Синестезия: феномен или способность, которую можно развить.

Изображение может звучать, музыка - быть изображением. Чёрные буквы могут обладать цветом, а цифры - выстроиться в замысловатый узор. Каждый день недели и каждый месяц может быть окрашен в свой цвет, каждое прикосновение - вызывать определённую эмоцию.

Это не просто фантазии или поэтические метафоры, а примеры синестезии, одного из самых необычных неврологических феноменов. В буквальном переводе с греческого «синестезия» - слияние чувств. Обычно нам кажется, что зрение, вкус, обоняние, осязание и слух - совершенно разные и отдельные способы воспринимать реальность окружающего мира. Мы не путаем запах бекона с буквой «у» и не говорим о ягодах цвета субботы. Но есть люди, чувственный мир которых не вписывается в это представление. Более того, есть основания считать, что все мы является такими людьми, а синестезия лежит в самой основе человеческого языка и мышления.

Несколько дней назад шотландка Лиза де Брюн (Lisa DeBruine) опубликовала в Twitter анимационную картинку, которая быстро разошлась по интернету. Три высоковольтных вышки ЛЭП играют в скакалку: две раскачивают провода, а третья прыгает, сотрясая экран при каждом своём приземлении. Картинка не сопровождается аудиозаписью, но при просмотре анимации многие слышат глухой звук, который раздаётся от удара вышки о землю. Откуда берётся этот звук, если «на самом деле» мы его не слышим?

Дело в том, что восприятие, как говорил философ Гастон Башляр, это не столько картина, сколько история. Мы слышим и видим то, что привыкли видеть и слышать: мозг дополняет наше реальное восприятие (например, прыгающие вышки) уже известными знаниями (например, звуком падения). Это один из главных признаков синестезии: чувства не изолированы друг от друга, а сливаются в единство, порождаемое нашим мозгом.

У большинства из нас синестезия проявляется в скрытой и сдержанной форме. Но для некоторых людей мир благодаря этой особенности выглядит совершенно необычным образом.

Ягоды цвета субботы

Когда композитор Ференц Лист стал капельместером в Веймаре, он удивил музыкантов оркестра необычным подходом к аранжировке. «О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не нужно уходить в розовый!» Сначала музыканты думали, что он шутит. Но Лист обладал не эксцентричным чувством юмора, а одной из разновидностей синестезии, при которой музыка не только звучит, но и видится в определённом цвете.

Писатель Жак Люссейран, которого вспоминает Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия» , потерял зрение в возрасте семи лет. После этого музыка приобрела для него новые характеристики. К этому времени он уже начал играть на виолончели, но звуки стали для него настолько насыщенными, что ему пришлось отказаться от мысли стать музыкантом.

Жак Люссейран

писатель, герой французского Сопротивления, синестет

На концертах оркестр превращался в живописца. Он заливал меня всеми цветами радуги. Если вступала скрипка соло, я начинал видеть золотистый огонь с таким ярким красным оттенком, какого я никогда не видел ни на одном реальном предмете. Когда наступал черёд гобоя, меня окутывал зелёный цвет. Он был такой холодный, что я начинал явственно чувствовать дыхание ночи.

Для Василия Кандинского, который пытался передать в своих картинах синестетическое слияние звука и цвета, «красная киноварь звучит как туба, оранжевый - как средней величины церковный колокол». Он писал: «Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пианино со множеством струн». Его «Импрессия III» , написанная после посещения концерта Шёнберга, жёлтыми широкими мазками изображает саму материю звука, которая затопляет зал.

Один из самых распространённых видов синестезии - графемно-цветовая, при которой отдельные буквы окрашиваются в различные цвета. Пожалуй, самый известный её обладатель - Владимир Набоков. Сам язык его творчества синестетичен, построен на созвучиях, необычных метафорах, обыгрывании звучания слов. В одном из интервью он отвечает на вопрос о том, в какие цвета окрашены его собственные инициалы:

Владимир Набоков

писатель, энтомолог, синестет

«V» - бледного, прозрачно-розового оттенка; кажется, на техническом языке это называется кварцевым розовым. А «N», в свою очередь, серовато-желтого цвета овсяных хлопьев.

Человек, который обладает этим видом синестезии, несомненно, знает, что перед ним находятся чёрные, а не желтовато-серые или розовые буквы. «Реальный» цвет существует как бы отдельно от «воображаемого», а не сливается с ним. Так, если человек видит перед собой синюю «М», которая в его сознании выглядит розовой, она не станет для него фиолетовой из-за эффекта наложения. Цвета не смешиваются, будто в акварели, а воспринимаются одновременно друг с другом.

Поэтому синестезия так отличается, к примеру, от дальтонизма. Дальтоник в силу генетической мутации обладает неполным набором рецепторов-колбочек. Поэтому он путает зелёный с красным или синий с жёлтым: цвета не доходят от нервных волокон к зрительной коре, поэтому мир для дальтоника теряет определённые тона. Синестезия - совсем другое дело.

У двух отдельных людей синестетические ассоциации очень редко совпадают. В семье Набоковых, где у каждого была графемно-цветовая синестезия, не было ни малейшего согласия в том, каким цветом обладает каждая отдельная буква алфавита.

Но по какой причине тогда возникает синестезия? Давно было замечено, что одной из причин является наследственность: одна и та же способность к «слиянию чувств» часто передаётся из поколения в поколение. Но если синестезия приобретает разные формы, то не менее важное значение должны иметь индивидуальные детские впечатления.

Магнитные буквы и младенец Руссо

Долгое время учёные не могли понять не только причины синестезии, но и то, существует ли она вообще. Способность видеть звуки или слышать цвета приписывалась сумасшествию или обострённому воображению. Одним из первых (в 1883 г.) на синестезию обратил внимание Фрэнсис Гальтон , который был не только двоюродным братом Чарльза Дарвина, но и выдающимся исследователем. В начале XX века психологи испытывали большой интерес к синестезии, но затем наступило долгое затишье. Это явление нельзя было описать существующими научными методами, поэтому о ней предпочли забыть, отнеся её в одну рубрику с гаданием и телекинезом.

Интерес к синестезии возродился только в 1990-е годы. Были придуманы специальные тесты , которые позволяют отличать синестетов от людей с обычным восприятием. С помощью аппаратов фМРТ учёные исследовали взаимосвязь между мозгом и синестезией. Если бы нам удалось уложить Ференца Листа в томограф и включить музыку, мы бы увидели, как активируется его зрительная кора, будто он и в самом деле видит перед собой цветные вихри и взрывы, а не просто их себе представляет.

В 2015 году один из главных исследователей синестезии Дэвид Иглмен организовал исследование , которое должно было установить, есть ли что-то общее за разными её проявлениями. Для этого он провёл тестирование среди 6 588 человек, которые прошли графемно-цветовой тест с положительным результатом. Их попросили раскрасить английский алфавит так, как они его видят, предложив на выбор 12 тонов, чтобы можно было суммировать сведения. В получившемся огромном массиве данных учёные стали искать закономерности.

Выяснилось, что значительное большинство людей видят отдельные буквы в определённом цвете: А - красная, D - зеленая, E - синяя. Вот единственное разумное объяснение, которое удалось найти исследователям: подавляющее большинство участников стали жертвами магнитиков от компании «Fisher Price» , предназначенных для обучения детей алфавиту. Эти наборы впервые появились в 1971 году и миллионными тиражами продавались в течение 19 лет. Годы и возраст участников совпали. Совпали и цвета букв: красные A , зелёная D , синяя E и так далее. Но это лишь забавное наблюдение, которое ничего не говорит о самих истоках синестезии. это предположение: оказывается, в младенчестве все люди являются синестетами.

Мозг ребёнка бурно развивается и образует избыточное количество связей. Со временем эти связи прерываются, ощущения растекаются в отдельные ручейки, между которыми перетянуты только слабые мостики. В трёхмесячном возрасте мы все - синестеты. Спустя пять месяцев большинство, судя по всему, теряет эти способности. Но у некоторых, благодаря небольшим генетическим аномалиям, они сохраняются, и приобретают свою форму в более позднем возрасте. Здесь и вступают в силу цветные буквы на холодильнике и другие детские ассоциации. Эти ассоциации индивидуальны, поэтому и синестезия у двух разных людей может проявляться по-разному. Но основа детского опыта сохраняется даже у тех, кто перестал быть синестетом.

В 2001 году нейрофизиолог Вилейанур Рамачандран впервые предположил , что в основе человеческого языка и устоявшихся метафор лежит синестезия: именно поэтому мы говорим об «остром сыре», «крепком кофе» или «кричащих цветах». Само появление языка подтверждает человеческую склонность к синестезии. Задумайтесь на минуту, и вы поймёте, что называть «кошкой» пушистое мяукающее существо или пытаться выразить свои чувства при помощи слов - не менее странно, чем считать ноту «ля» - синей, а субботу - малиновой.

Наши чувства не отделены друг от друга. Само разделение на чувства, мысли и ощущения - это научная абстракция. Синестезия - наше общее прошлое и настоящее, которое позволяет об этом напомнить.

Проявления синестезии: о типах и видах

Антон Дорсо

специально для сайта сайт
Указание ресурса и авторства обязательно.

На самые общие типы синестезию принято делить по условиям или причинам, её вызывающим. В первую очередь выделяют когнитивную или художественную синестезию, то есть, такой тип проявления, к которому как к способу познания и самовыражения чаще и планомернее прибегают художники, поэты, кинематографисты, дизайнеры и представители других творческих профессий. Однако это не значит, что такая синестезия проявляется только в искусстве. В ежедневном своем проявлении межчувственные ассоциации, образы и аналогии, вовлекающие ощущения от разных органов чувств, как, например, ожидания приятных запахов от красивых цветов или громких и низких голосов от крупных животных – всем этим обладает каждый из нас в силу опыта и привычной координации ощущений. Вероятно, в творчестве этот опыт обостряется и превращается в более “насыщенные” индивидуальные поэтические картины мира, в которых начинают доминировать чувственные синестетические связи. Такой способ переживания синестетических связей можно назвать имплицитным, то есть, неявным, скрытым, другие же способы характеризуются эксплицитностью ощущений, ярко выраженной, явной закономерностью непроизвольной природы.

Другой тип синестезии, выделяемый на основе вызвавшей его причины, это синестезия в измененных состояниях сознания (ИСС). ИСС-синестезия может быть результатом гипноза, медитаций, транса, молитвенного экстаза, полуобморочных состояний и перехода ото сна к бодрствованию и при засыпании. Причиной ИСС-синестезии может быть принятие наркотических средств и в отдельных случаях некоторых лекарственных препаратов. Частной разновидностью такого типа синестезии можно назвать изменение чувственного восприятия при масштабных воздействиях на организм (головной мозг), таких как интенсивная магнитная активность, физические удары, долговременная невесомость, ампутация (феномен “фантомных” ощущений) и т.д. Сюда же можно отнести и компенсаторные проявления синестезии, при которых у людей, утративших те или иные сенсорные способности, развиваются синестетические реакции на ощущения, получаемые при помощи сохранных органов чувств, например, “фантомные” цвета и формы как реакция на определенные звуки у утративших зрение. Эта группа синестетических проявлений весьма неоднородна и отражает частные случаи влияния – “внутренние” или “внешние” – на головной мозг, при которых значительно изменяется координация его сенсорной активности.

Сопутствующая или, по-другому, приобретенная или побочная синестезия представляет собой результат структурно-анатомических или физиологических нарушений работы головного мозга, таких как ранения, инсульты, опухоли и другие системные нарушения. Синестезия побочного типа в большинстве случаев имеет функциональную связь с напряжением внимания, то есть, связана с посттравматическим восприятием явлений, характеризующимися как “тяжелые” или “назойливые”. Таким образом, сопутствующая (побочная) синестезия может сопровождать определенное расстройство исключительно в качестве симптома, однако в этом случае не синестезия как таковая требует медикаментозного вмешательства, а только вызвавшая её травма. Чаще всего, спонтанно или после реабилитационных процедур, когда мозг восстанавливает баланс ощущений и реакций в новую системность субъективного опыта, сопутствующая синестезия исчезает.

Самый распространенный тип синестезии, никак не относящийся к патологическим и искусственно вызванным проявлениям, это синестезия естественного развития или врожденная синестезия. Прежде чем подробно рассказать о видах проявления врожденной синестезии, особо подчеркну, что во всех случаях синестезия разного типа причинности (генезиса) кардинально отличается как по роли или масштабу вовлеченности переживания, так и по его интенсивности, изменчивости и, главное, по объективной физиологической динамике и субъективному смысловому содержанию. Именно поэтому в оценочном смысле ставить в один ряд синестезию разных типов генезиса невозможно, как нельзя, например, ставить в один ряд память как способность запоминания. Один “помнит” цены на товары в гастрономе, другой “хранит в памяти” результаты проведенных вчера экспериментов на Большом адронном коллайдере. Смысл – в различии.

Итак, врожденная синестезия или синестезия естественного развития возникает в очень раннем возрасте или даже, предположительно, до рождения. Она не поддается сознательному контролю и, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Традиционная классификация естественной синестезии опирается на связь ощущения, которые испытывает человек при её проявлении, с провоцирующими их стимулами (сенсорная классификация). Таким образом, все названия видов проявления врожденной синестезии строятся по шаблону “стимул-реакция”. Например, о человеке, обладающим ощущением температуры в цвете, говорят как о термо-цветовом синестете. Если кто-то ощущает запахи как разнообразные фактурные поверхности или объемы, то такую синестезию удобно называть ольфакторно-тактильной и т.д. Восприятие “вкусов” эмоций будет обозначаться как эмоционально-вкусовая синестезия, а цветов “боли” – как альго-цветовая синестезия (от “алгос” - боль).

Однако формула “стимул-реакция” в названиях естественной синестезии таит в себе некоторую неточность. Так, под музыкально-цветовой синестезией могут понимать сразу три проявления: ощущение звучания разных музыкальных инструментов в цвете, восприятие разных музыкальных стилей или произведений композиторов в цвете и ощущение цветов при прослушивании мелодий в разных тональностях. Существует также звуковысотно-цветовая синестезия, естественным образом связанная с абсолютным слухом или его зачатками. Часто встречающаяся графемно-цветовая синестезия может ограничиваться только восприятием букв или цифр, но иногда даже включать знаки пунктуации. Ощущение цвета при графемно-цветовой синестезии может провоцироваться в большей или меньшей степени как фонетической стороной букв, их звучанием, так и графической, видимой формой. Ранние работы о синестезии приводят примеры отдельного цветового восприятия шрифтов и геометрических начертаний: волнообразных линий, стрелок, пунктиров и т.д.

Следует признать, что и в описании синестетической реакций, таких как “цвет” или “звук”, также закрадывается некоторая условность. Дело в том, что во многих случаях (и это можно прочесть, например, в воспоминаниях Набокова-синестета) переживания не ограничиваются исключительно единым и монолитным качеством окраса или звучания, а могут совмещать в себе движения, формы, светимость, привкус, положение в пространстве и многое другое. Сделаем вывод, что формула “стимул-реакция” лишь обрисовывает общий контур индивидуальных проявлений, не претендуя на точное описание субъективного переживания ни своего первого (“стимул”), ни второго компонента (“реакция”).

Кроме того, для некоторых случаев синестезии существуют индивидуальные традиционные термины, которые также могут условно включать в себя сразу несколько видов проявлений. Например, под пространственной локализацией последовательностей имеют в виду восприятие определенного пространственного расположения (как бы в 3D) не только чисел и годов (дат событий), но и дней недели, месяцев, алфавита и других последовательностей. Такие цепочки в каждом конкретном случае могут иметь не только любое направление и зигзагообразность, но отличаться еще и дополнительным ощущением объема, фактуры, цвета и прочими “элементарными” качествами. Также комплексным проявлением обладает синестезия, именуемая олицетворением графем, при которой цифры и буквы обретают в ощущении синестета качества и описания, обычно присущие людям: характер, пол, возраст и даже комплекцию и род занятий. Нередко олицетворение графем проявляется вместе с другими видами графемной синестезии (цветом, фактурой и т.п.).

Как видно из таблицы, некоторые виды естественной синестезии не могут быть описаны и сгруппированы с предельной детальностью. Особенно это заметно ближе к её завершению, где указаны синестезии с тактильными и зрительными стимулами. Это можно объяснить тем, что таких проявлений нам известно не столь достаточно и каждое из них слишком индивидуально, чтобы как-то попасть под то или иное определение. В большой группе зрительных синестезий, например, стимулами могут служить цвета, фактуры, наблюдаемые движения и целые образы, ощущаемые синестетом на вкус, слух или тактильно. Синестезии, вызываемые прикосновениями, также могут отличаться конкретным местом касания к телу (в случае касания руками, синестезию можно назвать гаптической), особенностью касающейся фактуры, температурой, силой надавливания и т.д.

Еще большая степень подобного рода индивидуальности может проявляться в кинетико-звуковой и кинетико-цветовой синестезиях, эмпатии прикосновений, и синестезии, получившей необычное название “бегущая строка”. В частности, эмпатия прикосновений проявляется как непроизвольное ощущение “на себе” наблюдаемых касаний, движений, поз. “Бегущая строка”, как следует из названия, это непроизвольная, бессознательная трансформация слышимой речи в видимый тест, цветной или черно-белый. Зарубежными исследователями зарегистрированы синестезии на шахматы (правила хода фигур) и стили плаванья, в обоих случаях вызывающие у синестетов ощущения цветов.

Стоит заметить, что так называемые синестетические “ассоциации” правильнее было бы называть связями или чувственными проекциями, так как в отличие от ассоциаций жизненного опыта синестетические “ассоциации” формируются по неизвестной для синестета причине и не имеют непосредственного, первичного значения. Также ассоциативностью невозможно объяснить тот факт, что естественная синестезия, как правило, ограничена строго выделенной группой понятий или явлений (категорией) и никогда не выходит за её пределы, даже если существуют понятия, очень близкие по значению. Например, у синестета, воспринимающего дни недели в цвете, слова выходные и уикенд остаются “неокрашенными”.

Так как некоторые термины видов синестезии представляют собой определенную сложность и иногда весьма громоздки, то использовать их стоит только в профессиональных ситуациях для более точного описания особенностей своих или чужих ощущений. В повседневном общении, конечно, можно обойтись и более доступными сочетаниями, тем более, как мы уже заметили, даже многосложные обороты могут и не передать палитру ваших реакций с желаемой точностью. Так, проще говорить о вкусо-звуковой синестезии, а не гастическо-акустической, или “цветных днях недели”, а не о хроно-цветовой синестезии. Можно придерживаться и традиционно закрепившегося понятия цветной слух , для начала объяснив собеседнику, что именно вы имеете в виду, потому что в него могут включаться как музыкальные синестезии во всех их многочисленных проявлениях, так и фонемно- и графемно-цветовая синестезии.

Теперь поговорим еще об одних тонкостях проявления естественной или врожденной синестезии. В некоторых относительно редких случаях синестезия естественного развития может настолько тесно связывать системы чувств, что в результате, например, звуковое впечатление любого характера: шум, музыка, речь – вызывает субъективное ощущения цвета, световых пятен, фактурных и других качеств. Такое проявление естественной синестезии правильнее называть общемодальной , так как в данном случае мы имеем функциональную вовлеченность всей сенсорной системы или модальности, например, слуха, при которой синестезируются все без исключения звуковые стимулы. В отличие от общемодальной формы синестезии, феномен с избирательным механизмом проявления называется специфической синестезией . Именно разновидности специфической синестезии естественного развития делятся и классифицируются по типам, описанным выше и представленным в таблице.

Тем не менее, и в таком делении на специфическую и общемодальную синестезию не все так прямолинейно. В моих исследованиях встречалась разновидность, при которой у одного и того же человека общемодальная синестезия в спокойном привычном состоянии становилась специфической, то есть избирательной. Если бытовой шум становился обыденным, то он прекращал синестезироваться, но человеческая речь, музыка и шумы навязчивого характера никогда не утрачивали своих цветов. Кроме того, у синестета, о котором идет речь, некоторые понятия: цифры, имена, дни недели и названия месяцев - также вызывали синестезию специфического типа, выражавшуюся в своеобразном усилении реакций, присущих закономерным связям его общемодальной синестезии.

Если человек обладает сразу несколькими видами синестезии, то он – множественный синестет, и его синестезия проявляется во множественной форме . Множественную форму проявления синестезии можно охарактеризовать как некоторый промежуточный вариант между общемодальной и специфической (избирательной). У некоторых множественных синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии. Обычно, но не всегда, все реакции множественной синестезии переживаются в одной модальности, например, только как цвет и другие присущие зрению качества.

По способу переживания синестетических реакций принято выделять два полюса проявлений: проективный и ассоциативный . Как пример, синестеты с проективными реакциями переживают окрашенные буквы или цифры в виде проекций цвета поверх написанных знаков. Синестетические проекции любой модальности (цвет, вкус, звучание) – это физически реальные ощущения, как бы накладывающиеся поверх предметного мира. Так как они отличаются от реальных цветов или звуков меньшей степенью конкретности и строгой привязкой к вызывающим их явлениям, то перед синестетом никогда не стоит опасность перепутать одно с другим. На другом конце спектра способа переживания синестетических реакций находятся синестеты-“ассоциаторы”. При ассоциативной форме синестетические реакции протекают с той же неизменностью, постоянством и четкостью, но на уровне подспудных впечатлений, стойких знаний и “субъективной неопровержимости” без конкретно-физических качеств, как в проективной форме.

Наконец, еще одним важным понятием, использующимся при описании естественной синестезии, является врожденность . Учитывая сложный характер взаимодействия генетики и среды, термин “врожденная синестезия” должен приниматься на текущий момент исследований только как ориентир. Нередки случаи, когда родители синестетов сами не обладают синестезией и, наоборот, дети синестетов могут не наследовать синестезию. Поэтому даже уже вскрытые генетические маркеры, указывающие на определенную вероятность наследственности синестезии, нельзя принимать однозначно. Вопрос о степени генетической предопределенности синестезии должен оставаться открытым для дальнейших исследований, так как среди возможных влияющих факторов могут оказаться как методы когнитивной социализации (обучения), так и присущие данному обществу стили познания и мышления.

Сделаем вывод: синестезия трудно поддается классификациям и привычному стороннему описанию. Синестезия - разномерный спектр явлений с разными ландшафтами и тонкостями проявлений. Некоторые проявления, такие как олицетворение графем или “бегущая строка”, подпадают под определение синестезии только по характеру непроизвольности и дополнительности субъективного ощущения, другими же своими качествами они не вписываются в классическое понимание феномена. Скорее всего, синестезию лучше представлять себе в виде разноуровневых переходов и спектров проявлений: от выделяемых и группируемых свойств “стимулов” до неповторимого характера “реакций”; от объема внимания, которое она к себе привлекает в субъективном опыте, до личного и творческого значения, которым её наделяют с подачи общества.

Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква “А” будет окрашена для них в разные цвета, а потому что эта буква каждый раз будет иметь разное значение. Синестезия – результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.

ТАБЛИЦА С ТИПАМИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ СИНЕСТЕЗИИ

Сочетание стимула > реакции Формальный термин
эмоции → цвет эмоционально-цветовая
вкус→ цвет гастическо-цветовая
общие звуки → цвет акустико-цветовая
графемы → цвет графемно-цветовая
движения → цвет кинетико-цветовая
ноты → цвет звуковысотно-цветовая
звуки музыки → цвет музыкально-цветовая
запахи → цвет ольфакторно-цветовая
оргазм → цвет оргазмо-цветовая
боль → цвет альго-цветовая
цепочка понятий (числа, буквы) → положение в пространстве локализация последовательностей (числовые формы)
восприятие людей → цвет (“ауры”) “аурическая” синестезия
фонемы → цвет фонемно-цветовая
температура → цвет термально-цветовая
единицы времени → цвет хроно-цветовая
имена → цвет номо-цветовая
названия городов (местностей) → цвет номо-цветовая
хар-р пространства, помещения → цвет нет наименования
прикосновения → цвет тактильно-цветовая
геом. фигуры, начертания → цвет линаменто-цветовая
графема → черты человека олицетворение графем
слова, понятия → черты человека олицетворение понятий
предметы → черты человека олицетворение предметов
слышимая речь → видимый текст “бегущая строка”
эмоции → вкус эмоциональньно-гастическая
эмоции → боль эмоциональньно-болевая
эмоции → запах эмоциональньно-ольфакторная
эмоции → температура эмоциональньно-термальная
эмоции → прикосновения эмоциональньно-тактильная
вкус → звук гастико-акустическая (вкусо-звуковая)
вкус → температура гастико-термальная
вкус → прикосновения гастико-тактильная
графемы → вкус графемно-гастическая
движения → звук кинетико-акустическая
фонемы → вкус фонемно-гастическая
слова → прикосновения лексемно-тактильная
ощущения наблюдаемых прикосновений эмпатия прикосновений
ноты → вкус звуковысотно-гастическая
боль → вкус альго-гастическая
боль → запах альго-ольфакторная
боль → звук альго-акустическая (альго-звуковая)
восприятие людей→ запах персоно-ольфакторная
восприятие людей → прикосновения персоно-тактильная
фонемы → прикосновение фонемно-тактильная
запах → вкус ольфакторно-гастическая
запах → звук ольфакторно-акустическая (ольфакторно-звуковая)
запах → температура ольфакторно-термальная
запах → прикосновение ольфакторно-тактильная
звук → вкус акустико-гастическая
звук → движение акустико-кинетическая
звук → запах акустико-ольфакторная
звук → температура акустико-термальная
звук → прикосновение акустико-тактильная
температура → вкус термально-гастическая (термально-вкусовая)
температура → звук термально-акустическая (термально-звуковая)
прикосновение → эмоции тактильно-эмоциональная
прикосновение → вкус тактильно-гастическая
прикосновение → запах тактильно-ольфакторная
прикосновение → звук тактильно-акустическая (тактильно-звуковая)
прикосновение → температура тактильно-термальная
зрительное восприятие → вкус визуально-гастическая (зрительно-вкусовая)
зрительное восприятие → движение визуально-кинетическая
зрительное восприятие → запах визуально-ольфакторная
зрительное восприятие → звук визуально-акустическая
зрительное восприятие → температура визуально-термальная
зрительное восприятие → прикосновение визуально-тактильная
стили плаванья → цвет нет наименования
шахматы → цвет нет наименования

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант . Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики . Также можно попробовать гимнастику для глаз . Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди . Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала .

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии . Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии.

Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии . Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Те люди, которые обладают редким талантом под названием синестезия, могут одновременно испытывать самые разные чувства и эмоции. Они способны постичь за один раз сразу несколько классов явлений. Такую одаренность часто считают определенным атавизмом, так как древние люди не разделяли своих ощущений на различные типы и виды. Более того, синестезия имеет отношение к особым метафизическим вещам, к которым относится интуиция и экстрасенсорика. Она является особым знанием, которое возникает еще до опыта. Особенно щедро наделены им люди искусства, а также дети. Многие из них восприняли ее от своих родителей, имеющим склонность к подобным явлениям.

Что такое синестезия?

Таким термином обозначается состояние, при котором наиболее полный стимул для органов чувств влечет за собой активизацию других физиологических рефлексов.

Например, человек, который слышит музыку одновременно воспринимает ее как набор цветов и может ощущать даже ее вкус. Он видит сюжет, связанный с мелодией и представляет себе целые сцены и эмоции персонажей. Поэтому из подобных людей нередко получаются музыканты, композиторы или режиссеры.

Дословный перевод с греческого языка гласит, что синестезия является смесью самых различных чувств. Другими словами, возникает целостный набор восприятий из отдельных ощущений, объединенный каким-либо одним доминирующим чувством. Его основными поприщами становятся воображение, фантазия и мечта.

Эмоции объединяют в себе:

  • вкусовые ощущения;
  • запахи;
  • звуки различных тональностей;
  • визуальные образы;
  • тактильное осязание.

Психиатры считают, что эти проявления становятся следствием нарушения деятельности правого полушария головного мозга. Тем не менее, они способствуют тому, что обе руки, правая и левая, у таких людей функционируют на очень высоком уровне.

Но их психические возможности находятся в отличном состоянии. Синестетики работают дизайнерами, становятся отличными танцовщиками, поэтами, художниками и др. Они синтезируют в одной картине звуковое и образное содержание, создавая настоящие шедевры.

Необходим подобный талант парфюмерам, поварам или акустикам. Врач или швея также должны уметь объединять в единое целое различные ощущения. Маленькие дети на вопрос о том, какой цвет они видят, часто отвечают: «громкий» или при ответе, вкусная ли каша, говорят, что она красная, хотя она белая или желтая.

Виды синестезии

Существует достаточно большой перечень разновидностей этого явления. К нему относятся следующие типы, как правило, объединяющие эмоции попарно.

  1. Акустико-тактильный ведет к тому, что человек соотносит части тела с различными музыкальными тонами.
  2. Графемно-цветовой вид характеризуется тем, что буквенная или цифровая информация обладает у таких людей окраской или объемом.
  3. Кинестетико-слуховой тип позволят распознать отдельные тона даже при полном их отсутствии при одновременном раздражении зрительного анализатора.
  4. Лексико-гастическийвид вызывает сочетание вкусовых и образных понятий.Например, человек при появлении друга испытывает ощущение, что он получил клубничное мороженое.
  5. Локализация последовательностей позволяет обозначить какие-то определенные цифры в виде набора точечной информации.
  6. Ольфакторно-звуковой тип помогает слышать даже малейшие звуки, преобразуя их в обонятельные стимулы.
  7. Ольфакторно-цветовой вид соответствует предыдущему, только тона преобразуются в окрашенные элементы.
  8. Порядковая лингвистическая персонификацияприводит к тому, что цифры, даты или порядковые номера, а еще различные литеры, представляются в виде знакомых человеку людей.
  9. Хроместезия дает возможность увидеть звук в виде цветового оттенка.
  10. Эмпатия касаний возникает тогда, когда человек испытывает те же чувства, что и его визави.
  11. Психиатры выделяют целый ряд подвидов, которые слишком сложны и фногофакторны для их точного истолкования. К ним относятся аурическая, эмоционально-цветовая или эмоционально-звуковая.


Почему возникает синестезия

Причины формирования явления изучены недостаточно. Ученые в наши дни исследуют людей, обладающих этим даром, но исчерпывающих ответов на свои вопросы они еще не получили. Сложности заключаются еще и в том, что наблюдения проводят специалисты разных наук и не всегда результаты их разработок корректируются между собой.

Основная гипотеза такова. У синестетиков картина мира не носит целостного характера. Их нейронные связи чересчур структурированы, причем каждый пучок отвечает за положенную ему информацию. Тем не менее, они тесно связаны между собой, что и вызывает возникновение синтетического образа.

В том случае, когда активизируется одна зона головного мозга, раздражение неминуемо затрагивает и другую, связанную с ней.

Ученые предполагают, что синестезия связана с тем, что человек не способен отчетливо разделить свои эмоции на составляющие, воспринимая их все разом.

Последователи теории кросс-активация считают, что у подобных людей происходит излишне тесное сращение двух участков мозговой ткани, в результате чего они начинают действовать как одно целое. Зона, которая анализирует звук, начинает взаимодействовать с участком, ответственным за распознавание цифр. Нередко явление возникает в результате травмы или органического поражения головы.

Существует мнение, что синестезия становится следствием генетического порока развития, в результате чего человек приобретает не свойственные ему возможности. Однако, гипотеза имеет мало подтверждений, так как нередко люди, обладающие этим даром, родились в семьях, где он раньше не встречался.

Некоторые нейропатологи уверены, что причина кроется в недостаточном развитии коры головного мозга и его оболочек. Они получают данные о том, что ребенок, у которого такие анатомические образования еще не до конца сформированы, часто имеет способности к синестезии. По мере разрастания головы, он постепенно теряет свои таланты. Однако, теория очень сложна для доказательств, так как младенцы не имеют возможности четко рассказать о своих ощущениях. Они не различают графическую информацию, не отличают запахи и с трудом воспринимают различные цвета.

Существует еще мнение, что синестезия является многофакторным явлением, включающим в себя все вышеизложенные причины. Ученые считают, что люди, подверженные подобному влиянию, просто более чувствительны к различным раздражителям, чем все остальные.

Они очень быстро воспринимают различную информацию, а их мозг не умеет ее обработать, предлагая сразу несколько вариантов ответа. Им проще даются иностранные языки, так как звук окрашивается в музыкальный тон, а буква ассоциируется с определенной окраской. Они очень часто пишут стихи или рисуют.


Признаки синестезии

К основным проявлениям феномена относятся:

  • бессознательность формирования ощущений;
  • восприимчивость;
  • впечатлительность;
  • высокая скорость реакции;
  • музыкальность;
  • непосредственность;
  • повышенная чувствительность к запахам;
  • развитая интуиция;
  • синтетическое мышление;
  • склонность к персонификации явлений;
  • тяга к символике;
  • способность к отчетливому различению графической символики;
  • творческий талант;
  • умение воспринимать большой объем информации;
  • утонченность;
  • художественное воображение;
  • яркая индивидуальность и т.д.

В совокупности возникает портрет человека, который слышит цвета или осязает вкусовые ощущения. Он не задумывается над природой явлений, считая их абсолютно естественными.

Некоторые из синестетиков могут классифицировать свои ощущения, но такой , скорее, исключение, чем правило. Если попросить людей проанализировать их эмоции, они быстро путаются и не способны объяснить, как все происходит. Определенная картина возникает у них сама собой, без их логического участия.

Наиболее развитые личности могут рассказать о своих ощущениях и даже показать зависимость между ними, но они встречаются очень редко, а их умение не всегда проявляется на практике. К тому же оно вызывает у них немалое затруднение, в результате чего их сложно задействовать в психологическом эксперименте.

Как развить синестезию

Многие творческие люди хотели бы обладать столь важным для них умением.

Для него существует ряд упражнений. К наиболее эффективным относятся следующие блоки.

  1. Нужно научиться соотносить разные классы явлений воедино. Например, при виде розы, следует постараться подобрать к ней мелодию или подумать о том, с каким материалом она ассоциируется.
  2. Требуется вообразить себе ряд известных личностей и придумать им другое профессиональное поприще. Стоит представить их в новой роли, а также обосновать свое видение.
  3. Очень полезным являются занятия йогой, дыхательные практики и медитация.
  4. Во время приготовления пищи желательно вспомнить определенную музыкальную тему или живописную картину мастеров искусств.
  5. Для активизации осязательных ощущений, необходимо с закрытыми глазами брать в руки предметы, на ощупь угадывать их природу, распознавать материал, из которого они сделаны и улавливать их запахи.
  6. Нужно взять поваренную книгу и медленно перечислить входящие в блюдо ингредиенты, представляя себе их вкус, запах и консистенцию. Их названия следует произносить их вслух.
  7. Требуется закрыть глаза и постараться в течение пяти минут услышать, что происходит вокруг. Стоит вообразить себе, как все происходит, присвоить явлению цифру или букву.

Развитие навыков синестезии позволит сформировать у себя элементарные способности. Упражнения делают самостоятельно, в одиночку, не затрачивая большого количества времени и сил.

Выполнять их необходимо до тех пор, пока умение не начнет превышать подобное у остальных знакомых людей. При обретении выраженных навыков нужно усложнять себе задачу.

Полезным станет чтение трудов по синестезии, где самым подробным образом описано это явление. Здесь же содержатся определенные программы развития такого необычного опыта при помощи упражнений для органов чувств.

Для тех, кто уже вполне успешно овладел первыми приемами синестезии, существуют более сложные задачи.


Им предлагается анкета для развернутого ответа на каждый вопрос и для анализа своих ощущений.

  1. Какого цвета Полонез Огинского?
  2. Какие ароматы сопровождают Полет Валькирий Вагнера?
  3. Во что одеты люди, которых себе представляют при исполнении Кармины Бураны Орфа?
  4. Какого цвета ноты в произведениях Морриконе?
  5. Какие эмоции вызывает определенная полька Штрауса и в чем хочется под нее станцевать?
  6. Что вспоминается при прослушивании романсов Чайковского?
  7. В зале какого объема должен прозвучать концерт из произведений Шуберта?
  8. Какое тепловое ощущение возникает при прочтении стихотворений Симонова?
  9. В какой цвет окрашиваются буквы в статье, рассказывающей о новом открытии и о полете в космос?

В конце следует упомянуть о людях, в полной мере обладавшим этим удивительным качеством. Синетстетиками были символисты Бодлер, Верлен, Рембо. В нашей стране феномен был свойственен поэтам К. Бальмонту М. Цветаевой, Б. Пастернаку. Отличался им писатель В. Набоков. В музыкальном мире им владели Римский-Корсаков и Скрябин.