Забайкальские казаки. Забайкальское Казачье Войско

Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.

История

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.

К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением - бурятами, в которых ещё бурлила кровь Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.

Первые походы

Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог - будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными.

Чтобы казаки могли далее продвигаться на восток, такой оплот на Байкале был просто необходим. Пришедшие осваивались, налаживались жизнь и быт забайкальских казаков, организовывались всё новые казачьи полки, которые к середине восемнадцатого века сформировались в Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретённой родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. Несмотря на то что официальные границы с Монголией отсутствовали, а Манчжурия вообще появление русских в этих местах не приветствовала, скорее, наоборот, такой шаг был просто необходим. Так и было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.

Пограничная линия

В начале девятнадцатого века по восточной границе уже образовалась длинная линия укреплённых крепостей (острогов), выстроенных казаками. На передовой традиционно возвышались наблюдательные вышки - "сторожа", где круглый год и круглосуточно находились несколько дозорных казаков. Также постоянно каждый пограничный городок отправлял в горы и степи разведку - отряд от двадцати пяти до ста казаков.

То есть казаки Забайкальского края создали мобильную пограничную линию. Она оповещала о неприятеле и способна была дать врагу отпор самостоятельно. Однако всё равно мало было казаков на такую длинную пограничную линию. И тогда император переселяет множество "гулящих людей" на восточные рубежи для несения пограничной службы. Количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Тогда и пришло официальное признание Забайкальского казачьего войска - в марте 1871 года.

Генерал-губернатор

Придумал этот способ защиты восточных границ который составил проект создания казачьего войска, а государь и военный министр охотно эту работу одобрили. На окраине громадной страны было создано сильнейшее войско, которое могло поспорить с любым неприятелем. В него вошли не только донские и сибирские казаки, но и бурятские, и тунгусские формирования. Увеличивалось и крестьянское население Забайкалья.

Численность войска достигала восемнадцати тысяч человек, каждый из которых начинал службу семнадцатилетним, а уходил на заслуженный отдых только в пятьдесят восемь лет. Вся жизнь его была связана с охраной границы. Здесь в зависимости от службы формировались традиции забайкальских казаков, поскольку и вся их жизнь, и воспитание детей, и сама смерть были связаны с охраной государства. После 1866 года установленный срок службы был снижен до двадцати двух лет, устав же войсковой был точной копией устава войска Донского.

Подвиги и поражение

Ни одного военного конфликта за многие десятилетия не обошлось без участия забайкальских казаков. Китайский поход - они первыми вошли в Пекин. Сражения при Мукденах и в Порт-Артуре - о доблестных казаках поют песни до сих пор. И русско-японская война, и Первая мировая сопровождались легендами о силе, упорстве и отчаянной смелости воинов-забайкальцев. Костюм забайкальского казака - тёмно-зелёный мундир и жёлтые лампасы - наводил ужас на японских самураев, и, если их численность не превышала казачью более чем в пять раз, они атаковать не решались. Да и при большей численности чаще всего проигрывали.

К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли 12 больших станиц, 69 хуторов и 15 выселок. Они защищали царя несколько веков, служили ему верой и правдой до последней капли крови, именно потому революцию они не приняли и в Гражданской войне решительно сражались с Красной Армией. Это был первый случай, когда они не победили, поскольку дело их не было правым. Так в китайском Харбине образовалась самая большая колония, которую создали выдавленные с территории России забайкальские казаки.

Чужбина

Конечно, не все забайкальские казаки воевали против новой советской власти, были и те, кто поддержал красных. Но всё-таки большая часть ушла под руководство барона Унгерна и атамана Семёнова и в итоге оказалась в Китае. А здесь в 1920 году все до единого казачьи войска были советской властью ликвидированы, то есть распущены. В Манчжурию вместе с семьями смогло уйти только около пятнадцати процентов забайкальского казачества, где они и создали Трёхречье - ряд станиц.

Из Китая они некоторое время тревожили советские границы набегами, но поняли бесполезность этого и замкнулись. Жили своими традициями, своим бытом до 1945 года, когда Советская армия начала наступление на Манчжурию. Пришло то самое грустное время, когда овеянные славой казачьи забайкальские войска полностью рассыпались. Одни эмигрировали дальше - в Австралию - и поселились в Квинсленде, некоторые вернулись на родину, но не в Забайкалье, а в Казахстан, где им было определено поселение. Потомки же смешанных браков из Китая не уехали.

Возвращение

Столицей Забайкальского казачьего войска всегда была Чита. Несколько лет назад там открылся памятник Петру Бекетову, казаку, основателю этого города. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков. По крупицам собираются утерянные знания - по старинным фотографиям, письмам, дневникам, другим документам.

Выше вы можете видеть фото Первого Верхнеудинского полка, который находился в составе казачьего войска. В момент съёмки полк находился в длительной - двухгодичной - командировке в Монголии, где произошла революция 1911 года. Теперь мы знаем, что казаки поддержали её, блокировали китайские войска, охраняли коммуникации и, конечно, доблестно, как всегда, воевали. Монгольский поход довольно мало известен. Об этом более других упоминает в то время даже не атаман, а есаул Семёнов, который большую часть побед приписал себе лично.

А там были люди гораздо более высокого полёта - даже будущие белые генералы. Например, на фото выше - Г. А. Вержбицкий, которому удался быстрый штурм китайцев - Шарасуме.

Традиции

Правление в казачестве всегда являлось военным, несмотря на то, что во всех было особенно развито земледелие, скотоводство и различные промыслы. Действительная служба определяла и быт, и всю остальную жизнь казака, вне зависимости от его положения в войске. Осень проходила на полевой службе, зимой шла боевая подготовка, повторялись уставы. Тем не менее гнёт и бесправие в казачестве практически не встречались, здесь была самая большая общественная справедливость. Землю они завоёвывали и потому считали себя вправе владеть ею.

Мужчины даже на полевые работы, на охоту и рыбалку выезжали вооружёнными, словно на войну: кочевые племена не предупреждали о нападениях. С пелёнок приучали к верховой езде и оружию детей, даже девочек. Женщины, оставшиеся в крепости, когда всё мужское население находилось на войне, неоднократно успешно отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда. Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.

Вера

Духовенство тоже было выборное - из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию. Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане.

Часть добычи из походов предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром, золотом, дорогими хоругвями и посудой. Жизнь казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.

Права и обязанности

Обычаи в казачестве таковы, что женщина там пользуется почитанием и уважением (и правами) наравне с мужчинами. Если казак разговаривает с женщиной преклонных лет, он должен стоять, а не сидеть. В женские дела казаки никогда не вмешивались, но всегда оберегали жён, защищали и отстаивали их достоинство и честь. Таким образом обеспечивалась будущее всего народа. Интересы казачки мог представлять отец, муж, брат, сын, крестник.

Если казачка - вдова или одинокая женщина, то её защищает лично атаман. К тому же она могла выбрать ходатая за себя из станичников. В любом случае её всегда должны были выслушать в любой инстанции и обязательно помочь. Любой казак должен придерживаться нравственности: почитать всех стариков, как своих родных отца и мать, а каждую казачку - как сестру свою, каждого казака - как брата родного, каждого ребёнка - любить, как собственного. Брак для казака священен. Это христианское таинство, святыня. Никто не мог вмешиваться в быт семьи без приглашения или просьбы. Основную ответственность за всё, что внутри семьи происходит, несёт мужчина.

Быт

Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках.

Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.

Состав забайкальского казачества

В самом начале здесь присутствовали и эвенкийские (тунгусские) военные формирования. Силы распределялись так: три конных полка и три пешие бригады (с первого по третий - русские полки, четвёртый - тунгусский, пятый и шестой - бурятские) охраняли границы и несли внутреннюю службу, а когда в 1854 году был осуществлён сплав по Амуру и основаны погранпосты вдоль остальной границы, появилось и Амурское казачье войско. Для одного Забайкальского эта пограничная линия была слишком велика.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков забайкальцы выставляли для мирного времени гвардейскую полусотню, четыре конных полка и две артиллерийские батареи. Война потребовала большего: конных девять полков, три запасные сотни и четыре артиллерийские батареи помимо вышеперечисленного. Из казацкого населения в 265 тысяч службу несли более четырнадцати тысяч человек.

Настоящее время

С перестройкой забайкальское казачество начало своё возрождение: созван в Москве 1990 года Большой казачий круг, где было решено забайкальское казачество воссоздать. Буквально через год это свершилось вплоть до организации ансамбля. Он так и называется - "Забайкальские казаки". Атамана избирали в Чите, им стал в 2010 году А в 2011-м была широко отмечена 160-летняя годовщина со времени появления казачества за Байкалом.

Гимн забайкальских казаков остался почти прежним, в нём воспевается родимый Забайкал, не снимавший папаху ни перед одной вражьей силой, очень поэтически вшивающий в синеву Байкала солнечный луч, словно казачий лампас (жёлтый), также поётся о любви к России, о памяти служивших ей праотцов.

Забайкальские казаки Их боялись даже самураи Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Беспрецедентная смелость, решительность и выучка делали их грозной силой, способной противостоять лучших подразделениям противника. Первые остроги Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владение территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства - это контроль границ с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а также подконтрольность местных жителей - тунгусов и бурятов. Как и раньше, в освоение новых земель главную роль играли казаки. Сибирь, Оренбуржье, Урал были присоединены к Российскому государству руками казаков. Первые остроги по рекам Лене и Ангаре были заложены казаками атамана М. Перфильева, П. Бекетова. Кстати, в числе первых казаков-землепроходцев был знаменитый путешественник и мореплаватель Семен Дежнев. Казачье войско Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России. Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско. Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» - наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет. Хранители границы Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других. Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине. Несколько лет назад в Чите - столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков. Источник

Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско - этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655. Войсковой штаб - в городе Чите . Войсковой праздник, войсковой круг - 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Цвета и знамёна Забайкальского казачьего войска

Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы , погоны и околыши и темно-зеленые мундиры.

Казачье знамя представляло собой полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На знамени была надпись: "С нами Бог".

История Забайкальского казачьего войска

Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639. В 1654 казаки Петра Бекетова основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты (4 полка) и тунгусы (500 человек = 1 полк), которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно происхождения) исповедовала ламаизм

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского , на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки , 4-й тунгусский (эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

В 1854 забайкальские казаки осуществили сплав по реке Амур и основали пограничные посты вдоль границы с Китаем. 1858 из Забайкальского было выделено Амурское казачье войско .

В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни.

В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-1905 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР , было ликвидировано советской властью . После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е гг. вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае.

Современность

В эпоху советской перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска. В 1991 был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" . В 2010 в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров. 30 марта 2011 забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска.

Структура Забайкальского казачьего войска

Во главе Забайкальского казачьего войска стоял наказной атаман, подчинявшийся генерал-губернатору Сибири. Атаман совмещал права начальника дивизии и губернатора. При нем было учреждено два комитета: войсковое дежурство (для ведения военных дел) и войсковое правление (для ведения хозяйственных дел). Высшей формой организации казаков была бригада (всего было 6 бригад), которая делилась на полки (500-600 бойцов), а те на сотни.

Полки назывались по имени центрального поселения: Аргунский, Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский .

Территориальное расположение

1-й Отдел

  1. Атамано-Николаевская (Харацайская) станица,
  2. Желтуринская станица,
  3. Кударинская станица,
  4. Мензинская станица,
  5. Мурочинская станица,
  6. Усть Урлукская станица,
  7. Цаган Усунская станица,
  8. Цакирская станица,
  9. Шарагольская станица,
  10. Аракиретская станица,
  11. Боргойская станица,
  12. Верхнеудинская станица,
  13. Гыгетуйская станица,
  14. Селенгинская станица,
  15. Харьясская станица,
  16. Янгажинская станица.

2-ой Отдел

  1. Акшинская станица,
  2. Букукунская станица,
  3. Верхнеульхунская станица,
  4. Дуроевская станица,
  5. Дурулгуевская станица,
  6. Зоргольская станица,
  7. Мангутская станица,
  8. Могойтуевская станица,
  9. Цаган-Олуевская станица,
  10. Чиндантская 2-я станица,
  11. Чиндант-Гродсковская станица,
  12. Улятуевская станица,
  13. Быркинская станица,
  14. Донинская станица,
  15. Калгинская станица,
  16. Манкечурская станица.

3-ий Отдел

  1. Ботовская станица
  2. Житкинская станица
  3. Ильдиканская станица
  4. Курлыченская станица
  5. Кулаковская станица
  6. Куенгская станица
  7. Куларская станица
  8. Ломовская станица
  9. Митрофановская станица - (г. Шилка)
  10. Новотроицкая станица
  11. Сретенская станица
  12. Торгинская станица
  13. Усть-Теленгуйская станица
  14. Ундинская станица
  15. Кайдаловская станица
  16. Макковеевская станица
  17. Размахнинская станица
  18. Титовская станица

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, иррегулярное войско в России. Образовано Положением о Забайкальском казачьем войске от 17(29).3.1851 по инициативе и по проекту восточносибирского генерал-губернатора Н. Н. Муравьёва (с 1858 именовался Муравьёвым-Амурским) «как щит Забайкалья от возможных посягательств Китая» и база российской колонизации Дальнего Востока. Центр Забайкальского казачьего войска - Чита. Возглавлялось наказным атаманом, который подчинялся непосредственно восточносибирскому (в 1884-1906 приамурскому, затем иркутскому) генерал-губернатору. В войско вошли казаки Китайской пограничной линии (кроме Тункинской дистанции) и забайкальские городовые и станичные казаки, к казачьему сословию были приписаны крестьяне Нерчинских горных заводов. Численность казаков (с семьями): 100,8 тысяч человек (1851), 265 тысяч человек (1917; 28% населения Забайкальской области). Преобладали русские, помимо них в состав войска входили буряты (21 тысяча человек в 1917) и эвенки (3 тысячи человек). С 1855 года часть забайкальских казаков переселялась в Приамурье (первоначально добровольно, с 1858 по жребию), где они составили ядро Амурского казачьего войска. В конце 1850-х - начале 1860-х годов в казаки Забайкальского казачьего войска записаны свыше 14,2 тысяч «штрафных» нижних чинов, отчисленных со службы во Внутренней страже и сосланных в Восточную Сибирь из Европейской России. В фактическом владении станичных обществ Забайкальского казачьего войска находилось: 3,3 миллиона га земли (1891), 6,7 миллионов га (1904), 10,9 миллионов га (1917).

В 1851-72 Забайкальское казачье войско делилось на 3 пеших (казаки долин рек Газимур, Ингода, Онон и Унда) и 3 конных (размещались вдоль русско-китайской границы) бригадных округа, каждый из которых подразделялся соответственно на 4 батальонных или 12 сотенных округов. В 1872 Забайкальское казачье войско разделено на 3 военных отдела: 1-й - на юго-западе Забайкальской области (центр - город Троицкосавск), 2-й - на юге (город Акша), 3-й - на востоке (город Нерчинск), в 1898 образован 4-й отдел - на юго-востоке (село Нерчинский Завод).

В мирное время на действительной военной службе находилась треть состава Забайкальского казачьего войска. Казаки несли пограничную, конвойную и караульную службу, держали разъезды на границе, ловили беглых; выполняли земские повинности по содержанию дорог, почты, квартир для проходящих войск.

Забайкальские казаки участвовали в обороне низовьев реки Амур и залива Де-Кастри (ныне залив Чихачёва) в Крымскую войну 1853-56 (2,5 тысячи казаков), в подавлении движения Ихэтуань в Китае в 1900-01 (8,5 тысяч казаков), в русско-японской войне 1904-05 (свыше 19 тысяч казаков). В 1-й мировой войне участвовали 9 конных полков и 5 батарей [до 14 тысяч человек; они находились главным образом в составе 1-й Забайкальской казачьей бригады (с декабря 1915 дивизия; действовала в Польше, Полесье и Галиции), 2-й и 3-й Забайкальских казачьих бригад (действовали на Кавказском фронте у озера Ван)].

В апреле 1917, после Февральской революции, 1-й Забайкальский областной казачий съезд в Чите решил ликвидировать казачье сословие, в августе 1917 2-й съезд постановил отменить это решение. В марте 1918 казачья фракция 3-го Забайкальского съезда советов провозгласила себя 3-м Областным казачьим съездом, который вновь вынес решение о ликвидации Забайкальского казачьего войска. После занятия Читы частями Сибирской армии Временного сибирского правительства (27.8.1918) Забайкальское казачье войско восстановлено. Окончательно оно упразднено в апреле 1921, с принятием конституции Дальневосточной республики.

В Гражданскую войну 1917-22 казаки Забайкальского казачьего войска находились как в составе РККА (около 5,5 тысяч человек в 1918) и красных партизанских отрядов (преимущественно на юго-востоке Забайкалья, в 1920 - 10 конных и 2 пехотных полка), так и в составе Белых армий: в 1918 в Особом Маньчжурском отряде Г. М. Семёнова (главным образом офицеры Забайкальского казачьего войска), в 1919 - в 1-й и 2-й Забайкальских казачьих дивизиях (14 конных полков, 4 батареи, около 6,5 тысяч человек; входили в состав Колчака армий), в 1920 - в Дальневосточной армии (свыше 1,8 тысяч человек в октябре 1920). В 1921-22 в Приморье ряд формирований Забайкальского казачьего войска действовал в составе Белоповстанческой армии, затем - Земской рати. На территории самого Забайкальского казачьего войска шли ожесточённые бои у села Нерчинский Завод и станиц Богдать (апрель - сентябрь 1919) и Сретенск (апрель 1920). В конце 1920, после отступления войск Семёнова в Маньчжурию, там в 18 посёлках на реках Хаул, Дербул и Ган поселилось около 20 тысяч человек, преимущественно казаков Забайкальского казачьего войска (в 1945-60-х годах часть жителей посёлков либо добровольно уехала, либо была депортирована в СССР, часть уехала в другие страны). В 1990 в Чите создано общественное объединение Забайкальское войсковое казачье общество, которое действует на территориях Республики Бурятия, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Лит.: Васильев А. П. Забайкальские казаки: В 3 т. Чита, 1916-1918. Благовещенск, 2007; Сибиряков Н. С. Конец Забайкальского казачьего войска // Минувшее. М., 1990. Т. 1; Смирнов Н. Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград, 1994; Василевский В. И. Забайкальское казачье войско. М., 2000.

Заселение Забайкалья

В самом конце 30-х годов 17-го века до далеких Забайкальских земель добрались первые поселенцы. Это были енисейские и прочие сибирские казаки. Они проводили разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура, искали серебряные рудники, а также налаживали контакты с местными аборигенами. Поэтому постепенно на той территории стали появляться зимовья и остроги.

Забайкальские казаки

Одним из главных первопроходцев стал атаман Петр Иванович Бекетов. Это он основал Якутск, Нерчинск и Читу. По большому счету Бекетов продолжил дело, начатое еще Еналеем Бахтеяровым, Василием Поярковым и Ерофеем Хабаровым.

Основанный Петром Ивановичем Читинский острог вскоре стал столицей всего разношерстного Забайкальского казачьего войска. Оттуда русские первопроходцы отправлялись в далекие, еще неизведанные земли.

Чита — столица Забайкальского казачества

Интересно то, что пограничное казачье войско было сформировано лишь во второй половине 18-го века. Вскоре для его усиления специально начали создавать бурятские полки. Дело в том, что в то время официальной границы с Монголией как таковой не существовало. Постоянно исходила угроза из Маньчжурских земель. Все эти факторы требовали наличия в Забайкалье полноценного и сильного войска, способного при необходимости дать отпор неприятелю. Поэтому кроме бурятских полков началось формирование и тунгусских.


Забайкальское казачье войско в первой мировой войне

К 1764 году казаков-бурятов насчитывалось немногим менее двух с половиной тысяч человек (они служили в 6 полках). Численность тунгусов была значительно скромнее — всего пятьсот.

Любопытно вот еще что: русские казаки являлись православными, а большинство бурятов — исповедовали буддизм. Но никаких разногласий и столкновений на религиозной почве не происходило.

Пограничная жизнь

К началу 19-го века по восточной границе расползлась сеть казачьих острогов, которые прикрывали так называемые «сторожки». Проще говоря, наблюдательные вышки, на которых 24 часа в сутки несли боевое дежурство несколько казаков. Периодически на разведку обстановки в приграничные территории отправлялось несколько отрядов, численность которых варьировала от 25 до 100 человек.

Казаки несли круглосуточное дежурство на вышках

Учитывая растянутость границы, численности казаков не хватало. Поэтому в 10−20-х годах 19-го века в приграничные остроги начали переселять других казаков и просто «гулящих» людей из близлежащих территорий. Соответственно, численность Забайкальского казачества резко увеличилась.

Официально оно появилось лишь в середине марта 1851 года по распоряжению императора Николая I. К этому его подтолкнула рекомендация генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Так на Забайкальской земле появилось сильное и, что важно, мобильное войско. Ему поручили важную и сложную задачу — нести службу на границе с Китаем.

Численность войска превышала 48 тысяч человек. Правда, большую половину солдат составляли горнозаводские крестьяне. Службу они начинали в 17 лет, а в отставку — в 58. В 1866 срок службы был сокращен до 22 лет.


Ни один конфликт Российской империи того времени не обошелся без участия в нем Забайкальских казаков. Так, например, они подавляли Ихэтуаньское восстание (1899−1901) в Китае и дошли до Пекина. Затем бились с японцами в 1904—1905 годах при Мукденах и у Порт-Артура. Довелось им «наследить» и в Первой Мировой войне.

Забайкальским казакам довелось поучаствовать даже в Первой Мировой войне

Забайкальских казаков в темно-зеленых мундирах с желтыми лампасами знали и боялись. Особенно, жители Маньчжурии и Японии. Самураи во время войны и вовсе отказывались вступать в бой с казаками даже при большом перевесе сил в свою пользу.

Трудный выбор

К моменту гражданской войны Забайкальское казачество представляло из себя серьезную силу. Оно объединяло 12 станиц, около 70 хуторов и 15 выселок, где жило около 260 тысяч людей. А на постоянной военной службе числилось порядка 15 тысяч солдат.

Как и большинство казаков в Гражданской войне, Забайкальские не предали царя и воевали на его стороне. Лидерами сопротивления стали атаман Григорий Михайлович Семенов и барон Роман Федорович (Роберт-Николай-Максимилиан) Унгерн-Штернберг. Но некоторые, конечно, поддержали и красных.


Атаман Семенов

Когда стало известно, что монархия свергнута, в марте 1917 года в Чите произошел Первый съезд Забайкальского казачьего войска. На нем было принято решение «превратить» казаков в обычных граждан, а само казачество просто ликвидировать. Большинство эту инициативу не поддержало. Началась борьба за сохранение казачества. Но она успехом не увенчалась. В 1920 году, уже в Советской России, Забайкальское казачество (как и другие казачьи войска) было упразднено.

Казаки эмигрировали в Китай, Австралию и Северную Америку

Несогласные с этими решение казаки вместе с семьями перебрались в хорошо им знакомую Маньчжурию, возведя там свои станицы. Другие эмигрировали в Австралию, третьи — в США и Канаду.


Памятник основателю Читы Бекетову Петру Ивановичу