Конспекты нод по обучению грамоте в подготовительной группе. Конспект нод в подготовительной к школе группе по обучению грамоте

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Согласный звук Р, буква Р»

Тимофеева Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования.
Цель: Познакомить с буквой Р, звуком Р.
Задачи: Познакомить с буквой Р, звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Р в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.
Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.
Развивать фонематический слух.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Развивать мелкую моторику рук; образное восприятие, воображение; художественно-эстетический вкус.
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование: буквы маленького формата на каждого ребенка, буквы большого формата, карточки-полоски, синие квадраты, предметные картинки, слоговая таблица; ватман с нарисованной речкой, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о природе, беседы о красоте родного края, о правилах поведения в природе.
Ход занятия.
1.Характеристика звука Р.
Предлагаю детям отгадать загадки:

Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы).

Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор).

Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка).

Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку).

После отгадывания загадок детьми на стол выкладываются муляжи овощей. Воспитатель повторяет названия овощей, интонационно выделяя звук Р.
– Назовите звук, который слышится в каждом слове. (Р)
– Какой это звук? (Согласный, потому что при произнесении звука воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов.)
– Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
– Давайте порычим, как собака: р-р-р-…
Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг.
Дети «прорисовывают» букву в воздухе.
2.Место звука в трех позициях.
На доске – 3 ряда картинок:
кролик, баран, корова, свинья;
рысь, тигр, лиса;
петух, курица, гусь.
Дети называют картинки каждого ряда, интонационно выделяя звук Р, определяют место звука Р в названии каждого предмета, показывают место звука Р на полоске.
– Посмотрим на картинки первого ряда. Какие это животные?(Домашние)
– А каких животных мы видим во втором ряду?(Диких)
– Кого мы видим в третьем ряду?(Домашних птиц)
3.Предлагаю детям вспомнить стихотворение А. Барто «Мишка»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
– Найдите слова со звуком Р.
– Определите количество слогов в найденных словах со звуком Р.
4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.
РА РО РУ РЫ РЕ
АР ОР УР
5.Физкультминутка.
6.Индивидуальная работа.
Выложите из букв слова:
РАК РУКА УРНА РОМА УРА
(Дети выкладывают слова из букв малого формата.)
7. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.

КИ РА
БА РО
МА РЫ

РАКИ РЫБА
РОМА РАМА
МАРА КИРА

8.Продуктивная деятельность.
Чтение стихотворения Т. Ашапиной:

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы – дом родной.
Для животных – водопой.
Звездам – зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

Обращаю внимание детей на ватман с нарисованной речкой.

–Что вы здесь видите? (Речку)
– Предлагаю вам дописать картину. Что можно нарисовать на берегу реки?
(Деревья, кустики, травку, какое-нибудь животное, птицу).
– Что еще можно добавить? (Солнце, облака)
– А кто живет в реке? (Рыбы)
– Как вы думаете, смогут рыбки жить, если вода в реке будет грязная?
Дети говорят о том, что нельзя загрязнять реки и моря, надо беречь природу.
Предлагаю детям дописать картину. Часть детей дописывают картину, остальные дети вырезают и наклеивают рыбок.
9. Итог.
Вот какая красивая у нас картина! Давайте придумаем название нашей композиции. (Дети предлагают варианты). Речка с чистой водой и веселыми рыбками. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились? В слове «рыбки» где находится звук Р? Видим корову, которая щиплет зеленую травку. А в слове «корова» где находится звук Р? Молодцы!

План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).

Тема.Знакомство детей с предложением.

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.

Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

Ход НОД:

I часть. Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».

Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть. А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза. Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей . Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть. Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Родной язык"

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме "Буквы русского языка". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного характера, направленного на воспитание интереса к родному языку и развитию любознательности у детей подготовительной группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Родной язык".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация".
Цель : Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа; упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
Развивающие: Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику; развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Демонстрационный материал:
"Дерево", на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, С; картинки для составления предложений; звуковые линеечки.
Раздаточный материал:
Материал для звукового анализа, фишки, пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций; продуктивная деятельность детей, физкультминутка, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, мы с вами в течение года трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем
Не цветочки на нем. А что? (Буквы).
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Начнем выполнять их задания.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
Буква "А". Предлагается дидактическое упражнение "Скажи наоборот".
Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением.
Большой (маленький), мягкий (твердый),жара (стужа), тяжелый (легкий), светлый (темный), ложиться (вставать), грязный (чистый), говорить (молчать), добро (зло).
Буква "Т". Предлагается дидактическая игра "Назови три слова".
Ребята, я называю обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова.
Животные (собака, тигр, кошка).
Одежда (куртка, рубашка, платье).
Растения (дерево, цветок, куст).
Продукты питания (хлеб, печенье, сосиски).

Транспорт (грузовик, трактор, мотоцикл).
Буква "О". Предлагается дидактическая игра "Один - много".
Ребята, я называю слово, а вы ставите его во множественное число.
Муравей (муравьи), машина (машины), тюльпан (тюльпаны), стол (столы), сын (сыновья), кот (коты), дом (дома).
Буква "П". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слов".
- Ребята, вспомните, из чего состоят предложения? (из слов) Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна (2 фишки).
Саша рисует красную машину (4 фишки).
Посадил дед репку(3 фишки).
Буква "И". Предлагается игра "Исправь ошибку".
Ребята, я буду произносить предложения, а вы - находить ошибки.
Цветы стоят на вазе. (Цветы стоят в вазе).
Юркий воробей собирать крошки. (Юркий воробей собирает крошки).
В лесу растут сосна. (В лесу растет сосна).
На черной небе блестят звезды. (На черном небе блестят звезды).
Буква "С". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слогов".
Кукла (2 слога), мяч (1 слог), кубики (3 слога), машина (3 слога), юла (2 слога).
- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Игрушки)
Ребята, побудем немного медвежатами в дремучем лесу. (Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания "Медведь по лесу бродит")
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба "вперевалочку", слегка согнувшись, "загребая чуть согнутыми руками").
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед).
Облизывает лапу
Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигать им снизу вверх).
А пчелы налетают,
Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: "Жжжж". Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.).
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба "вперевалочку").
Ложиться, засыпает
И пчелок вспоминает. (Сесть на место, сложить руки под щеку).
(И. Лопухина)
Буква "Л". Предлагается дидактическое упражнение "Чистоговорка".
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ли-ли-ли - прилетели журавли.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
Лю-лю-лю - маму милую люблю.
Буква "Р". Предлагается упражнение "Найди звук".
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши. (Звук ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (звук ж)
На горе Арарат растет красный виноград (звук р).
-Ребята, давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
- Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Гласные тянуться в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева. (Предлагается дидактическое упражнение "Гласный или согласный"). Я называю звуки, а вы определяете гласные они или согласные.
А - гласный.
Т - согласный.
Л - согласный.
О - гласный.
И - гласный.
П - согласный.
Р - согласный.
С - согласный.
- Ребята, теперь попробуем из пластилина вылепить любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т.п. После окончания прижмите буквы к листочкам картона.
- Вы - молодцы! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

  1. Закрепить выделять звук [л] среди других звуков, в составе слогов, слов
  2. Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
  3. Совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
  4. Развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти
  5. Воспитывать умение слушать ответы товарища,
  6. Развитие общей и мелкой моторики.

Организационный момент, приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, ребята!

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Ребята, нам пришло приглашение отправиться в путешествие в необычный город. В город Буквоград.

Восп: «Ребята, а как же мы попадем в Буквоград? На каком транспорте можно добраться из одного города в другой? (Ответы детей.)

Мы ведь отправляемся в сказочный город и транспорт нужен нам сказочный. (Варианты детей.) Предлагаю вам поехать на буквомобиле (буквопоезде).

Я сейчас раздаю Вам билеты с буквами. На посадочных местах такие же изображения букв. Задание: найдите билет с такой буквой, которая является начальной в вашем имени и занять посадочные места в соответствии с указанными буквами. Путешествие на буквомобиле осуществляется под музыку (буквопоезде).

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2) Чем гласные звуки отличаются от согласных.

3) Какими бывают согласные звуки?

4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц).

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ).

6) Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

Воспитатель: Вот мы и попали в Букоград, в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов”

Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки и буквы (а, о, у, э, и, я, е).

Воспитатель: Вот улица “Громкая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т).

Воспитатель: Вот улица “Тихая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”

Дети: Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т").

Следующая улица «Веселая».

Игра «Назови брата» Поочередно бросаю мяч и называю твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч воспитателю, называет его пару. (б, п, в, г, к, р, л, н, п, с, т, д,

Игра «Поймай звук» нужно хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Л]

а, у, л, и, к, л, ла, мо, пу, ло, лы, окно, луна, топор, стол, пенал…

Следующая улица «Путешествий» . А вот и наш поезд. Картинки в которых есть [Л] тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. У нас город же необычный и поезд тоже необычный у нас. Если, [Л] находится в начале слова, то картинку мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Молодцы, ребята, все картинки правильно рассадили по вагонам и мы можем двигаться дальше.

А сейчас встали из-за столов и прошли на ковер. Встали в круг. Поиграем игру «Скажи наоборот». Грустный - веселый, легкий - веселый, добрый - злой, сытый - голодный, жарко - холодно, темный - светлый, тонкий - толстый, шершавый - гладкий, говорить - молчать, гласный - согласный, черный - белый.

Следующая улица « Спортивная». Жители города Буквограда предлагают нам сделать физминутку и немного отдохнуть.

А теперь присаживаемся за столы. Ребята скажите мне пожалуйста, [Л] обозначает какую букву. Правильно букву Эл. И у нее сегодня день рождение, давайте приготовим ей подарок. Мы будем делать вот такую открытку с её изображением. Ребята, скажите мне пожалуйста, а почему буква эл именно синего цвета? Правильно, потому что согласная. Выполнили задание и прикрепили к доске. Молодцы ребята, имениннице обязательно понравятся ваши подарки.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

Пришло время возвращаться в наш детский сад.

Закрываем глаза и отправляемся домой.

Открываем. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.