Самое лучшее произведение державина русский поэт. Великий преобразователь русской поэзии Г.Р

Гавриил Романович Державин, биография которого представлена ниже, - поэт, переводчик, драматург и... губернатор. Годы его жизни - 1743-1816. Прочитав эту статью, вы узнаете обо всех этих сторонах деятельности такого разносторонне одаренного человека, как Гавриил Романович Державин. Биография его будет дополнена и многими другими интересными фактами.

Происхождение

Гавриил Романович родился под Казанью в 1743 году. Здесь, в селе Кармачи, находилось родовое имение его семьи. В нем прошло детство будущего поэта. Семья Державина Гавриила Романовича была небогатой, дворянского рода. Гавриил Романович рано потерял отца, Романа Николаевича, служившего майором. Матерью его была Фекла Андреевна (девичья фамилия - Козлова). Интересно, что Державин является потомком Багрима, татарского мурзы, который выселился из Большой Орды в 15 веке.

Обучение в гимназии, служба в полку

В 1757 году поступил в Казанскую гимназию Гавриил Романович Державин. Биография его уже в это время отмечена усердием и стремлением к знаниям. Он хорошо учился, однако закончить обучение не удалось. Дело в том, что в феврале 1762 г. будущего поэта вызвали в Петербург. Он был определен в Державин начал службу рядовым солдатом. Он провел в своем полку 10 лет, а с 1772 года занимал должность офицера. Известно, что Державин в 1773-74 гг. принимал участие в подавлении а также в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина II взошла на престол.

Общественная и литературная известность

Общественная и литературная известность к Гавриилу Романовичу пришла в 1782 году. Именно тогда появилась его знаменитая ода "Фелица", восхвалявшая императрицу. Державин, горячий от природы, нередко из-за своей несдержанности имел сложности в жизни. Кроме того, у него наблюдалось нетерпение и усердие к работе, не всегда приветствовавшееся.

Державин становится губернатором Олонецкой губернии

По указу императрицы в 1773 году была создана Олонецкая провинция. Она состояла из одной округи и двух уездов. В 1776 году было сформировано Новгородское наместничество, в состав которого входили две области - Олонецкая и Новгородская. Первым губернатором Олонецкой стал Гавриил Романович Державин. Биография его на долгие годы будет связана с административной деятельностью в этой ответственной должности. На нее по закону возлагался весьма обширный круг обязанностей. Гавриил Романович должен был наблюдать за тем, как исполняются законы и как ведут себя остальные должностные лица. Для Державина, однако, это не представляло больших трудностей. Он считал, что только от добросовестного отношения каждого к своему делу и соблюдения чиновниками законодательства зависит наведение порядка в суде и местном управлении.

Подведомственные учреждения уже через месяц после основания губернии были осведомлены о том, что все лица, состоящие на службе государства и нарушившие закон, будут строго наказываться, вплоть до лишения чина или места. Неуклонно пытался навести порядок в своей губернии Державин Гавриил Романович. Годы жизни его в это время отмечены Однако это привело только к конфликтам и разногласиям с элитой.

Губернаторство в Тамбовской губернии

Екатерина II в декабре 1785 г. издала указ о назначении Державина на должность губернатора теперь уже Тамбовской губернии. Он прибыл туда 1786 года.

В Тамбове Гавриил Романович нашел губернию в полном расстройстве. Четыре главы сменилось за 6 лет ее существования. В делах царил беспорядок, не были определены границы губернии. Огромных размеров достигли недоимки. Остро ощущался недостаток образования общества в целом, а в особенности дворянства.

Гавриил Романович открыл для юношества классы арифметики, грамматики, геометрии, вокала и танцев. Духовная семинария и гарнизонная школа давали очень плохие знания. Гавриил Державин решил открыть в доме Ионы Бородина, местного купца, народное училище. Театрализованные представления давались в доме губернатора, а вскоре начали строить театр. Очень многое для Тамбовской губернии сделал Державин, мы не будем все это перечислять. Деятельность его заложила фундамент для развития этого региона.

Сенаторы Нарышкин и Воронцов приезжали для ревизии дел в Тамбовской губернии. Столь очевидным было улучшение, что Державин в сентябре 1787 года был удостоен почетной награды - ордена Владимира третьей степени.

Как был отстранен от должности Державин

Однако прогрессивная деятельность Гавриила Романовича на этом посту столкнулась с интересами местных дворян и помещиков. Кроме того, И.В. Гудович, генерал-губернатор, становился во всех конфликтах на сторону приближенных, которые покрывали, в свою очередь, местных мошенников и воров.

Державин предпринял попытку наказать Дулова, помещика, который приказал избить за мелкую провинность пастушонка. Однако эта попытка не удалась, а неприязнь к губернатору со стороны провинциальных помещиков окрепла. Тщетными оказались и действия Гавриила Романовича по пресечению воровства местного купца Бородина, который обманул казну, поставляя для строительства кирпичи, а затем на невыгодных для государства условиях получил винный откуп.

Все увеличивался поток клеветы, жалоб, рапортов на Державина. В январе 1789 года он был отстранен от своей должности. Большую пользу губернии принесла его недолгая деятельность.

Возвращение в столицу, административная деятельность

В этом же году Державин вернулся в столицу. Он занимал здесь различные административные должности. В это же время Гавриил Романович продолжал заниматься литературой, создавая оды (подробнее о его творчестве мы расскажем чуть позже).

Державин был назначен государственным казначеем при Павле I. Однако он не поладил с этим правителем, поскольку по привычке, сформировавшейся у него, Гавриил Романович в своих докладах нередко ругался и грубил. Александр I, сменивший Павла, также не оставил без внимания Державина, сделав его министром юстиции. Однако через год поэт был освобожден от должности, поскольку он служил "слишком ревностно". В 1809 году Гавриил Романович был отстранен со всех административных постов уже окончательно.

Творчество Державина

Русская поэзия до Гавриила Романовича была достаточно условной. Державин сильно расширил ее темы. Теперь в поэзии появились разнообразные произведения, от торжественной оды до простой песни. Также впервые в отечественной лирике возник образ автора, то есть личность самого поэта. Державин считал, что в основе искусства обязательно должна быть высокая истина. Разъяснить ее способен только поэт. При этом искусство может быть подражанием природы лишь тогда, когда возможно приблизиться к постижению мира, к исправлению нравов людей и к их изучению. Державин считается продолжателем традиций Сумарокова и Ломоносова. Он развивал в своем творчестве традиции русского классицизма.

Предназначение поэта для Державина - порицание дурных поступков и прославление великих. Например, в оде "Фелица" Гавриил Романович прославляет просвещенную монархию в лице Екатерины II. Справедливая, умная императрица противопоставляется в этом произведении корыстным и алчным придворным вельможам.

На свой талант, на свою поэзию Державин смотрел как на орудие, данное поэту свыше для победы в политических битвах. Гавриил Романович даже составил "ключ" к своим произведениям - подробный комментарий, в котором сказано, какие события привели к появлению того или иного из них.

Имение Званка и первый том сочинений

Державин в 1797 году купил имение Званка и проводил в нем ежегодно несколько месяцев. Уже в следующем году появился первый том сочинений Гавриила Романовича. В него вошли стихи, обессмертившие его имя: "На смерть кн. Мещерского", "На рождение порфирородного отрока", оды "На "Бог", "Водопад", "Вельможа", "Снегирь".

Драматургия Державина, участие в литературном кружке

Выйдя в отставку, почти полностью посвятил свою жизнь драматургии Державин Гавриил Романович. Творчество его в этом направлении связано с созданием нескольких либретто опер, а также следующих трагедий: "Темный", "Евпраксия", "Ирод и Мариамна". С 1807 года поэт принимал активное участие в деятельности литературного кружка, из которого позднее образовалось общество, получившее большую известность. Называлось оно "Беседа любителей русского слова". В своей работе "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" обобщил свой литературный опыт Державин Гавриил Романович. Творчество его сильно повлияло на развитие художественной словесности в нашей стране. Многие поэты ориентировались на него.

Смерть Державина и судьба его останков

Итак, мы рассказали вам о таком великом человеке, как Гавриил Романович Державин. Биография, интересные факты о нем, творческое наследие - все это было освещено в данной статье. Осталось рассказать лишь о кончине Державина и о дальнейшей судьбе его останков, которая была непростой. Только после этого можно считать, что была представлена биография полная Державина Гавриила Романовича, хотя и кратко изложенная.

Державин умер в своем имении Званка в 1816 году. Гроб с его телом был отправлен по Волхову на барже. Поэт обрел свое последнее пристанище в Спасо-Преображенском соборе возле Великого Новгорода. Этот собор находился на территории Варлаамо-Хутынского монастыря. Здесь же была похоронена и жена Державина Гавриила Романовича, Дарья Алексеевна.

Монастырь был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Могила Державина также пострадала. Перезахоронение останков Гавриилы Романовича и Дарьи Алексеевны состоялось в 1959 году. Они были перенесены в Новгородский Детинец. В связи с 250-летием Державина в 1993 году останки поэта были возвращены в Варлаамо-Хутынский монастырь.

В школах не случайно и по сей день проходят такого поэта, как Державин Гавриил Романович. Биография и творчество его важны не только с художественной, но и с воспитательной точки зрения. Ведь истины, которые проповедовал Державин, вечны.

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.

русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник

Гавриил Державин

Краткая биография

Русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине II . В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» - дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия . Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность - не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. - министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина , когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.

Биография из Википедии

По семейному преданию, Державины и Нарбековы происходили от одного из татарских родов. Некий Багрим-мурза выехал в Москву из Большой Орды и после крещения поступил на службу великого князя Василия Васильевича.

Гавриил Романович родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провел детство. Мать - Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Отца, секунд-майора Романа Николаевича, Гаврила Романович лишился в раннем возрасте.

С 1762 года служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку, в составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол Екатерина II.

С 1772 года служил в полку в офицерской должности, в 1773-1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году.

В 1777 году, по выходе в отставку, началась гражданская служба статского советника Г. Р. Державина в Правительствующем Сенате.

Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В мае 1784 года был назначен правителем Олонецкого наместничества. Прибыв в Петрозаводск организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение - городскую больницу. Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Г. Р. Державин показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края. Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».

В 1786-1788 годах служит правителем Тамбовского наместничества. Проявил себя просвещённым руководителем, оставил значительный след в истории края. При Державине были открыты несколько народных училищ, театр, типография (где в 1788 году печаталась первая в Российской империи провинциальная газета "Тамбовские известия"), составлен план Тамбова, наведён порядок в делопроизводстве, было положено начало сиротскому дому, богадельне и больнице.

В 1791-1793 годах - кабинет-секретарь Екатерины II.

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.

С 1795 года по 1796 год - президент Коммерц-коллегии.

В 1802-1803 годах - министр юстиции Российской империи.

Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Гавриил Романович дружил с князем С. Ф. Голицыным и посещал усадьбу Голицыных в Зубриловке. В известном стихотворении «Осень во время осады Очакова» (1788) Державин призывал друга побыстрей взять турецкую крепость и вернуться к семье:

И ты спеши скорей, Голицын!
Принесть в твой дом с оливой лавр.
‎Твоя супруга златовласа,
Пленира сердцем и лицом,
Давно желанного ждет гласа,
Когда ты к ней приедешь в дом;
Когда с горячностью обнимешь
Ты семерых твоих сынов,
На матерь нежны взоры вскинешь
И в радости не сыщешь слов.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов («уволен от всех дел»).

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью.

Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка.

Семья

В начале 1778 года Гавриил Романович женился на 16-летней Екатерине Яковлевне Бастидон (увековеченной им как Пленира ), дочери бывшего камердинера Петра III португальца Бастидона.

В 1794 году на 34-м году жизни она скоропостижно скончалась. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Через полгода Г. Р. Державин женился на Дарье Алексеевне Дьяковой (воспета им как Милена ).

Детей Державин не имел ни от первого, ни от второго брака. В 1800 году, по смерти своего друга, Петра Гавриловича Лазарева, принимает на попечение детей его, в числе которых был и Михаил Петрович Лазарев - выдающийся адмирал, открыватель Антарктиды, губернатор Севастополя.

Кроме того, в доме воспитывались осиротевшие племянницы Дарьи Дьяковой - дети ее сестры Марии и поэта Николая Львова: Елизавета, Вера и Прасковья. Дневник Прасковьи содержит интересные подробности о семье Державина.

Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна (умерла в 1842 году) похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. .

Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков Г. Р. Державина и его жены в Новгородский кремль.

В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения Г. Р. Державина, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Награды

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Экзамен в Императорском лицее на картине И. Е. Репина

  • Орден Святого Александра Невского;
  • Орден Святого Владимира 3-й степени;
  • Орден Святого Владимира 2-й степени.
  • Орден святой Анны 1-й степени
  • Орден Святого Иоанна Иерусалимского командорский крест

Творчество

Творчество Г. Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова.

Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл? - безвестен:
А сам собой я быть не мог.
Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину :

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдём войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало:

Р ека времён в своём стремленьи
У носит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Н ароды, царства и царей.
А если что и остаётся
Ч рез звуки лиры и трубы,
Т о вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

Как отмечает проф. Андрей Зорин, заслуга нового прочтения и нового открытия Державина принадлежит «серебряному веку» - читатели второй половины XIX столетия относились к его творчеству как к давно устаревшему преданию миновавших лет.

Отношение к изобразительному искусству

Картинность является одной из главных особенностей поэзии Державина, которую называли "говорящей живописью". Как писала Е. Я. Данько, "Державин обладал необыкновенным даром проникаться замыслом живописца и в плане этого замысла создавать свои поэтические образы, более совершенные, чем их первоисточники". В 1788 году в Тамбове у Державина имелось собрание из 40 гравюр, в числе которых 13 листов были исполнены по оригиналам Анжелики Кауфман и 11 листов по оригиналам Бенджамина Веста. Державин попал под обаяние изящного, часто сентиментального неоклассицизма Кауфман, выразив свое отношение к художнице в стихотворении "К Анжелике Кауфман" (1795):

Живописица преславна,
Кауфман! Подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувтво, вкус...

Присутствие репродуцированных картин Бенджамина Веста объясняется интересом Державина к истории. Вест, получивший от Георга III официальный титул "исторический живописец его величества", был одним из первых живописцев, специализировавшихся на историческом жанре. Из 40 гравюр, собранных Державиным, 12 изображали обстоятельства, связанные с гибелью прославленных героев и героинь прошлого. Еще 13 показывали остродраматические моменты из древней истории и мифологии. Были у Державина и две работы русского художника Гаврилы Скородумова - "Клеопатра" и "Артемисия".

Увековечение памяти

  • Имя Г. Р. Державина присвоено Тамбовскому государственному университету.
  • Единственная площадь в Лаишево (Татарстан) называется Державинской.
  • Одна из улиц Тамбова носит название Державинской в честь Г. Р. Державина.
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Г. Р. Державина.
  • Памятная стела на родине поэта в селе Державино (Сокуры).
  • Памятник в Казани, существовавший в 1846-1932 годах и воссозданный в 2003 году.
  • Памятник на Державинской площади в Лаишево.
  • Памятник в Тамбове.
  • Памятник, мемориальная доска, улица и лицей в Петрозаводске.
  • Мемориальный знак в Званке (ныне на территории Чудовского района Новгородской области на берегу р. Волхов).
  • Музей-усадьба Г. Р. Державина и русской словесности его времени (наб. реки Фонтанки, д. 118). Памятник в Санкт-Петербурге.
  • В Лаишево краеведческий музей носит имя поэта, которому посвящена большая часть экспозиции музея.
  • В Лаишево ежегодно проводятся: праздник Державина (с 2000 г.), Державинские чтения с вручением республиканской литературной премии имени Державина (с 2002 г.), всероссийский литературный Державинский фестиваль (с 2010 г.).
  • Лаишевский район часто неофициально именуется Державинским краем .
  • В честь Державина назван кратер на Меркурии.
  • В 2003 году Тамбовская областная дума присвоила Державину звание почётного гражданина Тамбовской области.
  • В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Татарстана Рустам Минниханов приняли участие в церемонии открытия памятника русскому поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину на его малой родине под Казанью (село Каипы), в день 200-летия со дня смерти поэта.

Памятник Олонецкому губернатору Г. Р. Державину в Губернаторском парке Петрозаводска (проект скульптора Вальтера Сойни).

Памятник Гавриле Державину у входа в Лядской сад Казани.

Г. Р. Державин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Библиография

  • Державин Г. Сочинения. Ч.1. М., 1798.
  • Державин Гаврила Романович «Духовные оды» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 1. 1864» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 2. 1865» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 3. 1866» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 4. 1867» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 5. 1869» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 6. 1871» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 7. 1872» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 8. Жизнь Державина. 1880» Библиотека ImWerden
  • Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 9. 1883» Библиотека ImWerden
  • Державин Г. Р. Стихотворения, Л., 1933. (Библиотека поэта. Большая серия)
  • Стихотворения Г. Р. Державина. Ленинград., Советский писатель,1957.(Библиотека поэта. Большая серия)
  • Стихотворения Г. Р. Державина. Ленинград., 1981
  • Стихотворения. Проза. (Г. Р. Державин). Воронеж., 1980
  • Избранная проза. (Г. Р. Державин). Москва., 1984

Литература

  • А. Западов. Державин. М.: Молодая гвардия, 1958 (ЖЗЛ)
  • О. Михайлов. Державин. М.: Молодая гвардия, 1977 (ЖЗЛ, вып. 567), 336 с., 100 000 экз.
  • М. Гусельникова, М. Калинин. Державин и Заболоцкий. Самара: Самарский университет, 2008. - 298 с., 300 экз.,
  • «Никогда не будет подлец» - Статья д.ф.н. Ю. Минералова
  • Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. - Петрозаводск: «Карелия», 1987. - 134 с.: ил.
  • История литературы Карелии. Петрозаводск, 2000. Т.3
  • История Карелии с древнейших времён до наших дней. Петрозаводск, 2001
  • Коровин В. Л. Державин Гавриил Романович // Православная энциклопедия. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - Т. XIV. - С. 432–435. - 752 с. - 39 000 экз.


Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов.

Во всем он поэт со своим лицом, со своей программой, со своей правдой Он смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему.

Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта, не только о сильных мира сего, о важнейших государственных вопросах его стихи, и не только в этом сказалось его новаторство. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия.

Чтобы до конца понять Державина, нужно обратиться к его философским раздумьям о мире и человеке. Для этого попробуем внимательно прочитать стихотворение, названное словом, которое, если верить «Запискам» Державина, было первым произнесенным мальчиком Гаврилой, когда ему исполнился всего лишь год, - это «Бог».

Философская «Бог», которая создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части.

Ко времени создания этого своеобразного поэтического манифеста Державину было уже 41 год Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого важнейшего его произведения.

Даже если собрать все, что сказано в мировой поэзии о Боге, эта ода будет заметной, если не лучшей Безусловно, создавая свою оду, опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида. Но в его произведении отразились и традиции отечественной литературы, осмысливающей философские проблемы, - это были духовные оды Ломоносова «Вечернее» и «Утреннее размышление о Божьем величестве». В своем «Утреннем размышлении...» Ломоносов пишет:

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес,

И взору нашему открылись,

Исполнены твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

«Велик Зиждитель наш Господь!»

В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения:

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий -

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись депзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

В то же время именно по сравнению с духовными одами Ломоносова державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души:

Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод

У Ломоносова в его одах «Вечернее» и «Утреннее размышление о Божьем величестве» человек - творец и исследователь, титан-первооткрыватель:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мешут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

В державинской оде - человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества,

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я Бог!

В оде Державина человек оказывается противоречив по своей природе: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе»; он не только «царь» и ((Бог», но также «червь» и «раб».

Ломоносов хочет проникнуть за грань непознанного:

Творец, покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи,

И. что угодно пред Тобою,

Всегда творити научи.

Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединено материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и всеобщее:

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей А царь!

Твоей то правде нужно было.

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! - в бессмертие твое.

Державин не разгадывает тайну такого соединения - он ее обнаруживает опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто изливает стихами религиозный восторг не просто философствует, а «в сердечной простоте беседует о Боге».

И оказывается, что, если собрать в душе все, что мы уже знаем о Боге и о себе, этого достаточно для ответа на важнейшие вопросы жизни. Материальное, временное, ничтожное - лишь форма проявления великого, вечного и духовного. Таков Бог - таков и человек, отражающий Бога в себе, «как солнце в малой капле вод». А потому так высока должна быть и самооценка человека, и его требования к самому себе. Этому учат нас великие русские поэты-философы, среди которых Ломоносов и Державин по праву занимают свое место.

Сатирически-обличительное начало в поэзии Державина,

Анакреонтическая поэзия Державина

Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить следующие типы: гражданские, победно-патриотические, философские и анакреотические. Особое место занимает автобиографическая поэзия.

Анакреонтические стихи. Оды Анакреона, действительные и приписываемые ему, переводили и «перелагали» почти все русские поэты XVIII в. Державин издал сборник под названием «Анакреонтические песни». В нем были представлены переводы од Анакреона «Богатство», «Купидон», «Кузнечик», «Хмель» и др. Однако большую часть стихотворений, вошедших в книгу, представляли оригинальные произведения Державина, написанные в анакреонтическом духе. Анакреонтические стихи создавались Державиным в основном во второй половине 90х годов XVIII в., когда поэт, прошедший долгий служебный путь, начинал понимать ненужность и бесплодность своего административного рвения. Все чаще и чаще приходила мысль об уходе на покой от утомительной и неблагодарной государственной деятельности. Устанавливается своеобразное соотношение ценностей. Утомительной службе при дворе противостоит покой, зависимости от прихотей и капризов двора - свободе человека, служебной иерархии - дружеские отношения. Наиболее четко эти контрасты наблюдаются в таких стихотворениях, как «Дар», «К лире», «К самому себе», «Желание», «Свобода». В стихотворении «К лире» Державин обращается к вопросу, поднятому еще Ломоносовым в «Разговорес Анакреоном»: что следует воспевать - любовь или славу героев? Ломоносов отдавал предпочтение героической поэзии. И Державин вслед за Ломоносовым вначале воспевал современных ему героев. Но потом поэт решает перейти от героической поэзии к любовной. Обращение Державина к анакреонтике диктовалось также и особенностями его характера. Он любил жизнь и ее радости, умел восхищаться женской красотой. Образ жизнелюбивого старца характерен для ряда произведений державинского сборника - «Приношение красавицам», «Люси», «Анакреон у печки», «Венец бессмертия». В анакреонтической лирике Державина отражаются события и факты из личной жизни поэта. Героями его стихотворений становятся близкие ему люди - его жена Дарья Алексеевна, которую он называет то Дашенькой, то Миленой; ее родственницы, сестры Бакунины - Параша и Варюша, дочь поэта Львова - Лиза. Все это придает стихам Державина интимность, задушевность. Любовь, воспеваемая Державиным, носит откровенно эротический характер. Это земное, плотское чувство, переживаемое легко, весело, шутливо, как удовольствие, человеку самой природой. Интимному, камерному содержанию «Анакреонтических песен» соответствует их форма. В отличие от одического словесного изобилия здесь господствует краткость, лаконизм. Некоторые стихотворения - «Желание», «Люси», «Портрет Варюши» - состоят из восьми стихов. «Песни» Державина знаменовали собой важный этап в истории русской поэзии, когда от переводов и переложений од Анакреона был сделан переход к собственной, отечественной анакреонтической поэзии. Дальнейшим шагом в этом направлении явилась «легкая поэзия» Батюшкова и молодого Пушкина.


Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить следующие типы: гражданские, победно-патриотические, философские и анакреотические. Особое место занимает автобиографическая поэзия. В своем поэтическом развитии Державин был многим обязан. Державин первым из русских поэтов подошел к изображению собственного человеческого облика - внешнего, портретного и внутреннего - в его неповторимой исторической и бытовой индивидуальности. Благодаря присущему им автобиографизму стихи его зачастую требуют для потомков исторического комментария. Природа интересует поэта не как повод для выражения возбуждаемых ею чувств, она интересует его во всем богатстве своих неповторимых красок и звуков. Олицетворенные по традиции классицизма образы природы не мешают поэту воспроизвести реальные черты пейзажа. Новаторство Державина проявилось не только в пределах разработки существовавших до него стихотворных форм, но и в поисках новых. Особенным разнообразием и сложностью отличается державинская строфика. В области метрики он отваживается на «смешение мер» - сочетание в рамках одного произведения разных стихотворных размеров (например, в стихотворении «Ласточка»), чем достигает ритмических эффектов, казавшихся чересчур дерзновенными его друзьям и почитателям. Во вторую половину жизни в одах Державина все чаще звучат горацианские мотивы. Поэт с редкой любовью и красочностью прославляет блага счастливой, сытой и привольной жизни екатерининского вельможи, его богатство, радость и утехи. Но в поэзии его постоянно звучит и мысль о скоротечности жизни с ее утехами и богатством перед лицом вечности, неумолимо стирающей с лица земли и отдельных людей, и целые царства, и народы.Гражданские оды.Эти произведения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинский называет сатирическими. К лучшим из этого цикла принадлежит «Фелица», посвященная Екатерине II. Она отражает новый этап просветительства в России. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среда них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица, выступает как милостивая монархиня-законодательница. Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Таких произведений предшествующая литература не знала, поскольку правила классицизма четко разграничивали эти явления. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи. До Державина объектом сатиры были рядовые дворяне. Победно-патриотическая лирика. Одним из таких явлений было его стихотворение «Снегирь» - поэтический отклик на смерть А. В. Суворова. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Философские оды. К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта, - закон уничтожения - смерть. Так рождается ода «На смерть князя Мещерского». Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, князя А. И. Мещерского. ода «Бог». Она была переведена на ряд европейских. В ней говорится о начале, противостоящем смерти. Бог для Державина - «источник жизни», первопричина всего сущего на земле и в космосе, в том числе и самого человека. На представление Державина о божестве оказала влияние философская мысль XVIII в. Анакреонтические стихи. В стихотворении «К лире» Державин обращается к вопросу, поднятому еще Ломоносовым в «Разговоре с Анакреоном»: что следует воспевать - любовь или славу героев? Ломоносов отдавал предпочтение героической поэзии. И Державин вслед за Ломон вначале воспевал современных ему героев у царей, но потом решает перейти лучше от героической поэзии к любовной. Любовь, воспеваемая Державиным, носит откровенно эротический характер. Это земное, плотское чувство, переживаемое легко, весело, шутливо, как удовольствие, человеку самой природой (стихотворения «Желание», «Люси», «Портрет Варюши»)

31. Жанр ирои-комическое поэмы в русской литре 18 века. Поэма Майкова Елисей или раздражённый Вакх.

Ирои-комическая поэма – жанр, в основе которого «лежит комическое несоответствие стиля произведения его событиям и героям. В ирои-комической поэме описываются высоким слогом, характерным для героической поэмы, «низкие» простонародные персонажи и бытовые происшествия, вследствие чего возникает пародийно-комический эффект» Знаменитым мастером этого жанра в России XVIII в. был Василий Майков. «Елисей или раздражённый Вакх»» – «правильная» ирои-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. М. - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Е. просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращ. К Зевсу с просьбой освободить Е. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (бож.сущ-во) Елисея переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Е. Собрание богов на Олимпе. Наскуча любовью хозяйки Е. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, кот. хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо.Е., искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Е., залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Е.) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елисея разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты. В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.