Первообразная таблица первообразных элементарных функций. Первообразная функция и неопределенный интеграл

Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.

Грамматическая основа в разборе предложения

Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.

Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:

  • числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
  • личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
  • неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
  • отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
  • прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).

В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.

Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:

  • простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
  • составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
  • составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));

Полнота предложения

Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:

  • определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
  • неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
  • обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
  • безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).

Второстепенные, но не менее важные

Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:


Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.

Осложненные предложения - это совсем не сложно

Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:

  • обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
  • обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
  • однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
  • обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
  • вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).

Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?

Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.

Простое предложение

В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.

1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.

2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.

3. Определить части речи:

В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.

4. Описать признаки:

  • цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  • интонация (восклицательное, невосклицательное);
  • по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
  • полнота (полное, неполное)
  • по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
  • осложнено (если да, то чем) или не осложнено;

Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.

Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.

Сложное предложение

Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:


Пример разбора сложносочинённого предложения

В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.

  1. Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
  2. Определить части речи.

В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.

  1. Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
  2. Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
  3. Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
  4. Разобрать простые внутри по отдельности:
  • в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
  • на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)

Сложноподчинённое предложение

Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).

Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.

Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.

Предложение – это грамматическая единица, оформляющая высказывание – сообщение, вопрос, побуждение. Оно имеет грамматическую основу, состоящую из основных членов предложения (подлежащего и сказуемого) либо одного из них. В зависимости от этого примитивные предложения делятся на односоставные и двусоставные. Как сделать их разбор?

Инструкция

1. Выделите грамматическую основу предложения. Подлежащее может быть выражено именем существительным в именительном падеже, местоимением-существительным, именем числительным, неопределенной формой глагола, всякий частью речи в значении имени существительного, а также цельным по значению словосочетанием. Сказуемые по типу делятся на примитивные, комбинированные глагольные и комбинированные именные.

2. Подчеркните второстепенные члены предложения, если они есть. К ним относятся определения (его разновидностью является приложение), которые могут быть согласованными либо несогласованными; дополнения (прямые либо косвенное); обстоятельства (времени, места, образа действия и т.д.). Сделайте итог о распространенности (нераспространенности) предложения.

3. Определите полноту предложения: полное либо неполное – по наличию либо частичному отсутствию всех нужных членов данной конструкции предложения.

4. Укажите тип предложения. Если грамматическая основа полная, т.е. состоит из подлежащего и сказуемого, то предложение двусоставное. Предложения с одним основным членом именуются односоставными.

5. Если предложение односоставное, определите его вид:а) назывное – предложение, в котором только один основной член – подлежащее.б) определенно-личное – односоставное предложение со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1 либо 2 лица подлинного либо грядущего времени.в) неопределенно-личное – односоставное предложение, в котором глагол-сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа подлинного либо грядущего времени, а также в форме множественного числа прошедшего времени либо условного наклонения.г) обобщенно-личное. В таком предложении сказуемое может быть выражено глаголом в форме 2 лица исключительного лица, изредка в форме 1 либо 3 лица множественного лица.д) безличным именуется односоставное предложение со сказуемым, форма которого не выражает лица.

Когда школьники на уроках русского языка приступают к синтаксическому разбору предложения , они обязаны охарактеризовать его по наличию и числу основных членов предложения . В том случае, если имеется только подлежащее либо сказуемое, им надобно будет также назвать вид односоставного предложения .

Инструкция

1. Обозначьте грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2. Обратите внимание на то, имеются ли оба основных члена в предложении либо только один из них (подлежащее либо сказуемое). Так, в предложении “Друзья радостно провели время во время поездки в горы” имеется подлежащее “друзья” и комбинированное сказуемое “провели время”. Такое предложение именуется двусоставным. А вот в предложении “Помогите товарищу исполнить домашнее задание” есть только комбинированное глагольное сказуемое “помогите исполнить”. Оно является односоставным.

3. Узнаете, какой именно основной член (подлежащее либо сказуемое) имеется в односоставном предложении. Скажем, в предложении “Раннее утро” вы сумеете найти лишь подлежащее. Такие синтаксические конструкции именуются односоставными, назывными предложения ми.

4. Имейте в вид у, что предложение, в котором имеется только сказуемое, может быть как определенно-личным, так и неопределенно-личным, обобщенно-личным и даже безличным.

5. Определите, в каком лице и времени употребляется глагол, являющийся сказуемым. Для этого испробуйте подставить к нему местоимения. Если вам понадобятся местоимение “я”, “мы”, то это значит, что глагол употребляется в форме первого лица, если местоимения “ты”, “вы” – в форме второго лица, а если “он”, “она”, “оно” либо “они” – в форме третьего лица.

6. Если вы определили, что в односоставном предложении глагол, являющийся сказуемым, употребляется в первом либо во втором лице, в реальном либо в прошедшем времени, то такое предложение будет являться определенно-личным. В нем неимение подлежащего не мешает в понимании смысла предложения . Скажем, в предложении “Люблю грозу в начале мая” глагол “люблю” употребляется в первом лице (я люблю) и в реальном времени (действие происходит в данную минуту). Подлежащего в этом предложении нет. Следственно, оно является определенно-личным.

7. Если вы найдете во время обзора предложения , что имеется только сказуемое (глагол) в форме третьего лица, подлинного либо прошедшего времени, во множественном числе, знайте, что это односоставное неопределенно-личное предложение.

8. Если же вы определили, что сказуемое – это глагол в форме исключительного числа, подлинного времени, а действие обобщено (касается всякого), то делайте итог о том, что это односоставное обобщенно-личное предложение. Скажем, в предложении “Что посеешь, то и пожнешь” глаголы “посеешь” и”пожнешь” находятся в форме исключительного числа. второго лица (ты посеешь и пожнешь). Это обобщенно-личное предложение.

9. Запомните, что в безличном предложении сказуемым является либо безличный глагол, категория состояния (светает, моросило, знобит и т.д.), либо слова со значением отрицания (нет), либо неопределенная форма глагола (инфинитив). В таких синтаксических конструкциях подлежащего нет и быть не может, а лицо у глаголов определить немыслимо. Скажем, в предложении “Знобило меня теснее 2-й день подряд” слово “знобило” – это категория состояния. Лицо определить у него невозможно. В предложении нет подлежащего и восстановить его вам не удастся. Следственно оно является односоставным, безличным предложением.

Совет 3: Как определить неопределенно-личное предложение

Предложение выражает сообщение, побуждение либо вопрос. Двусоставные предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа односоставного предложения представлена либо подлежащим, либо сказуемым.

Инструкция

1. Среди односоставных предложений выделяют назывные и глагольные. В назывных предложениях присутствует только подлежащее, но нет сказуемого: «Сибирская зима». Глагольные подразделяются на определенно-собственные, неопределенно-собственные и безличные.

2. Все глагольные односоставные предложения имеют сказуемое, но не имеют подлежащего. Причем в определенно-личном предложении форма глагола и толк сообщения подсказывают, что действие относится к определенному лицу: «Люблю читать книги», «Обнаружьте верное решение», «Береги платье снову, а честь смолоду».

3. Глагол может стоять в форме первого либо второго лица исключительного либо множественного числа изъявительного либо повелительного наклонения. Первое лицо обозначает, что глагольный вопрос задается от местоимений «я», «мы»; второе лицо – от местоимений «ты», «вы». Повелительное наклон побуждает к действию, изъявительное примитивно уведомляет информацию.

4. В неопределенно-личном предложении действие совершается неопределенными либо необозначенными лицами. Это действие является значимым само по себе. Глагол стоит в форме третьего лица множественного числа подлинного либо прошедшего времени. Примеры: «По телевизору показывают новости», «В пятницу известили о беды», «С двери убрали плакат». Дабы получить глагол в форме третьего лица множественного числа, задайте вопрос к местоимению «они».

5. В безличном предложении сказуемое указывает на процесс либо состояние, которые в тезисе не зависят от энергичного деятеля: «За окном стемнело», «В комнате душно», «В поле пахнет полынью», «Об этом было оговорено предварительно». Сказуемое выражается безличным глаголом (стемнело), безличной формой личного глагола (пахнет), наречием (душно) и коротким страдательным причастием (было оговорено). Наречия и короткие причастия могут идти с глаголом-связкой «быть» либо без него. Также сказуемое в безличном предложении может быть выражено словами «нет», «не было»: «Пробелов в умениях огромнее нет».

Видео по теме

Обратите внимание!
Не путайте односоставные предложения с неполными двусоставными. Пропущенный основный член двусоставного неполного предложения легко восстанавливается по контексту и речевой обстановки. Скажем, если лицо, делающее действие, названо в предыдущих предложениях.

Местоимения владеют некоторыми знаками имен существительных, прилагательных и числительных. Личной морфологической категорией этой части речи является разряд по значению. Знание установить разряд, грамматическое значение местоимения поможет верно определить его знаки. Исполняйте морфологический разбор в соответствии с планом.

Инструкция

1. Для указания на предмет либо лицо, знак либо число, не называя их, применяются местоимения. Аналогично замещаемым ими примечательным словам, местоимения владеют рядом морфологических категорий, выступают в качестве основного либо второстепенного члена предложения. Для местоимений характерны свойства существительных, прилагательных либо числительных. Устанавливайте все имеющиеся знаки, следуя определенному порядку действий.

2. Обнаружьте слово, от которого дозволено задать вопрос к местоимению. Выпишите словосочетание, соответствующее схеме: «основное слово + зависимое местоимение». Указав грамматическую отзыв местоимения, поставьте его в исходную форму. Узнаете, к какой именной части речи принадлежит слово, замещаемое местоимением. Если оно соотносится с именами существительным либо числительным, именительный падеж будет определять исходную форму. Для местоимений-прилагательных она соответствует именительному падежу, мужскому роду, исключительному числу.

3. Разглядите у местоимения все имеющиеся знаки. Начинайте с непрерывных, неизменяемых колляций. Определите, к какому разряду оно относится. В соответствии со значением выдаются: собственные, относительные, вопросительные, возвратное, негативные, неопределенные, притяжательные, определительные и указательные. Собственные отличаются от местоимений-существительных, принадлежащих к иным грамматическим разрядам, неизменяемыми знаками лица и числа (в 1 и 2 лице).

4. Дальше переходите к рассмотрению знаков, которые способны изменяться. Форму падежа устанавливайте у всех местоимений. Другие допустимые непостоянные морфологические колляции будут зависеть от грамматического значения и разряда. Если перед вами местоимения, заменяющие прилагательные, либо собственные (3 лица), определяйте вначале категорию числа. После этого дозволено узнать, к какому роду отнести местоимение (данный знак определяется только в исключительном числе).

5. Данный от основного слова вопрос поможет вам решить, основным либо второстепенным членом выступает местоимение в предложении. Эта часть речи исполняет в предложении различные синтаксические функции. Традиционно подлежащим и дополнением бывают в предложении местоимения-существительные и числительные, а определением – местоимения-прилагательные.

6. Разглядите пример морфологического разбора местоимения по установленному плану:Предложение «Посмотрите на себя со стороны» в своем составе имеет местоимение «себя», указывающее на лицо.I. (Посмотрите «на кого?») – на себя – мест.II. Н. ф. – себя. Пост. – возвратное; непост. – вин. п.III. Дополнение (подчеркивается пунктиром).

Обратите внимание!
Именительный падеж отсутствует у негативного местоимения «некого» и возвратного – «себя». Род местоимений-прилагательных устанавливается только в случаях употребления их в исключительном числе.

Видео по теме

Обратите внимание!
Отличайте от односоставных предложений двусоставные неполные, в которых также один основной член предложения. Предложение является двусоставным неполным, если сказуемое выражено глаголом в форме:а) изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского либо мужского рода, исключительного числа;б) условного наклонения;в) изъявительного наклонения, подлинного либо грядущего времени, 3 лица, исключительного числа.

Полезный совет
В трудном предложении по составу определяйте всякое примитивное предложение, входящее в состав трудного.

Одной из базовых форм синтаксического анализа является выполнение разбора предложения по членам предложения. Это позволяет отслеживать характер связей между разными ЧЛ предложения, определять специфику интонации, а также находить используемые в предложении словосочетания. Несмотря на то, что подобному разбору обучают ещё со школы, многие люди при выполнении подобного анализа сталкиваются с рядом трудностей, и обращаются за помощью к возможностям сети. Ниже я рассмотрю схему подобного анализа ЧЛ предложения, приведу особенности его ключевых шагов, а также расскажу, есть ли онлайн ресурсы, способные помочь нам в выполнении разборов данного типа.

Для чего нужен разбор предложения по частям речи

Имеет важное значения для формирования и тренировки у людей орфографической грамотности, оттачивания необходимых орфографических навыков.

Особенно это важно при сегодняшней образовательной конъюнктуре, когда:

  • падает средний уровень самостоятельного чтения;
  • имеется недостаточное количество пособий по методике правописания;
  • понижается общий уровень познавательного интереса у учащихся.

При регулярном разборе предложения по членам вы осуществляете сразу несколько базовых задач:

  1. Знакомитесь непосредственно со множеством синтаксических конструкций в предложениях;
  2. Учитесь выражать свои мысли как напрямую, так и метафорически, оттачиваете логическое мышление;
  3. Выражаете свои мысли как устно, так и письменно;
  4. Проводите профилактику появления разнообразных речевых ошибок;
  5. Учитесь правильно формулировать вопросы.

Согласно имеющейся методологии синтаксический разбор предложения возможен в трёх основных формах:

  • Формальная форма (члены предложения выделяются по вопросам);
  • Семантическая форма (выделяются субъект, объект, предикат и др.);
  • Коммуникативная форма (выделятся тема и рема, то есть данная и новая информация).

При этом обычно разбираются предложения, в которых их формальная структура не входит в противоречие с коммуникативной и семантической структурой.


Как выполнять синтаксический анализ предложения

Осуществление указанного разбора предполагает следование методологическому шаблону, состоящему в следующем:

  1. Определяем, простое это предложение или сложное (то есть, сколько в нём грамматических основ – если одна, то простое, если две и более – сложное);
  2. Идентифицируем предложение по цели его высказывания (повествовательное оно, вопросительное или побудительное);
  3. Какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное).

Если это предложение простое, тогда определяем его дальнейшую типологию:

  1. Устанавливаем, наше предложение распространённое или нераспространённое (то есть, если в нём есть только главные члены, тогда оно нераспространённое, а если кроме главных членов имеются и второстепенные – оно распространённое);
  2. Разбираем его на главные (подлежащее и сказуемое) и вторичные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), идентифицируем, какой частью речи они выражены;
  3. Выделяем однородные члены предложения (при наличии таковых), то есть имеются ли члены, которые отвечают на один и тот же вопрос, и связаны с одним и тем же словом.

Если это предложение сложное, тогда:


Особенности синтаксического разбора

При выполнении данного вида разбора необходимо помнить, что:

  • Любое грамматическое понятие выражается единством его грамматических признаков;
  • Одно слово не может являться разными членами предложения;
  • Наибольшие сложности вызывает дифференциация второстепенных членов разбираемого предложения, которые выражены именем существительным.

Онлайн ресурсы для разбора предложения по членам

В Рунете практически не представлены сетевые ресурсы, позволяющие выполнить синтаксический разбор предложения онлайн. В первую очередь это связано со сложностью разработки таких инструментов. К примеру, одно и то же слово в предложении может иметь различную семантическую нагрузку. При этом в англоязычном сегменте существует ряд таких сервисов, позволяющих выполнять разбор англоязычных предложений по членам предложения в режиме онлайн.

В частности, хотел бы обратить внимание читателя на ресурсы:


Давайте теперь на практике разберем несколько предложений по ЧЛ.

Пример №1

«Над одуванчиками порхали белые, жёлтые и голубые бабочки.»

Данное предложение:

  • простое;
  • имеет повествовательный характер (рассказывает нам о чём-то);
  • распространённое (имеет члены кроме главного);
  • невосклицательное;
  • осложнено однородными определениями.

По частям речи оно выглядит примерно так:

Пример №2

«Дети рядили новогоднюю ёлку, жена готовила праздничный ужин, мама ей помогала.»

Это предложение:

  • сложное (имеет три грамматические основы);
  • имеет повествовательный характер;
  • распространённое;
  • невосклицательное.

По частям речи выглядит следующим образом:

Пример №3

«Наступили праздники.»

Это простое повествовательного характера предложение, также оно нераспространённое и невосклицательное.

Заключение

Имеющийся в сети онлайн ресурсы не дают полноценной возможности разобрать предложения по ЧЛ. Потому рекомендуется воспользоваться приведённой в статье методологией, и оттачивать собственные знания, умения и навыки в проведении синтаксического анализа нужных вам предложений.

Для начала разберемся с терминологией: для предложения существует только синтаксический разбор. В этом разборе указывается подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Указать часть речи можно только для слова. Тем не менее, в синтаксический разбор предложения часто входит задача указать часть речи для каждого слова. И есть сервисы, где можно ввести либо предложение целиком, либо по одному слову. И они дают вам информацию по частям речи для каждого слова.

Goldlit

В этом сервисе можно ввести предложение целиком и получить морфологический разбор каждого слова. В который, конечно же, входит и часть речи. Например:

Как видите, обнаруженное слово ставится в начальную форму и для него указывается:

  • Начальная форма.
  • Часть речи.
  • Грамматика – что тут указывается зависит от части речи.
  • Формы слова.

Нас интересует часть речи. Но будьте внимательны сервис недостаточно умен, чтобы всегда корректно его определить. Например, частица «уж». В приведенном предложении это частица, а никакое не существительное «уж». Про ужей тут речи не идет. Так что результаты пословного разбора предложения надо перепроверять вручную. В этом смысле он ничуть не выигрывает у сервисов, где вводится одно слово. Если б он мог из контекста определить значение, то выигрывал бы, а так – нет. Так что обратите внимание обычные на онлайн-сервисы морфологического разбора, они работают также. У меня один такой сервис описан тоже дальше.

Возьмем другой пример, повествовательное предложение «Времени нет».

Что скажет нам Goldlit?

Начальная форма : ВРЕМЕНИТЬ
Часть речи : глагол в личной форме
Грамматика : второе лицо, действительный залог, единственное число, переходный, несовершенный вид, повелительное наклонение (императив)

То есть слово «времени» он понял как глагол «повремени». Что явно неправда. Дальше правда указывается второе значение:

Начальная форма : ВРЕМЯ
Часть речи : существительное
Грамматика : единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний род
Формы : время, времени, временем, времена, времён, временам, временами, временах

Это уже правильно, существительное. В общем будьте внимательны при использовании подобных сервисов.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Перейдите по адресу http://goldlit.ru/component/slog
  2. Введите предложение.
  3. Вы получите морфологический разбор каждого слова.

Викислово

Здесь вы можете указать только одно слово. При этом дополнительно вам скажут, каким членом предложения может быть это слово. Либо один вариант, либо, если их несколько, то так и пишут. Разбор слова «времени» выглядит примерно так же:


А вот разбор слова «добавив». Тут уже однозначно указан член предложения. Это обстоятельство. Потому что деепричастия всегда являются обстоятельствами.


Morphologyonline

Этот сервис мне нравится даже больше: дизайн чище, рекламы меньше, работает не хуже.

Чтобы воспользоваться:

  1. Перейдите на сайт http://morphologyonline.ru/
  2. Введите слово в пустое поле.
  3. Щелкните кнопку «Разобрать».

Вы получите разбор:


Здесь третьей строкой идет «Синтаксическая роль». Это то же самое, что «Член предложения» в сервисе Викислово.

А второй строкой идут «Морфологические признаки», которые в первом сервисы обозначены как «Грамматика». Тут они прописаны лучше, так как разделены на постоянные и непостоянные. Имеется в виду, что в зависимости от формы слова, какие-то признаки могут меняться, а какие-то нет. Например, существительное «время» всегда нарицательное, неодушевленное, среднего рода и 2 склонения. Это постоянные признаки. А падеж и число могут меняться в зависимости от формы слова: «нет времени», «дай время», «с давних времен». Тут родительный, дательный, снова родительный падеж. И единственное, снова единственное и множественное число. Какую форму слова «время» употребишь, такой падеж и число и будет. Потому это непостоянные признаки.

Морфологический vs Морфемный

Морфологический разбор слова следует отличать от морфемного. В морфемный разбор слова входит определение корня, суффикса, окончания, основы слова. Для морфемного разбора тоже есть много сервисов, они описаны .


Если вам надо определить не только части речи всех слов предложения, но и разобрать предложение в целом: по цели высказывания, подчеркнуть члены предложения, то используйте шпаргалки, коих полно в интернете. Кое-где можно даже поупражняться онлайн. Сравнение подобный сервисов у меня .