Для всех и обо всем. Фольклорные мотивы в поэме Н.А

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:

Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!

Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:

Свекровушка
Приметой прислужилася.
Соседкам наплела,
Что я беду накликала.
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.

Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!

Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И – разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

Народность поэме придают и формы кратких причастий:

Поля – недоработаны,
Посевы – непосеяны,
Порядку нет следа.

Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, затеряны…

Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!

Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.


Николай Алексеевич Некрасов - народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.

Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.

Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.

Жанр произведения – элегия.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа - четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на три части.

В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».

Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» - это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.

Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.

В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.

Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.

В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.

Картинка к стихотворению Перед дождем

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

  • Анализ стихотворения Державина Бог

    В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел

  • Анализ стихотворения Фета Деревня

    В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

  • Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

    Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

  • Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье

    Стихотворение Афанасия Фета "Шепот, робкое дыханье..." создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.

В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо­носове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворе­ния:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

В этой строфе говорится о Ломоносове - архангельском мужике, который «по сво­ей и Божьей воле / Стал разумен и ве­лик». В остальных строфах стихотворе­ния говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ло­моносова.

В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?

Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей ду­шой.

С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.

Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.

Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?

Приметы этой «невеселой дороги»: «не­бо, ельник да песок».

В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете расска­зать о знаменитом русском ученом Ломоносове?

Эту строфу мы уже процитировали в от­вете на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, хи­мии, астрономии, русскому языку и лите­ратуре школьники знакомятся в старших классах.

Найдите в стихотворении слова, которые под­черкивают главную мысль - среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими де­лами.

Эти слова завершают стихотворение - две последние строфы:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

В стихотворении много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.

Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, ко­томка, батька, сынишка, издер­жать, четвертачок, на чаек, не ро­бей, свезет, то и знай, не трусь.

Затем расположим их по алфавиту и по­лучим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем са­мым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уве­рен, что каждый школьник может дос­тичь высот науки, если приложит к дости­жению этой задачи все свои силы.

На этой странице искали:

  • анализ стихотворения ломоносова кузнечик дорогой
  • скоро сам узнаешь в школе как архангельский мужик о ком идет речь
  • некрасов школьник анализ стихотворения
  • школьник некрасов анализ
  • некрасов школьник стихотворение

Рассуждая о том, кому на Руси жить хорошо, Некрасов как-то забыл упомянуть о себе. Вот уж кому грех было жаловаться, так это нашему «певцу народного горя». Ну, а что греха таить, Николай Алексеевич, давайте уж начистоту, неплохо ведь жилось? Шикарная квартира, процветающий бизнес, членство в престижном Английском клубе, роскошные выезды на охоту на трех тройках, картишки, выигрыши по нескольку тысяч.

Конечно, очень удобно собирать материал о нищих крестьянах, когда едешь на медведя с телегой еды, слуг, дорогущими французскими ружьями и собаками, выписанными из-за границы. Отчего бы не остановиться у избушки, не поболтать с местными — всё развлечение, пока лошади отдыхают. Очень удобно сочувствовать бедным, когда ты у них проездом. Некрасов давал за поданный стакан молока рубль и считал себя классным парнем. Он садился со всеми за стол, разговаривал, слушал, вздыхал, охал, ахал, кивал, а потом накидывал шубку и уезжал домой, в столицу, в тепло, роскошь, уют, к чувакам из Английского клуба. А крестьяне оставались с его рубликом. Некрасиво, Николай Алексеевич. Он выигрывал в карты такие суммы, что его любимым крестьянам и не снились никогда, но тратились эти суммы на баб, охоту и застолья. Как-то это все неловко получается.

Конечно, можно вспомнить, что Некрасов был беден в юности, что он ночевал на улице, недоедал, нуждался и всё такое, но когда узнаешь, что всё это делалось просто наперекор отцу, просто оттого, что мальчику хотелось не в офицеры, а в университет… Ну да, здорово поиграть в самостоятельность, когда у тебя богатые родители. Переходный возраст, побунтовать тянет, понимаем. А если говорить серьезно, то Некрасов выглядел жалко и нелепо. Скабичевский вспоминал: «Кто вошел бы к нему в квартиру, не зная, кто в ней живет, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкапах вы видели чучела птиц и зверей».


Кстати, о какой квартире тут речь? Случайно не о той, что принадлежала Ивану Панаеву и где Некрасов нескромно лет 15 жил с его законной женой? О да, у шведских семей Серебряного века были хорошие учителя. Впрочем, если по части личной жизни у Некрасова предрассудков не было — ну, подумаешь, у Авдотьи муж, втроем поживем,- - с картами дела обстояли иначе. Тут у Николая Алексеевича, наоборот, как у всякого заядлого картежника, имелись свои приметы и правила, и следовал он им беспрекословно. Страсть к азартному времяпрепровождению у него была семейной, наследственной, но, в отличие отца и деда, проигравших состояния, Некрасов только приумножал богатства, играя хладнокровно и рассудительно. Его выигрыши доходили порой до сотен тысяч — это, по тем временам, огромные деньги.

Одна из счастливых примет опытного игрока — и Некрасов это знал — не давать в долг накануне игры. Так-то он был нежадным человеком, но если завтра за стол, то не давал принципиально. Как-то раз у него попросил в долг молодой журналист из «Современника», Игнатий Пиотровский, буквально рублей триста в счёт будущего оклада, а то долги, Николай Алексеевич, долги, кредиторы совсем озверели, вот уже тюрьма грозит. А Николаю Алексеевичу вечером в клуб, ну разве можно в такой вечер у него просить, молодой человек, ну ей-богу. А молодой человек пошел после этого и застрелился.