Окончанию училища. Каковы перспективы после окончания профессионального училища

Согласно ФГОС НПО 2010 года начальное профессиональное образование можно получать в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. ПТУ) - в РФ - основное звено системы профессионально-технического образования. 8го класса обязанны были закончить среднее образование в вечерней школе, либо в ПТУ… Это действительно так, или не совсем верно, и образование ПТУ нельзя считать как среднее…

В советское время состоял из ПТУ (полное название - Среднее Городское Профессионально-техническое училище - СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи).

Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. Среднее-специальное или профессионашльное - это после 8-9 класса ПТУ (проф.тех.училище), т.е. доучивание до 10-11 классов общеобразовательных предметов+проф.ориентация. 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. В начале 90-х гг. в системе Министерства образования РФ находилось свыше 4 тыс. училищ.

М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. На самом деле, на качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Итак, колледж – это какое образование? А какое образование после училища? Колледж (какое образование и в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа являются более перспективными и выше котируются работодателем. По качеству обучение в них довольно плотно приближено к высшему образованию.

Из-за пробела в формулировках нового закона «Об образовании» придется переписывать образовательные стандарты

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент лиц, успешно поступающих в вузы, значительно выше среди выпускников колледжей, нежели среди тех, кто окончил техникум либо училище. Не в последнюю очередь это обусловлено особыми льготами (иногда даже негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. В рамках образовательной реформы, ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). Впрочем, на качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Эти пользователи сказали Спасибо olvit за этот пост:

Я тоже указывала Vocational School при регистрации заявки, так как очно я училась только в ПТУ, но после окончания 11 класса. А почему вы упомянули ОЧНО, разве заочное образование не учитывается?

1 сентября нынешнего года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Начальное профессиональное образование вообще выпало из правового законодательного поля, оно просто не прописано в законе. Например, разработка новых ФГОСов становится актуальной в связи с разработкой профессиональных стандартов, - считают в ведомстве.

Учреждения профессионально-технического образования. Для освоения многих профессий совсем необязательно учиться пять или шесть лет в вузе – порой достаточно среднего профессионального образования. ПТУ (профтехучилищ) в Москве уже почти не осталось. В начале 90-х годов из аббревиатуры ПТУ решили убрать букву «т», ведь теперь здесь можно получить не только технические, но и другие специальности.

ГК, имеют: выигравший (муж) 8кл. = ПТУ, его супруга имеет очный техникум и заочный институт..

Получить профессию и начать работать по специальности можно уже через 2-3 года. Кроме того, среднее профессиональное образование более доступно абитуриентам по стоимости. Профессиональные училища готовят слесарей, электриков, монтажников, парикмахеров, поваров и других представителей рабочих профессий.

Их основное отличие от училищ и техникумов заключается в повышенном уровне подготовки, приближенном к высшему образованию

Программы колледжей предполагают многопрофильное образование. Во времена СССР в профучилища отправляли, прежде всего, трудных подростков, хулиганов, с целью исправить их трудовым образованием. Стать учащимся ПУ несложно – по закону достаточно окончить девятый или одиннадцатый класс общеобразовательной школы, выбрать училище или колледж и написать заявление в приемную комиссию. В ПТУ учащиеся, поступившие после 9-го класса, получают среднее образование по программе общеобразовательной школы + специальность, поступившие после 11-го класса - только специальность.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Вот решила все таки выяснить этот вопрос. Работаю в студенческой поликлинике. Заключаю в т.ч. договоры с уч. заведениями - часто учащиеся совсем не обращают внимание на их полное наименование.

И почему иногда в дипломах прям пишут средне-профессиональное образование? В анкете рна указала институт….Но если заочное отделение не учитывается, то выходит у нее нет высшего образования?…. Судя по всему вы учились уже по новой постсоветской программе и как я понимаю, 11 классов, это полный курс средней школы….

Каким образованием считать ПТУ?

Доброго времени суток! Такая проблема. Мою знакомую собираютья уволить с работы, потому что уровень образования не соотвествует занимаемой должности. У нее имеется документ/диплом об обучении в ПТУ. Но как отнекиваются представители кадров, мол, такое образование считается начальным и не может считаться средним-специальным. Правомерны ли их действия? Директор училища, где проходило обучение, сказал, что раньше (до 2011) такое образование считалось начальнм, но позже вышел закон, о том. что такое образование нужно считать средним. Надеюсь понятно объяснил.

Считается средне-профессиональным образованием, ранее было начально профессиональным

Виктор, объяснили Вы понятно. Я Вам тоже объясню понятно, если Вы укажите должность, на которой работает Ваша знакомая.

Главный специалист в районной администрации. Образование 89 года, продавец товаровед. Отработала уже 25 лет, и вот такой подарок предподнесли кадры в начале недели.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.03.2016)
«Об образовании в Российской Федерации»

1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

Т.е. среднее профессиональное образование

Здравствуйте. В соответствии с ФЗ «Об образовании» профессиональное образование бывает средним и высшим. Среднее - это ПТУ, колледжи. Высшее - это ВУЗы. Пусть ваша знакомая попросит кадровиков ознакомиться с данным законом и придумывать какое -то начальное профессиональное образование. Ранее такое было, но теперь его нет и диплом ПТУ - эо диплом о среднем профессиональном образовании. Глава 8 ФЗ «Об образовании»

В соответствии с законом «Об образовании в РФ»,

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

При этом в отношении лиц, получивших образование ранее, указано:

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

Т.е. даже при получении вашей знакомой начального проф. образования оно приравнивается к среднему проф. образованию.

Тут надо смотреть должностную инструкцию. Вполне возможно, что гл. специалист должен иметь высшее образование. Тогда они правы. но если там не указано про образование или сказано, что требуется средне - специальное - тогда знакомая соответствует должности по уровню образования и кадровики неправы.

Дополню свой ответ

Статья 23. Типы образовательных организаций

(см. текст в предыдущей редакции)

Коллеги, не среднее профессиональное образование, а среднее профессиональное образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 68) с реднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена .

В соответствии со ст. 108 закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена .

Таким образом, начальное профессиональное образование не соответствует среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена, что, скорее всего, требуется для занятия должности муниципального служащего.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Какое образование получают в колледже и техникуме

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище - что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум - это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище - это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ - только НПО.

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, - работа нянечки.

Итак, колледж - это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные - ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

(Пока оценок нет)

Образование по-прежнему в цене - каждый работодатель хочет нанимать на работу квалифицированные кадры. Но, чтобы устроиться на хорошую работу, вовсе не обязательно поступать в ВУЗ и получать диплом. На сегодняшний день выпускники техникумов, колледжей и училищ имеют все шансы удачно построить карьеру. После 9-го класса у них есть возможность учиться в престижных колледжах. Поступив в техникумы и колледжи после 9 класса, закончив их и начав работу, они быстро накапливают теоретические и практические знания, а затем имеют хорошую возможность заочно учиться в университете.

За границей колледжи - это что-то престижное и дорогое. В нашей стране сегодня наряду с привычными училищами и техникумами всё чаще стали открываться учебные заведения подобного типа. Есть ли между этими учебными заведениями существенные различия?

Эти образовательные учреждения имеют несколько общих параметров.

1. Техникумы и колледжи относятся к 1-2 ступени аккредитации, это означает, что окончив эти учебные заведения, выпускники имеют возможность получить звание младшего специалиста и бакалавра.

2. Схожие условия прием абитуриентов: после окончания школы необходимо сдать экзамены, набирая нужное для поступления в училище количество баллов. Как правило, обучение после 9 класса бесплатное. Если после окончания 11 класса у выпускника не получилось набрать необходимое количество баллов, то он может перевестись на платное отделение в техникум или училище.

3. В колледже после 9 класса студенты получают фундаментальную и усиленную подготовку, поэтому считается, что здесь можно получить более высокий уровень образования. Колледжи Москвы и других городов страны предоставляют студентам широкий спектр возможностей: после 9 класса по окончании колледжа студенты могут получить одновременно несколько профессий, а также усилиями преподавательского коллектива ведется работа по переподготовке специалистов и научно-исследовательская работа.

Сегодня во всем мире весьма востребован высококвалифицированный рабочий труд. Прежние профессиональные училища ПТУ получают новые названия: некоторые становятся профессиональными училищами, а другие приобретают название профессионального лицея.

В настоящее время во многих ПТУ идет процесс реорганизации в высшие профессиональные училища.

Насколько престижными являются дипломы об окончании училищ, колледжей и средних специальных образовательных учреждений? Это зависит от потребностей работодателей. Однако независимо от профиля образования к выпускникам училищ, профессиональных лицеев, колледжей предъявляется неизменное требование к высокому профессионализму.

Итак, сделаем выводы:

Техникум и колледж

Техникум и колледж - это одно и то же с некоторой оговоркой: в техникуме вы получаете базовую подготовку, а в колледже обучение ведется по более углубленной программе.

Колледж в российской системе образования - это образовательное учреждение среднего профессионального образования и фактически является синонимом слова «техникум». В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования можно найти разницу в понятиях «техникум» и «колледж».

В колледже можно освоить специальность менеджера, техника, бухгалтера, юриста и др. В колледж можно поступить после окончания 9 или 11 классов школы, получения диплома о среднем профессиональном образовании или после окончания училища. В зависимости от того, какая профессия выбрана, обучаться в колледже придется от 2 до 4 лет. Обучаясь в колледже, абитуриент имеет статус студента, получает студенческий билет и зачетку. Окончив обучение, выпускник получает диплом о среднем специальном образовании по выбранной профессии. Затем можно поступить в ВУЗ или устроиться на работу, но не удастся подняться высоко по служебной лестнице, так как необходимо уже высшее образование.

Училища (ПТУ)

В училищах можно получить специальность парикмахера, монтажника, электрика, слесаря и другие. В любое время эти профессии будут востребованы. В училищах можно получить базовый уровень знаний, в некоторые из них совсем несложно поступить после 9 класса школы. Сдавать вступительные экзамены в училище не нужно - достаточно лишь написать заявление, так что поступить сюда достаточно легко. Однако есть такие училища, в которых на некоторые специальности на одно место претендуют 2-3 человека, поэтому придется сдавать экзамен, чтобы участвовать в конкурсном отборе. По окончании училища можно устроиться на работу по специальности, однако, как в колледжах и техникумах высоко подняться по карьерной лестнице не удастся.

По окончании училища выпускник получает аттестат о законченном среднем образовании и свидетельство о профессии. При поступлении в ВУЗ это не дает никаких льгот, однако, если у выпускника есть красный диплом или достаточный опыт работы специальности, то ВУЗ предоставит льготы.

Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным. В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников». Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» Каким же были советские ПТУ, и почему со временем учиться там стало непрестижным?

Немного истории

Спустя два года после того как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения.

После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию. Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ, которые делились на три основных типа:


- городские и сельские ПТУ для получения рабочей специальности со сроком обучения 1-2 года;

СПТУ – средние профтехучилища, куда принимали молодежь с 8-летним образованием. Срок обучения в них составлял 3-4 года. За это время учащиеся получали общее 10-летнее образование и овладевали рабочей профессией;

ТУ – технические училища, где в течение от 1 до 1,5 лет обучали рабочим специальностям молодежь, окончившую полную среднюю школу.

В таком виде советские ПТУ просуществовали вплоть до развала СССР. Выпускникам выдавался аттестат о среднем образовании и присваивалась соответствующая квалификация.


Кто и почему шел учиться в ПТУ?


Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников, о которой мы говорили в начале статьи. Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки. Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться».

С одной стороны, обидно. Но кое в чем все же верно. Для поступления в техникум, институт или университет требовались серьезные знания в объеме средней школы. Это сейчас диплом о высшем образовании можно купить в любом переходе, а в советское время подавляющее большинство молодежи получали дипломы исключительно благодаря собственным знаниям и стараниям. Тогда как в ПТУ поступали без экзаменов – проще говоря, перекладывали документы из одного учебного заведения в другое, и все. Это была одна из главных причин, по которой у двоечников в СССР была одна дорога: в ПТУ. Одна из главных, но не единственная.


С появлением дефицита в тех же 70-х годах понятие о престижной работе у большинства молодых людей сместилось от рабочих профессий в сторону тех, которые открывали доступ к дефицитным товарам. На этом фоне более способные выпускники средних школ стали чаще подавать документы в торговые и кулинарные техникумы и вузы, а их нерадивые одноклассники – в училища аналогичного профиля. Причем желающих обучиться профессии продавца, повара или кондитера было столько, что одно время в профильных училищах была введена система вступительных экзаменов. И все же поступить туда было гораздо проще, чем в техникум или институт. Да и учиться в ПТУ было легче.

К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала. Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей. Так, некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы. Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе. Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых.

В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году. Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах. В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды. Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели. А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной. Поднимется ли когда-нибудь престиж рабочих профессий? Возможно. Но только при условии, если сдвинется вектор общественного сознания с бездумного потребления к позитивному созиданию. А на это нужно время.

Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет - не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие - это основа промышленности, двигатели экономики.

Однако буквально в последние дни положение начало резко меняться. То ли, пардон, кто-то в одно место кого-то клюнул, то ли кризис и необходимость импортозамещения поставили перед фактом: в этой сфере надо что-то делать, причем срочно!

Окунемся для начала в историю вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) - это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.

Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи. Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ - "помоги тупому устроиться"…

Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт. Ну, или те, над которыми завис топор правосудия…

Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" - выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию. Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало - их осталось едва 20 процентов от "советского" количества.

По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда.

В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах - начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации - стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.

Выпускница 11-го класса Ольга Кузнецова долго размышляла, куда поступать. Сначала смотрела вузы в родном Нижнем Новгороде, потом задумалась о столице. Ольга хотела стать дизайнером одежды - как Роберто Кавалли, Жан-Поль Готье или Валентин Юдашкин. Работа у них вроде не пыльная, а жизнь красивая. Правда, училась Ольга на «тройки». А когда она сдала ЕГЭ хуже всех в классе, родственники стали ей советовать забыть о подиуме. В сентябре Кузнецова пойдет в училище и через два года станет швеей-мотористкой. Это решение далось Ольге нелегко. Сначала Кузнецова винила учителей, которые несправедливо ставили ей низкие оценки, затем одноклассников, которые никогда не помогали. Но потом все вокруг вдруг стали говорить о том, что учиться в ПТУ - это не так уж и плохо, и Ольга смирилась. В этом году впервые с тех пор, как развалился СССР, в колледжах и училищах по всей стране ожидают наплыва абитуриентов. Поднять престиж и популярность профтехучилищ казалось безнадежным делом, но из-за кризиса оно сдвинулось с мертвой точки.

В России кризис рабочих профессий: сантехникам и дояркам в среднем за 50 лет, а молодой смены им нет. В последние советские годы в ПТУ шли 80% девятиклассников, в конце 90-х - 40%, а в 2007 году уже только каждый третий. Учиться в ПТУ в России не модно, не престижно и, главное, ни для чего не нужно. До последнего времени социологи говорили о крайне негативном отношении общества к учебе в училищах. Действительно, зачем менять корочку о высшем образовании на диплом техникума, если так легко поступить в вуз? Исключением из правила стали училища при крупных промышленных холдингах - учеба там давала конкретные гарантии трудоустройства.

Началась рекламная кампания профтехобразования. С начала лета в нескольких регионах крутят радио- и телеролики, вешают билборды и растяжки. Смысл их в том, что быть рабочим не хуже, чем банкиром. Только в Петербурге из городского бюджета на «поднятие престижа профессионального образования» выделили 4,3 млн рублей: молодым людям будут объяснять, на кого можно выучиться и, главное, куда потом можно будет устроиться.

Но эта рекламная кампания, возможно, уже просто лишняя: не надо никого заманивать, говорят эксперты, молодежь и так в этом году будет штурмовать техникумы. Если верить исследованию Высшей школы экономики, еще два года назад строчка об окончании ПТУ в резюме давала основание рассчитывать максимум на 6-процентную прибавку к зарплате. То есть без такого диплома люди получали в среднем всего на 6% меньше, чем с ним.

Но за последние полгода все изменилось. Выпускникам ПТУ теперь найти работу легче, чем специалистам с высшим образованием. И им больше платят. Мама школьной подруги Ольги Кузнецовой работает швеей в ателье, а по вечерам подрабатывает дома частными заказами. В месяц она зарабатывает до 40 000 рублей. Отец Ольги - менеджер по транспортной логистике, с высшим образованием и большим опытом. Весной ему сократили зарплату, и теперь он получает всего 30 000.

Президент портала Superjob.ru Алексей Захаров говорит, что сейчас молодой слесарь часто получает в два раза больше молодого юриста. Например, в Москве токари зарабатывают до 80 000 рублей в месяц, а максимальная зарплата бухгалтера - 70 000. Прораб в столице получает до 100 000 рублей - не меньше архитектора. Инженер-метролог тоже может рассчитывать максимум на 70 000 рублей.

Главными жертвами кризиса стали белые воротнички. Уволив до трети персонала, работодатели с удивлением заметили, что компании запросто обходятся без них. И в то время как в офисах сокращали издержки, затраты и штаты, на каких-то фабриках и заводах по-прежнему не хватало рабочих рук. Оказалось, что даже сейчас есть места, где нужны новые сотрудники. Понятно, что это не гиганты-предприятия, у которых сейчас проблемы: людей набирают те, кого кризис не очень затронул, - например, небольшие швейные или мебельные фабрики, предприятия пищевой промышленности, ЖКХ , частные фирмы, требуются рабочие руки в сельском хозяйстве. Нужны почти все: грузчики, электрики, автослесари, машинисты, монтажники, разнорабочие, слесари, плотники, комплектовщики, трактористы и маляры.

По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, последние полгода каждая десятая вакансия появляется в рубрике «Промышленность/производство». Вакансии в рубрике «Юриспруденция» составляют всего 1,68% всех предложений, а в популярных «Информационных технологиях» - меньше 5%.

Пропаганда все равно нужна, говорят школьные учителя. Только одной рекламы в прессе мало: потенциальные пэтэушники газет не читают. Проблема в том, что за последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип: в ПТУ идут только неудачники и бедняки, а кто поуспешнее идут в вузы, пусть даже никому не известные, коммерческие - лишь бы в названии значилось «университет» или «академия».

«Если не поступлю в вуз, лучше в армию пойду, чем в ПТУ, - говорит выпускник этого года москвич Андрей Кочетков. - Не для того я 11 лет учился, чтобы стать слесарем». Родители сына поддерживают. Правда, по другим причинам. Мама Андрея, Марина Климова, опасается, что сын, «связавшись с рабочими, сам станет алкоголиком». «Ну и что толку, что у рабочих зарплаты выше, так они половину пропивают», - переживает она.

В училище №97 в подмосковном поселке Строитель неподалеку от Можайска на 125 мест уже сегодня записались 100 человек. Это «аншлаг». У Инны Клевцовой, заведующей библиотекой училища, очень хорошее настроение: в прошлом году учеников с трудом набрали к сентябрю. А в этом еще и мест стало больше: открылись курсы по четырем новым специальностям - сварщик, электрик, ветеринарный фельдшер и садовник. В училище идут дети из самых разных семей: есть среди них и трудные подростки, и отпрыски вполне состоятельных родителей. Самой большой популярностью пользуются специальности тракториста-машиниста, повара и автослесаря. Клевцова рассказывает, что в Подмосковье сейчас много развитых агрокомпаний, где требуются трактористы. Много частных фермеров. Кафе и автомастерские есть везде, а вот найти работу юриста или экономиста в маленьком поселке практически невозможно.

Для тех, кто завалил ЕГЭ, ПТУ - единственный шанс получить профессию и не потерять год до пересдачи единого экзамена. Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов говорит, что в этом году 3% выпускников сдали на двойку ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Это значит, что 30 000 подростков не получат аттестаты об окончании средней школы. Пополнят ряды учеников ПТУ и те, кому не хватит баллов для поступления в вуз. Прием в институты уже заканчивается, а в училища зачисляют до сентября, в некоторые - и до декабря. К тому же туда не надо сдавать экзамены. Конкурса нет практически нигде. По крайней мере, пока.

Наконец-то люди начали понимать, что можно жить и без высшего образования, а с вполне себе среднеспециальным. раньше из-за стереотипа о вышке куча школьников атаковала ВУЗы, засоряла ряды студентов, совершенно не понимая зачем им высшее образование и не планируя работать по специальности. А над ПТУшниками открыто стебались и не считали их за людей. А потом сложилсась ситуация, когда на одного человека, "работающего руками" приходилось до десяти "начальников" и "разработчиков" - совершенно неадекватная и неработоспособная ситуация. а куча людей, получивших высшее образование потом шли работать по тем специальностям, где вполне достаточно "технаря". фактически люди тратили время, не получали соответствующую образованию работу и шли работать куда придётся.

Причём этот стереотип о высшем образовании навязывался нам ещё со школы. когда я учился то, учителя не говорили про ПТУ - только про ВУЗы. Родители большинства моих одноклассников тоже не планировали, чтобы их дети учились в колледжах: уж лучше плохой институт, чем хороший техникум - стандартная позиция. где потом будут работать их дети с "вышкой" они не знали, на что надеялись - непонятно. Хотя могли начать работать (+платить налоги + содержать семью) практически сразу после окончания обучения. Я собственно не намного их лучше, т.к. работаю не по специальности, которую получил в универе.

С ребятами из колледжей мне довелось пообщаться в молодёжном движении. там есть разные люди. Есть раздолбаи, а есть и очень умные, добрые и искренние ребята. Разница между ними вовсе не в уровне интеллекта, как некоторые считают - разница в только том внимании, которое общество и государство им уделило. Я знаю достаточно много примеров, когда ребята ведущие совершенно асоциальный образ жизни (и даже участники радикальных политических организаций) сильно менялись после внимания, которое они получали в молодёжном движении. они с интересом начинали заниматься очень даже общественно полезными вещами, с удовольствием развивались и пытались уже сами повлиять на своих ровестников, которые всё ещё пили пиво во двориках. Но это про людей.

А про качество образования и востребованность выпускников - выпускники среднеспециальных учебных заведений очень даже востребованы. Более того, ессь примеры, когда выпускник технаря получает больше выпускника ВУЗа сразу же после окончания. Особенно это заметно в специальностях, куда долгое время не готовились нормальные кадры - это и слесари, и токари, и даже строители - перечислять можно долго. Т.е. сегодня на таких работников есть спрос. И он достаточно большой. Поэтому ребята туда и идут. Работать они начинают сразу же после окончания и уже вполне могут содержать семью. Свою семью - ячейку общества.

Вот именно такое впечатление у меня о ПТУшниках. Так что вопли о бесперспективности и непрестижности такого образования - это брюзжание ничего не знающих про эту сферу образования и рынка труда людей.

felichita: Современная система образования, особенно платная, этого самого образования фактически не даёт. Сейчас почти каждый с дипломом вуза, а где специалисты, профессионалы? Всё постсоветское пространство напоминает американскую Силиконовую долину по кол-ву дипломов на душу населения. А нужно ли столько для страны при полном отсутствии трудоустройства?
5-6 лет семья тянется из последнего, чтобы дать ребёнку образование, а в результате - диплом хоть на гвоздик в туалете вешай.
В период кризиса очень актуально в малые сроки при малых затратах получить профессиональные навыки, освоить несложную работу.