Первый велел снять с меня картуз. Избави мя от клеветы человеческия

Как это важно, что мы знаем Пушкина в лицо, что помним день его рождения. Конечно, это ничтожно по сравнению с серьёзным осмыслением пушкинского наследия. Но как не дай Бог нам впасть в забвение. Такая память важна, конечно, не для Пушкина. За последние двести лет Россия несколько раз тянулась к Пушкину. Самый яркий пример - открытие московского памятника поэту, которое превратилось в невиданный фестиваль русской литературы, именно тогда прозвучали незабываемые речи Достоевского, Тургенева, Островского… Другое пример - 1937-й год, когда отмечалось столетие дуэли и смерти Пушкина. Скорбная дата стала поводом для того, чтобы превратить русскую классику в чтение миллионов. В ХХ веке это был необходимый шаг.

Арсений Замостьянов

Александр Сергеевич Пушкин - человек николаевской эпохи. Многим известно шутливое признание из письма к жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра не ищут». Шутка, но в ней намёк. Всё здесь - правда, и линия поведения определена чистосердечно.

Император Павел действительно видел будущего поэта трехлетним ребенком. С Александром Пушкин и впрямь пытался воевать - с юношеской пылкостью. И неудивительно, что тот молодого поэта «не жаловал». А с Николаем Пушкин почти сроднился, хотя и не всё в их взаимоотношениях было безоблачным. И это - вплоть до оттенков - чувствуется в мимолётном эпистолярном рассуждении.

Начало царствования Николая Павловича известно всем - настолько трагическим оно было. Путаница с престолонаследием, интриги, наконец, вооружённый мятеж декабристов. Чтобы утвердиться на престоле, младшему брату Александра и Константина пришлось проявить решительность и жёсткость. Несомненно, политический климат переменился: от Александра таких действий ждать не приходилось. Сегодня для нас не секрет, что Николай Павлович вовсе не был капралом на троне. О власти, о государственном устройстве он рассуждал со знанием дела. Был готов к дискуссии, к демонстрации собственных принципов. Понимал, что за ним стоит многовековая идеология, чувствовал ответственность. Пушкин вполне осознанно предпочитал его Александру, которого считал двуличным и вялым. В Николае чувствовался русский дух - царский, петровский…

И Пушкин приветствовал царя стансами, которых от вольнолюбивого поэта не ожидали:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Стихи, конечно, не прямолинейные, есть в них и призыв к милосердию, к освобождению узников. Но… Шевырев вспоминал: «После неумеренных похвал и лестных приемов охладели к нему, начали даже клеветать на него, взводить на него обвинения в ласкательстве, наушничестве и шпионстве перед государем».

Пришлось объясняться со щепетильниками. Объяснительное стихотворение вышло ещё глубже первых стансов. Тут политической мудрости на сто трактатов. Более убедительного сочувственного объяснения николаевской политики и вообразить нельзя:

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный.

Тому, кого карает явно,

Он тайно милости творит…

Расшифровывать поэтические строки не всегда нужно. Но эта мысль, пожалуй, требует пояснения. «Тому, кого карает явно…». Кого к тому времени успел покарать Николай Павлович? Ответ самый банальный: вождей декабрьского восстания. Жестокая по тем временам кара, она накрепко запомнилась пушкинскому поколению. Но какие «милости» сотворил император казнённым и сосланным декабристам? Значит, Пушкин под объектом «кары» имел в виду широкое обобщение. Тут - не только непосредственные участники мятежа. Предположим, Пушкин подразумевает всё сообщество вольнодумно настроенных дворян, забурлившее «непоротое поколение». Николай после декабря проявил строгость к этим людям…

В чём же милость? Быть может, Пушкин намекает на парижскую гильотину? На революционный террор? Во Франции тоже всё начиналось с аристократической фронды, с прогрессивных политических прожектов. То есть Николай, расправившись с «крамолой», упредил якобинское и бонапартистское развитие событий. Робеспьеровский сценарий, несомненно, уничтожил бы русское дворянство под корень. А, значит, действительно, «втайне милости творит».

А вообще, послание «Друзьям» - настоящий шедевр политической лирики. А политика Пушкина всегда остро интересовала, он не считал её чем-то антипоэтическим.

Впору вспомнить, с чего начинался «роман» дворянина Александра Пушкина с императором Николаем Павловичем.

худ. Петр Кончаловский. “Пушкин в Михайловском”

«Всемилостивейший Государь!

В 1824 году, имев несчастие заслужить гнев покойного Императора, я был выключен из службы и сослан в деревню, где и нахожусь под надзором губернского начальства.

Ныне с надеждой на великодушие Вашего Императорского Величества, с истинным раскаянием и с твёрдым намерением не противоречить моими мнениями общепринятому порядку (в чём и готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему Императорскому Величеству со всеподданнейшею просьбою…

Здоровье моё, расстроенное в первой молодости, и род аневризма давно уже требуют постоянного лечения, в чём и представляю свидетельство медиков. Осмеливаюсь всеподданнейше просить позволения ехать или в Москву, или в Петербург, или в чужие края».

И затем, на отдельном листочке, сделал приписку:

«Я, нижеподписавшийся, обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем не существовали, не принадлежать; свидетельствую при сём, что и ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал и не принадлежу, и никогда не знал о них».

Дело сдвинулось. И 18 сентября 1826 года в московском Чудовом монастыре император удостоил Пушкина личной аудиенции. Место для встречи избрали, конечно, удивительное. И для Пушкина особенно важное: ведь отсюда он поведёт строй своей трагедии - «Бориса Годунова». Тени Отрепьева и царя Бориса витали над кремлёвским монастырём. Содержание той встречи сохранилось в пересказах и пересудах, самых разнообразных. От монархического до бунтарского варианта трактовки. Истина где-то посередине. Но, кажется, собеседники не были разочарованы друг другом.

Сохранилось свидетельство, что после той встречи в Чудовом монастыре Николай I сказал Блудову:

Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?

С кем же?

С Пушкиным.

В демократической литературной критике ещё с XIX века утвердился карикатурный образ Николая Павловича - диктатора, лицемера, солдафона. Несправедливое упрощение. Да и возникла эта традиция только потому, что император скончался не в зените славы, а во дни поражений русской армии в Крыму.

Новый государь - Александр II - колебался между сыновними чувствами и желанием показать себя другим, непохожим на отца. Цензура смотрела на критику предыдущего императора сквозь пальцы - и вольнодумцы воспользовались этим незамедлительно. Но есть и другая крайность: Пушкина изображают сверхлояльным, экзальтированным вельможей, а Николая - его «обожаемым отцом». Тут вспоминается филиппика Марины Цветаевой:

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин - в роли монумента?

Гостя каменного? - он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин - в роли Командора?..

Ох, брадатые авгуры!

Задал, задал бы вам бал

Тот, кто царскую цензуру

Только с дурой рифмовал.

Действительно, благонамеренный подданный из Пушкина не выйдет. Они вообще, по большей части, существовали в воображении официальной прессы - эти винтики из схемы «Православие, самодержавие, народность».

Пушкин и царь просто начали сотрудничать. Вскоре после московской встречи он получил письмо. «Его императорскому величеству благоугодно, чтобы Вы занялись предметом о воспитании юношества. Вы можете употребить весь досуг, Вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить Ваши мысли и соображения; и предмет сей должен представить Вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания», - писал поэту Бенкендорф 30 сентября 1826 года. И неплохая вышла записка - «О народном воспитании», хотя Пушкин и не горел желанием приступать к такой работе…

худ. Китаев А.В. “Пушкин и Бенкендорф”

Император выступал в роли личного цензора. Вроде бы - почётное положение для поэта. Но действовать приходилось через Бенкендорфа. Фактически именно последний стал цензором Пушкина. А это уже, по меньшей мере, двусмысленный оборот. Все публикации пробивались с трудом - даже самые невинные. Нелёгкой была печатная судьба «Бориса Годунова», «Медного всадника», «Дубровского»… То есть идиллическая картинка тут явно не получается.

Но подавно несправедлива демонизация Николая. Его ведь чуть ли не объявляли истинным убийцей Пушкина! А Пушкин был человеком николаевского времени. Такие явления не возникают «вопреки» государству. В истории они стоят рядом. Врагами не были. И в кованой поступи Медного всадника Пушкин видел не только угрозу, но и образ крепкого государства, которое считал пользительным.

Внешне дуэль выглядела как одна из многочисленных в его жизни - Пушкин был страстный дуэлянт, но только с той разницей, что она закончилась для него трагически. Поводом к ней послужило стремление великого поэта постоять за светлое имя своей супруги. Накануне он получил анонимное письмо - пасквиль, в котором был откровенный намек на интимную связь его супруги с царем.

Послание явно было на руку тем политическим силам, внутренним и внешним, которым была ненавистна страна под названием Россия. Обращает на себя внимание тот факт, что это убийство произошло в год 25-летия изгнания французов из России, а смерть Александр Сергеевич Пушкин принял от руки француза.

Первая четверть ХIХ века знаменовалась для России двумя великими событиями: блистательной победой русской армии над Наполеоном во главе с фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым и восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Если первое событие предопределило на четыре последующих десятилетия ведущую роль России во всех европейских делах, то второе при успешном его исходе сгубило бы страну. Декабристы, оказавшись у власти, вряд ли удержали бы государство в своих руках. Они передрались бы между собой, ввергнув страну в пучину братоубийственной войны. Все закончилось бы распадом российской империи и исчезновением ее с политической карты мира, прежде всего на радость французским и польским политикам. В их глазах это выглядело бы как расплата России за перенесенное ими унижение, связанное с победой русского оружия и участием в ликвидации польского государства.

В конце первой четверти ХIХ века значимость государственных ценностей для нормального функционирования общества наиболее четко осознавали два великих человека: Николай I в силу пребывания на высшем посту у власти и Пушкин, обладавший государственническим умом. Не случайно они сошлись в общем понимании последствий вооруженного восстания декабристов во время их знаменитой встречи в Чудовом монастыре на территории Московского Кремля. Беседуя с царем, Пушкин согласился с мнением Николая I, что Россия, где имеет место разнородность государственных элементов и масштабность территории и присутствует «темнота народная и дворянская», не может существовать вне самодержавной власти. В свою очередь Николай I согласился с поэтом, что в конечном итоге нынешняя власть должна быть преобразована в конституционную монархию.

Следует отметить, что за период тридцатилетнего правления он всего один раз прибег к такому способу поддержания самодержавия, как казни. Если Петр I и Екатерина II казнили тысячи людей, при Александре I - сотни, то при Николае I были подвергнуты казни всего пять человек из числа декабристов. Оценка его как кровавого правителя на совести либеральных публицистов и политиков того времени.

По окончании встречи Пушкин дал слово Николаю I достойно служить Отечеству и протянул ему руку дружбы. Поэт выступил на стороне Николая I в его решительных действиях в связи с подавлением польского восстания 1831 - 1832 гг., написав знаменитое стихотворение «Клеветникам России». Он, как государственник, понимал, что за благородными поступками поляков в споре с Россией скрывались коварные планы Запада, и прежде всего Франции, мечтавшей с помощью восставших поляков взорвать Российское государство изнутри и нанести смертельный удар по российским устоям. Пушкин написал 9 стихотворений, посвященных августейшему монарху. В одном из писем супруге он писал: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю, добра от добра не ищут».

Недоброжелателей их тесных взаимоотношений было куда больше, чем сторонников. Одни искренне считали, что царь и поэт заблуждаются в оценке друг друга, подвергая себя самообману. Николаю I наушничали, что поэт не отказался от своих вольтерианских мыслей и водит царя за нос в своих меркантильных интересах. Пушкину же наговаривали, что царь, предоставив ему низший придворный чин камер-юнкера, унизил публично его в глазах высшего света. Хотя на самом деле этим жестом царь официально продемонстрировал, что порядок производства в чины должны соблюдать даже такие выдающиеся личности, как Пушкин.

Мы уже не говорим о том, сколько было сплетен об якобы амурных отношениях Натальи Николаевны с Николаем I. Все это не раз заставляло того и другого сомневаться в искренности их взаимоотношений. Тем не менее благородное служение Отечеству Николая I как царя и Пушкина как поэта не позволило врагам вбить клин в их взаимоотношения. Даже тогда, когда великий поэт оказался на смертном одре, он просил Василия Жуковского передать царю и его сыну, будущему наследнику престола Александру, долгого и славного царствования во «имя процветания России». Поэт был еще жив, когда ему сообщили, что Николай I позаботится о его семье и все ее материальные заботы примет на себя.

В те годы ни царь, ни поэт не могли предположить, что через полвека семья Пушкиных породнится с монаршей семьей. Внучка Александра Сергеевича Софья и внук императора сочетаются браком. Они уедут в Англию, где и по сегодняшний день живут потомки их семьи.

Фото из архива

"Видел я трех царей..."

В дельвиговском альманахе "Северные цветы" довольно часто печатались стихотворения поэта М. Д. Деларю. Произведения его не вызывали восторгов читателей.

Деларю был лицеистом позднейшего выпуска. Пушкин невысоко ценил его как поэта. В ответ на письма П. А. Плетнева, находившего у Деларю "прекрасный талант", Пушкин писал в апреле 1831 года: "Деларю слишком гладко, слишком правильно, слишком чопорно пишет для молодого лицеиста. В нем не вижу я ни капли творчества, а много искусства..."

В издававшемся Смирдикым журнале "Библиотека для чтения" Деларю напечатал в 1834 году перевод стихотворения В. Гюго "Красавице":

Когда б я был царем всему земному миру, Волшебница! тогда б поверг я пред тобой Все, все, что власть дает народному кумиру: Державу, скипетр, трон, корону и порфиру, За взор, за взгляд единый твой. И если б богом был,- селеньями святыми Клянусь,- я отдал бы прохладу райских струй, И сонмы ангелов с их песнями живыми, Гармонию миров и власть мою над ними За твой единый поцелуй!

Митрополит Серафим счел необходимым обратить внимание Николая I на "неприличные выражения", допущенные Деларю в этих стихах и заключающие в себе "дерзкие мечты быть царем и даже богом".

За разрешение печатать это стихотворение цензор А. В. Никитенко просидел восемь суток на гауптвахте, а Деларю, служивший в канцелярии военного министра, получил строгий выговор и вынужден был подать в отставку.

Пушкин записал по этому поводу в "Дневнике" 22 декабря 1834 года: "Митрополит (которому досуг читать наши бредни) жаловался государю, прося защитить православие от нападений Деларю и Смирдина. Отселе буря. Крылов сказал очень хорошо:

Мой друг! когда бы был ты бог, То глупости такой сказать бы ты не мог.

Это все равно, заметил он мне, что я бы написал: когда б я был архиерей, то пошел бы во всем облачении плясать французский кадриль".

В 1835 году Деларю выпустил небольшой сборник своих стихотворений "Опыты в стихах", который преподнес Пушкину. Томик этот и сегодня стоит на полках пушкинской библиотеки. Из ста пятидесяти двух страниц его разрезаны, однако, лишь двадцать восемь.

Деларю преклонялся перед Пушкиным, и к 1834 году относится рассказ о том, как он выручил Пушкина, когда его письмо к жене, Наталье Николаевне, было перехвачено и вскрыто московским почт-директором А. Я. Булгаковым и попало в руки шефа жандармов Бенкендорфа.

Само по себе письмо было невинно по содержанию, но в нем поэт упоминал о трех царях, и к одному из них - царствовавшему тогда Николаю I - письмо попало от Бенкендорфа. Пушкин писал: "...рапортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю, от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!"

Можно себе представить, с каким удивлением безмерно подозрительный Николай I читал попавшее к нему письмо поэта... Но Жуковскому все же удалось представить царю дело в благоприятном для Пушкина свете.

Пушкин, однако, был глубоко возмущен вмешательством Булгакова, Бенкендорфа и Николая I в его частную личную переписку с женою и 10 мая 1834 года записал в "Дневнике": "Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом,- но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться - и давать ход интриге, достойной Видока и Булгарина! Что ни говори, мудрено быть самодержавным".


Шаржированный портрет императора Павла I на рукописи оды "Вольность". Рисунок А. С. Пушкина

Пушкин никогда не доверял почте, и еще 20 декабря 1823 года писал П. А. Вяземскому: "Я бы хотел знать, нельзя ли в переписке нашей избегнуть как-нибудь почты - я бы тебе переслал кой-что слишком для нее тяжелое. Сходнее нам в Азии писать по оказии".

Письмо это Пушкин направил своему другу еще из южной ссылки, но за десять лет, протекших с того времени, ничто не изменилось, и 3 июня 1834 года поэт писал жене в связи с пережитыми неприятностями: "...свинство почты так меня охолодило, что я пера в руки взять был не в силе. Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство... Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности... невозможно: каторга не в пример лучше..."

Почти через полвека, в 1880 году, в журнале "Русская старина" появилась статья "М. Д. Деларю и Пушкин", в которой сообщалось, что секретарь Бенкендорфа, бывший лицеист П. И. Миллер, желая выручить Пушкина, переложил копию перлюстрированного письма поэта к жене из одного отделения письменного стола Бенкендорфа в другое; зная рассеянность и забывчивость своего начальника, он хотел тем самым предотвратить нависшую над Пушкиным угрозу. По другой версии, Деларю взял ее себе.

Вся эта история характеризует приемы, средства и нравы самого императора и его правительства и красноречиво говорит о том, на какие мелочи величайший русский поэт должен был растрачивать свой гений...

В истории мировой литературы тема взаимоотношений поэта и царя – одна из вечных тем, начиная от Иисуса Христа и Понтия Пилата и кончая (не кончая!) взаимодействием Михаила Булгакова и Сталина. Жизнь А.С.Пушкина, как часть общего историко-литературного процесса, прекрасно сюда вписывается.
«Видел я трёх царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут...» (из письма Пушкина к жене, апрель 1834 г.).

«Первый» – Павел I; молодые родители Пушкина в его царствование держались подальше от двора и царского самодурства. «Второй» – Александр I. Трудно сказать, чтобы и Пушкин «жаловал» Александра Павловича. Ещё в Лицее Пушкин сочинял на него эпиграммы («Тот в кухне нос переломил, а тот – под Австерлицем»), В Лицее царил вольнолюбивый дух. Преподаватель гражданского права, выпускник Геттингенского университета, А.П.Куницын во вступительной речи 19 октября 1811 г. умудрился не упомянуть царя ни разу, обращаясь к юношам с призывом стать достойными гражданами и с честью управлять Россией: Лицей был задуман как привилегированное учебное заведение для подготовки высшей государственной элиты. Ещё в Лицее Пушкин познакомился с царскосельскими гусарами, которые побывали в европейском походе после 1812 г. Победа над Наполеоном породила в передовых кругах дворянской молодёжи надежды на освобождение крестьян в благодарность за спасение Отечества. Пушкин впитывал вольнолюбивые настроения и в обществе «Арзамас», куда входили и будущие декабристы Михаил Орлов и Никита Муравьёв. Выйдя из Лицея, поэт окунулся в бурную петербургскую жизнь, был в курсе европейских событий, приветствовал террористические акты (убийство герцога Беррийского студентом Зандом, герцога Коцебу Лувелем), писал эпиграммы на Аракчеева («Всей России притеснитель, а царю он друг и брат»), на Александра I:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В 12-м году дрожал.

Ярко сатирические «Сказки. Noёl»

Ура! В Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель громко плачет
За ним и весь народ.
Мария в хлопотах
Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь!
Вот бука, бука, русский царь!»
Царь входит и вещает:

«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский
Я сшил себе мундир.
Возрадуйся, народ: я сыт, здоров и тучен,
Меня газетчик прославлял,
Я ел, и пил, и обещал,
И делом не замучен...» и т.д.

В доме Никиты Всеволожского на заседании «Зелёной лампы» (преддекабристского общества) Пушкин в 1818 г. (в 19 лет) пишет оду «Вольность», глядя из окон на Михайловский замок, где был убит Павел I:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, зло природы,
Упрёк ты богу на земле!

Ода «Вольность» воспевала торжество закона. Убийство Павла I совершилось с согласия наследника престола Александра, т.е. закон был нарушен. Автор обращается к царям:

Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

(В 1830-е годы в поэме «Анджело» по мотивам Шекспира Пушкин сравнивает диктатуру закона с милостями доброго царя, ища свой идеал в просвещённой монархии).

В 1819 г. Пушкин посетил деревню, Михайловское, но, в отличие от предыдущей поездки с её «беспечным миром полей» и «легкокрылыми забавами, «мысль ужасная здесь душу омрачает». Картины «барства дикого» и «рабства тощего» он видел, конечно, не в материнской усадьбе Ганнибалов, но в соседстве было немало «неумолимых владельцев». Надежды на освобождение крестьян от рабства опять же связывает он с царской милостью:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя?!

Эпиграммы и стихи Пушкина принимались в публике с восторгом, расходились в списках и дошли до царя. Александр I сказал: «Пушкин наводнил всю Россию возмутительными (т.е. призывающими к бунту – прим. авт.) стихами; его надобно сослать в Сибирь». За Пушкина вступились придворный историограф, друг семьи Пушкиных, Николай Михайлович Карамзин и поэт Василий Андреевич Жуковский, старший друг, советчик и неформальный опекун Пушкина.

Петербургский генерал-губернатор Милорадович, герой 1812 года, благородный офицер, вызвал Пушкина к себе. Тут выяснилось, что в отсутствие поэта кто-то приходил к слуге и выпрашивал на время рукописи. Верный Никита Козлов сказал, что ничего не знает, а Пушкин, придя домой, сжёг все компрометирующие бумаги, поэтому посылать за ними бесполезно. Но юный Пушкин в порыве благородства записал в присутствии Милорадовича всё, что сочинил «противу правительства». Милорадович, растроганный, объявил Пушкину прощение от имени царя.

Однако Александр I был этим недоволен. Карамзин передал царю обещание поэта не писать ничего недозволенного. (Пушкин обещал: два года, – а Карамзину показалось слишком нахальным установление сроков.) И 6 мая 1820 г. Пушкина отправили в Екатеринослав как бы в командировку от Коллегии иностранных дел.
Наместник Новороссии генерал Инзов был добрый старик, поэтому Пушкин в Екатеринославе и Кишинёве имел полную свободу, ездил с семейством генерала Раевского на Кавказ и в Крым, встречался с членами Южного общества в Каменке, попал даже на их собрание. От Пушкина скрывали наличие организации, но идеи, цели и задачи высказывали открыто. Братья Давыдовы, М.Ф.Орлов, С.Г.Волконский, Д.Якушкин, В.Ф.Раевский, П.И.Пестель были его хорошими знакомыми. Пушкин переписывался с А.Бестужевым-Марлинским и К.Рылеевым. И.Пущин и В.Кюхельбекер – его ближайшие лицейские друзья. Стихи Пушкина были в бумагах всех декабристов.

Поначалу Пушкин держал слово, данное Н.М.Карамзину. Но в 1822 г. появляется «Птичка»:

Зачем на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать, – когда на просьбу об отпуске в Петербург ему ответили отказом. В 1823 году – «Узник». Пушкин подрался с молдаванином, и Инзов посадил поэта под домашний арест.

1823–1824 – годы пребывания в Одессе. 1823 г. считается годом кризиса, когда Пушкин испытал разочарование в прежних кумирах и идеях. Он уже не одобрял революционные методы переустройства общества.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя,
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. (1823)

Известно, что декабристы в своих планах не отводили места народу.
В Одессе Пушкин попал в совершенно другое общество: роскошные дамы, театр, итальянская опера, масса живописных иностранцев, ежедневное прибытие новых кораблей из Европы. Любовь – Амалия Ризнич, а позже – Е.К.Воронцова, жена генерал-губернатора, наместника царя в Одессе, графа М.С.Воронцова. Этот «европеец» сильно отличался от генерала Инзова. В нём не было доброты, а были зависть и стремление первенствовать. Наверное, были и ревность и обида, но, похоже, не они оказали главное влияние на пушкинскую участь. Воронцов не желал видеть в Пушкине поэта, автора известнейших новаторских поэм: «Руслан и Людмила» (вышла в 1820) и «Кавказский пленник» (вышла в 1822), – а обращался с ним как с чиновником Х класса. Известна история с командировкой на саранчу. Воронцов забрасывал начальство Пушкина в столице просьбами убрать от него непокорного чиновника. Бюрократическая машина провернулась только через год: ответ пришел к июлю 1824 г. К тому же было перехвачено письмо Пушкина, в котором он писал, что берёт «уроки чистого афеизма». В стране, где цензура не позволяла даже такие невинные эпитеты, как «небесные глазки», атеизм – страшное преступление.

И 9 августа 1824 г. Пушкин уже в Михайловском, в «далёком северном уезде», где нет ни театров, ни моря, ни синего неба, ни жаркого солнца, ни «милых южных дам». Пушкин взбешён. В Михайловском он под неусыпным контролем. Со стороны дворянства его осуществляли А.И.Львов – псковский губернский предводитель, А.Н.Пещуров – опочецкий уездный предводитель, со стороны духовенства – настоятель Святогорского монастыря отец Иона. Параллельно шел и секретный надзор. Южная любовь Пушкина Каролина Собаньска была секретной агенткой и следила за Пушкиным и другими поэтами. Её сожитель Витт в 1826 г. посылал тайных агентов в Михайловское. После восстания декабристов агент был послан узнать о поведении, образе жизни и мыслей Пушкина с открытым листом на арест. Но все опрошенные твердили, что «Пушкин живёт как красная девка».
Пушкин в деревне сочиняет «Воображаемый разговор с Александром I», в котором продолжает подтрунивать над царём: «Дела не делай, от дела не бегай». Однако в стихах «19 октября» (1825) прощает ему «неправое гоненье», так как и царь тоже человек. Зато и заслуги его велики: «Он взял Париж, он основал Лицей!»
Узнав о смерти Александра I (19 ноября 1825), Пушкин засобирался в Петербург, нелегально – по поддельному паспорту, изготовленному им самим же. Но 13-14 декабря он пишет поэму «Граф Нулин», вместо того чтобы на Сенатской площади разделить с друзьями ответственность за идеи, в справедливость которых он уже не верил.

А 3 сентября 1826 г., когда свершилась уже казнь декабристов, посланный из Пскова сообщил Пушкину, что его ждет губернатор, и безо всяких сборов поэт был увезён в Москву, прямо в Чудов Дворец, к новому императору Николаю Павловичу, чья коронация как раз и проходила в тот период. Содержание разговора с царём Пушкин, верный слову дворянина, никогда не разглашал. До нас дошли только некоторые обрывки, типа знаменитого вопроса, был ли бы Пушкин на Сенатской площади, если бы он 14 декабря находился в Петербурге.

Ещё в конце ноября 1825 г. он писал Вяземскому: «Душа моя, ей-богу, я пророк! Я велю Андрея Шенье напечатать церковными буквами!» Андре Шенье – французский поэт эпохи Великой французской революции, казнённый якобинцами. Но Пушкин не знал ещё, насколько пророческими окажутся строчки:

«..Убийцу с палачами
Избрали мы в цари. О ужас, о позор!»

«В наш век, вы знаете, и слезы преступленье;
О брате сожалеть не смеет ныне брат», –

Вполне соответствовали настроениям после казни декабристов, и сами стихи Пушкина связывались не с Францией, а с недавними событиями в России.
В 1828 г., когда Пушкин успокоился и хотел жениться, ему пришлось оправдываться на двух судебных процессах. Один был связан со стихотворением «Андре Шенье», а другой – с поэмой «Гавриилиада». В 1821 г. ещё в Кишинёве Пушкин написал богохульственную поэму о деве Марии, из которой следует, будто бы архангел Гавриил не сообщил Марии благую весть о зачатии Спасителя, а сам поспособствовал её беременности. В 1828 г. Пушкин – совсем другой человек, автор «Бориса Годунова» и почти всего «Евгения Онегина», автор «Пророка», поэт, понявший своё божественное предназначение и исключительную роль в развитии общественной мысли в России. Он пережил не один мировоззренческий кризис, глубокую личную трагедию в связи с разгромом декабристов, ссылкой, арестами и казнью друзей. Он поверил новому царю в том, что тот желает добра и ему лично, и его друзьям, и всей России. И вот всплывает эта богопротивная поэма, о которой он и думать забыл.

Пушкин изо всех сил отпирался, приписывая авторство умершему Д.П.Горчакову, автору матерных стихов. Но дело не прекратили до тех пор, пока сам царь не попросил Пушкина ответить письменно в запечатанном конверте. Говорят, Пушкин честно признался. Хотя кто знает, что там было?!

С началом нового царствования Пушкин связывал много надежд на реформы, на милость к падшим. Он написал серию удивительных стихотворений: «Стансы» («В надежде славы и добра», 1826), «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Друзьям» («Нет, я не льстец...» (1828).

Два из них хорошо известны по школьной программе, с ними традиционно связывается мысль о верности Пушкина идеалам декабризма. А.Одоевский в ответе Пушкину пообещал: «Из искры возгорится пламя» (ух, оно и разгорелось!). Но как же тогда понимать остальные два стихотворения? Валентин Непомнящий поясняет: Пушкин поучает царя! «Во всем будь пращуру подобен». Мол, «начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни», но он умел прощать («Пир Петра Первого» (1835), сцена из «Полтавы» (1828); «И за учителей своих заздравный кубок поднимает», т.е. за врагов, шведов, которые научили воевать). Надежда на прощение царя «в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье» – вот что имел в виду Пушкин. Он видел в царе дворянина, верного своему слову. О вере в царские обещания он пишет в стихотворении «Друзьям»: «его я просто полюбил», «тому, кого карает явно, он втайне милости творит», «освободил он мысль мою» (пообещал быть личным цензором).

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

Он не хотел молчать, хотел в честном разговоре убедить царя продолжать дела пращура, Петра Великого. Царь был великий актёр и хитрец. Усыпив бдительность поэта, он не позволял ему даже перед друзьями читать произведения, не прошедшие цензуру. В 1830 году нескольким литературам было предложено составить записку о народном просвещении. Это была проверка на верноподданнические чувства. Пушкин показал в записке государственный ум, но тест не прошёл. Его трагедию «Борис Годунов» Николай I отдал на рецензию Фаддею Булгарину (бывшему другу декабристов и Грибоедова, тайному агенту III отделения).

18 февраля 1831 г. Пушкин женился и увёз молодую жену в Царское Село, где прошла его юность, где жили Карамзины. Но туда же переехал и царский двор, и прелесть Натальи Николаевны была замечена. И также была замечена любовь Пушкина к жене, а свет не прощает искренности чувств. В 1833 г. Пушкин занялся историей – историей Пугачёва, историей Петра I. Ему нужны были архивы – для работы. И ему нужны были деньги для издания своих произведений. И царь принял Пушкина снова на службу после отставки с 1824 г. А чин у Пушкина был небольшой, царь повысил его до XI класса, что соответствовало при дворе камер-юнкеру. Камер-юнкерами становились обычно 18-летние отпрыски знатных фамилий. Узнав о таком «рождественском подарке» царя, Пушкин пришёл в ярость, так что Жуковскому пришлось держать новоиспеченного придворного и отливать его холодной водой.

«История Пугачёва» («Пугачёвского бунта», по настоянию царя) доходов не принесла. Ссуду, взятую у царя, возвращать было не из чего. Пушкин согласился, чтобы жалованье шло в счёт погашения долга. «Медный всадник» был изуродован царственным цензором, а в таком виде Пушкин не хотел его печатать. В довершение всего Наталья Николаевна, которую хотели видеть на придворных балах в Аничковом дворце, на одном из последних балов перед Великим постом выкинула. Ей был 21 год, и у неё было уже двое детей. Пушкин очень за неё испугался и, как только появилась возможность, отправил её с двумя детьми, едва не грудными, к её родным под Калугу. Проводя лето в Петербурге без семьи, Пушкин сунулся было с прошением об отставке. Но царь не захотел отпускать поэта с короткого поводка. Переписка шла через Бенкендорфа с советами В.А.Жуковского (он был воспитателем наследника). Жуковский ничего не понял, велел Пушкину извиняться перед Бенкендорфом и царём. Пушкин, по собственным словам, «получив суровый абшид», «струхнул». После смерти поэта, разбирая бумаги Пушкина, Жуковский понял, что заблуждался и что у Пушкина был единственный выход – держаться подальше от царя, т.к. Пушкин был свободным человеком. Внутренне свободным:

Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам...
…Вот счастье, вот права! (1836 г.)

Пушкин много ездил по России, но никогда не был за границей – не пустил царь. Он не позволил поэту жить в деревне, припугнув тем, что не допустит тогда в архивы. У Пушкина не было доходов с поместья. (Он в шутку говаривал, что «деревенька» его – на Парнасе, а оброк он берёт не с крестьян, а с 36 букв русского алфавита.) Перед свадьбой отец ему выделил 200 душ в Болдине, в деревне Кистенёвка, – они были заложены ради денег. Михайловское принадлежало его матери, а когда в марте 1836 г. она умерла, то перешло в совместное владение к отцу, брату, сестре и самому Пушкину. Муж сестры настаивал на том, чтобы продать Михайловское и разделить деньги. Пушкин мечтал выкупить его в своё владение или, на худой конец, купить Савкино близ Михайловского. Но денег у него не было, жили в долг. Поэтому с этой затеей ничего не вышло.
Дантес не был агентом царя, но весь скандал в свете был царю на руку. После смерти Пушкина Николай вздохнул: «Насилу заставили Пушкина умереть христианином». С подачи Жуковского царь выплатил частные и простил казённые долги, обеспечил кое-какой пенсией вдову с детьми; сыновей позволил обучать в кадетском корпусе бесплатно – в общем, окружил заботой и обласкал сирот.
После дуэли Пушкина с Дантесом по столице пошли ходить стихи Лермонтова. Слова о «надменных потомках», «Свободы, Гения и Славы палачах» звучали в унисон пушкинской лире и получили в списках название «Воззвание к революции». Царь опасался демонстраций в Петербурге, запретил печатать некрологи. Но А.Краевский напечатал всё же в «Литературных прибавлениях к «Русскому Инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось!» Министр просвещения С.С.Уваров сделал ему выговор: какое такое «великое поприще»? – умер всего-навсего камер-юнкер, и как это «во цвете лет»? – покойному, мол, уж почти сорок лет было.

Отпевали Пушкина тайно и не в той церкви, которая была обозначена в пригласительных. Десятки тысяч побывали у дома Пушкина, это были люди самых разных сословий, национальностей и т. п. Вся Россия пришла поклониться гробу своего поэта.

Но царь был очень доволен, что может Пушкина унизить еще раз. Он узнал, что весной 1836 г. Пушкин, похоронив мать в Святогорском монастыре, выкупил местечко и для себя. Гроб положили в деревянный ящик, завернули в рогожку, и метельным февральским днём А.И.Тургенев в сопровождении жандармского офицера повёз тело Пушкина в Псковскую губернию. Верный дядька, Никита Тимофеевич Козлов, по рассказу Тургенева, не отходил от ящика с гробом ни есть, ни пить, ни днём, ни ночью. Кроме них троих и монастырской братии, на похоронах присутствовали две барышни Осиповы – 13-ти и 16-ти лет – и крестьяне.
Секретный надзор был снят только после похорон, хотя царь уверял Пушкина, что секретного надзора над ним нет.

У могилы поэта вспоминаются его слова, ставящие поэзию выше царей и их государственных дел:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастёт, народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Пророчества о благочестивом славном русском Царе как помазаннике Божием, чудно явленным Богом, существуют с древности и находят свое место со времени становления царской власти на Руси. Есть как зарубежные пророчества, например греческие и афонские, так и отечественные - русские, от благочестивых христиан и богоносных старцев. Также существуют пророчества, сказанные и не в православной среде, например у католиков, пророчества Нострадамуса, или знаменитое «Фотимское явление» Матери Божией в Испании детям, а именно Ее «Шестое откровение» о Возрождении сильной и духовной России. Есть пророчества и в среде спиритистов-медиумов, экстрасенсов, провидцев-ясновидцев и т.д.

Но нас интересуют пророчества русских соотечественников, связанные с вероятным местом и близким временем явления Царя. Это связано с тем, что пророчества безупречного авторитета святых даже спустя века воспринимаются с большим доверием, чем предсказания современников. Как говорил Господь Иисус Христос, «нет пророка в родном отечестве». Да, психологически тяжело воспринимаются режущие слух слова-пророчества об апокалипсических настроях в то время, когда современная комфортная и бытовая жизнь налажена. Кто бы мог подумать еще два года назад, что антихристовая украинская власть развяжет войну против своего народа?

Но именно это предсказывал одесский старец Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко): «Война начнется через год после моей смерти». После его смерти, 18 декабря 2012 года, спустя 11 месяцев начался кровавый и братоубийственный майдан в Киеве. Это пророчество исполнилось! «Война продлиться два года», - сказывал старец. Итак, время уже истекает. Что будет дальше? По пророчеству старца, Украина войдет в состав России и это будет связано с возрождением монархии и явлением помазанника русского Царя.

Видя зомбирование евросчастьем Гейропы «славой Бандеры», злостью и русофобией значительной части населения Украины, в это тяжело поверить, но факт остается фактом - пророчества сбываются!

Где и как это должно случиться?

Хочу обратить ваше благочестивое внимание на святого диакона Филиппа Елисеевича Горбенко Луганского (1858-1956). У него было пророчество, как о распаде Союза, так и колонизации Украины.

О. Филипп разорвал платок на 3 части со словами: «Девчата, Советского Союза не будет». Все удивились: «Не может быть такого, как же так?!» А он говорит: «Да вот так: 1 часть - Прибалтика, 2 часть - Россия, сначала трудно ей будет, а потом хорошо, 3 часть - Украина. Бедная моя Украина, поработят её иноземцы и все заводы займут». Это уже очевидно также сбылось!

А вот уже о будущем относительно нас связано с необычным явлением Матери Божией старцу. В июне (13,14 и 15 - как заповедано отцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась ему трижды последовательно одна за другой, обозначив своим шествием крест над городом. При этом Она являлась каждый раз в разных возрастах (40, 60 и 18 лет). В связи с этим появилась икона «Луганская», которая сейчас скрыта. Когда эту икону покажут миру, неизвестно. Должно произойти что-то особое, но что именно, никто пока не знает. Все продолжают ждать, что Филипп подаст какой-то знак. Но нам важно то пророчество, которое связано с этим чудным явлением - появлением Царя помазанника Божия.

Матерь Божия предрекла: «О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли, сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный». То есть Луганск - город Царя, не столица, но, возможно, в этом городе будет явление Царя!

Вспомню еще одного нашего современника, ныне здравствующего схиархиепископа Алипия (Погребняка) , епископа Красно-Лиманского (часть Донецкой области, что ныне под контролем Украины). Владыка известен тем, что в 1992 г. Он был одним из двух епископов Украины, которые не подписали соглашение об автономии УПЦ МП. После чего попал в опалу и почти 20 лет был на покое. Во время кровавых боевых действий противостояния Украины и Новороссии он был поставлен на кафедру действующим епископом в г. Красный Лиман, где до того создал мощную монашескую общину. Совпадение? Случайно ли это возвращение? Построенный гигантский храм, явно избыточный для небольшого городишки, где есть уже несколько храмов, да и на территории монастыря уже было два храма. На мой вопрос (это было приблизительно в 2008г., храм только строился и владыка еще был на покое), а зачем такой больший храм, он ответил твердо, открыто и без сомнений: «Чтобы все поместились гости, когда сюда зайдет Царь для его помазания».

Еще в дни юности владыки, когда он был послушником в Свято-Троицкой лавре, состоялась его чудесная встреча с юродивым старцем, который ему предрек пророчества, связанные с его жизнью: Союз распадется, он будет стоять в истоках возрождения Успенской Святогорской Лавры. Два пророчества уже сбылись, осталось третье! За свое крепкое стояние в вере Бог дарует ему великий дар - помазать Царя на Царство!

Время уже близко, как известно, летом этого года в г. Красный Лиман было явление двух ангелов. Видео снято украинскими солдатами АТО и есть в свободном доступе в интернете. Это что случайно? К чему это предвозвещение?

Мое видение о Царе

Среди дня 09.06.2015 г. приснился мне сон или, точнее, было видение о будущем Царе Помазаннике Божием. Сам я не склонен к какой-либо мистификации или экзальтированному чувствованию. И даже на чудеса, о которых мне рассказывают прихожане, стараюсь посмотреть критически, ища рациональные объяснения. В ближайшие дни я ни с кем не разговаривал на эти темы и не размышлял о них. Это тяжело назвать даже видением или сном, так как чувство и состояние было таково, что как будто я перенесся в будущее и являюсь реально участником будущих событий. События имеют свой последовательный ход, но я как бы одновременно был в разных промежутках времени. Это образно можно сравнить с иконой с житием, на которой есть изображение разных по времени событий, которые накладываются.

Так вот вижу Царя со спины, при этом даже переживаю или ощущаю Его эмоции, чувства и мысли. Такое ощущение у меня в первый раз в жизни. При этом я имел ясный сознательный разум и свободные чувства и действия. Это был явно не сон, в котором несознательно участвуешь в событиях. Когда я задавался вопросом о происходящем, то ко мне как бы приходило разумение-объяснение всего этого, которое я буду излагать в квадратных скобах. Свои предположения о происходящем я буду вписывать в круглые скобки. Реальные это события или символические, или то и другое, судите сами. (События происходили на территории Новороссии, возможно, в Луганске. Спустя некоторое время после этого видения я узнал параллельные пророчества о Луганске, связанные с диаконом Филиппом и явлением Матери Божией в Святогорской Лавре в период событий АТО).

Народ собрался в довольно большой гостиной какого-то административного здания, где и происходили эти события (люди туда не сразу зашли, а последовательно, по очереди заходили). Эта гостиная имела несколько выходов (скорей всего три), куда потом Царь зашел. Это простой человек, не выделяющийся особо, но яркий патриот Святой Руси [он еще сам не знал, что он избранник, до последней минуты обряда, когда его провозгласили Царем]. И все другие не знали, кто Царь (каждый имел свои предположения, как и сам Избранник предполагал это о ком-то), но каждый свято был готов (встретить Царя). Люди сюда приехали разные, их немного. [Они ощутили в душе призыв, что нужно именно сюда приехать. Ряд обстоятельств у них сложится так, что они без сомнения приедут, влекомые душевным побуждением]. Они не были скоординированы и не были знакомы, разве те, кто небольшими группами (2-3 ч.) сюда добрались. Был философ (академик), историк, богач-олигарх, представители прессы - пять человек, военные, врач, священники, будущие Его слуги.

Он там присутствовал, ожидал Царя, но невидимый человек (возможно, ангел) взял Его за руку и произнес: «Идем. Слушайся. Крепись». [Ему не было это сказано сразу, чтобы по его немощи не было замедлений. До момента снисхождения благодати на царствование дьявол искал этого человека, чтобы убить. И много раз у него были смертные случаи, но дьявол, так и не знал до конца, что именно Он - помазанник]. Ввели в эту комнату (чем-то напомнила домашний храм), там был в одной ее части жертвенник (престол), на котором была дарохранительница в типичной форме храма, крест, евангелие, зажженная лампадка и главное - елейница с миром (как на помазывание во время службы), флакон с маслом и сосуд (металлический кувшин) со святой водой. Престол был обтянут зеленым атласом с орнаментами (типично церковный как на ризах). Там были два священника, но не в ризе. Они взяли его и подвели к престолу (скорее всего, Избранник сам был священником, так как был в длинной одежде на подобие подрясника и имел бородку). Два священника [они раньше друг друга не знали, но были едины по царскому духу] имели небольшие черные бородки. Каждый (как и все кто, сюда попал) для этой миссии взял необходимую принадлежность [именно такой ход событий, что каждый взял отдельную вещь, а не один человек все сразу, связан с соборностью народа и с тем, чтобы дьявол не помешал и не догадался об этом раньше свершения], они взяли миро и масло на помазание. Его вылили на престол (на какую-то материю) и начали эту жидкость смешивать. Избранник, находясь перед престолом, даже хотел попробовать ее на вкус, что это и зачем (осознание еще не приходило ему). Потом подошел другой священнослужитель (это был епископ, старец с длинной седой бородой и волосами в богослужебном облачении), собрал смешанное в елейницу и с молитвой поднял-вознес ввысь.

Владыка возлил Ему миро на голову: «Тебя избрал Бог, будь верен Ему в Служении». Ясный свет (луч) с неба озарил Избранника, сила Божия объяла Его. Потом возлили на Него святую воду с металлического кувшина, от этого его длинные волосы начали как бы кучерявиться и посветлели, мир стал Ему уже видеться другим, глубже.

Священники стали вытирать его полотенцами. Он встал на колени. На полу была небольшая в темно-бордовом бархате подушечка для колен. И еще одна маленькая подушечка, на которую Избранник склонил свою голову на престол, от чего даже на ней осталось пятно от мира. И только когда принесли корону, и он уже был в духовной и благодатной силе Царя (так как все это действие совершалось необычно «спонтанно», то короны специально не было. Это были обыкновенные венцы как на венчание, но переделанные под царскую корону).

Только тогда к Избраннику пришло осознание, что Он и есть Царь. Сомнение длилось доли секунды, что это не он, что он не достоин, что это невозможно, но Божия Сила подкрепляющая пребывала в Нем из-за послушания и покорности его Богу и этой миссии избранности. Вот его первая молитва к Богу. Закрыв глаза, он оперся о подушечку, так как еще стоял на коленях: «Господи, Сам правь этим народом, соверши Свое правление».

(Приблизительно так). Встав, Он еще пребывал в некоем духовном оцепенении, еще до конца все не осознавая. К этому событию Царю была пошита царская одежда чудесным образом, так, что портной, не зная размеров Царя и не видя Его, пошил все по размеру Ему и его Царице. Это очень белого цвета красивая одежда, напоминающая длинные русские кафтаны (чем-то похоже на шинель буденовцев с красными застежками на груди или одежду гусар) со свисающими рукавами, как у русских бояр. Ткань этой царской одежды толстая (такое впечатление, что это событие происходило явно не летом, а осенью или ранней весной).

В громадной гостиной, куда Он вошел, стоял длинный дубовый стол, вокруг него дубовые стулья, посреди стола два стула-престолы с высокой задней спинкой. Он увидел напротив себя святого царя Николая Второго (легкая доброжелательная улыбка на его лице), поздравляющего и передающего Ему царство. Его видели многие присутствующие. Свита Николая Второго и Его семья также наблюдала за всем этим событием с духовного мира, как бы участвуя в этой легитимной передаче власти.

Когда Он сел на стул-престол, то объявили: твоя царица. Она вышла с правой двери, ловко подбежала к Нему, чтобы обнять и поцеловать Его. Но это не была его жена (она была на голову выше Его, с накрашенными губами, со сладостным и лицемерным видом, эстетически ухожена, в одежде, похожей на одежду Царя). Она не смогла прикоснуться к Нему. Духовная сила, что была в душе Царя, остановила ее. Тут же пресса стала фотографировать. В это время в душе было сильное борение-искушение, депрессирующее давление-удушение: «А, может, это так нужно ради Царства? А, может, так лучше?... ». Но Царь резко это отверг и выкрикнул в душе: «Это же ЛОЖЬ. Как может строиться правда и царство на лжи?» В голос перед народом: «Это не царица. Где моя жена? Зачем вы так со мною?» Лжецарица исчезла, те, кто ее подсунул, чуть не умерли от страха, оцепенение объяло их. (Что это значит, я так и не понял, но, вероятно, дьявол хотел погубить Избранника Божьего, ведь «царица» была подсунута от олигарха. Возможно, это символический образ).

С этой минуты (после этого искушения) у Царя появился великий дар видеть человека и вокруг его обстоятельства (он это свойство почувствовал и принял и осознал власть), повелевать с силой и властью, так что те, кто слушал и видел Его, испытывали благоговение и страх, слова Его проникали в душу.

С левой двери этой гостиной зашла Его жена в длинном голубом платье в цветочках. Хрупкая блондинка, перепуганная, ведь ее муж - Царь. Вдруг она оказалась одета в ту же одежду, что и Царь, и венец у нее на голове, и уже с уверенностью села по левую сторону его престола. Невидимый человек (ангел) сказал Ему: «Ты выиграешь все битвы, и никто не противостанет против Тебя».

При Его правлении промыслом Божиим судьбы и обстоятельства слаживались у людей так, что если Он говорил о ком-то и велел что-то сделать, то все складывалось еще до озвучивания. Когда он повелевал, то даже и чудом Божьим это всегда исполнялось. Он многих людей привел к Богу и многие иноверцы крестились. С других стран поедут к нему за верой. Люди в царстве испытывали к Нему благоговение и страх, даже испорченные и в прошлом плохие менялись. Как бы от Царя исходил гармоничный такт, настрой на добро на все государство. Чиновники боялись не послушаться, ведь царь мог мгновенно появиться везде. Бог даровал Царю еще одну возможность и силу для правления Царством - он мог одновременно быть в нескольких местах. (Это понять сложно, возможно, мгновенное перемещение в пространстве. Известны случаи такого одновременного присутствия святых в разных местах, например, святого Иоанна Шанхайского . Известны такие случая из житие многих католических святых).

Я видел, что Он мгновенно появился на поле битвы (когда и где это будет, мне неизвестно, но, скорее всего, под конец Его правления) и оплакивал погибших. Плачет навзрыд очень горько, закрыв лицо двумя руками, просит у Бога их воскрешения. У него на голове была черная шапочка, как бы русская священническая скуфия.

Когда я проснулся, с глаз у меня текли слезы, но состояния обычного плача у меня не было. Восторг и страх, благоговение и сомнение, не впал ли я в прелесть, глубокая потрясенность и радость о будущем, все смешалось в душе. Позвал свою матушку и рассказал ей об этом видении. Сон быстро забывается, но до сих пор видение четко сохраняется в сознании. Оказалось, что в этот день в город Каменс-Шахтинский как раз пришел крестный ход с Крыма на г. Смоленск с иконой Царственных мучеников и со святым крестом. Я благоговейно поклонился. Вряд ли это совпадение. До сих пор в душе глубокое почтение, благоговение, страх, вера надежда и любовь к Царю Помазаннику Божьему.

Не претендую на признание (это вопрос испытания веры нашей). Но то, что было явлено мне — поведал вам, а вы судите сами. Но я однозначно уверен, что Бог верен Своим словам-пророчествам, которые были сказаны раньше святым. И они обязательно сбудутся, а нам грешным и немощным, пророчествами Бог дает подкрепление до времени их свершения.

Итак:

1. Явление Царя будет однозначно величайшее и необычное чудо Божие, вмешательство в человеческую историю. Но все имеет логичную последовательность и это будет духовное лицо!

2. Пророчества безупречных духовных авторитетов говорят о скором исполнении этого. Мы станем свидетелями этого явления, так как часть предсказаний уже сбылась!

3. Это обязательно случиться в период военных мировых событий, скорее всего, в метафизической точке соприкосновения добра и зла - Новороссии. Ибо война испытывает до крайности и оголяет внутреннюю нравственную суть человека.

У многих может возникнуть закономерный вопрос, имеют ли эти пророчества о Царе отношение к действующему Президенту РФ? Не есть ли здесь идеологическая подоплека, направленная против действующей власти? Есть ли в этом противоречие? Ведь существует довольно активная духовная патриотическая группа, которая придерживается мнения, что наш ныне действующий Президент В.В. Путин и есть обещанный России Царь! Возможно, это так, а, может, и нет... Однозначно и без сомнения только одно - им руководит Бог, о чем не раз говорил старец Илий.

Вспоминается случай из жития святого Амвросия Медиоланского . Заходит в храм язычник кочегар, весь в саже, и вдруг двухлетний ребенок закричал на весь храм: «Амвросий епископ!». Или вспомним жестокого гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом! У Бога возможно все!

Этот вопрос я хочу оставить открытым, оставить место для веры и рассуждения. По этому поводу есть противоречивые мнения. Но хочу всех опередить и заверить: все будет гармонично обустроено, без противоречий, во славу Божию и России и спасения люда! Хочу выразить только факты: на престоле в тронном зале в Кремле еще никто не сидит. В недавнем интервью американскому корреспонденту В.В. Путин на вопрос, царь ли он, ответил - «нет».

Он явится в мгновении ока на троне, чудом, на многолюдном мероприятии в Кремле, и все узрят Его. Слова благовестия, сказанные с властью и силою, будут проникать в душу, оставят всякие сомнения, кто Он. Полчища бесов, которые вышли из Ада перед революцией 1917г. (помните видение, вроде, святому Иоанну Кронштадтскому . Он видел полчища бесов выходящих из бездны, кричащих: «наше время! наше дело!»), в это время побегут на другую сторону мира, готовить войну.

Всему свое время: «Даже Царь об этом не будет знать до последней минуты...»

Наше дело - глубоко-нравственная жизнь, активное социальное участие в обществе. Бог дарует вспомогающую, наставляющую благодать через царя Помазанника Божия, но не надо идеализировать. Это никогда не заменит наш ежедневный личный нравственный выбор, участие, труд и покаяние перед Господом.

Протоиерей Олег Трофимов , доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук