Урок обучения грамоте "Буквы Й й, звук. Урок обучения грамоте "Звуки и "

Вера Мансурова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С»

«Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

(Твердый).

Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

Что изображено на картинке?

В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».

А сколько слогов в слове «собака»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.

В середине слова.

Что изображено на картинке?

В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «крыса»?

Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

(Автобус).

В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «мороз»?

Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

5. Характеристика звука [с’].

Что изображено на картинке?

Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

Какой звук [с’] глухой или звонкий?

Какой он по твердости-мягкости?

Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «синица»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.

В середине слова.

Какое время года изображено на картинке?

В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «гуси»?

Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «лось»?

А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

«Засели домик»

(Определение позиции звуков).

«Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: обучение грамоте.

Образовательная программа: «Школа 2100».

УМК: «Букварь» Р.Н. Бунеев.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить с новым согласным звуком [с] и буквой «с»
  • упражнять в чтении слов с новой буквой
  • совершенствовать фонематический слух, познавательную активность детей, развивать артикуляционный аппарат.
  • формировать навык сознательного чтения, расширять словарный запас и кругозор
  • учить писать строчную букву «с», развивать мелкую моторику

Оборудование:

  • зеркало у каждого ребенка;
  • вырезанная из бумаги буква «о»;
  • учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

Ι. Орг. момент

Эмоциональный настрой на урок: Стоя у парт руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов, улыбнуться. <Слайд 1>

ΙΙ. Повторение

Произнесите звуки, которые обозначены следующими буквами а,о,и,у,ы. Какие это звуки? Почему? <Слайд 2>

А есть другие звуки не такие напевные. Как мы их называем? Назовите их.<Слайд 3>

IΙΙ. Сообщение темы

1. Загадки <Слайд 4>

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
как гора огромный он
Ты узнал кто это? (слон)

Говорят один рыбак
в речке выловил башмак
Но зато ему потом
на крючок попался.. (сом)

Днем спит, ночью летает,
прохожих пугает (сова)

– Что объединяет эти слова? (животные, начинаются со звука «с»)

– Мы познакомимся с новым звуком, буквой, научимся читать слова и предложения

ΙV. Изучение нового материала

1. <Слайд 5> Сегодня к нам в гости пришли два мальчика. Одного из них зовут Саша, а другого Сева. Но вот беда – наши мальчики близнецы, они так похожи друг на друга, что невозможно понять кто из них Сева, а кто Саша. Узнать имена мальчиков нам помогут схемы, которые они держат в руках. Рассмотрите их, чем они отличаются? Какие согласные звуки в схеме мы обозначаем зелёным цветом? А какие синим? Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на твёрдый согласный звук. Определите, как зовут мальчика, имя которого начинается на мягкий согласный звук

2. Работа над артикуляцией

– Возьмите зеркала. Произнесём протяжно первый звук в слове Саша. В каком положении при произнесении этого звука находятся ваши зубы? Губы? Язык?

– Произнесём протяжно первый звук в слове Сева. Изменилось ли положение зубов? Губ? Языка? Что изменилось в положении язычка

– Дать характеристику звуку [с] (показать звуковичка) <Слайд 6>

3. Работа по учебнику «Букварь» (с. 62)

*Дорисовать звуковичка

Физминутка

Пойдем в глубь леса, но будем осторожны. В лесу много опасностей. Если произнесу «с» – прячетесь, если нет звука «с» – встаете.

Лиса, трава, барсук, соболь, крыса, кабан, цветы, осы, шишка, синица

4. Знакомство с буквой

Новая буква находится на одном из упавших листьев. Кто сможет узнать? <Слайд 7>

– На что она похожа? <Слайд 8>

  • Шел конь подковами звеня, как буква «с» следы коня.
  • Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.

Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву о (на партах у ребят вдвое сложенные листочки, на которых написана буква о). Как букву «о» превратить в букву «с»?

5. Работа в тетради по печатанию (с. 17)

Напечатать букву «с»

Физминутка <Слайд 9>

Зрительный тренажер

6. Чтение слогов. <Слайд 10>

Налетел ветер, некоторые слоги закрыл облаками, попробуем прочитать.

7. <Слайд 11> Сова не пропускает нас. Знаете почему? Она не может выбрать свою схему.

Сколько слогов? Назвать ударный слог. Назовите первый, второй слог. Твердые или мягкие согласные в этих слогах?

8. Работа в «Прописи» (обложка, часть 3)

– Написать буквы носом (и, н, р, г, о)

– Посмотрите на букву, запомните. Закройте глаза, представьте, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранную букву. Открыть глаза, посмотреть на нее.

– Мудрая сова научит нас писать письменную строчную букву «с». Сравнить письменную и печатную букву. Из какого элемента состоит?

– Обвести этот элемент на картинках.

– Показ буквы учителем на доске, обвести на табло

– Письмо буквы на 1 строке

9. Работа по слоговой таблице <Слайд 12>

10. Работа в «Прописи» (обложка)

– Нам нужно научиться писать слоги, которые только что прочитали

– Прописать слоги 5 раз, дополнить до слова <Слайды 13-14>

Сон, сок
Сито, сироп
Сутки
Сыр, сын, осы

11. Чтение слов <Слайды 15-17>

Ус сон стон рост
Усы сок стоп торс
Усик сын сток трос
Усики сынок стук ступа

– Чтение слов 2 столбика про себя

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет; большое слово, обозначающее маленький предмет

– Чтение слов 3 столбика хором

Чтение слов 4 столбика тихо-громко

Значение каких слов непонятно

  • Трос – стальной канат
  • Торс – туловище

12. Работа с текстом (с.62) <Слайд 18>

Мудрая сова рассыпала буквы. Помогите собрать (сопка)

– Как называется текст? Что такое сопка?

– Чтение про себя.

– Что растет у сопки? Что растет у куста? Как это понять? (появились новые побеги)

– Повторное чтение вслух.

13. Работа в «Прописи» (с.1)

– Дана таблица. Восстановим ее. Напечатаем буквы и прочитаем слова