Стим гринлайт закрывают. Закрытие Steam Greenlight и восход Steam Direct

Буквально вчера в оффициальном блоге Steam, появилась запись под незамысловатым названием "Эволюция Steam (Evolving Steam, ориг. )", в котором рассказывается о новом подходе к публикации новых игр в магазин Steam.

Всё это пока в теории! Я всё это прекрасно понимаю и всегда понимал. Более того, именно с такими идеями вообще и начинал разработку своей игры. И начал искать аудиторию для своей игры и собирать, так называемую комьюнити, уже после первого месяца разработки! И продолжаю до сих пор. Какая-то аудитория набралась, но очень небольшая. А вот как собрать большую, пока для меня так и осталось загадкой. Во всяком случае я делал всё возможное, исходя из своих сил и конечно того количества времени, которым я для этого располагал. И в результате я пришёл только к одному выводу о том, что абсолютно всё делать самому и всё успевать просто нереально и хотя бы продвижение проекта, PR и набор аудитории, надо доверить профессионалам, которые знают в этом толк и у которых в этом деле большой опыт! Самому всё это качественно делать, при этом ещё и качественно продолжать разработку игры, просто нереально! Физически никак не хватит на всё времени. Так что я теперь думаю найти каких-то пиар-агентов, которым я заплачу немаленькие деньги и которые помогут мне наконец продвинуть проект и найти действительно достаточно большую аудиторию. Похоже, что по другому никак. И вот после этого желательно переходить именно в Стим, потому как большая аудитория поможет дать быстрый и качественный старт продажам игры, а также уже в самом Стиме подтянется большая и целевая аудитория;)
Ну как-то так.
prog :

Dreaman , нигде нет такой волшебной кнопки, чтобы вжух и сделать игру популярной, в один день собрать комьюнити и заработать миллионы. :)

Я почему-то предполагал, что ты напишешь нечто подобное в ответ на мой вопрос;)
Это всё понятно.
И на мой взгляд, именно с помощью платформы Steam добиваться подобных результатов, о которых ты написал, проще, удобнее и эффективнее, чем где либо ещё. Но изначальная стартовая аудитория, которая даст некий стартовый и достаточно мощный импульс проекту, безусловно нужна. Это я прекрасно понимал, ещё даже до того как начал разработку своей игры;) И изначально я тоже даже не думал ни о каком Стиме. Он у меня тоже был где-то в планах на далёкое будущее. Думал, что выпущу свою игру своими силами, куда-нибудь выложу и так далее. Но со временем понял, что Стим наиболее эффективен в распространении игры и так или иначе очень желательно именно там зарелизить свой проект;) Это моё личное мнение! Можешь конечно со мной не соглашаться, но я буду именно в этом направлении двигаться;)

Этот комментарий был скрыт. Нажмите, чтобы развернуть...

Этот комментарий был скрыт. Нажмите, чтобы развернуть...

prog , то что ты так подробно расписал, мне тоже уже давно понятно и во многом я с тобой согласен;) Более того, многое из этого я уже давно стараюсь реализовывать на практике, а не просто теоретически рассуждать об этом. И как показала практика и как я уже писал выше - одному на всё это очень не хватает ни времени, ни сил, к сожалению. Именно поэтому, опять же как я писал выше, нужны люди, которые будут профессионально и качественно заниматься продвижением проекта и работой с комьюнити! По-моему, это вполне логично.
А вот по поводу Стима, пока я не вижу достаточно хорошей ему альтернативы. Может я просто пока слабо изучил этот вопрос. Какие именно площадки ты считаешь достаточно хорошими для размещения игры, которые смогут быть реальной заменой Стиму?

Для тех кто не читал оригинал новых публикаций от валва, но каким-то чудом заглянет сюда в комменты, краткая выжимка текущего положения дел со стим директом:

правила игры на старте такие:

  • заполняешь документацию
  • платишь 100$
  • ждешь 30 дней
  • получаешь свой первый appid
  • дополнительные appid покупаешь за 100$ каждый
  • настраиваешь страницу, заливаешь билды
  • ждешь пока валвовские QA пройдутся по игре, заявлено 1-5 дней
  • за две недели до релиза вешаешь страницу "coming soon"
  • если игра набрала больше 1000$, то стартовый взнос возвращается со следующей транзакцией в твою сторону от валва (применяется к каждому appid по отдельности)

Компания Valve объявила о прекращении работы площадки Steam Greenlight. Этот сервис предназначался для проверки возможной популярности новых игр от независимых разработчиков.

Steam Greenlight официальном прекратил свою работу

Скриншот: © L!FECgfbc,j

Что будет с Greenlight до запуска Direct?

Сейчас сервис Steam Greenlight более не принимает новые приложения и игры. Те проекты, которые до сих пор находятся на рассмотрении, будут проверены в течение следующей недели. Одобрение получат далеко не все, так как некоторые не успели набрать достаточное количество голосов. Позже их можно будет добавить в Steam Direct.

Зачем нужен Steam Direct?

Запуск нового сервиса - одно из больших изменений, которые вносит компания Valve. Это необходимо для противодействия злоумышленникам. Создатели Steam предполагают, что новая система позволит достойным проектам обратить на себя внимание игроков, а также даст возможность Valve более тщательно проверять личность разработчика.

Для того чтобы предложить свою игру через Steam Direct, разработчикам нужно будет заплатить 100 долларов.

Итоги Steam Greenlight

За время работы сервиса более ста проектов заработали по миллиону и более долларов. Компания Valve считает, что благодаря этой системе был существенно снижен порог вхождения в Steam для разработчиков. Несмотря на это, компания уверена, что достигнутых результатов недостаточно.

Буквально сегодня корпорация объявила что уже этой весной один из компонентов Steam будет закрыт. А именно будет закрыт, а на его замену придет новый сервис - Steam Direct .

Напомним, что сервис давал разработчикам право через отбор публиковать свои игры в каталоге Steam . Разработчикам надо было достигнуть определенной отметки «за» и тогда продукт был бы дан «зеленый свет ». Но это теперь стало не удобно.

Помимо удобства не давал разработчикам полной картины происходящего с их продуктом - то есть, им было не особо известно, через какое количество времени их продукт достигнет нужной отметки голосов, когда приступать к реализации проекта и тому подобное. По этому закрывает этот проект, и тем самым убираем "барьер" между разработчиками и сообществом.

На недавнем круглом столе для прессы, Эйден Кролл заявил, что текущее положение не устраивает как компанию, так и разработчиков и сообщество. В общем не довольны все. Так же он сообщил что новый сервис Steam Direct будет иметь функцию QA на этапе создания релиза игры для Steam . То есть, внутреннее тестирование игры на наличие багов, вирусов и готовности проекта к публикации. Сейчас Greenlight такого не умеет, и это очень и очень плохо.

Эйден Кролл (Valve)

«Как разработчик я выкладываю свою игру в Greenlight и не знаю, сколько времени уйдет на то, чтобы она получила "зеленый свет". И для меня это становится проблемой. Смогу ли я выпустить игру к такой-то дате? Когда я должен начинать работу с игроками? Когда я должен поговорить с журналистами об игре? Если в этом процессе появляется элемент непредсказуемости, это только добавляет трудности для самих разработчиков»

Еще одной из причин стало модерация продукции. Том Гардино из Valve так же сказал: «Только за прошлый год, в сервисе Steam зарегистрировалось более 16 миллионов пользователей . Это очень много, их всех отследить очень трудно».

Том Гардино (Valve)

«Одна из вещей, которую мы видели в том, что число разработчиков из страны растет в Steam, так же количество клиентов из этой страны растет. Это трудно сказать, если это причинно-следственная связь или корреляция, но мы видим много действительно стимулирования роста в новых областях»

Как будет устроен Steam Direct пока точно не известно, но Valve этой записью уже сделала анонс нового сервиса. Пока известно что новый сервис будет взимать плату за «пропуск» к сервису. Какая будет плата, пока доподленно не известно, а пока не известно в сети гуляют слухи, что плата будет от 100$ до 5000$ .