Шукшин чудик анализ кратко. Анализ рассказа чудик

Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик».

«Чудик» справедливо считают визитной карточкой Шукшина. Главный герой рассказа воплощает миро­ощущение, душевные свойства и духовные ориентиры (дезориентация – тоже своего рода ориентир), харак­терные для персонажей многих последующих произве­дений Шукшина.

В сюжете использованы и события из жизни само­го автора. Многие детали произведения подчеркивают определенную духовную близость героя и автора. Для писателя несомненны одухотворенность жизни и твор­ческий потенциал человека из народа. Чудаковатость любимых героев Шукшина – это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Кра­сивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдель­но они не живут… Они украшают жизнь», – говорил В. М. Шукшин.

Это не жертва социальных обстоятельств. Тем не ме­нее конкретные «штрихи» социального портрета об­наруживают противоречивые возможности для даль­нейшего развития (или деградации) персонажа. Чудик потому и стал наиболее «шукшинским» героем, что в максимальной степени воплотил писательское пони­мание текущего момента национальной жизни, состо­яния народного духа, «крайне неудобное положение», в котором оказался традиционный характер.

По рассказам Шукшина рассыпаны многочисленные явные и косвенные «указания» автора искать истин ный, сокрытый, сокровенный смысл образов и сюжетов. Это еще одна важная особенность его художественной манеры. Отдельный, авторский абзац завершает рассказ «Чудик»: «Звали его Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномеха­ником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве меч тал быть шпионом». Такая своеобразная анкета, «знакомящая» с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже «все сказано». Но все ли понято? Рядом с действительно простыми, стандартными графами – имя, возраст, профессия – неожиданное сообщение о мечте и любви героя является очередным авторским призывом к дополнительному расследованию «по делу» персонажа. Это реплика в непрекращающемся диалоге «тайного нерас­шифрованного бойца» (так в дневнике называет себя сам Шукшин) с читателем. Сказать в очередной раз: «Шукшин любит своих героев» – явно недостаточно.

Достаточно противоречиво характеризует герои уже его профессия. Он показывает сельчанам «кино» Вспомним, что и сам Шукшин не в шутку искал нравственные оправдания своему уходу из села, работе и кино. Чудик, как явствует из рассказа, – плотник, садовод, художник, да и основные крестьянские дела он знает. И вдруг – киномеханик, отпуск в разгар лета и, следовательно, сельской страды… Праздность, наряд­ность в эту пору осознаются как качества, от которых шаг до предательства.

Чудик попадает в малознакомый мир. Не так важно, что город отличается от деревни в бытовом плане. Куда существеннее, что люди начинают руководствоваться иными нравственными принципами. Чудик еще не зна­ет, как легко, незаметно и безвозвратно теряется гораз­до более ценное, чем деньги. Уже первый эпизод-кадр рассказа (случай в магазине) не только показывает аб­солютное бескорыстие героя, совестливость, его тягу к людям, зависимость от их мнения, желание делать до­бро и нравиться, но и издержки такой зависимости. Чу­дик с удовольствием слушает, запоминает, позже пытается копировать разговор стоящих впереди «мужчины в шляпе» и «полной женщины с крашеными губами». I Это, по ощущениям героя, – уважаемые «культурные» «городские» люди, и стоят они в социально-иерархиче­ском ряду выше него. А вся «культура» «людей искус­ства» сводится к злопыхательским рассуждениям о на­чальнике, к сплетням. Чудик не может этого понять, его привлекают непонятные и «красивые», как ему ка­жется, слова, манеры.

Возвратившись домой, Чудик первые шаги по зем­ле делает босиком, как бы приобщаясь вновь к врачу­ющей тверди. Земля – символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины.

Для писателя духовный потенциал изображенного в рассказе «Чудик» героя-типа является непреходяще ценным. Важно, сумеет ли он сохранить связь с родо­вой, народной традицией нравственного, одухотворен­ного бытия.

Здесь искали:

  • сочинение на тему в чём странность и привлекательность чудика

Анализ рассказа Василия Макаровича Шукшина «Чудик».

В рассказа исследуются вечные образы блудного сына, сатаны (гада), дурака. Дурак, которого особенно пристально рассматривает писатель, имеет свою модификацию - чудика. Впервые такой образ появляется в рассказе 1967 года, который так и называется - «Чудик».

Это человек необычный, со сложным характером, стремящийся постичь движения собственной души, смысл жизни.

Таков главный герой рассказа «Чудик».

Каким мы увидели главного героя?

-Чем Чудик выделялся из своей среды?

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

Примеры таких происшествий и оплошностей.

№ п/п

Ситуация

Поведение Чудика

Отношение окружающих

Потеря денег

стеснительный, совестливый, рассеянный

жена назвала ничтожеством, даже ударила

рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям

отвернулся, не разговаривает

невоспитанный, назойливый,

не обращают не него внимания

История с челюстью

Желание пошутить, помочь

кричит, удивленно

Телеграмма

пишет телеграмму с веселым текстом

строгая сухая женщина, не понимает

Встреча со снохой

желание сделать приятное, робость

злость, непонимание

Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

Чудик - типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».


Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». Молча поднять ее у героя не хватает наглости...

Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.

А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик "получил по голове" от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» - не ожидал такого ответа на свою грубость.

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

Лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее.

Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть.

Автор, безусловно, любуется им, и мы, читатели, разделяем это шукшинское восхищение. Чудик восхищается всем, что окружает его в жизни, любит свою землю, по которой весело бежит под дождём босиком и возвращается домой возбуждённым и радостным. И писатель в концовке приоткрывает истинное имя и фамилию героя, его чудаковатые пристрастия («мечтал быть шпионом» и «обожал сыщиков») и возраст. И оказывается, что он Василий Князев.

Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.

В своём творчестве В.М.Шукшин является продолжателем традиций А.П.Чехова. Комические эпизоды, в которые попадают его герои, раскрывают их характеры, становятся катализатором необычности, индивидуальности, самобытности сельских персонажей, вышедших из глубин народа. Эти герои со временем получили прозвище – «чудики», потому что их восприятие действительности никак не вязалось с общепринятыми нормами этикета. Кажется, что они грубы и скандальны, но на самом деле они живут по своим представлениям о добре, правде, красоте.

Рассказ «Чудик», написанный в 1967 году, считается визитной карточкой Шукшина. Главный герой обозначен с первых строк: чудик. Почему? Потому что с ним постоянно происходят какие-то неприятности, попадает он вечно в дурацкие и безвыходные положения. Однако он умудряется оставаться добрым и беззлобным, почти как Акакий Акакиевич в гоголевской «Шинели»: ему сыплют бумажки на голову, а он молчит и просит взглядом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Так и чудик. Каждый человек, с которым он сталкивается, ведёт себя нормально: телеграфистка требует исправить легкомысленный текст, пассажир в самолёте возмущен прикосновением к потерянной, валявшейся на полу, вставной челюсти, а жена брата требует немедленно изгнать непутёвого декоратора. Действительно, нечего лезть в чужие дела, но ему кажется, что его участие поможет людям. Это его мироощущение, его правда. Чудаковатость любимых героев Шукшина - это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь», - говорил В.М. Шукшин.

Современники, знавшие Шукшина, говорили, что и сам писатель частенько попадал в такие ситуации. Неискушённый в светских лицемерных приличиях, он частенько казался нелепым, неуместным в среде, избранной для работы и творческой деятельности. Много сил потребовалось писателю и актёру, чтобы утвердиться в своей писательской манере, проложить свой неповторимый путь и получить признание. Герой Шукшина проживает небольшой эпизод, в котором высвечиваются его простота и честность, открытость миру, желание добра всем. Лишь в конце, в последнем абзаце автор говорит о своём герое: «Звали его Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Зачем эта анкета, «знакомящая» с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже «все сказано». Нет, здесь самое главное – мечта Василия Князева, в которой проявляется детская наивность уже немолодого, зрелого персонажа. Ещё одна черта, показывающая детскость чудика – поездка к брату в период летних работ, когда день год кормит. Некая праздная лёгкость исполнения здесь и сейчас задуманного во что бы то ни стало. Он не приземлён, он оторван от обыденности, он ищет чего-то необычного.

Малознакомый мир, в который попадает чудик, наполнен какими-то другими, непривычными нормами и правилами. И он теряет на вокзале не деньги, а что-то гораздо более ценное – веру в добро. Не то чтобы совсем, но он, поняв, что отдал только что свои деньги, – не знает, как вернуться, понимая, что ему не поверят. Уходит, обрекая себя на выволочку со стороны жены. А пятьдесят рублей в конце шестидесятых – это целая зарплата за месяц. Люди, окружающие чудика, интересны ему. Он внимательно вслушивается в их разговоры, пытается даже подражать им, потому что городские жители априори «лучше», культурнее деревенских. Поэтому их злобность, неприятие, оскорбляют Василия Князева: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» – думает он после скандала с женой брата.

Шукшин описывает переживания своего героя трогательно и предельно просто, что вызывает умиленную улыбку, грустную, но добрую. Иногда чудика становится жаль. Но автор не пытается вызвать сочувствие, хотя он любит своих героев. Скорее он упрекает читателей в чёрствости, неумении разглядеть душу человека за деревенским обличием, диалектом.

Вернувшись домой, Василий идёт босиком по мокрой земле, как былинный богатырь, черпая силы, компенсируя утраченные жизненные ценности. Земля - символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины. Пока есть такие чудики – есть чистое, наивное, человеческое начало, хранящее неповторимую прелесть нашей родины – России. Жаль, что сегодня этот тип напрочь утерян, а вместе с ним безвозвратно потеряны народные традиции нравственного, одухотворенного бытия. Кто их возродит? Увы, нет сегодня ответа на этот вопрос…

Талант Василия Макаровича Шукшина - выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он - типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».
Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием - как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал - в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря - большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо - когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.

Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.

Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал... И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся - такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах.

Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это сноха, которой не пришлись по душе художества родственника, и выгоняет его из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Оба приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе - вот мерила человеческого достоинства, а душевные качества - на последнем месте.

И далее: «Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле - в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…».

И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее.

Стоит заметить, что герои никогда не идеализируются Шукшиным. Он показывает человека таким, какой он есть. Герой взят из деревенской среды, потому что, считает автор, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Деревенский житель обладает той искренностью, добротой и наивностью, которой так не хватает современным городским людям, с характерами, порожденными прогрессом и критериями оценки человека, продиктованными деградирующим обществом.

В.А. Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.
Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Фамилия его происходит из слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Первое знакомство с городом прошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в город Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решит стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как он будет красть…арбузы.
Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены. Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.
В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.
Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел первый его сборник «Сельские жители».
Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».
В. М. Шукшин – уникальное явление русской культуры.
Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972 г., «Калина красная» 1974 г.).
Знаменательно, что триединство – сценарист-режиссер-актер- состоялось уже в первом его дипломном кинофильме «Из Лебяжьего сообщают» – 1960 г.
Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Это «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и др.
Повести, которые создавал Шукшин, в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах, и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования:
«Калина красная», киноповесть, 1973 г.
«Точка зрения». Повесть-сказка, 1974 г.
«Энергичные люди», сатирическая повесть для театра, 1973 г.
«А поутру она проснулась», повесть для театра, 1975 г.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель.
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления.