Разгром константинополя крестоносцами произошел в. Взятие крестоносцами константинополя

Четвертый Крестовый поход остается одной из самых позорных страниц в истории христианской цивилизации. Военная кампания, затеянная с целью отвоевать Святую Землю , завершилась вероломной междоусобицей. К тому времени Саладин , который изгнал крестоносцев из Иерусалима в 1187 году и не дал отвоевать его обратно во время Третьего Крестового похода (1189-1192), умер. Четвертый крестовый поход планировался на 1199 год — он должен был начаться с удара по Египту (которым владели наследники Саладина), и тогда, в случае успеха, Иерусалим сам бы упал в руки победителей. Но вместо этого крестоносцы пошли на Византийскую империю и 13 апреля 1204 года взяли Константинополь и разграбили его.

Выбор цели

Начало похода много раз переносилось из-за нехватки денег. Для того, чтобы добраться до Египта, крестоносцам были нужны корабли. Самый мощный флот в Средиземноморье был у Венеции . Поэтому вожди крестоносцев обратились к Республике Святого Марка, и венецианцы пообещали помочь с доставкой армии в Египет. За это им полагалось 85 тысяч марок, последний срок уплаты истекал в июне 1202 года. Но собрать эту сумму никак не получалось.

Отряды крестоносцев стали прибывать в Венецию только в мае 1202 года. Их размещали на острове Лидо, подальше от города. Поначалу венецианцы исправно снабжали крестоносцев всем необходимым. Но когда месяц спустя выяснилось, что из оговоренной суммы выплачена лишь половина, Энрико Дандоло (Enrico Dandolo , 1107-1205), дож Венецианской республики, запретил подвозить продовольствие на Лидо, пока не будет возвращен весь долг, и отказал в предоставлении судов для перевозки в Египет. Среди ратников Христовых началось разложение: кто-то просто сбежал, кто-то занялся грабежами и разбоем. Судьба похода повисла на волоске.

Так продолжалось до середины августа 1202 года, когда Бонифаций Монферратский (Boniface de Montferrat , ок. 1150 - 1207), возглавлявший войско крестоносцев, и дож Дандоло нашли компромисс. Дандоло прощал долг при условии, что крестоносцы помогут ему взять город Задар (сегодня — в Хорватии). Этот выгодно расположенный населенный пункт на Адриатическом побережье Балканского полуострова давно был предметом вожделений Венеции. Но совсем незадолго до описываемых событий, в 1186 году, Задар перешел под покровительство Венгрии.

Далеко не всех крестоносцев порадовало достигнутое соглашение. Некоторые из них, как утверждает современник, «считали совершенно недостойным и недопустимым для христиан, чтобы воины креста Христова обрушивались на христиан же убийством, грабежами и пожарами, что обычно бывает при завоевании городов». Тем более, что король Венгрии Имре (I. Imre ; Emeric I , король с 1196 по 1204 годы, умер в 1205 году), сам принял крестоносный обет. Часть пилигримов даже вернулась на родину, но большинство согласилось.

24 ноября 1202 года после упорного сопротивления Задар был взят. За этим последовали обычные ужасы штурма. Папа Иннокентий III (Innocent III , 1160-1216) резко реагировал на бесчинства. «Увещеваем вас, — писал он крестоносцам, — и просим не разорять более Задар. В противном случае вы подлежите отлучению от Церкви без права отпущения». Город, однако, остался в венецианском владении, а дальнейший путь был назначен на весну 1203 года.

Новое изменение направления

В это время и в Византии происходили кровавые события. В Греческой империи (как ее называли на западе) священным считался сан государя (по-гречески — василевса), но никак не сам человек, этот сан носивший. Законным (и священным) полагался любой император, если он был помазан на царство патриархом и венчан в соборе Святой Софии. Строгие правила престолонаследия отсутствовали. Из 109 человек, занимавших трон с 395 по 1453 годы, лишь 34 умерли своей смертью, находясь в императорском сане. Остальные либо погибли, либо вынуждены были отречься и постричься в монахи. Часто отречение сопровождалось ослеплением.

Однако у дожа Республики Святого Марка кроме политических и экономических резонов были свои счеты с Византийской империей. Энрико Дандоло в 1171 году был посланником Венеции в Константинополе. А в Византии существовал обычай ослеплять подданных иных государств, даже и дипломатических представителей, если это государство вступало в конфликт с Греческой империей. В марте 1171 года василевс Мануил I Комнин (ок. 1122-1180) повелел внезапно арестовать всех граждан Венеции, пребывавших на территории империи, и конфисковать их имущество. Тогда-то Энрико Дандоло и лишился зрения.

Личный мотив был и у вождя крестоносцев Бонифация Монферратского. Во-первых, Бонифаций был давним союзником дома Гогенштауфенов, к которому принадлежал Филипп Швабский. Во-вторых, брат Бонифация Рене (1162-1183) женился в 1180 году на Марии, дочери Мануила Комнина, которая в качестве приданого принесла мужу город Фессалоники. В ходе политической борьбы в 1183 году молодожены были убиты, и Бонифаций претендовал на Фессалоники по праву наследования.

Смена власти в Византии

Итак, 23 июня 1203 года флот крестоносцев оказался на константинопольском рейде. Воинов Христовых, по разным оценкам, было от 10-12 до 30 тысяч. У императора Алексея III было около 70 тысяч войска. Однако боевой дух византийских воинов был невысок, да и организация оставляла желать много лучшего. В государстве царили коррупция и казнокрадство. Как пишет византийский историк и современник событий Никита Хониат (Niketas Choniates, около 1150-1213), командующий византийским флотом Михаил Стрифна, родственник василевса, «имел обыкновение превращать в золото не только рули и якоря, но даже паруса и весла и лишил греческий флот больших кораблей».

5 июля 1203 года галеры венецианцев прорвались в бухту Золотой Рог. Крестоносцы предъявили василевсу требование немедленно отречься от престола. Тот отказался, но не предпринимал никаких мер. Брошенные в бой резервы византийцев обратились в бегство, так и не вступив в бой. Узнав об этом, Алексей III бежал из Константинополя, бросив жену и трех дочерей, но, не забыв прихватить с собой государственные ценности.

Падение Константинополя

18 июля 1203 года слепой Исаак II Ангел был восстановлен на троне. По требованию крестоносцев 1 августа Алексей венчан на царство под именем Алексея IV . Настало время платить по счетам. Но денег в казне не было. Попытки увеличения налогов только вызывали ненависть у населения. Исаак, который полностью устранился от дел управления и проводил время со звездочетами, даже заявил крестоносцам: «Конечно, вы оказали такую услугу, что за нее можно бы отдать и всю империю, но я не знаю, из чего вам уплатить». Не получив обещанного, латиняне сами стали удовлетворять свои аппетиты., тем более, что возможности для этого были.

Как писал участник событий, пикардийский рыцарь Робер де Клари (Robert de Clari, умер после 1216 года), в Константинополе «было такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной посуды, так много драгоценных камней, что поистине казалось чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство». И воины Христовы, при молчаливом попустительстве бессильной власти, начали грабить церкви.

Растущее раздражение среди населения столицы было направлено не только против крестоносцев, но и против государей, особенно Алексея. В последних числах января 1204 года монахи и простонародье стали собираться на площадях и требовать низложения отца и сына Ангелов и избрания нового василевса. Воина по имени Николай Канав даже короновали в соборе Святой Софии, но без участия патриарха, то есть, строго говоря, не по правилам. В городе воцарился хаос. Тогда высокопоставленный сановник и зять Алексея III Алексей Дука по прозвищу Мурзуфл (Насупленный) 29 января арестовал Исаака II и Алексея IV и провозгласил себя императором Алексеем V. Алексея IV и Канава задушили в тюрьме, слепой Исаак II умер, узнав о казни сына.

Новый император демонстративно отказался выполнять прежние договоренности и потребовал от крестоносцев очистить греческую землю в недельный срок. До этого им возбранялось лишь покидать лагерь под стенами Нового Рима (они постоянно жили именно там, а не в городе). Ратники Божьи стали открыто готовиться к штурму. В марте крестоносцы и дож Энрико Дандоло заключили соглашение о захвате всей Византийской империи и о разделе добычи и земель.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля французы пошли на приступ, ворвались в город, но не удержали позиций и вынуждены были отступить. Во время штурма в городе возник пожар, уничтоживший чуть ли не две трети его. 12 апреля попытка штурма увенчалась успехом. Войско Мурзуфла отступило, а сам он той же ночью бежал. Спешно провозглашенный императором Константин Ласкарь (умер в 1211 или 1212, император в 1204-1205 годах) не получил действенной поддержки от населения. 13 апреля основные силы крестоносцев вступили в Константинополь, не встретив никакого сопротивления. Царьград пал.

Причины падения Византии

С очень давних времен главным виновником захвата Греческой империи французами считают венецианцев, недовольных конкуренцией со стороны Византии в торговле в восточном Средиземноморье. Вдобавок Константинополь время от времени оказывал покровительство Генуе и Пизе, конкурентам Венеции. К тому же после смерти Мануила I его преемники обещали выплатить компенсацию Республике св. Марка, но так и не сделали этого. К началу похода долг Византии превышал 60 кг золота, чего венецианцы простить, естественно, не могли.

Хронист Эрнуль (ум. 1229 г.), современник, хотя и не участник похода (он жил в латинской Сирии и на Кипре) даже заявлял (большинство современных исследователей отвергает это), что венецианская синьория получила солидную взятку от египетского султана, желавшего отвести опасность от своей страны.

Новости партнёров

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД. ВЗЯТИЕ КРЕСТОНОСЦАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Эпоха крестовых походов производит неизгладимое впечатление и столетия волнует воображение людей. Походы стали олицетворением всей средневековой эпохи. Крестовые походы – это авантюра мировой истории.

Четвертый Крестовый поход (1199–1204) занимает особое место в истории восточных войн европейского рыцарства. Некоторые западные ученые считают его неким историческим недоразумением, парадоксом, и это имеет под собой определенные формальные основания: ведь поход этот, преследуя целью освобождение "святых мест" от мусульманского владычества, обернулся в конечном счете разгромом Византии и образованием на ее месте Латинской империи - государства крестоносцев, еще одного в ряду созданных ими на Востоке ранее.

С конца XII века римский папа Иннокентий III (1198 – 1216), при котором папство достигло наибольшего влияния в странах Западной Европы, вновь начал проповедь крестовых походов, используя все свое красноречие. Во Францию, Германию, Англию, Италию, Венгрию и в другие страны в августе - сентябре 1198 г. были направлены велеречивые послания, в которых он скликал всех "верных" выступить на защиту Святой земли. Для сборов предоставлялся срок в полгода – до марта 1199 г. К лету 1999 г. те, кто задумал отплыть за море, и те, кто положил отправиться сухим путем, должны были сойтись в гаванях Южной Италии и Сицилии.

Тотчас были приняты конкретные меры по подготовке к Крестовому походу - религиозно-практические, финансовые и дипломатические.

Крестоносное движение осуществлялось в двух направлениях: в Переднюю Азию и в Прибалтику.

Четвертый крестовый поход – предприятие по составу своих участников и руководителей преимущественно французское, хотя в нем также принимали участие итальянские и германские феодалы. В подготовке и проведении Четвертого крестового похода велика роль Жоффруа де Виллардуэна – маршала Шампани. Он вел переговоры с Венецией, добиваясь предоставления флота крестоносцам, он предложил кандидатуру Бонифация Монферратского на должность командующего войсками, немалые усилия предпринял он, чтобы скоординировать действия отдельных рыцарских отрядов.

Иннокентий III объявил о самом широком отпущении грехов всем участникам Крестового похода. Крестоносцев освободили от всех налогов, "их личность и достояние, по принятии креста, находятся под покровительством блаженного Петра и нашим собственным".

Папу весьма серьезно беспокоила и финансовая сторона предприятия. В течение трех лет на цели похода церковные служители должны были выделять 1/20 часть доходов, а папа римский и кардиналы – 1/10 часть.

Феодальных магнатов, как и прежде, толкали к заморским авантюрам совсем не благочестивые, а вполне земные заботы и помыслы: они хлопотали о собственном благополучии, о сохранении своих владений и, конечно, об их приумножении путем захватов на Востоке. Захватнические побуждения руководили в основном и массой рыцарей.

К лету 1200 г. во Франции собралось внушительное по тем временам войско, готовое отправиться за море. Поход было решено начать из Венеции, поскольку там имелся хороший флот. Баронская верхушка признала верховным военачальником феодальных ополчений 22-летнего графа Тибо III Шампанского.

Затем в Компьене были отобраны шесть знатных рыцарей, которых направили послами в Венецию. Им предстояло договориться с венецианским правительством о переправе крестоносцев.

В начале XIII века дожем (правителем) Венецианской городской республики был Энрико Дандоло (1192 – 1205) – 80-летний старик, энергичный и хитрый правитель.

В начале апреля 1201 г. в результате нескольких встреч с Энрико Дандоло был подписан договор, по которому Венеция на определенных условиях согласилась предоставить крестоносцам корабли. Подписание этого договора – ответственный эпизод в истории Крестового похода. М.А. Заборов полагал, что именно тогда в Венеции и была изготовлена главнейшая пружина этого предприятия, которая позже, распрямившись, отбросила крестоносцев далеко в сторону от Святой земли.

Согласно договору Венеция обязалась предоставить суда для переправы 4,5 тыс. рыцарей и стольких же коней, 9 тыс. оруженосцев, 20 тыс. пехотинцев, обеспечить их кормом в течение 9 месяцев. Сверх того "из любви к Богу" Венеция принимала обязательство сама (т.е. за собственный счет) снарядить еще 50 вооруженных галер. Крестоносцы же, со своей стороны, брались уплатить Венеции за услуги 85 тыс. марок серебром. Уплату следовало произвести в рассрочку, четырьмя взносами, последний платеж - не позднее апреля 1202 г. Венеция выговорила для себя также половинную долю всего, что будет завоевано крестоносцами с помощью ее флота и военных сил - на суше или на море. С чисто коммерческой точки зрения условия эти были весьма выгодными для Венеции: ее купцы никогда не действовали наобум, все было рассчитано и подсчитано заранее.

Дандоло распорядился перевезти крестоносцев на один из венецианских островов, а затем, отведя свои корабли, предложил уплатить деньги по договору. Крестоносцы смогли внести только 51 тысячу марок. Тогда венецианцы предложили возместить недостающую сумму военными услугами: захватить город Задар (Зара). Задар – торговый конкурент венецианцев, находившийся под властью христианского венгерского короля. Крестоносцы согласились на это предложение. Задар был захвачен.

Почему и каким образом крестоносцы попали в безвыходную зависимость от Венеции? Жоффруа де Виллардуэн причину этого видел в стечении неблагоприятных случайностей, а именно:

    смерть сеньоров, со смертью которых многие отказались от крестового обета (кончина графа Тибо III Шампанского);

    отступничество рыцарей, отплывших из Марселя в Сирию. Это была серьезная потеря для войска – и в людях, и в материальных ресурсах, поскольку на кораблях находилось множество рыцарей, припасы и ценности;

    внутри войска крестоносцев имелись люди, стремившиеся его расколоть (они отказались произвести дополнительную выплату венецианцам, когда обнаружилось, что собранные суммы не покрывают задолженности; они мешали тем, кто готов был в счет долга отдать все, лишь бы поход состоялся).

Многие крестоносцы восстали против завоевания Зары – христианского города. Их поддерживал и папа римский, который напоминал крестоносцам значение и цели крестового похода. Папа упрекал венецианцев в том, что они вовлекли крестоносцев в несправедливую войну; в своих письмах он убеждал рыцарей раскаяться в своих действиях и исправить ущерб, нанесенный жителям Зары. Но венецианцы не отступили, а французские бароны отправили в Рим депутатов, чтобы испросить прощение папы. Иннокентий III дал им отпущение грехов и благословил, а также просил их направиться в Сирию.

Следующая цель для венецианцев – Константинополь. Незадолго до вышеуказанных событий в Византии в результате дворцового переворота был низвергнут император Исаак II Ангел. Его сын Алексей сумел добраться до крестоносцев на остров Корфу и с помощью Дандоло смог убедить их двинуться в Константинополь за огромное вознаграждение (200 тысяч марок серебром). Также Алексей обещал помочь крестоносцам в войне с Эйюбитами, до конца своей жизни содержать на жалованье в Святой Земле 500 воинов, а также содействовать подчинению греческой церкви католической вере. Это было чрезвычайно заманчиво для крестоносцев. Это обещало выгоды и крестоносцам, и папе римскому.

В начале 1203 года предводители крестоносцев вошли в сговор с византийским царевичем Алексеем об оказании помощи его отцу и ему в восстановлении на константинопольском престоле.

Перед походом на Константинополь лагерь крестоносцев раздирали горячие споры: следует ли идти на это дело? Большинство были настроены отрицательно в отношении плана главарей. Значительная часть крестоносцев решила отделиться от основных сил чтобы избежать войны с Византией, на что рыцарей подталкивали их главные предводители вкупе с венецианским дожем Энрико Дандоло. Бароны – главари вынуждены были униженно, со слезами умолять ратников, готовых уйти прочь, остаться с ними.

Когда папа узнал о намерении крестоносцев направиться в Константинополь, он стал обвинять их, лишил своего благословения и угрожал им Божиим гневом. Но крестоносцы считали, что своими победами они оправдаются в глазах папы. Предостережения папы от дальнейших нападений на христианские государства (в особенности на Византийскую империю) остались безуспешными.

«Пилигримы» отправились к византийской столице с самыми благими намерениями, как описывал Жоффруа де Виллардуэн: «восстановить справедливость» и после этого, пополнив запасы продовольствия и опираясь на финансовую поддержку восстановленных в правах императоров, идти дальше, на Восток.

Но все получилось по-иному: восстановленные на константинопольском престоле государи не выполнили своих денежных обязательств, как было уговорено, хотя Исаак II , заняв престол, подтвердил эти финансовые обязательства, зафиксированные и в договоре с крестоносцами, подписанном его сыном царевичем Алексеем.

С этой «несправедливостью» тоже нельзя было мириться и пришлось, предварительно бросив по-рыцарски вызов Алексею IV , брать Константинополь силой.

Такой поворот оказался неизбежным, поскольку в Константинополе произошла смена правительства: перспективы урегулирования конфликта с Византией ликвидировались. Алексей IV был смещен и убит Алексеем V Дукой.

В глазах крестоносцев поступок Алексея V был тягчайшим преступлением. Было решено начать войну против Константинополя.

Византийская столица подверглась осаде и 12 апреля 1204 года была взята. Крестоносцы подвергли Константинополь невероятному разграблению.

Византийский летописец Никита Акоминат оставил описание разгрома храма святой Софии, в котором говорится, что красивейшие налои были разрублены на куски и разделены между воинами. Для вывоза серебра, золота и сосудов в храм согнали мулов и лошадей. Животные пугались блестящего пола и не хотели входить, но крестоносцы били их и оскверняли их кровью священный пол храма.

Новгородский летописец повествует о том, что на восходе солнца крестоносцы вошли в церковь святой Софии, ободрали двери, рассекли серебряный амвон; иконостасы и кресты разрубили; ободрали драгоценные камни и жемчуг. Было разграблено множество церквей, многие монахи и монахини были ограблены, некоторые из них избиты.

Жоффруа де Виллардуэн так описал захват и разгром Константинополя: в городе полыхали пожары; крестоносцы разошлись по городу и собирали добычу: золото, серебро, сосуды, драгоценные камни, бархат, шелковые ткани, меха – добыча была велика. Ж. де Виллардуэн свидетельствует о том, что в течение многих веков не находили столько добычи в одном городе.

Патриарх бежал из Константинополя. Все богатые люди превратились в нищих.

Папа Иннокентий III , узнав об этих событиях, направил письмо маркизу Монферратскому, в котором обвинял его в том, что рыцари устремились на завоевание Константинополя, предпочитая земные блага небесным. Как отмечал папа римский, вина крестоносцев отягчается тем, что никому не было пощады: ни служителям церкви, ни женщинам, ни старикам и детям. Также папа выдвинул в адрес маркиза обвинения в разграблении храмов (особенно собора святой Софии). В послании папа сетует, что после этого вряд ли греческая церковь сделает разворот в сторону католичества, видя со стороны латинян лишь изуверства и «дела дьявольские».

Никита Хониат писал, что жители Константинополя вышли навстречу крестоносцам с крестами и святыми изображениями Христа, но это не смягчило и не укротило захватчиков. Топтались иконы, мощи святых были выброшены. На улицах плач, вопли и стенания. Западные войска «беззаконничали», никому не оказывали снисхождения. Захватчики каждый день пьянствовали и объедались, время проводили в бесчестных забавах и непотребствах. Автор назвал крестоносцев варварским народом, который невозможно умилостивить.

Маркиз Монферратский и другие предводители крестоносцев подписали договор о разделе византийского наследства, которое они уже видели в своих руках. В этом документе были подробно разработаны условия дележа будущей добычи – движимого имущества, земель и власти в том новом государстве, которое западные сеньоры задумали основать на месте Византии. Венецианцы позаботились прежде всего о том, чтобы приумножить свои старые торговые привилегии и обеспечить себе львиную долю – три четверти всей добычи, остальные крестоносцы должны были по договору удовольствоваться одной четвертой.

В 1204 году западные варвары, действовавшие под прикрытием креста, уничтожали не только памятники искусства, но и богатейшие константинопольские книгохранилища: безграмотные и невежественные рыцари, не задумываясь, швыряли в костры сотни книг.

Дикие бесчинства крестоносцев резко контрастировали со сравнительно сдержанным поведением мусульманских завоевателей в отношении христианских святынь на Востоке. Даже сарацины, по словам Никиты Хониата, бывали более милосердны. Погромы рыцарей Креста в византийской столице побили все рекорды вандализма. Католические завоеватели опустошили город, как никто. Массовое уничтожение веками накопленных культурных ценностей, совершенное в Константинополе рыцарями и церковниками, нанесло серьезный ущерб европейской цивилизации. Византийская столица никогда уже не смогла оправиться от последствий нашествия латинских крестоносцев.

Захвату Византии рыцарями Креста посвящено множество книг, статей, публикаций. В этих работах выдвинуты самые разнообразные версии относительно тех факторов, под воздействием которых Крестовый поход изменил свое направление. Религиозная оболочка оказалась в этом предприятии полностью разорванной. Крестоносцы, двинувшиеся против мусульманского Египта, в итоге захватили христианское государство – Византийскую империю, разорили дотла ее столицу и довольствовались этим, забыв об освобождении Святой земли.

Каким образом получилось, что Крестовый поход против Египта превратился в грабительский поход против Византии? Предположения выдвигались и выдвигаются различные: случайное, непредвиденное стечение роковых обстоятельств; преднамеренные действия участников похода (венецианские купцы; руководители похода; вмешательство политических сил, действовавших и из-за кулис, и изнутри, которые толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру).

Таким образом, вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход принял новое направление и закончился разгромом Константинополя, является запутанным.

После разграбления Константинополя крестоносцы решили обосноваться на завоеванной территории, отказавшись от похода на Иерусалим. Около половины византийских владений на Балканском полуострове было захвачено. Здесь крестоносцы основали Латинскую империю.

Прикрываясь лозунгом «освобождения гроба господня», крестоносцы преследовали грабительские интересы, уничтожая и мусульманские, и христианские города и церкви. Во главе церкви в Византии был поставлен Константинопольский патриарх – представитель католической церкви, который стремился навязать местному населению католическую веру.

Наибольшую выгоду от завоевания Византии получила Венеция:

Она захватила значительную часть византийских владений: важнейшие береговые пункты в Южной и Восточной Греции, предместья Константинополя, остров Крит и другие острова;

Имея выход в Черное море, венецианцы постарались вытеснить с территории Балканского полуострова своих торговых соперников – генуэзских купцов;

В самом Константинополе венецианцы заняли особый квартал.

Латинская империя просуществовала недолго – она пала в 1261 году. Вновь была восстановлена Византийская империя, которая больше никогда не смогла вернуть прежнего могущества.

Список литературы

    Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 2. От крестовых походов до падения Константинополя// http:// www .azbyka.ru

    Виймар П. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны. СПб.: Евразия, 2008. – 383 с.

    Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. – 300 с.

    Всемирная история: В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1998. – 528 с.

    Куглер Б. «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 243 с.

    Джонатан Р.-С. История Крестовых походов// http://modernlib.ru.

    Заборов М.В. История Крестовых походов в документах и материалах//http://coollib.com.

    Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1980. – 320 с.

    Заборов М.А. «Завоевание Константинополя» Ж. де Виллардуэна и историческая мысль Средневековья/Статья в книге Виллардуэна Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. С.

    Мишо Г. История Крестовых походов. Репринтное издание. Издательство «Новый Акрополь» при содействии фирмы «Бронт – ЛТД». Киев, 1995. – 232 с.

    Никита Хониат. История// http://www.hist.msu.ru.

    Осокин Н.А. История средних веков. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008. – 672 с.

    Письмо папы Иннокентия III маркизу Монферратскому//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 233 – 234.

    Послание папы Иннокентия III о Крестовом походе (1198 г.)//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 229 – 230.

    Савчук В.С. Крестовые походы: религиозные идеалы и воинственный дух//Вступительная статья к книге Б. Куглера «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 3 – 23.

    Успенский Ф.И. История Крестовых походов//http://dugward.ru

Разграбление крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи.
Попытка папы Иннокентия 3 сразу после прихода к власти в 1198 году организовать крестовый поход не увенчалась успехом. Не смотря на активную пропаганду и частную инициативу крестоносцев, не один европейкой король активно не поддержал идею крестового похода.
Папа Инакентий3 постоянно вел переговоры с Венецией о доставке крестоносцев морским путем в Египет, куда предполагалось направить основной удар. Но венецианцы, установившие нормальные торговые отношения с арабами, начали двойную игру.
Венецианцы требовали плату за перевозку крестоносцев в Египет, крестоносцы не могли собрать требуемую сумму.
Наконец венецианцы согласились транспортировать войско крестоносцев с условием, что оно предварительно захватит далматский город Зару (хорватский город Задар), в котором по их сведениям находились базы морских пиратов. Зару был католическим городом и принадлежал в это время противнику венецианцев в Хорватии - Венгрии. Руководитель крестового похода маркграф Бонифаций Монферратский согласился этими условиями.
8 ноября 1202 года крестоносцы отплыли из Венеции в четвертый крестовый поход на 480 кораблях.
Через неделю крестоносцы взяли город Зару и разграбили её. Между крестоносцами и венецианцами возникла драка при дележе добычи. Из-за конфликта судьба дальнейшая экспедиция была под угрозой. Примирение было достигнуто благодаря усилиям папы. Папа осудил разграбление католического города, формально отлучил венецианцев от церкви, крестоносцев простил.
При посредничестве легатов Папы в Зару решалась дальнейшая судьба похода.
В город прибыл претендент на царский престол в Константинополе Алексей Ангел (Алексей 4), сын отстраненного от власти в Константинополе Исаака Ангела.
Алексей Ангел ещё в 1201 году добился аудиенции папа Иннокентия 3 и обратился с просьбой о помощи вернуть свергнутого и ослепленного его отца на византийский престол. Как показало дальнейшее развитие событий, поддержку от папы он получил. В Зару папские легаты, византийцы и руководители крестоносцев пришли к соглашению по захвату Константинополя. Крестоносцам объявили, что Алексей Ангел (Алексей 4) законный император Византии, отмстраненый от власти узурпатором. Задача перед крестоносцами была поставлена: вернуть трон его законному императору.
Крестоносцам за помощь в возвращении императорского престола А лексей Ангел обежал заплатить 200 тысяч марок, по тем временам огромную сумму.
23 июня 1203 года флот приблизился к Константинополю. 17 июля начался штурм города.
Город защищали только наемники и враги византийцев - пизанские купцы. После тринадцатидневной осады император Алексей 3 бежал, оставив город на произвол судьбы. Первого августа 1203 года Алексея Ангела короновали императорской короной.
После коронации он должен был выполнить обещание данное Папе о подчинении византийской церкви Римскому Папе, а так же выплатить крестоносцам огромную сумму денег (200 тысяч марок) за оказанные ему услуги. Деньги он собрать не смог, так как греки не признали его своим императором, религиозные требование Папы были отвергнуты.
23 января 1204 года в Храме Святой Софии собралась элита Константинополя: сенаторы, духовенство, богатые горожане. На общем собрании решили сместить Алексея 4 с престола. После приятия решения, заговорщики отправили Алексея 4 и его отца в темницу, где они были умерщвлены. Императором, под именем Алексея 5, был назначен придворный аристократ Алексей Дука по прозвищу Муцуфл. Крестоносцы в это время ещё находились у стен Константинополя в ожидании откупа, обещанного Алексием 4.
Алексий 5 потребовал, чтобы крестоносцы покинули территорию Византии, крестоносцы отказались - переговоры зашли в тупик.
Доставка продовольствия крестоносцам была затруднена. Нехватка продовольствия в зимнее время стало ощущаться остро, ненависть у крестоносцев к грекам возросла, они стали готовится к вторичному захвату города.
Алексей 5 приступил к организации обороны Константинополя.
Атаку на город крестоносцы начали 9 апреля 1204 года. 12 апреля 1204 года крестоносцы ворвались в Константинополь. Попытки Алексея 5 (Муцуфла) призвать жителей города к обороне не увенчались успехом. Алексей 5 бежал из города на шлюпке.
Крестоносцы, ворвавшись в город, приступили к его разграблению. И по варварским законам грабили три дня.
Как пишет очевидец происходящего Никита Хониат:
«Крестоносцы крушили святые изображения, выбрасывали мощи великомучеников, хватали святые сосуды и вырывали из них драгоценные камни…
Они ввели в храм лошадей и мулов, чтобы вывести оттуда церковную утварь.
На улицах, в домах и церквях слышен был плач и причитания».
Через три дня руководителями похода порядок был восстановлен.
В трех церквях собрали ценности, которые не успели прибрать к своим рукам крестоносцы во время трехдневного грабежа. Из собранного, четвертую часть выделили будущему императору, которого намеривались избрать, остальное поровну разделили между руководителями крестоносцев и венецианцев.
Было принято решение разделить земли Византии между участниками похода, как это было в Палестине после её завоевания. На императорский трон решили избрать императора из крестоносцев. Новое государственное образование вошло в историю, как Латинская империя.
Императором избрали графа Балдуина Фландского. Балдуин Фландский, чтобы как - то узаконить свои претензии на престол, отыскал вдову Исаака Ангела -Маргариту и женился на ней. Короновали нового императора 16 мая 1204 года. Другой предводитель крестоносцев Бонифаций Монферратский получил в свои владения окрестности греческого города Салоники (Фессалоники), где было образовано Фессалоникейское королевство. Венеция завладела обширной частью императорской территории и право свободной торговли в имперских владениях, Генную и Пизу таких прав лишили.
По договору с крестоносцами Венеции отошло ¾ города Константинополя и территории, дающие ей власть над Средиземноморьем; многие греческие острова, порты Греции, Крит, весь полуостров Пелопоннес…. Вся територия Византийской империи была разделена между крестоносцами.
Императора Алексея 5 латинянам удалось схватить, его привезли в Константинополь и сбросили с самой высокой колонны в городе.
После завоевания Византии между победителя начались борьба за власть. Первыми в борьбе за власть стакнулись император Балдуин и король Бонифаций, началась череда непрерывных войн на греческой территории. Ситуацию усугубилась тем, что болгарский царь Иоанница захватив часть Греции, стал совершать военные экспедиции в глубь её территории.
Сами Греки ненавидели завоевателей и помогали болгарскому царю Иоаннице с борьбе с латинянами. 14 августа 1205 года армия Иоанницы нанесла армии Балдуина поражение, 300 знатных рыцарей погибли, Балдуин попал в плен, дальнейшая судьба его неизвестна.
Нестабильность в новой Латинской империи сразу привела к её развалу. Крестоносцы не смогли утвердиться в Малой Азии, там образовались православные греческие государства: Никейская империя, Трапезунд. В Европе образовалось греческое царство Эпир.

Но латиняне все же смогли удержать власть на значительной части Византии благодаря тому, что приемник Балдуина на посту императора Генрих Фландский смог договориться с греческой элитой, привлекая её к управлению Империей.
Болгар им удалось победить только в 1208 году.

(место, где был погребён Иисус Христос)» штурмом овладели византийской столицей . Ворвавшись в христианский Константинополь , они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии . Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим , а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю . Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По первоначальной договорённости, венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тысяч французских воинов в Венецию прибыло только 12 тысяч, которые из-за малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили, чтобы в качестве платы французы оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации , который был главным соперником Венеции на Адриатике . Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила её участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 года объединённая армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

    После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем, чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела . Смещённый с престола и ослеплённый своим братом Алексеем , он сидел в Константинопольской тюрьме, в то время как его сын - тоже Алексей - обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако, вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли. Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание: «Мы тебя из дыры достали, в дыру же и засунем». Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трёх дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя , на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский .

    Просуществовавшая до 1261 года империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы . Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря . Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех. Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

    Подготовка к походу

    Латинская империя

    Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. 16 мая 1204 года в храме св. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, её правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением.

    В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский (1206-1216) стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. В их руки перешла значительная часть города - три квартала из восьми. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города.

    Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи - Латинская и Венецианская. Действительно, в руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды . Территориальные приобретения венецианцев за пределами Константинополя были невелики в сравнении с их планами в начале Четвертого крестового похода, но это не помешало венецианским дожам впредь пышно именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Впрочем, господство венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя (они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога) оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили своё торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи.

    Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и весёлым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал ещё более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII века Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и сёла, опустошённые и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнёта чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.

    Результаты Четвёртого крестового похода

    Четвёртый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой.

    Собственно Византия после этого похода перестала существовать как государство более чем на 50 лет; на месте бывшей империи были созданы Латинская империя The Medieval Russian Account of the Fourth Crusade - A New Annotated Translation (неопр.) .

    Падение Константинополя (1453) - взятие турками-османами столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

    День 29 мая 1453 года , несомненно, является поворотным пунктом в истории человечества. Он означает конец старого мира, мира византийской цивилизации. В течение одиннадцати столетий на Босфоре стоял город, где глубокий ум являлся предметом восхищения, а науку и литературу классического прошлого тщательно изучали и берегли. Без византийских исследователей и переписчиков мы знали бы сейчас не очень много о литературе древней Греции. Это был также город, правители которого в течение многих веков поощряли развитие школы искусства, не имеющей аналогии в истории человечества и явившейся сплавом неизменного греческого здравого смысла и глубокой религиозности, видевшей в произведении искусства воплощение Святого Духа и материального.

    Кроме того, Константинополь был великим космополитическим городом, где наряду с торговлей процветал свободный обмен идеями и жители считали себя не просто каким-то народом, а наследниками Греции и Рима, просвещенными христианской верой. О богатстве Константинополя в ту пору ходили легенды.


    Начало упадка Византии

    Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии – земли, бывшие для них главным источником пополнения людских ресурсов для армии и запасов продовольствия. В лучшие времена своего великого прошлого благополучие Византии было связано с ее господством над Анатолией. Громадный полуостров, известный в древности как Малая Азия, во времена римлян был одним из наиболее населенных мест мира.

    Византия продолжала играть роль великой державы, в то время как ее мощь была уже фактически подорвана. Таким образом, империя оказалась меж двух зол; и это ее и без того трудное положение было еще более осложнено движением, вошедшим в историю под названием Крестовых походов.

    Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

    Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).


    Четвёртый крестовый поход был организован папой Иннокентием III для освобождения Святой Земли от иноверцев. Первоначальный план Четвертого крестового похода предусматривал организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, который должен был стать плацдармом для нападения на Палестину, но потом был изменен: крестоносцы двинулись на столицу Византии. Участниками похода были преимущественно французы и венецианцы.

    13 апреля 1204 года Константинополь пал . Город-крепость, устоявший перед натиском многих могучих врагов, был впервые захвачен неприятелем. То, что оказалось не под силу полчищам персов и арабов, удалось рыцарскому войску. Легкость, с которой крестоносцы овладели огромным, хорошо укрепленным городом, была результатом острейшего социально-политического кризиса, который переживала в тот момент Византийская империя. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что часть византийской аристократии и купечества была заинтересована в торговых связях с латинянами. Иными словами, в Константинополе существовала своеобразная «пятая колонна».

    Взятие Константинополя (13 апреля 1204 года) войсками крестоносцев было одним из эпохальных событий средневековой истории. После захвата города начались массовые грабежи и убийства греко-православного населения. Около 2 тыс. человек было убито в первые дни после захвата. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека. Множество ценностей было вывезено в Венецию.


    Русский путешественник, оказавшийся в городе в этот момент, писал: «Наутро, с восходом солнца, ворвались фряги в Святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре кивотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними - шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели…»

    Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. Лишь в 1261 году Константинополь вновь попал в руки греков.

    Этот Четвёртый крестовый поход (1204), превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, положил конец Восточной Римской империи как наднациональному государству и окончательно расколол западное и византийское христианство.

    Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи - Латинская и Венецианская. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией. Тем не менее, византийцы смогли удержать ряд других территорий и создать на них свои государства: Эпирское царство, Никейскую и Трапезундскую империи.


    Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили свое торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи. Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и веселым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал еще более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII в Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и села, опустошенные и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнета чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.


    Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.


    Византия в XIII-XIV вв.

    После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных. Появились уже и некоторые другие греческие правители. К востоку от Византии находилась Трапезундская империя Великих Комнинов. На Балканах Болгария и Сербия поочередно претендовали на гегемонию на полуострове. В Греции – на материке и островах – возникли мелкие франкские феодальные княжества и итальянские колонии.

    Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон — сербы и болгары на Балканах, Ватикан — на Западе, мусульмане — на Востоке.

    Положение Византии к 1453 году

    Византия, существовавшая уже более 1000 лет, к XV веку находилась в упадке. Она представляла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на столицу - город Константинополь с предместьями - несколько греческих островов у побережья Малой Азии, несколько городов на побережье в Болгарии, а также на Морею (Пелопоннес). Империей это государство можно было считать лишь условно, поскольку даже правители нескольких клочков суши, оставшихся под ее контролем, фактически не зависели от центральной власти.

    В то же время основанный в 330 году Константинополь на протяжения всего периода своего существования в качестве византийской столицы воспринимался как символ империи. Константинополь длительное время был крупнейшим экономическим и культурным центром страны, и только в XIV–XV вв. стал приходить в упадок. Его население, которое в XII в. составляло вместе с окрестными жителями около миллиона человек, теперь насчитывало не более ста тысяч, продолжая постепенно сокращаться и далее.

    Империя была окружена землями своего главного противника - мусульманского государства турок-османов, которые видели в Константинополе главное препятствие распространению своей власти в регионе.

    Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию. Наступление турок-османов на Византию привело к тому, что к 30-м годам XV в. от Византийской империи остались лишь Константинополь с окрестностями, некоторые острова в Эгейском море и Морея - область на юге Пелопоннеса. Ещё в начале XIV века турки-османы захватили богатейший торговый город Бурсу, один из важных пунктов транзитной караванной торговли между Востоком и Западом. Очень скоро ими были взяты два других византийских города – Никея (Изник) и Никомидия (Измид).

    Военные успехи турок-османов стали возможны благодаря политической борьбе, происходившей в данном регионе между Византией, балканскими государствами, Венецией и Генуей. Очень часто соперничающие стороны стремились заручиться военной поддержкой османов, тем самым в конечном счете облегчая ширившуюся экспансию последних. Военная сила крепнувшего государства турок с особенной наглядностью была продемонстрирована в битве при Варне (1444), решившей, по сути, также и участь Константинополя.


    Битва при Варне — битва между крестоносцами и Османской империей у города Варна (Болгария). Битва стала завершением неудачного крестового похода на Варну венгерского и польского короля Владислава. Исходом битвы стало полное поражение крестоносцев, гибель Владислава и усиление турок на Балканском полуострове. Ослабление позиций христиан на Балканах позволило туркам взять Константинополь (1453).

    Попытки властей империи получить помощь от Запада и заключение с этой целью в 1439 унии с католической Церковью отвергались большинством духовенства и народа Византии. Из философов флорентийскую унию одобрили только поклонники Фомы Аквинского.

    Турецкого усиления боялись все соседи, особенно Генуя и Венеция, имевшие экономические интересы в восточной части Средиземноморья, Венгрия, которая получила на юге, за Дунаем, агрессивно настроенного мощного врага, рыцари-иоанниты, которые опасались потери остатков своих владений на Ближнем Востоке, и папа римский, который надеялся остановить усиление и распространение ислама вместе с турецкой экспансией. Однако в решающий момент потенциальные союзники Византии оказались в плену собственных запутанных проблем.

    Наиболее вероятными союзниками Константинополя были венецианцы. Генуя сохраняла нейтралитет. Венгры ещё не оправились после недавнего поражения. Валахия и сербские государства находились в вассальной зависимости от султана, а сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию.

    Подготовка турок к войне

    Турецкий султан Мехмед II Завоеватель целью своей жизни объявил завоевание Константинополя. В 1451 он заключил выгодный для Византии договор с императором Константином XI, но уже в 1452 нарушил его, захватив крепость Румели-Хиссар на европейском берегу Босфора. XI Палеоло́г обратился к Западу за помощью, в декабре 1452 торжественно подтвердил унию, но это вызвало лишь общее недовольство. Командующий византийским флотом Лука Нотара публично заявил, что «предпочтет, чтобы в Городе господствовала турецкая чалма, нежели папская тиара».

    В начале марта 1453 Мехмед II объявил о наборе армии; всего у него было 150 (по другим данным - 300) тысяч войска, снабженного мощной артиллерией, 86 военных и 350 транспортных кораблей. В Константинополе насчитывалось 4973 жителя, способных держать оружие, около 2 тысяч наемников с Запада и 25 кораблей.

    Османский султан Мехмед II, поклявшийся взять Константинополь, осторожно и тщательно готовился к предстоящей войне, понимая, что ему придётся иметь дело с мощной крепостью, от которой уже не раз отступали армии других завоевателей. Необыкновенные по толщине стены были практически неуязвимы для осадных машин и даже стандартной по тем временам артиллерии.

    Турецкая армия состояла из 100 тысяч солдат, свыше 30 боевых кораблей и около 100 небольших быстроходных судов. Такое количество судов сразу же позволило туркам установить господство в Мраморном море.

    Город Константинополь располагался на полуострове, который образуется Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Городские кварталы, выходившие на берег моря и берег залива, были прикрыты городскими стенами. Особая система укреплений из стен и башен прикрывала город с суши - с запада. За крепостные стены на берегу Мраморного моря греки были относительно спокойны - морское течение здесь было быстрым и не позволяло туркам высаживать десант под стены. Уязвимым местом считался Золотой Рог.



    Греческий флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей. В городе было несколько пушек и значительный запас копий и стрел. Огневого оружия как и солдат для отражения штурма явно не хватало. Всего годных ромейских солдат, не включая союзников, было около 7 тысяч.

    Запад не торопился оказывать помощь Константинополю, лишь Генуя послала на двух галерах 700 солдат во главе с кондотьером Джованни Джустиниани, а Венеция - 2 военных корабля. Братья Константина, правители Мореи Дмитрий и Фома были заняты ссорой между собой. Жители Галаты - экстерриториального квартала генуэзцев на азиатском берегу Босфора - заявили о своем нейтралитете, а в действительности помогали туркам, надеясь сохранить свои привилегии.

    7 апреля 1453 года Мехмед II начал осаду. Султан послал парламентёров с предложением сдаться. В случае сдачи он обещал городскому населению сохранение жизни и имущества. Император Константин ответил, что готов заплатить любую дань, какую в силах будет выдержать Византия, и уступить любые территории, но отказался сдать город. Вместе с тем Константин приказал венецианским морякам промаршировать по городским стенам, демонстрируя, что Венеция является союзником Константинополя. Венецианский флот был одним из сильнейших в Средиземноморском бассейне, и это должно было подействовать на решимость султана. Несмотря на отказ, Мехмед отдал приказ готовиться к штурму. Турецкое войско обладало высоким моральным духом и решимостью, в отличие от ромеев.

    Турецкий флот имел основную стоянку на Босфоре, его главной задачей был прорыв укреплений Золотого Рога, кроме того, корабли должны были блокировать город и не допустить помощи Константинополю со стороны союзников.

    Первоначально успех сопутствовал осажденным. Византийцы перекрыли цепью вход в бухту Золотой Рог, и турецкий флот не мог приблизиться к стенам города. Первые попытки штурма провалились.

    20 апреля 5 судов с защитниками города (4 - генуэзских, 1 - византийский) разбили в бою эскадру из 150 турецких кораблей.


    Но уже 22 апреля турки посуху перевезли 80 судов в Золотой Рог. Попытка защитников сжечь эти суда не удалась, т. к. генуэзцы из Галаты заметили приготовления и сообщили туркам.

    В самом Константинополе царили пораженческие настроения. Джустиниани советовал Константину XI сдать город. Средства на оборону расхищались. Лука Нотара утаивал отпущенные на флот деньги, надеясь откупиться ими от турок.

    29 мая рано утром начался последний штурм Константинополя . Первые атаки были отбиты, но затем раненый Джустиниани покинул город и бежал в Галату. Главные ворота столицы Византии турки смогли взять. Бои шли на улицах города, в сражении пал император Константин XI, и когда турки нашли его израненное тело, ему отрубили голову и водрузили на шест. Три дня в Константинополе шли грабежи и насилия. Турки убивали подряд всех, кого встречали на улицах: мужчин, женщин, детей. Потоки крови стекали по крутым улицам Константинополя с холмов Петры в Золотой Рог.

    Турки врывались в мужские и женские монастыри. Некоторые молодые монахи, предпочитая бесчестью мученическую смерть, бросались в колодцы; монахи же и пожилые монахини следовали древней традиции православной церкви, предписывавшей не оказывать сопротивления.

    Дома жителей также подверглись грабежу один за другим; каждая группа грабивших вывешивала у входа небольшой флажок в знак того, что в доме уже брать нечего. Обитателей домов забирали вместе с их имуществом. Каждого, кто падал от изнеможения, тут же убивали; так же поступали и с многими младенцами.

    В церквах происходили сцены массового надругательства над святынями. Многие распятия, украшенные драгоценностями, выносили из храмов с лихо напяленными на них турецкими тюрбанами.

    В храме Хоры турки оставили нетронутыми мозаики и фрески, но уничтожили икону Богоматери Одигитрии – самое священное ее изображение во всей Византии, исполненное, по преданию, самим святым Лукой. Ее перенесли сюда из церкви Богородицы близ дворца в самомначале осады, чтобы эта святыня, находясь как можно ближе к стенам, вдохновляла их защитников. Турки вытащили икону из оклада и раскололи на четыре части.

    А вот как современники описывают взятие величайшего храма всей Византии – собора св. Софии. «Церковь все еще была заполнена народом. Святая уже закончилась и шла заутреня. Когда снаружи послышался шум, громадные бронзовые двери храма закрыли. Собравшиеся внутри молились о чуде, которое одно только и могло их спасти. Но их молитвы были напрасны. Прошло совсем немного времени, и двери под ударами снаружи рухнули. Молящиеся оказались в западне. Немногочисленные старики и калеки были убиты на месте; большинство же турки связали или приковали друг к другу группами, причем в качестве пут пошли в ход сорванные с женщин платки и шарфы. Многие красивые девушки и юноши, а также богато одетые вельможи были чуть ли не разорваны на части, когда захватившие их солдаты дрались между собой, считая своей добычей. Священники продолжали читать у алтаря молитвы до тех пор, пока также не были схвачены…»

    Сам султан Мехмед II вступил в город лишь 1 июня. С эскортом из отборных отрядов янычарской гвардии, сопровождаемый своими везирами, он медленно проехал по улицам Константинополя. Все вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли оскверненными и разграбленными, дома – необитаемыми, лавки и склады – разбитыми и растасканными. Он въехал на коне в храм Св. Софии, повелел сбить с нее и обратить в самую большую в мире мечеть.


    св. Софии в Константинополе

    Сразу после взятия Константинополя, султан Мехмед II первым делом издал декрет о «предоставлении свободы всем, кто остался в живых», однако многие жители города были перебиты турецкими солдатами, многие стали рабами. Для скорейшего восстановления населения Мехмед приказал перевести в новую столицу все население города Аксарая.

    Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном.

    В последующие годы были заняты последние территории империи (Морея - в 1460).

    Константин XI был последним из императоров ромеев. С его смертью Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства. Бывшая столица Византийской империи, Константинополь, стал столицей Османской империи вплоть до её распада в 1922 году (сначала он назывался Константиние, а затем Истанбул (Стамбул)).

    Большинство европейцев считало, что гибель Византии стала началом конца света, так как только Византия была преемницей Римской империи. Многие современники обвиняли Венецию в падении Константинополя (Венеция тогда имела один из самых мощных флотов). Венецианская республика вела двойную игру, пытаясь, с одной стороны, организовать крестовый поход против турок, а с другой – оградить свои торговые интересы, посылая к султану дружеские посольства.

    Однако нужно понимать, что остальные христианские державы и пальцем не пошевелили, чтобы спасти гибнущую империю. Без помощи остальных государств, если бы даже венецианский флот прибыл вовремя, это позволило бы Константинополю продержаться ещё пару недель, но это только бы продлило агонию.

    Полностью сознавал турецкую опасность и понимал, что в опасности может окажется все западное христианство. Папа Николай V призвал все западные державы сообща предпринять мощный и решительный Крестовый поход и намеревался сам возглавить этот поход. Еще с того момента, как из Константинополя пришло роковое известие, он рассылал свои послания, призывая к активным действиям. 30 сентября 1453 г. Папа Римский разослал всем западным государям буллу с объявлением Крестового похода. Каждому государю предписывалось пролить кровь свою и своих подданных за святое дело, а также выделить на него десятую часть своих доходов. Оба кардинала-грека – Исидор и Виссарион – активно поддерживали его усилия. Виссарион сам написал венецианцам, одновременно обвиняя их и умоляя прекратить войны в Италии и сосредоточить все свои силы на борьбе с антихристом.

    Однако никакого Крестового похода так и не получилось. И хотя государи жадно ловили сообщения о гибели Константинополя, а писатели сочиняли горестные элегии, хотя французский композитор Гильом Дюфэ написал специальную погребальную песнь и ее распевали во всех французских землях, действовать не был готов никто. Король Германии Фридрих III был беден и бессилен, поскольку не обладал действительной властью над германскими князьями; ни с политической, ни с финансовой стороны он не мог участвовать в Крестовом походе. Король Франции Карл VII был занят восстановлением своей страны после долгой и разорительной войны с Англией.

    Турки были где-то далеко; у него же имелись дела поважнее в собственном доме. Англии, которая пострадала от Столетней войны даже больше Франции, турки казались еще более отдаленной проблемой. Король Генрих VI не мог сделать решительно ничего, поскольку он только что лишился рассудка и вся страна погружалась в хаос войн Алой и Белой розы. Больше ни один из королей не проявил своей заинтересованности, за исключением венгерского короля Владислава, который, конечно, имел все основания для беспокойства. Но у него были скверные отношения со своим командующим армией. А без него и без союзников он не мог отважиться на какое-либо предприятие.

    Таким образом, хотя Западная Европа и была потрясена тем, что великий исторический христианский город оказался в руках неверных, никакая папская булла не могла побудить ее к действию. Сам факт, что христианские государства не сумели прийти на помощь Константинополю, показал их явное нежелание воевать за веру, если не затронуты их непосредственные интересы.

    Турки быстро заняли и остальную территорию империи. Первыми пострадали сербы — Сербия стала театром военных действий между турками и венграми. В 1454 году сербы вынуждены были под угрозой применения силы отдать султану часть своей территории. Но уже в 1459 году в руках у турок была вся Сербия, за исключением Белграда, который до 1521 года оставался в руках венгров. Соседнее королевство Босния, турки завоевали 4 года спустя.

    Между тем постепенно исчезали последние остатки греческой независимости. Герцогство Афинское было уничтожено в 1456 году. А в 1461 году пала последняя греческая столица — Трапезунд. Это был конец свободного греческого мира. Правда, какое-то число греков еще оставалось под христианским правлением – на Кипре, на островах Эгейского и Ионического морей и в портовых городах континента, пока удерживаемых Венецией, однако их правители были другой крови и иной формы христианства. Только на юго-востоке Пелопоннеса, в затерянных деревнях Майны, в суровые горные отроги которой не осмеливался проникнуть ни один турок, сохранялось подобие свободы.

    Вскоре все православные территории на Балканах оказались в руках турок. Сербия и Босния были порабощены. В январе 1468 года пала Албания. Молдавия признала свою вассальную зависимость от султана ещё в 1456 году.


    Многие историки в 17-18 вв. считали падение Константинополя ключевым моментом в европейской истории, завершением Средних веков, подобно тому, как падение Рима в 476 - завершением Античности. Другие полагали, что массовое бегство греков в Италию обусловило там Возрождение.

    — наследник Византии

    После гибели Византии Русь осталась единственным свободным православным государством. Руси было одним из самых славных деяний византийской церкви. Теперь же эта дочерняя страна становилась сильнее своей родительницы, и русские отлично это сознавали. Константинополь, как полагали на Руси, пал в наказание за свои грехи, за вероотступничество, согласившись на объединение с западной церковью. Русские яростно отвергли Флорентийскую унию и изгнали ее сторонника – митрополита Исидора, навязанного им греками. И теперь, сохранив незапятнанной свою православную веру, они оказались обладателями единственного уцелевшего из православного мира государства, чья мощь к тому же постоянно возрастала. «Константинополь пал, – писал митрополит Московский в 1458 г., – потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская».

    После брака с племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов великий Московский Иван III объявил себя наследником Византийской империи. Отныне великая миссия сохранения христианства перешла к России. «Христианские империи пали, –писал в 1512 г. монах Филофей своему господину великому князю, или царю, Василию III, – вместо них стоит лишь держава нашего владыки… Два Рима пали, но третий стоит, а четвертому не бывать… Ты – единственный христианский государь в мире, владыка над всеми истинными верными христианами».

    Таким образом, во всем православном мире только русские извлекли некоторую пользу из падения Константинополя; и для православных христиан прежней Византии, стонущих в неволе, сознание того, что в мире все же существует великий, хоть и очень далекий государь одной с ними веры, служило утешением и надеждой, что он защитит их и, быть может, когда-нибудь придет спасти их и вернуть им свободу. Султан-Завоеватель почти не обратил внимания на факт существования России.

    Россия была далеко. У султана Мехмеда были другие заботы куда ближе. Завоевание Константинополя, безусловно, сделало его государство одной из великих держав Европы, и отныне ему предстояло играть соответствующую роль в европейской политике. Он сознавал, что христиане – его враги и ему нужно зорко следить за тем, чтобы они не объединились против него. Султан мог воевать с Венецией или Венгрией, а также, возможно, с теми немногими их союзниками, которых удалось бы собрать папе, но он мог воевать только с одним из них в отдельности. Никто не пришел на помощь Венгрии в роковой битве на Мохачском поле. Никто не послал подкреплений на Родос рыцарям-иоаннитам. Никого не волновала потеря венецианцами Кипра.