь пустил крепкие корни и продлился дольше, чем в Центральной России. Две третьих экономики находилась в руках иностранного капитала. Среди крупных иностранных фирм выделялись такие, как «Кунст и Альберс», «Бриннер». Крупнейшей иностранной концессией была английская горнопромышленная «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925-1931), занимавшаяся поиском, разведкой, разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд месторождения Тетюхе на севере Приморья. Но с конца 1920-х годов город стал закрытым для иностранцев, все иностранные предприятия были закрыты.
В начале 1930-х годов в Приморье началась форсированная индустриализация, а затем коллективизация. Развернулось строительство дорог, новых промышленных предприятий (горных, лесных, рыбных, судоремонтных). Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края оставалась рыбная отрасль. Развивались также различные виды транспорта - железнодорожный, воздушный, значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). В сельском хозяйстве были созданы колхозы, зажиточные крестьяне подверглись раскулачиванию и репрессиям.
Бурное экономическое развитие потребовало притока новой рабочей силы. Было организовано переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России, а также демобилизованных красноармейцев. Стал широко применяться труд заключенных. В конце 1929 года в Приморье были организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлаг, позже Владлаг) и транзитный лагерь «Вторая Речка» (Владивосток), откуда узники на пароходах доставлялись на Колыму в Северо-Восточные лагеря. Заключенные во Владивостоке работали на строительных и погрузочных работах, в Никольске-Уссурийском и Спасске-Дальнем добывали золото на острове Аскольд, в Сучане и Артеме - уголь, заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья Приморья.
В годы сталинских репрессий (особенно в 1937-1938) арестам, ссылкам в лагеря и расстрелам подверглись десятки тысяч человек, была также проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей, всего - около 200 тысяч человек. Несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 1930-е годы быстро росло. К 1940 году его численность достигла 939 тысяч человек. В годы Второй мировой войны Приморье находилось в глубоком тылу, хотя опасность нападения Японии сохранялась долгое время. Здесь было налажено производство военной техники и снарядов, продолжалась добыча леса, угля, редких и цветных металлов.
После окончания войны Приморский край продолжал развиваться как промышленно-аграрный район Дальнего Востока. Осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Рыбная промышленность пополнилась траулерами, сейнерами, рефрижераторами. Большой поток транспортных перевозок осуществляла Дальневосточная железная дорога, порт Владивосток. Был выстроен новый крупный порт Находка, который в 1970-1980-е годы стал одним из крупнейших в Российской Федерации. С 1980-х годах недалеко от Находки начал работу еще один новый приморский порт - Восточный. К середине 1960-х годов были созданы новые для края отрасли: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная.
Население края к 1979 году достигло 1 млн. 381 тысяч человек. Наряду с Владивостоком и Уссурийском быстро развивались города Находка, Спасск, Лесозаводск, Арсеньев, поселки Дальнегорск и Кавалерово, ставшие промышленными центрами. Но затратная экономика «развитого социализма» не могла обеспечить эффективность экономики. После распада Советского Союза Приморье переживало трудности переходного периода. В 1992 году Владивосток был открыт для иностранных граждан: туристов, бизнесменов, мелких предпринимателей.

Достопримечательности
В 26 км от Владивостока находится грязевой и приморский курорт Садгород. У расположенного в лесопарковой зоне санатория есть пляж с иловым дном на берегу Углового залива. Здесь лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, женское бесплодие. В Шмаковке (в 335 км от Владивостока) находится несколько санаториев. Старейших из них - военный. Он расположен в парке на берегу реки Уссури, окружен отрогами хребта Сихотэ-Алинь. Высота над уровнем моря - 90 м. Резко континентальный климат, теплое лето, субтропическая растительность и главный фактор - углекислая минеральная вода с широким спектром микроэлементов создают здесь условия для лечения и профилактики заболеваний органов кровообращения и желудочно-кишечного тракта.
Санаторий «Изумрудный» находится в поселке Горные Ключи на берегу Уссури. Здесь лечат заболевания желудочно-кишечного тракта. Для более активного отдыха на территории края есть несколько баз отдыха. Среди них: «Золотой Берег» (в 25 км от Владивоостока, в Шаморе), «Орлиное» (в Кучелинской Пади). Любители водных походов могут совершить путешествие на байдарках, катамаранах по речкам Большая Уссурка, Бикин, Арму, Зева, Кема (между ними волок).
Дальневосточный морской заповедник расположен в заливе Петра Великого. Он основан в 1978 году для сохранения ценных видов - обитателей шельфа Японского моря. Площадь заповедника 64 тысячи га (из них 63 тысяч га - акватория), в состав заповедника входят девять островов. Территория состоит из трех участков: восточного, западного и южного. Восточный участок включает острова архипелага Римского-Корсакова. Западный участок расположен в заливе Посьета на южном побережье полуострова Крабе, южный участок - у западного побережья залива Посьета, включает острова Фуругельма, Веры и Фальшивый.
Морская флора в заповеднике включает около 800 видов водорослей, морская фауна - около 250 видов рыб, многочисленные виды беспозвоночных. Основная цель создания заповедника - сохранение генофонда морских организмов, промысловых, а также редких и исчезающих видов. Архипелаг Римского-Корсакова - зона полной заповедности, залив Посьета и остров Фуругельма - участок воспроизводства трепанга, гребешка, гигантской устрицы; остров Попова - музей природы моря и ее охраны. Ханкайский заповедник был основан в 1990 году на территории Приханкайской низменности, близ озера Ханка. Его площадь 38 тысяч га. Главное богатство заповедника - околоводные и водоплавающие птиц. Среди них японский и даурский журавли, красноногий ибис, колпица.
Население города Спасск-Дальний - 55,4 тысяч человек (2001). Он был основан переселенцами около 1886 года как село Спасское, близ которого в 1906 году была построена станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В 1917 году село было преобразовано в город Спасск. В годы Гражданской войны в районе Спасска-Дальнего была проведена Спасская операция («штурмовые ночи Спасска»). В 1926 году в состав города вошел пристанционный поселок Евгеньевка. С 1929 года - Спасск-Дальний. Еще в 1908 году на базе месторождений известняков и глин близ Евгеньевки был построен первый, в 1932-1934 годах - второй, а в 1976 году - Новоспасский цементный заводы. Архитектура и достопримечательности: здания железнодорожного вокзала, мужской гимназии. На территории Спасска-Дальнего - охраняемый памятник природы (с 1981) Спасская пещера.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :