Падение самолета пронск 1969 год. Мемориал воинам-десантникам и лётчикам

Группа из четырех самолетов Ан-12 600-го втап вылетела с а/д Кедайняй на а/д Дягилево (Рязань) для демонстрации тактических действий министру обороны СССР. Полет проходил по маршруту Вильнюс – Свирь – Витебск – Белый – Юхнов – Венев. Два самолета с техникой следовали на эшелоне 6 000 м, а два с личным составом – на 3 600 и 3 000 м с интервалами 8-10 минут. Самолет Ан-12БП (зав. номер 402503, позывной 08525) вылетел замыкающим в 13:25 и занял эшелон 3 000 м. На борту находился 91 десантник. В 14:50:17 после пролета Юхнова диспетчер западного направления Московской районной диспетчерской службы передал управление диспетчеру юго-западного направления. Перейдя на частоту этого направления, через 46 сек. (в 14:51:03), экипаж доложил о пролете Юхнова выше облаков на эшелоне 3 000 м и получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула - Венёв.
Самолет Ил-14М (СССР-52018) 84 летного отряда Сиферопольского ОАО, выполняя рейс №831 Быково – Симферополь с посадками в Чернигове и Кировограде, вылетел в 14:07 из аэропорта Быково и занял установленный эшелон 2 700 м. С 14:34 управление движением Ил-14 осуществлялось диспетчером юго-западного направления Московской РДС. В районе Машкино на участке маршрута Черная Грязь- Юхнов в 14:40:55 экипаж доложил о наличии по маршруту полета кучевых облаков и болтанке и запросил разрешения сменить эшелон полета на 3 300 м. Диспетчер запретил занятие эшелона 3 300 м, сообщив о встречных самолетах на высоте 3 000 м и рекомендовал или оставаться на эшелоне 2 700 м и обходить облачность или снизиться до эшелонов 2 100 или 1 500 м. КВС Ил-14, посчитав, что на этих эшелонах будет только хуже, снижаться отказался и передал диспетчеру, что будет обходить облачность на эшелоне 2 700 м с выходом на трассу южнее Юхнова. Диспетчер дал разрешение. Эта последняя радиосвязь с самолетом Ил-14 была в 14:42. Экипаж Ил-14 приступил к обходу облачности на высоте 2 700 м с выходом на трассу 30 км южнее Юхнова отворотом влево, следуя далее в южном направлении.
Столкновение самолетов Ил-14 и Ан-12 произошло на встречно-пересекающихся курсах под углом 51-56° в 14:52 в 28 км юго-восточнее Юхнова. Ан-12 находился на курсе 106-121° (скорость 500-529 км/ч). Ил-14 – на курсе 235-245° (скорость – 324-360 км/ч). Первоначальное столкновение произошло правыми плоскостями. Затем носовая часть Ан-12 столкнулась с правым горизонтальным стабилизатором Ил-14. Произошло отделение правого крыла Ан-12 вместе с двигателями. Ил-14 потерял консоль правого крыла и верхнюю часть фюзеляжа. Неуправляемые самолеты упали в 3 800 м друг от друга: Ил-14 – на окраине деревни Троица, Ан-12 – на окраине деревни Выползово. Местность в районе катастрофы представляет собой поля сельскохозяйственного назначения с отдельными перелесками.
Фактическая погода в районе г. Юхнов: облачность 9-10 баллов, кучевая и мощно-кучевая высотой 1 000 -1 500 м, верхняя граница облачности – 3 000 - 3 700 м. Опасных явлений не было.
Комиссией установлено, что столкновение произошло на высоте 2910 – 2960 м, что превышало высоту заданного эшелона 2 700 м самолета Ил-14 и было ниже заданного эшелона 3000 м самолета Ан-12.

23 июля, 2014 год Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ ЭТОЙ АВИАКАТАСТРОФЫ. НАША РОТА В ТО ВРЕМЯ СТОЯЛА ПОД ДЕРЕВНЕЙ УТЁЩЕВО. МЫ ЗАНИМАЛИСЬ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ НАШЕГО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА КОГДА УСЛЫШАЛИ КАКОЙ ТО ВОЙ В НЕБЕ НАД ГОЛОВОЙ. ПОДНЯВ ГОЛОВУ Я УВИДЕЛ, КАК АН-12 ПОШЁЛ В КРУТОЕ ПИКЕ И ЗАГОРЕЛСЯ. А ОТ НЕГО КАК БЫ ЧТО ТО ОТВАЛИЛОСЬ - ЭТО ПАДАЛ ВРАЩАЯСЬ И РАЗВАЛИВАЯСЬ ДРУГОЙ САМОЛЁТ. МЕНЯ И ЕЩЁ ТРЁХ СОЛДАТ КОМАНДИР ОТПРАВИЛ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ АН-12. МЫ ПРОБЕЖАЛИ ПО ЛЕСУ И ЗАБОЛОЧЕННОМУ МЕСТУ ПОРЯДКА 12-15КМ. КОГДА ПРИБЕЖАЛИ НА МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА, ТАМ УЖЕ БЫЛИ ЖИТЕЛИ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МЕСТУ ПАДЕНИЯ ДЕРЕВНИ. ТАКЖЕ ТАМ УЖЕ БЫЛ КАКОЙ ТО ОФИЦЕР С НЕСКОЛЬКИМИ СОЛДАТАМИ.ВМЕСТЕ С НИМИ ОН ПОСТАВИЛ НАС В ОЦЕПЛЕНИЕ МЕСТА ПАДЕНИЯ САМОЛЁТА. МЫ ЕЛЕ-ЕЛЕ УСПЕВАЛИ ОТГОНЯТЬ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ОТ ОБЛОМКОВ САМОЛЁТА. СТРАШНОЕ, СКАЖУ Я ВАМ, БЫЛО ЗРЕЛИЩЕ ВЗИРАТЬ НА ЭТУ ГРУДУ ОБЛОМКОВ САМОЛЁТА И ФРАГМЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ.ГДЕ ТО УЖЕ БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ ПРИШЛИ ЧЕТЫРЕ ЗИЛ-131В С СОЛДАТАМИ НАШЕЙ РОТЫ. НОЧЬ ПРОВЕЛИ МЫ ТАМ, РАЗБИВ ПАЛАТКИ НЕПОДАЛЁКУ ОТ КРУШЕНИЯ САМОЛЁТА. УТРОМ СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ ПРИЛЕТЕЛО ПОРЯДКА ПОЛУТОРА ДЕСЯТКА ВЕРТОЛЁТОВ.ПРИЛЕТЕЛО ВСЁ НАЧАЛЬСТВО ВО ГЛАВЕ С КОМАНДУЮЩИМ ВВС И КОМАНДУЮЩИМ ВДВ. ТАКЖЕ ПРИБЫЛИ И СОЛДАТЫ ПОРЯДКА РОТЫ С ТОЙ ЧАСТИ ОТКУДА БЫЛИ РАЗБИВШИЕСЯ ДЕСАНТНИКИ. ВМЕСТЕ С НИМИ НАС ЗАСТАВИЛИ СОБИРАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ТЕЛ И СКЛАДЫВАТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ.ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ КУСОЧКИ МЫ НАНИЗЫВАЛИ НА ШОМПОЛА ОТ ОРУЖИЯ КАК НА ШАМПУРА И ПОТОМ СОСКАБЛИВАЛИ ЭТО НА СПЕЦИАЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЙ СКРЕБОК ИЗ УГОЛКА 75*75 РЯДОМ С БОЛЬШИМИ ФРАГМЕНТАМИ ТЕЛ. В ТЕЧЕНИИ ДНЯ ВЫВЕЗЛИ ВСЕ АГРЕГАТЫ И ОБЛОМКИ САМОЛЁТА. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ В ПОЛУТОРА КИЛОМЕТРАХ НАШЛИ ЕЩЁ ОДИН ДВИГАТЕЛЬ ОТ САМОЛЁТА.ГДЕ ТО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ УБОРКИ И БОРОНОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАТАСТРОФЫ И ЗАХОРОНЕНИЯ СОБРАННЫХ ОСТАНКОВ, СТАЛИ ПРЕБЫВАТЬ ВЕРТОЛЁТЫ С РОДСТВЕННИКАМИ ПОГИБШИХ. ЭТО БЫЛО ЗРЕЛИЩЕ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ. ЛЮДИ ПАДАЛИ В ОБМОРОКИ НА ПОЛЕ ОТ ИСТЕРИК, МНОГИЕ ПАДАЛИ НА ЗЕМЛЮ ГРЕБЯ ЕЁ ПОД СЕБЯ, А КТО НАОБОРОТ РАЗГРЕБАЯ ЕЁ КАК БЫ ПЫТАЯСЬ ЗАРЫТЬСЯ В НЕЙ И ВСЁ ЭТО СОПРОВОЖДАЛОСЬ ДИКИМИ ВОПЛЯМИ И ПРИЧИТАНИЯМИ. ДО СИХ ПОР ВСЁ ЭТО ОБРАЗНО СТОИТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ. ПРОБЫЛИ МЫ ТАМ ТРОЕ СУТОК. Я ПОСЛЕ ЭТОГО, КОГДА ЛЕТЕЛ ДОМОЙ В ОТПУСК, БОЯЛСЯ ПОДХОДИТЬ К САМОЛЁТУ......ТЕМ НЕ МЕНЕЕ УЛЕТЕЛ И ВОЗВРАТИЛСЯ ОПЯТЬ ЖЕ САМОЛЁТОМ К МЕСТУ СЛУЖБЫ. ВСЕГО НЕ ПЕРЕСКАЖЕШЬ ЧТО ПРИШЛОСЬ УВИДЕТЬ И ПЕРЕЖИТЬ.....

18 мая, 2016 год Здравствуйте! Спасибо Вам огромное за эту инфрмацию. Я тоже дочь десантника, погибшего в этой авиакатастрофе, мне тогда было всего полгода. Живу в Луганской области Украина, очень хочу побывать на мемориале, так как была там очень давно, в конце 80-х прошлого века. Отреставрированный мемориал по фото в интернете очень понравился. Спасибо всем людям, кто ухаживает за мемориалом, низкий ВАМ поклон.

Масштабная авиакатастрофа, которая стала следствием столкновения в воздухе двух самолетов - гражданского Ил-14М, принадлежавшего компании Аэрофлот, и военного Ан-12БП - произошла 23 июня 1969 года. В тот день в небе над Калужской областью недалеко от деревень Троица и Выползово погибли 120 человек.

Трагедия вызвала широкий общественный резонанс и стала предметом пристального наблюдения со стороны высшего руководства СССР. Члены специальной комиссии, которые должны были установить причины произошедшего, достаточно быстро справились с поставленной задачей.

Сближение

Они установили, что при подлете к месту трагедии командир экипажа Ил-14М, который руководил перелетом из литовского города Кануас в Рязань, связался с диспетчером и запросил у него разрешение на проход плотной облачности на высоте3 000 метров. На борту военного самолета находились 91 десантник, а также 5 членов экипажа.

В это же время гражданский самолет Ан-12БП, летящий по маршруту Москва - Чернигов - Симферополь, в связи с плохой видимостью и сложными метеорологическими условиями предпринял попытку подняться над облаками.

Поскольку во встречном направлении на той же высоте двигался Ил-14М, авиадиспетчер порекомендовал командиру экипажа занять предписанный эшелон2 700 метров, или же опуститься на500 метровниже. Снизившись под облака, самолет рисковал попасть в еще большую болтанку, в связи с чем пилоты решили остаться в своем эшелоне.

Приблизительно в 14:50 члены экипажей обоих лайнеров вышли на связь и доложили о параметрах полета. Диспетчер, который убедился в том, что развел воздушные суда на безопасное расстояние, подтвердил необходимость следования в заданном направлении.

Взаимное нарушение

Буквально через две минуты после связи с диспетчером Ан-12БП на скорости более500 километровв час задел крылом правый борт Ил-14М, а затем врезался в его хвостовую часть. Военный самолет тут же потерял управление, развалился на три части и рухнул на землю. Пассажирский лайнер сорвался в глубокое пике и врезался в землю на расстоянии более3 километровот места падения Ил-14М.

Воздушным судам не удалось избежать столкновения в небе, поскольку оба экипажа несколько нарушили установленные диспетчером для безопасного прохождения высоты.

В тот день 6-й парашютно-десантной роте, 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом - на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8-10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер - 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник. В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской - 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва-Чернигов-Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров. В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и турбулентность, в связи с чем просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 м, диспетчер отказал в поднятии эшелона, вместо этого предложив рейсу 831 сохранить высоту эшелона и обходить облачность либо снижаться до 2100 или 1500 м. Экипаж Ил-14 выбрал 1-й вариант, посчитав, что на нижней высоте возможна ещё большая турбулентность, и, сохранив высоту 2700 м, стал обходить облачность с выходом на трассу в 30 км южнее Юхнова, летя в том же направлении. В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления РДС передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил диспетчерской службе о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула-Венёв. В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106-121°, скорость 500-529 км/ч) под относительным углом 51-56° врезался в Ил-14 (курс 235-245°, скорость 324-360 км/ч). Самолёты вначале столкнулись правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 - у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как старший лейтенант Борис Филипов взял с собой 4-летнего сына, на стартовом командном пункте сына не пропускали дважды. Тогда Борис Филипов укрыл сына офицерской плащ-накидкой и таким образом пронес его в самолет. Борис Филипов вез сына в Рязань к матери жены. Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолёта, разбросанные в радиусе примерно 100-120 метров… И среди этих кусков раскалённого металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво. Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от осознания масштаба трагедии - на борту нашего самолёта находился 91 десантник и 5 лётчиков. Столкновение произошло на высоте 2910-2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность - 9-10 баллов, нижняя кромка - 1000-1500 метров, верхняя - 3000-3700 метров). По решению Командующего ВДВ генерала армии В. Ф. Маргелова был начат сбор денежных средств на постройку памятника погибшим военным. Всего удалось собрать 250 тысяч рублей, а через год после катастрофы на месте падения Ан-12 (54°35′53″ с. ш. 35°36′27″ в. д.HGЯO) был установлен памятник авторства мастерской Е. В. Вучетича, представляющий собой комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене изображены два барельефа - фигуры коленопреклонённой матери и десантника, а также надпись: Вечная память героям-десантникам и лётчикам. Рядом с памятником площадка с 96 мраморными плитами с именами погибших. На месте падения пассажирского Ил-14 установлен памятник погибшим пилотам и пассажирам.

14:59 — REGNUM В Юхновском районе Калужской области 23 июня прошёл митинг памяти по жертвам крупной авиакатастрофы 1969 года, в которой погибли 120 человек — пассажиров гражданского самолёта и десантников, летевших на военный сбор. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM организаторы встречи, по окончанию траурных мероприятий в местном доме культуры организовали показательные выступления десантников и концерт, в котором приняли участие армейские артисты.

Участники митинга собрались у мемориала в деревни Выползово, в небе над которой в 1969 году произошла авиакатастрофа: пассажирский ИЛ-14 столкнулся с военно-транспортным самолетом, в котором летела сводная рота 108-го парашютно-десантного полка. Десантники планировали принять участие в учениях, организованных министром обороны СССР маршалом Советского Союза Андреем Гречко .

Рано утром 23 июня 1969 года самолет вылетел из Каунаса в Рязань, но долететь до места назначения ему было не суждено. В результате столкновения погибли 120 человек — все пассажиры и члены экипажей обоих самолётов.

Военно-транспортный самолёт Ан-12, на котором летели десантники, врезался в поле у деревни Выползово, а пассажирский Ил-14 упал у деревни Троица. Расстояние между упавшими воздушными судами составило 3800 метров. Катастрофа произошла в результате ошибки пилотирования: лётчики нарушили установленные высоты во время прохода кучевых облаков.

Погибших пассажиров гражданского самолёта похоронили в разных городах страны, а военнослужащие обрели последний приют в братской могиле у деревни Выползово. По решению командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии Василия Маргелова были собраны 250 тыс. рублей на возведение мемориального комплекса: восьмиметровой стены с барельефами, изображающими мать и десантника. Ещё один памятник установили на месте падения пассажирского ИЛ-14.

История вопроса

Юбилеем называют празднование годовщины какого-либо события, с момента которого прошло круглое количество лет, или хотя бы кратное пяти.
С античных времён такими событиями обычно являлись моменты восшествия на трон правителей или правящих династий. Позже стали праздновать юбилеи с момента основания государств, городов, организаций, а также с момента каких-либо значимых событий в жизни общества. Частные юбилеи, как правило, проводятся по поводу дня рождения, свадьбы, начала трудовой деятельности и т.п.
Памятные даты обычно устанавливаются государством или общественными организациями. Они посвящены каким-то событиям в прошлом, и их целью является сохранение в народе памяти о данном событии. В отличие от праздников, памятная дата – более широкое понятие, она может иметь целью сохранение памяти о каком-то трагическом событии, например, о начале войны.
В каждой стране есть свои календари памятных дат. Оценка приемлемости и исторического значения события у разных социальных и национальных групп может быть разной. Поскольку в прошлом можно найти большое количество событий, память о которых необходимо сохранять, некоторые издания и организации составляют тематические календари памятных дат, например, календарь военных побед русской армии.