Школьная библиотека – это мозг школы.

Расстановка ударений: БИБЛИОТЕ`КА ШКО`ЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНАЯ - библиотека при школе, обеспечивающая учащихся и учителей учебной, научной, художественной литературой и периодикой. Задача Б. ш. - всемерно способствовать процессу обучения и воспитания уч-ся, помогать им в изучении предметов уч. программы, в прочном усвоении основ наук, всесторонне расширять знания уч-ся содействовать осуществлению политехнич. обучения" учить самостоятельно работать с книгой. Большую роль Б. ш. играет в самообразовании уч-ся и тем самым в расширении их кругозора, развитии индивидуальных способностей. Выполняя задачи коммунистич. воспитания, стоящие перед школой, Б. ш. способствует нравственному и эстетич. воспитанию детей, прививает им интерес и любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности.

В России школьные или ученические б-ки создавались с давних пор при уч. заведениях разных видов: гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, церковно-приходских школах и пр. Отбор лит-ры определялся идеологич. и пед. задачами, стоявшими перед уч. заведением. Вскоре после Вел. Окт. социалистич. революции декретом СНК РСФСР (3 ноября 1920) Б. ш. были включены в единую гос. библиотечную сеть. В 20-е гг. была сделана попытка ликвидировать б-ки при школах и заменить их передвижками от детских б-к. В штате школ I и II ступени упразднили должность библиотекаря, его работу выполнял один из учителей школы, с оплатой за дополнительную нагрузку из расчёта 6 час. в неделю. Однако жизнь показала, что школа не может нормально работать, не имея хотя бы небольшой библиотеки, я школы постепенно восстанавливали их. Большую роль Б. ш. в жизни школы, в воспитании и обучении детей неоднократно подчёркивала в своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская. Она писала: "Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без уменья пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека. Большинство ребят страшно любят читать. Но надо, чтобы школьная библиотека стала на высоту задачи, надо, чтобы опытные библиотекари массовых библиотек помогали детским библиотекам" ("Забота о школьных библиотеках", см. журн. "Красный библиотекарь", 1938, № 12, с. 4). Крупская раскрывала причины, мешавшие наладить работу Б. ш., и указывала пути их устранения. Она писала, что для упорядочения комплектования Б. ш. необходимо из общей сметы расходов школы выделить бюджет Б. ш. в самостоятельный, нужно подготовить кадры её работников. Б. ш. должно быть отведено удобное помещение, должна издаваться спец. удешевлённая лит-pa с учётом материальных возможностей школ. Помогать Б. ш. обязаны детские б-ки: выделять им передвижки, оказывать методич. помощь.

При активном участии Крупской было подготовлено принятое в 1936 СНК СССР постановление "О развёртывании сети школьных библиотек и издании литературы для них". Это постановление потребовало от органов нар. образования более внимательного отношения к Б. ш.; наркомпросам предписывалось выделить из своих бюджетов средства на приобретение книг для Б. ш.; издательствам Детгиз, "Молодая гвардия" и др.- обеспечить выпуск удешевлённых книг для пополнения школьных библиотек, а также специальной серии "Школьная библиотека".

Обычно Б. ш. обслуживают уч-ся, начиная с 3-х классов, а для учеников 1-го и 2-го классов Б. ш. выделяют передвижки, с к-рыми работают учителя непосредственно в классе. Б. ш. имеют каталоги, библиографические издания и картотеки. Очень важно научить детей самостоятельно выбирать книжки, пользоваться каталогом.

В книжный фонд Б. ш. входят: художественная дет. лит-pa, рус. и иностр. классика, совр. художественная и научно-популярная лит-pa, пед. лит-pa, уч. программы и методич. пособия, периодика. Большое значение имеет правильный подбор книг: "Важно подбирать книги для школьных библиотек, учитывая круг интересе." ребят, уровень их знаний..." ("Заботиться о всестороннем развитии детей", в сб. "Н. К. Крупская о библиотечном деле", 1957, с. 651).

Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) стал руководством к действию и для Б. ш., к-рые свой план работы составляют на основе общего плана учебно-воспитательной работы школы. Б. ш. активно участвуют в работе школы, являясь центром руководства внеклассным чтением. Характерная особенность работы Б. ш. состоит в массовости; вместе с педагогами она руководит чтением целых классов. В начале уч. года библиотекарь вместе с преподавателями просматривают имеющуюся в библиотеке дополнительную лит-ру по предметам и определяют последовательность её чтения. На уроках преподаватели рекомендуют уч-ся книги, а в б-ке устраиваются выставки, создаются рекомендательные списки, плакаты, картотеки, помогающие найти нужную книгу. Школьный библиотекарь помогает равномерно распределить нагрузку уч. программы. Зная планы всех преподавателей, библиотекари за 2 - 3 недели до того, как в классе начнётся изучение новой темы, проводят соответствующую подготовку. Напр., перед изучением к.-л. лит. произведения в б-ке устраивается выставка, на к-рой уч-ся найдут не только изучаемое, но и другие произведения автора, критико-библиографич. материал, иногда отзывы своих товарищей о книге. Темы для работы с книгой намечаются с учётом наличия книг в школьной б-ке п возможности привлечения книг из других б-к (путём использования межбиблиотечного абонемента).

Большую работу Б. ш. ведут в помощь преподавателям, облегчая им подготовку к занятиям, устраивают выставки, проводят беседы и обзоры по отдельным проблемам. Постоянно наблюдая своих читателей, школьный библиотекарь помогает учителю лучше узнать уч-ся, их интересы, запросы, характер, найти правильный путь воспитания детей.

Используя разные формы и методы работы, Б. ш. развивает и углубляет интерес школьников к книге и чтению, стремится привлечь к чтению книг также и тех уч-ся, к-рые читать не любят. Эта категория школьников требует особой, кропотливой работы. Нередко она начинается с того, что детям даются поручения, имеющие лишь косвенное отношение к книгам: передвинуть стеллаж, принести в библиотеку стулья, необходимые при проведении беседы, и пр. Ребята постепенно привыкают забегать в библиотеку, зная, что библиотека нуждается в их помощи. А поручения становятся сложнее и всё больше приближают школьников к работе с книгой (ребята подклеивают переплёты, делают кармашки для формуляров, записывают в читательские формуляры книги, подшивают газеты и пр.). На каком-то этапе библиотекарь попросит уже и о серьёзной помощи: в библиотеку поступило много новых книг, а времени у библиотекаря мало, не сможет ли друг б-ки прочитать одну из них (заранее подбирается книга, к-рая должна заинтересовать уч-ся). О прочитанном нужно рассказать: интересно ли было читать, каково содержание и стоит ли это произведение предлагать ребятам. Методы привлечения могут быть различные, но все они должны приводить к тому, чтобы книга постепенно становилась другом школьника.

Вместе с пионерской организацией школы б-ка участвует в воспитании общественной активности детей, прививает им любовь к общественно полезному труду. В Б. ш. усвоение библиотечных знаний и приобщение детей к практически полезной деятельности проводятся в формах, увлекающих и самых маленьких и старших ребят. Ученики младших классов устраивают в б-ке "книжкину больницу", в к-рой становятся "докторами Айболитами" и "лечат" заболевшие книги. Старшие ребята организуют с помощью библиотекаря и педагогов школьные пионерские музеи и лектории, в к-рых с успехом выступают как экскурсоводы и лекторы. Обученные библиотекарем, они делают обзоры новых книг в классах или по школьному радио, работают в передвижках младших классов, ведут учёт посещаемости б-ки по всем классам школы.

Во многих школах работают пионерские лектории. Пионеров-лекторов выделяют педагоги и библиотекари школы из уч-ся, к-рые серьёзно интересуются определёнными предметами: химией, физикой, художественной лит-рой, музыкой, живописью, путешествиями в космос и пр. Такие ребята охотно читают доступную им дополнительную лит-ру, систематически следят за книжными новинками и появляющимися в периодич. печати статьями. С помощью педагогов и библиотекаря они готовят беседы-лекции и затем выступают с ними в классах и пионерских отрядах своей и других школ, привлекая к чтению широкие массы уч-ся.

См. также статьи Библиотека детская, Чтение детское, Книга для детей.

Лит.: Ленин В. И., К проекту декрета СНК "О централизации библиотечного дела в республике", Ленинский сборник, т. 35, М., 1945; Крупская Н. К., Внимание детским библиотекам, в её сб.: О библиотечном деле, М., 1957; её ж е, Роль детской библиотеки и библиотекаря в современных условиях, там же; Покровская А. К.,О работе детских и школьных библиотек, 2 изд., М., 1919; Библиотечная работа с детьми, под ред. Н. Херсонской, М.-Л., 1926; Будная Л., Ученическая библиотека в начальной школе, 4 изд., М., 1953; [Колокольцев Н. В. ], О работе школьной библиотеки, М., 1947; Недзвсцкая В. Н., Барашко а В. Ф., О работе школьной библиотеки, М., 1953; Положение о школьной библиотеке, Минимум библиотечной техники для библиотек школ Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1963, № 51; Повседневно руководить чтением, "Народное образование", 1960, № 3; Сетин Ф. И., Работа школьной библиотеки, М., 1961; Библиотека в жизни школы, Московский гор. ин-т усовершенствования учителей, в. 1 - 2, М., 1957 - 60, Левитин И., От школьной библиотеки зависит многое, "Народное образование", 1962, № 1; Соцердотов Н., Улучшить руководство ШКОЛЬНЫМРТ библиотеками, "Народное образование", 1959, № 6; Пушкарева М., О работе школьного библиотекаря, "Литература в школе", 1959, № 1.

Э.Р. Сукиасян
кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры России, главный редактор «Библиотечно-библиографической классификации», г. Москва

Журнал «Школьная библиотека» – лучший в стране, так как он отвечает запросам своих читателей – работников школьных библиотек. Удивительно сочетаются в журнале два элемента – оформление и содержание. Каждый новый номер – праздник! Приятно взять в руки, читать, рассматривать. С помощью сформированного за годы читательского актива очень высоко поднята информационная составляющая. Журнал подарил нам «Ретроспективу» на CD-ROMе – этого пока не смогли сделать другие журналы.
Как автор всегда буду благодарен «Школьной библиотеке» за то, что на её страницах было опубликовано полтора десятка моих статей. Среди них – первая из моих статей о толерантности (2007. № 2. С. 35–37) и принципиальная для меня «Развитию человеческой личности нет предела» (2008. №4. С. 20–26). Именно в этом журнале я впервые рассказал «Как я стал библиотекарем» (2008. № 2. С. 44–47).

А.В. Соколов
доктор педагогических наук, профессор,
г. Санкт-Петербург

Новогодний номер получился праздничным, веселым и вместе с тем очень содержательным, интересным и для библиотекарей-педагогов, и для школьников, и для их родителей. Журнал "Школьная библиотека" - отличная визитная карточка РШБА, которой не могут похвастаться другие общественные организации.

На протяжении многих лет журнал «Школьная библиотека» воспринимают как друга, помощника, советчика десятки тысяч специалистов школ и библиотек, методических служб, ССУЗов, ВУЗов и организаций ДПО. Важной является роль журнала как трибуны и площадки для трансляции собственных достижений библиотечных специалистов, сегодня это особенно ценят педагоги-библиотекари, оформляющие портфолио для аттестации.

На мой взгляд, уникальность журнала заключается в трансляции широкого спектра теоретических и практических вопросов разного направления, что рождает постоянную востребованность журнала многоцелевой читательской аудиторией.

Светлана Гайфутдинова
заведующая библиотекой МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара

В далеком 2000 году, увидев в каталоге "Роспечать" новый журнал "Школьная библиотека", я на свой страх и риск подписалась на него. Получив первый номер и прочитав его "залпом", поняла - не ошиблась! И вот уже семнадцатый год с нетерпением жду каждый номер. Можно долго говорить о значении журнала для профессионалов, как и о том, сколько интересного и полезного было напечатано на его страницах за это время. Но один факт, на мой взгляд - самый важный, делает выход в свет "Школьной библиотеки" историческим. Как правило, сначала создается ассоциация, а потом издается какое-нибудь периодическое издание. У нас же получилось наоборот - именно выход журнала стал первым шагом к созданию корпоративной среды школьных библиотек России. И от этого ассоциация только выиграла: в нее пришли люди уже объединенные "Школьной библиотекой" - идеями, планами, проблемами как уже опубликованными на страницах журнала, так и только обозначенными. Меняется жизнь и журнал не стоит на месте: он стал виртуальным, а значит, доступным большему кругу читателей!

Еговкина Надежда Васильевна
старший методист МБУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики

На мой взгляд, основное отличие журнала «Школьная библиотека» от других изданий, адресованных специалистам, организующим библиотечное обслуживание в школе, состоит в том, что наш журнал публикует не только уже имеющийся опыт работы, но и стимулирует формирование единого вектора развития школьных библиотек.

Являясь трибуной Ассоциации, журнал даёт возможность присоединиться к флагманским проектам РШБА, разъясняя их содержание, поддерживая методическими рекомендациями.

Журнал «Школьная библиотека» с приложениями из серии «В помощь педагогу-библиотекарю» незаменимы для профессионалов, которые стремятся соответствовать изменяющемуся миру, изменяющейся школе.

«Велика ведь бывает польза от учения книжного -

книги наставляют и научают нас пути покаяния,

ибо мудрость обретаем и воздержание

в словах книжных. Это – реки, напояющее

вселенную, это источники мудрости, в книгах

ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали

утешаемся; они – узда воздержания…

Если поищешь в книгах мудрости прилежно,

то найдешь великую пользу для души своей»

«Повесть временных лет»

Все когда-то происходит в первый раз. Для человека это первый вздох, первый взгляд, первый шаг. Первый лучик солнца и первый дождь!

Смеющиеся мамины глаза – взгляд первого любящего тебя человека. Первая учительница, образ которой запоминается на всю жизнь.

А помнит ли кто-нибудь своего первого библиотекаря? Остается ли человек, открывающий всем дверь в великое книжное царство, в памяти детей?

Я не помню, как выглядела та волшебница, которая приняла меня, маленькую шестилетнюю девочку, в стенах своей библиотеки. Не помню ее возраста, цвета глаз, тембра голоса.

Но на всю жизнь я запомнила первую книгу, которую я взяла в библиотеке. Запомнила свой легкий страх, несмотря на то, что рядом стоял старший брат, который и привел меня сюда. И запомнила ту доброту, с которой, понимая мое состояние, меня приняла мой первый библиотекарь.

Любовь к книгам, однажды возникнув, не отпускает меня до сих пор, даря порой необычные ситуации. То, что в школьный период изучалось на уроках литературы нехотя, в каникулы проглатывалось с восторгом и упоением. Жизнь порой вносит свои коррективы в наши планы. Вдруг происходит то, что не задумывалось.

Так случилось и со мной. Имея высшее техническое за плечами и опыт работы на крупном предприятии , я ушла работать в школу. Может быть, это случай, но для меня он стал счастливым. Ведь чтение – это удивление, восхищение, восторг! Это радость и озарение, это магия и мастерство, это творчество и реализация себя!

У меня появилась возможность работать с детьми, а увлечь конкретного ребенка чтением – это маленькое доброе дело, это как тот первый шажок, который малыш делает вместе с родителями. И если у ребенка нечитающая семья, то «мамой», которая учит «ходить», становится школьный библиотекарь, потому что библиотека – это не только место, где собраны лучшие книги, но и человек, который может о них рассказать.

Я – школьный библиотекарь. Все приходится постигать в ходе работы: курсы, семинары, общение с коллегами . Самый близкий друг и высокий профессионал – любимое издание журнал «Школьная библиотека». Своей первостепенной задачей вижу восстановление статуса Родины как самой читающей страны в мире.

Многие учителя и родители по своему опыту знают о том, что заставить ребенка читать книги невозможно. А вот вызвать интерес к книге – это другое дело. Только тот ребенок будет читать, который получает от этого удовольствие, которому чтение не в тягость, а в радость.

Дети и молодежь – будущее страны. Они и сильны и слабы. Они – творцы, детская фантазия и творческий потенциал безграничны. Но детская психика подвергается атаке средств массовой информации , грозящей тем, что дети могут превратиться из творцов в потребителей. Чтобы не пропала эта магия чтения, чтобы литературные образы пленяли воображение, будили фантазию, и надо работать. Работать и отстаивать своего читателя.

Я сталкиваюсь с тем, что дети перестают «владеть словом». Стараюсь объяснить, что с этим даром не только рождаются, его можно и нужно развивать всю жизнь.

Отсутствие благодатного читательского труда не только нарушает равновесие в понимании «плохого» и «хорошего» в жизни, но и подтачивает духовное здоровье нации, без которого немыслимо здоровье физическое и которое, на мой взгляд, формируется именно в скромном помещении школьной библиотеки.

Привычка к чтению, заложенная в детстве, должна в будущем стать одной из самых необходимых, залогом внутреннего комфорта.

Четко это осознавая, стараюсь в своей работе применять разнообразные методики проведения библиотечных мероприятий, главная цель которых – воспитание

ребенка-читателя. Как интересно проходят «Уроки фантазии», где литературные или сказочные герои обретают новое воплощение в поделках и рисунках! А когда после очередной читательской конференции или книжного обзора на перемене весь класс идет, нет, не идет, бежит, летит, лишь бы успеть первому взять книгу, представленную сегодня, понимаешь, что огонек интереса к чтению не угаснет никогда. И, когда в конце года награждаю лучших читателей школьной библиотеки, вижу, как легкие искры зависти мелькают в глазах остальных и знаю, в следующем году придут и они и попросят, а то и потребуют: «Подскажите, найдите, дайте!»

Мой одиннацатилетний сын – ученик нашей же школы – как модель, а моя семья – как маленький рабочий полигон. По вечерам не перестаю читать ему вслух, замечаю, что понравилось, где засмеялся, где задумался. Начал писать комиксы, оформлять их, затем сценарии. Понимаю, что так творить может практически каждый ученик и стараюсь использовать свой личный опыт в школьной работе. Успех одного отзывается во многих.

Ребенок многообразен, красив, многоцветен! А школьная библиотека – это огонек надежды и поддержки, это книжное царство, двери которого распахнуты для всех.

Моя профессия – школьный библиотекарь. Несмотря на множество увлечений, не променяю ее на любую другую. Почему я так много рассуждала о поддержке детского чтения? Потому, что это и есть моя главная работа и главное увлечение.

Помнит ли кто-нибудь своего первого библиотекаря? Запомнит ли кто-нибудь меня? Пусть не цвет глаз, не возраст, не тембр голоса. Пусть в памяти останется радость и волнение, и первая книга, взятая в школьной библиотеке.

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Школьная библиотека

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности, поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно - воспитательном процессе.

Школьная библиотека является информационным центром нашего образовательного учреждения. Она функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает и обеспечивает образовательный процесс.

Главной задачей школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе.

Задачи библиотеки:
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору, активной гражданской позиции.
2. Совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы.
3. Способствовать привитию навыков здорового образа жизни.
4. Прививать любовь к книге, чтению: «Человек читающий - человек успешный».
5. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
6. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, учебников, периодических изданий).
7. Совершенствование новых информационных технологий с использованием ИКТ.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

1. Оказание методической консультационной помощи педагогам, учащимся, родителям в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения.
3. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики. Работы с компьютерными программами.
4. Формирование, комплектование и сохранность фонда.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Библиотека открыта в 1957 году. Расположена на втором этаже и занимает изолированное помещение площадью 54 кв2. Имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал совмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Библиотека оснащена компьютером и принтером. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий. Фонд систематически пополняется электронными цифровыми ресурсами.

Учебный фонд расположен в отдельном помещении.


Моя профессия - школьный библиотекарь

Да кто же он такой библиотекарь?

Чудак, Фанатик? Странный человек?

Всегда серьезный и дотошный лекарь

Старинных книг и пухлых картотек!

Вы так решили, опуская лица

В тяжелый, надоевший полке тем,

А мне, скажу во век не надивиться

Его святым, бесхитростным трудом!

Заведует школьной библиотекой Присичева Галина Алексеевна. Она активно работает по привитию у детей любви к книге, чтению, по расширению кругозора, воспитанию бережного отношения ко всем видам печатной продукции.

Режим работы библиотеки:

с 8.00 ч. до 16.00 ч.

Выходной день - воскресенье

Последний день месяца - санитарный день

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки:

Положение о библиотеке ОУ;

Правила пользования библиотекой ОУ;

Должностные инструкции работников библиотеки;

Паспорт библиотеки.

Документы учета и контроля:

Книга суммарного учета основного фонда;

Инвентарные книги;

Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

Книга суммарного учета учебников;

Журнал выдачи учебников по классам;

Дневник работы школьной библиотеки;

Папка с копиями накладных и счетов;

Акты списания.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней, педагогами, а иногда и самими библиотекарями. В настоящее время самая большая сеть библиотек России (около 67 тыс.) находится в кризисе. Особая острота сегодняшней ситуации определяется прежде всего сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Журнал "Школьная библиотека", одной из задач которого является привлечение внимания к нуждам школьных библиотек, изменение отношения к ней и педагогической, и библиотечной общественности, в своем первом номере опубликовал анкету, цель анкеты - проанализировать реальную ситуацию и проблемы современной школьной библиотеки. Инициированное журналом "Школьная библиотека" исследование позволило фактически впервые получить достаточно объемную и разнообразную информацию о проблемах сегодняшней школьной библиотеки, о структуре деятельности школьного библиотекаря и его информационных потребностях. Специально разработанную анкету заполнили 520 респондентов из 37 российских регионов - Москвы,
С.-Петербурга, областных центров, больших и малых городов, сел, поселков. Анализ полученных данных показывает, что поставленные в анкете вопросы задели самые "болевые" точки. Об этом3 свидетельствуют, в частности, подробные ответы библиотекарей на открытые вопросы, дающие возможность высказать различные точки зрения и предложения. Центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансовая. Прежде всего, она сказывается на комплектовании - нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания. Подавляющее большинство опрошенных указали на недостаточность или полное отсутствие в фонде новинок; они ощущают острую нехватку справочной, научно-познавательной, методической литературы. Особенно тяжелое положение в сельских школах. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что пополнение фонда происходит в основном не за счет официальных источников комплектования (бюджета), а за счет родителей, которые сдают деньги на учебники. Учащиеся, выпускники, педагоги дарят книги - причем, судя по ответам, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда. Иногда литературу передают публичные библиотеки или библиотеки других учебных заведений. И все равно - это не решение проблемы. Более половины опрошенных отметили проблемы с помещением и оснащением библиотек. Имеющееся оборудование в анкетах называют допотопным. Особенно удручает библиотекарей отсутствие библиотечной техники и канцелярских товаров. Все эти проблемы также связаны с отсутствием финансирования. Однако нищета библиотек школ, по мнению респондентов, связана не только с недостаточным финансированием, но и отношением администрации к библиотеке. На вопрос, поддерживает ли она библиотеку, положительно ответили немногим более 40 % опрошенных. Примерно столько же отметили отсутствие такой поддержки, а более 2 % считают, что администрация препятствует работе. Проблемы роли и места библиотеки в школе, ее статуса и престижа являются очень значимыми для школьного библиотекаря. Те респонденты, которые считают, что школьная администрация им помогает, достаточно часто подчеркивают значимость моральной, психологической поддержки. А многие из тех, кто отрицает помощь администрации, ссылаются на неуважение к библиотеке и к ним лично, на непонимание сущности и задач школьной библиотеки, неверную оценку ее работы, непрофессиональное вмешательство, навязывание чуждых форм и методов. В ситуации, когда решение финансовых проблем затруднено, проблемы роли школьной библиотеки, статуса и престижа библиотекаря становятся особенно значимыми. Этот аспект заслуживает особого внимания органов управления образованием и педагогов. Обиду и недоумение библиотекарей вызывает то, что они официально не относятся к педагогическим работникам, многие (55 %) отметили и низкий уровень заработной платы. Можно также отметить, что зачастую школьные библиотеки вообще остаются полностью или почти без поддержки. Каждая вторая из респонденток либо оставила без ответа вопрос о том, кто помогает библиотеке, либо ответила отрицательно. Около 30% опрошенных назвали своими помощниками родителей учащихся, поддержка которых заключается в приобретении учебников. Учащиеся, по словам 15 % ответивших, дарят книги, помогают в работе библиотеки. Преподавателей как своих помощников отметили только 13 %, однако звучали и противоположные мнения, свидетельствующие о непонимании и даже конфликтах. О помощи методистов, специалистов органов управления образованием упомянули немногим более 12 %. Еще реже отмечалась поддержка со стороны публичных библиотек; в основном упоминались детские библиотеки. 7 % назвали спонсоров или шефов, 2 % ощутили поддержку местных властей. Основное место в структуре деятельности школьного библиотекаря занимает, с одной стороны, работа с читателями-учащимися, с другой - работа с учебниками. Работа с учащимися включает в себя непосредственное обслуживание, выполнение справок, подбор материалов для докладов и рефератов, консультации, проведение библиотечных уроков и, конечно, обширная и разнообразная массовая работа, занимающая львиную долю времени библиотекаря, остающегося от работы с учебниками. Она состоит не только из собственно профессиональных операций, что является обязанностью каждого библиотекаря, но и из поиска и сбора денег, составления денежных и других документов, а также из "разъяснительной работы" с родителями, за счет которых и происходит чаще всего покупка учебников. Из собственно профессиональных проблем 40 % опрошенных указали на отсутствие информации о литературе, о работе коллег. Более чем для половины библиотекарей проблемой является рутинность работы, текучка, отсутствие времени и сил на реализацию творческих планов и проектов. Итак, исследование еще раз подтвердило на репрезентативном материале наличие наиболее острых проблем современной школьной библиотеки: это и проблемы положения библиотеки в школе, отношения к ней со стороны администрации и педагогического коллектива, и проблемы комплектования, и технического оснащения, и структуры деятельности школьного библиотекаря. Необходимо обратить внимание на бедственное положение самой большой сети библиотек, формировать общественное мнение и тем самым влиять и на власти, и на органы управления образованием. Хотелось бы призвать книгоиздателей и книгораспространителей также оказать влияние на улучшение положения дел с комплектованием школьных библиотек. Ведь это огромный рынок. Видимо, настало время подумать о программах помощи школьным библиотекам по типу хорошо зарекомендовавшего себя мегапроекта "Пушкинская библиотека" или внедряемого сейчас проекта помощи сельским библиотекам. Мы уверены, что все вложения в создание крепкой современной школьной библиотеки окупятся сторицей. В настоящее время важно также консолидировать школьных библиотекарей. И важнейшим шагом здесь станет создание Ассоциации школьных библиотек, их внедрение в профессиональную отечественную и зарубежную среду. Мы призываем всех, кому небезразличны проблемы образования, библиотечного и книжного дела, объединиться в целях оказания помощи школьным библиотекам, превращения их в сильный информационный, воспитательный центр школы. Недаром раньше говорили: "Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет". В школьную библиотеку должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества, превратится в склад старой, никому не нужной литературы.