Занимательные вопросы задания по географии. Внеклассная работа по географии: «Занимательные географические вопросы

Описание материала : Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия: повторение пройденного материала в игровой форме. Оценить знания и умения учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра - викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды). На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре принимают участие три сборных команды. В каждой команде по 4 участника - 1ученик 6 класса, 1 ученик 7 класса и 2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель . Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите жеребьёвку и определите номер своей команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки:

1 задание Географическая разминка:

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся 1,5минуты.

За каждый правильный географический объект - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система), о.Сахалин

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан, Африка

2. река Амазонка, г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка, Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад, Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы:

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

3. Самый крупный вулкан России (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан (Тихий)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров (Гренландия)

3. Самое глубокое озеро в России и мире (Байкал)

3 задание География на все сто!

Учитель . Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Сторона света (Восток.)

Начало реки (Исток.)

Главный город страны (Столица.)

Государство в Прибалтике (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект - 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1. 17.1 млн. км 2 - площадь России;

2. 16 - количество соседних государств;

3. 13 - количество омываемых морей;

4. Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое - самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира. Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание - смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки. (Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы - чудесное место для горнолыжников. (Сев.Кавказ)

8. Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....(г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста условными знаками. На выполнение этого задания

2 минуты. За каждый правильный знак - 1 балл:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его путь к лагерю шёл через луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево - полевая дорога к болоту, а прямо - тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите - дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

6. Прибор для измерения азимута? (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)

9. Горы, отделяющие Европу от Азии (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1. Количество осадков измеряется в… (мм)

2. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера - это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении - это … (ветер)

6. Как называется сборник географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро? (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке (Африка)

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь - это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку? (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9. Самый высокий действующий вулкан в России (Ключевая сопка)

10. Назовите самую длинную параллель земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5 о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1 о С;

в 13 часов +15 о С;

в 19 часов +8оС. (14 о С )

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм )

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель . Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан. (Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора. (Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне. (Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава. (Не дубрава, а бор.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению. (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.

Использование кроссвордов и других занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Помимо традиционных кроссвордов есть множество других заданий, способных вызвать интерес у учащихся. Одни из них построены на принципах кроссворда, т.е. требуется найти ответ на вопрос и заполнить сетку (чайнворд, сканворд) или найти слово (магические квадраты). В других, кроме поиска ответа на занимательный вопрос, требуется составить фразу, или другое слово (анаграммы).

При использовании кроссвордов в качестве заданий можно выделить два направления: задания на решение кроссвордов и задания на составление кроссвордов.

Решение кроссворда, в основном, может быть использовано при проверке или закреплении знаний учащихся на различных этапах урока, и удачно заменяет рутинный опрос.

1. На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда, оформленного на доске. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

– кроссворд может заменить устный или числовой диктант по терминологии. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках. Сетка оформляется на доске, а учитель читает вопросы.

В принципе, составить небольшой кроссворд, пример которого показан ниже, можно по любому параграфу.

Тема “Южная Америка: Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

    Перешеек, соединяющий Южную и Северную Америку.

    Немецкий географ и путешественник, экспедицию которого называют “вторым открытием Америки”.

    Путешественник, первым высказавший мысль что Америка – это новый материк.

    Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды.

    Море, омывающее север материка.

    Мореплаватель, первым ступивший на землю материка.

    Русский исследователь Бразильского плоскогорья.

Ответы: 1. Панамский. 2. Гумбольдт. 3. Веспуччи. 4. Дрейка. 5. Карибское. 6. Колумб. 7. Лангсдорф.

2. На этапе изучения новой темы .

В этом случае при подготовке к уроку составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В этом случае в ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Также подобное задание может быть использовано при работы с текстом нового параграфа. В конце урока проверяется правильность заполнения, и делаются выводы по изученному параграфу.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала, может быть использован небольшой кроссворд, составленный из терминов и географических названий, изученных на уроке. Заранее оформленный на доске кроссворд решается всем классом.

Занимательные задания могут использоваться на различных типах уроков, но с большей отдачей применимы на обобщающих уроках, уроках контроля знаний навыков и умений.

При проведении уроков-КВН и подобных ему, одним из этапов может быть решение или составление по определенному заданию кроссворда. Интерес представляет разработка нетрадиционного, игрового по форме урока, построенного на решении кроссворда. В приложении № 1 предлагается авторская разработка игрового урока “Кроссворд-шоу”.

При составлении учителем кроссворда или другого подобного задания для урока должны учитываться определенные требования. Кроссворд должен быть:

    коротким , с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок;

    простым по схеме , что также сэкономит время на уроке;

    тематическим, т.е. тесно связанным с изучаемым материалом. В принципе, можно составить небольшой кроссворд по любому параграфу и любой теме учебника.

Другим направлением является работа по составлению кроссворда, которая используется как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (13-15 слов на 40 минут), их тематика. В процессе составления вопросов можно разрешить пользоваться учебником, атласом. Но такое задание применимо не на всех уроках, а только при изучении тем с большим объемом новых географических объектов, понятий. Например, в 6 классе при завершении разделов “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”; в 7 – по окончанию изучения любого материка, в 8 – при изучении крупных природных территорий. В качестве ключевого слова (фразы) можно использовать название темы. Например: “Внутренние воды”, “Мировой океан”, “Западная Сибирь”.

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

В зависимости о формы работы с кроссвордом различны будут и критерии оценки:

    при решении – учитывается грамотность, полнота и быстрота заполнения ответов;

    при составлении – оригинальность, нетрадиционность вопросов, объем использованного материала, соответствие требованиям школьной программы.

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ .

Самый распространенный подход к формулированию вопроса к кроссворду или другому заданию это текстовый, когда вопросы, как правило, несут “географическую нагрузку”.

Особое же место должно уделяться не просто географическому наполнению и связи со школьной программой, но и картографическому содержанию. Одной из основных задач географии является формирование образа территории. Основой или каркасом такого создаваемого образа, несомненно, является карта. Занимательные задания картографического содержания и должны способствовать этому процессу. Только в курсе географии предоставляется интересная возможность использовать в качестве заданий к словам не только классические текстовые вопросы, но и фрагменты карт. При поиске ответа на такие вопросы ученик должен будет в обязательном порядке обращаться к географической карте.

Такие задания могут иметь различный характер. От чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте.

Все кроссворды и занимательные задания географического содержания по форме подачи вопроса могут быть разбиты на несколько групп.

1. Задания с текстовыми вопросами.

Наиболее широкое распространение получили кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Когда в сетку кроссворда вписываются названия географических объектов, а вопрос задается в классической форме: “Река, правый приток Волги” или “Столица государства в Юго-Восточной Азии”. Такие кроссворды публикуются в газете “География“, журнале “География в школе”, в школьных тетрадях. Безусловно, они представляют интерес для ученика, но часто составлены без учета школьной программы и ориентированы вообще на любого человека, интересующегося географией, что является их недостатком.

Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам и даже параграфам учебника.

Сами вопросы могут быть:

    Полными, например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.

    Краткими, т.е. задание может звучать так: “Впишите в сетку кроссворда столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Здесь достаточно широкий спектр: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.

В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры. В таких кроссвордах могут быть использованы цифровые показатели, которые можно определить по карте. В первую очередь это координаты. Во всех классах умение работать с координатами является обязательным требованием. Поэтому, например, в 7-м классе, в ходе проверки по любому из материков можно дать вопросы с координатами, в которых зашифрованы различные объекты данной территории. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты. В некоторых случаях в вопросе к координатам могут быть предложены комментарии с определением типа объекта. Кроме координат в качестве вопроса могут применятся и другие цифровые показатели. Так, при изучении рельефа можно предложить кроссворд, включающий названия горных вершин, а в качестве вопросов указываются их высота, аналогично для морей – глубина, для рек – длина.

2. Задания с графическими вопросами.

В этих заданиях используются вопросы с фрагментами карт или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.

А. Репродуктивный – “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.

Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.

Б. Репродуктивно-поисковый – “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

В. Поисковый – “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и другие географические знания, общая эрудиция. Задания последних уровней применимы, чаще всего, в старших классах, во внеклассной работе, при проведении мероприятий в декаде географии.

В целом, применение заданий картографического содержания:

    способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;

    позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;

    развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;

    повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

ИГРА “КРОССВОРД-ШОУ”.

Эта несложная игра может применяться и на уроке, и на внеклассных мероприятиях. Она не требует длительной подготовки. Вся предварительная работа заключается в составлении нескольких кроссвордов по выбранной теме. Действия учащихся заключаются в решении кроссвордов и отгадывании зашифрованного центрального слова. Оба варианта проведения: урок-игра и внеклассное мероприятие, были апробированы на уроках географии, экологии, истории в различных классах.

Игровой урок (Проводится в конце изучения темы)

Подготовка.

1. Составить три кроссворда (оптимальное количество для урока) по 5-6 слов в каждом. Примерное содержание кроссвордов:
– термины,
– термины и номенклатура (оба с текстовыми вопросами),
– картографический (желательно использовать в качестве вопросов фрагменты карт с изученными объектами). Карты можно оформить на прозрачной пленке для кодоскопа или на демонстрационных карточках. Если же такая возможность отсутствует, можно использовать саму карту, в качестве вопроса показывая объект, не называя его.

2. Для экономии времени на уроке нужно заранее приготовить карточки с тремя сетками кроссвордов по количеству учащихся в классе. Вычерчивание сетки кроссворда на уроке займет время, которого и так обычно не хватает. Сами сетки также вычерчиваются на доске перед уроком.

3. Изготовить игровые жетоны для учета правильных ответов.

Ход урока.

Учащимся предлагается решить три кроссворда по пройденной теме. Они работают индивидуально, либо по парам, как сидят за партами.

Учитель задает вопросы к кроссвордам. Порядок решения: “термины”, “термины + номенклатура” и “картографический”. Вопросы в каждом кроссворде могут задаваться не по порядку, с первого слова, а по выбору учителя, чтобы усложнить разгадывание зашифрованного слова.

Задав вопрос, учитель дает время на размышление и заполнение сетки (не более 10-30 сек на один вопрос). Ученик, нашедший ответ первым, поднимает руку, но не называет его. По истечению времени учитель проходит по классу и проверяет заполненную сетку. За правильно вписанное слово дается жетон. Ученик, первым поднявший руку, при правильном ответе получает два жетона. Он же, после проверки класса, называет ответ вслух, а учитель заполняет сетку на доске.

После каждого слова ученикам предлагается назвать центральное слово, правильно ответивший получает столько жетонов, сколько осталось неоткрытых слов. Дополнительные жетоны даются за объяснение термина, или показ объекта на карте.

Учет ответов и оценка.

Учет правильных ответов ведется по количеству раздаточных жетонов. В конце урока учащиеся сдают карточки с решенными кроссвордами на которых записывают количество полученных жетонов.

В целом урок проходит в высоком темпе и вызывает большой интерес у учеников.

Внеклассное мероприятие.

В отличие от игрового урока, такое мероприятие не ограничено жесткими временными рамками, что позволяет разнообразить его проведение. Можно использовать более длинные кроссворды и увеличить их количество, не замыкаться рамками одной темы. Провести такую игру можно как соревнование между классами или классными командами.

Все задания выполняются на доске. Команды (3-4 человека) могут решать кроссворды, стоя у доски. Это позволяет видеть болельщикам и ведущему ход выполнения заданий, определить, кто быстрее выполняет задание.

«Занимательные вопросы» по географии являются не только дополнительным источником информации при работе с картой мира, но и являются предметом закрепления знаний о местонахождении географических объектов относительно друг друга.

Вопросы могут применяться:
- учащимися, самостоятельно занимающимися дополнительно изучением географии независимо от класса обучения.
- в качестве олимпиадных заданий для учащихся школ.
- в качестве дополнительного источника информации для учителей школ

Всего 321 вопрос (с ответами)

1. Какие моря на западе и востоке ограничивают республики Закавказья?
2. В какой стране находятся Поморское и Мазурское поозерья?
3. Какие горы разделяют Моварские ворота?
4. На территории какого государства Карпаты переходят в Трансильванские горы?
5. Острова, где в названиях озер есть приставка - Лох.
6. Что отделяет Великобританию от Ирландии?
7. Пролив, который отделяет Великобританию от материка.
8. На побережье какого моря и государства расположен Прованс - Лазурный берег?
9. Вдоль береговой линии какого государства тянутся сотни базальтовых колонн - Дорога великанов?
10. Какой пролив отделяет Скандинавский полуостров от полуострова Ютландия?
11. На территории какого острова находятся четыре континентальных ледника, бьют гейзеры и активны вулканы?
12. На территории какого государства названия протекающих рек оканчиваются на - львен?
13. Какой залив отделяет Швецию от Финляндии?
14. На территории какого государства названия протекающих рек оканчиваются на - йоки?
15. Как финны называют Финляндию?
16. Где находится Лапландия?
17. Залив, отделяющий Финляндию от России.
18. Куда впадают все реки Финляндии?
19. Пролив, отделяющий Швецию от Дании.
20. От какого острова проливы Самсе Бельт, Лангеланн Бельт, Большой Бельт, Фемер Бельт отделяют полуостров Ютландию?
21. Внутри какого государства находится остров Морс?
22. На территории какого государства названия всех озер оканчиваются на - зе?
23. В каком море находится Поморская бухта?
24. В какой стране находятся Богемский и Баварский леса?
25. Где находится город Бремен?
26. Залив, отделяющий полуостров балканский от полуострова Пелопоннес.
27. Самый большой остров Греции по территории.
28. Какое море отделяет Турцию от Греции?
29. От какого латинского слова происходит название острова Крит?
30. Какой залив отделяет Италию от Словении?
31. Какой залив отделяет «итальянский каблук» от «итальянской подошвы»?
32. Чем Италия отделена от острова Силиция?
33. Что отделяет Италию от материка с востока?
34. Какой пролив соединяет Адриатическое море с Ионическим?
35. Назови горы Италии.
36. Горы, отделяющие Италию от материковой Европы.
37. Пролив между Испанией и Марокко.
38. Названия земель какого государства начинаются со слова - серра?
39. Центром какого государства является Собор Святого Петра?
40. В какой город существует только три входа: Бронзовые ворота, арки ди-Компане и Виади-Порта-Анжелика?
41. Государство, расположенное на Лазурном берегу.
42. Город, который является центром океанографических исследований и находится в Монако.
43. Какие острова раньше назывались островами Зеленого мыса?
44. Остров в Атлантике, место ссылки Наполеона.
45. Расположи в порядке север-юг острова Атлантического океана: Исландия, Гренландия, Азорские, Зеленого мыса, Вознесения, Святой Елены, Южная Георгия.
46. Пролив, отделяющий Новую Шотландию от острова Ньюфаундленд.
47. Что отделяет Гренландию от архипелага Баффинова Земля?
48. На территории какого государства находятся Большое Невольничье и Большое Медвежье озера?
49. Как Гудзонов залив соединен с океаном?
50. Какие острова входят в Канарский Арктический архипелаг?
51. Какой пролив разделяет остров девон от острова Баффинова Земля?
52. Какие водные акватории разделяет полуостров Флорида?
53. В каком штате находится Большой Каньон на реке Колорадо?
54. В каких штатах находится Долина Смерти?
55. Какое из Великих озер находится не на границе США с Канадой?
56. Какие штаты США находятся на побережье Мексиканского залива?
57. Остров в Средиземном море, где родился Наполеон.
58. Пролив, отделяющий полуостров Аляску от полуострова Чукотки.
59. В каком штате США находится порт Перл-Харбор?
60. В каком океане расположены Гавайи?
61. В каком море находятся Алеутские острова?
62. Какой пролив соединяет Атлантический океан и Мексиканский залив?
63. Какой залив отделяет полуостров Калифорнию от материка?
64. Какие острова отделяют Багамские острова от Больших Антильских островов?
65. Пролив между островом Гаити и островом Ямайка.
66. В каком океане расположены Бермудские острова?
67. Как относительно Наветренных островов находятся Подветренные острова?
68. Какие острова находятся к Подветренным?
69. Какие острова относятся к Наветренным?
70. Какой залив омывает полуостров Юкатан?
71. В каком заливе находятся Жемчужные острова?
72. Какие водные акватории соединяет Панамский канал?
73. Какие океаны разделяет Панамский канал?
74. Назови порты Панамского канала.
75. Какой канал судно проплывает за 24 часа?
76. Из-за какого озера, расположенного на территории Венесуэлы, название этого государства переводится как «маленькая Венеция»?
77. В каком океане расположены черепашьи острова Галапагос?
78. Какой залив отделяет Аргентину от Уганды?
79. На территории какого государства находится Патагония?
80. Чьим владением является остров огненная Земля?
81. Какой пролив отделяет материк от архипелага Огненная Земля?
82. Какие острова входят в архипелаг Огненная Земля?
83. Какой пролив отделяет друг от друга острова Новой Зеландии?
84. Какое море отделяет остров Новая Зеландия от Австралии?
85. Национальная птица острова Новая Зеландия.
86. На каком острове находится берег Маклая?
87. Какой пролив отделяет полуостров Тасманию от Австралии?
88. Какие моря разделяет полуостров Кейп-Йорк?
89. Какой пролив соединяет Коралловое море с Арафурским?
90. В какой части Австралии находится Австралийский залив?
91. В каком море находится Большой Барьерный риф?
92. Между какими островами находится море Фиджи?
93. Какой остров отделяет залив Бомбо от Вьетнама?
94. В каком море находится дельта реки Жемчужной?
95. Какие моря омывают полуостров Корея?
96. Какой пролив отделяет Японские острова от Южной Кореи?
97. Какой пролив отделяет остров Хоккайдо от острова Хонсю?
98. Каким морем отделены Японские острова от материка?
99. На каком острове расположен вулкан Фудзияма?
100. Каким морем на западе омываются Филиппинские острова?

Занимательная география Перед вами презентация различных интересных географических вопросов, фактов и сведений. Она предназначена не только для того, чтобы довести до вашего сведения географические знания, закрепить разнообразные умения, но и пополнить вашу школьную «копилку». Выполнила: Дятлова Е.Н. МОУ «Рождественская СОШ»






Шарады Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут. Первое - летучая вода, В бане русской встретите всегда. А второе - есть машины марка Из российского, ребята, автопарка. Всё же вместе - Франции столица, Этот город модницам всем снится. Чтоб показать свое уменье, Давай подумаем с тобой Мой первый слог - местоименье, Название леса - слог второй А на конце (смелей за дело!) Один согласный звук возьмем. Конец шараде! Словом целым Известный город назовем.


Два слога первые - цветок, В "лохань" попал мой третий слог. А вместе если их прочтёте, То в волжский город попадёте.. Вот вам лёгкая шарада: К ноте "Н" прибавить надо. Нота больше не поёт, А рекой она течёт. У слона букву "С" отнимите И названье реки припишите. Получиться столица должна, Что на карте Европы видна.


С "К" - коль к карте обратиться - Это Турции столица. С "Г" - Сибирская река, Полноводна, глубока. С "Ч" - по небу я гуляю И грозу вам предвещаю. С "Л" - я город на реке От Москвы невдалеке. Пряник мой и самовар Знают все: и мал и стар. Слева направо слово прочтёшь, То от дождя ты защиту найдёшь. Если с конца же его ты прочтёшь, Горное озеро тут же найдёшь.


1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"? 3. Какое животное есть в каждом посёлке мира? 2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"? 4. Что занимает ровно половину любого острова? 5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре? 6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане? 7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании? 8. Какая российская река протекает в Лондоне? 9. Какой приток Самары течёт... по проводам? 10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется? Викторина


1. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы? 2. Какую реку... ловят в море? 3. Назовите самый тонкий и острый мыс. 4. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать? 5. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами? 6. Какой морской залив каждый географ считает своим? 7. Где протекает "парламентская река"? 8. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией? 9. В какой реке есть помещение для самолётов? 10. Назовите "самый умный" горный хребет мира. Викторина


География на все СТО! _ _ СТО _ - сторона света. _ _ СТО _ - сторона света. _ СТО _ - начало реки. _ СТО _ - начало реки. СТО _ _ _ _ - главный город страны. СТО _ _ _ _ - главный город страны. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии. Замбии.


Географические анаграммы 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио


Шутки-загадки 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 2. Название какой реки у тебя во рту? 2. Название какой реки у тебя во рту? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 4. Какая река летает? 4. Какая река летает? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 9. Какой зверь бежит только под уклон 9. Какой зверь бежит только под уклон 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок


11. Какой шар нельзя укатить? 11. Какой шар нельзя укатить? 12. Какой город есть в компоте? 12. Какой город есть в компоте? 13. Какой город может парить в воздухе? 13. Какой город может парить в воздухе? 14. Какой город самый сердитый? 14. Какой город самый сердитый? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 16. Какой нос всегда мерзнет? 16. Какой нос всегда мерзнет? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь?


Загадки В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает? Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает?


На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь.






Стр.8 Стр.8 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 2. Австралия. 2. Австралия. 3. Осёл 3. Осёл 4. Ров 4. Ров 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 6. Буквы "Р". 6. Буквы "Р". 7. Данию - до свидания. 7. Данию - до свидания. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 9. Ток 9. Ток 10. Нора


Стр.9 Стр.91. Сок 2. Реку Треска. 3. Мыс Игольный 4. Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга 5. В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты 6. Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии 7. В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента. 8. Река Мама, приток Витима 9. В Ангаре - Ангар-а. 10. Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане




Стр.11 Стр Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото 1. Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото Стр Река Медведица-левый приток Дона 2. Десна 3. Прут 4. Ворона (в Тамбовской и Пензенской областях) 5. Тура 6. Птица иволга (река Волга) 7. Ворон-еж 8. Ангар-а 9. Река Тигр, как всякая река, бежит под уклон 10. Иволга, Бугор, Спрут, Куранты, Камаринская, Бумазея Сорока Татьяна. Лилия


Стр.13. Стр Пролив Ма-точкин Шар 11. Пролив Ма-точкин Шар 12. Изюм 12. Изюм 13. Орел 13. Орел 14. Грозный 14. Грозный 15. Париж на Сене 15. Париж на Сене 16. Канин Hoс 16. Канин Hoс 17. Карские ворота 17. Карские ворота 18. Я-майка 18. Я-майка 19. Я-мал 19. Я-мал 20. Я-пони-я 20. Я-пони-я 21. Остров Ява 21. Остров Ява 22. Марс-ель 22. Марс-ель 23. Налим-Милан 23. Налим-Милан 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 25. До-ре – Одер 25. До-ре – Одер 26. Ми-ля-ми 26. Ми-ля-ми