Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы. Исследовательская работа по обществознанию «Формирование жизненных ценностей современной молодежи

Сергей Николаевич Белкин - главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Одной из важнейших категорий, используемых при анализе общественных процессов, является категория ценностей. Опуская в этой краткой заметке описание долгого и незавершенного пути, пройденного этим понятием от Платона и Гегеля до Сартра, Хайдеггера и других современных мыслителей, предложим свое видение механизма формирования ценностей и целей в процессе деятельности людей.

Человек осознанно или подсознательно действует по алгоритму, который можно представить в виде схемы:


Таким образом, утверждается, что первичным является одновременное возникновение идеала и стремления к нему. Идеал (образ), к которому не возникает стремления, не является идеалом. Идеал на первой - часто инстинктивной - стадии этически нейтрален: он не «плох» и не «хорош» и вообще может формироваться в виде эмоционально-чувственного образа с неопределенной семантикой. Смысловое оформление идеала - интеллектуальное, вербальное, семантическое и прочее - возникает на стадии осознания и формулирования цели. Лишь на третьей стадии формируются цен-ности - как качества ресурсов, условий и правил достижения цели, ведущей к идеалу. Алгоритм завершается «инвентаризацией» имеющихся и желательных средств достижения цели.

Все элементы и стадии этого алгоритма важны, но следует обратить внимание на то, что и формирование идеала, и определение цели, и выбор средств осуществляются под влиянием не только потребностей, но и этических норм, «фильтрующих» каждую стадию алгоритма. При этом этические нормы могут присутствовать в сознании (в том числе и в об-щест-венном сознании) как «продукты» прежних алгоритмов и в связи с этим восприниматься как «объективно существующие», но могут формироваться и заново в рамках вновь возникшего идеала и соответствующего алгоритма.

Личная жизнь каждого начиная с самого раннего возраста тоже подчинена этому алгоритму - касается ли это выбора профессии, спутника жизни, политических симпатий и соответствующих поступков. Здесь важно подчеркнуть определяющую роль «идеалов» - в какой бы форме они ни существовали в сознании или подсознании. С точки зрения течения общественной жизни, в этой роли выступают образы желаемого будущего, «надлежащего» общественного устройства. Наличие идеального образа - скажем, справедливого общества - не гарантирует успеха в его построении. Его отсутствие, однако, лишает общество даже надежды на субъектность, на стратегическое планирование, отвечающее стремлениям большинства.

В политической практике довольно часто подлинный идеал скрывается, а действия оправдываются ложными мотивами. Так, подлинным идеалом, например, некоего рядового политика является потребительский комфорт и власть над людьми. Формируется соответствующая внутренняя цель: быстрое стяжание личного богатства путем присвоения чужого имущест-ва кого-либо - другого лица, общественной группы, соседнего государства и т.п. При этом «нравственный фильтр» этого гипотетического политика либо его остановит, запретит брать чужое, либо окажется более прозрачным и оправдает присвоение имущества на том, скажем, основании, что в качестве объекта ограбления выбран «классово» или «религиозно» чуждый. Так сформируется один из элементов системы ценностей политика. Стремление к цели возведет в ранг высших цен-нос-тей и одновременно средств также и личную власть в стране, поскольку такое положение позволит реализовать задуманное. Власть можно обрести разными путями, в том числе, например, «демократическим». Поскольку для этого нужна массовая поддержка населения, то на поверхность, для публичного употребления выдвигаются ложные мотивы: борьба с «чуждыми» ради всеобщего блага или какие-то иные подходящие лозунги. А в качестве общественного идеала народу будет предложено, например, «вхождение в цивилизованный мир», «избавление от… зеленых человечков» и т.п. Народ, окормляемый пропагандой, наполнит этот образ собственными ожиданиями - в том числе и позитивными - и проголосует за политика.

Роль нравственных фильтров исключительно важна. Еще важнее - и опаснее! - их отсутствие. Жизненно необходимо осознанно применять существующие в сознании этические нормы, являющиеся наследием ранее пережитых алгоритмов или воспринятые из разного рода нравоучений. В этом смысле любой политический, экономический призыв, любая реформа есть прежде всего этический выбор. И не следует некритично соблазняться призывами.

К сожалению, этические нормы не действуют сами по себе, как закон всемирного тяготения. О них надо думать, помнить, заботиться об их применении. К несчастью, в современном обществе этический выбор глубоко завален огромными наслоениями идеологий, политических, культурных и бытовых предпочтений, возведенных в норму, в образец надлежащего поведения, в социально-политические и экономические парадигмы.

Важно также отметить исключительную роль и силу осознанных целей - как рациональных, так и метафизических. Именно цели определяют и «санкционируют» ценности и соответствующий тип поведения. Если целью является спасение души в хрис-тианском смысле, то это приводит нас к признанию хрис-тианских ценностей. Если целью является праведная жизнь, то мы стремимся придерживаться соответствующего поведения каждый день. Если целью является стяжание личного богатства и власти, то доминирующими ценностями будут признаны ценности индивидуализма, личные моральные установки отодвинут в сторону все прочие.

Еще одним фактором, влияющим на личное и общественное поведение, является тип мышления. При прочих равных условиях люди выбирают различные линии поведения, исходя не только из идеалов и нравственных критериев, но и из свойственных им склонностей, определяемых как менталитет или «национальный характер».

Люди бывают общительными и замкнутыми, экстравертами и интровертами. В каждом человеке и в обществе в целом сосуществуют эти два психотипа одновременно, но чаще всего один из них является доминантным. Выбирается и соответствующая линия поведения. Жизнь народа на протяжении столетий отбирает то сочетание линий поведения, которое наилучшим образом способствует выживанию и процветанию народа, сохранению его этических, духовных ценностей, осознаваемому народом историчес-кому предназначению. В каждом обществе сосуществуют две тенденции - самоутверждение и интеграция. Они не являются абсолютно непримиримыми, смертельно борющимися. В гармоничном обществе их борьба является диалектическим источником развития, но при условии наличия третьего - этического - фактора: христианское понимание мировой гармонии в ее высшей форме, в форме «неслиянного единства», символизируется в образе Святой Троицы. Человек же, ведомый своими побуждениями, разрушает эту гармонию, следуя, например, самоутверждению в непозволительно более высокой степени, нежели интеграции, «приспособив» под эти действия и собственную гибкую мораль. Поучительно сравнить самоутверждение и интеграцию как два типа мышления и два типа ценностей, воспользовавшись таблицей из книги Фритьофа Капры «Паутина жизни»:


Современное западное общество - а Россия тоже является западным обществом - переоценивает роль самоутверждения и индивидуализма. Именно экспансия, конкуренция, рост богатства и доминирование являются его и ценностями и целями. Отсюда - губительный консюмеризм и разрушающая мироустройство деятельность по стяжанию богатства, власти, порабощению одних другими, следованию ложным целям и ценностям.

Зная алгоритм формирования целей и ценностей, их неразрывную взаимосвязь с идеалами, этикой и типом мышления, можно корректировать целеполагание, вовремя усматривать угрозу ранее сложившимся ценностям, выявлять подлинные идеалы, замаскированные ложными, научиться распознавать политический обман и смертельные ловушки экономических парадигм.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь