Социология как наука: основные направления развития и современные тенденции. Фундаментальные вопросы и основные теоретические направления в социологии Тенденции социологии

Характерная черта современной социологии, начиная с начала ХХ века состоит в создании академической социологии, ориентированной на решение познавательных и практических проблем и опирающийся прежде всего на эмпирические факты, на наблюдение окружающейся действительности.

Современную социологию можно разделить на несколько направлений в зависимости от того, как она подходит к решению вопроса о взаимосвязи общества и личности:

  • 1). Общество – это система, которая не сводится к простой сумме индивидов, люди приходят и уходят, а общество остается. Прежде об этом писали Э. Дюркгейм, О. Конт, а в современной социологии данной позиции придерживаются Т. Парсонс (школа структурно-функционального анализа) и Л. Козер, Г. Дарендорф (теория конфликта).
  • 2). Следующий подход, напротив, главное внимание уделяет личности, без объяснения и понимания поведения которой невозможно создать социологическую теорию. Эта традиция связана с именами М. Вебера, А. Щюца (понимающая социология), Г. Блюмера (символический интеракционизм), Н. Лукмана (феноменология), А. Сикурел (этнометодология)
  • 3). Третья точка зрения сосредотачивает внимание на взаимодействии общества и индивида. Главные ее представители Питирим Сорокин и Д. Хоманс, основатель теории действия или обмена.
  • 4). Четвертый подход – марксистский, предполагающий активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

Теперь обрисуем наиболее влиятельные современные течения социологической мысли.

Неопозитивизм или естественно-научное направление в социологии, от позитивизма он отличается тем, что вместо органической системы вводит более абстрактные, математические понятия, не проводится прямых аналогий общества и человеческого организма и из биологии берутся лишь методологические принципы. Главная задача данного направления: поиск механизмов, обеспечивающих стабильность системы.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях:как название школы в социологии, которую основал Т. Парсонс и как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться как изменения всей системы в целом. Т. Парсонс (1902 –1979 г.г.) в своей работе « Социальная система» выделял четыре уровня социальной реальности: социальная система, культура, личность, организм и говорил, что для их функционирования нужно поддерживать ряд условий (поддержание ценностного образа системы, интеграция, адаптация или приспособление и целедостижение). Теория Т. Парсонса ориентирована на достижение социального равновесия в обществе и дает рекомендации по стабилизации системы. Нарушение равновесия означает гибель и дестабилизацию системы. Поддержать равновесие может ориентация деятеля на определенную ситуацию. Нормативные требования делают поведение людей и групп «предначертанными», соответствующими социальным ожиданиям. И всякие отклонения в этом плане влекут за собой изменения и нестабильность. Постепенно образцы поведения превращаются в институциональные нормы, затем правила изменяются и устанавливаются иные нормы. Институционализация по Т. Парсонсу – это процесс, когда общественная потребность начинает осознаваться как социальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Заслуга Т. Парсонса в том, что он создал теорию эволюционного развития общества.

Другой представитель структурного функционализма – Р. Мертон (родился в 1910 году) – с 1957 года президент Американской социологической ассоциации, большое внимание уделяет дисфункциям, рождающим социальные напряжения и противоречия. Под дисфункцией он понимает действия людей, пытающихся провести изменения существующего порядка. Это могут быть различные движения, в том числе и религиозные. Ведь религия не всегда функциональна, часто она несет дисфункцию (особенно яркий пример война католиков и протестантов, Варфоламеевская ночь во Франции, когда –погибли тысячи гугенотов, сторонников Генриха Наварского, убитых по приказу Екатерины Медичи).Р. Мертон выделяет явные функции социальных институтов, записанные в уставах, оглашенные и подконтрольные обществу (от президентской клятвы до конституции) и латентные, то есть скрытые функции, ориентированные на результат, которые осуществляются на самом деле. Например, танец дождя индейцев хопи – неизвестно, пойдет ли дождь, но индейцы вызывают его своим танцем. Формальная и реальная структура институтов в обществе часто различаются и возникающий двойной стандарт отношений и поведения создает условия для широкой вариантности поведения и конфликта «долженствований»: законодательных и жизненных. Состояние институтов является индикатором социальной мобильности системы: общество стабильно, когда функции институтов понятны и неизменны.

Р. Мертон соединил теорию с эмпирическим анализом и « посредником» между ними сделал теории « среднего уровня» - специальные социологические теории по отдельным конкретным областям, обобщающие собранный фактический материал (политическая социология, этнографическая социология, социология труда и управления, города и деревни, образа жизни и т.д. и т. п.). Примером социологического анализа Роберта Мертона является его теория аномии, когда в обществе разлагаются нравственные ценности и воцаряется «вакуум идеалов». Причину аномии он видит в противоречии между стремлением личности к богатству, власти, успеху и теми институтами в обществе, которые лишают людей законно достигнуть своих желаний. Мертон говорит, что такой конфликт присущ всем индустриальным обществам. Наряду с развитием академической социологии, он проводит серию эмпирических исследований в США, в частности по проблемам средств массовых коммуникаций.

Представители конфликтологии (К. Миллс, Л. Козер, Г. Дарендорф и другие) считают конфликт естественным и присущим всем обществам явлением, его можно прогнозировать и предотвратить, а иногда полезно разрешение конфликта и достижение качественно новой ситуации. При помощи конфликта сохраняется солидарность внутри группы, укрепляются межчеловеческие отношения, можно управлять социальными изменениями. Конфликт имеет три стадии развития: манифестация, кристализация и сам конфликт и урегулируется путем переговоров. Очень важной проблемой в связи с этим становится изучение поведения людей в конфликтных ситуациях.

«Понимающая » или феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) обращает внимание на внутренний мир человека, при этом понимание противопоставляется объяснению. Австрийский социолог Альфред Шюц (1899 –1959 г.г.)выделяет три типа понимания: обозначающий (в понятиях, которые уже есть у человека), классический (сопереживание другому) и понимание как умение восстановить ход рассуждений другого человека, сохраняя свой способ мышления. Он исходит из положения, что восприятие реального мира зависит от того, как человек определяет для себя те или иные события. Задача социологии, по его мнению, – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.

В 60-х годах ХХ века в социологии побеждает прикладная эмпирическая ориентация и активно развивается направление, получившее наименование «социальной инженерии». Проблемы, связанные с производством, с рабочими, осуществляющими процесс производства, с внедрением новых технологий выделились в своеобразную индустриальную социологию. Одним из первых представителей этой теории стал американский социолог Элтон Мейо (1880 –1949 г.г.). Самый знаменитый его вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии – это Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго в 1927 –1932 годах. Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к открытию роли –человеческого и группового факторов. Его основные выводы: 1. Человек – существо социальное и включенное в группу; 2. Иерархия подчиненности ограничивает свободу человека; 3. Руководители должны больше ориентироваться на людей, чем на продукцию.[ 82 ]

Автором теории экономического роста стал американский ученый У. Ростоу (родился в 1916 году). До него, в начале ХХ века, эту проблему решали исходя из аналогии с человеческим организмом, австрийский социолог К. Кларк разделил производство на первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающая промышленность) и третичное (торговля и услуги). У. Ростоу предложил 5 этапов развития обществ в зависимости от уровня технологического состояния:1). традиционное общество аграриев, где царит доньютоновский уровень науки; 2). переходный период – создания предпосылок для сдвига (увеличение промышленности, числа предприимчивых людей, появление национализма и централизованных государств); 3). Стадия «сдвига» – время первоначального накопления капитала и промышленных революций (в разных странах протекает по-разному – в Англии в конце ХУ11 века, во Франции и США – в середине Х1Х века, в России в 1890 –1914 годах, в Индии и Китае – середина 50-х годов ХХ века); 4). стадия зрелости –индустриальное общество (научно-техническая революция, рост городов и квалифицированного труда);5). «эра высокого массового потребления», когда главным становится не производство, а потребление и сфера услуг.

Концепция единого индустриального общества была разработана американским исследователем Даниелем Беллом (родился в 1919 году), которых все социальные явления пропустил сквозь призму технологического знания и разделил все общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.В рамках этого направления возникло множество различных течений, отражающих своеобразие развитие капитализма в разных странах. Их можно разделить на две большие группы: либеральные (американская модель развития Белла, Бжезинского, Тоффлера) и радикальные (европейская модель Арона, Турена). Но все они, расходясь в частностях, единодушно сходятся в определении стадий общественного развития: доиндустриальная (время господства сельского хозяйства, церкви и армии), индустриальная (время господства промышленности) и постиндустриальная (где царят знания). Если в индустриальном обществе основной конфликт между трудом и капиталом, то в постиндустриальном – между знанием и некомпетентностью. Главным в таком обществе становится сфера обслуживания и решающим становится не размер собственности, а уровень образования.

Прикладная эмпирическая социология, кроме « социальной инженерии» и теории экономического роста и индустриального общества включала в себя еще и течения логико-математические, основанные на индуктивно-статистическом методе (представители Коэн и Бейлок) и теории действия (Хоманс, Уоллес и Берг), последние видят задачу социологии в описании и объяснении связи между явлениями, в понимании закономерности социального действия, которая во многом определяется биологическим детерминизмом.

Современный эволюционизм ставит своей целью анализ социальной действительности в большом интервале времени. Основоположник современного эволюционизма Уорд Лестер Франк (1841 –1913 .г.), американский социолог, полагал, что главным в социологии является психология, а не биология. Отличие социальной жизни от природных процессов он видел в ее телическом, то есть осознанном характере. По Уорду первичная сила – это природные желания человека (голод, жажда, стремление к продолжению рода), на базе которых формируются более сложные моральные потребности. В качестве основного носителя коллективного «тезиса» Уорд рассматривал государство, возникающее из борьбы рас.

Наряду с вышеназванными направлениями в современной социологии встречаются учения на стыке двух или нескольких направлений, например, соединение функционализма с эволюционизмом наблюдается у П. Сорокина, синтез системного и эволюционного подходов – у К. Маркса.

Итак, мы видим, что развитие социологии как науки было тесно связано с рядом масштабных кризисов, что исследователи общества сталкивались со множеством проблем:

    изменением установок и парадигм (за время существования социологии сменилось три познавательных и четыре предметных парадигмы);

    совершенствованием теоретико-методологических подходов, которых сейчас насчитывается довольно много;

    дифференциацией представлений о предмете исследования, что привело к делению социологии на прикладную и теоретическую.

Рождение самой социологической науки произошло весьма драматически, она родилась в момент кризиса обществовеения, в момент обострения капиталистических отношений в обществе, когда требовалось ответить на многие жизненно важные вопросы и решить, с чего и как начать преобразования в обществе.

Интересную периодизацию социологии предлагает английский социолог М. Элброу , определяя первый этап ее становления как натуралистический (О. Конт называл новую науку социальной физикой, а Г. Спенсер видел в обществе социальный организм).

Второй этап можно назвать классическим, тогда сформировались научные школы и разные теории – социокультурный подход Э. Дюркгейма (Франция), рационализм М. Вебера (Германия), прагматизм микроструктурных исследований Д. Мида (США), цивилизационные циклы А. Тойнби (Англия), теория элит Г. Моска (Италия), генетическая социология М.М. Ковалевского (Россия).

На третьем этапе борьба школ переросла в плодотворное сотрудничество, но мир обществознания раскололся на две системы: конфликтологов (марксистов) и эволюционистов (структурных функционалистов). Социология идеологизировалась и началось противостояние социологических парадигм, война между критиками и защитниками современного капитализма.

Четвертый этап связан с проникновением социологии Запада в азиатский, южноамериканский и африканский регионы, что в свою очередь повлияло на социологов и они как бы « отуземились». В Африке и Латинской Америке в процесс познания социальной реальности часто привлекались неспециалисты, более того, социологи этих стран активно участвовали в процессе демократизации государств третьего мира.

Пятый этап, начавшийся в 90-е годы ХХ века, связан с осознанием глобализации современного мира. Социология вновь переживает кризис, возникают новые теории (« глобальной системы» И. Валлерштайна, «зависимого развития» Ф. Кардозо, «процессуальный образ» социальной реальности П. Штомпка).

Особые потрясения пережила западная социология, играющая в мировом обществоведении первую скрипку. Российский социолог Г.В. Осипов в связи с этим структурирует неопозитивистские традиции в предметной области таким образом: 1. исследование «социальных фактов» (Э. Дюркгейм) – структурный функционализм, теории социальных систем, конфликтологические теории; 2). анализ «социальных дефениций» (М. Вебер) – теории социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология; 3). изучение «социального поведения» (Б. Скинер) – бихевиоризм, теории социального обмена.

Для настоящего периода времени характерно отсутствие господствующей социологической теории, которая объяснила бы происходящие глобальные изменения в мире, неоконсервативная ориентация большинства социологических учений, их связь с политикой. Насущной задачей дня становится необходимость создания новой теории (метатеории). Осознание этого пришло, но осуществление - дело будущего. Ученые поняли, что общество не просто природный объект, оно отличается субъективностью и непредсказуемостью, что изучение общества не может быть объективным в силу заблуждений и предупреждений познающего субъекта и, наконец, исследователь не должен слепо полагать, будто его представления единственно верные и может делать лишь точные наблюдения об изменении социальной реальности. Возникают разнообразные интегральные теории – « структурализации» Э. Гидденса, «многомерной социологии» Д. Александера, « методологического индивидуализма» Р. Будона и другие.

Итак, сегодня необходимо «методологическое отступление» и «теоретическое наступление» в социологической науке, чтобы создать новую глобальную метатеорию общества как мирового социума на основе принципов историзма и многофакторности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)"

Кафедра «Менеджмент», специальность «Менеджмент организации»

РЕФЕРАТ

Тема: Основные направления современной социологии

Выполнил: студент

Матвеев Евгений Сергеевич

Преподаватель:

Давлетшина Лилия Авальевна

г. Новочебоксарск

1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)

2. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер)

3. Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау)

4. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули)

Список использованной литературы

1. Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон)

Структурный функционализм является ведущим направлением в социологии. Оно было очень тщательно разработано в работах Т. Парсонса и Р. Мертона. Рассмотрим их концепции более подробно. Т. Парсонс - ведущий профессор социологического факультета Гарварда вошел в историю науки как создатель нового направления.

Структурный функционализм в его работах очень тщательно и подробно разработан. Основные положения, которые были им сформулированы, выглядят следующим образом.

Структурный функционализм утверждает, что социальные действия являются единством трех подсистем: субъект действия, определенная ситуация и ценностно-нормативные предписания как условие действия. В результате формируется самоорганизующийся комплекс, который отличается волюнтаристичностью, нормативностью и символичностью.

В его рамках была разработана особая система анализа системы действий. В результате формируется четырехфункциональная схема, которая способна аналитически разделить общество на четыре подсистемы: поведенческий организм, личность, культура и социальная система.

Т. Парсонс значительное внимание уделял проблеме стабильности и устойчивости комплекса. Для нормального развития и существования социсистемы необходимо будет выполнение конкретных функций. Речь идет об адаптации к окружающей среде; целедостижении; интеграции, координации деятельности всех элементов; поддержании норм, правил и образцов.

Структурный функционализм Парсонса утверждает, что для адаптации необходима экономическая подсистема. Ее функциями являются целедостижение, интеграция с другими органами и поддержание системы норм.

Помимо этого большое значение выполняют органы социализации. Существующие в современности многочисленные общества не являются какими-то случайными разновидностями. Это - целая система, части ее друг от друга дифференцированы, но в то же время они интегрированы на основании взаимозависимости. функционализм социальный конфликт

Современный тип общества способен возникнуть только в эволюционной зоне. В настоящее время - это Запад.

Структурный функционализм Р. Мертона нацелен на анализ соцсистем на среднем уровне. В его основу положены несколько иные основания, нежели в концепции Т. Парсонса. Поскольку последний сосредотачивал внимание только на их функциях и функциональности систем и структур, которые обеспечивают социальный порядок.

Мертон же уделял свое внимание дисфункциям и дисфункциональности, которые приводят к увеличению напряженности, противоречий, нарушениям порядка в обществе. В таком случае речь идет о плохой адаптации основных его структур.

Центральным положением его концепции является учение о формах возникновения функций - скрытой и явной. Первая возникает, когда речь заходит о неосознанных и непреднамеренных последствиях социальных действий, а вторая - о преднамеренных и объективных.

Особое внимание Р. Мертон уделил разработке теории аномалий и девиантного поведения. Их появление ученым рассматривается как результат проявления кризиса, разлада, непорядка и дисфункциональностей в социальной системе. Определяющими факторами являются разложение нравственных ценностей и искажение идеалов в индивидуальном и общественном сознании. Он подробно изучал социологию профессий, медицины и науки.

Теория функционализма Р. Мертона выделяет пять типов адаптации: конформизм, когда общественные цели и способы достижения человеком полностью принимаются; инновационность, когда осмысливаются только социальные цели; ритуализм, когда признаются способы достижения; ретритизм отрицает и то, и другое; мятеж подразумевает наличие протеста.

2. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер)

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликта модели общества исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт каждый момент. Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов.

Его работы: "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" Для членов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например, в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов, что вызвало взаимные трения. Чтобы понять природу конфликта, необходимо понять природу интереса и способы его осознания субъектами конфликта.

И здесь, Дарендорф выделяет объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовывает "обе стороны" еще не являясь в буквальном смысле социальной группой, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорф называет их квазигруппами.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов и тем самым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации групп интересов.

Третий этап заключается в столкновениях тех или иных "идентичных" групп (например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.)

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет.

Льюис Козер: Он доказал, что решение проблемы социального порядка и обеспечение устойчивости социальной системы не исключает, а вполне допускает признание социальных столкновений.

Работы: "Функция социального конфликта" (1956). Л.Козер сделал акцент на позитивность функциях конфликтов, на раскрытии их интегрирующей и стабилизирующей роли в обществе.

Основа концепции Л.Козера - признание неизбежности социальных конфликтов в следствие неудовлетворенности тех или иных групп распределением в обществе власти, богатства и статусов.

Он разработал систему функций конфликта, выполняемых в социальных системах. Всеобъемлющих характер созданной Козером теории проявляется в том, что она охватывает широкий круг переменных явлений:

1) причины конфликта,

2) острота конфликта,

3) длительность конфликта,

4) функции конфликта.

Л.Козер установил, что влияние конфликта на социальные структуры зависит от типа структуры. В слабо структурированных группах и в открытых (свободных) обществах конфликт выполняет стабилизирующие функции, снимает напряжение между антагонистами.

В гибких социальных структурах индивиды, являясь антагонистами в одной конфликтной ситуации, выступают союзниками в другой ситуации. В жестко структурированных (закрытых) обществах влияние конфликта имеет обратный характер. Чем теснее группа, тем больше вероятность того, что конфликт будет более интенсивным из-за высокой степени вовлеченности членов группы в ее деятельность.

3. Теория социального обмена(Дж.Хоманс, П.Блау)

Теория социального обмена явилась попыткой движения от “чисто” социологического к “психологически окрашенному” представлению о человеке. Базовым положением теоретиков этого направления выступает положение о том, что социальное поведение может и должно быть объяснено в рамках научных представлений.

По их мнению, социальное поведение представляет собой взаимодействие людей, которое не может быть ни чем иным как процессом обмена, подобным экономическому. Поскольку правила экономического обмена доступны научному описанию, то нет никаких причин утверждать, что в отношении социального обмена это невозможно.

Теория обмена сегодня не представляет собой единой теоретической школы. Строго говоря, существует несколько теорий, разделяющих общее положение о том, что взаимодействие людей есть процесс обмена. При этом каждый из них имеет собственные взгляды на природу человека, общества и социальной науки. Мы рассмотрим концепции одного из основателей данного теоретического направления Дж. Хоманса и одного из крупнейших на сегодня теоретиков социального обмена П. Блау.

Джордж Каспар Хоманс (1910 г.) начинал свою карьеру как структурный функционалист. Его работа “Человеческая группа”(1950г.), заслужившая очень высокую оценку социологического сообщества, написана в лучших функционалистских традициях. Анализируя пять эмпирических исследований малых групп, Дж. Хоманс создает обобщения, пригодные для описания функционирования малых групп вообще.

В середине 50-х годов Дж. Хоманс порывает с функционализмом, ссылаясь на то, что функциональный подход неспособен теоретически объяснить поведение людей. Позднее, в 1964 г. в своем президентском обращении к Американской социологической ассоциации он объяснял этот разрыв, доказывая, что социальные явления могут быть объяснены только по отношению к мотивам действующих индивидов.

Теория должна не только открывать и описывать определенные явления, она также должна объяснять их, именно этим и определяется эффективность любой теории. Считая, что функционализм слишком сосредотачивается на уровне описания и ничего не делает для объяснения социальных явлений Дж. Хоманс ставил своей задачей создание теории, способной производить такие объяснения.

В отличие от сложившегося основного направления социологии рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс подчеркивал важность психологии при объяснении социального мира, тем самым подрывая с “социологизмом” Э. Дюркгейма.

Изменение взгляда на социальное действие предполагает и изменение взгляда на социальную систему. В отличие от Т. Парсонса, социальные системы у Дж. Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме.

Первое положение -- положение успеха -- состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

Второе положение -- положение стимула -- описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение -- положение ценности -- определяет, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремится произвести действие, направленное на его достижение.

Четвертое положение -- положение “насыщения-голодания” --определяет , что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды.

Пятое положение -- положение “агрессии-одобрения” -- определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

Этот набор из пяти положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так ли иначе в любой ситуации. Более того, Дж. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов.

Для объяснения социальной стратификации Дж. Хоманс вводит еще один принцип -- принцип дистрибутивной справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Отсюда, социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов общественное целое.

Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей (как у Т. Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, и следовательно, свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическим правилам.

Преодолеть эти трудности объяснения макропроцессов в рамках парадигмы социального обмена попытался другой социолог -- Питер Майкл Блау (1918 г.). Он разделяет многие положения теории Дж. Хоманса, в особенности привлечение последним психологического бихевиоризма.

Однако различия в их концепциях гораздо сильнее, чем внешнее сходство. Если Дж. Хоманс движется в направлении психологического редукционизма, то П. Блау,наоборот, предостерегает от игнорирования самостоятельности социальных явлений. Он различает два уровня этих явлений: уровни микро- и макроструктур. Оба эти уровня имеют, согласно П. Блау, гораздо больше различий, чем сходств. И если правила бихевиоризма способны хорошо объяснять микроструктурный уровень, то в приложении к макроструктурам, -- по крайней мере таким, как власть и стратификация, -- они уводят исследователя от адекватного понимания. Поэтому П. Блау ставит своей задачей синтезировать теорию обмена с концепцией социальной структуры.

Разделяя положения обмена Дж. Хоманса, П. Блау утверждает, что далеко не все социальные отношения могут быть рассмотрены как процессы обмена, а лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям.

Согласно П. Блау, та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества. Особую неудовлетворенность вызывает у него попытка объяснения феномена власти психологическими правилами, предпринятая Дж. Хомансом.

Беря за основу веберовское определение власти, П. Блау показывает, властные отношения возникают как один из частных случаев социального обмена. Они появляются в том случае, если один из участников процесса обмена обладает монопольным правом на некоторое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить.

В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду - навязывая свою волю другим участникам. Развиваясь, этот процесс приводит к образованию системы рангов или социальных статусов - социальной стратификации. Но социальный обмен определяет лишь возможность и способ становления властных отношений. Для того чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена -- т. е. должна быть легитимирована. Объяснение же процесса легитимации, по мнению П. Блау, невозможно без концепций норм и ценностей, являющихся не продуктами обмена, а продуктами социализации и основанными на определенной системе культуры.

Таким образом, концепция П. Блау представляет собой механическое соединение положений теории обмена и структурного функционализма. Он привлекает теорию обмена и правила бихевиоризма для объяснения межличностного взаимодействия, тогда как, переходя к макроструктурам, предпочитает использовать функциональные категории. Единственное, что он вносит объяснение социальных структур, так это то, что некоторые из них основаны на процессах обмена (чего не отрицал и Т. Парсонс), но в то же время эти процессы не определяют условий их существования и изменения.

Теория социального обмена, пытаясь объяснить поведение людей, либо впадает в психологический редукционизм, либо приходит к структурно-функциональному описанию, снабжая его терминологическими поправками, не меняющими сущности теории. К сожалению, сегодня мы вынуждены выбирать между теорией с хорошо развитыми причинными интерпретациями, но сильно упрощающей реальный мир, и теорией, мало пригодной для объяснения, но сосредотачивающей свое внимание на действительной сложности и многомерности социума.

4. Символический интеракционизм (Дж.Мид, Ч.Кули)

Символический интеракционизм - направление, обратившееся к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. Суть в том, что поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни. Жизнь- это повседневное взаимодействие. Они считают, что личность и общество(«другие»)- это продукт коммуникации, ролевого взаимодействия (интеракция) между людьми. Общество- это сумма межличностных взаимодействий «Я» и «Ты», «Я» и «другие».

Личность воспринимает себя как таковую не прямо и непосредственно, а косвенно через точки зрения других индивидов, как правило схожей социальной группы. Эта группа формирует из себя индивидов. Основы символического интеракционизма концентрировались в Чикагской школе социологии. Представители этого направления в социологии- Это Ч. Кули, В. Джеймс, Дж.Г.Мид, М. Кун,Г. Блумер, Дж. Хоманс А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс.

Теория зеркального «Я» - согласно ей человек общается с различными первичными и вторичными группами и его представления о себе отражают представления о том, что думают про него другие.

Функционалисты и конфликтологи уделяют основное внимание «макроструктурам» общества, а представителей символического интеракционизма, как правило, больше интересуют «микроаспекты» социальной жизни. Символические интеракционисты изучали социальное взаимодействие индивидов и задавались вопросом, как им удается согласовывать свои действия.

Символический интеракционизм в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.

Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Джордж Герберт Мид (1863--1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протекания социальных процессов. Но когда дело касалось исследования внутренних фаз реального поведения или деятельности, его теория не была бихевиористской. Наоборот, утверждал американский ученый, она непосредственно связана с исследованием этих процессов «внутри» поведения как целого. Стремясь определить, как сознание рождается в поведении, эта теория идет, так сказать, от внешнего к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему.

Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий) и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. В процессе ролевого исполнения происходит интериоризация связанных с ролью значений.

Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.

Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Герберта Блумера (1900--1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и конвенциональна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц -- актеров. Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения.

Следуя терминологии М. Вебера, развивавшего ранее во многом сходные идеи, некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».

Уязвимость многих положений символического интеракционизма бросается в глаза представителям других школ социальной психологии. Так, по их мнению, сторонники символического интеракционизма недопустимо пренебрегают исследованием биогенетических и психогенетических факторов, а иногда и вовсе отрицают их существование, крайне мало внимания уделяют и бессознательным процессам в человеческом поведении, в результате чего затрудняется изучение мотиваций, а познание реальных «движущих сил» человеческого поведения подменяется описанием заданного культурой «словаря мотивов» или других форм «рационализации» совершаемых поступков.

Представители символического интеракционизма подчеркивают, что люди -- социальные существа. Однако в отличие от муравьев, пчел, термитов и других насекомых, ведущих общественный образ жизни, мы практически не обладаем врожденными моделями поведения, которые связывали бы нас друг с другом. Если у нас по существу отсутствуют заложенные природой механизмы социального поведения, то как может возникнуть общество? Представители символического интеракционизма находят ответ в способности людей общаться посредством символов.

Следуя традиции Дж.Г.Мида, представители символического интеракционизма утверждают, что мы совершаем действия, сообразуясь с значением, которое в них вкладываем. Значение не есть нечто, изначально присущее вещам, это свойство, которое проистекает из взаимодействия людей в их повседневной жизни (Блумер).

Другими словами, социальная реальность создается людьми, когда они действуют в этом мире и интерпретируют происходящие в нем события. Как отмечает социальный философ А. Шюц, таких вещей, как факты, строго говоря, просто нет.

Мы выбираем факты из универсального контекста посредством деятельности своего мозга, и по этой причине все «факты» суть творение человека. Соответственно, представители символического интеракционизма считают, что мы воспринимаем мир как сконструированную реальность.

Все это приводит представителей символического интеракционизма к выводу, что если социологи хотят изучить жизнь общества, они должны сначала понять слова и поступки членов этого общества, приняв их точку зрения. Эта теория в значительной мере испытала влияние веберовской концепции понимания (Verstehen).

Дж. Хоманс - основатель теории обмена, создал ее в 50,60-е годы 20 века. Он полагал людей социальными, общающимися между собой. Хотел дать психологические объяснения социального поведения людей. Он понимал социальное поведение как обмен деятельностью, более или менее вознаграждаемой между по меньшей мере двумя лицами.

В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» он изучает психологию поведения, примененную к конкретным ситуациям. Это социальное поведение, при котором действие каждого из двоих подкрепляет или подавляет действия другого, и при котором действие каждого соответственно влияет на другого.

Но нового определения для социального поведения в отличие от индивидуального он не дает. Он считает, что законов последнего достаточно, надо лишь учитывать особенности феномена взаимного подкрепления, которые регулируются выработанными им постулатами - правилами.

Первый постулат - успеха: чем чаще человеческие действия поощряются, тем вероятнее воспроизведутся. 1) увеличение частоты наград увеличивает действия; 2) чем короче время между действием и наградой, тем вероятнее повтор действия; 3) нерегулярные вознаграждения больше регулируют, чем регулярные, так как наступает пресыщение.

Второй постулат - стимула: если прежний стимул был связан с поступком, то похожий стимул вызовет схожий поступок.

Постулат ценности: чем более ценными кажутся человеку его действия, тем больше вероятность, что он их воспроизведет.

Постулат депривации: пресыщения. Чем регулярнее поощрения, тем они не эффективнее, так как происходит привыкание.

Постулат агрессии: при не получении привычного, ожидаемого поощрения - гнев, агрессия.

Дж. Хоманс критикуется за механицизм, психологизм, его теория считается применимой только для микроуровня и не актуальной для социальной системы в целом. Вместе с тем его постулаты полезны при осмыслении индивидуального поведения людей, поведения в малой группе и на производстве, в коллективе в процессе труда.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. -- М.: Аспект Пресс, 1996. -- 375 с.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. / Общ.ред. и предисл. П.С.Гуревича. -- М.: Издательская группа «Прогресс»-«Политика», 1992. -- 606 с.

3. Введение в социологию: Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -- 215 с.

4. Гумплович Л. Основы социологии / Пер. под ред. В.М.Гессена. - СПб.: Издание О.Н.Попова, 1899. -- 360 с.

5. Давидюк Г.П. Прикладная социология. -- Минск: Выш. школа, 1979. -- 219 с.

6. Жуков В.И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. -- 2-е изд., доп. -- М.: Союз, 1995. -- 335 с.

7. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). -- 3-е изд., доп. -- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. - 313 с.

8. История социологии: Учеб. пособ. / Под общ. ред.: А.Н.Елсукова и др. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Минск: Выш. шк„ 1997. - 380 с.

9. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. -- СПб.: , 1897. - 418 с.

10. Кареев Н.И. Основы русской социологии / Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И.А.Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. -- СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996. -- 368 с.

11. Ковалевский М.М. Современные социологи. -- СПб.: Тип. Л.Ф.Пантелеев, 1905. --413 с.

12. Кон И.С. Социология личности. -- М.: Политиздат, 1967. - 382, с.

13. Кравченко А.И. Социология: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей. -- М.: «Московский Лицей», 1996. -- 367 с.

14. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы: Учебник для высших учебных заведений / Московский Государственный ин-т междунар. отношений МИД РФ (МГИМО-Универ-ситет). -- М.: Изд-во «Анкил», 1997. -- 404 с.

15. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX -- начала XX века. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -- 183 с.

16. Медушевский А.Н. История русской социологии. - М.: Высш. шк., 1993. - 316 с.

17. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. -- М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -- 288 с.

18. Основы социологии: Курс лекций / А.И.Антолов, В.Я.Нечаев, Л.В.Пиковский и др. / Отв. ред. .Г.Эфендиев. -- М.: Об-во «Знание» России, 1993. -- 383 с.

19. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций: Для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев. -- М.: «Владос», 1995. -- 189 с.

20. Российская социологическая энциклопедия / Под общ.ред. Г.В.Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. - 664 с.

21. Словарь прикладной социологии / Сост. К.В.Шульга: Редкол.: Г.П.Давидюк (отв. ред) и др. -- Минск: Изд-во «Университетское», 1984. -- 316 с.

22. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч.ред. издания на рус. яз. В.А.Ядов. -- М.: Феникс, 1994. -- 687 с.

23. Социологический словарь / Сост.: А.Н.Елсуков, К.В.Шульга; Науч.ред. Г.Н.Соколова, И.Я.Писаренко; Редкол.: Г.П.Давидюк (отв.ред.) и др. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Минск: Университетское, 1991. -- 528 с.

24. Социологический словарь / Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайан С.Тернер: Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. -- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. - 405 с.

25. Социология / Г.В.Осипов (руковод. авт.кол.) и др. - М.: Мысль, 1990. - 446 с.

26. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Издательство Ин-та социологии РАН, 1998. - 694 с.

27. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др.: Редколлегия Г.В. Осипов (отв.ред.), Л.Н.Москвичев (отв.ред.) и др. -- М.: Аспект Пресс, 1996. - 460 с.

28. Социология: Учеб. пособ. / Э.В.Тадевосян. С.А.Кравченко, М.О.Мнацаканян М.О. и др. / Общ. ред. Э.В.Тадевосяна. -- М.: Знание, 1995. -- 270 с.

29. Социология: Учеб. пособ. для вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцина; А.В.Воронцов и др. -- СПб.: Образование, 1993. -- 199 с.

30. Социология: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Дани-лов и др.; Под ред. А.Н.Елсукова (отв.ред.) и др. -- Минск: «ТетраСистемс», 1998. - 559 с.

31. Социология: Учебник для высших учеб. заведений / Г.В.Осипов, А.В.Кабыща, М.Р.Тульчинский и др.: Ред-кол. Г.В.Осипов (отв.ред.) и др. -- М.: Наука, 1995. -- 373 с.

32. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений. -- М.: «Логос», 1997.- 301 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные положения теорий символического интеракционизма Дж.Г. Мида и функционального подхода Р.К. Мертона. Объяснение социального взаимодействия между верующими с данных позиций. Сравнение эвристичности теорий для объяснения феномена религиозности.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2014

    Особенности развития западной социологии во 2-й половине XX в. Вклад в развитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера. Основные постулаты теории социального обмена Дж. Хоманса. Основные подходы к изучению социальных изменений.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Конфликт как важнейший фактор общественного развития. Основные подходы в социологической теории к пониманию сущности конфликта. Конфликтный функционализм Льюиса Козера. Особенности конфликтологии Ральфа Дарендорфа. Создание единой теории конфликта.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Т. Парсонс и его формулировка основ структурного функционализма. Социализация как динамическое ядро социальной системы. Развитие теорий социальных изменений. Основные положения теории социального конфликта, теории социальных систем и структурализма.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие, предмет и основные причины конфликта, его структура и сценарии. Сущность теорий социального конфликта Г. Спенсера и У. Самнера. Концепция функционализма американского социолога Т. Парсонса. Диалектическая "общая теория конфликта" К. Боулдинга.

    реферат , добавлен 17.01.2013

    История возникновения символического интеракционизма, его развитие в концепциях Д.Г. Мида и Ч. Кули. Символический интеракционизм на современном этапе. Проблема символического взаимодействия. Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гофмана.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2014

    Концептуальные основы неопозитивизма и структурного функционализма современной западной социологии. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке. Разработка теории постиндустриального общества. Макро- и микросоциологические теории общества.

    реферат , добавлен 30.05.2015

    Структурно-функционалистская парадигма Альфреда Брауна и Парсонса, разработка теории социального действия. Представители феноменологической социологии: Щюц, Бергер и Лукман. Бихевиористические взгляды Скиннера и символический интеракционизм Кули и Мида.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    Разработка теории социального обмена. Последовательность перехода от микро к макро социологическим изменениям. Описание теории социального обмена. Типы социальной организации. Формулирование принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Теории фундаментально-структурного развития и социального конфликта. Факторы, определяющие структуру социального действия. Субъективная мотивация индивида, группы. Конфликт как важнейший фактор общественного развития. Общая теория конфликта К. Боулдинга.

Основные направления современной социологии

Современная социология отличается необычайным разно­образием научных школ и направлений. Все они бывают разделœены на две большие группы: макросоциологические тео­рии и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и тео­рия социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функ­ционализма разработал видный американский социолог Скотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматри­вать общество как целостную систему, состоящую из функ­ционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и Другие общности, внутри которых и между которыми ус­танавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее Полную картину общества. Естественно, при таком подхо­де менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей:

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

‣‣‣ приспособление к окружающей среде (адаптация);

‣‣‣ определœение и достижение целœей (целœедостижение);

‣‣‣ координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

‣‣‣ снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целœедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологи! сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются америкайский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р.
Размещено на реф.рф
1913) - автор теории позитивно-функционального конфликта͵ в рамках которой обосновываете! главный тезис, что стабильность социальной системы исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, ее социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козер социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуре поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые соци­альные институты и нормы, но и стимулируют экономи­ческий и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфлик­тологии внес Ральф Дарендорф (р.
Размещено на реф.рф
1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех поло­жениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несо­гласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способ­ствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, воз­можность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и под­чинœение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохра­нить, а другие лишены власти и хотят изменить существу­ющее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием обще­ства, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разре­шаться на базе существующих в обществе норм и пра­вил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в де­мократическом, открытом обществе, для которого харак­терны политический плюрализм, гибкая система управле­ния и высокая мобильность.

В случае если структурный функционализм и конфликтология веследуют социальные явления и процессы на уровне об­щества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их со­циальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального об­мена,

Создателœем теории символического интеракционизма является известный американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (4863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах Герберта Блумера (1900-1986). Исходя из этого:

‣‣‣ люди действуют, руководствуясь прежде всœего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

‣‣‣ сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

‣‣‣ символические значения возникают и изменяются по средствам их интерпретации и переопределœения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представителœей символического интеракционизма считают, что изучению непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить всœе социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог АлырреяШ Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повсœедневной жизни людей, анализ обыденного сознаниями Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичными форм организации повсœедневной жизни, поскольку мир - ʼʼвысшая реальностьʼʼ, где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателœем которого считается американский социолог Г. Гарфинкелъ (р.1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующий деятельность людей.

При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка объдинœения скрытых механизмов межличностных взаимоотно­шений в повсœедневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное нало­жение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов ко­торой является американский социолог Джордж Хоманс (.1910-1989), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ за­ключалось ʼʼприменении принципов бихевиоризма (бук­вально ʼʼнаука о поведенииʼʼ от англ. behaviour - поведе­ние) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стре­мятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

‣‣‣ принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

‣‣‣ принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет вос­производиться данный тип действия;

‣‣‣ принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата͵ тем больше прилагается усилий для его дости­жения;

‣‣‣ принцип ʼʼнасыщенияʼʼ: когда потребности близки к на­сыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворе­ния.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определœенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия намети­лась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в разви­тии современной социологии.

Основные направления современной социологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные направления современной социологии" 2017, 2018.

Современная социология отличается необычайным разно­образием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические тео­рии и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и тео­рия социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функ­ционализма разработал видный американский социолог Скотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматри­вать общество как целостную систему, состоящую из функ­ционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и Другие общности, внутри которых и между которыми ус­танавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее Полную картину общества. Естественно, при таком подхо­де менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей:

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, латентную функцию - институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологи! сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются америкайский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) - автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновываете! главный тезис, что стабильность социальной системы исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, ее социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козер социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуре поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.


За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые соци­альные институты и нормы, но и стимулируют экономи­ческий и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфлик­тологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех поло­жениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несо­гласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способ­ствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, воз­можность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и под­чинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохра­нить, а другие лишены власти и хотят изменить существу­ющее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием обще­ства, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разре­шаться на основе существующих в обществе норм и пра­вил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в де­мократическом, открытом обществе, для которого харак­терны политический плюрализм, гибкая система управле­ния и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология веследуют социальные явления и процессы на уровне об­щества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их со­циальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального об­мена,

Создателем теории символического интеракционизма является известный американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (4863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах Герберта Блумера (1900-1986). Исходя из этого:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются по средствам их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представителей символического интеракционизма считают, что изучению непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог АлырреяШ Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознаниями Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии - открытие общих, типичными форм организации повседневной жизни, поскольку мир - «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Г. Гарфинкелъ (р.1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующий деятельность людей.

При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка объдинения скрытых механизмов межличностных взаимоотно­шений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное нало­жение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов ко­торой является американский социолог Джордж Хоманс (.1910-1989), которое за­ключалось «применении принципов бихевиоризма (бук­вально «наука о поведении» от англ. behaviour - поведе­ние) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стре­мятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет вос­производиться данный тип действия;

принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его дости­жения;

принцип «насыщения»: когда потребности близки к на­сыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворе­ния.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия намети­лась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в разви­тии современной социологии.

Общество, в котором мы живем, порождает множество вопросов о смысле жизни, о причинах возникновения тех или иных отношений и явлений общественной жизни. закономерностях его развития, общественных отношениях и социальных институтах аккумулирует мысли и идеи философов, политиков, педагогов, естествоиспытателей, литераторов и представителей других областей научного знания.

Социология как наука отличается от других общественных наук применением научных методов к изучению общества, значительным практическим использованием в функционировании общества.

В России непосредственно социологические теории стали формироваться с середины девятнадцатого века. Социология как наука складывается в различных направлениях, которые формируют научные школы. При анализе истории общества, его структуры, специфики развития социологи выбирают разные общенаучные подходы: демографический, психологический, групповой, культурологический и другие.

Необходимо отметить, что на протяжении всего периода развития российской социологии, на формирование социологических концепций и теорий оказали огромное влияние труды западных социологов. К ним можно отнести основоположника социологии О.Конта, который предложил термин «социология», понятие «система», обосновал стадии исторического развития. Не менее влиятельными для российской социологии оказались идеи Э.Дюркгейма, М.Вебера. А труды Карла Маркса стали основополагающими для политической идеологии России на протяжении почти семидеятилетнего исторического периода. Однако можно говорить о взаимовлиянии отечественной и западной социологии. Русские социологи Н.Я. Данилевский, Н.К. Михайловский, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, П.А. Сорокин внесли весомый вклад в развитие мировой социологической мысли.

Среди наиболее общих направлений развития социологии выделяют социальную философию. Она основана на поиске универсальных законов развития общества. Центральной идеей, к которой обращались представители различных течений в рамках данного направления (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Данилевкий, П.Сорокин), является идея о культурно-исторических в основе которых лежат культуры разных народов (например, египетская, вавилонская, греко-римская, русско-сибирская, славянская, еврейская и другие). Некоторые социологи предполагают о невозможности длительного сосуществования различных культур, которые должны развиваться по индивидуальному пути.

Другое направление развития социологии - марксизм - объединил в себе конфликтологические теории, основанные на экономической борьбе, идеологической конфронтации различных социальных групп. Марксизм в интерпретации В.И.Ленина и его сторонников сыграл решающую роль в историческом развитии России.

В западной социологии выделился неомарксизм (Германия, 30-е годы двадцатого столетия). От идей отчуждения человека, отрицания идеологии, неомарксизм в современной социологии утверждает идею невозможности устранить конфликты между социальными группами: борьбу за власть, за духовное лидерство, соперничество в перераспределении доходов, которые являются основными причинами развития общества.

Как наука активно формируется в рамках технократического направления, достаточно популярного в западных и отечественных социологических кругах. Одним из течений является глобализация современной социологии. Чистое выделение европейской и американской линий развития социологической науки, проявившееся в середине двадцатого столетия, на сеодняшний день стирается. Общечеловеческие проблемы заставляют социологов объединять усилия. С другой стороны очевидно, что и эволюционный, и конфликтологический принцип развития общества имеет место в истории. Поэтому интеграция различных социологических теорий становится объективной необходимостью в развитии социологии. Несомненно, что значение социологии для развития современного общества велико. Она оказывает влияние на формирование общественного мнения, принятие политических решений.

В структуре современной социологии активно развиваются различные отрасли социологического знания: социология молодежи, социология организаций, социология знания, социология религии и другие.