Разбуди меня о моя терпеливая мать.

«Разбуди меня завтра рано…» - Газ. «Вечерняя звезда», Пг., 1918, 5 марта (20 февраля), № 25; журн. «Рабочий мир», М., 1918, № 8, 7 июля, с. 3; газ. «Вечерние известия Московского Совета», 1918, 26 сентября, № 58; П18; сб. «Автографы», [М., 1919, с. 3] (факсимиле рукописи); Рус. (корр. отт. Тел. с авторскими пометами); П21; И22; Грж.; Ст. ск.; ОРиР; Б.сит.

Печатается по наб. экз. (вырезка из Грж.) с исправлением в ст. 4 («Дорогого» вместо «Дорогова») по всем остальным источникам, кроме Ст. ск.

Автограф - РГАЛИ (ф. В. П. Полонского), без даты. Имеется факсимильное воспроизведение другого автографа в сб. «Автографы». Сохранилась также фонограмма авторского чтения от 11 января 1922 г. В сб. «Автографы» авторская дата - 1917 г. Та же дата в наб. экз. Датируется в соответствии с этими пометами.

В газ. «Вечерние известия» было напечатано в составе цикла «Вечер с метелкой», в который вошли «Нивы сжаты, рощи голы… », «Я по первому снегу бреду… », «Разбуди меня завтра рано… », «Где ты, где ты, отчий дом… ». Цикл был напечатан как единое произведение, без деления на отдельные стихотворения и строфы.

«По словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую революцию»,- свидетельствовала С. А. Толстая-Есенина (Восп., 2, 260).

Стихотворение, особенно строки «Говорят, что я скоро стану//Знаменитый русский поэт», быстро стали излюбленным объектом критических нападок, иронических комментариев и пародирования. Одним из первых начал О.Леонидов: «Г-жа Есенина, хотя и терпеливая, но вряд ли дождется того момента, когда ее сын прославится» (О.Леонидов, «Книга для пародии» - журн. «Свободный час», М., 1919, № 8 (1), январь, с. 7). В диаметрально противоположном лагере подхватили эту мысль пролеткультовцы: «…главная-то беда в том, что эти безобразники стали (по чьему попустительству?) во главе современной литературы… Нет, знаменитым поэтом Есенин не стал. Он стал имажинистом…» (журн. «Гудки», М., 1919, № 2, апрель, с. 12-13). Продолжил П. И. Лебедев-Полянский (см. журн. «Пролетарская культура», М., 1919, № 7/8, апрель-май, с. 77-78).

А. В. Бахрах увидел в стихотворении первые признаки начавшихся перемен в творчестве поэта и так комментировал эти же строки: «Из-под подрясника келейного послушника выступает буйство, таившаяся удаль выползает наружу. И чем дальше - тем сильней, самоуверенней и хвастливей» (альм. «Струги», кн. первая, Берлин, 1923, с. 203). В последующем редкая статья о Есенине обходилась без упоминания этого стихотворения.

Но многие критики писали в другом ключе. Приведя все ту же цитату, М. О. Цетлин, например, замечал: «Эти слова Есенина сбылись. Первый, не первый, но несомненно знаменитый! И столь же несомненно талантливый. Из деревни, из своей крестьянской юности он вынес любовь к природе и много свежих образов» (газ. «Последние новости», Париж, 1922, 16 сентября, № 740). Позже чаще использовались заключительные строки («Воспою я тебя и гостя…» и т. д.) для характеристики проблематики ранних стихов поэта (см. например, А.Селиханович, «Сергей Есенин» - Бак. раб., 1924, 25 сентября, № 217).

«Разбуди меня завтра рано…» Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно много, ведь для того, чтобы стать знаменитым ему приходилось жертвовать и личным счастьем, и свободой, и даже привычным укладом бытия.

Революция 1917 года вызвала у Есенина недоумение, так как он видел, что слова представителей новой власти расходятся с делами. Больше всего поэта беспокоил то, какие именно перемены теперь произойдут в селе. Он надеялся, что крестьяне смогут получить землю и станут финансово независимыми. Поэтому поначалу автор с радостью воспринимает обещания о лучше доле для народа. В 1917 году Есенин публикует стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», в котором содержится прозрачный намек на его отношение к советской власти. Поэт воспринимает ее нейтрально, но, тем не менее, отмечает: «Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать».

Перемены, которых так ожидает автор, видятся ему в некоем розовом свете. Есенин мечтает о том, чтобы люди, наконец, смогли стать счастливыми, научились получать радость от жизни и восхищаться окружающим миром. Подсознательно поэт понимает, что именно эта вечная забитость и моральная неудовлетворенность не дают возможности простым крестьянам наслаждаться пением птиц и зеленью травы, чувствовать то единение с природой, которое испытывает автор. Ему кажется, что пройдет совсем немного времени, и люди станут другими. Поэтому грядущие перемены Есенин представляет в образе игривой кобылицы, которая промчится по селам, взмахнув «над равниною красным хвостом, после чего сразу же наступит новая жизнь, сытая и счастливая.

Кроме этого, поэт рассчитывает, что в его жизни произойдут существенные изменения . Поэтому в стихотворении появляется строчка «говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт», за которую ее автора подвергнут жесткой критике. Именно первые осуждающие рецензии на это произведения отрезвят Есенина, который поймет, что нарисованное им будущее будет далеко не таким светлым и безоблачным. Иллюзии разрушатся очень быстро, обнажив нелицеприятную правду и лишив поэта тех крупиц надежды, которую он возлагал на новую власть, рассчитывая, что она действительно окажется народной.

Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

ЧитаетР.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Сергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Читает Ю.Богатырев

ЕСЕНИН Сергей Александрович (21.09/3.10.1895-28.12.1925), русский поэт. Родился в рязанском селе Константинове. Рано начал сочинять стихи. Окончил земское училище и учительскую школу.
В 1912 Есенин переехал в Москву. В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И. 3. Сурикова, И. С. Никитина, С. Д. Дрожжина.
В 1914 первая публикация: стихотворение "Береза". Весной 1915 переезжает в Петроград, где знакомится с Н. А. Клюевым, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. А. Блоком. Блок высоко оценил стихи Есенина: "свежие, чистые, голосистые". В 1916 выходит первый сборник его стихов "Радуница".
Затем следуют книги "Преображение" и "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Москва кабацкая" и "Стихи" (1924), "Персидские мотивы" н "О России и Революции" (1925).
К н. 1920-х относятся наиболее значительные произведения Есенина: поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".
В 1922-23 Есенин совершает длительную поездку по Западной Европе и США. В 1924 - 25 путешествует по Закавказью (сб. "Персидские мотивы").

В последние годы жизни Есенин активно выступал против еврейского засилья в России. Против него и его друзей фабрикуется дело по обвинению в антисемитизме, за которое по тем временам полагался расстрел. Затравленный еврейскими большевиками, поставленный в невыносимые условия существования, русский поэт погиб при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия ("самоубийство") отрицается многими исследователями. Скорее всего следует говорить о тайном убийстве по приказанию большевистских властей.

Сергей Есенин - один из русских поэтов, который в деталях воспевал красоты народной природы, сельскую местность и быт. Каждое стихотворение автора имеет скрытый смысл и идею. Творчество Есенина совпадает с тяжелыми переменами в стране - началом Революции и смены монархизма на Советскую власть. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано» создано поэтом в 1917 г. Поэт всегда оставался по духу крестьянином. После разрыва с родными и отъездом в город из села Константиново, он тоскует по отчему дому, что часто выражается в его стихах.

Для Есенина смена власти воспринималась как надежда на лучшее и светлое будущее. Он верил, что настанут счастливые дни, которые дадут возможность молодому поколению проявить себя, что его, как поэта, воспримет общество. Строка, в которой автор чает мечты, что станет известным русским поэтом, подтверждает данный факт. Но именно за эти слова поэт поддается критике, а также высмеивается новой властью и литераторами.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Разбуди меня завтра рано» является верой в счастливое будущее. Его главная тема - это отзыв поэта на события революции в России. Облик революции рассматривается автором как положительный образ. В стихотворении она обозначена эпитетами «дорогой гость», которому на встречу движется главный герой. Советская власть описана в тексте как кобылица с красным хвостом. Именно красный цвет был символом Советской власти.

Воспевая гостя, который должен прийти на рассвете, герой надеется на то, что станет в итоге признанным поэтом. В жизни Есенин верил, что с приходом Советского времени, жизнь для простого крестьянина станет проще. Он думал, что селян наделят новыми земельными участками, что люди станут независимыми в финансовом плане. Поэт всегда горько переживал судьбу крестьянства, ведь был выходцем из села. Он хотел лучшей участи для своих земляков и соотечественников.

Структурный анализ стихотворения

В данном стихотворении присутствует множество эпитетов: «терпеливая мать», «красный хвост», «дорогой гость». Поэт использует простые слова, относящиеся к жизни в сельской местности. Таким способом поэт пытался стать ближе к народу, быть понятым обществу. Размер стиха - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Он сложен из пяти строф.

В тексте тесно переплетены образы родных мест и творчества поэта. Создавая это стихотворение, Есенин не предполагал о том, что его подвергнут критике из-за фразы «знаменитый русский поэт». После обрушившихся не лестных комментариев в свою сторону, поэт пересмотрел взгляды на новую власть, из-за чего страдал до конца дней. Есенин остался, несмотря на критику, знаменитым и любимым поэтом до сегодняшних дней.