Роберт оуэн краткая биография. Роберт Оуэн: педагогические идеи и мысли о воспитании

Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне, Англия. Окончив приходскую школу, работает помощником и приказчиком в магазинах и активно продолжает обучаться самостоятельно. В 1790 году знакомится с известным физиком и химиком Джоном Дальтоном и становится членом литературно-философского общества.

В 1795 году создал хлопкопрядильную фабрику и разработал новые методы обработки хлопка. В 1799 году Оуэн начинает социальный эксперимент в Нью-Ларнаке на бывшей фабрике отца своей супруги Каролины Дейл. Роберт поставил перед собой задачу доказать, что работодатель, который в большей степени заботится о своих наемных рабочих, будет получать значительно больший доход от своего предприятия.

Им разрабатывается система «патроната», согласно которой, чем выше условия, в которых воспитывается и работает человек, тем более совершенной становится его природа. В 1823 году в своих трудах озвучивает теорию о необходимости образования производительных ассоциаций.

В 1825 году Оуэн формирует в американском штате Индиана коммунистическую общину «Новая гармония» на постулатах уравнительного коммунизма. После возвращения через семь лет в Англию пытается образовать «Биржу трудового обмена», работающую без денег, но имеющая поначалу бурный успех, биржа вскоре обанкротилась, и хотя эксперимент не удается, все же имеет большое социально-политическое значение. Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее: профсоюзного.

С 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы. До самой старости сохранял ясность ума и обаяние доброты.

Осенью 1858 года, в возрасте 87 лет, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там и умер 17 ноября 1858 года.

Основные труды Роберта Оуэна

Список произведений

Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

Книга о новом нравственном мире (1842-44)

Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

«Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).

Оуэн Роберт. Избранные сочинения в двух томах. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Роберт Оуэн — английский предприниматель и экономист, философ, педагог, реформатор, приверженец утопического социализма.

Годы жизни: 1771 — 1858

Деятельность Роберта Оуэна в Англии

Оуэн родился в 1771 году в небольшом городке Южной Англии в семье ремесленника. Детство было недолгим. С десяти лет ему пришлось работать приказчиком в магазинах Стамфорда, Лондона, Манчестера. Оуэн работает и учится. В двадцать лет он уже управляющий на манчестерской текстильной фабрике, а через три-четыре года - один из известнейших, признанных знатоков бумагопрядильного дела. В 1800 году он становится управляющим и совладельцем крупной фабрики в шотландском городе Нью-Ланарке. Впереди открывалась блестящая карьера: «человек из народа» имел все шансы стать в ряды «элиты» - не по титулу, так по сумме текущего счета. Но у Оуэна были другие планы. Он мечтал - ни много ни мало! - о переустройстве общества на разумных началах. И первым примером тому должен стать Нью-Ланарк. Оуэн улучшает условия труда, сокращает рабочий день на три с половиной часа, уничтожает систему штрафов и наказаний. И создает школы. Для него это было самым главным. В той системе воззрений, которая сложилась у тридцатилетнего фабриканта, определяющим был тезис: люди не виновны в том, что они невежественны, или жестоки, или скупы; они - продукт общества, продукт воспитания. Измените условия - и все будет по-другому.

Изменить воспитание - во всяком случае, в пределах Нью-Ланарка - Оуэн мог. Через несколько лет питомцы «Нового института» по своему умственному развитию и физическому совершенству могли бы поспорить с воспитанниками любой аристократической школы. Но изменить общество… Когда Оуэн призвал своих «коллег»-фабрикантов последовать его примеру, те чуть ли не высмеяли его. Он попробовал обратиться к парламенту - там не захотели его даже выслушать. Когда же он перешел к прямой пропаганде общественного переустройства, настороженное восхищение, которое вызывали у официальной Англии опыты в Ныю-Ланарке, немедленно сменилось насмешками и проклятиями,

«Пока его деятельность была простой филантропией, - писал Ф. Энгельс, - она доставляла ему богатство, всеобщее одобрение, почет и славу. Он был популярнейшим человеком в Европе… Но лишь он выступил со своими коммунистическими теориями, как обстановка изменилась. Три великих препятствия заграждали, по его мнению, путь к общественным реформам: частная собственность, религия и существующая форма брака. Начиная борьбу с этими препятствиями, он знал, что ему предстоит стать отверженным в среде официального общества и лишиться своего общественного положения. Но эти соображения ни на волос не убавили энергии его беспощадного нападения.

Произошло то, что он предвидел: его изгнали из официального общества; игнорируемый прессой, обедневший… он обратился прямо к рабочему классу и трудился в его среде еще тридцать лет».

За долгие годы (Оуэн умер 17 ноября 1858 года в возрасте восьмидесяти семи лет) многое менялось в его жизни, в его воззрениях. Но интерес к вопросам воспитания оставался неизменным. И к педагогическим работам Оуэна вполне применимы слова Энгельса, характеризующие всю деятельность трех великих социалистов-утопистов: они «…гениально предвосхитили бесчисленное множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно».

Педагогические идеи Роберта Оуэна

Из «Лекций о рациональной системе устройства общества»:

…Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей -таково могущество воспитания.

Термин «воспитание» употребляется весьма часто, но понимается весьма различно. Под воспитанием автор понимает культивирование и упражнение всех способностей нашей природы посредством всех обстоятельств, включая и лиц, которые окружают индивидуума, начиная от его зарождения в утробе матери и до его смертного часа, ибо все эти обстоятельства оказывают свое влияние на формирование характера каждого человеческого существа.

С этой точки зрения каждый человеческий ребенок подвергается воспитанию, и самый ничтожный бедняк, равно как и самый могущественный властелин, получает воспитание от случайных внешних обстоятельств, которые, таким образом, повлияли и на того и на другого. И главное различие между властелином и нищим возникает под влиянием этих многоразличных обстоятельств. Ибо человек всегда был, есть и всегда будет в значительной мере созданием обстоятельств, тех вышеупомянутых обстоятельств, которые влияют как на зародыш, так и на индивидуум после его рождения.

То, что кажется не подлежащим действию этого мирового закона природы, есть ядро человека, или та чудесная смесь качеств, которая в малом ядре содержит в себе семя всех человеческих свойств.

…Можно думать, согласно тому опыту, какой мы имеем из наблюдений над жизнью и развитием животных, что, окружив родоначальников будущих поколений более возвышенными обстоятельствами, способствующими развитию и распространению лучших человеческих качеств (качеств ума, поведения, характера и внешности), человечество постепенно добьется безграничного улучшения в ребенке после его рождения, а может быть, и самого ядра человеческой природы; и что, благодаря этому, следующие поколения людей в каком-то отдаленном будущем окажутся настолько выше современных - физически, умственно, морально и практически, -- что их едва можно будет признать принадлежащими к тому же самому виду…

…Правдивость наиболее естественна для детей; и если бы их никогда не учили неправде, они никогда бы не помышляли выражать ее в мыслях, в словах или в поступках. Но при обучении, которое они получают теперь, лживость внедряется в них раньше, чем они достигли двух месяцев; ибо никто, кажется, не представляет себе, какое раннее влияние на детский ум оказывает неправильное обхождение. Знания, которые им будут давать, должны быть теми знаниями, которые представляют для них наибольшую ценность и которые они могут ясно и точно понять. Им никогда не будут говорить о таинственном или о чем-нибудь, чего их ум понять не может. Им не будут говорить даже об обыкновенных предметах, пока они не прошли через их опыт; ибо пустые звуки или названия никогда не могут вызвать в уме ребенка верных идей.

Их будут обучать при помощи безыскусственных бесед и изучения предметов, для того чтобы они могли понять их качества и их употребление; или, если нельзя получить самые предметы, будут применять лучшие, какие только можно найти, модели, рисунки или картины. Наглядное изучение природы должно быть нашей системой.

Детям будет разрешаться и их будут поощрять задавать вопросы и им никогда не будет отказано в таком ответе, который может быть понятен их молодым умам; или, если они не могут понять нужное объяснение, им будут говорить, что их умы еще слишком нежны и неопытны, чтобы понять этот вопрос; но никогда каким бы то ни было образом не должно применять к ним какой бы то ни было вид обмана.

Страх никогда не будет применяться при воспитании. Страх умаляет, а не стимулирует способности ума и уничтожает многие из высших и тончайших дарований; и только тогда, когда ум совершенно освобожден от всякого рода страха, его способности могут находиться в наилучшем состоянии для того, чтобы получать знания и усовершенствоваться…

Дети, обученные так, как я объяснил, всегда поражали меня широтой полученных ими знаний и быстротой продвижения в приобретении их.

Из «Книги нового нравственного мира»:

…Человек всегда был, есть и будет в значительной степени созданием внешних обстоятельств, окружающих его. Помещайте его постоянно в низменную, порочную среду - и он, с некоторыми небольшими вариациями, сам сделается низменным и порочным. Поместите его среди обстоятельств возвышенных и подлинно доброкачественных - и точно так же, с некоторыми небольшими вариациями, проистекающими от природных индивидуальных качеств, он сделается возвышенным и добрым. Напрасно обсуждать подробности воспитательной системы, пока не будет создан общий абрис внешних разумных обстоятельств. Для того чтобы разумно воспитывать, мужчины и женщины сами должны предварительно обучиться в образцовых учреждениях, чтобы приобрести внешность, речь, манеры и поведение и особенно дух, необходимые для формирования и обучения детей, с тем чтобы они стали разумными в зрелые годы. Эти воспитатели должны, прежде чем учить других, сами научиться понимать причину лживости, проглядывающей во взглядах, словах и манерах каждого индивидуума, и способы, какими эта причина может быть устранена навсегда из человеческого общества… Эти учителя подрастающих поколений… сами должны предварительно быть обучены тому, как наполнять душу каждого ученика неподдельным милосердием и искренней добротой по отношению к человеческому роду… Эти учителя должны овладеть неведомым доныне языком правды без vверток и уметь сделать его привычным языком своих учеников… Эти воспитатели должны понимать причину каждого злого поступка… и научать своих воспитанников с ранних лет также понимать эти причины и преодолевать их в своем повседневном общении друг с другом. То же надо сказать о причинах гордости, тщеславия и обмана, которые… являются неизбежными следствиями непонимания человеческой природы, разрушительного влияния на нее похвал и порицаний, наград и наказаний и всех неразумных чувств и понятий, проистекающих из этих мер.

Но позволительно спросить о том, где могут быть приобретены детьми эти разумные привычки? Не в четырех стенах пустого здания, где царит формализм и откуда изгнана природа; но в детской, на площадке для игр, на поле, в саду, в мастерских, на фабриках, в музеях и в классах, где эти чувства будут культивироваться воспитателями и передаваться ученикам, где факты, собранные из всех перечисленных источников, будут собираться, истолковываться, обсуждаться, становиться ясными для всех и показанными в связи с их прямым приложением к практике во всех видах трудовой деятельности людей; с тем, чтобы каждый мальчик и каждая девочка, еще не достигнув 12 лет, имели четкое представление об основах человеческих познаний к их пределах, а также о разделах производящей промышленности и распределении богатств; и не только об общих принципах и путях производства и распределения богатств наилучшим образом, но и о необходимости того и другого и о причинах, почему они так, а не иначе производятся и распределяются в разумно организованном обществе всеми членами его в определенный период их жизни и в целях распределения богатств между всеми членами общества к их выгоде.

Необходимо также, чтобы они были знакомы с наукой об образовании человеческого характера,- с тем, как их собственный был сформирован на основе определенных принципов и практики, и с тем, как в продолжение своей последующей жизни они должны принимать участие в формировании физического, умственного, нравственного и практического характера своих младших друзей и товарищей… чтобы, сверх того, они имели ясное представление о принципах и практике разумного управления и понимали бы причины необходимости и приемы применения такого управления.

Короче говоря, детей должно будет так воспитывать и обучать, чтобы они хорошо ознакомливались в общем и во многих деталях со всеми сторонами общественной жизни, знали бы историю человечества, основы естествознания и то, как им самим действовать в человеческом обществе для того, чтобы самим быть счастливыми, завоевывать счастье для своих собратий и для всего живого на земле.

И это, на первый взгляд слишком сложное, воспитание совершенно незаметно будет воздействовать на сознание и поведение всех, без какого-либо насилия над физической или умственной сторонами человека, но с большой радостью для учителей и учащихся, - так как все воспитание будет в согласии с природой, в то время как в прошлом и теперь все делается вопреки природе…

То воспитание, которое здесь описано, подготовит наступление давно обещанного золотого века, с тою разницей, что то счастье, какое оно даст всем, будет существовать и увеличиваться с ростом знания, пока будет существовать мир.

Из сборника «Новое существование человека на земле»:

…Воспитание в том смысле, как я его понимаю, составляет самую существенную часть излагаемой мною системы. Однако широкая публика имеет самое слабое представление о науке воспитания, которая, как мне кажется, действительно находится сейчас на самой начальной ступени своего развития.

…Но сначала нужно преодолеть некоторые предрассудки и ошибки, преграждающие путь к этим преобразованиям. Родители не должны стремиться к созданию для своих детей каких-либо преимуществ в сравнении с чужими детьми. Совершенно одинаковые условия должны существовать для всех, ни один ребенок не должен чувствовать ни атома пристрастия, не должно быть и намека на индивидуальные награды. С другой стороны, ребенок по вашему взгляду, слову или обращению с ним не должен чувствовать ни малейшего намека на желание его обидеть или на неприязненное к нему отношение, наоборот, он должен быть уверен, что те, на попечение которых он отдан, чувствуют искреннее желание делать ему только добро, которым он будет наслаждаться вместе со своими товарищами.

Предлагаемые вам преобразования максимально приспособлены для осуществления указанных взглядов. Родители, получив соответствующую подготовку, будут сами давать первоначальное воспитание своим малюткам; но для блага родителей и детей необходимо, чтобы с известного возраста все дети поселка были поставлены в одинаковые условия жизни и воспитания, чтобы они действительно могли стать детьми как бы одной семьи, любящими друг друга, как братья и сестры. Бесполезно внушать детям подобные стремления, если не поставить их в условия, которые дали бы им возможность их осуществить. Дети поэтому с раннего возраста будут объединены во всем своем времяпрепровождений и занятиях.

…Здоровый ребенок, т. е. имеющий неповрежденную конституцию, не испорченный плохим воспитанием, будет всегда стремиться к знанию и развитию, какие мы ему в состоянии дать, потому что детство является периодом обостренной любознательности, периодом, когда всякое явление окружающего мира обладает интересом новизны, вследствие чего ребенок с особенным рвением готов рассматривать всякий предмет, представляющийся его чувствам. Только такой способ изучения вещей соответствует природе. Ребенок будет избегать предписания искусственной системы, а если ему будут насильственно ее навязывать, то результатом будет повреждение его интеллекта и сферы его чувств.

Поэтому если мы не в состоянии привлечь его внимание к предметам, которыми мы стремимся его заинтересовать, то мы можем с уверенностью заключить, что причина этого лежит в самом предмете или в способе нашего преподавания, и вместо того чтобы порицать или наказывать ребенка за то, что он не воспринимает преподаваемого ему предмета, мы должны изменить или исправить наши планы обучения.

Опыт меня всецело убедил, что, если мы поступаем согласно этим принципам, давая детям знание фактов, начиная с самых простых и наиболее приятных им для ознакомления, переходя постепенно по мере развития их ума к другим, более сложным, они могут в раннем возрасте быть ознакомлены со всеми теми общими фактами, от которых берет начало вся современная наука. Получив образование и воспитание при условиях, столь благоприятных для их нравственного и умственного развития и для их здоровья и счастья, они избегнут опасности впасть в прискорбное заблуждение о сущности человеческой природы - заблуждение, являющееся причиной всякого немилосердия в мыслях и всякой неприязни, столкновений и зла на практике.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.


Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в.,

что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.

Подготовила

Гурченкова Анна

Основные взгляды Роберта Оуэна

Роберт Оуэн (1771 - 1858) – утопист, социалист, социальный реформатор 19 в.

Работая на предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.

Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенное разделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получение прибыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них.

Выступив с критикой капитализма, характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы» 1 . Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам…»), 2 религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает как нечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения, создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми» 3 .

Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения. «Широкое распространение промышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства и руководства» 4 . Новое общество должно было, по мнению автора, открыть людям те притягательные качества, которыми их наделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.

Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей. Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным создание хорошего общества и вообще его существование. Сущность «хорошего общества» заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости» 5 .

«Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды» 6 .

Новое общество должно быть построено на принципах равенства и справедливости. Отмена частной собственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех» 7 . Не будет расслоения на бедных и богатых, все будут равны, сразу исчезнут неравные браки и браки по расчету, не будет и испорченных детей. Вообще брак, Оуэн считал порождением частной собственности и был убежден, что в новом обществе «взамен [браку, союзу двух людей] должны возникнуть научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой» 8 . «Такое объединенное семейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизненных делах» 9 .

Создание новой социальной среды – основная идея Оуэна. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. «Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным» 10 . Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. «Духовенство прежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и для принуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняет поведение и говорит, что «люди греховны по своей природе» 11 .

Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства: «…эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода, и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода, как воздух» 12

Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. «» Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.

Орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.

Сколько часов труда будет затрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель, когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет дать потребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.

Прибыль, деньги и денежные отношения идут рука об руку с частной собственностью, которую Оуэн также критикует. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности» 13 .

В своем обращении к профессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая «приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» 14 . Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни» 15 .Начать нужно именно с правительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.

Такова простая сила истины» 16

1 Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

2 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

3 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

4 Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

5 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

6 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

8 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

9 Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

10 Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

(1771-1858)- один из великих социалистов-утопистов XIX в. С 1800 по 1829 г. управлял крупным фабричным предприятием в Ныо-Лэпаркс (Шотландия). Оуэн сократил рабочий день на фабрике до 10 1/2 часов, в то время как на других предприятиях продолжительность его доходила до 13-14 часов, улучшил условия труда и быт рабочих, создал образцовую школу для их детей, организовал детские ясли и сад. В своём первом труде, «Новый взгляд на общество или опыт об образовании характера» (1813-1814), Оуэн изложил ньюлэнаркский опыт и принципы, которыми руководствовался в своей деятельности.

В дальнейшем Оуэн от филантропических идей перешёл к коммунизму. Переход к коммунизму явился поворотным пунктом в жизни Оуэна. Уверенный в правоте своих идей и их практической осуществимости, Оуэн отправился в Америку и там организовал коммунистическую колонию «Новая гармония». Но, потерпев неудачу, вернулся в Англию, где принял активное участие в рабочем профессиональном и кооперативном движении, от которого впоследствии отошёл. После этого его учение полностью приобрело сектантский характер. Оуэн скончался 87 лет от роду. Пропагандистская и просветительная деятельность Оуэна имела в 30-40-х годах XIX в. положительное значение. Он много сделал для просвещения рабочих. Оценивая долголетнюю деятельность Оуэна, Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

По своим социологическим воззрениям Оуэн примыкал к французским материалистам XVIII в. Человек есть продукт обстоятельств, и его характер создаётся помимо его воли и независимо от него, утверждал Оуэн.

Во всех пороках и недостатках людей повинны не сами люди, а тот общественный строй, в котором они живут. Преступления людей «суть преступления самого общества, а не той или иной отдельной личности, которую с вопиющей несправедливостью наказывают за невежество и заблуждения общественной среды». Измените условия общественной жизни, улучшите общественный строй, тогда изменятся и нравы людей,- таков вывод Оуэна, сделанный им вслед за философами XVIII в. Но, тогда как французские материалисты наилучшим считали общество частной собственности и буржуазных свобод, Оуэн считал буржуазное общество столь же несовершенным, как и феодальный общественный строй. Только социалистическое общество - совершенное общество, писал Оуэн. Он выступал против учения буржуазных экономистов, доказывавших естественность и разумность капиталистического строя. Буржуазное общество он считал преходящим. В отличие от французских философов, добивавшихся только уничтожения сословных привилегий, Оуэн стремился к уничтожению классовых противоречий и установлению социального равенства между людьми.

Он подверг резкой критике существенные черты капиталистического строя: частную собственность, классовое строение.общества, разделение труда, господство конкуренции, растущее обнищание рабочих и т. д. «Какое безумие,-с негодованием восклицал Оуэн,- что эта огромная сила так плохо направлена при существующей неразумной социальной системе, что она производит нищету и преступления вместо богатств и добродетели!» В этом противоречии Оуэн видел одно из самых больших зол современного ему общественного строя. Но, как и все утописты-социалисты, Оуэн основную причину общественного зла видел не в капиталистическом способе производства, а в невежестве людей, в непонимании ими собственной природы. Соответственно с этим он считал, что общественные противоречия будут устранены путём распространения знания, внедрения истины.

Разумное, социалистическое общество возникнет не из борьбы, а явится в результате познания истины. Оуэн идеалистически рассматривал историю как постепенный прогресс в человеческом познании. Мечтая о новом, социалистическом строе, ячейкой которого должна была явиться небольшая община, Оуэн решительно отвергал революционную борьбу пролетариата. Социалистическое преобразование общественных отношений, по его мнению, не может быть произведено путём насильственной революции. "Как и другие социалисты-утописты, Оуэн не понимал исторической роли рабочего класса. Он возлагал надежды на инициативу правящих классов и правительств, тщетно обращаясь к их содействию в установлении разумного общественного строя. Оуэн обращался со своими проектами к Николаю I, к королю Франции и т. д.

Существенные недостатки уэповского социализма, как это отмечал Энгельс, - это его терпимость к буржуазии, абстрактность его принципов, непонимание законов.исторического развития. Английские социалисты, пишет Энгельс, «вполне смирны и миролюбивы», считают «озлобление» рабочих против буржуа «неплодотворным и проповедуют им филантропию и всеобщую любовь». Тем не менее исторические заслуги Оуэна велики. Наряду с учениями