Воображение и его виды. Воображение в жизни человека

При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непреднамеренное) и степени активности (активное и пассивное). Условно виды воображения представлены на схеме 18.

Активное воображение связано с произвольной (преднамеренной) деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать нечто новое. К активному воображению можно отнести творческое, репродуктивное,

Схема 18. Виды воображения

антиципирующее воображение, фантазии и мечты. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, при этом в образах воображения действительность творчески преобразуется. Фантазию можно рассматривать как продукт творческого воображения, обладающую огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности. Репродуктивное воображение (воссоздающее) создает образ на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Например, при чтении книги мы представляем образы героев. Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Мечты - это отодвинутые во времени желания, планы, которые человек строит на будущее. Они могут носить реальный и фантастический характер. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

При пассивном воображении образы могут возникать как спонтанно, помимо воли и желания человека, так и преднамеренно. Например, запах елки может напомнить о приближающемся новогоднем празднике. В данном случае возникновение спонтанного образа связано с ассоциацией, которая с помощью воображения может вызвать желаемые образы.

Воображение у некоторых людей выступает и как замена действительности, такая его форма называется грезами. Они представляют собой связь фантазии с идеализируемым будущим. В грезах ярко обнаруживается зависимость фантазии от потребностей личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести к отрыву его от реальной действительности и уходу в выдуманный мир, что скажется на психическом и социальном его развитии. Так, школьник, имеющий проблемы с обучением, может придумать для себя нереальную жизнь, где ему все удается, где другие восхищаются его способностями.

Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Для образов сна характерными являются: чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним - реальность), невероятная причудливость (необычность образов и связей между явлениями), очевидная связь с потребностями человека. Так, известный ученый Д. И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом.

Встречаются и нарушения воображения, к ним относят галлюцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска), при различных психических заболеваниях, под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит звуки, голоса), зрительными (человек видит несуществующие в реальности образы: зеленых человечков, чертей), тактильными (человеку кажется, что по нему ползают насекомые). Фантазии больных людей возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Виды активного воображения………………………………….………………4

1.1. Воссоздающее воображение…………………………………………………5

1.2. Антиципирующее воображение……………………………………………..7

1.3. Творческое воображение…………………………………………………….9

2. Пассивное воображение………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное . Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

1. Виды активного воображения

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле

1.1. Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест.

Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.

Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа литературного воссоздающего воображения .

1. Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

2. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

3. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

4. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, - как пишет О.И. Никифорова: "сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось". Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто "видели" образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений.

Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания.

Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.

1.2. Антиципирующее воображение

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это - универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.д.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает "строительные" материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества.

Классификация видов и типов воображения в психологии

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации.

Замечание 1

Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память.

Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает. Психология выделяет несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже:

  1. Активное воображение . Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  2. Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются». По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте. Пассивное воображение может быть произвольного и непроизвольного вида. К непроизвольному воображению относятся сны и галлюцинации. Сны являются следствием активизации психических процессов – либо возбуждения, либо торможения мозговых процессов. Торможение способствует развитию подсознания, которая включает в свой состав различные образы. Эти образы объединяются в разнообразные комбинации, отражая содержание снов. Галлюцинации возникают тогда, когда функционирование головного мозга нарушено. Развитие галлюцинаций обусловлено психическим дисбалансом или серьезным эмоциональным стрессом. Что касается произвольного воображения, то оно состоит из грез и мечтаний. Они отличаются по степени своей реальности. Мечты отражают модели того будущего, которое желает человек, а грезы являются нереальными, а лишь иллюзорным отражением действительности;
  3. Продуктивное или творческое воображение . Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  4. Репродуктивное или воссоздающее воображение . Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Замечание 2

Воображение у разных людей различно по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения, выделяемые в психологии:

  • Визуальный или зрительный тип . При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип . Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип . Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Значимость воображения в психологии

Рассматривая воображение, как сложное явление психики личности, психологи отмечают такие его значимые параметры:

  1. Способность влиять на нервные процессы. С помощью воображения удается снять стресс, ослабить нервное перенапряжение;
  2. Помощь при активной мыслительной деятельности, решении задач;
  3. Помогает планированию и прогнозированию своих действий;
  4. Координирование психофизиологических процессов. Помогает сконцентрироваться, сосредоточиться на выполнении какой-либо деятельности.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными. Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.

Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов. Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение - познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление - процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение - это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение - это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Воссоздающее и творческое воображение

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение - это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению - чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра - сказок, научной фантастики, “фэнтази”.