Проектная работа Тема: «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в оценке А.С.Пушкина,И.А.Гончарова,А.И. Герцена, В.Г.Белинского» - презентация












Общая оценка комедии, мастерства автора: «Комедия отличается моложавостью, свежестью, и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она как, столетний старик, около которой все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей.» А.И.Гончаров «Мильон терзаний»1874
























Характеристика персонажей: В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» о комедии (1840): О Чацком: «…что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке вверху, который воображает, что сидит на лошади.»




И.А.Гончаров «Мильон терзаний» 1874 «…«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своею жизненности.»




Сравнение появлений Чацкого в доме Фамусова и его встречи с Софьей: В.Г.Белинский «Горе от ума» «Чацкий – человек светский и человек глубокий: отсюда должны выходить приличие и поэзия его свидания с Софьей.» «Воля ваша – не по –светски. Не умно и не эстетически!»



Язык комедии А.С.Пушкин «Письмо Бестужеву» 1825: «О стихах не говорю - половина должна войти в пословицы» В.Г.Одоевский: « почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами…» И.А.Гончаров «Мильон терзаний» 1870: «Соль, эпиграмма, сатира. Этот разговорный стих. Кажется, никогда не умрет, как ми сам рассыпанный в них острый и едкий, как живой русский ум...»




Вывод: 1.Все авторы едины в мнении о великом таланте А.С.Грибоедова – создателя «бессмертной комедии»; 2.Все авторы едины в оценке языка комедии, половина вошла в пословицы русского языка. 3.Все авторы едины во мнении о реальности персонажа Чацкого в фамусовском обществе. 4.Актуальность комедии в настоящее время.


Обращение Гончарова из начала семидесятых годов XIX века в наши дни: «Каждое слово, требующее обновления, вызывает тень Чацкого – и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела – будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике, в войне – ни группировались люди, или никуда не уйти от двух мотивов борьбы: от совета учиться, на старших глядя, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед – с другой. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ни состарится когда – нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия» Статья «Мильон терзаний»