Панорама Арбатская (станция метро, Филёвская линия). Виртуальный тур Арбатская (станция метро, Филёвская линия)

На протяжении долгого времени Филевская линия была главной транспортной артерией запада столицы. Однако несколько лет назад ее часть была отдана Арбатско-Покровской ветке, продолженной на северо-запад. Так есть ли необходимость в развитии наземной Филевской линии?

История строительства

Эта ветка имеет четвертый номер и красивый голубой цвет. Почти вся она - мелкого заложения или вовсе наземная. Изначально она была тесно связана с Арбатско-Покровской веткой, однако после открытия станции "Курской" этот радиус стал полностью самостоятельным.

Именно станции Филевской линии больше всего пострадали во время Великой Отечественной войны. Причиной тому послужило неглубокое заложение. В результате большая часть станций плохо переносила вражеские авиаудары. Так, была разрушена часть перегона "Арбатская"-"Смоленская" (Филевская линия), а также серьезно поврежден метромост через Москву-реку. Неудивительно, что сразу после войны началось строительство радиуса глубокого заложения, дублировавшего старый, а сохранившиеся тоннели стали использоваться для хранения вагонов.

Однако в 1955 году было решено восстановить движение по данной ветке, а также продлить ее дальше на запад. Филевская получила вторую жизнь. В дальнейшем она также сыграла свою роль при строительстве инфраструктуры делового центра на берегу Москвы-реки. С целью увеличения скорости и удешевления проекта к этому району подвели мини-ветку метро, берущую начало от станции "Киевская" Филевской линии. Так что сбрасывать эту линии со счетов еще очень рано.

Современное состояние

Сейчас Филевская линия - это в общей сложности 13 станций на двух участках. Один из них, на обоих концах соединяясь в Арбатско-Покровской, идет на запад - в Кунцево и Фили. Другой же, начинающийся от (Филевская линия), представляет собой небольшой участок, захватывающий деловой Этот радиус крайне необходим, поскольку вовлекает важный район в транспортную сеть. В будущем планируется, что этот "аппендикс" войдет в состав новой ветки, так что доступность делового центра станет еще выше.

Некоторые части рассматриваемой линии находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочном ремонте, но пока столичные власти обходятся полумерами и обсуждают возможное полное закрытие ветки для проведения капитального ремонта.

Станции

В контексте Московского метрополитена Филевская бледно-голубая ветка считается достаточно короткой. У нее всего лишь 13 станций на два радиуса:

  • "Александровский сад". Имеет переходы на и "Арбатскую", а через одну из них еще и на "Боровицкую". Этот крупнейший пересадочный узел расположен в самом центре столицы и ежедневно принимает сотни тысяч пассажиров. В непосредственной близости от станции расположены Кремль, Красная и
  • "Арбатская" (Филевская линия). Одна из самых невостребованных станций (чуть больше 12 тысяч человек в сутки), поскольку большинство пассажиров предпочитают соседнюю ветку, имеющую удобные переходы. Наземный вестибюль - один из символов метро - имеет форму пятиконечной звезды. Он расположен в районе начала Старого и
  • "Смоленская". Находится почти вплотную с одноименной станцией АПЛ. Находится в районе пересечения Арбата и Садового кольца.
  • Станция "Киевская" Филевской линии. Находится в районе одноименного вокзала, имеет переход на Кольцевую и Арбатско-Покровскую ветки. Отсюда отправляются поезда по двум направлениям - на запад в Кунцево и в ММДЦ "Москва-Сити".
  • "Выставочная". Находится между деловой частью города и "Экспоцентром". В будущем после постройки Третьего пересадочного контура будет иметь переход на станцию "Деловой центр".
  • "Международная". Расположена в центральном ядре ММДЦ "Москва-Сити" и, как планируется, со временем войдет в состав крупного пересадочного узла.
  • "Студенческая". Находится в районе Киевской улицы, на данный момент практически оторвана от наземной сети общественного транспорта.
  • "Кутузовская". Находится под одноименным проспектом, по которому и названа.
  • "Фили". Находится около Багратионовского проезда. Платформа расположена на стыке тоннеля и наземного участка.
  • "Багратионовская". В непосредственной близости от станции работают популярные торговые центры "Горбушка" и "Горбушкин двор".
  • "Филевский парк". Находится в районе Минской улицы, названа по расположенному неподалеку зеленому массиву.
  • "Пионерская". Находится на месте старой деревни Мазилово, по которой ее и хотели назвать в проекте.
  • "Кунцевская". Конечная станция с переходом на Арбатско-Покровскую ветку. Находится в районе

Дублирование АПЛ

Не только гости столицы, но и сами москвичи нередко путаются, ведь Филевская и Арбатско-Покровская ветки частично дублируют друг друга не только в направлении, но и в названии станций. Выйдя не на той, можно заблудиться, хотя наземные вестибюли обычно тоже расположены недалеко друг от друга.

Может показаться, что Филевская линия и вовсе не нужна, однако (пусть даже по сравнению с некоторыми другими ветками эта не слишком загружена) она все-таки обслуживает заметный пассажиропоток, и потому не может быть закрыта насовсем.

Реконструкция

С 2014 года руководство метрополитена стало говорить о необходимости срочного ремонта некоторых участков ветки. Поскольку некоторые станции Филевской линии имеют наземное расположение, они сильно страдают от перепадов температуры, осадков и других факторов. На данный момент некоторые части находятся в крайне плачевном состоянии, так что есть даже планы временного закрытия ветки целиком (радиус Киевская-Кунцевская) с целью проведения капитального ремонта. Правда, это может обернуться транспортной катастрофой на западе Москвы, так что к подобному варианту прибегнут лишь в крайнем случае.

Перспективы развития

Продление ветки на восток столицы невозможно, да в этом и нет особой нужды, как считают власти. Тем не менее Филевская линия еще не исчерпала свои возможности.

Одновременно с проблемой проведения масштабного ремонта (с закрытием станций или без подобных мер) также обсуждается изменение траектории всей ветки. Возможно, Филевская станет важной частью Солнцевского радиуса или Третьего пересадочного контура.

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красной метлахской плиткой. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.

Традиционная ночная съемка на станции.

Текст описания взят с сайта Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/st_fl_arbatskaya.shtml

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы.

Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо рассматривавшегося сначала парижского.

21 фотография, общий вес 4,0 мегабайт

1. В конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Станция запроектирована вдоль площади, начинаясь под Арбатским рынком, она продолжается на запад и выходит к началу Арбата. Строительство велось на нескольких участках, что позволило в минимальной степени нарушить движение транспорта по Арбатской площади. После того, как было готово перекрытие станции на первом участке, туда переводилось движение, перекладывались трамвайные пути, и работы продолжались на следующем.

3. Первый участок строительства включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была таким образом практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. На протяжении 27 метров станция проходила под зданием рынка. Его деревянные арки, на которых покоилась стеклянная крыша, лежали на фундаментах всего на 3-4 метра выше перекрытия станции. Требовалось осуществить проходку с филигранной точностью, не допустив даже незначительных просадок грунта — ведь тогда бы каркас перекосился, и стеклянная крыша посыпалась на людей. Дважды специальная комиссия требовала закрыть рынок на время работ. На рынке была сооружена вторая крыша из проволочной сетки, предохраняющая от падения стекол. Работа была проделана блестяще, рынок функционировал бесперебойно.

5. Второй участок тянулся на 65 метров в средней части будущей станции. Здесь пересекались трамвайные пути, поэтому траншеи под стены так же строились закрытым способом, без вскрытия улицы.

6. Третий участок, где сооружался западный торец станции, располагался под домом № 1/3 по Арбатской площади. Работа, в основном, сконцентрировалась в подвале этого дома. Для выдачи грунта и подвозки материалов был использован тесный дворик. Во время строительства стены дома перекреплялись со старого фундамента на бетонные столбы. На этом участке перекрытие станции выполнено из клепаных металлических балок высотой 1,6 метра и длиной 7 метров.

7. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны.

8. В отделке станционного зала станции использованы жёлтый мрамор, белая и серая керамическая плитка. Уложенная поначалу на платформе красная метлахская плитка была заменена впоследствии гранитными плитами.

9. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году в наземный вестибюль станции попала бомба. Возможно, свою роль сыграла пятиконечная форма вестибюля. Авиаударами было разрушено и здание рынка.

10. На станции с самого начала был запланирован выход с западного пешеходного мостика к началу улицы Арбат. Не осуществленный сразу, этот выход так и не был построен. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения.

11. В 1964 году Арбатская площадь подверглась коренной реконструкции. При строительстве проспекта Калинина (ныне ул. Новый Арбат), в непосредственной близости от станции под трассой проспекта был построен транспортный тоннель, длинной 339 м. и шириной 20 м. соединивший Гоголевский и Никитский бульвары, а так же узел подземных переходов.

12. Сейчас станция довольно мало загружена пассажирами. С появлением глубокого Арбатского радиуса, имеющего больше пересадок с другими линиями, одноименная станция Арбатско-Покровской линии стала более удобна для пассажиров.

13. Сегодня на Арбат, одну из самых известных и первую московскую пешеходную улицу нет удобного выхода непосредственно из метро. Арбат, вместе с проходящим в поблизости Новым Арбатом, образует центр притяжения огромных масс людей. Москвичи и гости столицы, решившие сюда приехать, вынуждены идти от ближайшего метро пешком около полукилометра, с обязательным спуском в подземный переход. Новый ход и построен в конструкциях, но открыт, видимо, будет не скоро.

16. Опять уродские стеклопакеты с белыми рамами и ужасные белые короба под провода.

17. Посылаю луч поноса и диареи газете Метро за эту ужасную зеленую конструкцию.

19. За такие ящики тоже лучи ненависти. Блин, ну как так можно?!

20. Старая цифра «6» — так раньше обозначали место остановки составов. Потом появились нынешние полосатые рейки.

Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.

Станции метро “Арбатская” имеются на двух линиях Московского метрополитена: на Арбатско-Покровской линиии и на Филёвской линии. Станции расположены в центре , на расстоянии около 1 километра от Красной площади и Московского кремля. Наземные вестибюли станций расположены рядом с Арбатской площадью и известными московскими улицами: Арбат, Новый Арбат, Воздвиженка.

Станция метро Арбатская (Арбатско-Покровская линия)

Станция метро Арбатская Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена расположена между станциями и . Станция была открыта 5 апреля 1953 года. Длина подземного зала станции 220 метров (один из самых длинных залов в метро Москвы). Глубина залегания станции 41 метр.

Станция метро “Арбатская” Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла (объединяет четыре станции на четырёх линиях метрополитена). С этой станции можно перейти на на станции: Сокольнической линии, Филёвской линии и Серпуховско-Тимирязевской линии.

Наземный вестибюль станции расположен рядом с пересечением улицы Воздвиженка с Крестовоздвиженским переулком. Вестибюль встроен в здание Министерства обороны Российской Федерации.
Пересадка на Сокольническую (станция “Библиотека имени Ленина”) и Филёвскую (станция “Александровский сад”) линии осуществляется по эскалатору, который расположен в восточном торце вестибюля (также оттуда можно выйти в город к Александровскому саду и Моховой улице). По расположенной в центре зала лестнице можно перейти на станцию Боровицкая (Серпуховско-Тимирязевская линия). Перехода на станцию метро “Арбатская” Филёвской линии нет (2014).

Станция метро “Арбатская” (Филёвская линия)

Станция метро “Арбатская” Филёвской линии Московского метрополитена расположена между станциями и “Смоленская”. Была построена на ме5сте церкви 17-го века и была открыта 15 мая 1935 года. Глубина заложения станции 8 метров. Наземный вестибюль станции расположен на Арбатской площади, рядом с улицами Знаменка, Гоголевский бульвар, Арбат, Новый Арбат. Наземный вестибюль выполнен в виде отдельно стоящего здания, имеющего в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль станции стал одним из первых символов Московского метрополитена.

Рядом со станцией метро “Арбатская” расположены:

  • Пешеходная улица Арбат (одна из ).
  • Государственный Кремлёвский дворец
  • имени Е. Вахтангова.

Гостиницы рядом со станцией метро Арбатская

Рядом со станцией метро Арбатская в Москве имеется много отелей. Этот район города пользуются популярностью у туристов в любое время года. Вы можете прогуливаться по Арбату каждый день. Отсюда несложно добраться до самых известных достопримечательностей столицы пешком или на общественном транспорте.

В центре Москвы имеются как дорогие, роскошные отели так и недорогие отели и хостелы. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты рядом с ближайшими станциями метро по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

Рядом с Кремлём и Красной площадью - обзор для направляющихся в Москву туристов.

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.


Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.

А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с "Калининской" опять занимали места в кабине поезда.

Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный:).


"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Александровский сад"

Все отснятые мной станции Московского метрополитена " Московское метро в фотографиях ".