Поль сезанн, биография и картины художника. Краткая биография: Поль Верлен

Верлен оставил глубочайший след в поэзии, пошатнув дотоле незыблемые устои романтизма и классицизма.

Стремление к повторам созвучий, необычный ракурс изображения душевных переживаний, музыкальная гармония - вот отличительные черты верленовского стиля.

Верлен - личность сложная, противоречивая, во многом непонятная современникам. Он подарил поэзии свой неповторимый стиль, основанный на контрасте между музыкальностью и диссонансом звуков. Совсем как в его собственной жизни. Сборники его стихов открывают грустный мир неосязаемого бытия, вселенную вечно ускользающей реальности.

Насыщена долгими периодами безденежья, скандалов и неприкаянности. Всю жизнь он страдал от жестоких ударов судьбы, практически не оказывая сопротивления. Его постоянным спутником был алкоголь. И, несмотря на славу и талант, он окончательно опустился и закончил свои дни в ужасной нищете.

Юность Верлена

Поль-Мари Верлен появился на свет 30 марта 1844 года в Меце. Его отец, капитан Николя Огюст Верлен, родом из бельгийских Арденн, служил в местном гарнизоне. Поль был единственным ребенком своей матери Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ.

Арденн, а точнее, маленький домик в Пализёле, где Поль жил у своей тетушки по отцовской линии, оставил глубокий след в душе поэта. Милая деревушка, окруженная полями и Здесь поэт проводил до 18 лет. Он с нежностью потом писал в своих стихах об этих землях. Часто черпал вдохновение в грустных, напоенных лиризмом пейзажах, красках и природе своей притягательной родины.

Краткая биография Поля Верлена, начало поэтического пути

В 1862 году, Верлен получает степень бакалавра литературы. Именно в этот период будущий поэт знакомится с произведениями Бодлера, литературными кафе Парижа и знаменитой «Зеленой феей» - абсентом. Верлен говорил: «Какой дурак придумал эту ведьму назвать феей».

Поль очень быстро устал от учебы на юриста. Он связывал свою будущую судьбу с поэзией: стал активно посещать литературные кафе и салоны, в частности, салон маркизы де Рикар, которая была увлечена парнасцами. Он стал часто видеться с Леконтом де Лилем, считавшимся главой всего течения, с Франсуа Коппе и другими, а также с Альфонсом Лемером, своим будущим издателем. В этот период он опубликовал свои первые стихи - сонет «Господин Прюдом», а в 1864 году - сборник «Сатурнические стихотворения». Стихи были выпущены на средства кузины автора Элизы Монкомбль. Книжка вышла тиражом в 491 экземпляр. Литературные круги встретили этот сборник прохладно.

За короткое время поэт потерял сначала отца, потом любимую кузину. Верлен тяжело переживал уход дорогих ему людей и пристрастился к алкоголю.

Женитьба Верлена

В 1869 году он познакомился с Матильдой Моте де Флервиль, она стала его музой. Вышел сборник «Добрые песни». В стихах поэт наивно описывал развитие своих любовных чувств к семнадцатилетней девушке. Свадьба состоялась 11 августа 1870 года. Молодая чета поселилась на улице Кардинала Лемуана в доме номер два, с видом на Сену, на пятом и последнем этаже.

В 1871 году, после Коммуны, Верлен поступил на службу в городскую ратушу. Пара переехала в квартиру родственников жены, в дом номер 14 на улице Николе. Но в этот дом всего через несколько недель после их переезда молнией ворвется Рембо и навсегда разрушит жизнь молодых супругов и намерения Верлена начать благонравную жизнь.

Поль Верлен, краткая биография: он и Рембо

Верлен сам пригласил Рембо в Париж, после того как познакомился с его поэмами и получил от Артюра письмо.

Верлен и Рембо начали свою разгульную жизнь в Париже, полную громких историй и творчества. Они находили вдохновение друг в друге. Пирушки друзей часто заканчивались скандалами. Пожалуй, именно с этого периода биография Поля Верлена приобретает трагический оборот.

Под влиянием Рембо и алкоголя поведение Верлена стало совершенно безнравственным. Он грубо обращался со своей молодой женой Матильдой, которая, в конце концов, сбежала вместе с сыном Жоржем, родившимся в октябре 1871 года.

Верлен и Рембо сблизились. Их скандальная любовная и духовная связь длилась больше двух лет. За это время Верлен неоднократно пытался вернуться в семейное гнездо, но влечение к Рембо побеждало.

10 июля 1873 года произошло драматическое событие, навсегда разорвавшее отношения между поэтами. В Брюсселе Верлен под действием алкоголя дважды выстрелил в Рембо и ранил ему левое запястье. Несмотря на отозванное заявление пострадавшего, Поля посадили в тюрьму на два года.

Период с 1871 по 1874 год является самым продуктивным в творчестве обоих поэтов. Талант одного питает вдохновение другого, рождая новые стилистические формы.

Биография Поля Верлена после тюрьмы не повествует ни о чем хорошем. Поначалу жизнь его, казалось, приняла спокойный оборот. Он устроился учителем, окунулся в религию. Но так продолжалось всего два с половиной года. Затем в его жизни появился любимый ученик Люсьен Летинуа, из-за привязанности к которому и возобновившихся запоев поэта увольняют. Они с Люсьеном покупают поместье, в котором живут счастливо, но недолго. Из-за финансовых неурядиц Верлену приходится это поместье продать, а Люсьен умирает от тифозной лихорадки. Поль переезжает жить к матери, пишет сборник «Любовь» в память о Люсьене. Снова пускается в разгульную жизнь, пьянствует и скандалит.

На два месяца поэта снова заключают в тюрьму за издевательства над матерью, после чего они переезжают в Париж, где несчастная женщина вскоре умирает, а Верлен становится абсолютно нищим.

В последние 10 лет жизни его творчество, наконец, признали гениальным, и Министерство национального просвещения назначило ему пособие. Однако биография Поля Верлена делает новый поворот - у Поля появляется язва на ноге, которую поэт никак не может вылечить. Он кочует из больницы в больницу, а в перерывах пьянствует и бродит по Латинскому кварталу.

8 января 1896 года Верлен умер от пневмонии. Его траурный кортеж сопровождали тысячи поклонников, поэтов, представителей парижской богемы и близких друзей.

Поэт был погребен на Батиньольском кладбище рядом с родными.

Полная биография Поля Верлена заслуживает пристального внимания. Он занимает важнейшее место в истории французской поэзии, подарив ей больше свободы и музыкальности и огромное разнообразие новых размеров и рифм.

Поль Верлен – французский поэт, яркий представитель таких литературных течений, как символизм и импрессионизм, по мнению – декадент. Его стихи задушевны, музыкальны, организованы особым образом – с преобладанием женской рифмы, выделением какого-то конкретного звука и повторением его. Верлена по праву можно назвать революционером французской и мировой поэзии.

Детство и юность

Родился Поль-Мари Верлен в городе Меце. Произошло это 30 марта 1844 года. Родители мальчика – Николя-Огюст Верлен, капитан инженерных войск, и Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ. Отец – военный, а это означает частые переезды для семьи. Верлены жили в Меце, Монпелье, Ниме, Сете. Обосновались они на одном месте, в Батиньеле, предместье Парижа, лишь тогда, когда отец семейства вышел в отставку.

Писать стихи Поль начал в 14 лет, в 1858 году. Тогда же мальчик познакомился с произведениями , Банвиля, Готье, Леконта де Лиля, Глатиньи. Юный поэт даже осмелился написать Гюго и послать тому в письме свое стихотворение «Смерть».

Верлен учится сначала в пансионе Ландри, затем в лицее . В 1860 году юноша знакомится с Эдмоном Лепелетье, который в будущем станет другом, биографом и душеприказчиком поэта. В 1862 году финансы семейства Верленов пострадали, и Поль, уже став бакалавром словесности, поступил в Школу права и налег на арифметику, надеясь попасть в Министерство финансов.


Несмотря на усилия, приложенные для того, чтобы поправить благосостояние семьи, Поль Верлен начал богемную жизнь. Молодой человек выпивает, ходит по публичным домам, читает Бюхнера («Сила и материя»), посещает салон маркизы де Рикар, имеющий республиканскую направленность. В этом салоне собеседниками Верлена становятся Теодор де Банвиль, Огюст Вилье де Лиль-Адан, Сюлли Прюдом, Хосе Мариа Эредиа.

В августе 1863 года в журнале «Обозрение прогресса» на суд читателей впервые представлено творение молодого поэта - сонет «Господин Прюдом». При этом стихотворец, активно общающийся с будущими парнасцами, работает сначала в страховом обществе, затем в парижской мэрии.


На излете 1865 года умирает отец Поля. В апреле 1866-го восемь стихов Верлена занимают свое место в девятом выпуске журнала «Современный Парнас», который издает Альфонс Лемер. А в ноябре того же года стараниями Лемера и кузины Верлена, Элизы Монкомбль (в замужестве Дюжарден), появляется первый сборник Верлена «Сатурнийские стихи». Смерть Элизы в 1867 году Поль переживал очень тяжело, ища спасение на дне бокала.

Литература

После «Сатурнийских стихов», куда вошла и замечательная по своей мелодичности «Осенняя песня», творческая биография Верлена набирает обороты. В 1867 году поэт сотрудничает с сатирическим журналом «Майский жук». В 1868, прикрывшись псевдонимом, выпускает книжку «Подружки», которую за непристойность конфискует и уничтожает суд. Дело в том, что стихи в «Подружках» посвящались лесбийским отношениям.


Вторая книга одного из ярчайших франкоязычных поэтов под названием «Галантные празднества» выходит в 1869 году. Через год появляется следующий сборник – «Добрая песня», посвященный будущей жене Матильде Моте.

В дни Парижской коммуны Верлен работает в мэрии, в отделе печати. Свою четвертую книгу он пишет в путешествии по Англии и Бельгии в 1872-1873 годах, а в свет «Романсы без слов» выходят в 1874 году.

Стихотворение Поля Верлена «Целует клавиши прелестная рука»

Популярностью у читателей до сих пор пользуется стихотворение из этого сборника «Тихо сердце плачет». Жаль только, что особую мелодичность верленовской поэзии очень сложно передать при переводе на любой другой язык, даже на богатый русский.

В том же 1874 году Поль Верлен пишет «Поэтическое искусство» – своеобразный манифест новой французской поэзии. Верлен часто писал о природе, и его пейзажи, полностью соответствовавшие импрессионистским канонам, отражали прежде всего состояние души. Таково произведение «Оград бесконечный ряд», поразительное уже тем, что в русском переводе пейзаж «нарисован» без единого глагола.


Стихотворение Поля Верлена «Оград бесконечный ряд»

В конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности, в том числе и веру в Бога. Результатом переоценки приоритетов становится книга «Мудрость», вышедшая в 1881 году. За «Мудростью» в 1885 году последовали сборник стихов «Когда-то и недавно», в который вошло знаменитое «Поэтическое искусство», и сборник литературно-критических статей «Проклятые поэты». В число «проклятых», по мнению автора статей, вошли сам Верлен, Артюр Рембо и еще четыре стихотворца.

Особой, совершенной эстетикой могут похвастаться следующие плоды творчества Верлена: сборники «Любовь» 1888 года, «Счастье» и «Песни к ней» 1891 года. Кстати, «Мудрость», «Любовь» и «Счастье» составляют своеобразную поэтическую трилогию.

Личная жизнь

На десять лет младше Поля Верлена был его друг, его страсть, его боль – . Юный Рембо в 1871 году набрался храбрости и написал уже известному на тот момент поэту восторженное письмо, добавив к нему свои стихи. И внезапно получил приглашение в Париж, причем заинтересовавшийся Верлен оплатил юноше дорогу.


Талант провинциального самородка признали многие, но вот его манеры оставляли желать лучшего. На редкость невоспитанный, грубый, неопрятный, Рембо покорил Верлена и даже смог увести его из семьи, разлучив с женой Матильдой, которая к моменту знакомства мужа с провинциальным поэтом уже родила сына.


Результатом совместного путешествия Верлена и Рембо стали «Романсы без слов», а еще – тюремное заключение Поля и последующая его дорога к Богу. Освободившись, Верлен в 1875 году в последний раз встретился с Рембо. Свидание в Штутгарте окончилось ссорой, поставив точку в отношениях двух друзей и, по слухам, любовников.

Смерть

Жена потребовала и получила развод, все последующие романы писателя были неудачными – то с проституткой, то с бывшей танцовщицей. Верлен много пил, здоровье его оставляло желать лучшего.


Под конец жизни почти все время Поль проводил в больницах. 8 января 1896 года великий французский поэт скончался от легочного кровотечения.

Библиография

Поэтические сборники

  • 1866 - "Сатурнийские стихи"
  • 1869 - "Галантные празднества"
  • 1870 - "Добрая песня"
  • 1874 - "Романсы без слов"
  • 1881 - "Мудрость"
  • 1885 - "Когда-то и недавно"
  • 1888 - "Любовь"
  • 1889 - "Параллельно"
  • 1891 - "Счастье"
  • 1891 - "Песни к ней"
  • 1892 - "Сокровенные обедни"
  • 1894 - "Эпиграммы" (последний прижизненный сборник Верлена).
  • 1884 - "Проклятые поэты"
  • 1886 - "Записки вдовца"
  • 1891 - "Мои больницы"
  • 1893 - "Мои тюрьмы"

Поль, Александр Николаевич

Археолог, писатель, общественный деятель Новороссийского края, род. 20-го августа 1832 г., ум. 26-го июля 1890 г. в Екатеринославе. Дед А. Н., Иван Иванович фон Поль, немец, шведский подданный, род. на о. Эзеле. При императрице Екатерине II он поступил в русскую военную службу и участвовал во второй Турецкой войне, по окончании которой был награжден (1791), за отличия в сражениях, значительным участком земли в нынешнем Верхнеднепровском уезде, Екатеринославской губ., близ речки Мокрой Суры. Его сын (от брака с Маламой), Николай Иванович, был женат на дочери помещика Полетики, внучке Малороссийского наказного гетмана Павла Полуботка, и от этого брака родился A. H. Поль. Учился он в Полтавской гимназии, где находился под влиянием известных писателей Боровиковского и Метлинского, а потом поступил (в 1850 году) в Дерптский Университет, где окончил курс в 1854 году, со степенью кандидата, возвратился в свое имение и занялся хозяйством. Состоя, по женской линии, в родстве с Полуботками и постоянно слыша рассказы о прежних славных временах, П. с малых лет заинтересовался прошлым казачества и, еще будучи мальчиком, везде разыскивал различные предметы старины. По смерти отца, П. отдался занятиям историей, археологией и археологическим экскурсиям. При этих своих занятиях он наткнулся на указание о присутствии в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца (аспида), минеральных красок, каменного угля, железных руд и других минеральных богатств. Указание было проверено П., и он действительно нашел залежи руды; чтобы определить ее достоинство, он, не доверяя собственным познаниям, взял несколько образцов руды и отправился в Париж к одному известному профессору минералогии, который, сделав анализ, нашел, что привезенные куски представляют собой образцы превосходнейшей железной руды, очень редкой в Европе. Тогда, чтобы убедиться, как велики залежи руды, и в каких направлениях идут ее жилы, П. пригласил этого профессора отправиться вместе с ним в Россию, и тогда же убедился в громадных богатствах края; особенно богатой оказалась Дубовая Балка, которую П. вскоре купил в собственность, и приобрел в аренду на 99 лет Криворожские рудниковые залежи. Не располагая капиталами для разработки месторождений руды и не найдя в России желающих посвятить свои средства на это дело, П. составил компанию французских капиталистов, вслед за которой явилась бельгийская, а затем компания англичанина Юза; таким образом дело было поставлено на надлежащий путь. Открыв руду, П. вскоре открыл великолепный, тонкий, нежный и эластичный горный лен; затем сухие пласты разноцветных красок по берегам речки Саксагани, аспид и, наконец, крупные породы граната. Вскоре им было положено основание Каменскому и Брянскому чугунолитейным и железоделательным заводам; далее он призвал к жизни многие отрасли кустарной промышленности; связал Екатеринослав с железными дорогами Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской.

Помимо этих главных заслуг, П. сделал много и на других поприщах общественной деятельности. В 1858 г., когда по воле Александра II созваны были в губерниях дворянские комитеты для обсуждения вопроса об освобождении крестьян, П. был избран членом от Верхнеднепровского уезда; здесь он с талантом, энергией и убедительностью отстаивал свои гуманные мнения и взгляды, проникнутые знанием крестьянского быта. Как выдающийся своими способностями член местного дворянского комитета, П., по закрытии его, вызван был в Петербург в числе двух депутатов от Екатеринославской губ. для участия в редакционных комиссиях по крестьянскому делу и оставался там до окончательного составления проекта Положения, а в 1861 году, по обнародовании Положения 19-го февраля избран был в члены Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1866 г. по 1883 г. П. был уездным (от Верхнеднепровского уезда) и губернским гласным в земском собрании Екатеринославской губ.; в 1869 году был избран почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа и, в конце того же года, председателем Верхнеднепровского Мирового Съезда. Должность почетного мирового судьи, с незначительными промежутками, П. исполнял до самой своей смерти. Много труда и забот посвящал он и вопросу об устройстве школ и развитии просвещения на своей родине. В 1866-1872 гг. он был членом Екатеринославского Губернского Училищного Совета; с 1871 г. до конца жизни состоял членом попечительного Совета Екатеринославской Мариинской женской гимназии и в 1883 году был назначен почетным попечителем Екатеринославского Реального Училища. В течение 20-ти лет П. состоял действительным членом Одесского Общества истории и древностей, принимал участие в археологических съездах; состоял в постоянных сношениях с Императорской Археологической комиссией и сам производил многочисленные курганные раскопки.

За свои заслуги П. был награжден многими орденами (в 1882 году орденом св. Станислава 2-й степени); далее, года за три до его смерти, губернское земское собрание поднесло ему адрес, в котором, перечислив все, что он сделал для края, благодарило его от имени своих избирателей; он был избран почетным гражданином Екатеринослава, и имя его вырезано на почетной мраморной доске в думской зале; губернское дворянство на собрании 1889 года постановило повесить в зале дворянства (в "Потемкинском" дворце) портрет П. во весь рост и учредить стипендии его имени в Петербургском Горном Институте и в Екатеринославском Реальном Училище; в торжестве по случаю своего 50-летия, Одесское Императорское Общество истории и древностей почтило (14-го ноября 1889 года) П. особенным вниманием, причем член Общества, горный инженер Долинский сказал глубоко-прочувствованную речь, в которой очертил труды П. по части археологии, металлургии и развитию железных дорог края.

С пользой потрудился П. и для собирания разного рода археологических памятников и остатков старины южного края. Занимаясь в течение 13-ти лет собиранием древностей, он составил богатейшую коллекцию, ценившуюся до 200000 рублей (описание этой коллекции находится в "Екатеринославских Губернских Ведомостях" 1887 года и в "Каталоге" К. Мельника). П. был владельцем прекрасной исторической библиотеки, драгоценных рукописей, карт, планов. Не задолго до своей смерти П., нуждаясь в деньгах, старался продать свою коллекцию в России, в какое-либо из государственных собраний древностей, но старания его не привели ни к чему и тогда он обратился в Англию; за три месяца до смерти он получил оттуда предложение продать всю коллекцию древностей, кроме Запорожского отдела, за 200000 долларов. Смерть помешала ему дать ответ, и коллекции П. перешли к его наследникам. По своему составу, коллекции П. заключали в себе: древности каменного, бронзового и железного века; древности скифские, запорожские; стеклянные и керамические изделия; еще больше оружия, драгоценных ваз, кубков; особенно ценны были золотые вещи скифского времени, великолепнейшей тончайшей работы греческих мастеров, преимущественно IV столетия до Рожд. Христ., времени Перикла, периода полного расцвета греческого искусства. Коллекции эти по смерти П. предназначены были, постановлением Высочайше утвержденного опекунского управления по делам и имуществу А. Н. Поля, по соглашению с наследниками покойного, к продаже.

Перу П. принадлежат статьи: "Мишурин рог" ("Записки Одесского Общества истории и древностей", т. VIII, 1872 года, стр. 434-438) и "Археологические поиски в Екатеринославской губернии" (там же, стр. 439-442).

В экстренном заседании думы г. Екатеринослава 27-го июля 1890 года, по случаю кончины П., городской голова, между прочими вопросами, предложил, "ввиду заслуг для Новороссийского края и в частности особенно для Екатеринослава, увековечить память П. постановкой в Екатеринославе памятника, на каковой предмет ассигновать на первый раз из городских сумм 2000 рублей и открыть при Городской Управе добровольную подписку"; это предложение было единогласно принято. Вскоре после смерти П. французская Криворожская компания поставила ему мраморный памятник на самом месте своих рудников в Кривом Роге. При Екатеринославском Научном Обществе существует ныне Музей имени Поля.

"Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей", т. XVI, Одесса 1893 г., отдел III, стр. 2; "Екатеринославские губернские Ведомости" 1890 г., № 59, ч. неоф.; Некрологи И. Шмакова и Д. И. Эварницкого - № 60, ч. неоф.; "Речь священника Василия Разумова - № 61, ч. неоф., статья Л. З. Веселовского; "Одесские Новости" 1890 г., № 1676; "Новороссийский и Телеграф" 1890 г., №№ 4841 и 4843; "Исторический Вестник" 1890 г., т. 42, стр. 275-276, некролог 794-798, статья Д. И. Эварницкого; "Каталог коллекции древностей А. Н. Поль, в Екатеринославе", Вып. I, составил К. Мельник, Киев, 1893 г.; A. Hasselblatt und Dr. E. Otto. "Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat". Dorpat. 1889 г.

Ив. Давидович.

{Половцов}

Поль, Александр Николаевич

Общественный деятель и археолог (1830-1890). Уроженец Екатеринославской губ., воспитанник Дерптского университета, П. собрал коллекции древностей Новороссийского края, составившие весьма значительный археологический музей (см. его описание в "Екатеринославских губ. ведомостях" за 1887 г. и "Каталог", составленный г-жой К. Мельник; Киев, 1893). Рассмотрение бумаг кн. Потемкина указало Полю на присутствие в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца, минеральных красок, каменного угля, железных руд и т. п. минеральных богатств. Он открыл богатые железные руды, исходатайствовал проведение железной дороги в Екатеринослав, положил начало устройству частных железоделательных и металлургических заводов, приступил к разрботке шиферных ломок, призвал к жизни многие отрасли кустарной деятельности. Кроме того, П. много работал в местных дворянских комитетах по крестьянскому вопросу и был вызван в СПб. для участия в редакционных комиссиях; после освобождения крестьян состоял членом Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. Написал несколько археологических статей в "Записках Общества ист. и др." и брошюр и заметок по горнозаводскому делу. См. некрологи П. в "Историч. вестнике" (1890, № 10), в "Записках Одесского общества истории и древн. росс." (т. XVI) и в "Екатеринославских губерн. ведомостях" (1890, № 59 и 61).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

В конце 19 века Франция насчитывала много талантливых поэтов, у каждого из которых имелась прекрасная и интересная биография. Поль Верлен был одним из таких выдающихся лириков. Не зря его провозгласили «принцем поэтов» и признанным мастером символического направления. Однако ни теоретиком, ни лидером он не был.

Творчество и факты личной жизни поэта неразрывно связаны. Будучи неуравновешенной и страстной натурой (так говорит нам его биография), Поль Верлен постоянно запутывался в противоречиях своего характера и судьбы, а также прогибался под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств. Но, как справедливо сказал А. Франс: «Недопустимо применять одно и то же мерило к поэту и к здравомыслящим людям. Поль имеет права, отсутствующие у нас, так как находится несравненно выше и одновременно несравненно ниже всех нас. Он является бессознательным существом и таким поэтом, который рождается раз в столетие».

Детство и юность

Поль Верлен родился в городе Мец в 1844 году. Из-за работы отца (он был военным инженером) вся семья постоянно переезжала, пока в 1851 году не осела в Париже. Здесь будущий поэт провёл школьные годы. В 1862 году он получил степень бакалавра по словесности. Уже в юношеские годы у Поля появилось пристрастие к литературному творчеству. Он постоянно читал стихи Ш. Бодлера, а также поэтов-парнасцев Т. Готье и Т. де Бонвиля. В конце 1862 года будущий поэт поступает на факультет права для изучения юриспруденции, но материальные трудности вынуждают его бросить учёбу и приступить к работе.

Первые публикации

В 1866 году Поль публикуется в журнале «Современный Парнас». Также он издаёт на собственные деньги сборник «Сатурнические поэмы». В Верлена прослеживается влияние на автора поэтов-парнасцев, которые отказывались от «исповедальной лирики» и романтического «бурления чувств». По их мнению, основной критерий прекрасного - это совершенство формы, «гармония между субъективным и объективным». Ранние стихи Поля Верлена очень чётко отражают этот принцип. Тем не менее у поэта появляется свой оригинальный стиль, для которого характерны меланхоличные интонации и способность передать читателю тайные движения души, её «музыку».

Новые произведения

В конце 60-х Поль сотрудничает с несколькими литературными журналами. Также за свой счёт он издаёт в 1869 году сборник «Изысканные праздники». Для стихов была характерна меланхолично-игривая форма, допускающая разговорную интонацию. Поэт пробует невозможные в традиционном стихосложении рифмы.

В это время Верлен знакомится с 16-летней девушкой Матильдой. Вспыхнувшая любовная страсть вдохновляет Поля на написание нового сборника «Добрая песня». Стихи, вошедшие в книгу, имеют общий ритм. Слова поэта нежны и лиричны.

Свадьба и встреча с Рембо

Летом 1870 года сборник «Добрая песня» выходит в свет, и Верлен сразу женится на Матильде. Молодые селятся в Париже, но начавшаяся франко-прусская война заставляет пережить их осаду города. После 1871 года меланхолия Поля усиливается. Этому способствует как не сложившаяся личная жизнь, так и проигрыш

Семейные отношения ещё больше усложнились после знакомства Поля с другим Это был знаменитый Артюр Рембо. Анархизм и сплошной нигилизм - вот две мировоззренческие позиции, которыми характеризуется творчество Артюра и его биография. Поль Верлен, подталкиваемый юным гением, решает порвать с поэтической традицией. Он серьёзно задумывается над содержанием своих стихов.

С начала 1872 года Поль Верлен и Артюр Рембо проводят всё время вместе. Они много путешествуют по Англии и Бельгии. Рембо считает, что Полю необходимо искать новые пути поэтического творчества. Они часто ссорятся и мирятся, пока в середине 1873 года не случается кульминационный скандал. Поль стреляет в Артюра и ранит его в плечо. За это Верлена сажают на два года в тюрьму. На волю он выйдет в январе 1875 года.

Романсы без слов

Все стихи Поля Верлена хороши, но входящие в сборник «Романсы без слов» являются его лучшим поэтическим достижением. Сборник был издан в 1874, когда автор находился в заточении. В стихах звучат ноты меланхолии, печали и непродолжительного забвения. Некоторые произведения напоминают пейзажи импрессионистов, покрытые серой мглой или растворённые в тумане. При этом чётко прослеживается использование изобразительных возможностей языка и тенденция к синтезу живописных и словесных образов.

"Поэтическое искусство" и "Проклятые поэты"

В 1882 Поль публикует стих «Поэтическое искусство», которое стало для молодых поэтов-символистов настоящим манифестом. Хотя сам Поль не советовал последователям его творчества заниматься подражанием. Лучше создавать собственный оригинальный стиль. В том же году появился цикл «Проклятые поэты», где автор рассказал о новейшей школе поэтов-символистов и похвалил Т. Корбера, А. Рембо, С. Малларме и др. Успех данного цикла позволил Полю издавать больше собственных произведений и получать за них хорошие деньги. Можно сказать, что в финансовом плане это было самым лучшим временем в жизни поэта. На этом заканчивается его биография. Поль Верлен умер в 1896 году от воспаления лёгких.

Имя: Поль Гоген (Paul Gauguin)

Возраст: 54 года

Деятельность: живописец, скульптор-керамист, график

Семейное положение: был женат

Поль Гоген: биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.


Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху , так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.


Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.


Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.


Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.


Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.


Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.


В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.


Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким , оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.


В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.


Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.


В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.


Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец , в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.


К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.


Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.


К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»