Тайна смерти аньес сорель раскрыта. Агнесса сорель и карл vii французский Агнесса сорель портрет


Ее называли самой красивой женщиной XV века, она была расточительной, но помогала бедным, одевалась вызывающе, но выглядела невинной. А в историю Агнесса Сорель вошла как первая официально признанная фаворитка короля Франции, которая смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.

Встречу Агнессы Сорель с королем организовала, как ни странно, его теща. Она часто устраивала фрейлин при дворе, а когда они становились любовницами знатных вельмож, Иоланта получала нужную информацию и держала все под своим контролем. Влиять на короля с помощью дочери у нее не получалось, и она нашла более изощренный способ – нашла с этой целью ему любовницу.

Агнесса Сорель и Карл VII

Карл VII, увидев девушку, сразу же пошел на приступ, но она от него сбежала. Король был увлечен не на шутку, и его настойчивость вскоре была вознаграждена. Уже через несколько месяцев все при дворе говорили о том, что король влюблен.

Любовница французского короля Агнесса Сорель

Карл VII настолько потерял голову, что готов был выполнить любое желание Агнессы Сорель. Чтобы доказать серьезность своих чувств, он провозгласил ее официальной фавориткой. Отныне вассалы были обязаны оказывать ей королевские почести, она принимала участие в политической жизни двора, королевский казначей выплачивал ей необходимые суммы, а их с королем дети получали родовые титулы Валуа. В подарок от короля Агнесса получила замок Боте-сюр-Марн и титул Дамы де Боте.

Жан Фуке изобразил Агнессу в образе Мадонны с младенцем

Агнесса быстро привыкла жить на широкую ногу. Она позволяла себе смелые по тем временам эксперименты с внешним видом. Шлейфы ее платьев достигали 5 метров, священники называли их «хвосты дьявола». Она начала носить бриллианты, хотя до тех пор их ношение некоронованными особами было недопустимо. Придворных шокировали ее экстравагантные платья, облегающие фигуру, с асимметричным декольте, полностью обнажавшим одну грудь. Королева была в гневе, но быстро сменила гнев на милость, решив стать подругой для любовницы мужа. Мария дарила сопернице драгоценности и наряды, они вместе гуляли и ездили на охоту.

Король Франции Карл VII

Дерзкое поведение фаворитки и ее официальный статус у многих вызывали негодование. Так, архиепископ дез Урсен указывал королю на расточительность его любовницы и ее откровенные наряды, он говорил, что дамы при дворе стали напоминать «выставленных для продажи крашеных ослиц». В ответ Карл с вызовом заявил: «Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях».

Первая в истории Франции официальная фаворитка короля

Агнесса не могла не замечать растущего негодования в свой адрес. Она стала помогать больным и калекам, жертвовать бедным огромные суммы. Постоянная нищета, хозяйничающие на французских землях англичане и бездействие короля вызывали негодование народа. И тогда Агнесса, не без влияния Иоланты, убедила Карла VII возобновить войну против англичан. Трусоватому и слабовольному королю, в детстве прозванному матерью «гусенышем», фаворитка смогла внушить мысль о его храбрости. Так Карл стал Победителем. Победоносное завершение Столетней войны праздновали уже без нее – Агнесса умерла за 3 года до этого.

Гробница Агнессы Сорель

Карл был убежден в том, что Агнессу отравили, и он оказался прав. Проведенная в наши дни экспертиза подтвердила высокое содержание ртути в останках фаворитки. Возможно, это было непредумышленное отравление – в те времена ртуть добавляли в косметику и лекарственные препараты.

Гробница Агнессы Сорель

Агнессу Сорель как образец заботы об интересах страны позже ставили в пример всем влиятельным фавориткам французских королей, в том числе Франсуазе д"Обинье – фаворитке и тайной жене Людовика ХIV.


Официальная фаворитка — статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалась в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии


Средневековая Франция была страной с патриархальными устоями, в которой женщине отводилась скромная роль хранительницы очага. Вплоть до XV века окружение короля складывалось преимущественно из рыцарей, для удовлетворения сексуальных потребностей которых при дворе содержался бордель. Лишь при Анне Бретонской возник институт фрейлин, при последующих королевах дамский двор увеличивался в размерах и происходила всё большая феминизация королевского двора.

Отныне король и его придворные довольствовались не продажными девицами из низших слоёв населения, но обществом утонченных дам. Не в последнюю очередь из санитарных соображений (в то время на территории Франции вспыхнула эпидемия сифилиса), придворные подбирали королю единственную возлюбленную из числа придворных дам.



В эпоху абсолютизма браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о заключении брака заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, как Мария Стюарт и Мария-Антуанетта, оставивших заметный след в истории Франции, супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии.

Аньесс Сорель — первая официальная фаворитка

"Самой красивой на свете из всех красавиц " считал ее летописец Жан Шартье. Оливье де Ла Марш признавался: "Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел", - и даже римский папа Пий II не мог удержаться от упоминания, что "у нее самое красивое лицо, которое можно увидеть".

Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.

Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо удовлетворения сексуальных потребностей государя, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе.

Портрет кисти Жана Фуке

Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля.

Жан Фуке. Прекрасная Агнес

Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц.

Когда точно родилась Агнесса Сорель, выдающаяся женщина своей эпохи, точно неизвестно. Одни называют годом ее рождения 1409, другие утверждают, что она появилась на свет значительно позже, в 1422 году. Ее отец, приближенный знатного графа Клермона, постарался, чтобы дочь стала фрейлиной при дворе сначала герцогини Изабеллы Лотарингской, а затем и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Франции Карла VII. Агнессе было чуть больше двадцати лет. О ее красоте ходили легенды. Даже папа римский спустя много лет признавался: «У нее было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Карл VII Победитель — король Франции (провозглашён в 1422 году, коронован в 1429 году) из династии Валуа, пятый сын Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской.

В девицу влюблялись многие знатные особы, высокопоставленные чины, и даже сам король не явился исключением. До встречи с Агнессой у короля были фаворитки. Отмечали, что Мария Анжуйская знала о страстной и темпераментной натуре супруга. Ее муж слыл человеком ветреным, безнравственным, трусливым и жестоким, но был достаточно начитан, образован и проницателен.

Увидев однажды светловолосую, голубоглазую Агнессу, Карл был сражен ее очарованием, в тот же вечер увел фрейлину в свою спальню и признался ей в чувствах. Не ожидая такой откровенности, смущенная девушка выбежала из королевских покоев. Но через несколько дней она вернулась, а месяц спустя Агнесса стала фавориткой Карла VII.


Agnès Sorel - estampe - 1754

Об этом знали все, и лишь королева, казалось, даже не догадывалась о любовной связи супруга с очаровательной Агнессой. До тех пор, пока однажды в залах королевского дворца Мария Анжуйская не увидела свою соперницу, гулявшую с обнаженной грудью. Нескромное поведение придворной дамы возмутило благонравную королеву.

Но как бы Мария ни следила за королем, Карл не подавал ни малейшего повода для ревности. Догадки королевы подтвердились лишь тогда, когда Агнесса забеременела, и в день родов король так волновался, что сомнений больше быть не могло — супружеская измена была налицо. Разгневанная и обиженная королева в слезах провела несколько дней, а потом решила успокоиться и... стать подругой любовницы царствующего мужа. Королева так сблизилась с соперницей, что вскоре уже доверяла ей самые сокровенные секреты, дарила Агнессе драгоценности и наряды. Женщины стали вместе гулять, ездить на охоту, обсуждать дела в стране.

Мадам Сорель родила королю четверых дочерей, которым ее возлюбленный, несмотря на уговоры приближенных, подарил родовые титулы Валуа. А Агнесса и после родов продолжала пленять Карла изящностью и нескончаемой фантазией.

Именно Агнесса Сорель сделала возможным ношение бриллиантов не только царственными особами мужского пола, но и всеми женщинами, которые только могли приобрести украшения из драгоценного камня. Агнесса впервые ввела в моду длинные шлейфы, которые церковь назвала «дьявольским хвостом» и запретила носить их благородным дамам. А декольте, весьма фривольно обнажавшее женскую грудь, и вовсе вызывало возмущение окружающих. Смелую фаворитку называли безрассудной женщиной и дамой левого поведения, придворные фрейлины шипели от зависти, а замужние дамы, замечая любопытные взгляды своих супругов в сторону мадам Сорель, требовали наведения порядка, отказываясь присутствовать в обществе нескромной и развратной королевской фаворитки.

Но Карл будто бы не замечал выходок своей любовницы. Он награждал ее титулами дамы Боте-сюр-Марн, Верной, Рукесезь-ер. А один титул вошел в историю и стал неразрывно связан с Агнессой — титул Мадам Боте (Дамы Красоты). В 1448 году, когда у Агнессы было уже трое детей, Карл решил преподнести своей обожаемой фаворитке замок недалеко от Парижа.

Любимая королем, осыпаемая его щедрыми дарами, Агнесса не чувствовала себя вполне счастливой. Нищета простых французов, не прекращавшаяся Столетняя война, бездействие короля — все это вызывало недовольство народа. Но виновной во всем почему-то считали королевскую фаворитку. И мадам Сорель решила действовать. Влюбленный в нее король был готов на все ради ее благосклонности и любви. Именно тогда, в 1429 году стало известно имя отважной девушки Жанны д"Арк, которую представила королю мадам Сорель.

Молодой Карл

Однажды, когда король находился в Нормандии, к нему прибыла мадам Сорель. Состояние ее было ужасающим: у Агнессы начались роды. Перед этим она рассказала королю о готовящемся против него заговоре, но Карл посчитал ее слова бредом взволнованной роженицы. Имел ли этот заговор место или нет, сказать теперь невозможно. Однако приближенные полагали, что даже если заговорщики и хотели убить короля, они испугались, узнав, что смелая фаворитка донесла эту весть до Карла.

Через несколько дней, когда мадам Сорель вернулась в Париж, ей стало плохо. Она скончалась 9 февраля 1450 года и перед смертью сожалела лишь об одном, что в последние минуты не могла видеть любимого мужчину. Королю не показали умершую. Лицо ее было изуродовано предсмертными муками.

Карл долго не мог прийти в себя: он был уверен, что даму его сердца отравили. Сначала подозрение пало на министра финансов, над которым свершился скорый суд. За недостаточностью доказательств обвинение в убийстве королевской фрейлины с него сняли, а посадили за растрату казны. Затем король стал подозревать собственного сына. Людовик действительно не любил фаворитку отца, и с Карлом у него были не самые лучшие отношения. Однако, как говорили придворные, он вряд ли мог пойти на такой шаг. Так или иначе, причина смерти королевской возлюбленной осталась неясной. Король понемногу успокоился и... предпочел забыть о скончавшейся любовнице.


Надгробие Сорель

Столетняя война закончилась в 1453 году. Реформы, о которых так мечтала Сорель, тоже завершились. Все понимали, что этому они обязаны прекрасной мадам Боте, белокурой Агнессе, женщине, которая изменила королевство и вдохновила короля на смелые решения.

Но Карл VII уже развлекался с другой дамой: фавориткой стала двоюродная сестра Агнессы — Антуанетта. Такого влияния на Карла, как ее кузина, она не имела, но оказалась прекрасной любовницей и организатором развлечений, вечеринок, балов.

Влюбившись в Антуанетту и не желая расставаться с ней ни на минуту, король женил ее на своем друге и поселил супругов во дворце. Андре де Виллекье знал об интимной связи его жены и короля, но предпочел не обращать внимание на измены супруги.


Карл проводил все время с фавориткой. Вскоре ему уже было недостаточно одной Антуанетты, и проницательная любовница собрала вокруг обожаемого друга несколько десятков прекраснейших девушек Парижа. Монарх предавался любовным утехам, а по Франции расползался слух о том, что Карл VII сошел с ума и предался ужасному разврату. Придворные возмущались и негодовали, а король ездил по стране и собирал в свой «гарем» новых любовниц. Королева с горечью взирала на распутство супруга.

Дурной пример властелина совращал подданных. Высокопоставленные чины, благородные мужья, даже духовники тоже впали в разврат и считали за честь иметь при себе хотя бы пару наложниц. Париж рухнул в омут страсти и похоти.



Любовные подвиги короля, его разгульная жизнь привели к тому, что Кард VII слег с тяжелой болезнью. В последние месяцы жизни, вспомнив ужасную смерть Агнессы, он отказывался от пищи из опасения быть отравленным. Летом 1461 года король умер от истощения организма.

После смерти отца на престол взошел его сын Людовик XI, великий объединитель Франции. Он, наоборот, боялся женщин, отчего относился к ним с грубым презрением. Глубоко в душе король опасался женских чар и никогда не позволял женщинам управлять им, как это проделывала с его отцом Агнесса Сорель, прекрасная и обворожительная мадам Боте.



- (Sorel или Soreau, 1409 1450) возлюбленная французского короля Карла XII, родилась в дворянской семье в деревне Фроманто в Турени (почему и называлась demoiselle de Fromenteau), была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской, в 1431 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- … Википедия

Сорель, Станислав французский изобретатель магнезиального цемента (1867); Сорель, Агнесса куртизанка XV века; любовница французского короля Карла VII; Сорель, Густав бельгийский живописец (1905 1981); Сорель, Жорж … … Википедия

- … Википедия

В данном списке перечислены нераскрытые убийства, а также смерти, чья естественность подвергается сомнению со стороны исследователей. Список построен по хронологическому порядку. Содержание 1 Нераскрытые убийства 1.1 1700 1800 1.2 1800 1900 … Википедия

Агнесса Сорель первая официальная фаворитка Содержанка женщина, находящаяся на полном содержании, которую (как правило, тайно) обеспечивает мужчина, чаще всего женатый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлеанская дева. Опера Орлеанская дева Композитор П. И. Чайковский Автор(ы) либретто П. И. Чайковский Ист … Википедия

- «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия

Маркиза де Помпадур знаменитая фаворитка Людовика XV. Пастель Латура, 1755 (Лувр) Предложенный здесь список фавориток королей Франции больше с … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Карл VII. Карл VII Победитель Charles VII le Victorieux … Википедия

Книги

  • Великие любовницы , Клод Дюфрен. Агнесса Сорель, Франсуаза де Шатобриан, Анна де Писсле, Диана де Пуатье, Габриэлла д"Эстре, Луиза де Лавальер, Антуанетта де Помпадур, Жанна Дюбарри, Зоэ Дюкейла, Мария Валевская - вот они,…
  • Великие любовницы , Дюфрен К.. Агнесса Сорель, Франсуаза де Шатобриан, Анна де Писсле, Диана де Пуатье, Габриэлла д’Эстре, Луиза де Лавальер, Антуанетта де Помпадур, Жанна Дюбарри, Зоэ Дюкейла, Мария Валевская - вот они,…

Тайна смерти Аньес Сорель раскрыта

Был ли виновен Жак Кёр? Безусловно нет. По той простой причине, что Аньес Сорель не была отравлена. Долгое время неопровержимым доказательством этого служил хотя бы тот факт, что ее дочери удалось прожить целых полгода. Кстати, среди медиков, обративших внимание на симптомы болезни, описанные делавшим вскрытие доктором, очень долго бытовало мнение, что красавица из красавиц скончалась в результате дизентерии, а ослабление организма, связанное с тяготами изнурительного путешествия из Лоша в Жюмьеж, помешало ей одержать верх над своей болезнью. Таким образом, Аньес Сорель скончалась естественной смертью, желая спасти своего любовника. Вполне нормальная, благородная и вполне удобная для всех версия.

Казалось бы, все. На этом можно ставить точку. Но в истории, как известно, точка очень быстро может превратиться в запятую…

Так и произошло в 2004 году, когда французским ученым все же удалось снять завесу тайны с обстоятельств смерти Аньес Сорель. Во всяком случае, теперь причины ее смерти стали совершенно ясными. Для этого группе экспертов под руководством Филиппа Шарлье, патологоанатома из госпиталя университета города Лилля, пришлось провести эксгумацию тела знаменитой француженки. Эта операция прошла в городке Сент-Урс-де-Лош, где в местной церкви покоилось тело бывшей фаворитки короля. Церемония прошла в присутствии многочисленных именитых потомков Аньес Сорель, в частности герцога Орлеанского принца Жака де Франса и принца Шарля-Эммануэля де Бурбон-Пармского.

28 сентября 2004 года гробницу Аньес Сорель вскрыли, и в распоряжении исследователей оказались ее волосы, семь зубов, череп и фрагменты кожи. Около полугода их изучали двадцать два специалиста в восемнадцати лабораториях: в Лилле, Страсбурге, Париже и Реймсе. Уникальный эксперимент возглавлял сам Филипп Шарлье.

Анализ со всей очевидностью показал наличие в останках Аньес Сорель большого количества ртути, которую издревле использовали в качестве яда. Филипп Шарлье заявил, что именно ртуть стала причиной быстрой смерти, сразившей эту женщину менее чем за трое суток.

Однако у самого Филиппа Шарлье не вызывало сомнений преднамеренное отравление смертельным ядом: его содержание превышало разумные дозы в десять тысяч раз, и ошибки в дозировке лекарств быть не могло.

Получив возможность подробно, в течение шести месяцев, изучить останки Аньес Сорель, ученые внесли немало уточнений в биографию этой женщины. Прежде всего, стало ясно, что год ее рождения находится между 1422 и 1426 годами (1409 год точно отпал). Следовательно, смерть фаворитки короля последовала в возрастном промежутке между двадцатью тремя годами девятью месяцами и двадцатью семью годами девятью месяцами.

Криминалисты попытались воссоздать лицо Аньес, пленительная красота которой, как отмечали даже ее недруги, стала легендой. Исследования подтвердили, что она действительно была блондинкой и родила четверых детей. Проведенная по хорошо сохранившемуся черепу реконструкция лица также выявила явное сходство с существующими изображениями женщины, в частности с образом, созданным художником XVI века Жаном Фуке.

Была восстановлена и судьба захоронения Аньес Сорель. Ее тело было доставлено в Лош, где его похоронили без всяких украшений (король вскоре предался любовным похождениям и предпочел дарить их другим). Несмотря на то что Аньес была верующей и делала много пожертвований, церковникам не хотелось вести молебен в честь скандальной персоналии, и они решили перенести гробницу подальше от алтаря.

Как ни странно, ненавидевший Аньес Людовик XI не разрешил прикасаться к ее усыпальнице. Таким же категоричным был и Людовик XV, а вот сменивший его Людовик XVI удовлетворил прошение Церкви. Самое страшное произошло после Революции: в 1793 году гробницу разбили, а урну бросили на кладбище. Некий Пошоль собрал и сохранил ее содержимое. Потом префект региона генерал Поммерель отправил памятник на реставрацию, а затем поместил его в подземелье у подножия донжона в Лоше. По его приказанию очень смелые слова из стихов Вольтера украсили тогда фронтон: «Я - Аньес. Да здравствует Франция и любовь!» В 1970 году в целях сохранности надгробие разместили в королевском замке Лош.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайная жизнь генерала Судоплатова. Книга 2 автора Судоплатов Андрей Павлович

ТАЙНА МЛАДА НЕ РАСКРЫТА Американские спецслужбы, дешифровавшие донесения советской разведки, до сих пор не могут с уверенностью назвать всех, кто передавал в Москву атомные секреты США.Разведки не любят раскрывать имен не только своих бывших агентов, но и тех, кто

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

Из книги По завету лошади Пржевальского автора Селезнева-Скарборо Ирина

Из серии «Жить в США. Рестораны» Раскрыта тайна побед Чингиз-хана Подруга из Хьюстона Таня в этот ресторан нас буквально затащила. Хоть я и не сильно сопротивлялась, но большого энтузиазма не испытывала. «Монгольская кухня» звучало как-то незнакомо и, если так можно

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

Из книги Иоганн Гутенберг автора Мэн Джон

Глава 5 Тайна раскрыта Книгопечатание подвижными литерами – результат вдохновения и вместе с тем тяжелого труда.Может показаться, что идея родилась в результате внезапного прозрения, подобного тому, которое заставило Архимеда выпрыгнуть из ванны с его знаменитым

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава двенадцатая МОЯ ТАЙНА РАСКРЫТА В течение многих часов я пребывала в этом таинственном царстве тьмы, когда мозг отключен, никакая информация, ни новая, ни старая, не поступает в него и не обрабатывается. Ни печали, ни сладкие сны не обременяли меня. Я находилась в

Из книги Майкл Джексон автора Скляренко Валентина Марковна

Тайна смерти Смерть Майкла Джексона была констатирована в клинике UCLA Medical Center, куда музыканта доставили из арендованного им особняка в Лос-Анджелесе уже без признаков жизни - в состоянии глубокой комы. Попытки привести музыканта в сознание продолжались еще по дороге в

Из книги Бедржих Сметана автора Гулинская Зоя Константиновна

«ТАЙНА» Если бы я мог слышать, то устроил бы публичные лекции о музыкальных формах, в особенности о современных принципах развития тематического материала. Свой доклад я сопровождал бы примерами из музыкальной литературы, которые играл бы на фортепьяно. Думаю, что наши

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава первая Аньес Сорель Аньес дошла до наших дней в ореоле тайн… И самой волнительной тайной являются причины ее смерти!.. ПОЛЬ ЛЕЖЁН, современная французская писательница,

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Беременность Аньес Сорель Через несколько недель о любовной связи короля и дамы из Фроманто знал уже весь двор. Одна лишь королева, как это обычно и бывает, пребывала в неведении.Но вскоре и Мария Анжуйская начала замечать, что что-то неладно, и установила наблюдение за

Из книги «Мы прожили не напрасно…» (Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса) автора Гемков Генрих

Политическая роль Аньес Сорель Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес патриоткой, вместе с Жанной д’Арк способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд приписывают ее влиянию поворот короля от светских удовольствий к

Из книги Тайны политических убийств автора Кожемяко Виктор Стефанович

Смерть Аньес Сорель Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венец своих усилий. По дороге к своему возлюбленному, отправившемуся воевать в Нормандию, она умерла совсем молодой, незадолго до этого пережив преждевременные роды. Произошло это 9

Из книги Великие любовницы автора Дюфрен Клод

Тайна Веселое пятно на потолке… Но – говорят – он просто не побелен, А зайчик солнечный в моей руке Неощутим, бесплотен и бесцелен. Я угадала Моцарта в сверчке, Но он на сто Сальери был поделен. И я брела сквозь время налегке, Поскольку груз мой был в пути потерян. Уже

Из книги автора

Тайна раскрыта Что же делало «Капитал» таким ценным для сознательных рабочих и таким опасным для капиталистов и их наемных писак?Маркс исследовал в своей книге историю становления капитализма. Он доказал, что капитал с момента своего появления на свет «источает кровь и

Из книги автора

Тайна смерти маршала Ахромеева Время идет, и уже есть немало людей, которые не знают, кто такой был Сергей Федорович Ахромеев.Обращаюсь к светлой памяти этого человека. Прежде всего, потому, что, глубоко восхищаясь им, считаю необходимым напомнить некоторые нравственные

Из книги автора

1 Агнесса Сорель, первая из этих дам Какая-то из королевских фавориток должна была стать первой, чтобы сделать эту «должность» официальной. Эта долгая, чуть ли не историческая традиция – фаворитки были у сорока французских королей! – эта цепочка женщин для удовольствия,

Женщина в синем платье и белой горностаевой мантии смотрит на сидящего на коленях младенца с выражением некоторого грустного недоумения. Несмотря на то что главным на картине должно быть божественное дитя, зрителя не покидает ощущение, что этот толстый суровый ребенок — такой же «декоративный антураж», как смело залитые красным и синим светом ангелы, окружающие золотой трон богоматери, а действительно важна здесь только она — хрупкая женщина с неправдоподобно тонкой талией, белоснежными плечами и совершенными полушариями широко расставленных грудей, одна из которых полностью выглядывает из расшнурованного корсажа. Некоторые искусствоведы называют эту картину «кощунственной мадонной». Впрочем, и «великолепным образчиком соединения светской и религиозной живописи» называют тоже.

Эта двухчастная картина была заказана королевским казначеем Этьеном Шевалье живописцу Жану Фуке. Левая створка диптиха, ныне хранящаяся в Берлине, для исследователей абсолютно ясна — на ней изображен заказчик, Этьен Шевалье — молитвенно сложив руки, он стоит на коленях рядом со своим небесным покровителем — святым Стефаном. Сомнения не вызывают ни герой (его имя написано золотом на одной из колонн), ни время создания (ок. 1450 г.), ни авторство (стиль Фуке весьма узнаваем), ни даже какую именно книгу держит святой Стефан — это Евангелие из библиотеки заказчика сохранилось до сих пор.

Совершенно иное впечатление производит правая часть картины, находящаяся ныне в Антверпене, — невероятно отважная по цвету, предельно стилизованная и абсолютно не способствующая умиротворению и благочестию.

На самом деле не существует никаких документов, точно сообщающих, кто стал прообразом для мадонны с правой створки. По предположению некоторых исследователей, лицо пресвятой Девы было написано с супруги казначея — Катрин Бюде, но гораздо чаще Меленский диптих связывают с именем фаворитки короля и покровительницы Этьена Шевалье — Аньес Сорель (Агнесса Сорель).

У сторонников второй версии с аргументами лучше — нет ни одного достоверного портрета Катрин Бюде, а изображений королевской возлюбленной сохранилось множество: портреты работы неизвестных художников, отличный карандашный набросок, выполненный все тем же Фуке, портрет работы Франсуа Клуэ (родившегося после смерти Аньес Сорель), несомненно выполненный по портретам более ранних мастеров, скульптурный портрет на могиле и даже... игральная карта (потому что считается, что на всем нам знакомой классической игральной колоде Дама червей («Дама сердец») символизирует именно Аньес Сорель). Кроме того, одежда мадонны соответствует моде, заведенной при дворе Аньес Сорель, а красные и синие цвета, окрашивающие лица ангелов, — несомненная отсылка к цветам короля.

Если сторонники «версии Сорель» правы, то с XV века сильно изменились — лицо «меленской мадонны» можно назвать миловидным, но никак не «самым красивым, какое только можно увидеть» (так о ней отозвался Папа Пий II), — гладкое, полудетское личико с длинноватым носом, маленьким пухлым ртом и высоким, подбритым по моде лбом, который венчает высокая золотая корона, унизанная крупным жемчугом.

Новая старая сказка

Хотя лучше на время забыть склоки ученых и начать историю сначала. Итак, давным-давно, примерно в 1421 году, в старой недоброй Франции родилась девочка... Почему в «недоброй»? Потому что «доброй» старая Франция не бывает даже в сказках. Во всяком случае, в неадаптированных для детей версиях — то мама принца из «Спящей красавицы» оказывается злой великаншей, то золушкиным сестрам родная мама ноги подрезает, чтобы в туфельку влезли. Но тут хоть понятно — влезешь в туфельку — выйдешь замуж за принца.

Нашей героине на такие жертвы ради принца идти не пришлось. Впрочем, замуж за него она тоже не вышла, потому что он уже был женат, да и не принц, а целый король. Жизнь короля Карла до встречи с Агнес была очень интересной, но не слишком счастливой — для начала он был хилым, некрасивым и нелюбимым сыном безумного короля и чрезвычайно любвеобильной матери. Потом он был пешкой в политических играх своих матери и тещи (в процессе которых мать объявила его незаконнорожденным), потом — внезапным (и совершенно к этому неготовым) претендентом на престол, потом — тем самым неблагодарным королем, позволившим англичанам сжечь , которая буквально мечом добыла ему трон.

Вы уже заметили, что с ранней юности судьбу этого мужчины постоянно вершили сильные женщины?

Любовь и шпионаж

Когда король встретил Аньес Сорель, ему был 41 год (для середины XV века возраст более чем почтенный), а ей... строго говоря, тоже немало — целых 22 года (учтите, что замуж в те времена выходили в 15, а то и в 13, и к 22 успевали родить трех-четырех детей и растерять в родах половину красоты). Каким чудом всеми признанная красавица дожила до столь почтенного возраста, не выйдя замуж, мы не знаем — вероятно, причина в том, что с 15 лет она служила фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии. Считается, что на это место дочь не слишком знатных дворян, владевших обширным, но малодоходным поместьем, пристроила тетка. За несколько лет, проведенных при дворе Изабеллы, юная Аньес научилась играть на лютне и арфе, декламировать, танцевать и в совершенстве пользоваться косметикой.

Уезжая в путешествие, королева Изабелла «передала» талантливую фрейлину королеве Иоланде Арагонской — своей свекрови и теще Карла VII.

Новая покровительница Аньес — «женщина с мужским сердцем» и «одна из женщин, сделавших Францию» — была большой любительницей политических игр. Кстати, именно ей приписывают создание «летучего эскадрона любви» — целого шпионского отряда из очаровательных девиц. Считается, что именно Иоланда организовала встречу зятя с будущей фавориткой — не столько для слежки, сколько для влияния. Влиять на Карла через дочь королеве было сложновато — по словам современников, Мария Анжуйская, родившая Карлу множество детей, не отличалась ни грацией, ни приятностью обращения и обладала внешностью, способной (по ехидному замечанию некоего Шастелье) «даже на англичан нагнать страху».

Прекрасная Аньес

Первые ухаживания Карла Аньес отвергла, демонстрируя испуганную скромность, — учитывая специфическую внешность короля, вряд ли ей пришлось особенно сильно играть нежелание. Карл был неглуп и хорошо образован, но, родившись «гадким утенком» (родная мать звала его «гусенком»), в лебедя так никогда и не превратился. Впрочем, через некоторое время скромница все-таки сдалась. Кстати, слово «скромница» применительно к Аньес Сорель смело можно употреблять без кавычек — несмотря на то, что за пять лет связи она родила королю трех дочерей, по словам придворных, «никто и никогда не видел, чтобы государь касался Аньес ниже подбородка». Если вдуматься — это совершенно невероятная ситуация, учитывая публичность жизни тогдашних монархов и количество любопытных глаз в любом дворце. Зато, не демонстрируя публично физическую близость с королем, себя фаворитка демонстрировала с великолепной смелостью. Хронист Жорж Шателен писал: «Она носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого королевского дома, а головные уборы ее были в полтора раза выше допустимого, платья же — непомерно дороги ». А другой современник — архиепископ Жан Жувенель дез Юрсен — сообщал, что, закрывая лицо вуалью, «она придумала разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь ». Именно благодаря «прекрасной Аньес» в моду вошли платья с невероятно низким декольте и манера распускать шнуровку корсажа, обнажая одну грудь.

Вот так о «фасоне a la Sorele» писали поэты:

Если женщина пригожа,

Ее бела и нежна кожа,

Пусть скажет, чтоб ее портной

Оформил вырез ей такой,

Что плечи смело открывает,

Грудь до предела оголяет.

Ведь если грудь обнажена,

То привлекательней она.

Помимо более чем смелого декольте, возлюбленная короля позволяла себе носить шестиметровый шлейф (на метр длиннее, чем у королевы) и бриллианты (также бывшие королевским камнем).

Золотое шитье для нужд Франции

Понятно, что все вышеперечисленное не вызывало к ней особенной любви ни придворных, ни народа, и те и другие упрекали ее в «унижении королевы» (хотя сама Мария с Аньес всегда была довольно любезна), разорении казны (не без справедливости — король делал возлюбленной множество подарков, от украшений до земель, и пожаловал ей сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, а затем и другие владения — замок Иссуден в Берри и владение Вернон в Нормандии).

Отдельное раздражение у знати и церкви вызывало стремление знатных дам подражать фаворитке в нарядах — священников удручали прихожанки, разряженные с греховной суетностью, дворян — необходимость лишних трат на гардероб и украшения жен, невест и возлюбленных. Изменения, введенные в моду Аньес, касались в основном деталей — глубины выреза, тугости шнуровки, длины шлейфа, высоты и вычурности головного убора, ценности ткани, кружева и меха, тонкости вуали... Многие из этих суетных вещей — тонких, шелковых, златотканных — привозились из-за границы и стоили немалых денег. Красавицы блистали, их мужья платили, а уже упоминавшийся выше архиепископ Жуневиль дез Юрсен писал его величеству, что дамы его двора видом своим теперь напоминают «выставленных для продажи крашеных ослиц ». Негодование святого отца вызывали и «адские окна, сквозь которые выглядывают их груди », и длинные шлейфы, на которые уходит множество драгоценной материи, и то, что «все эти излишества, заведенные теперь при дворе, сказываются на увеличении сеньорами податей и налогов с бедняков ». Взывая к разуму короля, дез Юрсен цитировал ему выдержки из Королевской книги расходов, в которой всякое требование к казначею заканчивалось припиской: «На нужды Франции». — Какая у Франции нужда в нижних рубашках, расшитых золотом ? — упрекал короля архиепископ. — Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях , — отвечал король.

Еще одной причиной нелюбви Франции к фаворитке было то, что она отвлекает короля от государственных дел. Последнее обвинение было более чем несправедливо — ведь именно Аньес побудила Карла к возобновлению заброшенной войны с Англией, сказав, что ее сердце может завоевать только настоящий рыцарь, способный на великие подвиги. Впрочем, и из средств, доставшихся прекрасной Аньес от «разорения казны», немалые суммы шли на благотворительность и в дар церкви.

Закономерный финал

Сложно сказать, по собственному желанию или по слову Аньес, но в июле 1449 года Карл возобновил военные действия, а в 1450 одержал победу под Форминьи, вернув Франции Норманские земли. Еще через три года, без формального подписания каких-нибудь договоров, завершилась Столетняя война.

Впрочем, возлюбленная Карла эту победу уже не увидела. По легенде, в январе 1450 года она, глубоко беременная, приехала в аббатство Жюмьеж, чтобы предупредить находящегося там короля о заговоре. Вскоре после этого она родила недоношенную дочь и в феврале скончалась сама.

Конечно, роды в те времена были нередкой причиной гибели молодых женщин, но смерть прекрасной Аньес вызвала массу подозрений и пересудов, и громче всего звучало слово «отравление». Первым подозреваемым стал сын короля — дофин Людовик, ненависть которого к фаворитке была общеизвестной, но официальное обвинение почти два года спустя было предъявлено Жаку Керу — королевскому казначею и поставщику. С Аньес Сорель его связывали деловые отношения — он снабжал ее редкими мехами и дорогими привозными тканями. Обвинение против негоцианта выдвинула Жанна де Вандом — одна из придворных дам, задолжавших ему денег. После того как Жак Кер был арестован, нашлось множество придворных, желающих свидетельствовать против него (и все они, как вы вероятно догадываетесь, тоже были ему должны). В конце концов Жака признали виновным, но не в отравлении, а, говоря современным языком, в «финансовых махинациях», и заключили в тюрьму, откуда он, впрочем, успешно бежал.

Аньес Сорель погребли в капелле Нотр-Дам в Жюмьеже с почестями, подобающими только членам королевской семьи. Король выкупил у наследников украшения, которые он дарил возлюбленной, — они обошлись ему примерно в сто килограммов золота.

Позже тело Аньес Сорель было перенесено в замок Лош, в коллегиальную церковь Нотр-Дам де Лош, известную сегодня, как церковь Сент-Урс, которой Агнес завещала 2000 экю.

Король, погоревав над покойной возлюбленной, приблизил к себе ее кузину — по слухам, чрезвычайно похожую на Аньес. Вскоре эту фаворитку сменила еще одна, и еще — одним словом, Карл пустился в поиски «одной из многих», которые так никогда и не увенчались успехом.

Гробница мертвой красавицы

Когда после смерти Карла VII на трон взошел Людовик XI, известный своей нелюбовью к фаворитке отца, монахи церкви Сент-Урс попытались добиться у него разрешения перенести захоронение Аньес в замок, чтобы «не осквернять телом грешницы святость места». Вероятно, они были немало удивлены, когда Людовик ответил, что не возражает — если они предварительно вернут все средства, пожертвованные грешницей церкви. Естественно, после этого тело прекрасной Аньес оставили в покое — в саркофаге из черного мрамора, под плитой, на которой была изображена она сама, лежащая в окружении ангелов, с двумя агнцами у ног.

В этой гробнице мертвая красавица оставалась до самой Революции, когда ее надгробие, принятое за могилу святой, было разбито. Впрочем, некий господин Пошоль не позволил уничтожить ее останки, и в 1806 году они вернулись под реставрированный памятник. В ноябре 2004 года останки Аньес Сорель исследовала группа ученых, подтвердив и тождественность внешности сохранившимся прижизненным изображениям, и несомненные следы отравления ртутью. Впрочем, ртуть в те времена применяли и как лекарство — в частности, для облегчения родов.

Удивительно, но «прекраснейшая женщина Франции» не удостоилась даже упоминания в вийоновской «Балладе о дамах былых времен» (в отличие от своей современницы Жанны д"Арк, про которую Франсуа Вийон не забыл). Но и без прямого упоминания эта баллада как нельзя лучше иллюстрирует ее короткую и великолепную жизнь.