Причины изучения истории людьми. Роль и значение истории


История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего - это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них - историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. "Отцом истории" считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480-425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. - III в. н. э. на территории нашего Отечества.

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и ситуациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное - искалеченные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю средних веков - без крупнейших восстаний против феодальных владык, новую историю - без Парижской коммуны, современную историю XX века - без Октябрьской революции и последовавших за ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Между тем одно дело иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое - превращать историю в "служанку" политических пристрастий. В этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Зачем знать историю?

“Кто не знает прошлое, тот остался без будущего”

История – это одно из немногих слов, за которым стоят целые эпохи. Она вмещает в себя миллионы судеб, её предметом изучения всегда является Человек и Время. Пожалуй, практически нет такого человека, который бы ни разу в жизни не слышал об Александре Македонском, о Христофоре Колумбе и Наполеоне Бонапарте. Эти люди оставили глубокий след в памяти мира и изменили ход всей истории. Они стали тонкой нитью, между прошлым и будущим.

Чтобы понять ценность истории для современного человека, нужно обратиться к её истокам. Одна из первых исторических книг – девятитомник Геродота «История» (5-й век до н. э.), для нас это образец жизни людей времен Античности, ещё Цицерон древнеримский политический деятель, оратор и философ говорил об этой книге, что она: «… свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Украинский историк Михаил Александрович Максимович (1804-1873), был одним из первых, кто исследовал историю древнего Киева, он посвятил этой теме более 25 статей. В них он впервые показал роль Петра Могилы в создании и развитии украинской культуры. Михаил Сергеевич Грушевский (1866 -1934), ему принадлежат более двух тысяч работ по истории, социологии, литературы, этнографии и фольклору Украины. Он вошёл в историю, как великий летописец и автор «Истории Украины». И много других выдающихся людей, которые собирали и сохраняли для нас сведения о прошлом нашей родины.

Все исторические книги, над которыми были потрачены не один год работы, люди прошлого оставили для своих последователей, для будущих поколений, дабы они, опираясь на опыт прошлого, предотвратили ошибки в будущем. Современный историк Агнес Мак-Кензи в книге «Кельтская Шотландия» пишет: «История – это нечто большее, чем изучение прошлого. Это изучение истоков настоящего и корней будущего».

История сохраняет целостность народа. Невозможно представить на всём земном шаре страны, которая бы не хранила в памяти свое прошлое. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Знание истории – это благодарность ушедшим поколениям, за то наследие, которое нам от них досталось. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает, но она продолжается в нас. Каждым нашим словом и действием создаётся история. Мы невольно творим её, через хранение старого и созиданием нового.

Знание истории своего государства, своего народа и всемирной истории формирует в человеке национальное достоинство, помогает увидеть истоки национальной культуры, понять и осознать в ней свою роль. Знание истории помогает не повторять её. Это эволюция сознания человека, его питание и просвещение.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся историк В. О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО "Академия инновационных технологий"

Слово «история» пришло к нам из греческого языка, в котором оно означало «рассказ о прошлом». Ныне же этим словом мы обозначаем и науку, изучающую прошлое, и саму последовательность прошедших событий.

История - это память любой области культуры, каждого народа, всего человечества. Как история жизни каждого отдельного человека воплощается в особенностях его личности (в его знаниях, умениях, чертах характера), так и история всего человечества воплощена во всех достижениях современности.

Для понимания современного состояния человечества, его социальных учреждений и институтов, тех или иных областей культуры нужно знать их историю.

Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю своего народа, историю культуры, историю человечества. Только тогда он сможет вполне осознать своё место в череде поколений и глубже уяснить смысл собственного существования.

Знакомство с историей способно помочь лучше понять собственные проблемы. Знание способов решения проблем в прошлом способно подсказать нам пути преодоления наших современных трудностей или, хотя бы удержать от принятия неверных решений, повторяющих ошибки, совершённые в прошлом.

Понять себя, понять окружающую жизнь, смоделировать возможный ход событий - вот для чего нужно изучать историю.

Причём изучение истории страны нельзя ограничить изучением истории народа (или народов), его населяющих. Так, история Египта не на одно тысячелетие длиннее истории арабского народа, завоевавшего страну в VIIвеке. То же касается и России: мы начинаем изучать историю России с того времени, когда на её нынешней территории появились первые люди. Но почему? Потому, что все разноплеменные поколения постепенно, шаг за шагом, становились строителями истории той части Европы и Азии, которые впоследствии образовали Россию. Они первыми ступали по этой земле, плыли по её рекам и озёрам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и построили здесь первые хижины, а уходя в небытие, давали жизнь последующим поколениям.

Без изучения истории людям разных культур невозможно быть толерантным друг к другу. Среди людей, не отягощённых знанием истории, будут расти ксенофобия и национальная рознь.

Что общего между русским и таджиком или между украинцем и армянином, кроме того, что они люди, жители одной планеты? Между тем, все названные народы принадлежат к большой белой расе и одной индоевропейской (или арийской) большой группе народов.

По мнению большинства исследователей общей родиной индоевропейцев (иногда их ещё обозначают иным термином, особенно распространённым в первой половине ХХ века - яфетические (иафетическими) народы, что связано с их происхождением согласно библейской традиции от Иафета - сына библейского патриарха, праотца Ноя, в коранической традиции - Нуха) был большой район Центральной и Юго-Восточной Европы: Балканский полуостров, предгорья Карпат, юг Украины и России. По мнению же меньшинства учёных родиной индоевропейцев является Русская Арктика и степи Центральной Азии, а таинственный Аркаим является одним из их духовных центров. Последние обосновывают свою теорию в-основном картиной звёздного неба, характерного именно для севера России, данного в гимнах Ригведы - общего религиозно-поэтического наследия древних индоевропейцев.

По мнению большинства учёных на рубеже III-IVтысячелетий до н. э. началось движение индоевропейцев с юго-востока Европы на запад - к Атлантике, на север - к Северному Ледовитому океану и на юг - на Кавказ, Иранское нагорье и полуостров Индостан.

После распада индоевропейской общности индоевропейцы составили восточную группу народов (индийцы, персы, армяне, таджики), западноевропейскую (англичане, германцы, итальянцы, греки и т. д.), славянскую (западные, восточные и южные славяне) и балтскую (литовцы и латыши). Причём славянская и балтийская группы народов на определённом этапе своего исторического развития составляли единую праславянскую общность.

Следы этой былой общности повсюду: общие слова и понятия (Бог, берёза, боярин, хата, господин, топор, собака и др.), общность в прикладном искусстве (орнамент - сочетание ромбов и точек, наличие солярных символов - различных свастик-коловратов и т. п.), общность праздников солярного (солнечного) циклов, много общего в религиозных культах (например, Перун - литовское, Перкунас - латышское, Парджаны - индийское).

В дальнем родстве с индоевропейцами находятся и угро-финны, которые выделились из индоевропейской общности ещё в более древние времена и двинулись на Северо-Запад и Северо-Восток нынешней России, заселённой тогда предположительно племенами монголоидной («жёлтой») расы.

В III-IVтысячелетии индоевропейцы клином врезались в земли угро-финнов и частично их ассимилировали. Потомки финно-угров в современной России: карелы, мордва, коми, коми-пермяки, мари, удмурты, ханты, манси, вепсы и другие. Это те народы, для которых Россия является единственной Родиной.

Введение

ИСТОРИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина

Для специальностей

080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям»), 131003 «Бурение нефтяных и газовых скважин», 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 190631 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям») среднего профессионального образования базовой подготовки

РАССМОТРЕНО СОСТАВИЛ

Преподаватель ННГК

Васильев Н.С.

На заседании ПЦК ОГСЭД

Протокол № от.09.2011 г.

Председатель

Л.В. Васильева

Ноябрьск-201

Каждый год, проживаемый человечеством, оставляет свой след в истории.

История, в том числе история Отечества, история России, ставит своей целью показать место и роль её народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде исторических поколений. Кто мы, где наши исторические корни, каковы её взаимоотношения с другими странами и народами? История призвана показать жизнь во всем её многообразии: в величии и падении, замечательных делах, удивительных открытиях; прошедшие поколения передают нам не только свои трудовые навыки, опыт, достижения, но и свои ошибки и промахи, беды и горести. Все это оставило свои следы в истории и досталось в наследство ныне живущим людям. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственном опыте. История же былых времен должна учить всех нас. В этом также одна из её главных предначертаний. Важно только правильно воспринять её уроки.

Знать прошлое – значит понять во многом настоящее и предвидеть будущее. Как говорили древние римляне, история – это учитель жизни.

Каждая эпоха нуждается в осмыслении истории в тесной связи с мировой историей. К сожалению, в нашей стране одна идеологическая конъюнктура приходит на смену другой, и чаще всего, в корне противоположной: марксистско-ленинская, белоэмигрантская, либерально-буржуазная, антисталинская, а позднее – диссидентская общественная мысль давали свое видение исторического процесса. История всегда связана с политикой, интересами и судьбами правителей. В их интересах она всегда приукрашивалась, факты извращались. Поэтому так охарактеризовал историю в свое время бывший премьер-министр Франции Жорж Клемансо: « История – это уличная девка, которую кто как хочет, так и имеет».



Сегодня, в новых исторических условиях, историки могут провести ревизию всего исследовательского багажа прошлого, взять из него все действительно научно ценное и отбросить ненужную конъюнктурно идеологическую шелуху. Гири истории обычно точно взвешивают судьбу и значимость народа. А народ за это обычно платит сполна.

Изучение истории обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство.

Согласно цивилизационной теории изучения развития общества, авторами которых считают российских мыслителей Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева (Х1Х в.) и Л.Н.Гумилева (ХХ в.), история есть смена цивилизаций, или культурно-исторических типов. Цивилизации возникают, развиваются, исчезают. Но на обломках одного культурно-исторического типа иногда вырастает новая или несколько новых цивилизаций.

Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии событий. Она – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего общества, нашего многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.

Огромный вклад в историографию отечественной истории вложили русские историки – В.В. Шахматов, В.Н. Щербатов, В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, В.М. Соловьев, советские историки академики Б. Рыбаков, А.М. Панкратова, А.Д. Иловайский, наши современники академики С.О. Шмидт, А.А. Зимин, А.Н. Сахаров, доктора исторических наук В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М.Н. Зуев и многие другие.

Разработка данного курса истории, который составляет 117 академических часов, вызвана необходимостью сконцентрировать в едином пособии данных разных источников, в том числе и учебников по всемирной истории.

Лекции составлены в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом Министерства образования РФ и учебным планом соответствующей дисциплины. Основой курса стали новейшие учебники, прежде всего А.В. Захаревича «История Отечества», который допущен Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования. Издание богато иллюстрировано портретами исторических личностей, а также картами, схемами, наглядно подтверждающими приведенные авторами сведения.

Другим важным источников для данного курса послужило 14-е стереотипное издание коллектива авторов под редакцией П.С. Самыгина «История», в котором в достаточном для студентов учреждений среднего профессионального образования уровня дается материал по всемирной истории. Однако в данном пособии имеется ряд ошибок в определении дат, что вынуждало автора данного курса проводить дополнительные исследования по другим источникам.

В процессе работы над данным курсом автором использован ряд дополнительных трудов. Это методический аппарат пособия В.М. Хачатуряна «История мировых цивилизаций»- первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. Данное пособие снабжено картами и развернутым методическим материалом. Издание рекомендовано Министерством образования и включено в перечень учебников.

К работе над курсом было привлечено еще одно дополнительное пособие для старшеклассников и абитуриентов, поступающих в ВУЗы – «История России» М.Н. Зуева, в котором дано систематизированное изложение основных фактов и событий истории России с древнейших времен и до настоящего времени.

Необходимо упомянуть еще один учебник, с которым ознакомился автор – это также коллективный труд Г.А. Елисеева, С.В. Алексеева и Д.М. Володихина «Отечественная история» рекомендованный в качестве учебника для студентов среднего профессионального образования. Одним из достоинств данного учебника можно считать наличие в нем реестра правителей России от Рюрика до В.В. Путина. Однако авторы многие события истории России, особенно советского периода, освещают довольно тенденциозно, значительно отклоняясь от объективного рассмотрения событий, что было подвергнуто критике Президентом России В.В. Путиным, считавшим, что 65% учебников по истории России периода 90-х годов не могут считаться объективными.

Следующим важнейшим источником автор считает знаменитую «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец» - такое определение дал А.С. Пушкин великому просветителю, писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину. Знаменитая «История государства Российского», все 12 томов которой вошли в данное издание, стала крупным событием в общественной жизни страны. Она читается как увлекательный роман, и представляет большой интерес для всех студентов, в частности, для студентов учреждений среднего профессионального образования.

В целях облегчения работы с соответствующим учебным материалом в конце каждой лекции указана литература по данной теме.