Редукция примеры. Орфоэпия и орфофония

Редукцией называются изменения, которые происходят с гласными звуками в безударных слогах.

Различаются два типа редукции: количественная и качественная.

При количественной редукции безударные гласные произносятся короче, но не меняются их основные характеристики - ряд и подъём, т. е. качество звучания, поэтому они узнаваемы: луч [луч’] - лучи [луч’и] - лучевой [луч’ивой]; сын [сын], но сыны [сыны] - сыновья [сънав’jа]. Смыслоразличительная функция при такой редукции звуком не утрачивается (баран [баран] - буран [буран]). Звук [у] почти во всех позициях, а также [ы] и [и] в некоторых позициях (в первую очередь в предударной части слова) подвергаются лишь количественной редукции, поэтому в транскрипции могут передаваться теми же знаками, что и ударные: бурундук [бурундук], пылесос [пъл’исос], дыра [дыра], пилигрим [п’ьл’игр’им].

При качественной редукции, которой при определенных условиях может подвергаться безударный гласный [а] и которую всегда испытывают на себе безударные [о] и [э], изменяются основные характеристики звука, т. е. качество звучания. Происходит совпадение этих звуков с другими (нейтрализация), поэтому они утрачивают в таких позициях смыслоразличительную функцию: сом [сом] - сома [сама], сам [сам] - сама [сама], лес [л’эс] - леса [л’иса], лис [л"ис] - лиса [л"иса].

Степень и тип редукции, которой подвергаются звуки [а], [о] и [э], зависят от степени близости слога, образованного этими звуками, к ударному слогу, от звуков, составляющих слог, и порядка их следования в слоге (тип слога), а также от характеристик предшествующего гласному звуку согласного.

Звук [а] не подвергается качественным изменениям в первом предударном слоге после твердых согласных, в абсолютном начале слова и в конечном открытом слоге как после твердых, так и после мягких согласных (ананаса [ананаса], дядя [д’ад’а]). После мягких согласных в первом предударном слоге [а] претерпевает качественную редукцию (пятак [п’итак]). Во втором и последующих предударных слогах и в заударных слогах [а] как после твердых, так и после мягких согласных сильно редуцируется количественно и качественно. В фонетической транскрипции звуки такой степени редукции обозначаются знаками [ъ] - нелабиализованный гласный звук среднего ряда и среднего подъёма после твердого согласного и [ь] - нелабиализованный гласный звук переднего ряда и среднего подъёма после мягкого согласного (к барабанам [гбърабанъм], пятака [п’ьтака], людям [л’уд’ьм]).

Звук [о] не под ударением всегда подвергается количественной и качественной редукции: он звучит как безударный [а] в первом предударном слоге после твердых согласных (роман [раман]), в абсолютном начале слова (облака [аблака]) и в конечном открытом слоге после твердых согласных (мясо [м’аса]). Редко встречается [о] после мягких согласных в первом предударном слоге и в конечном открытом. В первом случае [о] уподобляется [и] (майонез [мъjинэс]), во втором - звучит как [а] (лечо [л’эч’а]).

Звук [э] подвергается редукции в абсолютном начале слова. В этом слоге он звучит как [э] с призвуком [и] или как [и], а в транскрипции может передаваться знаком [и] (этаж [иташ]). В первом предударном слоге после твердых согласных и в конечном открытом слоге после твердых согласных [э] сильнее меняет свое качество и по звучанию приближается к безударному [ы] (шеста [шыста], в луже [влужы]). Gосле мягких согласных в первом предударном слоге [э] уподобляется [и] (река [р’ика]), в конечном открытом звучит как [и] с призвуком [э], но в транскрипции может передаваться знаком [и] (поле [пол’и]).

Во втором и последующих предударных, а также в заударных слогах (кроме конечного открытого слога) [о] и [э] всегда испытывают крайнюю степень редукции, которая обозначается знаками [ъ] - после твердых согласных и [ь] - после мягких согласных: поводок [пъвадок], перелёт [п’ьр’ил’от], порядок [пар’адък], танец [тан’ьц].

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных – изменение, ослабление гласных в безударном положении.

редукция бывает количественной и качественной

при количественной гласный теряет свою длительность.(под ударением он звучитв 2 раза дольше,чем в безударном положении)-все 6 звуков

При качественной звук меняет свои характеристики,т.е превращается в другой звук-а,о,э

кач.зависит от твердости/мягкости предш.согл и степени удаленности от ударного слога

ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ

1 СТЕПЕНЬ

2 СТЕПЕНЬ

ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

1 СТЕПЕНЬ

2 СТЕПЕНЬ

18. Принципы артикуляционной классификации согласных звуков. Характеристика русских согласных по месту образования преграды

Воспринимаемые нами различия согласных звуков русской речи связаны с особенностями их образования. В основе описания особенностей образования согласных звуков русского языка лежат три принципа:

1) способ производства звука (способ артикуляции),

2) место образования звука в речевом тракте (место артикуляции),

3) участие/неучастие в образовании согласного звука голосового источника (тоновая составляющая).

Кроме этого, произнесение некоторых согласных звуков в русском языке может сопровождаться дополнительной артикуляцией, которая выражается в подъеме средней части языка к твердому небу. Такая дополнительная артикуляция отличает в русском языке мягкие согласные и называется палатализацией (от лат. palatum нёбо). К дополнительной артикуляции относится и включение в процесс производства согласного звука дополнительной резонирующей емкости - носового резонатора (полостей носа). Эта артикуляция в русском языке отличает носовые согласные и обеспечивается тем, что в процессе производства звука опускается небная занавеска и поток воздуха из гортани свободно проходит через нос, что придает звучанию особый оттенок. Такая артикуляция называется назализацией (от лат. nasalis носовой).

Всего в русском языке 37 согласных звуков: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж":], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j], [п], [п"], [ф],[ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш":]. Букв же, обозначающих на письме согласные, всего 20, так как звук, отличающийся только твердостью / мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами, определяемыми правилами русской орфографии.

Дополнительная носовая артикуляция (назализация) выделяет среди всех согласных звуков [м] и [н].

Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют пары, например пары по звонкости / глухости (как[п] - [б] и так далее), пары по твердости/мягкости (как [б] - [б"] и так далее).

Все эти принципы определяют классификацию согласных звуков русского языка.

Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов -языка и губ. Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные .

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные ,нёбно-зубные , средне-нёбные и задне-нёбные . Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно - (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м],[м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные -[к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"];

язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j];

язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией).

В заударной части слова (кроме позиции в конечном открытом слоге) гласные звуки претерпевают наибольшие изменения, как количественные, так и качественные, так что на слух они воспринимаются как очень короткие гласные неопределенного качества. Исключение составляет лабиализованный гласный верхнего подъема [у], который во всех позициях сохраняет свое качество. Такие же изменения происходят с гласными в предударной части слова в непервом предударном слоге и не в абсолютном начале. Поскольку они претерпевают наибольшие изменения (как количественные, так и качественные), говорят, что они подвергаются качественной редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях гласные звуки становятся очень короткими и по своей артикуляции приближаются к гласным звукам среднего ряда и среднего подъема.

Два типа транскрипции.

Транскрипция – специальное фонетическое письмо для фиксации речи.

Фонематическая транскрипция отражает фонемный состав слова или последовательности слов. Фиксирует речь с точностью до фонемы.

Фонетическая отражает некоторые особенности реализации фонем в разных условиях. Фиксирует речь с точностью до аллофона.

Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Орфофония. Способы установления орфоэпической нормы.

Орфоэпия и орфофония.

Орфоэпия – наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде.



Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка.

Орфоэпия – выявление нормативного фонемного облика слова

Орфофония – выявление нормативной реализации фонем - аллофонов

Орфоэпическая норма

Норма – ограничение дальнейших возможностей системы

Мартине составил словарь по 17 из 100

200 самых частотных слогов + спонтанная речь, русский родной, среднее образование, житель столицы, из 150 -15 потомственные петербуржцы

Кодифицированная предписывающая

Вариативность нормы – сосуществование двух способов выражения одной языковой сущности

39 основных отличий

Спорные вопросы в системе русских фонем.

1. /ы/ - гласный смешанного ряда. МФШ считает, что ы – аллофон И, так как Ы стоит только после твёрдых согласных, а И – после мягких.

2. /g’/ /k’/ /х’/ - мягкие заднеязычные, в МФШ они аллофоны твердых фонем, так как заимствованных слов и имен собственных МФШ не признает, а «ткёт» - исключение

Трудности фонемной трактовки. Дифтонгоидность русских гласных.

1. Долгие звуки Долгих фонем в русском языке нет, а есть бифонемные сочетания согласных. В некоторых языках внутри долгого гласного не всегда проходит разница двух соседних морфем, и поэтому долгие гласные в таких языках – отдельные цельные фонемы, а не сочетания двух кратких.

Критерий слоговой границы. Критерий морфемной границы

Гласные (пообедать)

Согласные (бесспорный, банный)

2. Дифтонги – сочетания гласного с полугласным. Бывают восходящие и нисходящие. В русском – только фонетические, фонематических нет (мой – моя).

3. Дифтогоид – гласный с призвуками. [ы i ] Влияние мягких согласных – и-образная артикуляция. Неоднородный характер О – трифтонгоид даже в изолированном произнесении. [ u o]

4. [ž:’] «ж» долгое мягкое в Москве (вожжи, визжит, дождь)

5. [š:’] /šč / или /š:’/. Одна фонема или бифонемное сочетание?

Написание Произношение Примеры Примечания
СТН /sn/ мéСТНый , лéСТНица
ЗДН /zn/ звёЗДНый , прáЗДНик Возможное исключение - бéЗДНа
ЛНЦ /nc/ сóЛНЦе Только в этом слове
СТCК /ssk/ туриСТСКий
НТСК /nsk/ комендáНТСКий
НДСК /nsk/ голлáНДСКий
НГСК /nsk/ гонкóНГСКий
РГСК /rsk/ петербýРГСКий
ВСТВ /stv/ здрáВСТВуйте , чýВСТВовать Только в этих двух корнях
НКТП /ntp/ СаНКТ-Петербýрг Только в этом слове и про­изв. от него
СТЛ /sl’/ счаСТЛивый Кроме корней: -ХВАСТ- (хваСТЛивый ), -КОСТ- (коСТЛявый ),-СТЛ- (поСТЛáтъ ), -ТЛ- (исТЛéть )
НТСТВ /nstv/ агéНТСТВо
ЙСТ(В) /st/ пожáлуЙСТа , деЙСТвительно Только в этих словах
ЛВСТВ /lstv/ безмóЛВСТВовать Только в этом слове

Ассимиляция согласных по глухости

Ассимиляция согласных по звонкости. Исключение:перед согласными /v/, /v’/ ассимиляция по звонкости в русском языке не происходит.Исключение из исключения:в случае, если после /v/, /v’/ стоит звонкий согласный, ассимиляция по звонкости происходит (русские/v/, /v’/ обладают способностью как бы пропускать через себя звонкость правого согласного): от воды /at-vadы/ - от вдовы /ad-vdavы/

Ассимиляция согласных по месту и способу образования.

З/С + Ш =/šš/ из шкóлы, сшить;

З/С + Ж = /žž/ изжáрить, сжать;

Т/Д + Ч = /čč/ или /č/ лётчик, перевóдчик;

Т(Ь)Д + С/Ц = / cc/ или /с/ отцá, мóется, блюдце,

С/З/Ш/Ж/СТ/ЗД + Ч = /š:’/ счáстье, извóзчик, веснýшчатый, мужчина, жёстче, звёздчатый;

С/З + Щ = /š:’/ расщепить, из щéли.

Ассимиляция по мягкости.

С/З + /t’/ = /s’t’/ стенá, растéние, из темноты;

С/З + /d’/ = /z’d’/ сдéлать, здесь, вездé, раздéться;

С + /n’/ = /s’n’/ снять, пéсня, коснись, ресница;

З + /n’/ = /z’n’/ жизнь, болéзнь, изнéженный, рáзница;

Н + /s’/ = /n’s’/ пéнсия, консилиум;

Н + /z’/ = /n’z’/ бензин, вонзить, претéнзия;

Н + Ч = /n’č/ блинчик, кóнчить, рáнчо, саранчá;

Н + Щ = /n’š:’/ бáнщик, кáменщик, жéнщина;

Н + /t’/ = /n’t’/ бáнтик, континéнт, сантимéтр;

Н + /d’/ = /n’d’/ кандидáт, бандит, Голлáндия;

Т + /n’/ = /t’n’/26отнять, отнести, пятнистый;

Д + /n’/ = /d’n’/ одни, днём, поднять, вóдник;

Г + К = / x’k’/ лёгкий, мягкий.

Инвентарь фонем

Дифференциальные признаки

Дистрибуция – распределение в речи

Как они сочетаются

Какие значения

Язык – система потенциальных средств

Речь – форма существования системы

Функции языка

Коммуникативная (общение и информация)

Мыслеоформительная

Эмотивная

Форманты есть у гласных и сонантов, а у согласных – шумовые частот. Главные резонансные форманты – 2. 3я форманта развита у гласных переднего ряда.

Система звуковых единиц.

Ударные гласные в потоке речи.

Богатство выразительных возможностей русского литературного языка.

Модификации звуков в консонансах (СС). Сочетания ГГ, ГС и СГ в потоке речи. Модификации гласных и согласных в этих сочетаниях.

Коартикуляция в потоке речи.

Системные особенности сонантов.

Корреляция русских согласных по звонкости-глухости. Артикуляторный механизм звонкости.

Орфоэпические трудности современного русского литературного языка.

Безударные гласные в потоке речи.

Как уже говорилось выше, в русском языке присутствуют шесть основных гласных звуков - [а], [и], [о], [у], [ы], [э] . Однако эти звуки слышны только в ударных слогах. Когда гласный звук под ударением, мы слышим его чётко. А что же происходит со звуками, которые ударение обходит своим вниманием?
В безударных слогах звуки редуцируются , т.е. становятся короче. Редукция бывает количественная - звук просто становится короче, и качественная - звук меняется по звучанию. Итак, рассмотрим подробнее эти явления.

Редукция первой степени
Прислушаемся к собственной речи. Произнесите слово «кафе». Какой звук вы слышите в первом слоге? Нет, это не звук [а]. В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный звук «крышечка» - [^] . Таким образом, слова «кафе», «окно», «этаж» произносятся как [к^фЭ], [^кнО], [^тАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит.
Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название «[ы], близкое к [э]» , или «[ы], склонное к [э]» (это не я издеваюсь, это он так называется!)) - [ы э ]
А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук «[и], близкое к [э]» , или «[и], склонное к [э]» - [и э ] : слова «петух», «святой», «пирог» мы произносим как [п"и э тУх], [св"и э тОi], [п"и э рОк].

Редукция второй степени

А что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах? А с ними происходят ещё более удивительные изменения!
После твёрдых согласных появляется совсем уж неясный звук «еръ» - [ъ] . В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением.
Итак, такие слова, как «караван», «помидор», «кукла» произносятся [кър^вАн], [пъм"и э дОр], [кУклъ].
С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в звук «ерь» - [ь] : пишем «беличий», «пирамида», «перевод», а говорим [б"Эл"ьчьi], [п"ьр^м"Идъ], [п"ьр"и э вОт].
Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова. Достаточно непросто произнести первым звуком в слове [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: «апельсин» - [^п"и э л"с"Ин], «Испытать» - [и э спытАт"].

Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции - меняется лишь его долгота: в словах «курица», «укусить», «парус» везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [ у ]: [кУр"ьцъ], [ у кус"Ит"], [пАр у с].

Аккомодация гласных согласным

Даже с гласными, стоящими под ударением, происходят превращения. Это случается тогда, когда перед или после ударного гласного стоит мягкий согласный. Тогда со стороны этого согласного над буквой ставится точечка. Такие гласные называются «продвинутыми» . Например, слово «белый» в транскрипции изображается как [б" . Элъi], а слово «пористый» - [пО. р"ьстъi]. Слово же «капель« выглядит так: [к^п" . Э. л"].
Это явление называется аккомодацией гласных согласным. Точки эти показывают изменение гласного при произношении. При прогрессивной аккомодации (это когда мягкий согласный предшествует гласному и влияет на него) гласный становится ближе к переднерядным, а в речи более высоким; тогда точка ставится слева от гласного. При регрессивной аккомодации (мягкий согласный влияет на предшествующий гласный) гласный звук произносится с большим напряжением, хотя мы этого часто и не замечаем:). Это обозначается в транскрипции точкой справа над гласным.

Вот такие волшебные гласные в русском языке! :)

Главная > Лекции

1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:

    позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
2. Позиционные процессы. Позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения. Эти процессы делятся на несколько групп. 1. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова. Данный процесс характерен для всех славянских языков, даже заимствованные слова подвергаются оглушению. Оглушение обусловлено слабостью позиции, в которой оказывается согласный. Например: друг – [друк], дуб – [дуп], лёд – [л, от]. 2. Протеза – надставка – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова. Данный фонетический процесс встречается в диалектных словах и просторечиях. Протетическими могут быть 3 звука: Например: усеница гусеница. Например: осtо (лат.) → осемь (старослав.) → восемь (русс.). Например: abolla (лат.) → абълка (бол.) → яблоня (русс.). 3. Редукция – это ослабление и изменение гласных в безударном положении. Редукция бывает количественная и качественная .
    Количественная редукция – это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция – это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
Запомните: -позиция под ударением называется сильной, позиция без ударения – слабой; - гласные звуки под ударением редукции не подвергаются ; - гласные в безударном положении произносятся по-разному , это зависит от удаления от ударного слога; - первый слог перед ударением – это первый предударный слог (I) или первая предударная позиция, остальные слоги – это второй предударный или заударный слог (позиция). - при качественной редукции звуки значительно изменяются , поэтому для записи используют специальную систему знаков – транскрипцию. - после твёрдых и мягких согласных гласные подвергаются редукции по-разному.

II предударная позиция (слог)

I предударная позиция (слог)

Ударная позиция

(сильная)

II заударная позиция (слог)

II заударная позиция (слог)

После твёрдых согласных

<о>

После мягких согласных

<э>

3. Комбинаторные процессы. Комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга. Комбинаторным процессам подвергаются комбинации звуков. К ним относятся: 1. аккомодация – приспособление одного звука к другому.

Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]

    Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
Например: играть – сыграть [сыгр ٰ а т , ] изба – под избой [пъд ызбой]
    В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Например: сетка – сеть мать – мять

Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]

    Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
Экскурсия – продвижение аккомодации назад. Рекурсия – продвижение аккомодации вперед. Аккомодация может быть:
    прогрессивной – гласные становятся более передними в экскурсии.
Например: мята – [м , а тъ]
    регрессивной – гласные становятся более передними в рекурсии.
Например: мать – [ма т, ]
    прогрессивно-регрессивной – гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
Например: мять – [м, ат, ] 2. ассимиляция (уподобление) – это уподобление однородных звуков: гласных гласным, согласных согласным. В русском языке чаще происходит ассимиляция согласных. Согласные могут ассимилировать по всем признакам:
    по месту образования
Например: сшить – [шшыт , ] (изменение зубного [c] в небный [ш])
    по способу образования
Например: мужчина[мущи нъ] (изменение щелевого [ж] и смычного [ч] в щелевой [ш , ])
    по глухости
Например: автобус – [ ^ фто бус](изменение звонкого [в] в глухой [ф])
    по мягкости
Например: листик – [л , и с , т , ик](изменение твердого [ c ] в мягкий [ c , ]) Признаки ассимиляции: - по направлению процесса:
    прогрессивной В а нька – Ванькя [В а н , к , а] регрессивной сшить – [шшыт , ]
- по расположению звуков:
    контактная – звуки располагаются рядом п о езд - [п о йьст] дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч а с - [чич а с]
- по результату:
    полная – звуки становятся одинаковыми о тдых - [ о ддых] частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л о дка – [л о ткъ]
3. диссимиляция – это процесс расподобления звуков, т.е. звуки, имевшие какой-то общий признак, становятся по этому признаку различными. Диссимиляция больше характерна для говоров и просторечий. Например: кто – [хто] Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах. Например: мягкий – [м, ах, к, ий] лёгкий – [л, ох, к, ий] 4. диэреза – процесс упрощения группы согласных, т.е. выкидка одного из согласных. Например: ле стница –[л , э с , н , ицъ] пра здник – [пра з , н , ик] Ответьте на вопросы: Лекция 7 Тема: Понятие о фонеме Словарь: перцептивная функция, сигнификативная функция, фонема, фонематические признаки, нефонематические признаки, реализация фонемы (аллофон, вариант), вид фонемы, позиция нейтрализации, интегральные признаки, дифференциальные признаки, оппозиция (фонем), фонологические школы. План: 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. 2. Варианты фонем. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 4. Фонологические школы. 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. Каждый звук речи имеет 3 аспекта:
    физиологический – участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический – звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический) – звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
Например: [так] - [тан к] Каждый звук речи выполняют 2 основные функции :
    перцептивную (функцию восприятия) сигнификативную (функцию смыслоразличения)
Все звуки, которые составляют слово, называют смысловой оболочкой слова . Благодаря ей мы отличаем одно слово от другого, но не все качества звука участвуют в звукоразличениях. Есть качества, которые обусловлены позицией. Например: Получившийся ряд гласных является зависимым от позиции. Каждый из этих звуков может находиться только в своей позиции. Если изменение гласного зависит от позиции, то этот гласный не участвует в смыслоразличении слов. Такое качество звука называется нефонематическим. Существуют и другие качества, которые не обусловлены позицией. Например: Звуки находятся в одинаковой позиции, но их качества от этой позиции не зависит. Качество звука, необусловленное позицией, называется фонематическим (смыслоразличительным). Это значит, что в процессе различения звука, а, следовательно, звуковых оболочек слов участвуют фонематические признаки слов. Те качества звуков, которые участвуют в смыслоразличении, образуют особую звуковую единицу – фонему. Фон – это минимальная, неделимая, независимая по своему качеству звуковая единица, различающая звуковые оболочки слов и реализующаяся в речи в разных вариантах. 2. Варианты фонем. В различных фонетических условиях фонема может реализовываться в разных звуках или вариантах. Чтобы отличать фонему от звука, следует использовать специальные скобки:
    < > - для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Фонема может реализовываться в разных вариантах. Например: реализация фонемы < о >
Лоно о нъ] [о]
Водяной [въд , и э но . й] . ]
Лён , . о н] [ . о] < о >
Лёня , . о . н , ъ] [ . о . ]
Вода ^ да ] [ ^ ]
Одна из реализаций фонемы, которая меньше всего зависит от позиции называется основным видом фонемы . Все остальные разновидности фонем называют аллофонами или её вариантами . 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы находятся в определенных отношениях, т.е. образуют систему. В каждой системе существуют определенные виды отношений (сходства, противопоставления). Для системы фонем основными отношениями являются отношения противопоставленности друг другу по определенным признакам. Противопоставление фонем называется оппозициями , т.е. фонемы в лингвистике изучаются по своей оппозиции. Например:
    фонемы < т > - < д > находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж > находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
Признаки, по которым противопоставлены фонемы, называются дифференциальными . Признаки, которые не участвуют в различении, называются интегральными . Систему фонем изучает особый раздел лингвистики, который называется фонологией .

фонетика

фонология

изучают звуки речи

различия

изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении.
4. Фонологические школы. Существует 2 основные фонологические школы :

Московская школа

Ленинградская школа

Представители

Реформатский, Аванесов, Кузнецов Щерба, Матусевич, Кодухов

Состав гласных фонем

Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема

< ы > рассматривается как вариант

< и >

Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных

Обоснование теории

1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова.
Ответьте на вопросы: Лекция 8 Тема: Словарь: звуковые единицы, сегментные единицы, суперсегментные единицы, слог, неслогообразующие гласные, структура слога, такт, пауза, проклиза, энклиза, синтагма, фраза, ударение, интонация. План: 1. Деление звуковых единиц языка 2. Звуковое членение речевого потока 1. Деление звуковых единиц языка Звуковые единицы языка составляют определенную систему, которая лежит в основе звуковой речи. Звуковая система имеет два типа единиц:
    сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
2. Звуковое членение речевого потока Минимальной единицей речевого потока является звук . Следующей, более крупной, единицей является слог – это совокупность звуков, произносимая толчком выдавливаемого воздуха. Слог – это явление физиолого-аккустическое:
    с физиологической точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
Более звучный звук называется слоговым или слогообразующим . Таковыми являются все гласные и некоторые сонорные звуки. Слоги могут образовывать гласные и согласные звуки. Согласные могут быть неслогообразующими. По своей структуре слоги могут быть:
    открытые – заканчивающиеся на гласный - tа ; закрытые – заканчивающиеся на согласный - аt ; неприкрытые – начинающиеся с гласного - t аt; прикрытые - начинающиеся с согласного - а t; полуоткрытые – оканчивающиеся на сонорный - аt .
Такт (фонетическое слово) – это более крупная единица речевого потока, это несколько слогов, объединенных одним ударением. Такт определяется паузами. Такт равен слову, если включает в себя несколько слов. Например: Они ведь/ говорили/ два часа. Если слова незнаменательные (служебные), они примыкают к главному слову спереди или сзади. Примыкание спереди называется проклиза , примыкание сзади называется энклиза. Синтагма – единица речевого потока, нечто соединенное, интонационно-смысловой отрезок речи. Это понятие введено Л.В. Щербой. Синтагма – это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи, мысли. Например: Завтра вечером/ наша туристическая группа/ в полном составе/ возвращается на базу Эта фраза разделяется на 4 синтагмы. Самой крупной единицей является фраза . Она равна предложению или включает несколько предложений. Единого понятия фразы в лингвистике нет. Фраза – это отрезок речи, включающий в себя законченное сообщение. Ответьте на вопросы:
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Лекция 9 Тема: Ударение и его типы Словарь: Ударение, монотоническое ударение, политоническое ударение, квантитативное ударение, постоянное и свободное ударение. План: 1. Понятие ударение. 2. Виды ударения. 1. Понятие ударение. Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усилия мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. 2. Виды ударения. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое , когда выделяется не определенный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Например: фразе Кому/ не знакома/ эта/ картина! четыре фонетическихслова и, значит, четыре словесных ударения; кроме того, в произношении особо выделяются, несут логическое ударение, слова кому не знакома, потому что они являются словесным центром фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: говорящему удается подчеркнуть значение слова (или слов) повышая и понижая тон голоса. Выделение слога в слове в разных языках достигается особыми языковыми средствами: 1) силой или интенсивностью, артикуляцией - это силовое или динамическое ударение; 2) долготой произношения - это количественное (квантитативное или долготное ) ударение; 3) движением тона (повышением, или понижением, или комбинированием повышения и понижения тона) на фоне нейтрального тона произношения прочих слогов - это музыкальное или тоническое ударение. Чисто динамическое ударение встречается в чешском языке; музыкальное - в китайском, японском, корейском; чисто количественное ударение - в современном новогреческом языке. В большинстве языков эти явления соединены вместе. К числу таких языков относится и русский, в котором ударение квантитативно-силовое, или количественно-динамическое. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Кроме того, он произносится более ясно, отчетливо (безударные ослабляются, произносятся нечетко). Если в большинстве языков ударение прикреплено к определенному слогу или определенной части слова, то в русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог и на любую часть слова. Другой особенностью русского ударения является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: зад а ть - з а дал - задала, п я ть -пять ю . Ответьте на вопросы:

Вопросы практических занятий

Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.
    Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
Тема 2: Устная и письменная формы речи. Орфоэпия. Литературное произношение.
    Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
Тема 3: Звуковые средства языка. Фонетический и фонологический аспекты языка. Фонетика и фонология.
    На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
Тема 4: Аспекты изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляция звуков.
    Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
Тема 5: Гласные и согласные звуки. Классификация звуков.
    Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
Почему они так называются?
    Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
Тема 6: Фонетические процессы.
    Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
Тема 7: Понятие о фонеме
    Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
Тема 8: Звуковое членение речевого потока.
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Тема 9: Ударение и его типы
    Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.

Список использованных источников

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431

  • Сборник программ для основного общего образования

    Документ
  • Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Закон

    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.