Немцы и татары в великой отечественной войне. Как крымские татары служили фашистам Крымские татары в годы вов

Я не хочу разжигать ненависть и рознь. Но если кому то хочется помнить про 18 мая и спекулировать этой темой, то пусть помнят и почему так случилось Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов. 4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина. Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка. Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Как отмечалось в спецсообщении Л.П.Берии в ГКО на имя И.В.Сталина, В.М.Молотова и Г.М.Маленкова №366/б от 25 апреля 1944 года:«Местные жители заявляют, что преследованию они подвергались больше со стороны татар, чем от румынских оккупантов». Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям - и получало у них защиту! Вот что пишет, например, Александр Чудаков: «Мою бабушку в сорок третьем едва не расстреляли крымско-татарские каратели на глазах у моей матери - в ту пору семилетней девочки - только за то, что она имела несчастье быть украинкой, а её муж - мой дед - работал до войны председателем сельсовета и в то время воевал в рядах Красной Армии. Бабушку от пули спасли тогда, между прочим… немцы, изумившиеся степенью озверения своих холуев. Происходило всё это в нескольких километрах от Крыма, в селе Новодмитровка Херсонской области Украины». Начиная с весны 1942 года на территории совхоза «Красный» действовал концентрационный лагерь, в котором за время оккупации было замучено и расстреляно не менее 8 тыс. жителей Крыма. По свидетельствам очевидцев, лагерь охранялся крымскими татарами из 152-го батальона вспомогательной полиции, которых начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал для выполнения «самой грязной работы». После падения Севастополя в июле 1942 года крымские татары активно помогали своим немецким хозяевам вылавливать пытающихся пробиться к своим бойцов севастопольского гарнизона: «Под утро из бухты Круглой вышло пять небольших катеров разного типа (торпедовозы, и Ярославчики) 20-й авиабазы ВВС ЧФ курсом на Новороссийск. В районе рейда 35-й батареи к ним присоединился шестой катер, вышедший из Казачьей бухты ещё вечером 1 июля около 23 часов. Всего на этих шести катерах находилось около 160 человек - почти вся группа 017 парашютистов-десантников группы Особого назначения Черноморского флота (около 30 человек) и краснофлотцы-автоматчики из батальона охраны 35-й батареи. Все были при оружии. С восходом солнца группу катеров, шедшую в кильватер с расстоянием между катерами в 150-200 метров, обнаружили самолёты противника. Начались атаки самолётов. Моторы катеров перегревались и часто глохли, так как катера были перегружены. По свидетельству командира группы 017 старшего лейтенанта В.К.Квариани, членов группы старшины А.Н.Крыгина, Н.Монастырского, сержанта П.Судака, самолёты противника, заходя со стороны солнца, стали их бомбить и обстреливать из пулемётов по выбору. Прямым попаданием бомб были сразу же потоплены два катера. Катер, на котором находились Квариани и Судак, получил пробоины в корпусе, стал оседать от принятой воды. Заглох один мотор, и катер пришлось поворачивать к берегу, занятому фашистами. Все это произошло в районе берега неподалеку от Алушты. На берегу произошёл бой между десантниками и вооружённой группой татар. В результате неравного боя, все, кто остался в живых, были пленены. Раненых татары расстреливали в упор. Подоспевшие итальянские солдаты часть пленных отправили на машине, а часть на катере в Ялту». «После 5 июля противник отвёл свои войска с Гераклейского полуострова и оставил по всему побережью от Херсонесского маяка до Георгиевского монастыря усиленные посты. В ночь на 6 июля, когда группа Ильичёва пробиралась по берегу 35-й батареи в сторону маяка, они неожиданно увидели, как красноармейцы и командиры поднимаются по канату вверх по стене обрыва. Как оказалось, это была группа связистов 25-й Чапаевской дивизии. Вслед за ними решили лезть и они. Наверху залегли. Находившийся метрах в сорока от них патруль обнаружил их, пустил ракеты и открыл огонь. Ильичёв и Кошелев побежали по берегу в сторону Балаклавы, а Линчик с другой группой связистов влево по берегу. Многие погибли, но небольшой группе из 6 человек, в которой оказался Линчик, удалось прорваться через верховья Казачьей бухты и уйти в горы. Эту группу, как потом оказалось при знакомстве, вёл начальник связи 25-й Чапаевской дивизии капитан Мужайло. У него был компас, и он хорошо знал местность. В группе был также помощник прокурора Приморской армии, старший сержант и два красноармейца. Последние двое позже ушли, и группа в составе четырёх человек продолжила свой путь в горах. В конце июля в горах, где-то над Ялтой, они были схвачены на рассвете во время отдыха предателями из татар в немецкой форме и отведены в комендатуру Ялты». С особенным удовольствием будущие «невинные жертвы сталинских репрессий» издевались над беззащитными пленными. Вот что вспоминает М.А.Смирнов, участвовавший в обороне Севастополя в качестве военфельдшера: «Новый переход до Бахчисарая оказался ещё труднее: солнце палило безжалостно, а воды ни капли. Прошли около тридцати пяти километров. Я и сейчас не представляю, как смог преодолеть этот марш. На этом переходе нас конвоировали крымские татары, одетые полностью в немецкую форму. Своей жестокостью они напоминали крымскую орду далёкого прошлого. А, упомянув о форме одежды, хочу подчеркнуть особую расположенность немцев к ним за преданную службу. Власовцам, полицаям и другим прихвостням выдавалась немецкая военная форма времён Первой мировой войны, залежавшаяся на складах кайзеровской Германии. В этом переходе мы потеряли больше всего своих товарищей. Татары расстреливали и тех, кто пытался почерпнуть воду из канавы, и тех, кто хотя бы немного отставал или был ранен и не мог идти наравне со всеми, а темп марша был ускоренным. Не приходилось рассчитывать на местное население деревень, чтобы получить кусок хлеба или кружку воды. Здесь жили крымские татары, они с презрением смотрели на нас, а иногда бросались камнями или гнилыми овощами. После этого этапа наши ряды заметно поредели». Рассказ Смирнова подтверждают и другие советские военнопленные, которым «посчастливилось» столкнуться с крымскими татарами: «4 июля попал в плен, написал краснофлотец-радист из учебного отряда ЧФ Н.А.Янченко. По дороге нас конвоировали предатели из татар. Они били дубинками медперсонал. После тюрьмы в Севастополе нас конвоировали через Бельбекскую долину, которая была заминирована. Там очень много погибло наших красноармейцев и краснофлотцев. В Бахчисарайском лагере набили нас, яблоку некуда упасть. Через три дня погнали в Симферополь. Сопровождали нас не только немцы, но и предатели из крымских татар. Видел один раз, как татарин отрубил голову краснофлотцу». «В.Мищенко, шедший в одной из колонн пленных свидетельствует, что из трёх тысяч их колонны до лагеря в Симферополе „картофельное поле“ дошла только половина пленных, остальные были расстреляны в пути конвоем из немцев и предателей из крымских татар». Кроме того, крымские татары помогали немцам выискивать среди военнопленных евреев и политработников: «На Бельбеке немец-переводчик объявил, чтобы комиссары и политруки вышли в указанное место. Затем вызвали командиров. А в это время предатели из крымских татар ходили между пленными и выискивали названных людей. Если кого находили, то сразу уводили и ещё человек 15-20, рядом лежавших». «Все военнопленные проходили сначала предварительную фильтрацию на месте пленения, где отделяли отдельно командиров, рядовых, раненых, которые подлежали лечению и транспортировке либо уничтожению. В полевом лагере под Бахчисараем фильтрация проходила более тщательно. Прошедшие через этот лагерь Г. Воловик, А. Почечуев и многие другие отмечают, что там подразделения предателей из крымских татар, переодетых в немецкую форму, будоражило всю массу военнопленных, выискивая евреев, выпытывая, кто укажет на комиссара. Всех выявленных концентрировали в специальной загородке из колючей проволоки, размером 8х10. Вечером их увозили на расстрел. Почечуев пишет, что за шесть дней его пребывания в этом лагере, каждый день расстреливали по 200 человек, собранных в эту загородку». Арестованный НКВД доброволец 49-го вахтенного батальона германской армии Ахмед Габулаев на допросе 23 апреля 1944 года показал следующее: «В татарском отряде, влившемся в 49 вахт[енный] батальон - были добровольцы татары, которые особенно жестоко расправлялись с советскими людьми. Ибраимов Азиз работал в охране в лагере военнопленных в городах Керчи, Феодосии и Симферополе, систематически занимался расстрелами военнопленных красноармейцев, я лично видел, как Ибраимов в Керченском лагере расстрелял 10 военнопленных. После перевода нас в Симферополь Ибраимов специально занимался установкой и розыскиванием скрывающихся евреев, он лично задержал 50 человек евреев и принимал участие в их уничтожении. Активно участвовал в расстрелах военнопленных командир взвода „СД“ татарин Усеинов Осман и добровольцы Мустафаев, Ибраимов Джелял и другие». Как известно, немцы широко использовали наших пленных на работах по разминированию в Севастополе и его окрестностях. И здесь не обошлось без крымско-татарских помощников: «В таком же разминировании, но под Балаклавой участвовал и чудом остался жив старшина 1-й статьи А.М.Восканов из 79-й бригады морской пехоты. Была одна особенность. За ними в 50 м шла шеренга татар с палками, а позади на расстоянии немцы с автоматами». Подобное рвение не осталось без награды. За прислужничество немцам многие сотни крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером - «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования». Так, согласно отчёту Симферопольского мусульманского комитета за 01.12.1943 - 31.01.1944 года: «За заслуги перед татарским народом Германским командованием награждены: знаком с мечами II степени, выпущенным для освобождённых восточных областей, председатель Симферопольского татарского комитета г-н Джемиль Абдурешид, знаком II степени Председатель отдела религии г-н Абдул-Азиз Гафар, работник отдела религии г-н Фазыл Садык и Председатель Татарского стола г-н Тахсин Джемиль. Г-н Джемиль Абдурешид принимал активное участие в создании Симферопольского комитета в конце 1941 г. и, в качестве первого председателя комитета, проявил активность в деле привлечения добровольцев в ряды германской армии. Абдул-Азиз Гафар и Фазыл Садык, несмотря на свои преклонные лета, проводили работу среди добровольцев и проделали значительную работу по налаживанию религиозных дел в [Симферопольском] районе. Г-н Тахсин Джемиль в 1942 г. организовал Татарский стол и, работая в качестве его председателя до конца 1943 г., оказывал систематическую помощь нуждающимся татарам и семьям добровольцев». Помимо этого личному составу крымско-татарских формирований предоставлялись всяческие материальные льготы и привилегии. Согласно одному из постановлений Главного командования вермахта (ОКБ), «всякое лицо, которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землёй или выплате ему денежного вознаграждения до 1000 руб.». При этом его семья должна была получать от отделов социального обеспечения городского или районного управления ежемесячную субсидию в размере от 75 до 250 руб. [Фото: Крымско-татарский «доброволец»; На фото: парень в новой военной униформе и в тюбетейке, хвастающийся повязкой на правой руке] После опубликования 15 февраля 1942 года Министерством оккупированных восточных областей «Закона о новом аграрном порядке» всем татарам, вступившим в добровольческие формирования, и их семьям стали давать в полную собственность по 2 гектара земли. Немцы предоставляли им лучшие участки, отнимая землю у крестьян, которые не вступили в эти формирования. Как отмечалось в уже цитированной докладной записке наркома внутренних дел Крымской АССР майора госбезопасности Каранадзе в НКВД СССР «О политико-моральном состоянии населения Крыма»: «В особо привилегированном положении находятся лица, входящие в добровольческие отряды. Все они получают зарплату, продовольствие, освобождены от налогов, получили лучшие наделы фруктовых и виноградных садов, табачные плантации, отобранные у остального нетатарского населения. Добровольцам выдают вещи, награбленные у еврейского населения. Кулакам возвращают принадлежащие им ранее виноградники, фруктовые сады, скот за счёт колхозов, причём прикидывают, сколько приплода имелось бы у этого кулака за время колхозного строя, и выдают из колхозного стада». Весьма интересно пролистать подшивку газеты «Азат Крым» («Свободный Крым»), издававшейся с 11 января 1942 года до самого окончания оккупации. Это издание являлось органом Симферопольского мусульманского комитета и выходило два раза в неделю на татарском языке. Поначалу тираж газеты был невелик, однако в связи с директивами немецкого командования по усилению пропагандистского воздействия на местное население летом 1943 года он достиг 15 тыс. экземпляров. Вот некоторые типичные цитаты: 3 марта 1942 года: «После того как наши братья-немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья». 10 марта 1942 года: «Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди». В этом же номере: «Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! 2 тысячи татар дер. Коккозы и окрестностей собрались для молебна…в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву… Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даём слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!» 20 марта 1942 года: «Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желания уничтожить Турцию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание в Турции и Афганистане и т.д. и т.п. Восток ждёт своего освободителя не от солгавшихся демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гитлера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную и блестящую задачу». 10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасу-базара: «Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа - это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира - газы Адольф Гитлер». А вот поздравление членов Симферопольского мусульманского комитета Гитлеру в честь дня его рождения 20 апреля 1942 года: «Освободителю угнетённых народов, верному сыну германского народа Адольфу Гитлеру. К Вам, великий вождь германского народа, обращает сегодня свои взоры с преддверия мусульманского Востока освобождённый крымско-татарский народ и шлёт свой сердечный привет ко дню Вашего рождения. Мы помним нашу историю, мы помним и то, что наши народы в продолжен

В годы Великой Отечественной войны бок о бок сражались представители всех народов большой страны. Сто шестьдесят один татарин получил высокое звание Героя Советского Союза. Как правило, на фронт они шли 20-30 летними людьми, выросшими в годы Советской власти, относившейся отрицательно к любой религии. При этом воины, в большинстве своем, выросли в татарских деревнях, где мировоззрение, отношения между соседями, понятия о чести и честности, справедливости и долге всегда основывались на традициях Ислама. Перед началом сражений, по воспоминаниям очевидцев, из уст красноармейцев-мусульман часто звучали суры Священного Корана.

Гитлер и его соратники полагали, что несколько десятилетий борьбы с религией превратило советский народ в аморфную толпы недовольных, озлобленных и беспринципных «недочеловеков». Однако советские мусульмане с первых дней войны проявили патриотизм.

Известно, что 5-17 мая 1942 года прошел съезд мусульманского духовенства в Уфе, в котором участвовали представители верующих со всей страны. На съезде было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», в котором говорилось: «Немецко-фашистские захватчики, не объявляя войны, вероломно напали на Советский Союз… Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников » (Коран, 2:190) / «Истребляйте их, где не застигнете; изгоняйте их, откуда они вас изгнали; мятежи и искушение губительнее убийства » (Коран, 2:191).

Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине исходит из веры ». Помощь вооружением воину, идущему на фронт, равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Это обращение, переведенное на языки разных народов, распространялось в местах компактного проживания мусульман. Представителям мусульманского духовенства были предоставлены страницы газет и эфир радио для проповедей и обращений к верующим, в которых они призывали их достойно выполнять свой гражданский и религиозный долг.

В годы Великой Отечественной войны сто шестьдесят один татарин получил высокое звание Героя Советского Союза. Около 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами. Имена многих из них, звучащие как русские, искаженно записанные татарские: Вениамин - от Ибнамин, либо Борис - от Барый. Отдельно стоят имена крещенных татар (кряшенов): майора, участника обороны Брестской крепости в 1941 году Петра Гаврилова , генерала Дмитрия Карбышева , участника боев с японскими захватчиками у озера Хасан Евгения Бикбова . Великий подвиг Александра Матросова (он же, по мнению современных историков, татарин Шакирьян Мухаметьянов) повторили и другие герои - сыновья татарского народа: Газиннур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Ахмет Мухамметов, Мансур Валиуллин. Среди крупных военачальников были генералы Фатых Булатов, Заки Кутлин, Гани Сафиул-лин. Почти половина членов Союза писателей республики Татарстан вместе с председателем Мусой Джалилем ушли на фронт. На полях сражений и в плену героически погибли такие татарские писатели и поэты, как Фатих Карим, Мифтах Вадуд, Мансур Гаяз, Нур Баян, Гадель Кутуй.

Расскажем о бессмертном подвиге великого татарского поэта Мусы Джалиля (Мусы Мустафовича Залилова). Он родился в татарской деревне Мустафино Оренбургской губернии 2 февраля 1906 года в крестьянской семье. Его мать Рахима-апа была дочерью муллы. В их доме кроме Священного Корана были и другие мусульманские книги. С детства Муса воспитывался в духе Ислама. В Оренбургском медресе «Хусайния», как и все, он изучал религиозные предметы и, по словам его товарищей, знал наизусть многие суры Корана.

Находясь под впечатлением от проявлений насилия и жестокости в годы гражданской войны, двенадцатилетний Муса всем сердцем приветствовал Советскую власть и коммунизм, как ему казалось, принесшие мир и справедливость. Вернувшись после смерти отца в родную деревню, он активно включился в общественную жизнь. Осенью 1922 года Джалиль переехал в Казань. Здесь он работал переписчиком в газете «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), учился на рабфаке при Восточном педагогическом институте, познакомился с наиболее яркими представителями татарской советской поэзии. Все свободное время он отдавал творчеству, печатался в казанских газетах и журналах. Позже в Москве Джалиль учился на литературном факультете МГУ и работал редактором детских журналов. Он публиковал в периодической печати статьи о тружениках первых пятилеток, писал стихи. Его стихи сочетали в себе железную волю с мягкой лиричностью, великий гнев с нежной любовью. В 1935 году Мусу Джалиля назначили заведующим литературной частью татарской студии при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Студия должна была готовить национальные кадры для создания в Казани первого оперного театра. Джалиль написал либретто к операм «Алтынчэч» («Златоволосая»), «Девушка-рыбачка».

23 июня 1941 года, на второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».

В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог. В июне 1942 года фронтовой корреспондент армейской газеты «Отвага» на Волховском фронте Муса Джалиль попал в окружение и, тяжелораненый, оказался в плену.

Из военнопленных представителей поволжских народов, в основном из татар, гитлеров-цы сформировали подразделение Вермахта - Волжско-татарский легион «Идель-Урал». Идея создания этого националистического легиона была предложена эсэсовскими экспертами, находившимися под некоторым влиянием известного турецкого пантураниста Нури Киллигиля. Предполагалось отделить всех тюркских и мусульманских военнопленных от остальных советских военнопленных и создать для них особый лагерь, впоследствии организовав боевые отряды для использования в своих целях.

Узнав, что Муса Гумеров (так Джалиль назвал себя в плену) - известный поэт, немцы включили его в состав «Комитетом Идель-Урал». Джалиль, согласившись, организовал подпольную группу, задачей которой стала противостояние планам гитлеровцев. Действия татарских подпольщиков привели к тому, что из всех национальных батальонов именно татарские были для немцев самыми ненадежными, и именно они меньше всех воевали против советских войск. Первый же батальон, отправленный во фронт, восстал и перешел на сторону партизан. Аналогичное произошло и с другими батальонами. Фашисты вынуждены были отказаться от идеи использования легионов на восточном фронте.

Гестапо с помощью предателя удалось раскрыть подпольную организацию. Муса Джа-лиль с соратниками был брошен в Моабитскую тюрьму. Там (1942—1944) были создан его известный сборник из 110 стихотворений - «Моабитские тетради».

Мулла Усман, сын Галима, попал в Германию после плена во время Первой мировой войны и исполнял в 1944 году обязанности имама в татарском комитете. Он пришел за час до казни проститься с татарскими узниками с Кораном: «Когда я вошёл, все подняли головы, посмотрели на меня. Ожидание последних минут жизни было бесконечно тяжело. Меня охватила дрожь, сначала меня бросило в холод, потом в жар. Первым я протянул Коран Алишу, он положил руку на Коран и заплакал. Я подходил ко всем, протягивал Коран, и все, положив руку на него, произносили слова прощения: «Бэхиль, бэхиль». Последний, к кому я подошел, был Муса. Я протянул ему Коран. Он, положив руку, прошептал: «Прощайте, это судьба».

25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации были гильотинированы 11 легионеров-татар: Гайнан Курмаш, Фуат Сайфульму-люков, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Муса Джалиль, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Аднашев, Салим Бухаров. Все они были молодыми, приблизи-тельно 25-27 лет, и все предстали перед смертью. Самому старшему среди них, Мусе, было 38 лет. В советскую эпоху Джалиль был комсомольцем, вступил в Коммунистическую партию, пренебрегал религией, однако в час смерти вернулся к вере в Аллаха. Прощальный экземпляр Корана стал самым ценным экспонатом музея Мусы Джалиля в Казани.

Май 1944 г.

ГКО постановляет:

1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (тов. Берию) выселение крымских татар закончить до 1 июня 1944 г.

2. Установить следующий порядок и условия выселения:

а) Разрешить спецпоселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 кг на семью.

Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом; вся сельхозпродукция - Наркомзагом СССР; лошади и другой рабочий скот - Наркоммясом СССР; племенной скот - Наркомсовхозом СССР.

Прием скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.

Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозу и Наркомзагу СССР с 1 июля с.г. представить в СНК предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы, сельскохозяйственной продукции.

б) Для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии тов. Гриценко (заместителя председателя СНК РСФСР) и членов комиссии - тов. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), тов. Надъярных (члена коллегии НКМ и МП), тов. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), тов. Кабанова (зам. народного комиссара совхозов СССР), тов. Гусева (члена коллегии Наркомфина СССР).

Обязать Наркомзем СССР (тов. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (тов. Субботина), НКП и МП (тов. Смирнова), Наркомсовхоз СССР (тов. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать (по согласованию с тов. Гриценко) в Крым необходимое количество работников.

в) Обязать НКПС (тов. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику, составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР. Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных.

г) Наркомздраву СССР (тов. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и двух медсестер с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпоселенцев в пути.

д) Наркомторгу СССР (тов. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком. Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты...

3. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана тов. Юсупова, председателя СНК УзССР тов. Абдурахманова и народного комиссара внутренних дел Узбекской СССР тов. Кобулова до 1 июля с.г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпоселенцев:

а) Принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140-160 тыс. человек спецпереселенцев татар, направленных НКВД СССР из Крымской АССР.

Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и заводских поселках для использования в сельском хозяйстве и промышленности.

б) В областях расселения спецпереселенцев создать комиссии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с прямым размещением прибывающих спецпереселенцев.

в) Подготовить гужавтотранспорт для перевозки спецпоселенцев, мобилизовав для этого транспорт любых предприятий и учреждений.

г) Обеспечить наделение прибывающих спецпоселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами.

д) Организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР.

е) ЦК и СНК УзССР к 20 мая с.г. представить в НКВД СССР тов. Берии проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указанием станций разгрузки эшелонов.

4. Обязать Сельхозбанк (тов. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью с рассрочкой до 7 лет.

5. Обязать Наркомзаг СССР (тов. Субботина) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с.г. ежемесячно равными количествами... Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.

6. Обязать НКО (тов. Хрулева) передать в течение мая-июля с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР автомашин "виллис" 100 штук и грузовых 250 штук, вышедших из ремонта.

7. Обязать Главнефтеснаб (тов. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 г. в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 т и в распоряжение СНК Узбекской ССР - 200 т. Поставки автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.

8. Обязать Главснаблес СНК СССР (тов. Лопухова) за счет сбыта ресурсов поставить НКПС 75 000 вагонных досок по 2,75 м каждая с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПС произвести своими средствами.

9. Наркомфину СССР (тов. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с.г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 млн. рублей.

Председатель Государственного Комитета Обороны
И.Сталин

Крымские татары стали оказывать помощь англо-франко-турецким интервентам с самого их появления в Евпатории. Союзники высадили довольно большую армию без обоза, но наступать не могли, не имея достаточного количества лошадей и телег. Крымские татары практически тотчас оказали захватчикам помощь в этом деле. Сразу после высадки первого небольшого отряда в Евпатории британские офицеры увидели на пристани несколько сотен лошадей и 350 татарских телег. Кто-то предупредил татар и заранее организовал сбор транспортных средств. Видимо, это были турецкие агенты. Затем крымские татары стали ежедневно пригонять в район Евпатории десятки и сотни телег и лошадей.

Крымская война позволила проявиться хищным инстинктам крымских татар во всей красе. Новое татарское руководство тут же разрешило грабить всех крестьян немусульманской веры. Крымские татары сразу стали навёрстывать упущенные во время «русского рабства» возможности. Русское и другое христианское население подверглось грабежу.

В конце 1854 года предводитель дворянства Евпаторийского уезда сообщил губернатору Пестелю, что во время возмущения татар большая часть дворянских экономий подверглась разорению, рабочий скот был отнят, угнали лошадей и верблюдов. К примеру, было полностью разграблено имение Поповой Караджа, убытки составили 17 тыс. рублей. Татары забрали весь скот, урожай, разорили виноградные и фруктовый сад, рыбный завод, разграбили все имущество, включая мебель. Схожим образом грабили и другие имения.

Другим видом деятельности крымских татар была выдача русских должностных лиц оккупантам. Токарский приказал ловить всех чиновников и казаков, обещая повышение и денежную награду. Под предлогом поиска казаков банда Хуссейна проводила обыски в домах крестьян, попутно их грабя. Спасаясь от татарских бесчинств, многие уцелевшие помещики были вынуждены покупать себе охранные грамоты с подписью Ибрагим-паши. За них пришлось платить значительные деньги.

Угнанный скот сгоняли в Евпаторию, где его покупали интервенты, щедро расплачиваясь фальшивыми турецкими ассигнациями. По подсчетам С. Бабовича, крымские татары успели передать врагу до 50 тыс. овец и до 15 тыс. голов крупного рогатого скота. Крымские татары выступили в качестве фуражиров интервентов. Крымскотатарская верхушка моментально забыла о клятвах верности и благодеяниях со стороны России и практически поголовно стала прислуживать оккупантам. Так, глава джаминский привел с собой в Евпаторию отряд в 200 человек и сообщил о желании вступить в формируемые оккупантами военные соединения. Волостной старшина Керкулагской области забрал казенные деньги в волостном правлении и прибыл в Евпаторию, присягнув Ибрагим-паше. Его примеру последовала вся волость. Почти из всех волостей сборщики принесли Ибрагим-паше до 100 тыс. рублей серебром. При этом Ибрагим-паша быстро вошел в роль «хана»: высокомерно и презрительно относился к местным татарам, бил их и требовал подарки.

Такая прыткость удивила и встревожила даже французов и англичан. Они хотели поднять татарское восстание, а не плодить под боком воровскую банду. Поэтому Ибрагима-пашу и «татарскую администрацию» поставили под жесткий контроль английского и французского военных губернаторов. Надо отметить, что сама мысль использовать татар в боевых действиях родилась у французов, имевших большой опыт создания туземных войск. У османского командования не было ни плана, ни даже мыслей, касающихся политического будущего крымских татар и Крымского полуострова в случае победы. Французы в этом вопросе оказались дальновидней османов.

Крымские татары не только стали доносчиками, фуражирами и грабителями, но и проводниками и разведчиками оккупантов. Так, в сентябре 1854 года в Ялте высадился вражеский десант. По указанию татар начался грабеж государственного и частного имущества. Русские власти задержали много крымских татар, которые служили врагу в качестве проводников и разведчиков. Крымских татар активно использовали для фортификационных работ. Их усилиями Евпатория была укреплена, улицы прикрыты баррикадами.

Кроме того, под началом британских, французских и турецких офицеров в Евпатории начали формировать специальные отряды «аскеров» из татарских добровольцев. Вооруженные пиками, саблями, пистолетами и частично ружьями и возглавляемые евпаторийским муллой, они использовались для дозорной службы вокруг города и в качестве гарнизона. К концу 1854 года гарнизон Евпатории уже насчитывал до 10 тыс. турецкой пехоты, 300 всадников и около 5 тыс. татар. Англичан и французов там было не более 700 человек. Одновременно татарские бандформирования численностью до 200-300 человек бродили по уезду, разоряли имения, грабили население. В короткий срок волна насилия распространилась вплоть до Перекопа. Татарские бандформирования не представляли угрозы для русских регулярных войск. Однако татары вместе с десантами интервентов сильно нервировали русское командование, которое не могло себя свободно чувствовать в Крыму.

Общая численность крымскотатарских соединений на службе у интервентов превысила 10 тыс. человек. В своем предписании командиру резервным батальоном Волынского и Минского полков от 10 сентября 1854 года князь Меншиков указывал на необходимость соблюдать особую осторожность во время движения, чтобы избежать нападения как неприятеля, так и местных жителей.

Однако вскоре за предательство пришлось заплатить. 29 сентября 1854 года к городу подошла уланская дивизия генерал-лейтенанта Корфа. Она установила тесную блокаду города, прервав его связи с уездом. Продовольственные запасы в городе были незначительными, англичане и французы заботились в первую очередь о своих, снабжать татар не собирались. Им выдавали по горсти сухарей в сутки. Цены на хлеб взлетели, став недоступными для простых татар. Начался голод. Крымские татары умирали сотнями. Одновременно власти запретили покидать город под страхом расстрела. Они уверяли людей, что всех возвращающихся татар русские вешают. Однако каждый день люди бежали к русским, не особо веря россказням новых властей. Они знали о традиционной мягкости и гуманности российских имперских властей.

Отличились «жертвы русского колониализма» и в Керчи, которую вражеские войска заняли в мае 1855 года. Местное население, бросив все имущество, бежало под защиту русских войск. Спастись успели не все. Дубровин в « Крымской войны отмечал: «…изменники татары бросились в погоню, грабили, убивали, а над молодыми девушками производили страшные бесчинства. Насилия татар заставили переселенцев забыть об усталости и спешить за войсками, обеспечивавшими их от опасности». Из 12 тыс. населения в городе осталось не более 2 тыс. человек. Не гнушались крымские татары и грабежом христианских церквей.

Надо сказать, что просвещённые европейцы» (британцы и французы) были не лучше крымских татар, живущих по понятиям первобытного времени. Они грабили не меньше. (Кстати, татары нападали только на гражданских. Данных о нападениях на военных нет).

Справедливости ради надо сообщить, что не все крымские татары оказались предателями. Среди представителей знати и местной администрации были люди, сохранившие верность России. А лейб-гвардии крымскотатарский эскадрон воевал против союзных войск. В составе этого элитного подразделения были представители родовитых фамилий, таких как Ширины, Аргины, Мансуры и другие.

Полагая, что волнения в Евпаторийском уезде могут отрицательным образом сказаться на военных операциях и привести к расширению волнений среди татар, князь А. С. Меншиков предписал таврическому губернатору В. И. Пестелю выселить из Крымского полуострова в Мелитопольский уезд всех татар, которые проживали вдоль морского берега от Севастополя до Перекопа. Меньшиков сообщил военному министру В. А. Долгорукову, что эта мера будет полезна, так как «татары сочтут это за наказание», и покажет им, что присутствие врагов на полуострове нисколько не смущает правительство.

Император Николай одобрил замысел Меншикова. Однако сделал несколько замечаний. Призвал обратить должное внимание, чтобы эта мера не вызвала гибель невинных, то есть женщин и детей, не стала поводом к злоупотреблениям чиновников. Также предложил ограничить область выселения татар Евпаторийским и Перекопским уездами, не затрагивая южных районов, особенно если они не были задеты изменой. В горах также предлагалось не проводить эту меру, в силу трудностей местности и возможности масштабного восстания.

Однако этот план, даже в сокращенном виде, так и не был реализован. 2 марта 1855 года государь Николай Павлович скончался. Перед этим Меншиков был отстранен от командования, он не смог добиться успеха в борьбе с неприятельскими войсками. Взошедший на престол Александр II Николаевич отличался либеральностью и ослабил контроль над окраинами, что привело к опасному восстанию в Польше в 1863 году. Крымские татары были прощены за свое предательство. Никаких мер по отношению к преступникам принято не было.

К тому же, согласно 5-й статье подписанного 18 марта 1856 года Парижского мирного договора, все воевавшие державы должны были даровать полное прощение тем подданным, которые вели боевые действия вместе с неприятелем, были на его службе. Таким образом, крымские татары были избавлены от какого-либо справедливого возмездия за предательство. Император Александр II объявил амнистию крымским татарам, пособничавшим союзникам.

Надо отметить, что после завершения Восточной войны мусульманское духовенство и турецкие агенты развернули в Крыму широкую кампанию по переселению в Османскую империю. Под влиянием этой агитации в конце 1850 - начале 1860-х годов прошла новая волна массовой добровольной эмиграции крымских татар в Турцию. Крымские татары боялись возмездия русского правительства и не хотели смириться с новым поражением. По данным местного статистического комитета, к 1863 году в Османскую империю переселилось более 140 тыс. человек. Те же, кто остался, так и не смирились и затаили злобу до «лучших времен».

К сожалению, в СССР в исторической науке преобладал принцип «пролетарского интернационализма», поэтому предательская и неблаговидная роль крымских татар во время Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. тщательно замалчивалась. Крымские татары не понесли никакого наказания, более того, правду об их предательстве предпочли забыть. Однако хищническую натуру не спрячешь. В следующий раз она себя проявит во время революции 1917 года и Гражданской войны.

Источники:
Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. Т. 1. СПб. 1900 // http://www.runivers.ru/lib/book3087/.
Крымские татары // Пыхалов И. За что Сталин выселял народы. М., 2013.
Масаев М. В. Крымские татары в русской армии (1827-1874): от сформирования лейб-гвардии крымскотатарского эскадрона до введения всеобщей воинской повинности // http://uchebilka.ru/voennoe/127226/index.html.
Масаев М. В. О крымскотатарском населении в годы Крымской войны // Культура народов Причерноморья. 2004. №52. Т. 1.
Надинский П. Н. Очерки по истории Крыма. Часть 1. Симферополь, 1951.

О сотрудничестве крымских татар с германскими фашистами скажем следующее:

Призванные в Красную армию крымские татары массово дезертировали. «20 тысяч крымских татар (практически весь призыв с начала войны.) дезертировали в 1941 году из 51 армии при отступлении её из Крыма», – отмечалось в докладной записке замнаркома внутренних дел СССР Серова на имя наркома внутренних дел, члена Государственного комитета обороны (ГКО) Лаврентия Павловича Берии.

Фельдмаршал Эрих фон Манштейн: «…большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам… Татары сразу же встали на нашу сторону… Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эфенди».

По сведениям Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года, для службы в Вермахте завербовали около 10 тыс. добровольцев. К тому же: «По данным татарского комитета старосты деревень организовали ещё 4000 чел. для борьбы с партизанами. Кроме того, наготове около 5000 добровольцев для пополнения сформированных воинских частей… можно считать, все боеспособные татары учтены».

По другой информации с октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар - рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шёл стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатсгруппы «D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва.

Но на этом приток татарских добровольцев не иссяк. В ноябре 1942 года немцы начали дополнительный набор добровольцев в ряды германской армии. К весне был сформирован охранный батальон – «Шума» (Schutzmannschaft Bataillon) и еще несколько батальонов находилось в состоянии формирования. Таким образом, все, кто дезертировал из Красной армии, оказался в рядах Вермахта и активных пособников фашистов. Более 20 тысяч военнослужащих из числа 200 тыс. населения считается нормой всеобщей мобилизации.

Не было татарской семьи, чей бы мужчина призывного возраста не служил делу Адольфа-эфенди. Причем служил с благословения своих старших родственников. И по-другому не могло быть в патриархальных семьях татар. В татарской газете «Азат Крым» («Свободный Крым»), издававшейся в годы оккупации, хвастливо утверждалось, что не 10%, а 15% крымских татар являются активными помощниками новых властей.

Слова представителей крымских татар в наше время.

"Напомним, что 10 декабря 2012 года на митинге в Симферополе, посвященном Дню защиты прав человека, Заир Смедляев заявил, что не видит ничего плохого в том, что под флагом фашистской Германии воевали крымские татары".

Выводы:

1. Крымские татары массово сотрудничали с германскими фашистами в разных формах, от словесной поддержки или участия в расстрелах до предложения "уничтожить всех русских в Крыму".
2. Депортация крымских татар была ответной вынужденной мерой Советского правительства для обеспечения порядка в Крыму во время войны и сохранения татарского народа.

Любая практика десоветизации или десталлинизации приводит к оправданию фашизма, поклонению фашизму, а значит и к возрождению фашизма.