Призрачный флот атолла бикини. Призрачный флот филадельфии

Немного фотографий списанных военных судов с базы технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) в Филадельфии. Находится она на территории бывшей военно-морской верфи. Был там на днях и решил посмотреть, что изменилось за 3 года с . Изменилось, надо сказать, не многое. Но кое-что новое там есть.

NISMF — это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы. А вариантов у них не так много: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв (большинство туда и попадает), может превратиться в корабль-музей (тут нужна инициативная группа и много денег), может быть передано/продано другому государству (как правило стране-союзнице США), может стать морским рифом (с него снимут все лишнее и красиво затопят в каком-нибудь заливе), а может, что самое печальное, быть пущено на иголки (его разрежут на металлолом). На базе есть суда из всех категорий. Кого-то притащили совсем недавно, а кто-то ржавеет у причальной стенки уже больше 10 лет. В любом случае это уникальное место, где совершенно свободно можно изучать и фотографировать все стоящие там суда.

На фото троица ракетных крейсеров типа "Тикондерога". Слева USS Thomas S. Gates (CG-51). В центре головной корабль серии USS Ticonderoga (CG-47) — первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис". Спущен на воду в 1981 году. Выведен из состава флота в 2004 году.

Справа знаменитый по инциденту в Черном море USS Yorktown (CG-48). В 1988 году он поигрывая мускулами вошел в территориальные воды СССР, но получил неожиданный отпор от советского сторожевого корабля "Беззаветный" (тот стал выталкивать своим корпусом значительно превосходящего по размерам американца) и вынужден был ретироваться. Почитать об этом эпизоде Холодной войны можно и .

"Thomas S. Gates" и "Yorktown" будут утилизированы, а "Ticonderoga" собираются сделать музеем. Правда собираются вот уже 10 лет как.

Вид на акваторию военно-морской верфи.

Сейчас там находится 24 судна. Это больше, чем флот многих государств.

Бывшее океанографическое судно-катамаран USNS Hayes (T-AGOR-16). Спущено на воду в 1971 году. В 1992 его переделали в гидроакустическое судно занимавшееся изучением шумов от подводных лодок.

Сейчас его статус непонятен. По одним данным оно ожидает утилизации, по другим находится на консервации.

Десантный транспорт-док типа "Остин" USS Nashville (LPD-13). Спущен на воду в 1967 году. В 2009 выведен из состава флота, законсервирован и сейчас находится в резерве.

А его брат USS Shreveport (LPD-12) ожидает утилизации.

Десантные грузовые суда типа "Чарльстон" USS El Paso (LKA-117), USS Charleston (LKA-113) и USS Mobile (LKA-115).

Суда выведены из состава флота, законсервированы и находятся в резерве.

Танкодесантный корабль типа "Ньюпорт" USS Boulder (LST-1190). Танкодесантные корабли типа "Ньюпорт" предназначены для транспортировки десантов с неплавающей (гусеничной и колесной) техникой и выгрузки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств. Отличительная особенность этих кораблей — наличие выдвижной носовой аппарели (34,1 м), которая обеспечивает разгрузку боевой техники массой до 75 т и грузов непосредственно с верхней палубы на берег. Спущен на воду в 1970 году. Выведен из состава флота в 1994. Ожидает утилизации.

Океанский буксир USNS Mohawk (T-ATF-170). Спущен на воду в 1980. Сейчас законсервирован и находится в резерве. За ним стоят два фрегата типа "Оливер Хазард Перри".

Всего их на базе 9 единиц. Часть законсервирована и находится в резерве, часть готова к передаче/продаже, а несколько фрегатов ожидают утилизации. У некоторых из них закрашены бортовые номера, поэтому их довольно сложно идентифицировать.

Артиллерийский катер типа "Эшвилл"USS Canon (PG-90). Спущен на воду в 1967. Выведен из состава флота в 1977. Уже 20 лет ожидает того, что его заберут и превратят в музей.

Эскадренные миноносцы USS Forrest Sherman (DD-931) и USS Charles F. Adams (DDG-2). Оба головные суда своих типов. Оба должны были стать музеями. Причем с "Charles F. Adams" все было определено с самого начала, а вот у "Forrest Sherman" все пошло не так гладко.

После вывода его из состава флота, он несколько лет находился в резерве, а потом был продан на металлолом фирме из Массачусетса. Но купившая его компания вскоре обанкротилась и корабль чудесным образом избежал утилизации. После этого правительство решило его сохранить и внесла в список кораблей готовых для переоборудования в судно-музей. Осталось только найти кого-нибудь, кто заберет эскадренный миноносец и возьмет на себя финансирование проекта. Простояв в Филадельфии 11 лет, "Forrest Sherman", к сожалению, так и не наше новых владельцев и вновь был переведен в разряд металлолома. В 2011 году его отдали на "разграбление" волонтерам, которые занимаются восстановлением и поддержанием других кораблей-музеев. С него сняли все ценное и сейчас он ожидает утилизации.

Этот пассажирский паром на самом деле USNS Puerto Rico (HST-2).

За ним стоит покрашенный странным образом однотипный USNS Guam (HST-1). Это гражданские версии десантно-транспортных высокоскоростных судов-кактамаранов проекта "Спеархед". Они предназначены для переброски техники и личного состава на расстояние до 1 200 морских миль. Максимальная скорость 43 узла (80 км/ч).

Паромы были построены в 2007 году для компании Hawaii Superferry, которая перевозила пассажиров и автомобили между островами архипелага. В 2009 по решению суда деятельность компании была приостановлена. В 2011 паромы купило правительственное агенство и передало ВМС США.

Ну и гвоздь программы, который еле влез в кадр.

Это авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), прозванный "Большим Джон" и "Зданием 67". Спущен на воду в 1967 году, выведен из состава флота в 2007. Это последний не атомный авианосец построенный для флота США.

Раньше гигантов было двое. Рядом с "John F. Kennedy" стоял USS Forrestal (CV-59). У меня даже . Но в 2013 году, прождав своего музейного будущего 10 лет и так и не дождавшись, "Forrestal " был продан за 1 цент и отбуксирован в Техас для дальнейшей утилизации. Теперь в Филадельфии остался только "Большой Джон".

Еще немного фото есть у меня на фликре и у Бадикова .

Если вы вдруг захотите туда поехать, то знайте, что база открыта для всех желающих только по будним дням с 10.00 до 18.00. В выходные туда не пустят. Фотографировать можно все, что угодно, но подняться на сами корабли не получится. Они закрыты для посетителей.

На днях главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Чирков заявил о том, что РФ ведет переговоры о возможности базирования кораблей флота на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме. Пресс-служба оборонно-мебельного ведомства министра Сердюкова тут же все опровергла – дескать, адмирал чудит, никаких военных баз в теплых странах у РФ нет и не будет. Но рассмотрим этот вопрос отвлеченно. В принципе, с сиюминутной точки зрения, полезнее всего была бы база на Сейшельских островах, поскольку в западной части Индийского океана сегодня постоянно находятся противолодочный корабль и два-три вспомогательных судна, занимающиеся борьбой с пиратством. Этой группировке не помещало бы какое-нибудь постоянное место базирования. Кроме того, база на Сейшелах теоретически могла бы пригодиться для возможного воздействия на исламские страны.

Что касается Кубы, то нахождение там российской военной инфраструктуры абсолютно бессмысленно. Если вдруг вспыхнет война между Россией и Соединенными Штатами, российская база на Кубе будет немедленно блокирована или уничтожена. База во Вьетнаме теоретически была бы полезна, превратившись в перевалочный пункт на пути в Индийский океан и в инструмент воздействия на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который быстро превращается в геополитический центр мира. Но в первую очередь она обеспечивала бы давление на Китай, как это имело место раньше. Сейчас для Ханоя вопрос противостояния Китаю стал настолько острым, что вьетнамцы, несмотря на историческую память, готовы разрешить заходы в Камрань кораблей ВМС США. Российский флот ради решения задачи сдерживания Китая они тоже пустили бы.

Но вот вопрос: а что РФ направит в Камрань, на Сейшелы и на Кубу? В составе Тихоокеанского флота сегодня насчитывается шесть надводных кораблей океанской зоны, введенных в строй в период с 1985 по 1991 год. То есть самому “молодому” кораблю 21 год. Для столь “мощной” эскадры иметь зарубежные базы, мягко говоря, странно. Особенно учитывая тот факт, что она будет и дальше уменьшаться в связи с почтенным возрастом кораблей.

Для сравнения, тихоокеанский флот США располагает 53 кораблями классов крейсер, эсминец и фрегат, столько же эсминцев и фрегатов в ВМС Японии. У Республики Корея 21 фрегат и эсминец. Причем некоторые японские и южнокорейские корабли фактически являются крейсерами. Наконец, КНР обладают 80 эсминцами и фрегатами. При таком соотношении сил с ближайшими соседями думать о зарубежных базах несколько самонадеянно.

Пару лет назад “кремлевские” уже столкнулись с проблемой, когда триумфально арендовав базу в Севастополе аж до 2042 года, вдруг обнаружили, что там нечего будет размещать, ибо ситуация на Черноморском флоте еще хуже, чем на Тихоокеанском – там средний возраст кораблей далеко за 30. Для спасения ситуации было срочно развернуто строительство “новых старых” еще советских проектов подлодок 636 и фрегатов 11356. А зарубежные базы рассчитаны именно на океанские флоты.

Ситуация в ВМФ РФ гораздо хуже, чем в других видах вооруженных сил. РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ПВО имеют некоторую возможность “вывернуться” и восстановиться за счет сочетания старых запасов и новых разработок. У флота таких шансов нет, его коллапс неизбежен. Старые корабли выбывают гораздо быстрее, чем вступают в строй новые. Причем списываются боевые единицы всех классов, в том числе океанской зоны. Строятся же крайне медленно и в очень незначительных количествах корабли морской зоны.

Главная забота отечественного ОПК даже не дефицит денег, а нехватка производственных мощностей, научных, инженерных, рабочих кадров. И наиболее остро это проявляется именно в кораблестроении. Руководящие страной и отраслью “эффективные менеджеры” не понимают этого в принципе. Они уверены, что можно дать несколько триллионов – и флот вырастет сам собой из воздуха. Кроме того, ВМФ недостает береговой инфраструктуры даже в собственной стране, причем еще с советских времен. Авианесущие крейсера “Минск” и “Новороссийск” в 80-е годы были загублены из-за того, что во Владивостоке для них так и не нашлось причальной стенки. Поэтому корабли всю свою короткую жизнь провели на рейде, бессмысленно расходуя моторесурс и топливо. В свете неготовности собственных баз аренда зарубежных представляется особенно неактуальной.

Призрачный флот на реке Потомак October 21st, 2018

В Mallows Bay на реке Потомак в штате Мериленд (США) покоится знаменитый "Призрачный флот" - это самое большое кладбище затонувших кораблей в Западном полушарии.

Как оно образовалось? Сейчас расскажу...

Фото 2.

Вступив в I Мировую войну, США не имели достаточного количества транспортных кораблей. Поэтому в 1917 году была запущена крупнейшая судостроительная программа, предусматривающая строительство 1 000 судов длиной 300 футов. Построить их должны были за 18 месяцев.
Из-за отсутствия надлежащего контроля качество работ оставляло желать лучшего. К тому же, для экономии времени и средств, при строительстве судов верфи использовали преимущественно дерево вместо металла. Спустя 18 месяцев было готово лишь 134 судна, из которых поставлено - 76. 260 судов были готовы наполовину.

Фото 3.

Эти корабли, в отличии от металлических собратьев оказались довольно хреновыми, судя по всему к началу 20-ого века опыт деревянного крупного кораблестроительства был подзабыт, корабли строили из сырого дерева, остойчивость добивали балластом, который съедал грузоподъемность, в итоге все это текло и плохо плавало.

Фото 4.

Война окончилась. Суда продолжали строиться, но никогда не были использованы по назначению. В итоге Конгресс принял решение о их продаже. Покупателем стала Western Marine & Salvage Company, которая попыталась их демонтировать и заработать на вторсырье и комплектующих материалах.

Фото 5.

Работы по демонтажу вызвали протесты местных жителей. Чтобы ускорить процесс 7 ноября 1925 года рабочие компании подожгли суда. Но и после этого работы продолжались еще несколько лет. Вскоре экономический кризис "добил" Western Marine & Salvage, и остатки около 100 судов навсегда остались покоиться в водах Mallows Bay.

Фото 6.

Ковырять металл из сгоревших остатков оказалось не так прибыльно, тут и великая депрессия и все забили на это дело, повторно попытались во время второй мировой и тоже забили на это дело, в последний раз к окончательному решению этого корабельного вопроса подошли в 60-е но контора допустила кучу экологических и других нарушений и дело было закрыто. Сейчас эти остатки превратились в живописные островки, которые облюбовали рыболовы и прочие каякеры.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

В 1946 году сразу после окончания Второй мировой войны, мир предстал перед новой угрозой - атомной бомбой.

Правительство США должно было дать отпор новой угрозе, и запланировало испытание нескольких атомных бомб. Мир должен был понять, что у этого государства есть адекватный ответ на агрессию. Для операции под кодовым названием «Перекрестки» было найдено подходящее место. В 8000 км к западу от побережья Америки в глубине Тихого океана расположены Маршалловы острова. Среди них удаленный атолл Бикини. Микронезийцы заселили эти острова несколько тысяч лет назад, но Бикини, как и на других соседних атоллах много пищи и воды.

В 1946 году, когда была запланирована операция «Перекрестки» нужно было эвакуировать 167000 жителей с атолла Бикини. Американские генералы говорили островитянам, что эвакуация временна.

С помощью видеоматериалов мир должен был понять масштабы этой операции. Видеосъемка должна была объяснить все будущим поколениям, но люди покидали свои дома, не подозревая, что происходит.

В операции «Перекрестки» участвовали 245 кораблей и 42000 человек. Официально данная операция была нужна для испытания нового оружия, но существовала еще одна тайная цель, которая сталкивала две важнейшие силы ВВС и военный флот. Чтобы продемонстрировать наглядность взрыва, к атоллу Бикини было стянуто 90 судов, среди которых было немало знаменитых кораблей тех времен. Например, «USS Saratoga ». Созданный как военный «USS Saratoga » позднее был переделан в авианосец. Его взлетная полоса составляла 260 метров, водоизмещение 43000 тонн при полной загрузке. Это был самый большой корабль того времени.

Кроме того в пункт назначения были перебазированы несколько противника, которые были захвачены во время войны. Они стали основной целью ядерной бомбы. В их числе был легендарный японский «Нагато », который был главным оружием японского Императорского флота до Второй мировой войны. Это один из самых мощных кораблей Второй мировой войны. Он прославился во время молниеносной .

Большинство из кораблей, лежащих на дне атолла, были боеспособными. Они прошли битвы Второй мировой войны, но затем стали жертвами эксперимента собственной армии. Но во время операции «Перекрестки» испытания проводились не только на кораблях. Чтобы опробовать действие радиации на экипаже, на военные суда были погружены овцы, козы, крысы и свиньи.

Весь мир должен был узнать силу ядерной бомбы, поэтому военные моряки все тщательно документировали. Около семисот кинокамер было установлено на острове, кораблях и самолетах. Их задачей было подарить миру устрашающую картину происходящего.

1 июля 1946 года все взоры устремились в небо, где началось испытание первой бомбы, получившей название Эйбл. Это была однотипная бомба, сброшенная годом ранее на Нагасаки.

Атомная бомба упала не в центр флотилии как планировалось. Прогремел мощнейший взрыв. Взрывная волна потопила сразу несколько кораблей. Хотя пропаганда заявляла, что это оружие способно уничтожить весь флот. Несколько больших кораблей ушло на дно, но разочарований не было предела. Особенно ВВС, которые надеялись на более впечатляющие результаты. В радиусе 20 километров не осталось ничего живого. Впечатленные таким пропагандистским успехом, люди не подумали о более серьезной катастрофе - радиационном заражении.

Во время операции элементы Плутоний и Цезий-137 появились в результате химического распада, и выпали осадком на океаническом дне. Это мощнейшее наследие, оставшееся на морском дне после сильнейшего взрыва. Однако генералы требовали увеличить масштаб разрушений во время второго испытания.

Второй тест получил название Бэйкер. Он не мог быть неудачным. Инженеры сделали вывод, что большинство кораблей можно потопить только подводными разрушениями. На этот раз бомба была сброшена с корабля и взорвана на глубине 30 метров. Взрыв был чудовищным, что столб воды поднялся в небо на 2,5 км, а затем рухнул на призрачный флот. Шесть кораблей затонули почти мгновенно и еще три в течение нескольких часов, а корабль, с которого была сброшена бомба, испарился.

Военные, наконец, добились своей цели, но большинство кораблей все еще не затонули. Казалось, что с ними все в порядке и через несколько дней после детонации на них поднялись солдаты, которые ничего не знали об опасности. Первые часы после взрыва уровень радиации достигал 8000 рентген, что составляло в двадцать раз больше смертельной дозы. Выполняя этот приказ, многие солдаты заплатили высокую цену.

В 1989 году было объявлено, что обломки до сих пор радиоактивны. Закон о консервировании останков запрещает брать образцы металла с затонувших кораблей операции «Перекрестки», но не так давно экспедиция на «Octopus » с высокотехнологичным оборудованием на борту впервые в истории добилась исследования останков кораблей в районе атолла Бикини, погибших после взрыва атомных бомб. Более чем за 60 лет период полураспада и подводные течения практически отчистили подводное кладбище кораблей от радиации.

Через несколько лет после операции атолл Бикини стал лабораторий для научных исследований, а местные жители оказались в долгосрочной ссылке. В 70 годах была произведена попытка заселить атолл Бикини, и 139 человек вернулись на остров, но они прожили там всего несколько лет.

Жители острова покидали свои жилища перед испытанием двух ядерных бомб в операции под кодовым названием «Перекрестки», но это было не все. В 1958 году США на атолле были проведены испытания еще 23 бомб на этот раз водородных. Это были испытания под кодовым названием «Браво». Мощность одного из взрывов составляла 15 мегатонн, что 2,5 раза превысило ожидаемые результаты. Мощность такого взрыва эквивалентна тысячи ядерным бомбам, сброшенным на Хиросиму. За несколько секунд образовался огненный столп диаметром 7 километров. Это была самая мощная бомба взорванная Соединенными Штатами.

После этой операции в центре атолла образовался кратер диаметром 3 километров и 70 метров в глубину. На ближайшие острова было выброшено гигантское количество радиоактивных веществ. После операции «Браво» с лица земли исчезло три небольших острова.

На сегодняшний день атолл Бикини пригоден для жизни, так как уровень радиации в норме, но существует одна проблема. В кокосовом молоке обнаружен высокий уровень Цезия-127. Об этой проблеме не знали островитяне, которые переместились на свои родные острова, поэтому через несколько лет они все умерли.

Останки кораблей затонувших при операции «Перекрестки» являются символом страшной главы нашей истории. Призрачный флот атолла Бикини это уникальная часть мировой истории, напоминающей об атомных испытаниях. Когда в 1946 году американские военные приплыли на этот остров, они пообещали жителям оружие необходимое для спасения человечества, но жители Бикини до сих пор не могут вернуться в свои дома.

Нет сомнений, что природа все исправит и остров Бикини снова станет раем, которым был до этого, а призрачный флот окончательно поржавеет и превратиться в пыль.

Спустя два дня после казни небольшая эскадра подошла к берегам Виргинии невдалеке от Норфолка. Здесь ее настигли первые высокие валы - предвестники страшных штормов, уже несколько недель бушевавших в Северной Атлантике. Небеса к востоку от эскадры потемнели. Тяжелые тучи стелились по небу, гонимые ветром. Их разрывали вспышки молний. Гремел гром. Вода сделалась серой, будто смешалась с могучим потоком Гольфстрима, устремлявшимся от восточного побережья Америки к Ньюфаундлендской банке. В небе кружили огромные стаи черных водорезов. Эти несчастные птицы, нижняя часть клюва которых значительно длиннее верхней, часто страдают от голода. Галдя, они летели к востоку в поисках надежного убежища на скалистых берегах Виргинии.

Капитан любого другого судна, увидев, как поднимается шторм, поспешил бы последовать примеру благоразумных птиц. Корсар же приказал команде продолжать движение прямо в объятия шторма.

За день до этого небольшое судно корсаров, спешившее найти безопасное пристанище в преддверии шторма, предупредило баронета и американских капитанов, что эскадра лорда Данмора, побитая многочисленными атлантическими штормами, двинулась к югу в поисках пристани, которой англичанам было не найти на берегах Виргинии по милости «проклятых торговцев и плантаторов», как они презрительно называли колонистов. Фрегат маркиза, отстав от эскадры Хау из-за повреждений, понесенных во время боя с «Громовержцем», присоединился к призрачному флоту, как называли американцы эскадру лорда Данмора. Данмор решился на отчаянный шаг и продолжал идти вперед, несмотря на бушующий ураган.

Команда корвета готовилась пережить яростный шторм и идти на абордаж фрегата: шлюпки и орудия были накрепко закреплены, а дреки привязаны к тросам. Бесстрашные американские моряки приняли те же меры предосторожности. Паруса на американских кораблях спустили, чтобы они не пострадали от внезапных порывов штормового ветра.

Неразлучные Каменная Башка и Малыш Флокко глядели на все это с высоты бака. В нескольких шагах от них на мотке канатов примостился наемник, совершенно свыкшийся со своим положением наполовину заключенного, наполовину члена команды.

Хм… - потрясая кулаками и качая головой, пробормотал бретонец. - Вот что называется дрянная погодка. Уж если даже птицы бегут отсюда, то и кораблям самое время последовать их примеру.

- «Громовержец» создан для битв и штормов, - отозвался юный марсовой.

Тысяча колоколен! Кому ты это говоришь! Да, это мощный, крепкий, грозный корабль. Однако, когда ярится сам океан, я бы хорошенько подумал, прежде чем отдаться на милость судьбы.

И что же нас ждет? Мы пойдем против эскадры Данмора в такой шторм?

Кажется, именно это и задумал наш отчаянный капитан. Мы будем атаковать фрегат, если только он действительно присоединился к призрачной эскадре. Об остальном позаботятся наши американские друзья - если смогут.

А тебе не кажется, что на этот раз мы упокоимся в морской бездне?

Нахмурившись, бретонец отвечал:

Не это ли судьба каждого моряка? Мой дед тоже когда-то пошел на корм акулам.

А потом восстал, чтобы спасти твою легендарную трубку.

Именно так, мошенник, - отозвался Каменная Башка.

Думаешь, нас ждет ужасный шторм?

Через пару часов увидишь. Ветер уже бушует, поднялись волны. Ба! Да что нам буря, ведь мы моряки!

Порыв шквального ветра внезапно пронесся по корвету от штирборта до верхушек шпигатов. Матросы мгновенно заняли позиции, готовясь к маневру. Казалось, никому не страшен шторм, что вот-вот, еще до наступления ночи, захватит корабль в свои объятия. Показавшееся на миг из-за темных туч солнце тут же скрылось. Корвет оказался в полной тьме, разрываемой только вспышками молний.

Через переговорные трубы доносились властные команды Корсара и мистера Говарда, вслед за которыми тут же слышалась боцманская дудка Каменной Башки.

К восьми вечера воцарилась столь непроглядная тьма, что четырем американским кораблям с трудом удавалось сквозь бурю следовать за «Громовержцем». Над грозовыми тучами то и дело раздавался оглушительный гром. Казалось, по небу на огромной скорости мчатся вагонетки, полные камней и железа. Сам воздух потрескивал от напряжения. Корвет подбрасывало и качало на волнах, как щепку. Его бушприт окунался в воду вместе с кливерами, которые не спустили, чтобы не потерять маневренности. Не меньше досталось и четырем американским кораблям: согласно приказам бесстрашного Корсара, они шли почти в кильватере «Громовержца», испытывая на себе всю ярость шторма.

К десяти вечера стало казаться, словно сама природа ополчилась против небольшой эскадры. Несмотря на маневры моряков, огромные буруны с ревом обрушивались на корабли. Огни святого Эльма мерцали на верхушках мачт. В воздухе то и дело появлялись огненные шары размером с апельсин, которые, точно бомбы, с грохотом взрывались и исчезали. Полный решимости первым увидеть английскую эскадру, Каменная Башка не покидал своего обычного поста на баке. Со старшим канониром фрегата, срезавшим грот-мачту «Громовержца», у старика были свои счеты, и боцман был не намерен позволить ему снова застать корвет врасплох.

Пусть только попадутся мне на глаза, и я дам по ним залп из баковых орудий! - отозвался Каменная Башка. - Я еще отыграюсь!

В такой-то шторм? Как ты прицелишься при такой качке?

Будь спокоен, мошенник! Я же из Иль-де-Ба!

В полночь эскадра достигла глубокой Чесапикской бухты, представлявшей превосходное убежище даже для самых крупных судов. Корсар приступил к битве с наступавшим с востока ураганом. Он был полон решимости отыскать английскую эскадру, ударить по ней и взять фрегат на абордаж. В два часа ночи луна на миг показалась из-за туч, и Каменная Башка закричал:

Впереди корабли! Канониры, по местам!

Корсар и мистер Говард вышли на бак, где боцман, готовясь к бою, отдавал торопливые команды. Множество светящихся точек плясало на высоких гребнях волн, то сбиваясь в кучу, то рассеиваясь под яростными порывами восточного ветра.

Это может быть только эскадра лорда Данмора, - сказал баронет мистеру Говарду.

Да. Эскадра Хау уже наверняка укрылась в одном из северных портов, - отвечал старпом.

Что нам лучше предпринять? - спросил Маклеллан.

На вашем месте, сэр, я бы просигналил американским кораблям пропустить эскадру, а потом начать преследование. Говорят, английские корабли потрепало штормами, а б"oльшая часть людей больна или ранена. Неблагоразумно идти на лобовое столкновение в такую бурю - мы просто не сумеем взять их на абордаж. Да и потом, как мы узнаем фрегат в такой темноте?

По огням.

Не настаивайте, сэр Уильям. Позволим эскадре пройти и сядем ей на хвост. Затем отделим корабль маркиза от эскадры и захватим его. Уверен, для этого представится немало возможностей.

Вы правы, мистер Говард, - со вздохом признал баронет. - Каменная Башка! - позвал он. - Отдай сигнал американцам пропустить эскадру и преследовать ее.

Так мы не зададим им трепку сегодня ночью?

Нет, старик.

Жаль! А я-то надеялся пойти на абордаж!

В такой-то шторм? - спросил мистер Говард.

Нас, бретонцев, волнами не запугаешь!

Найти корабль маркиза, Каменная Башка! - приказал баронет. - Ищи красные, синие, желтые и белые огни.

Обменявшись парой слов со старпомом и поручив ему присмотреть за рулевыми, капитан приступил к смотру матросов на палубе. Несмотря на страшную качку, все были на боевых позициях: марсовые на верхушках мачт, стрелки за бортовыми люками, палубные у парусов, а канониры наготове у пушек. Батареи были готовы к бою.

Отдав сигнал американским кораблям, Каменная Башка подошел к своему любимому носовому орудию, где его уже поджидал Малыш Флокко. Тем временем приближались разметанные бурей английские суда. Недаром американцы прозвали их призрачным флотом. За два месяца до того эскадра Данмора двинулась к Бостону из ирландских портов с десятью тысячами наемников на борту, не зная о том, что город уже пал. Посреди Атлантики эскадру застали грозные шторма. Наконец, уже у американских берегов, узнав от моряков с английских судов о падении Бостона, лорд Данмор устремился к виргинскому побережью, чтобы покорить этот штат. Однако беды преследовали злополучную эскадру. Не успев стать на якорь у побережья Виргинии, эскадра была охвачена «черной рвотой», или желтой лихорадкой. Виргинцы тем временем расстреливали ее из пушек и ружей. Снова застигнутые штормами, неприкаянные королевские суда, полные больных моряков, со скудными запасами пресной воды и продовольствия, были вынуждены вновь отступить в открытый океан, не имея определенного пункта назначения.

Солдаты умирали сотнями, и эскадра слабела день ото дня. Как мы вскоре увидим, судьба уготовила флоту нелегкую долю.

В спокойную солнечную погоду судам корсаров не могло бы представиться лучшей возможности атаковать ослабленную штормами и болезнями эскадру, однако в подобную бурю идти в бой было бы непростительной неосторожностью. Оставалось лишь неуклонно следовать за англичанами, пуская ко дну и захватывая небольшие суда, идущие в арьергарде.

Тысяча колоколен и Вавилонская башня! - воскликнул Каменная Башка. - Они совсем близко!

Кто? Колокольни?

Тебя, Малыш Флокко, похоже, настоящие ослы учили.

Не было у меня никаких учителей, приятель. Вместо уроков я ловил крабов и устриц. Надо же было помогать семье. А хлеб, как говорил мой дед, не растет на скамьях школы для будущих моряков.

Уперев руки в бока, Каменная Башка расхохотался и сказал:

А я ходил на ловлю дорады и крабов. Папаша состояния на рыбе не сколотил. Жили мы впроголодь. В наших деревнях нищета повсюду. Рыба всех не прокормит… Вавилонская башня! Они проходят мимо.

Это что, колокольня такая?

Откуда мне знать? - отозвался боцман. - Помню, как-то один старый приходский священник рассказывал мне про некую огромную башню, которая должна была вознестись до самых небес. Где эта башня, черт его знает! А сейчас хватит болтать, Малыш Флокко! Ко мне, канониры!

Шестеро моряков с чанами воды тут же поспешили к его орудию. За две мили с подветренной стороны корвета в беспорядке уходила прочь разбитая бурями английская эскадра. В полном мраке виднелись лишь подпрыгивающие на волнах огни кораблей. Не легче приходилось и самому корвету, и четырем менее маневренным американским кораблям, на которых не хватало людей. Лишь с большим трудом им удавалось держаться вместе. Зловеще ревел вздыбившийся океан. Тяжелые валы глухо ударяли в переборки судна. Гул зловещим эхом разносился по всему кораблю.

Корвет и четыре американских корабля позволили англичанам уйти вперед и тут же, пытаясь держаться вместе, бросились в погоню - страшную и грозившую смертельной опасностью самим преследователям, поскольку эскадра лорда Данмора состояла не менее чем из двадцати как крупных, так и небольших судов.

К трем часам утра ночной мрак озарился пламенем. Под оглушительные раскаты грома вспышки молний разрывали черные небеса в клочья. На мачтах и реях, словно черти, резвились огни святого Эльма. Мерцающие шаровые молнии появлялись из грозовых туч, быстро двигаясь по непредсказуемой траектории, спускались к судам и взрывались подобно бомбам, оставляя в воздухе сильный запах серы.

Вооруженные мощными подзорными трубами, сэр Уильям и его старпом взобрались на марс грот-мачты. При свете молний они пытались разглядеть среди множества кораблей лорда Данмора фрегат.

Что затеял капитан? Хочет, чтобы его убило одним из огненных апельсинов, что Господь посылает нам с небес?! - воскликнул бретонец.

Это ядра? - спросил Малыш Флокко.

Пожалуй, даже хуже. Дотронься до такого - и тебе крышка.

Только английских бомб нам не хватало.

В такую бурю им не до нас. В этакую качку ни один канонир не сможет метко прицелиться.

А про старшего канонира с фрегата маркиза, что так ловко срезал нам мачту, ты, часом, не забыл?

Каменная Башка нахмурился:

Где Галифакс откопал этого канонира? Беда нам, если он все еще с маркизом.

Так ведь и мы не будем сидеть сложа руки, - сказал юный марсовой. - Все при нас - и тяжелые орудия, и горящие ядра, да и канонир у нас меткий.

Кто же это такой?

Покачав головой, бретонец со вздохом сказал:

Стар я стал, Малыш Флокко.

Чепуха! Вы, бретонцы из Иль-де-Ба, и в сто лет мальчишки! Бьюсь об заклад, твой знаменитый дед стрелял…

Ах ты, шельма! - перебил его бретонец. - Оставь моего деда в покое. Старого Жана Барта все уважали… Канониры, по местам! Пушки к бою! Что-то буря совсем разыгралась.

Ненадолго затихнув, океан снова впал в неистовство. Подвергая суровому испытанию моряков и лоцманов, грозные десяти-двенадцатиметровые валы, виданные разве что у мыса Горн, с яростью обрушивались на корабли. Вздымаясь, многотонная масса воды шипела, ревела и клокотала, пенные гребни косматых волн светились зловещим сиянием, безжалостно ударяя по обеим эскадрам.

Несмотря на то что корвет бросало из стороны в сторону под устрашающими ударами бурунов, баронет и мистер Говард не спускались с марса, отыскивая в подзорные трубы ненавистный фрегат. В ослепительных вспышках молний виднелась ускользающая эскадра. Гром заглушал даже рокотание бури. Небо озарялось вспышками, из которых разлетались смертоносные мерцающие шары, но корвет упорно продолжал погоню.

Оставив позади американские суда, корвет пошел в крутой бейдевинд, рассчитывая ударить по эскадре Данмора на рассвете и атаковать великолепный фрегат, как перышко скользивший по вздымающимся волнам Атлантики.

Близился рассвет, когда с высоты, перекрывая рев ветра и грохот волн, донесся железный голос Корсара:

Каменная Башка подпрыгнул, крутанулся на месте и закричал:

Тысяча колоколен! Фрегат! На этот раз мы с тобой расквитаемся, проклятый канонир!