Весна недаром злится автор. Темы соседних сочинений

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Антонина Лёвина
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Возрастная группа : подготовительная (5-6 лет) .

Тема : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится »

Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»

Цель : помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть;

Задачи :

Образовательная : учить внимательно слушать, развивать связную диалогическую речь детей, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией Ф. И. Тютчева , показать красоту, яркость его поэзии;

Развивающая : развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;

Воспитательная : воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать детям любовь к родной природе;

Виды детской деятельности : познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,

Формы организации : групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности : рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений по музыку, аппликация, пение.

Оборудование : магнитная доска, иллюстрации зимней природы,

портрет Ф. Тютчева , фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг Ф. Тютчева ; гуашь; кисточки; лист альбома; салфетки; магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора

Предшествующая работа : наблюдение за деревьями; рассматривание зимних пейзажей; рисование деревьев; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть.

Словарная работа :

Нудит (устар.) – вынуждает, заставляет зиму уйти вон

Нудит – от глагола «нудеть» , то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее

Ход игровой обучающей ситуации :

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте) .

Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Дети проходят на стульчики, присаживаются)

Ребята, я хочу предложить вам прослушать аудиозапись художественного произведения

Воспитатель включает аудиозапись стихотворения

Как вы думаете, какое это художественное произведение? (Ответы детей)

Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)

Стихотворение относится к поэзии или прозе?

А как называют человека, который пишет поэзию?

А как называют человека, который пишет прозу?

Дети, есть поэты городские и деревенские.

Где живут городские поэты? (в городе)

Где живут деревенские поэты?

(в деревне)

Основная часть

Сегодня я расскажу вам о деревенском поэте, мы познакомимся со стихами знаменитого поэта, который очень любил природу и знал все её тайны. Биография Ф. И. Тютчева . Сегодня я расскажу вам о знаменитом поэте. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Фёдор Иванович Тютчев – поэт , которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Фёдор Иванович жил очень давно. Он родился много лет назад Когда ему было 10 лет, к нему пригласили учителя Сёмёна Егоровича Раича. Он был поэт Учитель научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи

Когда ему исполнилось 15 лет,он поступил в университет, после его окончания уехал далеко за границу. Но там продолжал любить нашу Россию и о ней писал стихи. Его стихи были о природе, о родине, о поэзии.

Однажды друг Тютчева передал тетрадь с его стихами великому поэту А. С. Пушкину. Стихи очень понравились А. С. Пушкину и он напечатал их в своём журнале «Современник» . С тех пор стихи Ф. И. Тютчева стали известны всей России

Тютчев написал много книг , посвящённых русской природе, он глубоко чувствовал родную природу и очень любил её

Хотите послушать?

В этом стихотворении встретятся новые слова

2. Словарная работа.

3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится .

Зима недаром злится ,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало :

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Вам понравилось стихотворение?

– Как оно называлось?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.)

Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как

Физминутка.

- Зима недаром злится (хоровод)

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось (шагаем на месте)

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе (правой, потом левой рукой показать перелёт птиц)

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет (хоровод)

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится » (Дети слушают грамзапись стихотворения)

(Читаю первое четверостишье)

(Читаю второе четверостишье)

Что вы услышали о зиме в этом стихотворении? (Ответы детей

Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется зима , которая не хочет уходить В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел последние зимние дни)

Какие художественные средства использует автор?

(Читаю третье четверостишье)

Какие художественные средства использует автор? (Это красивая историю о красоте зимы. Автор использует средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение лучше запоминается. Фраза "зима недаром злится " означает, что зима как человек , что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение).

Хотите его нарисовать?

6. Рисование «Весенний пейзаж» по стихотворению Ф. Тютчева

Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились картины – настоящий весенний пейзаж. Какими словами можно описать наши картины?

Рисуют ватными палочками

Самостоятельное рассказывание стихотворения.

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете ему о зиме

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. (Двое детей читают стихотворение вслух)

Заключительная часть

– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный) .

Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения? Как оно называлось?

Кто его написал?

Фёдор Иванович – наш лучший деревенский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.

Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг) .Я приглашаю вас посетить выставку книг Ф. Тютчева

Произведение написано обычным дворовым языком. В те времена на нем общались лишь крестьяне. Автор желал воспроизвести сцену из своего детства. Он, находясь далеко от России, попытался описать то время, когда зима не желает уходить, а весна приходит и пытается прогнать сварливую старуху. Желаемого эффекта поэт добился лишь манерой речи, с помощью которой было написано данное произведение.

Произведение не несет какой-либо художественной нагрузки, но крайне хорошо и ярко показывают границу природы, ее состояния, когда одна пора года сменяется другой. Автор говорит о том, что зима должна уходить, ведь ее время уже истекло и в окно стучится весна. Но зима очень злится, не хочет покидать свое место и надеется повернуть время назад. Но это исключено, так как пришедшая весна вдыхает жизнь в ледяные реки, леса и прочее. Она смеется в глаза сопернице и показывает ей, что ее время давно прошло.

Тютчев показывает весну как дитя с волшебным даром, которое способно преобразить мир. Зима же – старуха, которая вечно ворчит и ради того, чтобы остаться на своем месте готова на все.

Текст Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится (1836).

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Анализ

В стихотворении Ф.И. Тютчева " Зима недаром злится. " пять строф по четыре строки каждая - итого двадцать строк. Рифма - перекрёстная: " злится - стучится" - рифмуются первая и третья строки; "пора - со двора" - вторая и четвёртая. Размер - трёхстопный ямб.

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений (антитезы).

Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком. Слова "Зима" и "Весна" написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер. Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега. Весна - месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.

Противопоставлением (антинтезой) в этом тексте могут являться такие понятия, как " ведьма злая" (Зима) и " прекрасное дитя" (Весна) и две эмоции - злость Зимы и смех (радость) Весны.
Помимо " злой ведьмы" в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию - "враг" Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными - такой и дана Весна в этом произведении - но это не бессмысленные шалости, это - природная необходимость.

На стороне Весны буквально "всё" - ведь " всё засуетилось, всё нудит Зиму вон". " Всё" - это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, - активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом " поднятым трезвоном".

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе " стуком в окно", то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. " Гонит со двора". - глагол "гонит" дан здесь как синоним к глаголу "нудит", то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении". Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (" в глаза хохочет") принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё "пуще". Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: " умылася в снегу и лишь румяней стала. "

С помощью картины неравной битвы (исход которой предопределён) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, - картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора " И всё засуетилось" может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

"Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!"

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: "Зима недаром злится", " прошла её пора", Весна в окно стучится и гонит со двора".
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца - одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: "злится", "прошла", "стучится", "гонит" - в первой строфе; "засуетилось", "нудит", "подняли" - во второй строфе; "хлопочет", "ворчит", "хохочет", ""шумит - в третьей; "взбесилась", деепричастие "захватя, "пустила", деепричастие "убегая" - в четвёртом катрене; "умылася", глагол-связка "стала" - в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм (два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве - их всего три: "злая" ("ведьма злая" - инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет " злая"), "прекрасное" ("прекрасное дитя" - прямой порядок слов) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ("румяней стала" - обратный порядок слов).

Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении " Зима недаром злится" очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица (автора, как лирического героя, как бы и не видать), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как "прекрасное дитя" "хохочет", какое оно жизнерадостное ("Весне и горя мало" - фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору), не боящееся холода ("умылася в снегу"), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (" И лишь румяней стала наперекор врагу"). Все симпатии автора - на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

Зима у других авторов

В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора - герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

"…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям."
(И.Никитин)

"Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка."
(Сергей Есенин)

В 1852 году, через шестнадцать лет после " злящейся Зимы", Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

"Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. "

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как " ведьма", то затем она превратилась в " чародейку", "колдунью". Собственно все эти три слова - ведьма, чародейка, колдунья - синонимы. Правда, в нашем сознании слово " чары" связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски (напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

Анализ стихотворения №4

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий - все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение - троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.

Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа - некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.

Стихотворение "Зима недаром злится. " Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: "злой ведьмы" Зимы и "прекрасного дитя" Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что "все мы родом из детства".

Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, "взбесилась ведьма злая" . а "Весне и горя мало" . Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: "злится" . "стучится" . "гонит" . "хлопочет" . "хохочет" . "шумит" . Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну - пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна "хохочет" и "шумит" . Или оттого, что она "румяней стала" . ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку "прелестное дитя" . Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она "гонит со двора" старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь "пришла ее пора" . А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: "взбесилась" да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе - цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.

Анализ стихотворения "Зима недаром злится" для 5 класса

Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.

Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.

Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».

В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.

Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в сказочной, аллегорической форме изображена ранняя весна. Это стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна.

Поэт описывает смену времен года и изменения в природе, словно в сказке, он придает зиме и весне черты людей. Зиму Тютчев изображает в виде злого персонажа: «Взбесилась ведьма злая…» Сразу в нашем воображении встает образ сердитой старухи. Автор использует слова, которые характеризуют Зиму как злое существо: «ворчит», «злится», «враг».

Весна же изображается как совсем юная девочка: она «хохочет», «шумит», «прекрасное дитя». Она как будто играет, а не воюет с Зимой. Даже снег, которым в нее кинула Зима, не огорчил и не напугал Весну: «Весне и горя мало…» Она и ведет себя, как шаловливый ребенок.

Все стихотворение строится на олицетворении: Зима и Весна изображаются как старуха и девочка. Автор даже пишет слова с большой буквы, как имена. Кроме того, автор использует метафоры: «подняли трезвон», «умылася в снегу», «румяней стала».

Мне кажется, Ф.И.Тютчев очень любил весну, поэтому он изобразил ее так радостно и с симпатией. Я тоже люблю весну, и это стихотворение мне очень понравилось.

Слушать стихотворение Тютчева Зима недаром злится

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зима недаром злится

Федор Иванович Тютчев - личность, однозначно, историческая, и известен он не только в литературных кругах нашего Отечества, но и во всем мире его имя помнят и почитают, а произведения этого великого автора не только перечитывают неоднократно, но и учат наизусть, и даже цитируют на культурных мероприятиях. Считается, что век, в который жил и создавал свои шедевры Тютчев, не был наполнен великими личностями в литературе, хотя знающие люди, наверняка, такую позицию не подтверждают и не одобряют. Однако, даже если брать во внимание такую нелицеприятную точку зрения, становится очевидным, что именно Федор Иванович Тютчев внес просто колоссальный вклад как в развитие литературы своего времени, так и в становление всей современной мировой литературы в целом.

Чем же так прославился автор, каким был его путь и почему его произведение "Зима недаром злится" до сих пор на устах у каждого? Возможно, ответы на все эти вопросы кроются в биографии автора, в поворотах и закоулках его судьбы, а, возможно, еще и в личной жизни самого Федора Ивановича Тютчева. В любом случае, для того, чтобы ответить на все эти вопросы, нужно ознакомиться как с краткой биографией поэта и писателя, так и с одним из самых популярных его произведений.


Тютчев был одним из немногих, кто действительно искренне и душевно любил родное государство, никогда не забывал о нем, даже при жизни на чужбине - возможно, это стало еще одним фактором для того, чтобы его произведения стали настолько душевными, наполненными и близкими для понимания простому русскому человеку своего мира и для понимания русской души иностранцу.

Важные детали биографии Федора Ивановича Тютчева

В семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие - на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался - все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию - читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки.

Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью - и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством.

Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни.

В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола - и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути.

Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой - талант писателя оценивают во всех кругах сразу.

Здесь, на чужбине, Федор Иванович знакомится со своей первой женой Элеонорой, с которой обещает быть рядом и в горе, и в радости. К сожалению, счастливой семейной жизни свершиться помешала, видимо, сама судьба. Однажды, во время путешествия из Петербурга в Турин, судно, на котором передвигалась семья Тютчевых, потерпело серьезное крушение, в спасательной операции непосредственными участниками стали все, кто находился на корабле - говорят, семью Тютчевых спасал сам Островский, который волей случая также оказался в этом путешествии. Нежная и слабая женщина с трудом перенесла такой сильнейший стресс, и совсем скоро после приезда домой Элеонора сильно заболела. Совсем немного времени прошло до печального момента ее смерти, которая произошла прямо на глазах писателя - говорят, волосы Федора Ивановича за одну ночь покрылись старческой сединой, а стресс, который пережил он от смерти супруги, сложно сравнить с другими потрясениями всей его жизни.

Несмотря на это печальное событие, Федор Иванович не потерял интерес к жизни - уже совсем скоро он представил свою новую супругу Эрнестину, с которой, по слухам современников, его роман начался задолго до смерти первой жены. Интересно, что и Эрнестина довольно рано потеряла своего супруга - тот скончался от неприятного, но очень распространенного в то время заболевания, а Тютчеву завещал приглядывать за своей супругой. Возможно, именно общее горе так сблизило двух одиноких людей, и именно это подарило им шанс на счастливое будущее вместе.

Несмотря на успешную и действительно стремительно развивающуюся карьеру, в 1839 году Федор Иванович был вынужден оставить службу за границей и отправиться в страну, которую так горячо любил и так часто воспевал в своих произведениях. Здесь его застала и настоящая русская зима, которой так не хватало ему в поездке, и самая теплая, светлая весна, о которой Федор Иванович отзывается с таким теплом и всепоглощающей любовью.

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»


Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Стихотворение «Зима недаром злится» было написано Федором Ивановичем Тютчевым как раз в то время, когда писатель много путешествовал по миру. Здесь показано все, что нужно и так хочется увидеть русскому человеку, от всей души скучающему по своей горячо любимой родине. Тютчев в стихотворении убеждает читателя, что такая прекрасная ранняя весна может быть только в родной стране – здесь и весенняя капель, и долгожданное тепло.

Интересно, что времена года в этом стихотворении Тютчева представлены яркими и живыми образами – каждое время года обладает собственным, особенным характером, который полностью соответствует погоде в это время года. Зима – злая ведьма, которая пугает своими лютыми морозами, покрывает города снегом и прячет их от людского взора, а весна – юная прелестница, которая только и делает, что улыбается и веселится.


Такие образы приятны и легки для восприятия любому жителю нашей страны вне зависимости от возраста – дети с легкостью запоминают строки из произведения, ведь само стихотворение напоминает добрую сказку со счастливым концом, а взрослые получают возможность окунуться в мир детства и невинности, когда все еще было легко и понятно.

Безусловно, Тютчев оставил после себя просто колоссальное наследие, которое интересно сегодня самым разным категориям граждан. Среди его произведений существует широкий выбор направлений, который доступен любому желающему:

Пейзажная лирика

Любовная лирика

Гражданская лирика

Память о писателе не только не уменьшается, с каждым годом она становится все глобальнее – Федор Иванович увековечен в самых разных памятниках, его именем называются целые аллеи и улицы, а школьники с удовольствием читают его произведения, которые являются неизменной и неотъемлемой частью школьной программы.
Благодаря действиям, которые Федор Иванович совершал при жизни, память о нем и его творчество живы всегда в сердцах и душах его почитателей и ценителей его творчества.

Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет поэта; выставка книг с произведениями Тютчева.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Новый материал.
  6. Физминутка.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Итог урока. Комментирование оценок
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Речевая разминка.

Учим чистоговорку (сначала учитель читает вслух, затем дети повторяют ее хором).

На - на - на - наконец пришла весна.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Ка - ка - ка - разлилась наша река.
Ель - ель - ель - с крыши капает капель.
Чьи - чьи - чьи - на улице ручьи.
Ождь - ождь - ождь - льет весенний дождь.

3. Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.

4. Сообщение темы и целей урока .

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева иего произведением « Зима недаром злится». Выясним, как поэт представлял себе зиму и весну.

5. Новый материал

Для начала познакомимся с биографией поэта (на доске висит портрет). Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Службу провёл в Турине. Благодаря своим путешествиям, его творчество насчитывает сотни произведений, в которых он описывает интересные события. Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.

Учитель предлагает детям на перемене познакомиться с выставкой книг с произведениями Ф. И. Тютчева.
Работа над стихотворением (учитель читает его наизусть).

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Словарная работа (слова написаны на доске).

  • нудит
  • трезвон
  • наперекор

Какие времена года встречаются в стихотворении?

Как охарактеризовал их поэт?

Какие отношения между зимой и весной?

Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

(Картина Крымова "Зимний вечер" )

Подготовка к выразительному чтению (ищем паузы, ставим логическое ударение, определяем темп чтения, тон).

Сколько строф в стихотворении? (пять)

Сколько продолжительных пауз? (четыре)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится?

Подберите синонимы к слову «недаром » (Не зря, не напрасно).

Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).

Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"

Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)

Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).

Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?

А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).

Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

4 и 5 строфы дети читают самостоятельно.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).

Как поэт называет Зиму? Весну?

Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

Синоним к слову "наперекор"? (Назло)

Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

6. Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

Подготовка к выразительному чтению.

Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь.

Чтение стихотворения учащимисявслух четверостишьями, по очереди.

7. Самостоятельная работа.

Выписать в тетрадь слова-действия, характеризующие зиму и весну (работа по вариантам). Проверка.

8. Итог урока.

С каким произведением познакомились?

О каких изменениях в природе мы узнали?

Что ещё нового узнали?

Оценить учащихся.

9. Домашнее задание.

Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.