Что значит критическая ситуация. Критический или критичный как правильно

Критические или кризисные ситуации возникают в жизни любой социальной структуры или отдельного человека. Временами разражаются кризисы крайне разрушительного характера. Для их преодоления или, как минимум, уменьшения разрушительных последствий, нужно уметь принимать соответствующие меры.

Следует отметить, что кризисная или критическая ситуация – это такая ситуация, в которой субъект сталкивается­ с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются такого рода ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

По замечанию Р. Люфта, “многие считают стрессом всё, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати”

Г. Селье полагает, что “в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс”, и приравнивает отсутствие стресса к смерти. По Селье, стрессовые реакции присущи всему живому, в том числе и растениям.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Человек, будучи фрустрированным, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций интересов, противоборств взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

И, наконец, кризис – крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) ещё большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если всё оказывается тщетным, наступает четвёртая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадёжности, дезорганизацией личности.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Необходимость в разветвлённой классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология кризиса , появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.



Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть её. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микро- кризисы. Макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов ил дочерних фирм.

Психологические кризисы также не редки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворённостью работой, правовой защищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Всё это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определённых масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Причиной кризисов могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, – истощение ресурсов, загрязнение окружающей Среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления фактов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают глубокими и лёгкими. Глубокие кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Лёгкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Распознавание кризисных ситуаций ставится сегодня на профессиональную основу. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуациях, кризиса.

Критическая ситуация.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

  • эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликтообразующую почву;
  • индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;
  • индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.
Критическая ситуация - это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.

Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.

Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей - в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования - стереотипы поведения. Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.

На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.


Критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

  • противоречие образа «Я» - возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;
  • возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;
  • психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.
При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой-либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают скорее переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя».

Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой - ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.

Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.

Т.Б.Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

  • процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;
  • быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;
  • инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;
  • конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;
  • творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».
Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я», потеря или смена ведущих мотивов.

Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы. Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.

Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные человек очень боится их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на «нервной почве».

При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становится психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.

Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживание показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий – очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а для ребенка – вдвойне. Открывая для себя переживания, полученные в результате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу, если это не дает чувства защищенности, нужности кому-то. И очень важно, что последует за этим открытием. Если человек выбирает путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллюзий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых иллюзий, и он будет верить в них, жить в придуманном им самим мире иллюзий.

Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребёнка, сложности задач возрастного периода, которые должны быть решены ребёнком на данном этапе его жизни, имеющихся у ребёнка и его окружения ресурсов. В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырёх–шести недель.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.

Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения, обычно их разделяют на группы: острые ПТСР (продолжительностью менее трёх месяцев), хронические (продолжительностью 3 месяца и более) и отсроченные (проявляющиеся по крайней мере через 6 месяцев после пережитого стресса).

Посттравматические нарушения характеризуются:

  • повторением травматического переживания в мыслях, снах и воспоминаниях;
  • ослаблением связей с жизнью, проявляющемся в сдерживании эмоций, ощущении оторванности от других и уменьшении активности в значимых видах деятельности;
  • возникновением и развитием психосоматических симптомов (нарушение сна, расстройства памяти).

Специфически детских особенностей ПТСР нет, но есть возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР.

Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей:

  • Кратковременное психотическое нарушение.
  • Ночные кошмары.
  • Страх разлуки.
  • Нарушение способности к реактивной привязанности.
  • Диссоциативная амнезия.
  • Диссоциативная фуга.
  • Конверсионное нарушение.
  • Деперсонализация.
  • Специфические страхи.
  • Панические атаки.
  • Депрессивные эпизоды.
  • Соматизация.
  • Пограничные личностные нарушения.

ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.


На ту же тему:

"У вас сложилась критическая ситуация!", "Ситуация по договору у вас критичная!", "У вас очень сложная ситуация" и масса разных вариантов на один лад. Начнем с того, что все эти фразы призваны надавить на вашу психику. По телефону очень сложно взаимодействовать с человеком, тем более, если он сомневается и задает вопросы. Если же он не сомневается, а глупо отвечает и поддакивает неизвестно кому, то с ним проще, ведь единственная психотактика вашего "допроса" это сделать из вас отвечающего, а ни задающего вопросы. Есть ли какие-то параметры, когда работники банка назовут вашу ситуацию "критической". Таковых нет, слово настолько информативное, что его употребляют и к месту и не к месту. Если ваша задолженность равняется двум тысячам рублей, то работники банка могут назвать ситуацию критичной. Нет никакой градации ни по сумме, ни по срокам. Самое интересное, что если вы исходите из того момента, что суд это цивилизованный, законный, объективный способ разрешения споров , то никакой критичности в ситуации быть не может. Если вы решили закрыть ту задолженность, которую вам насчитал банк, так и закрывайте ее. Если вы решили не закрывать во внесудебном порядке, или закрывать вам просто нечем, а суммы уже измеряются ни просто тысячами, а десятками и сотнями тысяч (если не больше), то готовьтесь к суду. Готовьтесь к тому, что банк будет истребовать не только сумму задолженности, но и весь остаток по кредиту. Слова в телефоне остаются словами. Кого-то устраивает тот тон общения, которые выбирают многие работники банков, кого-то нет. Кто-то просто игнорирует их и или забывает, кто-то нет. На кого-то фраза "У вас сложилась критическая ситуация" действует так, что у него начинают трястись коленки, а кому-то просто смешно. Все мы разные, и воздействие чего-либо или кого-либо на нас разное. Каждый рисует в своем разуме свои ассоциации со словом "критичная". Я бы ситуацию, которую работники банка называют критичной назвал бы сложной, причем сложной для банка. Есть такая задолженность, которая нецелесообразная к судебному взысканию. Обычна она определяется небольшой суммой. Проще говоря банку пока лень подавать на вас в суд, ведь у него есть масса звонящих , которым они платят зарплату или коллцентры, коллекторские агентства , с которыми у них агентские договора . Добавить ваше ФИО и номер к списку тысяч проблемных заемщиков им не составит труда. Глядишь, есть шанс, что звонки вам надоедят, и вы пойдете и заплатите эту задолженность. И они ничего не потратили, даже больше, приобрели несоразмерную неустойку , и работник коллцентра или банка не переработал, потому что он на зарплате, и на суд не тратили ни сил, ни времени, ни нервов. Каждый раз, когда я слышу слово критическая ситуация сложилась у заемщика, я пытаюсь спросить голос в трубке, а что это значит? Каждый предоставляет свой вариант фантазий, некоторые не отвечают вовсе, поскольку фраза эта шаблонная. Кто-то пугают даже судом , считая, что это самое критичное, что может быть в жизни заемщика. На мой субъективнейший взгляд, самое важное, что я бы вам порекомендовал запомнить, это то, что все слова, которые вам скажут, так и останутся словами, никакого ни юридического, ни практического значения они не имеют. И вы можете либо их принять, либо выбрать судебный порядок. Я считаю, что банку следует нанимать более грамотных и культурных звонящих, чтобы они могли не только говорить слова "сложный", "критичный" и т.д., но и смогли объяснить что-то человеку, а ни просто запугать или задавить морально. Ничего критичного и сложного в ситуации нет, в подтверждение этому, если работнику банка ничего не удалось от вас получить, кроме отказа, который они фиксируют всегда и всюду, все что они могут сказать (пужать), это что вам перезвонят еще и еще раз.

Проблема критических ситуаций в наш век электроники и информатики особенно актуальна, поскольку приходится обрабатывать большие объемы информации и очень часто психика с этим просто не справляется. Критические ситуации возникают чаще всего в том случае, когда человек попадает в непредвиденные обстоятельства и не может сразу в них сориентироваться, взять себя в руки. В общем случае возникновение критических ситуаций связано с тем, что теряется смысл жизни. Это философское понятие, однако, по мнению многих просвещенных писателей, оно играет очень важную роль в жизни личности. Например, Лев Николаевич Толстой в своей «Исповеди» показал, что утрата смысла жизни для человека равносильна смерти.

Давайте рассмотрим, какие же существуют критические ситуации и как из них надо выходить. Всего существует четыре ключевых понятия критических ситуаций , однако они могут сочетаться в самых разных комбинациях.

Стресс в переводе с английского stress означает напряжение. Это особое состояние организма, его реакция на внешние раздражители, требующее в большей или меньшей степени функциональной перестройки, адаптации к возникшей ситуации. На самом деле каждая новая жизненная ситуация в жизни человека вызывает стресс . Жизнь без стресса невозможна, а полная свобода от стресса означает смерть, по мнению Г. Селье . Критические состояния вызывает не стресс , а дистресс , такое состояние человеческого организма, которое он переживает как горе, истощение сил и которое сопровождается потерей контроля над собой. Для выхода из этого состояния требуется либо собственно стресс , который в данном случае будет играть роль антидепрессанта, либо длительный отдых, возможно даже не без помощи психолога.

Фрустрация переводится с латыни frustratio как обман, расстройство. Фрустрация характеризуется двумя моментами: сильным желанием достичь цели и препятствием для ее достижения. В качестве преград могут выступать следующие факторы: физический – ограничение или лишение свободы, биологический – болезнь или старость, психологический – страх или недостаточность интеллекта, социально-культурный – нормы и правила или запреты. Степень выраженности этого состояния может быть неявной при незначительных проблемах, и очень яркой в том случае, когда проблемы становятся абсолютно неразрешимыми. Внешне это может проявляться как дезорганизация поведения при утрате контроля над волей или как потеря надежды при снижении степени сознания отсутствием мотивации. Выход из состояния фрустрации возможен только в том случае, если удастся поставить сознание выше обстоятельств и таким образом нейтрализовать проблемную ситуацию.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus , означающего столкновение. Причем это столкновение не обязательно связано с наличием внешнего фактора – другого человека. Зачастую конфликт происходит внутри сознания самой личности, когда в нем борются противоречивые мотивации и человек не в состоянии самостоятельно с ними справиться. В этом случае очень действенной мерой является дополнительная мотивация, которая может стать компромиссным решением возникших проблем. Для поиска такого решения может потребоваться вмешательство опытного психолога.

Кризис , как ни странно, происходит от латинского слова krisis , которое переводится как решение. Кризисом является такое состояние, когда перед человеком встает неразрешимая проблема, от которой либо совсем невозможно избавиться, например, смерть близкого человека, либо невозможно избавиться в короткие сроки, такая как потеря работы. В зависимости от конкретной проблемы различаются два типа кризиса . В первом случае серьезное потрясение долгое время сохраняется, но оставляет шанс для выхода из кризиса . Во втором случае бесповоротно перечеркиваются жизненные замыслы, происходит глобальная перестройка психологии личности и переосмысление самого смысла жизни. Второй случай требует от человека большой силы воли и умение адаптироваться к новым условиям.

По мнению некоторых психологов, критические ситуации являются неизбежным результатом взаимодействия личности с другими людьми, с обществом, с самим собой. Известный психолог Ф. Е. Василюк дал процессу преодоления критических ситуаций название переживания , вложив в них новый смысл. Прежде считалось, что это понятие означает созерцание и эмоциональные действия личности в ответ на сложившиеся обстоятельства. Предложенная Ф. Е. Василюком формулировка рассматривает переживания как внутренняя интеллектуально-волевую работу, направленную на преодоление критических ситуаций и восстановление душевного равновесия, осмысления жизни и жизненной позиции. То есть переживания это своего рода возвращение человека к жизни.

В различных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают первичную ориентировку, именно эмоции побуждают к использованию наиболее результативных возможностей.
Эмоции – это внутренний организатор процессов, которые регулируют внешнее поведение человека в напряженных ситуациях. Эмоция страха, которая возникает в опасной ситуации, обеспечивает преодоление этой опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, учащения дыхания и сердцебиением, напряжением мышц, необходимых для борьбы.

Эмоции связаны с инстинктами, например, если человек находится в состоянии гнева, то у него появляются реакции его предков: оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу. Немного сглаживаются эмоции за счет волевой регуляции. В критических ситуациях эмоции практически всегда берут верх.

Критические ситуации отличаются от обычных. Следовательно, и поведение человека в этих случаях будет не таким, как всегда.

К критическим ситуациям относятся стресс, конфликт, фрустрация и кризис.
Стресс – это нервно-психическое перенапряжение, которое вызвано сверхсильным воздействием, адекватная реакция на стресс должна быть найдена в такой ситуации. Стресс – это мобилизация всех сил организма на поиск выхода из опасного положения.
Стрессовые ситуации возникают во всех случаях угрозы для жизни человека.
Понятие стресса было введено канадским ученым Г.Селье, который определил стресс, как совокупность защитно-адаптационных реакций организма человека на воздействия, которые вызывают психическую или физическую травму.

Селье выделил три этапа в развитии стресса - это тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока и фазы противотока, это когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления – возникновение устойчивости к действию стрессоров. Если же организм подвергается длительному воздействию стрессов, то он истощается, зарождаются дистрофические процессы.

Фрустрация - это тоже состояние нервно-психического напряжения, если на пути достижения определенной цели встают препятствия, материальные или идеальные. Конфликт – это более сложная форма проявления критических ситуаций Конфликт связан с противоборством различных мнений, позиций, тенденций.

Кризис - это особое состояние, в которое попадает человек. К примеру: кризис возраста, кризис болезни, кризис, связанный с утратой близкого человека.
Все критические ситуации человек переживает болезненно и по-разному проявляет себя на поведенческом уровне.
Можно выделить способы реагирования на такие ситуации – пассивность, активность и импульсивность.
При пассивном способе реагирования человек отстраняется от ситуации, замыкается в себе, может впадать в апатию.
При активном способе – человек ищет выход из ситуации, стремится преодолеть трудности.
При импульсивном способе реагирования, человек эмоционально переживает определенную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно.
Именно активная форма реагирования помогает человеку жить дальше, не зацикливаться на проблеме, преодолевать трудности.

Человек должен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного человека, его способностью к выживанию в очень тяжелых обстоятельствах. Зависит это от его силы нервной системы.

Во время преодоления стресса проявляются два поведенческих типа личности – экстерналы, которые рассчитывают на помощь других людей и интерналы – которые рассчитывают только на себя. Есть еще так называемый тип «достойного поведения» и «жертвы». Очевидно, что человек будет либо решать проблему, либо жалеть себя и искать виноватых.

Отдельную разновидность стресса представляет собой «стресс жизни», это конфликтные состояния личности, которые вызваны стратегически значимыми социальными стрессорами: угроза социальному статусу, крах престижа и другие. При социально обусловленном стрессе возникает неадекватность в общении. Регуляция поведения переходит на эмоциональный уровень. Некоторые люди могут стать агрессивными, мстительными и жестокими. Возможен и неадаптивный уход от стрессовой ситуации, то есть человек направляет свою активность на решение второстепенных задач, уходит от проблем.

Поэтому стресс может оказывать и мобилизующее влияние, и угнетающее. Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта нахождения в трудных ситуациях, а также овладение способами выхода из них.
Стрессовые явления могут возникнуть и в случае длительного пребывания человека в условиях нормативной неопределенности, разнонаправленности интересов, устремлений.

Есть приемы самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях, такие ситуации могут возникать постепенно или внезапно. Если такая ситуация возникает постепенно, то человек успевает предпринять меры психологической защиты. Например, рационализация приближающегося негативного события, снижение степени его неопределенности, привыкание к нему. Можно снизить травматическое воздействие путем обесценивания его значения.

Защитные механизмы – это бессознательные действия или противодействия в поведении человека, которые направлены на защиту от угроз внешнего мира или внутреннего мира человека. С помощью этих механизмов наше «Я» обороняется от ограничений внутренних и внешних.
Выделяются следующие способы поведения человека, когда в работу включаются защитные механизмы.

Изоляция – это отделение негативных событий. Человек старается не испытывать чувства по поводу определенной негативной ситуации. В этот момент бессознательные чувства накапливаются, и в итоге напряжение все время возрастает.

Вытеснение – это изгнание того, что было в сознании, в бессознательное. То есть Вы делаете вид, что забываете о каком-то неприятном инциденте. Это может привести к неврозу, ведь проблема не ушла, она осталась с Вами.
Реактивное образование – это подмена неприемлемых побуждений противоположными тенденциями. Например, человек не любит своего коллегу по работе, но будет очень дружелюбен с ним. Однако такой защитный механизм вреден, так как негативные эмоции накапливаются и могут привести к нервному срыву.

Регрессия – это возвращение к более примитивным способам мышления. Человек начинает вести себя, как ребенок, обижается, капризничает.
Рационализация – это, когда человек логически объясняет свои мысли и действия, а в реальности скрывает их настоящие мотивы. Это очень распространенный механизм защиты, и он очень опасен, так как является самообманом.

Смещение – при этом виде защитной реакции все негативные чувства переносятся на более удобный и приемлемый объект. Например, человек, которой испытывает недовольство начальством. Но не может высказаться на работе, а выплескивает агрессию дома.

Проекция – это отнесение к другому человеку желаний, мыслей, чувств и мотивов, которые на сознательном уровне мы отвергаем. Например, у других людей недостатки видны, а у себя – нет.

Все эти защитные механизмы, вызваны подсознанием.
Хочется человеку или нет, ему необходимо адаптироваться к действию факторов, которые оказывают на него воздействие. Необходимо решать проблему, а не убегать от нее.
Что делать, если Вам на пути встретились хамы? Как можно защититься от агрессии?

Попробуйте использовать разные приемы психологической защиты.

Воспользуйтесь техникой «вентиляции» эмоций . Когда Вам говорят неприятные слова, представьте себе, как Вы распахиваете дверцу внутри себя, и ветер уносит эти слова, они не остаются внутри, не прилипают к душе.

Еще один прием психологической защиты – доведение ситуации до абсурда . Кто-то говорит Вам что-то неприятное – преувеличьте эти слова так, чтобы это выглядело глупо, так Вы выбьете из рук хама психологическое оружие.

Прием «Стеклянная стена» . Представьте, что между вашим обидчиком и Вами стоит стеклянная толстая стена – Вы не видите и не слышите слов, которые Вам говорят.

Прием «Детский сад» . Обращайтесь с такими людьми, как с малыми детьми, ведь не будете же Вы обижаться на детей. Представьте себе, что маленькие дети хотят вывести Вас из себя, но Вы невозмутимо реагируете на их капризы.

Можете также использовать прием «Театр кукол» , представьте, что люди, которые Вас раздражают, всего лишь куклы.

И, конечно, не забывайте про смех. Смех вызывает релаксацию, повышает энергию, положительно влияет на здоровье, делает нас психологически более защищенными.
Если Вы попали в критическую ситуацию, мобилизуйте все свои силы и постарайтесь выйти из нее с наименьшим вредом для себя.

(Фото в материале: paul prescott [фото 1], zentilia [фото 2], Shutterstock.com)