Противостояние в коллективе. Конфликты в коллективе и их регулирование


Всего 44 фото

В Суздале за всю его историю было основано 15 монастырей. Для такого небольшого нынешнего городка в 10 000 жителей это довольно значительное количество. Однако, вспомним, что именно Суздаль являлся с XII в. столицей Ростово-Суздальского, с XIII - Суздальского, а с первой половины XIV в. - Суздальско-Новгородского княжеств, а в конце XIV века вошел в состав Великого Княжества Московского и стал одним из основных религиозных центров на Руси. С XVI в. в Суздале велось масштабное строительство монастырей, расширялись старые, возводились новые. К XVI -му веку в Суздале уже действовало 11 монастырей. Однако с 1796 г. Суздаль становится уездным городом Владимирской области и со второй половины 19-го века - провинциальным, что, и явилось главной причиной сохранности здесь значительного количества замечательных памятников древнего русского зодчества.

Свято-Покровский женский монастырь, куда мы с Вами направляемся, является одним из самых интересных архитектурных ансамблей Суздаля. Основанный в 1364 году при суздальском князе Дмитрии Константиновиче он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках, ведь именно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения. Далее под катом, любопытная история монастыря, рассказ о его пленницах, чудесах и моих ощущениях, которые резко отличаются от других подобных мест Суздаля и мест силы вообще.

02.

Основан этот монастырь в 1365 году, но от его деревянных построек совершенно ничего не сохранилось. В 1510 году Иван III инициировал масштабное каменное строительство Покровского монастыря. Существует легенда о появлении этого монастыря в Суздале. Великий нижегородско-суздальский князь Андрей Константинович в 1365 году, за год до своей смерти, изъявил желание основать и построить монастырь для инокинь в связи со своим обетом данным Богу построить храм имени Пресвятой Богородицы, при страшном шторме на Волге в который он попал по пути в Великий Новгород. Жизнь его была спасена, так как сразу же после данного им обета великое волнение как по мановению руки стихло. Место для монастыря, на правом берегу реки Каменки, указал и выделил землю местный святой, сподвижник Сергия Радонежского блаженный Ефимий Суздальский.
03.

XVI век стал для монастыря временем великого духовного процветания, так как именно в это время здесь становится святой Софией Соломония Сабурова, жена Великого Московского князя Василия III , которая после двадцатилетнего супружества была пострижена в черные монахини под именем София в Московском Рождественском монастыре и сослана сюда, в Свято-Покровский монастырь, возможно, под надуманным предлогом «ее бесплодия». Василий III же впоследствии женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.
04.

София отличалась глубокой набожностью и святостью еще при жизни. В 1542 году она умерла и была погребена в усыпальнице Покровского собора. Практически сразу же на ее могиле в некрополе Покровского собора начались многочисленные чудеса и исцеления и в середине XVII века она была причислена к лику святых. Житие святой Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов. Тогда же на обитель обратили особое внимание представители и царских фамилий. И, так, до XVIII века монастырь стал местом пострига в монахини значительного количества женских царственных особ, таких как супруга Ивана Грозного - царица Анна, супруга Василия Шуйского - царица Екатерина, супруга Петра I - Евдокия Федоровна Лопухина и многих, многих других.
05.

Кстати, существует легенда, что у Софии был сын Георгий, родившийся сразу после пострига, и чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. Этот слух частично подтвердился, когда в 1935 году А.Д. Варганов, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил, вскрыв детскую могилу в усыпальнице Покровского собора, под могильной белокаменной плитой, детский долбленый деревянный гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Однако, ничего более доказать не удалось и судьба сына Софьи до сих пор является нераскрытой тайной. Иван Грозный впоследствии сильно интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь расследовать это дело, но ему также ничего не удалось найти…
06.

Ну, а теперь, отправимся исследовать Свято-Покровский монастырь. Туристов сюда водят не часто, поэтому монастырь не сильно людный, что уже здОрово. Кроме того, монастырь действующий, и нам категорически запретили фотографировать монахинь, снимать в храме и не ходить по монастырю кроме как по главной дорожке от Святых врат до Зачатьевской церкви, погрозив в противном случае о досрочном удалении с территории обители. Ограничения, конечно, обескуражили, но мне все же удалось сделать некоторые кадры из «запретных» мест монастыря)
07.

Пройдя через святые врата с надвратной церковью Благовещения, к истории создания которой мы еще вернемся, я оказался на территории Свято-Покровского женского монастыря. Во всем ощущалось необычайное спокойствие и умиротворение, как будто ты окунулся в благостное гармоничное расслабленное состояние. И это не описать словами…

Прямо передо мной правее возвышалась громада Покровского собора, первого каменного храма на территории монастыря, построенного в 1510-1518 гг. на месте древнего деревянного собора.
08.

Архитектура храма очень необычна. Собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. Храм был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться только внешним обликом древней святыни.
09.

Покровский собор кажется величественным и строгим, и это не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь...
10.

И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном «подцерковье», за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.
11.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако, в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым - дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».
12.


13.

В 1922 году монастырь был разорен, здесь размещалась в то время биохимическая лаборатория. В 1950-х - 60-х годах монастырь реставрировался, а в 1980-е здесь открыли туристический гостиничный комплекс на 90 мест с бассейном и баром, ну а в соборе был концертный зал. Ну, надо же!?!(

Именно тогда построили эти любопытные избы-кельи, которые служили туристическими гостиничными номерами. В 1992 году монастырь вернули церкви и в этих кельях, наконец, стали селиться реальные монахини Свято-Покровского монастыря. Эти кельи располагаются практически по всей территории монастыря тяготея к его крепостным стенам.
14.


15.


16.


17.

Шатровая башня монастырской ограды. Первая каменная ограда монастыря появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
18.


Осмотрев Покровский собор я отправился к Зачатьевской трапезной церкви.
20.

Зачатьевская церковь, построенная в 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, заменила старую деревянную церковь XIV века. К трапезной примыкает построенная в XV -м веке оригинальная звонница. Церковь совершенно необычна по своей архитектуре, и больше напоминает в основном своем объеме польский костел, чем православный храм.
21.

К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
22.

Одну фотку внутри Зачатьевской церкви, все же, удалось сделать)
23.


24.


25.


26.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи - одноэтажная поварня конца XVII века было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
27.

Раз уж мы упомянули поляков, то есть одно чудное предание о святой Софии. При нашествии польских интервентов в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, и он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». И факт остается фактом - только Покровский монастырь в Суздале уцелел тогда от полного разорения.
28.

Одна из любопытных страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Она прибыла в Покровскую обитель в 1698 году. С западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея. Мы еще вернемся к истории этой любопытной церкви.
29.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре ее сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая «исследовать дело». «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, - пишет историк М.И. Семевский, - все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок…, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумению Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других монахинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве в марте 1718 года.

Это вид на территорию монастыря от называемой Поварни. Заходить с этой стороны не разрешали, но я воспользовался отсутствием соглядатаев и постарался разнообразить ракурсы. Как я уже и упоминал, обойти монастырь вокруг не удалось.
30.

Монастырь выглядит живым и наполнен тихой радостью, это чувствуется. Жаль, конечно, что не удалось побывать в усыпальнице под Покровским собором, но стояла ранняя весна и он был еще закрыт для посещения.
31.

Еще несколько ракурсов величественного и строгого Покровского собора.
32.


33.


34.

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
37.

Приказная изба - центр управления монастырским хозяйством. В ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка конца XVII - начала XVIII века. В красном углу - иконы. На стене - портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Конец XVII - начало XVIII века. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е годы.
38.


Немного о надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые ворота уникальны - они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавый храм располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
39.

Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула этому замечательному памятнику его первоначальный вид.
40.

Последний взгляд на эту величественную и одновременно необычайно кроткую обитель.
41.

Петропавловская церковь, построенная в 1694 году относится к слободскому типу. Она находится около Покровского монастыря и построена на Никольской слободе, принадлежавшей Покровскому монастырю. Здание весьма обширное, двусветное, просторное. Большой массив основного клуба имеет с западной стороны паперть, а с северной — придел. Фасады декорированы оконными наличниками с арочками, заостренными в центре, красивыми перспективными порталами и карнизом, состоящим, из полукруглых кокошников с поребриком. Кровельное покрытие церкви на четыре ската. Она завершена пятью главами с куполами луковичной формы. Внутреннее помещение имело лепные барочные рамы, как на стенах, так и на сводах, с расписанными внутри них картинами из священного сюжета. Часть этих украшений сохраняется в настоящее время.

К северо-западному углу основного здания церкви когда то примыкала колокольня. Нижняя ее часть имела в основании куб, с большим круглым столбом в углу, от которого на стены паперти были перекинуты арки. На них находился четверик — куб и восьмигранник со звонами вверху. Восьмерик завершался прямолинейным широким шатром. Эта монументальная и грузная форма колокольни несколько отходит от тех изящных и стройных колоколенок, которые мы видим сейчас на посаде. Колокольня была разрушена в лихие годы советской власти.
42.

С южной стороны Петропавловской церкви (правее от нее) находится небольшая каменная церковь - Никольская, с престолом Алексия, Человека божия. Это зимняя церковь. Основная ее клеть несколько подвышена против западной и алтарной. Покрытие четырехскатное, завершенное одной небольшой главкой. Здание построено в 1712 году ссыльной царицей Евдокией Лопухиной, матерью Алексея Петровича, сына Петра I. Один из приделов Никольской церкви как раз и освящен в честь Святого Алексия. Этот факт связан с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее. Храм имел пристроенную к паперти колокольню, которая также не сохранилась. Церковь эта была значительно перестроена и искажена. В 1954 году она восстановлена в своем начальном виде.
43.


44.


Покровский монастырь вызвал очень теплые и тонкие трогательные чувства. Ощущается тихое возрождение обители как шепот и журчание ручейка неуклонно пробивающегося к полноводной реке. Несмотря на ограниченное время пребывания, мне удалось почувствовать тихую скорбь и принятое смирение, что явно чувствуется на этой святой и многострадальной земле. Специфика этих ощущений в этой практически женской тюрьме и скорбном престижном женском некрополе была особой и позволяла прочувствовать страдания и примирение все новых верениц именитых монахинь со своей незавидной судьбиной. Недаром же бывшая опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, умирая в Новодевичьем монастыре, сказала, что «…Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Эти слова удивляют и как нельзя лучше говорят о примирении, принятии своей судьбы, обретении душевного покоя мятежными и неугодными царственными женскими особами, что прошли через свое былое величие приняв венец страдания, стяжая бесконечное терпение, находясь в этом символичном месте упокоения монахинь с такой же похожей и тяжелой судьбой.

Источники и дополнительная информация:

Путеводитель по Суздалю. http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Интернет-портал об истории и генеалогии - о Покровском монастыре: http://family-history.ru/temples/temples_6.html
Покровский женский монастырь в Суздале со схемой монастыря: http://nataturka.ru/usadiba/pokrov_mon_suzdal.html
Достопримечательности Суздаля - Никольская церковь

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.

Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.

В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы "Покровская", были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.

Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей - 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.


В Суздале имеется пять монастырей.

Самый большой и наиболее хорошо сохранившийся - Спасо-Евфимиев монастырь. Он основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. По его просьбе монах Нижегородского Печёрского монастыря Евфимий ("сопостник и сомолитвенник" Сергия Радонежского) выбрал на высоком берегу реки Каменки место для обители.

При Екатерине II, во время секуляризации церковных имуществ, монастырь лишился своих вотчин и крестьян, число монахов сократилось до 17.
В наши дни обитель включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый "музейный град" - комплекс, включающий 10 экспозиций.

От стен Спасо-Евфимиевой обители хорошо виден девичий Покровский монастырь.

Он расположен в северо-западной части города, в низине правого берега Каменки. Его древние церковные здания обнесены каменной монастырской стеной с девятью башнями.

Основание монастыря относится к 1364 году (это самый "молодой" из суздальских монастырей). Как повествует сказание, поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение от гибели суздальско-нижегородского князя Андрею Константиновичу . Как-то, когда Андрей плыл по Волге из Нижнего Новгорода в Суздаль, на княжескую ладью обрушилась поднявшаяся буря. В горячей молитве Андрей дал клятвенное обещание Богородице, что в случае спасения он построит в Суздале девичий монастырь. Буря улеглась, а благодарный князь украсил Суздаль обетным монастырем в честь Покрова Богоматери.

В стенах обители содержались две царицы. Первая - это Соломония Сабурова, первая супруга Василия III. После 21 года бездетного брака она была насильно пострижена в монахини и сослана в Суздаль, где под именем София прославилась 17-летней праведной жизнью. В 1995 г. произошло обретение ее мощей. Память прп. Софии отмечается 1(14) августа и 16(29) декабря.

Спустя три с половиной столетия в стенах монастыря поселилась первая супруга царя Петра - Евдокия Лопухина. Не сойдясь с женой характерами, Петр нашел себе сердечную отраду в любовных отношениях с Анной Монс , дочерью виноторговца из Немецкой слободы. А несчастная Дуня 1698 году была сослана в суздальский Покровский монастырь, где ее насильно постригли в монахини под именем Елена.
Молодая женщина не смирилась с навязанным ей «ангельским житием». В 1710 году в Суздаль приехал для набора рекрутов майор Степан Глебов . Из любопытства и вежливости он сделал визит в Покровский монастырь, поднеся расстриженной царице меха и роскошную шубу. И получилось так, что стал он после этого захаживать к Евдокии-Елене все чаще, и не только днем, но и по ночам…
Евдокия горячо полюбила красавца майора. «Где твои мысли, батько мой, там и мои, где твои желания, там и мои - я вся в твой воле», - писала она ему. Однако их счастье продолжалось недолго. Глебов вскоре охладел к тайной любовной связи и через два года порвал с Евдокией.
Спустя много лет, во время следствия по делу царевича Алексея, правда об их отношениях всплыла наружу. Месть Петра была жестокой. В лютый мороз Глебова посадили на кол, и чтобы продлить его муки, укутали в теплую шубу. Благодаря заботливости палачей, он умер только на третьи сутки.
Царица Евдокия провела в монастырях и тюрьмах еще целых 10 лет и получила свободу только в 1730 году, незадолго перед смертью. Могила ее находится в московском Новодевичьем монастыре.

Основные монастырские постройки, в т.ч. трехглавый Покровский собор, относятся к 1510-1518 гг.

В советские годы монастырь был местом "шарашки", где работали репрессированные профессора-микробологи. Сестер изгнали, а настоятельницу - матушку Марию расстреляли в 1937 г.
В 1950-х гг. монастырь отреставрировали, моастырский ансамбль внесен в каталоги ЮНЕСКО. Монахини вновь поселились в кельях в 1992 г. Сейчас их около 30-ти.

Рядом с Покровским монастырем через речку находится ансамбль Александровского монастыря.

Эту обитель, предназначенную для вдов и сирот и некогда титуловавшуюся Большой Лаврой , основал в 1240 г. князь Александр

Это древнейший суздальский монастырь, основан в 1207 году. Прославлен св. Евфросиньей (память 25 сентября/8 октября). В миру ее звали Феодулия. Она была дочерью черниговского князя св. Михаила Всеволодовича. Ее отослали к ее жениху, боярину Мине, но по пути она узнала о его смерти и приняла постриг с именем Евфросинья. Канонизирована в 1581 г.

Старейшая постройка - Ризоположенский собор (1520-е гг.).

Преподобенская колокольня - самая высокая (72 м) постройка и монастыря, и города в целом.

На колокольне - антенны сотовой связи.
В 1923 г. монастырь закрыли, на его территории размещался особый дивизион ОГПУ.
Ныне только часть из монастырских построек передана монахиням, коих сейчас около дюжины.

И, наконец - Васильевский монастырь. Полагают, что своё название обитель получила потому, что обязана своим основанием самому равноапостольному князю Владимиру, который, как известно, крестился с именем Василий. По преданию, он сам в 990 г. крестил на этом месте суздальцев.
Однако первое упоминание монастыря относится к 1253 г. До XVII в. монастырь был деревянным. В 1662 г. началось строительство трехглавого собора, которое продолжалось по бедности монастыря целых 7 лет.

Указ 1764 г. оставил монастырь без вотчин. В 1899 г. обитель приписали к Ризоположенскому монастырю, обратив в женскую.
Здесь, в частности, похоронен известный суздальский врач Д.П.Моренков (ум. в 1830) - "друг страждущего человечества", как было написано на часовне над его могилой, снесенной в ХХ в.
Закрытый в 1923 г., монастырь был превращен в хоз. двор, но в 1950-х гг. отреставрирован. Братская община вновь зарегистрирована в 1995 г. Насельников монастыря - человек 10. Однако часть построек по-прежнему заняты горожанами.